Тема: «Межпредметная интеграция в обучении, как один из способов развития творческого и технического мышления учащихся».
материал на тему

Ильяшевич Вероника Игоревна

Круглый стол,  тема: Межпредметная интеграция в обучении". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_konfer.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Тема: «Межпредметная интеграция в обучении, как один из способов развития творческого и технического мышления учащихся».

Как показывает практика, межпредметные связи в  обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании учащихся.

1. Понятие и классификация межпредметных связей.

В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации.

Так, большая группа авторов определяет межпредметные связи как дидактическое условие, причем у разных авторов это условие трактуется неодинаково. Например: межпредметные связи выполняют роль дидактического условия повышения эффективности учебного процесса (Ф. П. Соколова); межпредметные связи как дидактическое условие, обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных естественнонаучных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе (В. Н. Федорова, Д. М. Кирюшкин).

Ряд авторов дает такие определения межпредметных связей: «Межпредметные связи есть отражение в курсе, построенном с учетом его логической структуры, признаков, понятий, раскрываемых на уроках других дисциплин», или такое: «Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками».

2. Планирование и осуществление межпредметных связей

в процессе обучения.

Разработка теоретических основ межпредметных связей в учебной теме с точки зрения раскрытия ее ведущих положений дает возможность применить механизм выявления и планирования межпредметных связей к конкретным темам изучаемого учебного предмета.

Для опытной работы и в качестве примера возьмем  учебный предмет – историю. Выбор этого предмета обусловлен тем, что история занимает одно из важнейших мест в системе знаний о прошлом. Предмет история раскрывается по тематическому принципу, что целиком соответствует его обобщающему интегративному характеру. Тематическое построение этой дисциплины позволяет рассматривать ее учебные темы как отдельные «узлы» систематизированных знаний, находящихся между собой в определенной степени связи и ограничения.

Чтобы создать дидактическую модель межпредметных связей в учебной теме, необходимо провести два структурно-логических анализа содержания учебных дисциплин: внутренний и внешний.

Внутренний – это структурно-логический анализ содержания изучаемой темы на предмет выявления ее ведущих положений и основных связеобразующих элементов.

Внешний – это структурно-логический анализ содержания тем других дисциплин учебного плана  с целью определения степени перекрываемости их содержания с содержанием изучаемой темы и выявление «опорных» межпредметных знаний, которые необходимо использовать, чтобы научно и всесторонне раскрыть ведущие положения изучаемой темы рассматриваемого учебного предмета.

        Знания по истории можно интегрировать со следующими предметами специальных дисциплин: кулинария, товароведение, организация и оборудование общественного питания.

        Как пример,  можно рассмотреть исторический период правления Петра Первого и его вклад в развитие государства Российского.  

В дисциплине «кулинария» - можно включить информацию о развитии русской кухни, внедрении на Российский стол ранее не известных овощей, фруктов и приправ (кольраби и савойская капуста, баклажаны, петрушка, сельдерей, сахарная свекла, тмин, фенхель, эстрагон, шалфей, мята, морена, шпинат), появлении новых блюд иноземной кухни, активное насаждение европейских традиций. Например: блюда иноземной кухни: филе, бифштексы, лангеты, шницели, котлеты, клопсы. По-немецки «клопфен» значит «колотить, отбивать». От слова «клопс» – «отбитые» – произошло русское название «биточки». А дальше рядом с сальниками и рубцами, жареным бараньим боком и поросенком с гречневой кашей на столах возникли филе-португез и бифштекс по-гамбургски.

Можно предложить рецепты блюд любимых придворной знатью, такой, как «Бифштекс по-гамбургски».

На уроках «оборудование» – целесообразно предоставить информацию о развитии кухонной техники, об уральском промышленнике Демидове, который создавал настилы и конфорки для плит,  и как российские повара  научились жарить мелкие порционные куски вместо целых тушек.

Интересна для учащихся будет информация об истории возникновения посуды, создании роскошных столовых сервизов (первый российский фарфоровый столовый сервиз был создан в 1756 году по личному заказу императрицы Елизаветы Петровны), а также  немецкого влияния на кухонную утварь (появление кастрюли, шумовки, противня).

На уроках товароведения – можно проследить историю становления всероссийского рынка, появление ярмарок, акцентировать влияние торговли на экономическое могущество государства.

                                                                                           Приложение № 1

Петровский парадиз.

Петр I строил не только флот, города и вообще новую жизнь, мечтая создать рай на земле. Он менял нравы и быт, обычаи и привычки. Не обошлась без петровских перемен и русская кухня...

Горечь любовного напитка

Петр насаждал обычай пить кофе – противившимся грозили немилость и огромные штрафы.

Цветок-солнце и земляные яблоки

При Петре появились на русском столе:  кольраби и савойская капуста, баклажаны, петрушка, сельдерей, сахарная свекла, тмин, фенхель, эстрагон, шалфей, мята, морена, шпинат.

Западные купцы завезли фасоль, которую наши поначалу считали украшением цветников, но потом распробовали. Так же поступили и с экзотическими солнечными цветами. Привезенный Колумбом в Европу подсолнечник, попав в Россию, долго красовался на клумбах дворцовых парков, прежде чем перебраться в огороды.

Под Воронежем царь устроил опытный сад, «дабы усмотреть, могут ли произрастать в земле нашей полезные плоды, растения, виноград и другие травы». Петр выписал множество сортов винограда. Эксперимент оказался  успешным. Центром российского виноградарства Петр назвал Астрахань. Отныне виноград и виноградные вина регулярно доставлялись к царскому столу.

Но настоящий переворот в русской кухне совершил картофель, появившийся в России тоже при Петре. Будучи в Голландии, он послал в Петербург для испытания мешок картофеля. Вот так и стали земляные яблоки чудной сладости и сытости национальным русским блюдом.

Печь иль не печь?

Реформы коснулись и кухонной техники: Петр ввел в обиход плиты. В его летнем дворце в Петербурге была сооружена на голландский манер одна из первых плит в России.

Архитекторы и строители получили от государя задание – проектировать в домах столицы новые очаги, а уральский промышленник Демидов – отливать для плит настилы, конфорки и вьюшки. Варить и тушить стали меньше, научились жарить мелкие порционные куски вместо целых тушек.

Появились и блюда иноземной кухни: филе, бифштексы, лангеты, шницели, котлеты, клопсы. По-немецки «клопфен» значит «колотить, отбивать». От слова «клопс» – «отбитые» – произошло русское название «биточки». А дальше рядом с сальниками и рубцами, жареным бараньим боком и поросенком с гречневой кашей на столах возникли филе-португез и бифштекс по-гамбургски.

Кухонная утварь тоже изменилась. И здесь сказалось немецкое влияние – появились кастрюля, шумовка, противень.

Так, в 1724 году была создана знаменитая фабрика А.К. Гребенщикова, где стали делать посуду из обожженной глины с цветной эмалью, а также фаянс и фарфор. Появилась и отечественная художественная майолика, а вместе с ней тарелки, супники и сервизы.

«Руси есть веселие пити»

Первый русский ресторан под названием «Аустерия четырех фрегатов» был открыт при Петре в 1720 году. Когда голландские шкиперы уверяли Петра, что в России не умеют вкусно готовить, Петр повел их в эту «Аустерию» и угостил такими оладьями с припеком, что моряки смущенно замолчали.

Для сближения всех сословий царь учреждал гулянья, и только болезнь извиняла отсутствовавших.

Рецепт:

Бифштекс по-гамбургски          (1 порция)

Что нужно:

160 г говяжьей вырезки, 2 яйца, 5 г зелени, 1 ст. л. сливочного масла, соль по вкусу

Что делать:

Зелень мелко нарубить. Мясо нарезать на порционные куски, слегка отбить, посолить и жарить почти до готовности. Разложить по порционным сковородкам. Яйца взболтать с солью и зеленью, вылить на мясо. Жарить до готовности яиц. Подать в сковородах.

Из свидетельств современников известно, что любил Петр I любил фрукты и овощи, а в пост ел и пироги, потому что была аллергия на рыбу.

Иностранные кушанья при дворе готовились лишь для именитых гостей или близких друзей. Для графини Браницкой, племянницы князя Потемкина — фрейлины императрицы, выписывались круглый год свежие овощи и фрукты.

Государь Петр Алексеевич любил обильные застолья, как и его отец царь Алексей Михайлович, на праздничных обедах у которого бывало до 80 перемен кушанья.

 Новогодний стол не отличается от любого торжественного обеда. Традиционно подавались гусь с яблоками, свинина.

История возникновения посуды

Обыкновенный столовый нож. Специальные столовые ножи вошли в обиход только в XVI веке, но и они имели острый, как у кинжала, конец.

Довольно почтенный возраст имеет и столовая ложка. Уже в "Повести временных лет" она упоминается как привычный и совершенно необходимый во время еды предмет.

Летописец рассказывает, как дружинники князя Владимира сетовали, что едят деревянными, а не серебряными ложками. Мудрый князь велел "исковать" для них серебряные ложки. Ложки, как и ножи, часто носили при себе в особых футлярах либо просто за поясом или голенищем сапога.  В зависимости от величины, формы, назначения, вида отделки ложки имели самые разные названия. В словаре Даля упомянуты, например: разливная ложка; межеумок - простая русская широкая ложка; бутырка, бурлацкая - ложка, которой ели бурлаки (она грубее и толще обычной); босная - продолговатая, тупоносая; полубоская, носатая, тонкая, белая и т. д.

Вилка - самый молодой из столовых приборов. Даже за царским столом в XVII веке пользовались только ножом и ложкой. Отрезанные куски брали либо рукой, либо "чем было способнее".

Первые вилки были с двумя зубцами и имелись только у очень состоятельных людей. Народ начал пользоваться вилкой лишь в XIX веке.

Роль тарелок издавна выполняли миски. Кроме горшка и миски в доме русского крестьянина практически не было другой посуды. Делали миски из глины, дерева, а позднее и металла.

Настоящие, в современном понимании, тарелки, или, как их когда-то называли - тарелы, появились на Руси не раньше XVI века. Во всяком случае, Лжедмитрий 1 в знак особого к ним уважения, распорядился подать именитым гостям тарелки. Этот факт свидетельствует о том, что еще в начале XVII века они не имели широкого распространения и только - только входили в быт наиболее состоятельной части населения.

Интересная родословная и у современного графина. В Древней Руси его место на столе занимала ендова. Сегодняшний "хранитель напитков" ничуть не похож на свою приземистую прародительницу. По форме ендова скорее напоминает широкую миску с открытым узким и длинным сливным носиком. Первые ендовы делали из дерева и керамики, а затем - из металла и стекла. Для подачи на стол напитков служили также керамические кувшины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя по теме «Формы и виды уроков обобщения ,их влияние на развитие творческой самостоятельности, культуры мышления учащихся»

Опыт работы  учителя  по  теме «Формы  и виды  уроков  обобщения ,их  влияние  на  развитие  творческой  самостоятельности, культуры  ...

"Межпредметная интеграция в обучении, как один из способов развития учащихся".

Фестиваль педагогических идей, материал для круглого  стола....

РАБОТА СО СТРАНОВЕДЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАна первую категориюТЕМА: РАБОТА СО СТРАНОВЕДЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА...

Реферат "Самостоятельная работа учащихся как один из способов развития творческого мышления."

Реферат по теме "Самостоятельная работа учащихся как один из способов развития творческого мышления"  поможет Вам в организации самостоятельной работы на уроках математки...

Тема: «Использование информационно- коммуникативных технологий на уроках музыки – как один из способов развития творческих способностей у учащихся».

Обобщение педагогического опытаТема: «Использование информационно- коммуникативных технологий на уроках музыки – как один из способов развития творческих способностей у учащихся»....

Создание проблемной ситуации на уроке математики как один из способов развития творческого мышления школьников

Создание проблемных ситуаций на уроке математики – оправдавший себя на практике прием, посредством которого учитель держит в постоянном напряжении детскую любознательность....