Здоровьесберегающая программа "Школа здоровья"
материал по теме

Цель программы: улучшение состояния здоровья и качества жизни детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_zdorovya.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.Краткая справка- аннотация к программе.

  1. Тема: «Школа здоровья».
  2. Исполнитель: Муниципальное казенное образовательное учреждение «Михайловская основная общеобразовательная школа».

  1. Актуальность темы:

  Образование - необходимый, если не самый важный элемент социально- культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

  Здоровье детей - это комплексный результат сложного взаимодействия человека с природой и обществом, включая влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и др. факторов.  

  Многочисленные исследования показывают, что за годы обучения в школе возрастает количество детей, имеющих нарушения зрения и осанки, приобретающих заболевания органов пищеварения и расстройство деятельности центральной нервной системы, что влияет как на качество освоения ими учебного материала, так и на социализацию школьников. Различные неблагоприятные социальные процессы ведут к возрастанию и распространению среди подростков алкоголизма, наркомании и табакокурения.

   Самое ценное, что есть у человека - жизнь, а самое ценное в его жизни- здоровье, за которое бороться приходится порою с самого рождения. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого стоить тем, кто не позаботился о нем своевременно.

  Анализируя данные, полученные в ходе диспансеризации, выявлено, что абсолютно здоровых учащихся в школе практически не осталось.  Увеличение числа заболеваний напрямую связано с переходом в старшие классы. Прежде всего, за годы обучения в школе «приобретаются» такие заболевания как сколиоз, понижение зрения, увеличение удельного веса. Если в начальном звене обучения данные отклонения в здоровье встречаются у учащихся от 3% до 7%, то в старших классах - от 5%  до 10%.

  С одной стороны, причинами ухудшения состояния здоровья являются такие факторы, как несоответствие системы обучения учащихся гигиеническим нормам, перегрузка учебных программ, интенсификация труда обучающихся, ухудшение экологической обстановки, стрессовые воздействия, недостаточное или несбалансированное питание, распространение нездоровых привычек, недостаточный уровень общей культуры в микросоциуме школы.

  С другой стороны, учащимся очень трудно ориентироваться в огромном количестве информации, которая к ним поступает из интернета, телевизоров, рекламных роликов о различных видах биологически активных добавок, витаминах, методах лечения заболеваний и их профилактики, рекламе пищевых продуктов и т.д. Поэтому задача школы и родителей помочь детям правильно использовать полученную информацию, объяснить ее предназначение, научить ориентироваться в окружающем мире. Ведь все хотят видеть своих детей счастливыми и здоровыми, но не все задумываются о том, как это осуществить и что для этого предпринять. Здоровье не приходит само, его нужно укреплять и беречь, за него нужно бороться, потому что здоровье - это самое главное с жизни человека.

  Приоритетность задач охраны и укрепления здоровья обучающихся обуславливает насущность принципиальных изменений в организации жизни школы как одного из ведущих социальных институтов, обеспечивающих формирование у подрастающего поколения ценностных установок по отношению к собственному здоровью. Сегодня в школе должны использоваться специальные программы, цель которых - формирование у обучающихся основ культуры здоровья.

   Исходя из этого можно сделать вывод: сложившаяся ситуация требует новых конкретных стратегий, способных реально снизить уровень заболеваемости.

  Программа «Школа здоровья» разработана на основе мероприятий по охране здоровья, целью которой является улучшение здоровья и качества жизни подростков.

 

1.5. Концепция школы.

   С 2008 учебного года МОУ «Михайловская ООШ» в рамках эксперимента работает по теме «Эксперимент по изучению биоразнообразия растений и их акклиматизация на территории х.Михайловка».

  Формирование экологического мировоззрения у учащихся активизирует процесс формирования экологической культуры личности, где составной частью целенаправленно является профилактика заболеваний и пропаганда здорового образа жизни.

  Мероприятия по охране  и укреплению  здоровья обучающихся отражены в общешкольных планах и планах классных руководителей. В школе организованы спортивные кружки и секции, регулярно проводится общешкольная зарядка, на каждом уроке учителями- предметниками предусмотрены физминутки.

  В школе открыт тёплый санузел, приобретен кулер для питьевой воды, построено овощехранилище для запасов овощей, выращенных на приусадебном участке, оборудована столовая для приема горячей пищи, функционирует фильтр для очистки воды, работает буфет. В рекреации школы оформлены уголки профилактики вредных привычек: алкоголизма,                    наркомании и табакокурения; уголки гражданской обороны, охраны безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности. Для эмоциональной разгрузки в школе оборудован уголок природы с функционирующим фонтаном.

  Школа располагает оборудованным спортивным залом, в который закупаются необходимые тренажеры. Переоборудован пищеблок и обеденный зал в школьной столовой. Обновляется мебель в классных кабинетах. В каждом классе оформлены уголки живой природы. Установлены лампы для освещения классной доски. После большой перемены проводится влажная уборка, помещение школы проветривается.

  Большое внимание уделяется организации горячего питания, в этом году горячим питанием охвачены все учащиеся школы.

  С целью оздоровления детей при школе функционирует  летний оздоровительный лагерь, который посещают не только ученики школьного возраста, но и дошкольники, так как в хуторе нет детского сада.

  Углубленный медицинский осмотр детей высвечивает стабильную динамику состояния здоровья учащихся за последние 2 года. Группу Д-1 имеют 23 учащихся- 48,9%, группу Д-2 – 24 учащихся- 51,1%.В текущем году нет учащихся, которые занимаются физкультурой в подготовительной группе.

  Показатели улучшились в соотношении с предыдущим годом, что говорит о постоянной целенаправленной работе школы по здоровьесберегающему направлению.

    Педколлективом школы используются  такие методы и методики как:

 - лекционные занятия;

 - тренинги;

 - тесты и анкетирование;

 - диспуты;

 - сочинения-размышления;

 - родительские лектории;

 - рефераты;

 - выпуск газет, листовок;

 - конкурсы;

 - спортивные мероприятия.

     В весенне-осенний период в школе проводятся субботники по уборке школьного двора и территории хутора. Также для учащихся организовываются походы с целью изучения истории родного края, во время которых они собирают коллекции растительного и  фотографии животного мира, изучают водные ресурсы своей местности.

    Каждым классным руководителем организованы оздоровительные режимные моменты при проведении занятий (зарядка, физминутки, тренинги), разрабатываются и проводятся классные часы и внеклассные мероприятия по здоровьесберегающей программе.

     Проводятся общешкольные праздники:

«Осенние игры на стадионе»

«Зимние забавы»

«Весенние соревнования».

    Один раз в четверть проходят дни здоровья.

Цель программы: улучшение состояния здоровья и качества жизни детей.

Задачи:

  1. Формировать личность школьника, способную самостоятельно развивать себя духовно и физически в течение всей жизни.
  2. Способствовать воспитанию экологической культуры и стремлению к здоровому образу жизни.
  3. Стимулировать учителей к успешной организации физкультурно- оздоровительной работы.
  4. Достичь тесного сотрудничества педагогического коллектива, учеников и родителей в организации здорового образа жизни.

1.6.Основные принципы, заложенные в реализацию программы:

  1. разработка мероприятий, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни детей;
  2. непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года;
  3. введение современных методов мониторинга здоровья;
  4. разработка и внедрение учебной, методической и дидактической литературы, обеспечивающей образовательные и просветительские аспекты программы для различных возрастных групп учащихся;
  5. пропаганда здорового образа жизни;
  6. реализация мероприятий по повышению двигательной активности учащихся;
  7.  формирование положительных мотиваций у обучающихся и педагогов к проведению оздоровительных мероприятий.

  Оздоровление общества в широком понимании немыслимо без признания человеком с самого раннего возраста стандартов здоровья как жизненно необходимых ценностей. Здоровье является признаком культуры. Оно даёт здоровому человеку значительно больше возможностей для реализации себя во всех сферах жизни. Поэтому, создавая программу «Школа здоровья», педколлектив ставит перед собой следующие цели:

  1. Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса.
  2. Формирование у школьников осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.
  3. Достижение школьниками допустимого уровня состояния здоровья.
  4. Воспитание у обучающихся потребности в ведении здорового образа жизни.

  Тема экспериментальной работы «Школа здоровья» предполагает создание эффективной воспитательной среды в образовательном учреждении для включения обучающихся в профилактическую деятельность, способствующую формированию позиции школьников, ориентированной непосредственно на здоровый образ жизни.

 

2.Паспорт программы.

  1. Закон «Об образовании РФ»;
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;
  3. Устав школы;
  4. Концепция развития МКОУ «Михайловская ООШ»;
  5. Критерии оценки здоровьесберегающей деятельности ОУ.

  1. Этапы экспериментальной работы.

  1.     1 ЭТАП: 2008-2010 УЧЕБНЫЙ ГОД (подготовительный).

Цель: организация системы и создание условий для реализации программы «Школа здоровья».

ПРОБЛЕМА

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ

1. Работа с педагогическим коллективом, обучающимися и их родителями по внедрению теоретических аспектов программы «Школа здоровья».

  1. Родительские собрания
  2. Классные часы
  3. Заседания старшеклассников
  4. Заседания родительского комитета

2. Создание координационной группы и подбор литературы соответствующей тематики.

  1. Выписка периодических журналов по теме
  2. Пополнение медиатеки обучающими и воспитывающими дисками соответствующей тематики

3. Укрепление материально- технической базы

  1. Приобретение спортивного оборудования и инвентаря, тренажеров нового поколения

4. Организация кружковой работы по данному направлению

  1. Организация спортивных секций и кружков
  2. Организация эколого- краеведческого кружка
  3. Организация туристического кружка

5. Разработка и внедрение системы оздоровления обучающихся в школе

  1. Диагностика возможностей микросоциума в работе по укреплению здоровья обучающихся
  2. Изучение потребностей семей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей
  3. Разработка и внедрение комплексов коррекционно- развивающих занятий, включая физкультминутки, упражнения для расслабления глаз, позвоночника, развития мелкой моторики рук, дыхания.
  4. Разработка комплекса новых форм стимулирования двигательной активности в рамках школьной программы

6. Работа педагогического коллектива по преодолению перегрузок обучающихся

  1. Нормализация учебной нагрузки учащихся на уроке
  2. Соблюдение норм выполнения домашнего задания
  3. Валеологическое сопровождение уроков

7. Подготовка педагогических кадров по проблеме охраны здоровья

  1. Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта работы с обучающимися, имеющими отклонения в здоровье
  2. Отбор оптимальных здоровьесберегающих педагогических технологий, способствующих повышению качества обучения, созданию психологической атмосферы в образовательном процессе, сохранению и укреплению психического и физического здоровья
  3. Организация семинаров по проблеме сохранения и укрепления здоровья обучающихся
  4. Организация устных журналов по проблеме здоровьесбережения в образовательном процессе для различных возрастных групп школьников

  1.   2 ЭТАП: 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД (внедрение технологий).

Цель: разработка здоровьесберегающих мероприятий, направленных на реализацию поставленных задач.

ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

Организация воспитательной и физкультурно- оздоровительной работы

1. Осуществление деятельности по преемственности начальной и основной школы

Администрация школы

2. Использование здоровьесберегающих технологий в учебно- воспитательном процессе

Администрация школы, учителя- предметники

3. Создание условий для самореализации детей в системе внеурочной деятельности

Администрация школы

4. Организация школьных конкурсов, направленных на борьбу с вредными привычками и их профилактику

Администрация школы, вожатая, библиотекарь

5. Участие в районных и областных конкурсах по проблеме охраны здоровья

Администрация школы, вожатая

6. Проведение Дней здоровья

Администрация школы

7. Проведение спортивных соревнований и марафонов

Учителя физической культуры

8. Участие в районных спортивных соревнованиях

Учителя физической культуры

9. Проведение спортивных праздников «Мама, папа, я- здоровая семья»

Учителя физической культуры

10. Проведение «Веселых стартов» в начальной и основной школе

Учителя физической культуры

11. Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность по вопросам здоровьесбережения

Классные руководители

Социально- психологическое сопровождение УВП

1. Организация и проведение бесед для родителей по теме «Психолого- педагогические основы воспитания детей в семье»

Администрация школы

2. Осуществление консультативной помощи семье по охране и укреплению здоровья учащихся

Фельдшер ФАП

3. Внедрение в практику работы диагностики психолого- физического состояния учащихся с целью дальнейшей корректировки

Фельдшер ФАП

4. Диагностика адаптации к школе учащихся 1 класса

Классный руководитель

5. Диагностика адаптации к средней  школе учащихся   5 класса

Классный руководитель

6. Выполнение программы по обучению учащихся правилам санитарии и гигиены

Классные руководители

Профилактика школьного травматизма

1. Проведение классных часов и бесед  по профилактике травматизма

Классные руководители

2. Инструктаж по технике безопасности с учащимися школы при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий

Классные руководители, вожатая

3. Выполнение программы по обучению учащихся правилам дорожного движения

Классные руководители

4. Проведение традиционного Дня защиты детей

Вожатая

5. Проведение бесед по теме «Оказание первой медицинской помощи при переломах, ушибах, порезах, сотрясении мозга, поражении электрическим током»

Фельдшер ФАП

6. Оформление и периодическое обновление школьного уголка профилактики травматизма среди учащихся

Вожатая

7. Участие в районном конкурсе «Безопасное колесо»

Учитель физической культуры

Взаимосвязь с родителями и общественностью

1.Проведение общешкольной родительской конференции с повесткой дня «Выполнение Устава школы участниками образовательного процесса»

Администрация школы

2. Вовлечение родителей в совместную деятельность по проведению каникул, традиционных школьных мероприятий, направленных на укрепление здоровья учащихся

Администрация школы, классные руководители

3.Выпуск ежемесячной газеты «Здоровье - твой выбор»

Учителя- предметники

4. Взаимодействие с районной газетой «Нива»

Учителя- предметники, учащиеся

  1.      3 ЭТАП: 2012-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД (заключительный).

Цель: Обобщение опыта профилактически- оздоровительной работы образовательного учреждения

1. Создание банка данных, информационно- методических материалов по профилактике заболеваний и пропаганде здорового образа жизни

Научный руководитель, руководитель координационной группы

2. Выпуск печатных изданий по данному вопросу

Администрация школы, научный руководитель

3. Распространение опыта работы

Администрация школы, научный руководитель

4. Использование педагогическим коллективом программы «Школа здоровья» в процессе дальнейшей

Учителя - предметники

  1. Ожидаемые результаты.

  Правильность выбранного пути будет отражена в первую очередь в результатах ежегодных медицинских осмотров обучающихся, в их активном участии во внеклассных и внешкольных мероприятиях, в повседневном поведении школьников.

  В конечном итоге данная программ должна послужить инструментом к активному привлечению обучающихся для решения вопросов собственного здоровья и созданию безопасной окружающей среды.

  Внедрение данной программы в школе должно привести к следующим результатам:

  1. Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья обучающихся.
  2. Обеспечение статистического учета, контроля и анализа здоровья обучающихся.
  3. Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности.
  4. Снижение количества наиболее часто встречающихся в школьном возрасте заболеваний.
  5. Выработка форм поведения, помогающих избежать опасностей для жизни и здоровья.
  6. Стимулирование внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья, питания, рациональной двигательной активности.

             

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающий проект "Здоровому всё здорово!"

Проект воспитательной работы в классе...

Здоровьесберегающие технологии на уроках обслуживающего труда "Здоровье - это здорово!"

Здоровье - это здорово!Девять десятых нашего счастья зависят от здоровья. /А.ШопенгауэрЗдоровый нищий счастливее больного короля. /А.ШопенгауэрЗдоровье - это не все, но все - ничто без доровья. /Солом...

Здоровьесберегающие технологии - здоровый ребенок

Статья показывает применение элементов здоровьесберегающих технологий на различных уроках, проведение анализа урока с позиций здоровьесберегающих технологий....

«Шаги к здоровью» по внедрению в учебно-воспитательный процесс междисциплинарных здоровьесберегающих технологий: технология обучения здоровью, воспитание культуры здоровья.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистиче...

Программа по здоровьесберегающим технологиям и здоровому образу жизни "Мое здоровье" (для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста групп продленного дня)

Цель курса – формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, важнейшие коммуникативные навыки, способствующие успешной социальной адаптации, помочь сд...

Урок с использованием здоровьесберегающих технологий "Здоровье своё сбережём с малых лет, Оно нас избавит от болей и бед."

Урок-презентация может проводиться в 7-10 классах по усмотрению учителя. Содержит много занимательных вопросов. Проводится в виде интерактивной игры....

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ «СТУПЕНИ ЗДОРОВЬЯ» В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Цель курса «Ступени здоровья» - формирование осознанного отношения обучающихся к сохранению и укреплению своего здоровья путем популяризации здорового образа жизни и самовоспитания....