проект "РОССИЯ - НАВСЕГДА!"
материал (5 класс) на тему

Ефимуркина Светлана Викторовна

Хочу, чтоб наши дети не потеряли русских корней, знали быт, обычаи Руси, песни, пляски, игры, колядки. Все  это мы с ними изучаем, а потом представляем другим. Думаю, все эти элементы русского искусства позволяют воспитать настоящих патриотов. По крупинкам, по зёрнышкам хочу докопаться до русской души. Поэтому традиционными праздниками,  являются посиделки, ярмарки, колядки, проводы русской зимы. Это праздники не только моих  детей, но и всей школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt1.docx89.91 КБ
Файл proekt1.docx89.91 КБ

Предварительный просмотр:

РУСЬ-НАВСЕГДА!

. 

Гляжу в озёра синие,
В полях ромашки рву,
Зову тебя Россиею,
Единственной зову.
Спроси, переспроси меня -
Милее нет земли.
Меня здесь русским именем
Когда-то нарекли.

Красу твою не старили
Ни годы, ни беда,
Иванами да Марьями
Гордилась ты всегда.
Не все вернулись соколы -
Кто жив, а кто убит…
Но слава их высокая
Тебе принадлежит.

Гляжу в озёра синие,
В полях ромашки рву,
Зову тебя Россиею,
Единственной зову.
Не знаю счастья большего,
Чем жить одной судьбой:
Грустить с тобой, земля моя
И праздновать с тобой.

Слова: И. Шаферана

Описание проекта

1.Вид проектной деятельности: коллективный творческий проект.

2.Сведения о руководителях проекта

Степаненко Татьяна Вячеславовна, Ефимуркина Светлана Викторовна, воспитатели группы продленного дня.

3. Теоретическая и практическая значимость проекта: получение информации из различных источников, расширить представления детей о сказках, знакомство с устным народным творчеством (песни, сказки, пословицы, поговорки), развитие активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка.

4. Актуальность проекта.

    Сегодня, мы на многое смотрим  по-иному, многое для себя заново открываем. С уверенностью можно сказать, что большинство детей, к сожалению, поверхностно знакомы с народной культурой.    

     Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники отмечали? Ответить на эти  вопросы - значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством.

 Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать, свои истоки свое прошлое, историю и культуру своего народа и создан этот проект. Он способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам,  интерес к самобытной русской культуре.

    Воспитывая детей, мы стремимся вырастить человека, знающего и любящего свою Родину. А это невозможно без глубокого познания духовного богатства народа, его истории.  Дети не различают, а зачастую не знают, что такое потешка,  закличка,  прибаутка, народная игра, песня, названия русских народных инструментов. Ребята не  знакомы с бытом, обрядами и традициями русского народа. Проект позволит расширить и углубить знания детей о русской народной культуре.

Процесс познания и усвоения духовной культуры должен начинаться как можно раньше. Ребенок должен впитывать истоки своего народа через колыбельные песни матери, потешки, игры - забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративного народного искусства. Только в этом случае народное творчество оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

К сожалению, в настоящее время ребенок часто засыпает не под колыбельные песни мамы, а под песни на  музыкальном центре. Общение детей друг с другом часто заменяет просиживание перед Интернетом,  телевизором, компьютером. Дети очень мало знают загадок, считалок,  закличек, дразнилок, пестушек.

 Всякие знания, чтобы они приобрели практическую значимость, требуют обобщения и применения. Необходимо научить ребенка добывать знания не только привычными методами, а находить творческий подход к поставленной цели. Проектное обучение имеет свои особенности, которые во многом повышают степень личной уверенности каждого из участников.  Конечно, организовать в  школе такой сложный вид работы с учащимися, как выполнение  проекта, – весьма не простая задача, требующая сил, значительного времени, энтузиазма.  Результат такой деятельности в полной мере позволяет оправдать эти затраты и дать ощутимый педагогический эффект, связанный прежде всего с личностным развитием учащихся.

Сегодня, когда идет реализация комплексного подхода в образовании, мы пришли к выводу о том, что необходимо сформировать у детей стойкий навык учиться, соединять знания и практическую направленность, научить самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.   Приобщение детей к народной культуре является средством формирования их патриотических чувств и развития духовности. —Данный проект направлен на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа.

Немаловажную роль в этом играет активизация новых технологий, так как они помогают подходить к ученикам дифференцированно: одаренные учащиеся получают задания углубленного характера, а дети, имеющие более слабый уровень подготовки, имеют возможность проявить себя,  подбирая материал облегченного характера.

Цели, достижению которых способствует проектная деятельность:

  1. расширять кругозор учащихся;
  2. находить источники информации;
  3. уметь работать в группе, команде;
  4. искать нестандартные, оригинальные решения;
  5. раскрывать индивидуальный потенциал;
  6. принимать самостоятельные решения;
  7. уметь ставить задачи и решать их;
  8. доводить начатое дело до конца.

Создание условий: 

  1. уголок “Русская изба”;
  2. выставки произведений народного творчества;
  3. иллюстрации по народной тематике;
  4. костюмы для театрализации;
  5. народные  музыкальные инструменты;
  6. сборники народных игр, песенок, потешек.

Формы работы с детьми: 

  1. Художественно-творческая деятельность: изобразительная деятельность, аппликация, лепка.
  2. Музыкально-театральная деятельность.
  3. Художественная литература, народный фольклор.
  4. Проведение народных праздников.
  5. Знакомство с народным фольклором, русскими  народными инструментами.
  6. Концертные выступления воспитанников

Цели и задачи  проекта: приобщить детей к истокам русской народной культуры, пробудить интерес к национальным, культурным, нравственным устоям и традициям русского народа, расширить представление учащихся об укладе жизни, быте наших предков,   воспитать у детей способность и умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умения и навыки исполнительской деятельности.  показать разнообразие жанров фольклора, ее значение для русской истории и культуры,   содействовать патриотическому воспитанию, уважению к прошлому своего народа, развивать умения самостоятельной работы с дополнительной литературой, историческими источниками;

. Исходя из цели проекта, был определен круг задач: 

   Образовательные:

-формировать у обучающихся умение видеть перед собой цель и  ставить такие задачи, которые помогли бы ее достигать;

-формировать у школьников умение работать в коллективе, самостоятельно находить и выбирать нужную для защиты проекта информацию, пользоваться ресурсами сети Интернет;

   Развивающие:

- развитие эстетического вкуса учащихся к устному народному творчеству, получение  навыков сценического выступления, развитие речи, памяти.

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к русскому фольклору, любовь к искусству, своему народу и его традициям. 

Ожидаемые результаты:

1.Заинтересованность школьников русским фольклором.

2. Развитие стойкого интереса к совместной поисковой деятельности.

3. Стремление обучающихся к практическому использованию жанров детского фольклора.

Последовательность реализации поставленной цели:

1 этап.  Экскурсии в музеи народного творчества,    проведение познавательных бесед о народном творчестве,  проведение занятий по народному творчеству    знакомство с народным костюмом.

2этап. Организация и посещение театральных спектаклей, концертов профессиональных фольклорных и танцевальных коллективов

3 этап.  Совместная работа воспитателей, детей и родителей по использованию изученного материала. Включение  русских обрядов, фольклорного материала в праздники,   посиделки, театральные представления, спектакли и развлечения, в самостоятельную деятельность;

 4 этап. Создание презентации и буклета .

1 этап

Цель: изучение народных традиций; формирование и развитие этнокультурной компетентности детей  школьного возраста.

Задачи:

  1. познакомить детей с устройством русской избы; дать им  представление об истории быта русского народа; познакомить учащихся с миром традиций народов России, их материальной и духовной культурой.
  2. воспитать человека, с активной жизненной позицией в многонациональной среде, относящегося с уважением к иным культурам; умеющего жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, вероисповеданий.

Знакомство с историей быта, промысла русского народа происходит в стенах музея «Русской избы»  Ц/Д «Жемчужинка»,  ДДТ , городского краеведческого музея,  где воспроизведено внутреннее убранство избы.  Именно здесь можно погрузиться в атмосферу истинно русской древней России, познать русскую культуру и приобщиться к ней. Ряд экскурсий с игровыми программами  практическими занятиями дали детям возможности окунуться в национальный колорит русской культуры , поиграть в народные игры,   отгадать загадки, поучаствовать в конкурсе пословиц и поговорок, изготовить своими руками русский сувенир. В мастерской можно было. вылепить самостоятельно из глины и расписать различные фигурки, игрушки, узнать об истории знаменитой на весь мир русской матрешки. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было не случайно. В дореволюционной провинции имя Матрена, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово «mater», означающее- мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъёмное красочно расписанное деревянное изделие. Но и по сей день матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.

 В музее Ц/Д «Жемчужинка»  для ребят проходили мастер-классы по изготовлению изделий из соломки и бисера, а также дети смогли изготовить лоскутную куклу-оберег под руководством мастерицы-рукодельницы и узнать об истории и особенностях таких кукол.

Наши дети побывали в Жостово.  Жостовская роспись - древнее и потрясающе красивое ремесло. Отличие Жостово от других росписей - обилие красок, яркие и ни с чем несравнимые тона, реалистичность цветов, птиц и других элементов. К сожалению, со временем мы стали забывать наши традиционные росписи. Но с недавних пор, благодаря разным творческим студиям, которых становится все больше и больше, традиционные росписи набирают большую популярность.  Современная Жостовская роспись используется сейчас во всем, начиная от украшений и заканчивая росписью элементов интерьера. Это своеобразное и красивое ремесло украшает наш быт. Ребятам был проведен мастер-класс по жостовской  росписи. Вернулись домой мы с замечательными работами детей и даже родителей и устроили выставку своих подносов  в школе.

2 этап  

        Цель : Создание условий для формирования здоровой (духовно, нравственно, физически и психически) и творческой личности  методами и формами воспитательной работы через деятельность профессиональных студий русского  танца, фольклорных коллективов.

задачи:

  1. Популяризация фольклора в школе и воспитание в уважении к традициям русского народа
  2.  Умение оценить хореографические композиции и  народные костюмы творческих коллективов. 
  3. Организация разнообразной, творческой деятельности, в ходе которой осуществляется развитие и благополучная социализация учащихся («потребность в творческой деятельности»).
  4. Формирование сплоченного  коллектива  

Если не воспитать любовь к родному с детства – потом будет поздно. В настоящее время много делается для приобщения наших школьников к народной песне и танцу.   Сегодня в школе сделано очень многое для привлечения интереса широкой массы к родному музыкальному фольклору. Замечательные праздники Рождества и Крещения - это музыкально-этнографические концерты, дети в восторге. Традиционные обряды, участниками которых становятся школьники. Удивительные лица у детей, поющих народные песни: светлые, добрые, одухотворенные. Это в наше-то время всеобщего цинизма! К счастью,   представители старшего поколения(такие как мы) во многих местностях России еще помнят «старинку», умеют ее достойно показать.   Здорово, что мы можем посетить свои, городские ансамбли фольклористов.  Они в своей работе опираются на настоящее, достоверное и своё – на фольклорные, этнографические архивы, записи народных исполнителей и мастеров нашего региона, на опыт старших поколений. Интерес к настоящему фольклору у людей есть. Он пробивается через все фильтры и шоры. Достаточно вспомнить, как совсем недавно всколыхнули россиян такие забавные и трогательные бурановские бабушки, нет не их шлягер, сами женщины.  — настоящие, и наши люди видят их суть, чувствуют, что эта деревенская «экзотика» несет в себе что-то правильное, забытое, но такое притягательное и своё.

В нашем городе есть замечательных фольклорный  коллектив «РАДОНИЦА» под руководством семьи Гришаковых. Мы с ребятами с удовольствием посещают их выступления.

Распространенной формой работы воспитателя являются экскурсии  в музеи, на выставки, концерты. Эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса. Каждый из нас  воспитателей должен сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему.

В российском образовании уроки по хореографии становятся популярными. Они воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты. В формировании эстетической и художественной культуры личности. Хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на  спектаклях хореографических коллективов, в художественных альбомах, видеофильмах. У нас в школе есть замечательный, знаменитый на весь город танцевальный коллектив «Жемчужинка». Некоторые дети занимаются в нем с детского сада. Ежегодно этот коллектив радует нас своими находками. Композиции русских танцев - это целые спектакли  Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей. Дети любят искусство танца и посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений. Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, мы имеем  возможность проводить большую воспитательную работу.   Танцевальные занятия содействуют эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач. Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать.
 

3этап

Цель: Развитие  у детей устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками.

Задачи:

  1. Познакомить детей с русскими календарными праздниками, которые отмечают в разные  времена года.
  2. Формировать представления  о традициях календарных народных праздников, в которых  отражены накопленные веками тончайшие наблюдения.
  3. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций.
  4. .Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием

Ожидаемые результаты

  1. Устойчивый интерес к культуре русского народа.
  2. Формирование чувств национального достоинства.
  3. Широкое использование всех видов фольклора.
  4. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

     

 Русская культура  рождалась в недрах религии и тысячелетиями была с ней связана. Рождество, Масленица, Вербное Воскресенье, Пасха, Троица, Покров... Сколько существует прекрасных русских праздников! На Руси всегда умели хорошо работать и отмечать праздники от всей души. Уже сейчас можно утверждать, что в традиционной народной культуре отдых от физического труда, веселье ни когда не понимались как безделье, как полностью свободное, ничем не занятое время. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек наиболее остро ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива, внутри праздника осуществлялся контакт и свободное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека.

На завалинках, в светёлке,
Иль на бревнышках, каких,
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод –
 
Говорили, песни пели,
Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались,
С мёдом, явно без конфет.
Как и нынче мы, общались, -
Без общенья жизни нет.

А играли как? В горелки!
Ах, горелки хороши,
Словом, эти посиделки,
Были праздником души.

Быт людей отмечен веком.
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам”
Личных дач, своих квартир.

Огонёк души не тухнет.
Ничего нет в жизни “вдруг”.
Вспомним радость русской кухни,
Дедов искренний досуг!

Отдых – это не безделки – 
Время игр и новостей…

Скучно жить без посиделок, 
Их бы надо возродить.

Родились мы на Рязанской земле – колыбели поэзии Сергея Есенина. Село Константиново раскинулось по холмистому берегу Оки. Неоглядные дали, бездонный купол небес, белоствольные березы – край удивительной красоты.

        Родившись на этой земле, нельзя не любить Русь. Все люди Мещёрского края талантливы, самобытны, интересны. Только на этой земле мог родиться «знаменитый русский поэт». Сотни людей изучают русский только для того, чтобы читать Есенина на родном языке. Сердце и душа русского человека не могут не откликаться на его стихи. Его поэзия просветлеют душу, позволяет глубоко осознать принадлежность к великому русскому народу «если крикнет рать святая, Кинь ты Русь, живи в раю. Я скажу, не надо рая. Дайте Родину мою!», «Как бы не был красив Шираз, он не лучше Рязанских раздолий!». Его произведения – это бесценные сокровища, и надо их сохранить и передать потомкам. Все русское нам близко по духу, и мы стремимся привить эту любовь детям.

        В детстве в глубокой рязанской деревне  застали мы и посиделки, и старинные обряды, и песни задушевные, а сейчас это вдруг ожило, стало заполнять , волновать, радовать. Хотим, чтоб наши дети не потеряли русских корней, знали быт, обычаи Руси, песни, пляски, игры, колядки. Все  это мы с ними изучаем, а потом представляем другим. Думаю, все эти элементы русского искусства позволяют воспитать настоящих патриотов. По крупинкам, по зёрнышкам хотим докопаться до русской души. Поэтому традиционными праздниками,  являются посиделки, ярмарки, колядки, проводы русской зимы. Это праздники не только наших детей, но и всей школы. Подготовка к ним собирает всех учащихся школы. Сегодняшние пятиклассники с удовольствием смотрят на выступления артистически способных старших ребят и стараются быть не хуже. Получается, что не только мы, но и наши бывшие воспитанники передают детям своё мастерство. Ребят больше всего радует такой праздник, на котором они узнают что-то новое, когда радуют родителей своим творчеством. Часто именно на праздниках ребёнок самоутверждается. Дети постепенно раскрывают свою душу, русский характер. Небылицы, пословицы, поговорки, докучные сказки, пляски, хороводы, русские песни – вот тот клад, то достояние, которое воспитывает и расширяет кругозор детей.

        Воссоздание быта русской деревни – это та работа, которая  особенно близка и интересна. И свое увлечение  стараемся передать воспитанникам. На мой взгляд, мне это удается сделать.

        Оформление русской избы это длительный процесс. Дети приносят из дому все, что осталось в бабушкиных сундуках, соприкасаются с прошлым, обращаются к своим корням. Они разучивают песни, старинные обряды, Особенно трогательно, проникновенно выступают они перед иностранными гостями.         Однажды корреспондент из газеты «Московские новости» приехал  в школу на наш праздник и был поражен, что такая красота сохранилась в семьях клинчан. Белоснежные вышитые рушники, постельные комплекты, самотканые дорожки, кухонная утварь. Родители также с удовольствием принимают участия в подготовке праздников. Пекут  блины, пироги, готовят костюмы детям, а потом вместе с нами играют в забытые русские игры, поют песни. Мы объединяемся, становимся ближе. И петь и плясать хочется! Все вспоминают, что они русские люди, и так на душе приятно становится.

        

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.

И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,

Список использованной литературы: 

  1. Клименко А.В. Проектная деятельность учащихся. ж.ПИиОбщ., 2002г., №9
  2. Мачехина В.Н. Организация проектной деятельности старшеклассников.ж. ПИиОбщ., 2002г., №9
  3. Романовская М.Б. Проекты в младших классах. Ж. Завуч начальной школы. 2007г. №6
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии – М. Народное образование, 1998.
  5. Дмитрий Иванов. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. Библиотека “Первого сентября”. Выпуск 6(12) М. Чистые пруды. 2007.
  6. Кондратьева Е.П. Проект: проблемы, поиск, опыт. Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов.-Чебоксары, 2007.
  7. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. – 2006, №1.
  8. Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2005, №2.
  9. Панскова Г.В. Все дело в мыслях. Материалы олимпиад для учащихся начальных классов инновационных школ.- Чебоксары: Изд-во Л.А.Наумова. 2007.
  10. Полат Е.С. Метод проектов – статья на сайте Российской Академии Образования.
  11. Иванова Н.В. “Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе”. //Начальная школа.-2004, №2. 

   Дорогие ребята! Уважаемые гости нашего праздника! Ровно месяц назад был дан старт нашему проекту. Мы назвали его «Русский фольклор». За это время была проделана огромная работа. Вы смогли узнать много нового и интересного о колыбельных песнях, загадках, небылицах и нелепицах, закличках, пестушках, потешках, прибаутках, дразнилках и скороговорках. Хочется верить, что у вас возникло желание еще больше узнать об этих жанрах. Каждый класс готов представить свое творчество. Желаю всем участникам нашего проекта удачи.

   Звучит мелодия русской народной песни «Ах вы ,сени, мои сени». Выходит на сцену ведущий.

Цель проекта: Разработать и экспериментально апробировать технологию по развитию музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора.

Задачи проекта:

1. Создать условия для развития у детей интереса к русской народной музыке, традиционной песне и пляске;

2. Изучить и проанализировать научно — методическую литературу по проблеме;

3. Выделить компоненты, критерии, показатели развития музыкальных способностей;

4. Разработать технологию развития музыкальных способностей;

5. Приобщить детей к народной музыке.

Участники: Музыкальный руководитель, воспитатели, дети старшей и подготовительной группы, родители.

Продолжительность проекта: 1 год.

Этапы проекта и сроки выполнения:

I этап — подготовительный (сентябрь)

Цель:

1. Выявление уровня развития и знаний музыкальных способностей детей по народному творчеству;

2. Сбор и обобщение методического материала по народному творчеству;

3. Составление перспективного плана по народному творчеству.

Последовательность реализации поставленной цели:

1. Обеспечить развивающую среду для детей;

2. Подобрать методическую литературу по народному фольклору;

3. Сформировать фонотеку и картотеку с потешками, закличками, приговорками, прибаутками, частушками, народными песнями.

Ожидаемый результат:

1. Состояние музыкальных способностей детей;

2. Расширение уровня знаний по народному творчеству;

3. Повысить интерес к традиция и обрядам.

II этап — практический (октябрь — август)

Цель:

1. Реализация перспективного плана (знакомство детей с бытом, потешками, поговорками, закличками, прибаутками, народными играми, сказками, народными инструментами, календарными праздниками, обрядами, традициями.

2. Развитие музыкальных способностей детей старшего возраста.

 

Ожидаемый результат:

1. Повышение уровня знаний детей;

2. Расширение общего и музыкального кругозора;

3. Пробуждение интереса к народному творчеству.

III этап — обощающий (сентябрь)

Цель: выявить эффективность использования технологии.

Последовательность реализации поставленной цели:

1. Анализ и обобщение полученных данных в ходе исследовния;

2. Соотношение результатов с поставленными целями и задачами;

Ожидаемый результат:

Апробированная технология по развитию музыкальных способностей.

Похожие записи:

Вернисаж дымковской игрушки

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народное творчество.

Цель проекта: Разработать и экспериментально апробировать технологию по развитию музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора.

Задачи проекта:

1. Создать условия для развития у детей интереса к русской народной музыке, традиционной песне и пляске;

2. Изучить и проанализировать научно — методическую литературу по проблеме;

3. Выделить компоненты, критерии, показатели развития музыкальных способностей;

4. Разработать технологию развития музыкальных способностей;

5. Приобщить детей к народной музыке.

Участники: Музыкальный руководитель, воспитатели, дети старшей и подготовительной группы, родители.

Актуальность: В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о традициях и обрядах русского народа. Дети не различают, а зачастую не знают, что такое потешка, закличка, прибаутка, народная игра, песня, названия русских народных инструментов. Не знакомы с бытом, обрядами и традициями русского народа. Следовательно, проект «Дорога к истокам народного творчества» позволит расширить и углубить знания детей о русской народной культуре.

Продолжительность проекта: 1 год.

Этапы проекта и сроки выполнения:

I этап — подготовительный (сентябрь)

Цель:

1. Выявление уровня развития и знаний музыкальных способностей детей по народному творчеству;

2. Сбор и обобщение методического материала по народному творчеству;

3. Составление перспективного плана по народному творчеству.

Последовательность реализации поставленной цели:

1. Обеспечить развивающую среду для детей;

2. Подобрать методическую литературу по народному фольклору;

3. Сформировать фонотеку и картотеку с потешками, закличками, приговорками, прибаутками, частушками, народными песнями.

Ожидаемый результат:

1. Состояние музыкальных способностей детей;

2. Расширение уровня знаний по народному творчеству;

3. Повысить интерес к традиция и обрядам.

II этап — практический (октябрь — август)

Цель:

1. Реализация перспективного плана (знакомство детей с бытом, потешками, поговорками, закличками, прибаутками, народными играми, сказками, народными инструментами, календарными праздниками, обрядами, традициями.

2. Развитие музыкальных способностей детей старшего возраста.

Последовательность реализации поставленной цели:

1. Проведение познавательных бесед о народном творчестве;

2. Знакомство с народными костюмами;

3. Проведение занятий по народному творчеству;

4. Экскурсии в музей народного творчества;

5. Проведение обрядов;

6. Постановка русских народных сказок;

7. Включение фольклорного материала в праздники и развлечения, самостоятельную деятельность;

8. Приобщение родителей к устному народному творчеству, через консультации, родительские посиделки, анкетирование, совместное участие родителей и детей в праздниках;

9. Совместная работа с воспитателями по разучиванию материала по устному народному творчеству;

10. Организация и посещение концертов профессиональных фольклорных коллективов.

Ожидаемый результат:

1. Повышение уровня знаний детей;

2. Расширение общего и музыкального кругозора;

3. Пробуждение интереса к народному творчеству.

III этап — обощающий (сентябрь)

Цель: выявить эффективность использования технологии.

Последовательность реализации поставленной цели:

1. Анализ и обобщение полученных данных в ходе исследовния;

2. Соотношение результатов с поставленными целями и задачами;

Ожидаемый результат:

Апробированная технология по развитию музыкальных способностей.

Похожие записи:

Вернисаж дымковской игрушки

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народное творчество.



Предварительный просмотр:

РУСЬ-НАВСЕГДА!

. 

Гляжу в озёра синие,
В полях ромашки рву,
Зову тебя Россиею,
Единственной зову.
Спроси, переспроси меня -
Милее нет земли.
Меня здесь русским именем
Когда-то нарекли.

Красу твою не старили
Ни годы, ни беда,
Иванами да Марьями
Гордилась ты всегда.
Не все вернулись соколы -
Кто жив, а кто убит…
Но слава их высокая
Тебе принадлежит.

Гляжу в озёра синие,
В полях ромашки рву,
Зову тебя Россиею,
Единственной зову.
Не знаю счастья большего,
Чем жить одной судьбой:
Грустить с тобой, земля моя
И праздновать с тобой.

Слова: И. Шаферана

Описание проекта

1.Вид проектной деятельности: коллективный творческий проект.

2.Сведения о руководителях проекта

Степаненко Татьяна Вячеславовна, Ефимуркина Светлана Викторовна, воспитатели группы продленного дня.

3. Теоретическая и практическая значимость проекта: получение информации из различных источников, расширить представления детей о сказках, знакомство с устным народным творчеством (песни, сказки, пословицы, поговорки), развитие активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка.

4. Актуальность проекта.

    Сегодня, мы на многое смотрим  по-иному, многое для себя заново открываем. С уверенностью можно сказать, что большинство детей, к сожалению, поверхностно знакомы с народной культурой.    

     Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники отмечали? Ответить на эти  вопросы - значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством.

 Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать, свои истоки свое прошлое, историю и культуру своего народа и создан этот проект. Он способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам,  интерес к самобытной русской культуре.

    Воспитывая детей, мы стремимся вырастить человека, знающего и любящего свою Родину. А это невозможно без глубокого познания духовного богатства народа, его истории.  Дети не различают, а зачастую не знают, что такое потешка,  закличка,  прибаутка, народная игра, песня, названия русских народных инструментов. Ребята не  знакомы с бытом, обрядами и традициями русского народа. Проект позволит расширить и углубить знания детей о русской народной культуре.

Процесс познания и усвоения духовной культуры должен начинаться как можно раньше. Ребенок должен впитывать истоки своего народа через колыбельные песни матери, потешки, игры - забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративного народного искусства. Только в этом случае народное творчество оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

К сожалению, в настоящее время ребенок часто засыпает не под колыбельные песни мамы, а под песни на  музыкальном центре. Общение детей друг с другом часто заменяет просиживание перед Интернетом,  телевизором, компьютером. Дети очень мало знают загадок, считалок,  закличек, дразнилок, пестушек.

 Всякие знания, чтобы они приобрели практическую значимость, требуют обобщения и применения. Необходимо научить ребенка добывать знания не только привычными методами, а находить творческий подход к поставленной цели. Проектное обучение имеет свои особенности, которые во многом повышают степень личной уверенности каждого из участников.  Конечно, организовать в  школе такой сложный вид работы с учащимися, как выполнение  проекта, – весьма не простая задача, требующая сил, значительного времени, энтузиазма.  Результат такой деятельности в полной мере позволяет оправдать эти затраты и дать ощутимый педагогический эффект, связанный прежде всего с личностным развитием учащихся.

Сегодня, когда идет реализация комплексного подхода в образовании, мы пришли к выводу о том, что необходимо сформировать у детей стойкий навык учиться, соединять знания и практическую направленность, научить самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.   Приобщение детей к народной культуре является средством формирования их патриотических чувств и развития духовности. —Данный проект направлен на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа.

Немаловажную роль в этом играет активизация новых технологий, так как они помогают подходить к ученикам дифференцированно: одаренные учащиеся получают задания углубленного характера, а дети, имеющие более слабый уровень подготовки, имеют возможность проявить себя,  подбирая материал облегченного характера.

Цели, достижению которых способствует проектная деятельность:

  1. расширять кругозор учащихся;
  2. находить источники информации;
  3. уметь работать в группе, команде;
  4. искать нестандартные, оригинальные решения;
  5. раскрывать индивидуальный потенциал;
  6. принимать самостоятельные решения;
  7. уметь ставить задачи и решать их;
  8. доводить начатое дело до конца.

Создание условий: 

  1. уголок “Русская изба”;
  2. выставки произведений народного творчества;
  3. иллюстрации по народной тематике;
  4. костюмы для театрализации;
  5. народные  музыкальные инструменты;
  6. сборники народных игр, песенок, потешек.

Формы работы с детьми: 

  1. Художественно-творческая деятельность: изобразительная деятельность, аппликация, лепка.
  2. Музыкально-театральная деятельность.
  3. Художественная литература, народный фольклор.
  4. Проведение народных праздников.
  5. Знакомство с народным фольклором, русскими  народными инструментами.
  6. Концертные выступления воспитанников

Цели и задачи  проекта: приобщить детей к истокам русской народной культуры, пробудить интерес к национальным, культурным, нравственным устоям и традициям русского народа, расширить представление учащихся об укладе жизни, быте наших предков,   воспитать у детей способность и умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умения и навыки исполнительской деятельности.  показать разнообразие жанров фольклора, ее значение для русской истории и культуры,   содействовать патриотическому воспитанию, уважению к прошлому своего народа, развивать умения самостоятельной работы с дополнительной литературой, историческими источниками;

. Исходя из цели проекта, был определен круг задач: 

   Образовательные:

-формировать у обучающихся умение видеть перед собой цель и  ставить такие задачи, которые помогли бы ее достигать;

-формировать у школьников умение работать в коллективе, самостоятельно находить и выбирать нужную для защиты проекта информацию, пользоваться ресурсами сети Интернет;

   Развивающие:

- развитие эстетического вкуса учащихся к устному народному творчеству, получение  навыков сценического выступления, развитие речи, памяти.

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к русскому фольклору, любовь к искусству, своему народу и его традициям. 

Ожидаемые результаты:

1.Заинтересованность школьников русским фольклором.

2. Развитие стойкого интереса к совместной поисковой деятельности.

3. Стремление обучающихся к практическому использованию жанров детского фольклора.

Последовательность реализации поставленной цели:

1 этап.  Экскурсии в музеи народного творчества,    проведение познавательных бесед о народном творчестве,  проведение занятий по народному творчеству    знакомство с народным костюмом.

2этап. Организация и посещение театральных спектаклей, концертов профессиональных фольклорных и танцевальных коллективов

3 этап.  Совместная работа воспитателей, детей и родителей по использованию изученного материала. Включение  русских обрядов, фольклорного материала в праздники,   посиделки, театральные представления, спектакли и развлечения, в самостоятельную деятельность;

 4 этап. Создание презентации и буклета .

1 этап

Цель: изучение народных традиций; формирование и развитие этнокультурной компетентности детей  школьного возраста.

Задачи:

  1. познакомить детей с устройством русской избы; дать им  представление об истории быта русского народа; познакомить учащихся с миром традиций народов России, их материальной и духовной культурой.
  2. воспитать человека, с активной жизненной позицией в многонациональной среде, относящегося с уважением к иным культурам; умеющего жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, вероисповеданий.

Знакомство с историей быта, промысла русского народа происходит в стенах музея «Русской избы»  Ц/Д «Жемчужинка»,  ДДТ , городского краеведческого музея,  где воспроизведено внутреннее убранство избы.  Именно здесь можно погрузиться в атмосферу истинно русской древней России, познать русскую культуру и приобщиться к ней. Ряд экскурсий с игровыми программами  практическими занятиями дали детям возможности окунуться в национальный колорит русской культуры , поиграть в народные игры,   отгадать загадки, поучаствовать в конкурсе пословиц и поговорок, изготовить своими руками русский сувенир. В мастерской можно было. вылепить самостоятельно из глины и расписать различные фигурки, игрушки, узнать об истории знаменитой на весь мир русской матрешки. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было не случайно. В дореволюционной провинции имя Матрена, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово «mater», означающее- мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъёмное красочно расписанное деревянное изделие. Но и по сей день матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.

 В музее Ц/Д «Жемчужинка»  для ребят проходили мастер-классы по изготовлению изделий из соломки и бисера, а также дети смогли изготовить лоскутную куклу-оберег под руководством мастерицы-рукодельницы и узнать об истории и особенностях таких кукол.

Наши дети побывали в Жостово.  Жостовская роспись - древнее и потрясающе красивое ремесло. Отличие Жостово от других росписей - обилие красок, яркие и ни с чем несравнимые тона, реалистичность цветов, птиц и других элементов. К сожалению, со временем мы стали забывать наши традиционные росписи. Но с недавних пор, благодаря разным творческим студиям, которых становится все больше и больше, традиционные росписи набирают большую популярность.  Современная Жостовская роспись используется сейчас во всем, начиная от украшений и заканчивая росписью элементов интерьера. Это своеобразное и красивое ремесло украшает наш быт. Ребятам был проведен мастер-класс по жостовской  росписи. Вернулись домой мы с замечательными работами детей и даже родителей и устроили выставку своих подносов  в школе.

2 этап  

        Цель : Создание условий для формирования здоровой (духовно, нравственно, физически и психически) и творческой личности  методами и формами воспитательной работы через деятельность профессиональных студий русского  танца, фольклорных коллективов.

задачи:

  1. Популяризация фольклора в школе и воспитание в уважении к традициям русского народа
  2.  Умение оценить хореографические композиции и  народные костюмы творческих коллективов. 
  3. Организация разнообразной, творческой деятельности, в ходе которой осуществляется развитие и благополучная социализация учащихся («потребность в творческой деятельности»).
  4. Формирование сплоченного  коллектива  

Если не воспитать любовь к родному с детства – потом будет поздно. В настоящее время много делается для приобщения наших школьников к народной песне и танцу.   Сегодня в школе сделано очень многое для привлечения интереса широкой массы к родному музыкальному фольклору. Замечательные праздники Рождества и Крещения - это музыкально-этнографические концерты, дети в восторге. Традиционные обряды, участниками которых становятся школьники. Удивительные лица у детей, поющих народные песни: светлые, добрые, одухотворенные. Это в наше-то время всеобщего цинизма! К счастью,   представители старшего поколения(такие как мы) во многих местностях России еще помнят «старинку», умеют ее достойно показать.   Здорово, что мы можем посетить свои, городские ансамбли фольклористов.  Они в своей работе опираются на настоящее, достоверное и своё – на фольклорные, этнографические архивы, записи народных исполнителей и мастеров нашего региона, на опыт старших поколений. Интерес к настоящему фольклору у людей есть. Он пробивается через все фильтры и шоры. Достаточно вспомнить, как совсем недавно всколыхнули россиян такие забавные и трогательные бурановские бабушки, нет не их шлягер, сами женщины.  — настоящие, и наши люди видят их суть, чувствуют, что эта деревенская «экзотика» несет в себе что-то правильное, забытое, но такое притягательное и своё.

В нашем городе есть замечательных фольклорный  коллектив «РАДОНИЦА» под руководством семьи Гришаковых. Мы с ребятами с удовольствием посещают их выступления.

Распространенной формой работы воспитателя являются экскурсии  в музеи, на выставки, концерты. Эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса. Каждый из нас  воспитателей должен сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему.

В российском образовании уроки по хореографии становятся популярными. Они воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты. В формировании эстетической и художественной культуры личности. Хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на  спектаклях хореографических коллективов, в художественных альбомах, видеофильмах. У нас в школе есть замечательный, знаменитый на весь город танцевальный коллектив «Жемчужинка». Некоторые дети занимаются в нем с детского сада. Ежегодно этот коллектив радует нас своими находками. Композиции русских танцев - это целые спектакли  Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей. Дети любят искусство танца и посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений. Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, мы имеем  возможность проводить большую воспитательную работу.   Танцевальные занятия содействуют эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач. Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать.
 

3этап

Цель: Развитие  у детей устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками.

Задачи:

  1. Познакомить детей с русскими календарными праздниками, которые отмечают в разные  времена года.
  2. Формировать представления  о традициях календарных народных праздников, в которых  отражены накопленные веками тончайшие наблюдения.
  3. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций.
  4. .Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием

Ожидаемые результаты

  1. Устойчивый интерес к культуре русского народа.
  2. Формирование чувств национального достоинства.
  3. Широкое использование всех видов фольклора.
  4. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

     

 Русская культура  рождалась в недрах религии и тысячелетиями была с ней связана. Рождество, Масленица, Вербное Воскресенье, Пасха, Троица, Покров... Сколько существует прекрасных русских праздников! На Руси всегда умели хорошо работать и отмечать праздники от всей души. Уже сейчас можно утверждать, что в традиционной народной культуре отдых от физического труда, веселье ни когда не понимались как безделье, как полностью свободное, ничем не занятое время. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек наиболее остро ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива, внутри праздника осуществлялся контакт и свободное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека.

На завалинках, в светёлке,
Иль на бревнышках, каких,
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод –
 
Говорили, песни пели,
Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались,
С мёдом, явно без конфет.
Как и нынче мы, общались, -
Без общенья жизни нет.

А играли как? В горелки!
Ах, горелки хороши,
Словом, эти посиделки,
Были праздником души.

Быт людей отмечен веком.
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам”
Личных дач, своих квартир.

Огонёк души не тухнет.
Ничего нет в жизни “вдруг”.
Вспомним радость русской кухни,
Дедов искренний досуг!

Отдых – это не безделки – 
Время игр и новостей…

Скучно жить без посиделок, 
Их бы надо возродить.

Родились мы на Рязанской земле – колыбели поэзии Сергея Есенина. Село Константиново раскинулось по холмистому берегу Оки. Неоглядные дали, бездонный купол небес, белоствольные березы – край удивительной красоты.

        Родившись на этой земле, нельзя не любить Русь. Все люди Мещёрского края талантливы, самобытны, интересны. Только на этой земле мог родиться «знаменитый русский поэт». Сотни людей изучают русский только для того, чтобы читать Есенина на родном языке. Сердце и душа русского человека не могут не откликаться на его стихи. Его поэзия просветлеют душу, позволяет глубоко осознать принадлежность к великому русскому народу «если крикнет рать святая, Кинь ты Русь, живи в раю. Я скажу, не надо рая. Дайте Родину мою!», «Как бы не был красив Шираз, он не лучше Рязанских раздолий!». Его произведения – это бесценные сокровища, и надо их сохранить и передать потомкам. Все русское нам близко по духу, и мы стремимся привить эту любовь детям.

        В детстве в глубокой рязанской деревне  застали мы и посиделки, и старинные обряды, и песни задушевные, а сейчас это вдруг ожило, стало заполнять , волновать, радовать. Хотим, чтоб наши дети не потеряли русских корней, знали быт, обычаи Руси, песни, пляски, игры, колядки. Все  это мы с ними изучаем, а потом представляем другим. Думаю, все эти элементы русского искусства позволяют воспитать настоящих патриотов. По крупинкам, по зёрнышкам хотим докопаться до русской души. Поэтому традиционными праздниками,  являются посиделки, ярмарки, колядки, проводы русской зимы. Это праздники не только наших детей, но и всей школы. Подготовка к ним собирает всех учащихся школы. Сегодняшние пятиклассники с удовольствием смотрят на выступления артистически способных старших ребят и стараются быть не хуже. Получается, что не только мы, но и наши бывшие воспитанники передают детям своё мастерство. Ребят больше всего радует такой праздник, на котором они узнают что-то новое, когда радуют родителей своим творчеством. Часто именно на праздниках ребёнок самоутверждается. Дети постепенно раскрывают свою душу, русский характер. Небылицы, пословицы, поговорки, докучные сказки, пляски, хороводы, русские песни – вот тот клад, то достояние, которое воспитывает и расширяет кругозор детей.

        Воссоздание быта русской деревни – это та работа, которая  особенно близка и интересна. И свое увлечение  стараемся передать воспитанникам. На мой взгляд, мне это удается сделать.

        Оформление русской избы это длительный процесс. Дети приносят из дому все, что осталось в бабушкиных сундуках, соприкасаются с прошлым, обращаются к своим корням. Они разучивают песни, старинные обряды, Особенно трогательно, проникновенно выступают они перед иностранными гостями.         Однажды корреспондент из газеты «Московские новости» приехал  в школу на наш праздник и был поражен, что такая красота сохранилась в семьях клинчан. Белоснежные вышитые рушники, постельные комплекты, самотканые дорожки, кухонная утварь. Родители также с удовольствием принимают участия в подготовке праздников. Пекут  блины, пироги, готовят костюмы детям, а потом вместе с нами играют в забытые русские игры, поют песни. Мы объединяемся, становимся ближе. И петь и плясать хочется! Все вспоминают, что они русские люди, и так на душе приятно становится.

        

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.

И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,

Список использованной литературы: 

  1. Клименко А.В. Проектная деятельность учащихся. ж.ПИиОбщ., 2002г., №9
  2. Мачехина В.Н. Организация проектной деятельности старшеклассников.ж. ПИиОбщ., 2002г., №9
  3. Романовская М.Б. Проекты в младших классах. Ж. Завуч начальной школы. 2007г. №6
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии – М. Народное образование, 1998.
  5. Дмитрий Иванов. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. Библиотека “Первого сентября”. Выпуск 6(12) М. Чистые пруды. 2007.
  6. Кондратьева Е.П. Проект: проблемы, поиск, опыт. Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов.-Чебоксары, 2007.
  7. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. – 2006, №1.
  8. Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2005, №2.
  9. Панскова Г.В. Все дело в мыслях. Материалы олимпиад для учащихся начальных классов инновационных школ.- Чебоксары: Изд-во Л.А.Наумова. 2007.
  10. Полат Е.С. Метод проектов – статья на сайте Российской Академии Образования.
  11. Иванова Н.В. “Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе”. //Начальная школа.-2004, №2. 

   Дорогие ребята! Уважаемые гости нашего праздника! Ровно месяц назад был дан старт нашему проекту. Мы назвали его «Русский фольклор». За это время была проделана огромная работа. Вы смогли узнать много нового и интересного о колыбельных песнях, загадках, небылицах и нелепицах, закличках, пестушках, потешках, прибаутках, дразнилках и скороговорках. Хочется верить, что у вас возникло желание еще больше узнать об этих жанрах. Каждый класс готов представить свое творчество. Желаю всем участникам нашего проекта удачи.

   Звучит мелодия русской народной песни «Ах вы ,сени, мои сени». Выходит на сцену ведущий.

Цель проекта: Разработать и экспериментально апробировать технологию по развитию музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора.

Задачи проекта:

1. Создать условия для развития у детей интереса к русской народной музыке, традиционной песне и пляске;

2. Изучить и проанализировать научно — методическую литературу по проблеме;

3. Выделить компоненты, критерии, показатели развития музыкальных способностей;

4. Разработать технологию развития музыкальных способностей;

5. Приобщить детей к народной музыке.

Участники: Музыкальный руководитель, воспитатели, дети старшей и подготовительной группы, родители.

Продолжительность проекта: 1 год.

Этапы проекта и сроки выполнения:

I этап — подготовительный (сентябрь)

Цель:

1. Выявление уровня развития и знаний музыкальных способностей детей по народному творчеству;

2. Сбор и обобщение методического материала по народному творчеству;

3. Составление перспективного плана по народному творчеству.

Последовательность реализации поставленной цели:

1. Обеспечить развивающую среду для детей;

2. Подобрать методическую литературу по народному фольклору;

3. Сформировать фонотеку и картотеку с потешками, закличками, приговорками, прибаутками, частушками, народными песнями.

Ожидаемый результат:

1. Состояние музыкальных способностей детей;

2. Расширение уровня знаний по народному творчеству;

3. Повысить интерес к традиция и обрядам.

II этап — практический (октябрь — август)

Цель:

1. Реализация перспективного плана (знакомство детей с бытом, потешками, поговорками, закличками, прибаутками, народными играми, сказками, народными инструментами, календарными праздниками, обрядами, традициями.

2. Развитие музыкальных способностей детей старшего возраста.

 

Ожидаемый результат:

1. Повышение уровня знаний детей;

2. Расширение общего и музыкального кругозора;

3. Пробуждение интереса к народному творчеству.

III этап — обощающий (сентябрь)

Цель: выявить эффективность использования технологии.

Последовательность реализации поставленной цели:

1. Анализ и обобщение полученных данных в ходе исследовния;

2. Соотношение результатов с поставленными целями и задачами;

Ожидаемый результат:

Апробированная технология по развитию музыкальных способностей.

Похожие записи:

Вернисаж дымковской игрушки

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народное творчество.

Цель проекта: Разработать и экспериментально апробировать технологию по развитию музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора.

Задачи проекта:

1. Создать условия для развития у детей интереса к русской народной музыке, традиционной песне и пляске;

2. Изучить и проанализировать научно — методическую литературу по проблеме;

3. Выделить компоненты, критерии, показатели развития музыкальных способностей;

4. Разработать технологию развития музыкальных способностей;

5. Приобщить детей к народной музыке.

Участники: Музыкальный руководитель, воспитатели, дети старшей и подготовительной группы, родители.

Актуальность: В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о традициях и обрядах русского народа. Дети не различают, а зачастую не знают, что такое потешка, закличка, прибаутка, народная игра, песня, названия русских народных инструментов. Не знакомы с бытом, обрядами и традициями русского народа. Следовательно, проект «Дорога к истокам народного творчества» позволит расширить и углубить знания детей о русской народной культуре.

Продолжительность проекта: 1 год.

Этапы проекта и сроки выполнения:

I этап — подготовительный (сентябрь)

Цель:

1. Выявление уровня развития и знаний музыкальных способностей детей по народному творчеству;

2. Сбор и обобщение методического материала по народному творчеству;

3. Составление перспективного плана по народному творчеству.

Последовательность реализации поставленной цели:

1. Обеспечить развивающую среду для детей;

2. Подобрать методическую литературу по народному фольклору;

3. Сформировать фонотеку и картотеку с потешками, закличками, приговорками, прибаутками, частушками, народными песнями.

Ожидаемый результат:

1. Состояние музыкальных способностей детей;

2. Расширение уровня знаний по народному творчеству;

3. Повысить интерес к традиция и обрядам.

II этап — практический (октябрь — август)

Цель:

1. Реализация перспективного плана (знакомство детей с бытом, потешками, поговорками, закличками, прибаутками, народными играми, сказками, народными инструментами, календарными праздниками, обрядами, традициями.

2. Развитие музыкальных способностей детей старшего возраста.

Последовательность реализации поставленной цели:

1. Проведение познавательных бесед о народном творчестве;

2. Знакомство с народными костюмами;

3. Проведение занятий по народному творчеству;

4. Экскурсии в музей народного творчества;

5. Проведение обрядов;

6. Постановка русских народных сказок;

7. Включение фольклорного материала в праздники и развлечения, самостоятельную деятельность;

8. Приобщение родителей к устному народному творчеству, через консультации, родительские посиделки, анкетирование, совместное участие родителей и детей в праздниках;

9. Совместная работа с воспитателями по разучиванию материала по устному народному творчеству;

10. Организация и посещение концертов профессиональных фольклорных коллективов.

Ожидаемый результат:

1. Повышение уровня знаний детей;

2. Расширение общего и музыкального кругозора;

3. Пробуждение интереса к народному творчеству.

III этап — обощающий (сентябрь)

Цель: выявить эффективность использования технологии.

Последовательность реализации поставленной цели:

1. Анализ и обобщение полученных данных в ходе исследовния;

2. Соотношение результатов с поставленными целями и задачами;

Ожидаемый результат:

Апробированная технология по развитию музыкальных способностей.

Похожие записи:

Вернисаж дымковской игрушки

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народное творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная площадка. Проект "Россия - наш общий дом"

Сценарий презентации детских проектов старшего дошкольного возраста...

Научно-исследовательский проект. Россия- родина, мой дом! (Своеобразие темы родины в творчестве поэта-земляка Ивана Александровича Извозникова)

С древних времен тема Родины стала главной темой русской литературы. Ей посвящали вдохновенные строки В.А. Жуковский и А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский и А.В.Кольцов, Н.А. Некрасов и Ф.И.Тютчев. Ни один ...

Педагогический проект «Россия, твои мастера»

Проект развивает у учащихся интерес к истории России, народному творчеству на примере русских художников и русской матрёшки....

Конференция "С Россией навсегда!" (к годовщине воссоединения Крыма с Россией)

Конференция посвящена годовщине присоединения Крыма к Российской Федерации. Структура конференции - Крым во времена Екатерины 2 и Потемкина, события Майдана 2014 года, референдум в Крыму и изменения в...

Единый урок "Крым, Россия- навсегда"

Внеклассное мероприятие единый урок «Крым, Россия - навсегда» рассчитано на детей 8-13 лет в форме воспитательного мероприятия - викторины....

Классный час " Крым и Россия- навсегда"

Классный час, посвященный воссоединению Крыма к России...

"Крым-Россия навсегда"

2 февраля в МБОУ "СЭЛ" прошел гала-концерт фестиваля "Крым-Россия навсегда" Посвященный 10-тилетию годовщине воссоединения Крыма с Россией. Приняли участие 2-9 классы...