Методическая разработка к практическому занятию
методическая разработка по теме

Долгова Оксана Николаевна

Данная тема является базовой при изучении инфекционных болезней. Её усвоение облегчает восприятия студентами дальнейшего материала на цикле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_1.doc211 КБ
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_po_inf._2.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

          ГСПОУ «Вышневолоцкое медицинское училище»

                                                                                                   

УТВЕРЖДАЮ

                                                                                         

                                                                                         _______________

                                                                                        «   » ___________2010 года

 

Методическая разработка

к практическому занятию

 

Тема: Инфекционные болезни. Диагностика. Принципы лечения. Лечебно-диагностическая работа.

Дисциплина:  Сестринское дело при инфекционных заболеваниях.

Специальность: 060109 «Сестринское дело» Базовый уровень

                              Курс: Третий

Методическая цель: Оптимизация обучения с использованием моделирования профессиональной деятельности с целью реализации Государственного образовательного стандарта.

 

 

 

                                                        Преподаватель: Долгова О.Н.

                                                        Рассмотрена на заседании ЦМК

                                                        «    »______________2010 года

                                                        Протокол № ______

                                                        Председатель ЦМК

 

 

2010

 

Содержание.

  1. 1.      Мотивация
  2. 2.      Выписка из рабочей программы
  3. 3.      Цели занятия
  4. 4.      Межпредметные связи
  5. 5.      Учебно-методическая карта занятия
  6. 6.      Литература

 

Мотивация.

  Данная тема является базовой при изучении инфекционных  болезней. Её усвоение облегчает восприятия студентами дальнейшего материала на цикле.

     При обучении студентов по данной теме применение моделирования профессиональной деятельности, игровых технологий помогает более качественному усвоению знаний и практических умений, отработке действий медицинской сестры в конкретной ситуации, близкой к реально существующей в работе медсестры инфекционного отделения, способствует развитию клинического мышления и созданию атмосферы творческого труда. 

 

Выписка из рабочей программы

       Студент должен знать:

- основные нормативные акты, регламентирующие оказание помощи

   инфекционным больным;

- эпидемическую ситуацию в мире, России, регионе по различным

   нозоформам;

- психоэмоциональные, физиологические, социальные особенности человека,

  страдающего инфекционным заболеванием;

- сестринск5ие диагнозы, характерные для инфекционных заболеваниях;

- симптомы угрожающих состояний при основных инфекционных

  заболеваниях.

Студент должен уметь:

-   оценить состояние пациента и измерять его качество жизни;

- делать обоснованное медицинское заключение с точки зрения медицинской

  сестры о реакции пациента на инфекционное заболевание;

- осуществлять сестринский уход за инфекционными больными, согласно

  сестринскому диагнозу;

- безопасно и эффективно общаться с пациентами;

- работать в команде специалистов, оказывающих помощь за инфекционным

  больным в качестве полноправного члена команды;

- осуществлять профилактические и противоэпидемические мероприятия по

  поддержанию инфекционной безопасности;

- оказывать неотложную помощь при инфекционно-токсическом,

  дегитратационном, анафилактическом шоках, отёке головного мозга,

  острых почечной, дыхательной недостаточностях и острой печёночной

  энцефалопатии;

- составлять и реализовывать план сестринского ухода при инфекционных

  заболеваниях, с высоким риском заражения, в т.ч. в эпидемически

  неблагополучных очагах.

Цели занятия

Образовательная: Студент должен знать содержание понятий «инфекция», «инфекционный процесс», «инфекционное заболевание», «эпидемиологический процесс»;

 факторы риска, эпидемиологические особенности, основные клинические проявления, осложнения и профилактику инфекционных заболеваний; обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических мероприятий при инфекционных заболеваниях;

 Развивающая: Развитие профессионального клинического мышления и профессиональных умений самостоятельной работы, творческих способностей личности, умение обучать пациента медицинским знаниям.

 

Воспитательная: Воспитание культуры общения, профессиональной выдержки, самообладания, чувства ответственности за пациента.

Межпредметные связи.

Входящие

Изучаемый предмет

Выходящие

Анатомия и физиология с патологией.





Сестринское дело при инфекционных болезнях.

Этапы жизнедеятельности человека и медицинские услуги в разные возрастные периоды

Основы латинского языка

Основы ухода за неврологическими больными

Основы сестринского дела

Сестринский уход в педиатрии

Фармакология

 Сестринское дело в хирургии

Общая гигиена с основами экологии человека

Фтизиатрия

Сестринское дело в терапии

 Медицина катастроф

Микробиология

Основы реабилитации

Правовое обеспечение профессиональной деятельности.

 Функциональная диагностика

Психиатрия

                     

Учебно-методическая карта занятия

Специальность: 060109 «Сестринское дело» Базовый уровень

                              Курс: Третий

Дисциплина: Сестринское дело при инфекционных заболеваниях.

Тема: Инфекционные болезни. Диагностика. Принципы лечения. Лечебно-диагностическая работа.

 Цель занятия: предоставить необходимый объём знаний для осуществления лечебно-диагностических процедур при выполнении медико-социальной помощи инфекционным больным.

Знать:

  1. Принципы постановки врачебного диагноза инфекционного заболевания;
  2. Критерии эпидемиологического, клинического и лабораторно-инструментального методов обследования инфекционных больных;
  3. Способы информирования пациента об инфекционном заболевании и его состоянии, цели и сути диагностических вмешательств, о возможностях лечения, прогнозе;
  4. Подготовку больных к инструментальным методам исследования в инфекционной практике.

Уметь:

  1. Оценивать знания пациента об инфекционном заболевании;
  2. Определять пути, с помощью которых можно содействоать соблюденияю медикаментозного лечения пациентом, соблюдения предписываемого режима активности, диеты:
  3. Выполнять врачебные назначения из числа медикаментозных и инструментальных.

Тип занятия: комбинированное

Вид занятия: практическое.

Время проведения занятия: 270 минут

Место проведения занятия: доклинический кабинет

Оснащение занятия:

Методическое оснащение: учебно-методический комплекс по теме, методическая разработка для студентов,  тесты, ситуационные задачи

 

План занятия:

  1. 1.      Организационный момент – 5 минут
  2. 2.      Контроль знаний студентов (опрос) – 30 минут
  3. 3.      Самостоятельная работа студентов (составление кроссвордов с использованием ключевого понятия, решение ситуационных задач по сестринскому процессу, отработка манипуляций по теме – 125 минут
  4. 4.      Закрепление изученного материала  – 60 минут
  5. 5.      Контроль знаний студентов                 – 40 минут
  6. 6.      Подведение итогов занятия – 10 минут

1. Определение понятий

«Инфекция» (заражение) – биологическое явление, характеризующееся взаимодействием, по крайней мере, одного вида патогенного микроорганизма с более высокоорганизованным микроорганизмом.

«Инфекционный процесс» - комплекс приспособительных реакций макроорганизма, развивающихся в ответ на внедрение и размножение в нём патогенного микроорганизма и направленных на восстановление гомеостаза и нарушенного биологического равновесия с окружающей средой.

«Инфекционная болезнь» - конкретный случай инфекционного процесса, характеризующийся определёнными клиническими признаками и лабораторгными (иммунологическими, биохимическими и д.р) изменениями.

2. Особенности инфекционных болезней.

  1. Контагиозность  - способность возбудителя инфекционной болезни передаваться от заражённого организма здоровым. Определяется индекс контагиозности – процент заболевших от общего количества восприимчивых лиц, подвергшихся опасности заражения.
  2. Специфичность – каждый патогенный микроорганизм вызывает болезнь, характеризующуюся определённой локализацией процесса и характером поражения.
  3. Цикличность – смена периодов болезнь, строго следующих друг за другом: инкубационный период – продромальный период – разгар болезни – реконвалесценция.
  4. Реакции инфицированного организма на микроорганизм – в процессе развития инфекционного процесса макроорганизм реагирует как единое, в результате чего у больных выявляются системные реакции целостного организма (сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной, эндокринной, мочевыделительной систем и др.), а не только реакции поражённого органа или системы;
  5. формирование специфического иммунитета – в процессе развития инфекционного процесса происходит формирование специфического иммунитета, напряжённость и продолжительность которого могут варьировать от нескольких месяцев до нескольких лет и даже десятилетий.
  6. Использование этиотропных препаратов -  в лечении больных с инфекционными болезнями используются препараты, действие которых непосредственно направлено на возбудителя данной болезни.

3. Основные клинические синдромы при инфекционных заболеваниях.

К числу наиболее типичных проявлений инфекционных болезней относятся: лихорадка, диарея, появление сыпи ( экзантемы), увеличение лимфатических узлов ( лимфаденопатия), печени и селезёнки (гепато- и спленомегалия), поражение мозговых оболочек (менингеальный синдром).

Типы лихорадок:

  1. Постоянная
  2. Ремитирующая
  3. Интермиттирующая
  4. Гектическая
  5. Извращённая
  6. Возвратная
  7. Волнообразная
  8. Атипичная

Элементы сыпи (экзантемы):

  1. Розеола
  2. Пятно
  3. Папула
  4. Везикула
  5. Пустула
  6. Пузырь
  7. Геморрагии

  Экзантема.

      Многие инфекционные заболевания сопровождается кожными высыпаниями (экзантемой), разнообразными по величине, форме, стойкости, распространению. Различают несколько вариантов сыпи. Экзантемы делят на первичные и вторичные. К первичным относятся: точечная сыпь, розеола, пятно, эритема, геморрагии, папула, бугорок, пузырек, пустула, волдырь и др.; к вторичным - корка, пигментация, язва, рубец.

      В состав пятнистой сыпи входят следующие варианты.

Точечная («мелкоточечная») - наиболее мелкий вариант пятнистой сыпи, размером до 2 мм, встречающийся при скарлатине, стафилококковой и иерсиниозной (псевдотуберкулез, иерсиниоз) инфекциях.

Розеола - пятнышко от бледно-розового до пурпурного цвета размером от 2 до 5 мм; при надавливании и растягивании кожи исчезает; характерна для брюшного и сыпного тифов, паратифовАи В.

 Пятно отличается от розеолы величиной (от 5 до 20мм); в зависимости от размеров элементов различаются мелкопятнистая (5-10 мм) и крупнопятнистая (более 10 мм) сыпь. Пятнистая сыпь характерна для кори, краснухи, клещевых риккетсиозов.

Эритема - обширные участки гиперемированной кожи, образовавшиеся при слиянии крупных пятен (корь, клещевые риккетсиозы).

      Геморрагии - кровоизлияния в кожу различной величины от точечных (nemexuuj до более крупных (пурпура- от 2 до 5 мм, экхимоз- больше 5 мм). Встречаются при геморрагических лихорадках, лептоспирозе, сепсисе, менингококковой инфекции, сыпном тифе.

      Папула - мягкий плоский узелок, слегка возвышающийся над кожей, размером от 3 до 5 мм, но может быть и больше; часто сочетается с розеолой (розеолезно-папулезная сыпь) или с пятном (корь).

      Бугорок отличается от папулы наличием плотного образования в коже, часто изъязвляется, оставляя рубец.

Пузырек (везикула) - ограниченная полость размером от 1 до 5 мм, заполненная прозрачной серозной или кровянистой жидкостью; везикула часто превращается в пустулу (при этом содержимое пузырька мутнеет); может засыхать (корочка) или вскрываться (эрозия). Пузырьки после себя следов не оставляют. После пустул могут остаться рубчики. Такая сыпь наблюдается при натуральной и ветряной оспе, простом и опоясывающем герпесе.

 Волдырь (уртика) - плотноватое возвышающееся над кожей образование розового или белого цвета с красной каемкой, величиной от 5 мм до нескольких сантиметров. Появляется и исчезает быстро и бесследно. Уртикарная сыпь характерна для сывороточной болезни, а также для аллергических реакций на лекарственные препараты.

      Из вторичных экзантем диагностическое значение имеет шелушение кожи (скарлатина, псевдотуберкулез).

      Для дифференциальной диагностики важно не только определить характер экзантемы (ее отдельных элементов), но и установить время появления сыпи (день болезни), последовательность (этапностъ) высыпания, преимущественную локализацию, количество элементов, динамику сыпи, появление новых элементов сыпи.

      Энантема.

      Сыпь на слизистых оболочках называется энантемой и встречается при многих инфекциях. Так, сыпь на слизистых оболочках щек в виде мелких очагов некроза является патогномоничной для кори (пятна Филатова-Коплика). Мелкие петехии на мягком небе (энантема Розенберга) наблюдаются при сыпном тифе, скарлатине, псевдотуберкулезе.

Характер и сроки возникновения экзантемы при некоторых инфекционных болезнях

Характер сыпи        

Сроки появления

(день болезни)        

Инфекционная болезнь

Точечная        1-2-й

2-4-й

4-5-й        

скарлатина,

псевдотуберкулез, иерсиниоз,

стафилококковая инфекция

Розеолезная, розеолезно-папулезная

8-10-й

5-7-й

2-4-й

брюшной тиф,

паратифы,

псевдотуберкулез

Пятнисто-папулезная

1-2-й

3-4-й        

краснуха, энтеровирусная инфекция,

корь, сифилис

Геморрагическая сыпь

1-2-й

3-5-й

менингококкемия

лептоспироз, геморрагические лихорадки

Розеолезно-петехиальная

4-6-й

Сыпной тиф,

болезнь Брилля

Везикулезная

1-2-й

3-4-й

3-4-й

ветряная оспа,

герпес простой, герпес опоясывающий, натуральная оспа

Лимфаденопатия – увеличение периферических лимфатических узлов.

Гепатолиенальный синдром- увеличение размеров печени и селезёнки.

Диарейный синдром – учащённая дефекация.

Менингеальный синдром – воспаление мозговых оболочек.

4. Методы диагностики инфекционных болезней.

Диагностика инфекционных болезней базируется на всестороннем и систематическом изучении больного, которое включает сбор анамнеза (в том числе эпидемиологического), объективное динамическое обследование органов и систем, анализ результатов лабораторного и инструментального исследования больного.

Анамнез болезни (Anamnesis morbi) должен быть собран подробно и активно. Нельзя ограничиваться рассказом больного – необходимо его расспросить. При опросе следует установить особенности начала заболевания (острое или постепенное), наличие озноба и лихорадки, степень повышения температуры тела, ее колебания, характер диспепсических явлений, локализацию и интенсивность болей (головных, абдоминальных, в мышцах, суставах), нарушение сна и др.

При распознавании инфекционной болезни особое значение имеет эпидемиологический анамнез –  полноправный и в определенной степени специфический метод обследования. Он позволяет получить данные о месте, обстоятельствах и условиях, при которых могло произойти заражение, а также о возможных путях и способах передачи возбудителя инфекции другим лицам. Особую ценность имеют анамнестические указания на контакт заболевшего с больным той или иной инфекцией, общение (в том числе профессиональное) с животными – возможными источниками возбудителя, пребывание в эндемическом или эпизоотическом очаге. Не менее необходимо выяснение вопросов, связанных с условиями быта, отдыха и питания больного, образа жизни, а также получение указаний на укусы насекомых и животных, ранения, травмы, операции, гемо– и серотрансфузии и другие лечебные вмешательства, сопровождающиеся нарушением целостности кожных покровов.

Исключительно важны сведения о перенесенных в прошлом инфекциях, проведенных профилактических прививках, возможных поствакцинальных осложнениях и данные о применении больным сывороточных препаратов, иммуноглобулинов, глюкокортикостероидов, цитостатиков, антибактериальных средств и т.п.

Клиническое обследование больного следует проводить в определенном порядке. В первую очередь необходимо оценить состояние больного (сохранение сознания и психического равновесия, затемнение и степень потери сознания, заторможенность или возбуждение, эйфория, адекватность поведения).

При осмотре кожных покровов учитывают окраску кожи (бледность, гиперемия, желтушность), влажность, характер и выраженность дермографизма, наличие или отсутствие сыпи (экзантемы). Если обнаружена сыпь, нужно выяснить сроки ее появления, обратить внимание на локализацию, распространение, характер высыпных элементов (розеолы, петехии, папулы, везикулы, пустулы), скопление их на определенных участках тела.

Очень важно осмотреть конъюнктивы, слизистые оболочки рта и зева. При этом можно обнаружить инъецирование сосудов склер, гиперемию слизистых оболочек, энантему.

Симптом – любой признак болезни, доступный определению независимо от метода, который для этого применяется.

В инфекционной патологии большая часть симптомов относится к так называемым неспецифическим, или общим: повышение температуры тела, озноб, рвота, нарушение сна, снижение аппетита, слабость и т.д. Все они в той или иной мере встречаются почти при всех инфекционных болезнях, поэтому не могут иметь решающего значения в установлении диагноза.

Очень велика ценность патогномоничных симптомов, т.е. симптомов, свойственных только одной нозологической форме и не встречающихся ни при каких других болезнях. Классическими примерами служат пятна Вольского – Филатова —Коплика на слизистой оболочке рта при кори, судорожный кашель с репризами при коклюше, опистотонус при столбняке, звездчатая геморрагическая экзантема при менингококковой инфекции (менингококкемия), везикулезная сыпь по ходу нервных стволов при herpes zoster, «водобоязнь» при бешенстве и др.

5. Лабораторные и инструментальные методы исследования.

В диагностике инфекционных болезней используются и многочисленные лабораторно-инструментальные методы, среди которых важнейшее место занимают специфические методы - бактериоскопические, бактериологические иммунологические,аллергологические,  серологические -  имеющие целью установление этиологического (нозологического) диагноза.

Материал для специфических методов исследования в зависимости от характера, формы и периода болезни может быть самым разнообразным: кровь, спинномозговая жидкость, мокрота, фекалии, моча, дуоденальное содержимое, пунктаты и биоптаты органов,

рвотные массы, отделяемое из язв, смывы со слизистых оболочек, трупный материал.

Бактериоскопический метод используется для обнаружения под микроскопом возбудителей инфекционных болезней в патологическом материале, взятом у больного.

Бактериологическое исследование включает посев материала, взятого у больного, на питательные среды, выделение чистой культуры возбудителя и его идентификацию. Определение типовой принадлежности микроорганизма-возбудителя имеет эпидемиологическое значение при выявлении источника инфекции.

Серологические методы используются для обнаружения в сыворотке крови специфических антител, которые вырабатываются в организме человека в ответ на внедрение возбудителей данной инфекционной болезни.

Иммунофлюоресцентная диагностика, основанная на специфическом свечении комплекса антиген—антитело, позволяет получить ответ через несколько минут после обработки препарата из первичного материала специфической флюоресцирующей сывороткой.

Диагностике ряда инфекционных болезней способствуют кожные пробы с аллергенами, полученными при соответствующей обработке культуры микроорганизма-возбудителя. Аллерген вводят внутрикожно или наносят на скарифицированную кожу. У больного, сенсибилизированного к данному виду микроорганизма, на месте введения специфического аллергена через 24—48 ч развивается воспалительная реакция (положительная проба). Примером могут служить положительные внутрикожные реакции на тулярин (туляремия), туберкулин (туберкулез), бруцеллин (бруцеллез, проба Бюрне), малеин (сап), дизентерии (дизентерия, проба Цуверкалова), токсоплазмин (токсоплазмоз).

Значительное место в диагностике инфекционных болезней занимают хорошо известные и апробированные лабораторно-инструментальные методы неспецифического характера (биохимические, эндоскопические, гистологические, радиоизотопные, ультразвуковые).

6. Режим и питание инфекционных больных.

7. Лечение инфекционных больных .

Этиотропная терапия назначение специфических препаратов, действие которых направлено на устранение причины, вызвавшей заболевание (на возбудителей) – антибиотики и химиотерапевтические препараты.

  1. Группы пенициллинов и цефалоспоринов – оксациллин, метициллин, ампициллин, натриевая и калиевая соли бензилпенициллина, бициллины и др.
  2. Группы макролидов – эритромицин, азитромицин и др.
  3. Группы тетрациклина – тетрациклин, доксициклин, метациклин и др.
  4. Группы хлорамфеникола – левомицетин.
  5. Группы аминогликозидов – канамицин, стрептомицин, гентамицин и др.
  6. Группы линкосамидов – линкомицин, клиндамицин.
  7. Сульфаниламидные препараты – сульфаметоксазол.

Патогенетическая терапия – препараты, которые действуют на основные звенья патогенеза, устраняя тем самым нарушенные функции органов и систем и усиливая защитные механизмы макроорганизма. ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ - в отличие от этиотропной (причинной) и симптоматической - воздействует на осн. механизм развития заболевания.

Методы и средства патогенетической терапии играют очень важную роль в лечении инфекционных больных, а при холере, например, именно они определяют исход заболевания.

Среди препаратов патогенетической направленности первое место занимают дезинтоксикационные и корригирующие средства в форме коллоидных и кристаллоидных растворов. К коллоидным относятся растворы поливинилового спирта (полидез, поливинол), поливинилпирролидона (гемодез, гемовинил, перистон, неокомпенсан), частично гидролизованного декстрана (полиглюкин, реополиглюкин, макродекс, реомакродекс), а также желатиноль, альбумин, протеины и т.д. Среди кристаллоидных растворов наибольшее применение находят растворы Рингера, «Дисоль», «Трисоль» (раствор Филлипса № 1), «Квартасоль», «Ацесоль», «Хлосоль», «Лактасол». Кроме внутривенных кристаллоидных препаратов, большое распространение получили оральные полиионные растворы, предназначенные для дезинтоксикации, а также (в первую очередь) для регидратации и реминерализации – оралит, регидрон, цитроглюкосолан.

Широкое применение в патогенетической терапии инфекционных больных нашли глюкокортикостероиды (гидрокортизон, преднизолон, дексаметазон, триамцинолон и др.). Воздействуя на ткани как физиологические регуляторы обменных процессов, они предотвращают развитие чрезмерных воспалительных и аллергических реакций организма.

В лечении инфекционных больных нашли свое место средства из группы нестероидных противовоспалительных препаратов, сердечно-сосудистые, спазмолитические, противосудорожные, гемостатические и другие средства патогенетического действия. Для долечивания больных с кишечными инфекциями, для коррекции дисбактериоза (в том числе лекарственного) широко используют бактерийные препараты (коли-бактерин, лактобактерин, бифидумбактерин, бификол, бактисубтил и т.д.).

Симптоматическая (паллиативная) терапия применяется для устранения отдельных симптомов заболевания в дополнение к этиотропной и патогенетической терапии.

Цель С. т. — облегчение страданий больного, например устранение боли при невралгиях, травмах, изнуряющего кашля при поражении плевры, рвоты при инфаркте миокарда и т. п. Нередко С. т. применяют в случаях неотложного лечения — до установления точного диагноза (например, вливание крови или кровезаменителей при остром малокровии).

Биологические препараты – бактериофаги, сыворотки, иммуноглобулины.

Литература:

Для преподавателей:

1. «Сестринское дело при инфекционных заболеваниях - В.А.Малов  издательский центр «Академия».

2. «Эпидемиология для медицинских учебных заведений» - В. А. Кипайкин, Л. А. Рубашкина, издательство – Феникс.

3. «Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии» -

 H. В. Прозоркина, П. А. Рубашкина, издательство – Феникс.

4. «Клиническая иммунология» -  Шигина Ю.В.

Учеб. пособие. - М.:Издательство РИОР.

5. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» - Мухина С.А. – Учебник.

Дополнительная литература для преподавателей:

Журналы: «Медицинская сестра», «Сестринское дело».

 Справочник фельдшера -  Лазарева Г.Ю.

Для студентов:

1. «Сестринское дело при инфекционных заболеваниях - В.А.Малов  издательский центр «Академия».

2.  «Эпидемиология для медицинских учебных заведений» - В. А. Кипайкин, Л. А. Рубашкина, издательство – Феникс.

Задание на дом: Тема: «Основные эпидемиологические понятия. Очаг инфекционного заболевания. Мероприятия в очаге.

Тесты

Инфекционная болезнь, это взаимодействие:

а) микроорганизма, макроорганизма;

б) микроорганизма, макроорганизма, внешней  

    среды;

в) макроорганизма, внешней среды.


Транзиторное носительство, это:

а) острое реконвалесцентное;

б) хроническое;

в) «здоровое»;

г) пожизненное.

По каким критериям инфекционные болезни относят к особо опасным:

а) этиологический, эпидемиологический;

б) эпидемиологический, клинический;

в) иммунологический, клинический;

г) клинический, диагностический.

Какие критерии характеризуют инфекционного больного:

а) патогенетический, лечебный, диагностический,

    профилактический;

б) этиологический, эпидемиологический, клинический,

    иммунологический;

в) инфекционный, комплексный, индивидуальный,

   своевременный.

Патогенность, это потенциальная способность микроорганизмов вызывать:

а) эпидемический процесс;

б) инфекционный процесс;

в) воспалительный процесс;

г) онкологический процесс.

В чем суть этиологического критерия:

а) инфекционный больной может быть источником  

   инфекции;

б) причиной инфекционной болезни является

    конкретный возбудитель;

в) на конкретный возбудитель в организме происходит иммунный ответ.

В чем суть эпидемиологического критерия:

а) причиной инфекционной болезни является

   конкретный возбудитель;

б) инфекционный  больной  может  быть   источником  

   инфекции;

в) на конкретный возбудитель в организме происходит    

   иммунный ответ.


Ворота инфекции, это:

а) место внедрения возбудителя;

б) место выделения возбудителя;

в) место локализации возбудителя.

Инкубационный период, это:

а) период продрома;

б) период реконвалесценции;

в) период разгара болезни;

г) начальный, скрытый период.

Продромальный период, это:

а) период начальных проявлений болезни;

б) период реконвалесценции;

в) период разгара болезни;

г) период инкубации.

Ответы

  1. Б
  2. В
  3. Б
  4. Б
  5. Б
  6. Б
  7. Б
  8. А
  9. Г
  10. А



Предварительный просмотр:

          ГСПОУ «Вышневолоцкое медицинское училище»

                                                                                                   

УТВЕРЖДАЮ

                                                                                         

                                                                                         _______________

                                                                                        «   » ___________2010 года

 

Методическая разработка

к практическому занятию

 

Тема: Основные эпидемиологические понятия. Очаг инфекционного заболевания. Мероприятия в очаге.

Дисциплина:  Сестринское дело при инфекционных заболеваниях.

Специальность: 060109 «Сестринское дело» Базовый уровень

                              Курс: Третий

Методическая цель: Оптимизация обучения с использованием моделирования профессиональной деятельности с целью реализации Государственного образовательного стандарта.

 

 

 

                                                        Преподаватель: Долгова О.Н.

                                                        Рассмотрена на заседании ЦМК

                                                        «    »______________2010 года

                                                        Протокол № ______

                                                        Председатель ЦМК

 

 

2010

 

Содержание.

  1. 1.      Мотивация
  2. 2.      Выписка из рабочей программы
  3. 3.      Цели занятия
  4. 4.      Межпредметные связи
  5. 5.      Учебно-методическая карта занятия
  6. 6.      Литература

 

Мотивация.

  Данная тема является базовой при изучении инфекционных  болезней. Её усвоение облегчает восприятия студентами дальнейшего материала на цикле.

     При обучении студентов по данной теме применение моделирования профессиональной деятельности, игровых технологий помогает более качественному усвоению знаний и практических умений, отработке действий медицинской сестры в конкретной ситуации, близкой к реально существующей в работе медсестры инфекционного отделения, способствует развитию клинического мышления и созданию атмосферы творческого труда. 

 

Выписка из рабочей программы

       Студент должен знать:

- основные нормативные акты, регламентирующие оказание помощи

   инфекционным больным;

- эпидемическую ситуацию в мире, России, регионе по различным

   нозоформам;

- психоэмоциональные, физиологические, социальные особенности человека,

  страдающего инфекционным заболеванием;

- сестринск5ие диагнозы, характерные для инфекционных заболеваниях;

- симптомы угрожающих состояний при основных инфекционных

  заболеваниях.

Студент должен уметь:

-   оценить состояние пациента и измерять его качество жизни;

- делать обоснованное медицинское заключение с точки зрения медицинской

  сестры о реакции пациента на инфекционное заболевание;

- осуществлять сестринский уход за инфекционными больными, согласно

  сестринскому диагнозу;

- безопасно и эффективно общаться с пациентами;

- работать в команде специалистов, оказывающих помощь за инфекционным

  больным в качестве полноправного члена команды;

- осуществлять профилактические и противоэпидемические мероприятия по

  поддержанию инфекционной безопасности;

- оказывать неотложную помощь при инфекционно-токсическом,

  дегитратационном, анафилактическом шоках, отёке головного мозга,

  острых почечной, дыхательной недостаточностях и острой печёночной

  энцефалопатии;

- составлять и реализовывать план сестринского ухода при инфекционных

  заболеваниях, с высоким риском заражения, в т.ч. в эпидемически

  неблагополучных очагах.

Цели занятия

Образовательная: Студент должен знать содержание понятий «инфекция», «инфекционный процесс», «инфекционное заболевание», «эпидемиологический процесс»;

 факторы риска, эпидемиологические особенности, основные клинические проявления, осложнения и профилактику инфекционных заболеваний; обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических мероприятий при инфекционных заболеваниях;

 Развивающая: Развитие профессионального клинического мышления и профессиональных умений самостоятельной работы, творческих способностей личности, умение обучать пациента медицинским знаниям.

 

Воспитательная: Воспитание культуры общения, профессиональной выдержки, самообладания, чувства ответственности за пациента.

Межпредметные связи.

Входящие

Изучаемый предмет

Выходящие

Анатомия и физиология с патологией.





Сестринское дело при инфекционных болезнях.

Этапы жизнедеятельности человека и медицинские услуги в разные возрастные периоды

Основы латинского языка

Основы ухода за неврологическими больными

Основы сестринского дела

Сестринский уход в педиатрии

Фармакология

 Сестринское дело в хирургии

Общая гигиена с основами экологии человека

Фтизиатрия

Сестринское дело в терапии

 Медицина катастроф

Микробиология

Основы реабилитации

Правовое обеспечение профессиональной деятельности.

 Функциональная диагностика

Психиатрия

                     

Учебно-методическая карта занятия

Специальность: 060109 «Сестринское дело» Базовый уровень

                              Курс: Третий

Дисциплина: Сестринское дело при инфекционных заболеваниях.

Тема: Основные эпидемиологические понятия. Очаг инфекционного заболевания. Мероприятия в очаге.

 Цель занятия: предоставить необходимый объём знаний для проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний.

Знать:

  1. Основные принципы профилактики и противоэпидемических мероприятий в очаге;
  2. Причины возникновения эпидемического процесса, в том числе в ЛПУ неинфекционного профиля;

Уметь:

  1. Объяснить значимость проведения работы по отношению к источникам инфекции, путям циркуляции возбудителей во внешней среде и повышения иммунобиологической резистентности организма, иммунитета для прерывания эпидемической цепи.

Тип занятия: комбинированное

Вид занятия: практическое.

Время проведения занятия: 270 минут

Место проведения занятия: доклинический кабинет

Оснащение занятия:

Методическое оснащение: учебно-методический комплекс по теме, методическая разработка для студентов,  тесты, ситуационные задачи

 

План занятия:

  1. 1.      Организационный момент – 5 минут
  2. 2.      Контроль знаний студентов (опрос) – 30 минут
  3. 3.      Самостоятельная работа студентов (составление кроссвордов с использованием ключевого понятия, решение ситуационных задач по сестринскому процессу, отработка манипуляций по теме – 125 минут
  4. 4.      Закрепление изученного материала  – 60 минут
  5. 5.      Контроль знаний студентов                 – 40 минут
  6. 6.      Подведение итогов занятия – 10 минут.

1. Основные эпидемиологические понятия.

Под эпидемическим процессом понимается процесс возникновения и распространения среди населения с помощью того или иного механизма передачи возбудителей инфекционных болезней, вследствие чего происходит развитие инфекционного  процесса. Обязательным условием развития эпидемического процесса является непрерывное взаимодействие трёх его составляющих звеньев:  

  1. Источник инфекции – это живой или неживой объект, который является местом естественного обитания, размножения и накопления возбудителя и из которого возможно заражение здоровых лиц.          Место или среда естественной жизнедеятельности патогенных микробов называется резервуаром.                                                                      В зависимости от этого инфекционные болезни можно подразделять на три группы:
  1. антропонозы – источник инфекции человек;
  2. зоонозы (зооантропонозы) – животные в редких случаях человек;
  3. сапронозы – почва, вода (возможны животные).

     

    2. Механизм передачи инфекции – это способ перемещения возбудителя от    

        источника инфекции к восприимчивому организму.

Конкретные элементы внешней среды и /или их сочетания, которые обеспечивают перенос возбудителя в определённых условиях, называются путём передачи.

Выделяют пищевой (алиментарный), водный, контактно-бытовой, воздувшно-пылевой, парентеральный, трансплацентарный и др.

     3. Восприимчивый организм.

2. Очаг инфекционного заболевания.

Определённое место, в котором существуют все три элемента, необходимые для развития эпидемического процесс, называется эпидемическим очагом.

Для оценки интенсивности эпидемического процесса рассчитывается показатель заболеваемости, который представляет собой общее число впервые выявленных в течение года случаев инфекционных больных на данной территории, приходящихся на 10000 или 100000 населения. В зависимости от значения этого показателя могут быть выделены следующие виды заболеваемости:

  1. спорадическая, в этом случае регистрируются единичные случаи заболеваемости, между которыми отсутствует эпидемическая взаимосвязь.
  2. Эпидемия, под которой понимают массовую заболеваемость, охватывающую всё население или отдельные его континенты на определённой ограниченной территории.
  3. Пандемия представляет собой распространившуюся на территории нескольких стран эпидемию.

3. Мероприятия в очаге.

Главнейшей задачей противоэпидемических мероприятий является эффективное воздействие на все или отдельные факторы эпидемического процесса с целью прекращения циркуляции возбудителя.

Мероприятия, направленные на устранение источника инфекции – выявление, изоляция и лечение инфекционных больных.

Мероприятия, направленные на разрыв путей передачи возбудителя:

  1. Дезинфекция – комплекс мероприятий направленных на удаление или уничтожение возбудителей инфекционных заболеваний на объектах окружающей среды.

      Она подразделяется на:

  1. Профилактическую (проветривание, влажная    

       уборка помещений, стерилизацию молока и т.д.)

  1. Очаговую – текущая и заключительная.

Различают три основных способа дезинфекции: механический (мытьё, чистку, встряхивание и т.д.), физический ( замораживание, кипячение, ультразвук и т.д) и химический ( хлорсодержащие препараты, альдегиды, фенолы и т.д.)

  1. Дезинсекция  это комплекс мероприятий направленных на уничтожение насекомых, клещей, являющихся переносчиками возбудителей инфекционных болезней, а также других членистоногих, способствующих распространению возбудителей.

Дезинсекция подразделяется на профилактическую и очаговую.

  1. Дератизация это комплекс мероприятий для борьбы с грызунами, являющимися носителями возбудителей инфекционных и паразитарных болезней. Мероприятия по борьбе с грызунами подразделяются на предупредительные (профилактические) и истребительные.

Мероприятия, направленные на повышение невосприимчивости населения к возбудителям инфекции – это улучшение экологических и социально-бытовых условий жизни населения, проведение санитарно-просветительной работы и других мер общего воздействия

Задание на дом: Тема: «Организация оказания медицинской помощи инфекционным больным. Организация и проведение профилактических прививок».

Литература:

Для преподавателей:

1. «Сестринское дело при инфекционных заболеваниях - В.А.Малов  издательский центр «Академия».

2. «Эпидемиология для медицинских учебных заведений» - В. А. Кипайкин, Л. А. Рубашкина, издательство – Феникс.

3. «Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии» -

 H. В. Прозоркина, П. А. Рубашкина, издательство – Феникс.

4. «Клиническая иммунология» -  Шигина Ю.В.

Учеб. пособие. - М.:Издательство РИОР.

5. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» - Мухина С.А. – Учебник.

Дополнительная литература для преподавателей:

Журналы: «Медицинская сестра», «Сестринское дело».

 Справочник фельдшера -  Лазарева Г.Ю.

Для студентов:

1. «Сестринское дело при инфекционных заболеваниях - В.А.Малов  издательский центр «Академия».

2.  «Эпидемиология для медицинских учебных заведений» - В. А. Кипайкин, Л. А. Рубашкина, издательство – Феникс.

Тесты.


1. Движущими силами эпидемического процесса являются следующие факторы:

а) генетические;

б) иммунологические;

в) природные;

г) социальные;

д) все вышеперечисленные.


2. Условиями развития эпидемического процесса являются:

а) источник инфекции;

б) восприимчивость организмов;

в) механизм передачи;

г) все вышеперечисленное.


3. При зоонозах источником инфекции является:

а) человек;

б) животное;

в) объекты окружающей среды;

г) все перечисленное.


4.При антропонозах источником инфекции является:

а) человек;

б) животное;

в) объекты окружающей среды;

г) все перечисленное.


5.В предложенном списке выберите сапронозы:

а) брюшной тиф;

б) легионеллез;

в) вирусный гепатит;

г) лептоспироз;

д) дизентерия.


6. При сапронозах источником инфекции является:

а) человек;

б) животное;

в) объекты окружающей среды;

г) все перечисленное.


7. При антропонозах источником инфекции может быть:

а) больной;

б) реконвалесцент;

в) заразоноситель;

г) все перечисленные.


8. Для кишечных инфекций характерен механизм передачи:

а) воздушно-капельный;

б) алиментарный;

в) трансмиссивный;

г) воздушно-пылевой;

д) все перечисленные.


9. Для инфекций дыхательных путей характерен механизм передачи:

а) воздушно-капельный;

б) алиментарный;

в) трансмиссивный;

г) контактный;

д) все перечисленные.

Ответы

  1. Д
  2. Г
  3. Б
  4. А
  5. Б
  6. В
  7. Г
  8. Б
  9. А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практических занятий

Методическая разработка практических занятий по дисциплине "Организация оценки земли и имущества" для студентов 3 курса специальности 120714 "Земельно-имущественные отношения"...

Методическая разработка практического занятия № 2 по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» (4 курс) по теме Расчет расхода муки с учетом ее влажности, определение выхода готовых изделий. для специальности 260502 Технология про

Методическая разработка практического занятия № 2 по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» (4 курс) по теме Расчет расхода муки с учетом ее влажности, определени...

Презентация к методической разработке практического занятия № 2 по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» (4 курс) по теме Расчет расхода муки с учетом ее влажности, определение выхода готовых изделий

Презентация к методической разработке  практического занятия № 2 по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» (4 курс) по теме Расчет расхода муки с учетом ее в...

Методическая разработка практического занятия по дисциплине "Управленческая психология". Тема "Темперамент и его свойства"

Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме "Темперамент и его свойства" для студентов 3 курса очного отделения по специальности "Гостиничный сервис"....

Методическое пособие Практические занятия по дисциплине "Охрана труда"часть 1

Данное пособие должно содействовать формированию у студентов профессиональных навыков, профессионального мышления.В данное пособие включены инструктивные карты к практическим работам по «Охране труда»...