Педагогический совет на тему "Межличностные отношения в классе"
методическая разработка по теме

Мелентьева Лариса Николаевна

Выступление на педагогическом совете по теме "Межличностные отношения в классе", сопровождающее презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете по теме «Формирование межличностных отношений в классе».

(Слайд 1)

Подготовила:

педагог – организатор

МОУ «Морозовская СОШ»

Мелентьева Л.Н.

январь, 2013 г.

Введение

Актуальность темы.  

Исследование межличностных отношений важно на разных этапах развития личности. Не маловажным и существенным является изучение межличностных отношений в классном коллективе. Проблема изучения межличностных отношений в коллективе становится весьма актуальной.

Цель: рассмотреть понятие «межличностные отношения», их особенности, понятие «личность». Особенности межличностных отношений в классах.

(Слайд 2)  - Правила педагогического совета

Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, которые складываются со сверстниками. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытие потенциала каждого ребенка, а различные отношения создают разные группы. Это могут быть сплоченные группы или несплоченные. Сплочение групп тоже происходит на разной основе. Поэтому могут быть группы социальной и антисоциальной направленности. Любая группа имеет доминирующий фактор сплочения (общие интересы группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм, и т.д.).  В зависимости от каждого фактора группа имеет свою траекторию развития и то  качество, которое отличает ее от другой группы. Но всем нам понятно, что группа не может сложиться, как коллектив,  в первый же момент своего существования. Это длительный процесс.

Межличностные отношения – это эмоционально окрашенная связь между людьми. Такие отношения не возникнут в толпе, между случайно собравшимися людьми. В таких ситуациях люди близко не знакомятся, не раскрывают себя как личности.

Взаимопонимание в межличностных отношениях.

Межличностные отношения в группах по мере их развития изменяются. Замечена такая закономерность: чем ближе группа по уровню своего развития находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон в личности и торможения того, что в ней есть худшего.

(Слайд 3) – Понятие «межличностные отношения», «малая группа»

(Слайд 4) – картинка о малой группе

(Слайд 5) – основы классификации и  виды малых групп

(Слайд 6) – воздействие малой группы на человека, на личность

(Слайд 7) – понятие «личность»

(Слайд 8) – межличностные отношения

(Слайд 9) – межличностные отношения

(Слайд 10) – закон межличностных отношений

(Слайд 11) – особенности межличностных отношений

(Слайд 12) – особенности межличностных отношений

(Слайд 13) – чувства в межличностных отношениях

(Слайд 14) – знакомство, приятельство

(Слайд 15) – приятельские отношения

(Слайд 16) – симпатии, антипатии

(Слайд 17) – условия нормальных межличностных отношений

(Слайд 18) – особенности межличностных отношений в классе

Межличностные отношения в школе обычно рассматриваются в виде “треугольника”: учителя – ученики – родители.

(Слайд 19) – особенности взаимодействия

Ничего не содействует так хорошим межличностным отношениям как хорошо организованная совместная деятельность.

( Слайд 20) – проблемы

Проблемы, возникающие в сфере межличностных отношений учащихся, зачастую обусловлены такими обстоятельствами как:

- возраст (типичные проблемы во взаимоотношениях мальчиков и девочек в возрасте 11-13 лет);

- притеснение одними детьми других;

- успешность и не успешность детей;

- в старших классах активизируются на фоне юношеских любви и дружбы возникают межличностные проблемы.

(Слайд 21) – формирование межличностных отношений в классе

(Слайд 22) – структура группы

Это обстоятельство чрезвычайно важно учитывать классному руководителю.

(Слайд 23)  - среднестатусные

(Слайд 24)  - низкостатусные

Существует социально-психологическая  структура группы в целом:

Первый вариант представляет собой случай отсутствия структуры совсем. Т.е. групповой уровень отношений практически не сформирован. В лучшем случае ребята разбиваются на пары, ощущение класса как чего-то целостного отсутствует и у самих школьников, и у преподавателей, работающих с ними.

Второй вариант — складывающаяся структура. В классе существует группировка, в которую входит небольшое число ребят, а остальные одноклассники существуют сами по себе. Наиболее неблагоприятный случай, если данная группировка противопоставляет себя всему остальному классу.

Третий тип возможной структуры школьного класса — наличие в классе двух или более конкурирующих группировок ребят. Такая ситуация в классе является результатом определенного развития отношений, изменение которых весьма проблематично.

Важное значение имеет в межличностных отношениях самооценка каждого конкретного ребенка.

Межличностные отношения детей на протяжении всего периода их пребывания в школе развиваются и совершенствуются.

С возрастом межличностные отношения дифференцируются. С одной стороны, быстро расширяется круг общения, растет число и удельный вес внеклассных и внешкольных друзей, с другой – происходит заметная дифференциация межличностных отношений в самом классном коллективе.

Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

Довольно часто неуспевающий ребенок подвергается  насмешкам. Часто имеет место и обратная ситуация — ребенок, отличающийся от других своим умом и прочими достоинствами, тоже может адаптироваться к группе, просто потому, что он не такой как все.

(Слайд 25) – мероприятия по межличностному взаимодействию

Для изучения межличностных отношений не редко применяется такая общеизвестная методика как социометрия (метод выбора). Например: Это один или несколько вопросов, в которых ребенка прямо спрашивают — с кем из одноклассников он хотел бы выполнять какую-либо работу, заниматься каким-то делом, иметь какие-то отношения. Нам представляется, что есть более простые и не менее точные средства. Если понаблюдать за ребятами, все отношения будут как на ладони. Наиболее важными показателями могут быть, кто с кем сидит в столовой, кто с кем пытается сидеть в общем кругу. Но бывает так, что не все видно, когда не видно и не понятно, можно просто спросить.

Компоненты межличностных отношений:   -  (Слайд 26) 
1)
когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:
а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;
б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;
2)
эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:
а) симпатии или антипатии;
б) удовлетворенность собой.
в) эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);
3)
поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.

Важное условие межличностных отношений – понять другого человека.

Правильно оценить отношения между учениками в классе, прогнозировать их реакции друг на друга, понять, кто более популярен среди одноклассников, а кого они избегают — вот далеко не весь перечень проблем, с которыми сталкивается учитель, работающий с классом. Такое пристальное внимание к проблемам отношений между ребятами в классе можно объяснить целым рядом причин.

Во-первых, коллектив школьного класса выступает важным «условием» развития личности каждого из ребят. Именно отношения с другими людьми не только помогают человеку понять самого себя, осознать причины своих поступков, разобраться в своих чувствах, но и, что еще важнее, отношения с другими формируют личность, во многом определяют ее особенности.

Второй важный момент, который объясняет наше обращение к этим проблемам, связан с тем, что в практике каждого учителя существуют ситуации, когда он имеет дело не с одним отдельным учеником, а с классом как единым целым. А в этом случае перед педагогом встает задача взглянуть на класс как на социально-психологическую общность, что требует от него некоторой ориентировки в психологических особенностях класса как малой группы. Одной из таких важнейших особенностей является специфика межличностных отношений в классе.

По методике А.А.Рукавишникова:

У человека существуют три межличностные потребности: потребность включения - потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, на основе которых возникают взаимодействие и сотрудничество; потребность контроля - эта потребность определяется как потребность создавать и сохранять удовлетворительные отношения с людьми, опираясь на контроль и силу; потребность в аффекте - потребность создавать и удерживать удовлетворительные отношения с остальными людьми, опираясь на любовь и эмоциональные отношения.

Занимаясь проблемой межличностных отношений, И.С Кон утверждал, что на любом уровне межличностных отношений невозможно обойтись без учета свойств самосознания и внутреннего мира.

ВЫВОД: Сегодня на педсовете мы еще раз доказали, что формирование межличностных отношений – одна из основных проблем школы, школьного  и классного коллективов. Но просто так, на пустом месте, не находя понимания между личностями - коллектива из группы ребят не получится. Для этого необходимо немногое:

  1. открытость деятельности классного руководителя (планируем вместе, анализируем вместе, радуемся вместе),
  2. обратная связь после каждого проведенного дела (беседа, анализ, неформальное отношение),
  3. сотворчество (сотрудничество в творчестве),
  4. успешность (использовать инструмент оценки),
  5. свобода выбора,
  6. целевая направленность (конкретный результат дела),
  7. привлекательная деятельность.

Межличностное общение не только необходимый компонент деятельности, осуществление которой предполагает взаимодействие людей, но одновременно обязательное условие нормального функционирования общности людей.

Межличностные отношения развиваются на протяжении всего периода детства; на каждом этапе развития они обладают рядом характерных свойств, присущих определенному возрасту.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КЛАССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ЦЕЛЬ : РАССМОТРЕТЬ ПОНЯТИЕ «МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»; ИХ ОСОБЕННОСТИ; МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КЛАССА. Январь, 2013 г.

Слайд 2

ПРАВИЛА ПЕДСОВЕТА БУДЬ АКТИВНЫМ. ПРЕДЛАГАЙ ИДЕИ. УМЕЙ СЛУШАТЬ. НЕ ПЕРЕБИВАЙ. УВАЖАЙ СОБЕСЕДНИКА. НЕ ЗАСЫПАЙ!

Слайд 3

Межличностные отношения -это отношения в малой группе между хорошо знакомыми людьми. Малая группа - это двое или более человек, объединенных одной целью, сходными интересами и потребностями в общении и совместной деятельности, находящихся в непосредственном контакте друг с другом.

Слайд 5

Основы классификации: Виды малых групп: Совместная деятельность. Производственные, учебные, спортивные, семейные и т.д. Длительность существования. Постоянные, временные. Характер отношений между членами группы. Формальные (официальные), неформальные (неофициальные)

Слайд 6

Положительное воздействие малой группы на человека: Малая группа: Подкрепляет уверенность человека в себе. Способствует складыванию самооценки личности. Обучает поведению в обществе и способствует усвоению общественных ценностей. Помогает отработать коммуникативные навыки.

Слайд 7

ЛИЧНОСТЬ – ЭТО УСТОЙЧИВАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЧЕРТ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ИНДИВИДА КАК ЧЛЕНА ТОГО ИЛИ ИНОГО ОБЩЕСТВА. ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ?

Слайд 8

Межличностные отношения носят обоюдный, то есть взаимный характер. Здесь уместно употреблять слово «взаимно»: Взаимодействие Взаимопомощь Взаимовыручка Взаимопонимание …

Слайд 9

«Чего не хочешь для себя, не делай другому» (Лампридий) - это важнейший закон межличностных отношений.

Слайд 10

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В НАУКЕ ПОНЯТИЕМ ОТНОШЕНИЕ ОБОЗНАЧАЕТСЯ ОСОБЕННАЯ СВЯЗЬ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И ОСОБЕННОСТЬ В ТОМ, ЧТО РАЗУМ И ЧУВСТВА ЧЕЛОВЕКА ВЛИЯЮТ НА ЕГО СВЯЗЬ С МИРОМ ЛЮДЕЙ И ВЕЩЕЙ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - – ЭТО ВЗАИМОСВЯЗИ ОТДЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ. ДЕЛОВЫЕ И ЛИЧНЫЕ. ПРИЯТЕЛЬСКИЕ, ТОВАРИЩЕСКИЕ. СЕМЕЙНЫЕ.

Слайд 11

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В КОЛЛЕКТИВЕ ВЫЗЫВАЮТ РЕАКЦИЮ СО СТОРОНЫ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ ФОРМИРУЕТСЯ О ТНОШЕНИЕ К ЭТОМУ ЧЕЛОВЕКУ ИСХОДЯ ИЗ ОТНОШЕНИЯ ФОРМИРУЕТСЯ СИСТЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ( МЕЖДУ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛЮДЬМИ) ЭТА СИСТЕМА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ: 1 . ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ- СОГЛАСОВАННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ. 2. ВЗАИМОПОНИМАНИЕ- ПОНИМАНИЕ ДРУГ ДРУГА НА ОСНОВЕ ВЗАИМНОСТИ. 3. ВЗАИМОВОСПРИЯТИЕ- ВОСПРИЯТИЕ ОДНИМ ЧЕЛОВЕКОМ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА

Слайд 12

ЧУВСТВА В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СКЛАДЫВАЮТСЯ НА ОСНОВЕ ЧУВСТВ: ЧУВСТВА, СБЛИЖАЮЩИЕ ЛЮДЕЙ, ОБЪЕДИНЯЮЩИЕ ИХ, РОЖДАЮЩИЕ ГОТОВНОСТЬ К СОВМЕСТНЫМ ДЕЙСТВИЯМ И УСИЛИЯМ. ЧУВСТВА, РАЗЪЕДИНЯЩИЕ ЛЮДЕЙ- НЕТ СОТРУДНИЧЕСТВА. ДЕЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ( ОФИЦИАЛЬНЫЕ )- ОТНОШЕНИЯ С СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВИЛ. ЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СКЛАДЫВАЮТСЯ НА ОСНОВЕ ЧАСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЛЮДЕЙ.

Слайд 13

САМАЯ ШИРОКАЯ ФОРМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ- ЗНАКОМСТВА ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ- «ЗНАЮ В ЛИЦО» – САМЫЙ ШИРОКИЙ КРУГ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ. ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – «ПРИВЕТСТВУЮ» - ТОЛЬКО ПРИ ВЗАИМНОМ УЗНАВАНИИ. ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ- ПРИВЕТСТВУЮ И РАЗГОВАРИВАЮ НА ОБЩИЕ ТЕМЫ. ПО ОТНОШЕНИЮ К ЗНАКОМЫМ ЛИЧНЫЕ ЧУВСТВА ПРОЯВЛЯЮТСЯ РЕДКО. ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ БЫТЬ ЗНАКОМЫМ, НО НЕ ПРИЯТЕЛЕМ. ЗНАКОМСТВО, ПРИЯТЕЛЬСТВО, ТОВАРИЩЕСТВО.

Слайд 14

ПРИЯТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВОЗНИКАЮТ ИЗ ЗНАКОМСТВ НА ОСНОВЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА К ДРУГОМУ. ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ: ВЗАИМНАЯ ТЯГА, СИМПАТИЯ, СТРЕМЛЕНИЕ К КОНТАКТУ, К ОБЩЕНИЮ. ОТНОШЕНИЯ ТОВАРИЩЕСТВА - БОЛЕЕ БЛИЗКИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ОСНОВА - ОБЩАЯ ЦЕЛЬ, СРЕДСТВА И РЕЗУЛЬТАТЫ ОБЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Слайд 15

СИМПАТИИ И АНТИПАТИИ СИМПАТИИ - ВНУТРЕННЕЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ , ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ. БЛАГОДАРЯ СИМПАТИИ ЛЮДИ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ В ГРУППЫ, СИМПАТИИ НА УРОВНЕ ЧУВСТВ. Симпатичен, а почему не знаю. АНТИПАТИИ - ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ СИМПАТИИ, ПОНЯТЬ ДРУГОГО - УСЛОВИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Слайд 16

УСЛОВИЯ НОРМАЛЬНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. НОРМАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВОЗМОЖНЫ ПРИ НАЛИЧИИИ У ЛЮДЕЙ СПОСОБНОСТИ СОПЕРЕЖИВАНИЯ, СОЧУВСТВИЯ. ЕСЛИ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ДРУЖЕСКИЕ, ПРИЯТЕЛЬСКИЕ, ТО ДОБИТЬСЯ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ ЛЕГЧЕ. В ПРОЦЕССЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЛЮДИ НЕ ПРОСТО ОБЩАЮТСЯ , ОНИ ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ ДРУГ НА ДРУГА, ПОДРАЖАЮТ ДРУГ ДРУГУ. НО МОЖНО ПОДРАЖАТЬ ПО – РАЗНОМУ.

Слайд 17

Особенности межличностных взаимоотношений в школе Существуют разные отношенческие системы в школе (общеобразовательном учреждении): учащийся –учащийся; учитель – ученик; учитель – родитель; родитель – ученик.

Слайд 18

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Учащиеся ориентированы на активное взаимодействие и общение между собой. Учитель – на активность каждого в обучении и получении личных достижений. Совместная деятельность осуществляется по признаку места расположения учащихся.

Слайд 19

ПРОБЛЕМЫ Взаимоотношения в классе всегда имеют определенную динамику развития. Они изменяются как от класса к классу, так и от начала года к его окончанию. В каждом классе складывается определенная система межличностных отношений.

Слайд 20

Формирование межличностных отношений в классе В классе всегда есть: формальная группа – о ней знает учитель, учащиеся, она на виду; неформальная группа – в неё входят учащиеся, и о ней учитель может даже не знать. Взаимоотношения между этими группами в одном классе могут быть дружескими( но редко), чаще антагонистическими, что порождает конфликты.

Слайд 21

Структура группы Класс делится на определенные страты: лидеры, «звезды», высокостатусные; приближенные к лидерам, среднестатусные, аутсайдеры, не принятые, низкостатусные.

Слайд 22

Наиболее сложная ситуация у средне- и низкостатусных учащихся. Среднестатусные – желание стать лидером велико, но как добиться такого положения, вырабатывает свои способы.( Они в 3 раза чаще используют мнение взрослых в определении ориентира поведения).

Слайд 23

Низкостатусные не могут влиять на сверстников, компенсируют это тем, что ищут место и время для удовлетворения потребности в самоутверждении, а не только тем, что они не могут участвовать в делах, но они находят для себя более важные дела, чем в школе.

Слайд 24

Мероприятия по межличностному взаимодействию Коллективные дела. Мероприятия всего класса. Походы!!! Совместные мероприятия с другим классом. Совместные мероприятия с родителями.

Слайд 25

Компоненты межличностных отношений Когнитивный компонент Эмоциональный компонент Поведенческий компонент

Слайд 26

КАКИЕ ОТНОШЕНИЯ СУЩЕСТВУЮТ В ВАШЕМ КЛАССЕ: ПОПРОБУЙТЕ СДЕЛАТЬ АНАЛИЗ

Слайд 27

ВЫВОД Формирование межличностных отношений – одна из основных проблем школы, школьного и классного коллективов. Но просто так, на пустом месте, не находя понимания между личностями - коллектива из группы ребят не получится.

Слайд 28

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий педагогического совета: "Помогающие отношения - необходимое условие образовательного процесса".

В работе представлен полный материал для проведения педагогического совета. Цель:          помочь педагогу в осмыслении значимости  коммуникативной д...

педагогический совет "Адаптация обучающихся 5-х классов"

В данной разработке представлен порядок проведения педагогического совета по данной проблеме...

Выступление на педагогическом совете "Адаптация учащихся 5-го класса к условиям обучения на ступени общего образования".

Выступление на педагогическом свете с презентацией "Адаптация учащихся 5-го класса к условиям обучения на ступени основного общего образования""...

Выступление на педагогическом совете классного руководителя 6Г.9В классов Бабич С.П. 11.04.2014 Успешный ученик. Кто он? Какой?

Сам ребенок успешным не может стать.Учитель и ученик должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным.  Это более высокая ...

Выступление на педагогическом совете "Как правильно провести мастер-класс"

Выступление на педагогическом совете "Как правильно провести мастер-класс"...

Педагогический совет "Адаптация учащихся 5-х классов"

Выступление на педагогическом совете "Адаптация учащихся 5-х классов"...