Знаем , умеем , покажем (урок конкурс)
методическая разработка на тему

Будко Наталья Афанасьевна

 

 

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ УМЕЛЫЕ РУКИ

(1-й год обучения)

 

 

 

 

 

                           Педагог дополнительного

                                  образования

                                  Будко Наталья Афанасьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2009г.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Знаем, умеем, покажем» (занятие-конкурс).

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ:

- определить уровень знаний, умений и навыков, полученных на занятиях по изготовлению мягких игрушек;

- закрепление знаний;

- воспитывать эстетический вкус;

- расширить кругозор детей;

- способствовать привитию речи детей;

- способствовать организации коллектива, воспитание навыков сотрудничества.

 

ОБОРУДОВАНИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ:

- заголовок темы «Знаем, умеем, покажем»;

- названия команд «Знающие», «Умеющие»;

- плакаты: 1) технологическая последовательность изготовления игрушек; 2) изобретение выкроек; 3) ручные швы;

- столы для работы; стулья, школьная доска;

- инструменты для практической работы (иголки, ножницы и т.д.);

- недошитые мягкие игрушки;

- стол для выставки готовых работ;

- фишки.

 

                    ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

1.  Организационный момент.

2.  Основная часть.

3.  Заключительная часть.

 

Педагог: Здравствуйте, девочки! Сегодня у нас необычное занятие.

Входит девочка в костюме Красной Шапочки.

Педагог: Здравствуй, девочка! Ты кто?

Красная Шапочка: Здравствуйте! Я – Красная Шапочка. Я живу в сказке. Пока книга со сказками стоит на полке в библиотеке, я решила погулять.

Педагог: Значит, ты наша гостья… А гостям мы всегда рады, правда, девочки?

Девочки: Да, конечно, очень рады…

Педагог: Красная Шапочка, ты попала в объединение, где девочки учатся шить мягкие игрушки. А ты любишь играть и сама шить мягкие игрушки?

Красная Шапочка: Да, да. Я очень люблю играть с мягкими игрушками, правда, шить я почти не умею.

Педагог: Это дело поправимое. Ведь наши девочки несколько месяцев назад, как и ты тоже, не умели шить игрушки. А сегодня на этом занятии, которое называется «Знаем, умеем, покажем» они готовы поделиться с тобой своими знаниями, которые они приобрели на занятиях кружка «Умелые руки».

Красная Шапочка: Я очень рада, и с удовольствием поучусь у них.

Педагог: Тогда присаживайся за любой столик, а мы начнем наше занятие-конкурс, на котором вы закрепите свои знания и умения. Цель этого конкурса – вспомнить и закрепить технологическую последовательность изготовления игрушек. Для этого я разделила вас на две команды: «Знающие» и «Умеющие». Конкурс наш состоит из пяти туров. От активности и правильных ответов каждого участника зависит результат конкурса. Победит та команда, у которой будет больше фишек (фишка – правильный ответ). Как вы считаете: что появилось раньше – иголка или одежда?

Дети: Одежда.

Педагог: Конечно, одежда. А с чего мы начинаем изготовление игрушки?

Дети: С выбора игрушки.

Педагог: Правильно. Или как еще называется эскиз. А вы знаете, кто разрабатывает эскизы мягких игрушек?

Дети: Художник.

Дети рассказывают из истории мягкой игрушки.

Педагог: А вы хотите побыть в роли дизайнеров?

Дети: Да, конечно.

Педагог: Вот это и будет заданием первого этапа. На листах вы нарисуете эскиз своей любимой мягкой игрушки.

Дети выполняют задание. После выполнения педагог прикрепляет к доске все работы воспитанников.

Педагог: Молодцы! У нас получилась целая выставка рисунков ваших любимых мягких игрушек. Переходим к следующему этапу изготовления игрушек.

Дети: Выбор ткани.

Педагог: Правильно, это второй этап нашего конкурса. Какого происхождения бывают ткани? Мои загадки помогут вам об этом вспомнить.

Педагог: Молодцы! С этим заданием вы справились. А какой следующий этап в изготовлении игрушек?

Дети: Это изготовление выкроек деталей игрушки.

Педагог: А что такое выкройки?

Дети: Это картонные детали изделия (рассказ о происхождении выкройки).

Педагог: «Молодцы! А заданием будет то, что каждый член обеих команд будет подписывать на выкройках сколько необходимо деталей (дети по очереди подходят к плакатам, где начерчены выкройки и подписывают).

Педагог проверяет работу детей и если есть ошибки, попросит команды исправить.

Педагог: Выкройки готовы, а какой следующий этап?

Дети: Раскрой деталей игрушки.

Педагог: Какой инструмент необходим, чтобы выполнить раскрой?

Дети: Ножницы.

Педагог: А кто скажет, когда они появились и как выглядели?

Дети рассказывают историю возникновения ножниц.

Педагог: Какие же вы молодцы, но я вижу, вы немного устали. Давайте поиграем.

Красная Шапочка: У нас в деревне тоже дети любят играть в разные игры.

Педагог: Может, ты и нас научишь хоть одной игре?

Красная Шапочка: Конечно! (Она рассказывает правила игры и проводит саму игру). Игра «Сбор хлопка».

Педагог: Мы с вами вспомнили несколько этапов изготовления от выбора игрушки до раскроя. А какой следующий этап?

Дети: Пошив игрушки и ее оформление.

Педагог: Правильно, и сейчас мы вспомним, какие ручные швы мы при этом используем. Для этого под нарисованными на плакатах видами швов вы должны написать их название.

Дети по очереди подходят к плакатам с изображенными швами и выполняют задание.

Педагог: Сейчас вы сможете применить эти швы на практике, но перед началом работы давайте вспомним правила техники безопасности.

Дети рассказывают эти правила.

Педагог: Правила вы знаете, а как вы их соблюдаете, мы сейчас узнаем. Итак, переходим к практической работе.

Дети дошивают игрушки, оформляют их.

После окончания педагог предлагает посадить свои игрушки на приготовленный стол и рассказать сказку.

Педагог: Мы показали свои знания и умения в изготовлении игрушек, а теперь перечислим алгоритм изготовления игрушки.

Дети перечисляют этапы алгоритма.

Педагог: Красная Шапочка, теперь и ты узнала какой путь нужно пройти, сколько необходимо знать и уметь для того, чтобы изготовить игрушки.

Красная Шапочка: Да, мне, очень интересно было это узнать, и теперь мне есть, что рассказать своим сказочным подругам.

Педагог: Вот и подходит наше занятие-конкурс к завершению. Пора подводить итоги.

Дети подсчитывают фишки, определяется победитель.

Педагог: Красная Шапочка, я прошу тебя вручить победителю главный приз, а второй команде – утешительный приз.

Вручение призов.

Красная Шапочка: Я очень рада тому, что я попала к вам в гости, но мне пора возвращаться в свою сказку.

Педагог: Мы тоже рады встрече с тобой, дорогая Красная Шапочка. Правда, девочки?

Красная Шапочка уходит. Педагог желает детям успехов на последующих занятиях в кружке «Умелые руки» и тоже прощается с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1.

Загадки:

 

Голубой глазок, золотой стебелек,

Скромный на вид, на весь мир знаменит.

Кормит, одевает и дом украшает.      

                                         (Лен).

 

В высоком дворце маленькие ларцы.

Кто их открывает, белое золото добывает.     

                                         (Хлопок).

 

Топили, колотили, мяли, трепали,

Рвали, кружили, ткали, на стол постилали,

На себя одевали.     

                                         (Лен).

 

На стеблях белеют чашечки,

В них и нитки, и рубашки.     

                                         (Хлопок).

 

Не прядет, не ткет, а людей одевает.

                                         (Овца).

 

По горам, по долам

Ходят шуба да кафтан.   

                                         (Овца).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2.

Техника безопасности

 

Иголки надо сосчитать,

Когда садишься за работу.

Потом внимательно собрать,

Хотя бывает неохота.

Ты не бери иголку в рот,

Иголка острая не плод!

Ты лучше с нею не шути,

А то окажется внутри.

Работать с ножницами можно,

Но только очень осторожно:

Не бегай с ними по квартире –

Так можно сделать «харакири».

Напомнить хочу про рабочее место

Диван или кресло – нет, там не место!

Усядемся лучше за стол,

И ткань здесь разложим и мыло найдем.

Лишь окончена работа –

Инструментам нужна забота.

Не забудь ты их закрыть

И на место положить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выкройки.

 

Выкройки – шаблоны для раскроя ткани известны очень давно, еще с X века. Они являлись собственностью членов портновских цехов и тщательно оберегались от копирования.

Бумажные выкройки появились только в XIX веке.

Только с 1850 года бумажные выкройки стали публиковаться в журналах в качестве приложений. Выкройки нового фасона платья могли быть серьезным конфликтом между дамами.

 

 

 

Ножницы.

Ручки двух ножей соединим пружинящим мостиком, так три с половиной тысячи лет назад получились ножницы для стрижки овец. А больше тысячи лет назад мостик заменили гвоздиком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История мягкой игрушки.

 

Первые мягкие игрушки появились в начале 20 века в Германии. Немецкая мастерица Маргарет Штайф придумала мягких маленьких слоников. Они вначале служили подушечками для булавок. Но детям они очень понравились, как мягкая игрушка. Тогда Маргарет создала целый зверинец – слоников, кроликов, обезьян, верблюдов и многих других. Сшиты они были из бархата и плюша.

А в1903 году Маргарет Штайф создала самого первого плюшевого медвежонка – Тедди. Он так понравился и детям и взрослым, что игрушечных медвежат стали выпускать в других странах.

В наше время мягкая игрушка – самая популярная. У каждого из вас есть мягкая игрушка, есть и самая любимая. А вы знаете, кто разрабатывает эскизы игрушек? (Дизайнеры) художники-конструкторы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-конкурс. Литературный бой "Твое оружие - твои знания", 8 класс.

Предлагаю урок, который можно провести как внеклассное мероприятие по литературе. Материал, по усмотрению учителя, может использоваться и в других классах....

Применение игровых технологий на уроках французского языка в начальной школе.(Сценарий урока-конкурса по теме"осень"во 2 классе.)

Уроки-конкурсы в начальной школе можно использовать для проверки усвоения пройденного материала, для оптимизации процесса повторения, для осуществления принципа коммуникативной направленности изучения...

Урок-конкурс для учащихся 3 класса (резервный урок в конце 4 четверти по итогам пройденных тем по учебнику М.З. Биболетовой Enjoy English – 3) «Welcome to DISNEYLAND»

В материале представлена подборка конкурсов, благодаря которым ребята смогут продемонстрировать свои навыки и умения, полученные в начальной школе. Использование Диснеевских мультперсонажей сделает ур...

Конкурсная программа "Знаем, умеем, применяем"

Конкурсная программа "Знаем, умеем, применяем" представляет собой серпантин конкурсов, которые можно использовать на внеклассном мероприятии по социально-бытовой ориентировке и на любом другом внеклас...

Урок-конкурс "Действия с обыкновенными дробями" (Урок посвящён году литературы).

Данный урок способствует выработке навыков и умений решать задачи, уравнения, примеры, используя правила действий с обыкновенными дробями; закрепить в ходе упражнений полученные знания. Тип урока...

Урок контроля и коррекции знаний по теме"Поясные изделия" 7 класс (урок-конкурс)

Данный урок- конкурс способствует получению метапредметных результатов в процессе выполнения логических операций, вывлению и закреплению теоретических и практических знаний и умений по основным раздел...