Путь к ученику
статья по теме

Учитель и ученики...взгляд со стороны...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon put_k_ucheniku.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Наша  учительская судьба , наше самочувствие , не говоря уж о престиже ,- во власти учеников. Да, они  - те , кого мы намерены учить, а иной  раз поучать , наставлять-распоряжаться  нами по своему ребячьему хотению . Перестают слушать и слушаться, выполнять  задания и.д. и т. п.

Эти глаголы ученического своеволия легко продолжить, и мы  впадаем в бессилие, теряем власть над собой , а с нею  элементарный  педагогический профессионализм….

Но драматично другое. Разлад со школой обрекает ученика на муки подневольного учения , лишает радости детства , а с нею и школы, учителя.

Пора  бы, наконец, понять, что  учение,  понуждаемое командной методикой – нелепость. Подлинное учение- это всегда совпадение двух воль- учительской и ученической… И стратегическое направление  творческих поисков учителя нужно определять как путь к ученику.

Из школы , например, уходят строгость и взыскательность . Полагают, что они травмируют ученика.

И уж, конечно , учитель не имеет право  на раздражение : оно тем более травмирует детей.

Не так  давно в одной из центральных газет была  высказана  мысль , что беда  школы в  дефиците раскованности юмора, остроумия….

Все это вещи, без  которых нормальную, естественную школу представить , действительно, невозможно.

По-прежнему  школе особенно недостает  интеллектуальной культуры и элементарной  серьезности , не говоря уж о культе знаний , о пафосе учения-труда (прежде всего умственного).

Если на уроке ребят сковывает страх , труд учителя теряет смысл.

Правда , страх не так уж и трудно снять – достаточно исключить из общения авторитетность и культ отметки.

А вот равнодушие учеников , их умственную и душевную инертность преодолеть , куда сложнее. И здесь   никакая  традиционная этика педагога не поможет.

Без желания  переделать мир – нет учителя . Однако  самое трудное  для него  вырастить себя, ибо каждый из нас- мы сами , а не кто-то. Ведь  школьники учатся в зависимости от того , как  он относится к учителю. Значит , не   с предмета(методики, программы , концепции и т.д.), а с того , кто мы есть сами, начинается наш путь к ученику.

И нам с вами , конечно, хотелось бы узнать о мнениях учеников  о нашей школе ,  о нас с  вами, вообще  об роках. С этой целью я попросила  ребят 5-8 кл. ответить на три вопроса :

1)в какой  школе ты хотел(а) бы учиться?

2)что не особенно ценишь в учителе и не приемлешь?

3)какой  урок  бы ты ни за что не пропустил бы?

И вот ответы:

«В нашей»,»Я хочу учиться только в нашей школе , потому что она для меня стала  родным домом»,»…. Люблю потому,  что она большая , светлая  и красивая….»,»….нравится потому , что  некоторые учителя очень добродушны к ученикам, за то , что она всегда чистая»,»….хочу учиться в такой школе , где все ребята находят занятие по душе»,»…хотела бы учиться в школе, где много учеников».

Ответы на 2-й вопрос:

«…ценю  умение  объяснять,  отзывчивость, доброту  и ласку к ученикам…»,»…люблю, когда с нами разговаривают наравне»,»….люблю такого учителя, который  делает то , что делают ученики!»,»не приемлю , когда смеются над учеником»,»не нравится , когда кричат на учеников»,»не люблю злых учителей»,» не нравится, когда запрещают поговорить даже шепотом, когда жалуются на свое здоровье».

Ответы на 3-й вопрос:»…никогда ба не  пропустили бы физику, алгебру, потому что они пригодятся в жизни и преподают хорошие учителя»,»..ни за что бы не пропустила бы уроки русского языка. Он   мне нравится  потому, что его ведет моя любимая учительница»,»… я бы не пропустил урок истории , потому что я больше хочу узнать  о своей стране»,» ни за что бы не пропустила физику, где на уроке   получаешь больше знаний»и т. д.

Вот такие ответы . И над ними нам стоит глубоко  задуматься. Давайте спросим  себя ,  что  важнее любить ученика или  знать, как с ним работать? Конечно, чтобы  знать, надо любить. И тем не менее –знать! Не только умом, но и сердцем  поймем тогда, что  урок прежде всего Встреча , т.е. общение, а потом  уже предмет, методика…

Вспомним , как   обычно начинаем урок. Не входим . А врываемся в класс…Спешим  к столу , раскрываем журнал….Затем оборачиваемся к доске :»Где мел? Где тряпка? Кто дежурный? Достать дневник…».Вот первые минуты урока. Невольно  вспоминаешь шолоховского Давыдова, сказавшего  однажды Нагульнову : «Сам псих ,и других психами делаешь».Войти в класс –искусство особого рода . Не к столу и доске, и не к мелу с  тряпкой, и даже не к собственной сумке и классному  журналу, а  к ученику вначале надо подойти ,  с него и начать все, т.е. урок.

Подойти- это в буквальном смысле сократить дистанцию,  и не  только улыбаясь. Издали посмотреть на одного, другого. Сколько неожиданного сразу откроется, чего издали как бы ни улыбался, не увидишь.

Не так ли осматриваем своего ребенка , замечая каждую. Мелочь, вплоть до небрежно заплетенной косички,  оторванной пуговицы…Только  такое внимание , домашнее, дает уроку  человека, учителю –способность   действенно общаться с ним . Поэтому не жалейте  «терять» минуту – другую на уроке.

Чем  авторитарнее становилось  наше общество , тем прочнее утверждался  диктаторский режим в школе .Мнение  педагога, даже при полной его некомпетентности, стало законом. Первым это почувствовали и осознали дети. А осознав, решил противодействовать диктату любыми способами . Участились  конфликты между  учителями и учениками…..Вот что пишут ученики- восьмиклассники(не нашей школы):

«Мне на уроке географии не  интересно .Учительница говорит ,что на уроке  надо работать, но все равно  она тех , кто работает , не вызывает. Она вызывает  тех , которые не работают  не могут ответить на ее вопросы.

Если бы учительница географии  была бы я, я бы  этот урок  сделала интересным. Об охране природы, экономики очень много различных материалов . Я бы  вырезала   из газет и журналов заметки и использовала их занятия ». Вот другое  сочинение.

«На уроках  нам скучно. Учителя в начале урока вызывают  школьников , чтобы они пересказали  задание или параграф, который задан на дом. Остальные  в это время  разговаривают. Потом учитель задает новый параграф… И так каждый день , на каждом уроке.

Если бы учительницей  была бы я, я  бы  на уроке  предупреждала  тех учеников , которых  буду спрашивать на следующем уроке , чтобы они могли хорошо подготовиться!».

Вот так , в таком   плане  почти обо всех уроках , а значит , и об учителях. Мы много сегодня  говорим и пишем о демократизации школьной жизни . Но о какой демократии,  самоуправлении может идти речь, если учебник бесправен на уроке . и как было бы  хорошо, если бы  после  каждого занятия  делать анализ  урока вместе  с учениками, т.е. предоставить детям право оценивать работу класса в целом . Как работал коллектив? Если  плохо , то почему? Затем  даем возможность  школьникам высказаться о том , что нового узнал каждый из них, что   закрепилось в памяти , а что нет.

После этого просим ребят внести предложения , пожелания, как лучше, доступнее, интереснее объяснить новый материал. Времени на это уходит не много. А польза обоюдная.

В последнее время не только уч-ся , но и родители  задают  такой вопрос : «зачем нужна эта  школьная форма? Летом в этой форме жарко, а зимой холодно. Мы все одинаковые, как в монастыре. Может быть, учителям следовало бы разрешить нам купить  материал одного цвета, а каждый ученик  выбрал бы ту модель, которая ему подходит. Тогда все мы были красивы»

Как видим, школьники говорят о наболевшем. Перед нами масса проблем. Многое и очень многое им не нравятся в жизни школы . Только вот выслушать , разобраться во всем нам , страшим, некогда .

Учебный год , как правило, начинается с педагогического совета, на котором утверждается план работы школы на год и распорядок дня.

Директор школы или завуч перечисляет названия кружков, которые будут работать в новом учебном году.

Стремимся вовлечь в кружки каждого ученика. Перечисляются основные мероприятия, которые будут проведены в школе. Много, очень много всего.

А кто готовит и  проводит эти мероприятия? Как правило , этим заняты  педагоги. Они ищут и находят необходимые материалы, раздают их ученикам, проверяют готовность к  выступлению ребят. Вся инициатива в руках преподавателей . Ученики –исполнители. Груз, который взвалили на себя учителя, для их плеч  тяжеловат. Но отдать инициативу, выпустить ее из рук, похоже, никто не  собирается.

В последние  годы был модным лозунг о том , что ученики – хозяева школы . Стали  ли дети хозяевами? Где-то стали. И эти  школы, без сомнения, воспитывают полноценных людей. В нашей школе  этого пока нет, к сожалению. У нас еще тоже  все решается  педагогическим  советом , в работе  которого ученики участия не принимают.

Мало ведь выбрать в совет школы учеников , надо еще,  чтобы они поверили, что они  обладают равным с учителем  голосом. А в чем-то их голос весомее. Кто ,например, лучше самих ребят знает, какие кружки  им нужны? Конечно  же ,сами дети.

Вот пусть они  от имени коллектива  уч-ся предположат, что надо проводить , что не надо. И основную заботу о проведении возьмут на себя. А педагог при этом будет консультантом, а не диктатором.

А если  мы не научимся прислушиваться к мнению уч-ся , перестройке в школе не бывать. Если же она произойдет, чего, вероятно, желает каждый из нас , тогда школа перестанет быть местом для бездельников.

К сожалению , много, очень много учителей, которые не хотят отказаться от диктата. Очевидно, в этом  им видится сила. На самом деле это  слабость.

Сила - когда ученика держит возле учителя любовь.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностные технологии - путь сопровождения одарённого ученика к цели

В своей педагогической системе ч отдаю приоритет деятельностным технологиям. Их использование наиболее эффективно в  работе с одарёнными детьми...

Самоанализ и самооценка - путь к развитию личности ученика

Из опыта работы . Приемы и методы учителя по формированию самооценки у учащихся....

Выступление на педагогическом совете по теме "Создание благоприятной морально-психологической обстановки и творческого микроклимата как путь к успеху ученика"

Выступление педагога-психолога на педагогическом совете школы по теме "Создание благоприятной морально - психологической обстановки и творческого микроклимата  как путь к успеху"...

Статья "Целеполагание учеников - путь к успешному уроку"

Данная статья раскрывает суть понятия "целеполагание", приводятся примеры приёмов целеполагания учащихся на уроках русского языка и литературы...

Статья "УСПЕШНЫЙ УЧЕНИК НА УРОКЕ ГЕОГРАФИИ. ПУТИ К УСПЕХУ"

Эта  статья  написана  по материалам  выступления  на  4-х  Тамбасовских  чтениях, проводимых  в  Красносельском  районе  Санкт-Петербурга ...

«Школьная тревожность. Пути взаимодействия: ученик-педагог»

Повышенная школьная тревожность выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверст...

Классный час " В добрый путь, мои ученики!"

Выступление классного руководителя перед выпускниками...


 

Комментарии