Главные вкладки

    Доклад "Приемственность в обучении математике между начальной школой и 5-6 классами основной школы"
    материал по теме

    Алевтина Алексеевна Горохова

    В докладе рассматриваются проблемы приемственности между начальной и средней школы в предверии ФГОС

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5-6 классами средней школы

     Проблема преемственности — это это проблема педагогического партнерства и сотрудничества.

                                                                       Л.Ф. Квитова

      Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5-6 классами средней школы.

      Проблема преемственности в развитии математического образования школьников актуальна  в данный момент и особенно остро сейчас в предверии реализации ФГОС ООО.  Всем известно , принципиальное различие в новых стандартах в том, что что целью становится не просто овладение предметными знаниями,а развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий. Поэтому в качестве основного результата образования выступает овладение набором УУД, которые позволяют ставить и решать важнейшие жизненные задачи. В связи с реформированием и модернизацией современного образования в последние годы появилось большое количество учебных комплектов. Но имеющиеся комплекты учебников по математике в начальной школе и в 5-6 классах средней школы все-таки не достаточно хорошо соответствуют друг другу и в содержательном и в процессуально-оперативном плане.

      Преемственность в обучении – установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения; понятие преемственности характеризует также требования, предъявляемые к знаниям и умениям учащихся на каждом этапе обучения, формам, методам и приёмам объяснения нового материала и ко всей последующей работе по его усвоению. Преемственность в изложении учебного материала и выборе способа деятельности по овладению этим содержанием происходит с учетом следующих факторов: содержания и логики математической науки и закономерностей процесса усвоения знаний. Преемственность должна осуществляться и между видами деятельности учащихся при усвоении учебного материала. Учащиеся должны выступать не как объект обучения, а становиться субъектами учебной деятельности.

      Система личностных результатов и УУД в рамках нового стандарта — это система общеучебных умений , которую Общеобразовательная система «Школа 2100» внедряет уже многие годы. И это находит отражение в учебниках ОС «Школа 2100».

      Поэтому для обучения математики в 5-м классе был выбран учебник С.А. Козловой и А.Г. Рубина ( ОС «Школа 2100»), рекомендованный в рамках реализации ФГОС ООО.  В учебно -методический комплекс по математике 5 класса помимо учебника и методических рекомендаций для учителя входят сборник «Тесты и контрольные работы»и рабочая тетрадь. Образовательная линия является завершенной и  разработана до 11 класса.

      Если в школе создана единая образовательная среда ( т. е. вся школа работает в одной образовательной системе ), то автоматически создается ситуация преемственности между ступенями , если же нет, то на разрешения этого противоречия должна быть направлена вся методическая работа ОУ.

      Преемственность курса математики в ОС «Школа 2100» должна быть определена единством целей, принципов и технологий.

      В ходе содержания математического образования в основной школе должны продолжать развитие , но на новом уровне , содержательные линии из начальной школы и и получать развитие новые содержательные линии, подчиненные единой цели.

      Должны быть соблюдены психолого педагогические принципы.

    1. Принцип обучения деятельности.
    2. Принцип психологической комфортности
    3. Принцип целостности картины мира
    4. Принцип минимакса.
    5. Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации

     

        Теперь учитель  не является информатором новых знаний, учащиеся добывают их самостоятельно. Учитель, создает условия для их общего развития, подбирает задания, формулирует вопросы, которые помогают учащимся самостоятельно совершить процесс перехода от незнания к знаниям.

      Выполняя задания, совершая поиск ответа, учащиеся от урока к уроку получают возможность наблюдать, размышлять, применять волевые усилия. Одновременно учитель должен продолжать развивать у учащихся умения: анализировать и систематизировать, абстрагировать и конкретизировать, классифицировать и группировать.

     Задача овладения знаниями, умениями и навыками обучащихся реализуется в ОС «Школа 2100» с помощью дидактических принципов и свойств методической системы, которую необходимо продолжать внедрять и в средней и в старшей школе.

      Принцип работы над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых, предусматривает создание при обучении условий для развития каждого ученика. Задания необходимо строить так, чтобы при работе над тем или иным вопросом как для сильных, так и для слабых учеников нашлась бы посильная и полезная работа, которая способствовала бы их продвижению в развитии.

       Задача школы научить учащихся мыслить, учиться, действовать творчески. На учителя возлагается обязанность квалифицированно решать эти задачи.

    Литература: по материалам КПК учителей математики в 2012г.

    Журнал «Портфолио»№6  29 марта 2013г.

    Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательное учреждение с. Калининское Марксовского района Саратовской области

    Доклад

    « Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5-6 классами средней школы через ОС «Школа 2100»»

    Подготовила: учитель математики

    А.А. Горохова

    Дата : 02.04. 2013г.

    2012-2013 учебный год.



    Предварительный просмотр:


    9 класс

    Тема:                      Анализ профессий

    Цель: Сформировать представление учащихся об основных психологических признаках профессиональной деятельности как обобщенных качествах, характеризующих виды профессионального труда; выработать умение анализировать профессиональную деятельность на основе указанных признаков.

     

    Оснащение: Таблица “Основные психологические признаки профессиональной деятельности”.

     

    Время: 2 часа.

    Ход урока:

     

    I.         Организационный момент

    Приветствие учащихся, проверка явки, назначение дежурных.

    Объявление темы урока: “Анализ профессий”.

    Ученикам записать дату и тему урока в тетрадь.

    Объявление цели урока. “Сегодня на уроке мы познакомимся с  основными психологическими признаками профессиональной деятельности и будем  анализировать ее на основе этих признаков”.

     

    II.       Объяснение нового материала

    Ребята, задумывались ли вы над тем, на что направлено ваше внимание, когда пытаетесь анализировать профессию с целью выбора? Очень часто вас привлекает чисто внешняя сторона профессиональной деятельности, которая лежит на поверхности и, как правило, не отражает ее глубинной сущности. Но ведь профессиональный труд - это человеческая деятельность, а значит, он непосредственно связан с проявлением определенных психологических процессов, которые и играют главную роль в содержании и характере труда. И только анализ профессий с точки зрения этих процессов позволяет проникнуть в суть самой профессии.

    Психологи выделили девять обобщенных психологических признаков, которые характеризуют любой профессиональный труд достаточно полно и всесторонне. К ним относятся:

    ∙• • • • • предмет труда;

    ∙• • • • • цель труда;

    ∙• • • • • средства труда;

    ∙• • • • • проблемность трудовых ситуаций;

    ∙• • • • • коллективность трудового процесса;

    ∙• • • • • самостоятельность в труде;

    ∙• • • • • особенность деловых контактов;

    ∙• • • • • ответственность в профессиональной деятельности;

    ∙• • • • • условия труда.

     

    Каждый из этих обобщенных психологических признаков труда распадается еще на ряд более частных (мелких) признаков. В результате получается 53 психологических признака профессиональной деятельности.

    Давайте поближе ознакомимся с этими признаками и попытаемся проанализировать профессии исходя из них.

     

    1.       Предмет труда в профессиональной деятельности.

    Предмет труда - это то, на что направлен труд человека. Предмет труда и является чаще всего предметом профессиональной деятельности в различных областях жизни. И поскольку профессий в мире огромное множество, то и предметов труда большое разнообразие. Все предметы труда составляют пять признаков:

    ∙• • • • • природа (предмет труда - природные явления, процессы, совершающиеся во взаимодействии человека с живой и неживой природой);

    ∙• • • • • человек (предмет труда - сами люди, которых лечат обучают, воспитывают, обслуживают, развлекают);

    ∙• • • • • техника (предмет труда - самые разнообразные технические устройства, вещественные предметы, материалы, энергия);

    ∙• • • • • знаковые системы (предмет труда - знаковые системы и процессы взаимодействия человека с ними);

    ∙• • • • • художественный образ (предмет труда - всевозможные художественные образы  литературы, живописи, графики, скульптуры, музыки и т.д.)

    Ребята, обратите внимание, каждый специалист в ходе своей трудовой деятельности взаимодействует, как правило, с несколькими предметами труда. Однако только один из них является ведущим, основным.

    Например, у программиста основной вид труда - составление программы для ЭВМ, т.е. главным предметом труда является знаковая система ( знак). У водителя троллейбуса ведущим предметом труда является техническое устройство - троллейбус. Основным предметом труда журналиста является человек, так как ему нужно постоянно общаться с разными людьми, добывая информацию.

     

    Ребята, теперь попытайтесь сами проанализировать профессии с точки зрения ведущего предмета труда: учитель, врач, музыкант, агроном, лесник, сантехник, токарь, экономист.

     

    2.       Цели профессионального труда.

    Цель труда - это то, к чему человек стремится в процессе своей деятельности.

    Цели трудовой деятельности необозримо разнообразны, но их можно свести к шести большим группам:

    ∙• • • • • гностические (познавательные);

    ∙• • • • • преобразующие:

    −• • • • • преобразовать продукт, изделие, здоровье, человеческие отношения;

    −• • • • • организовать, упорядочить;

    −• • • • • оказать влияние, воздействовать, обрабатывать;

    −• • • • • обслуживать, перемещать;

    ∙• • • • • изыскательские.

    Иногда по названиям целей деятельности употребляются и обобщенные названия соответствующих профессий - гностические, преобразующие и изыскательские.

    Любой специалист из гностической группы профессий не участвует в производстве новых продуктов, а в основном оценивает уже имеющиеся продукты, которые были сделаны другими специалистами, или оценивает отдельные параметры каких-либо изделий.

    Гностические профессии: контролер ОТК, товаровед, врач-ренгенолог, искусствовед, эксперт-криминалист.

    Деятельность специалистов преобразующих профессий направлена на вещи, на виды энергии, на информацию, на устройство социальной жизни.

    Преобразующие профессии: инженер-теплотехник, телеграфист, бухгалтер, диспетчер, адвокат, слесарь.

    Специфика изыскательских профессий заключается в том, что специалист обязан находить наилучший вариант, образец решения сложной практической задачи в ходе оперативного поиска при ограниченном времени.

    Изыскательские профессии: зоотехник-селекционер, архитектор, киносценарист, модельер, биолог, инженер-конструктор.

     

    Ребята, приведите свои примеры гностических, преобразующих и изыскательских профессий.

     

    3.       Средства труда в профессиональной деятельности.

    Средства труда - это орудия, с помощью которых человек воздействует на предмет труда.

    Орудия труда делятся на 2 группы:

    ∙• • • • • вещественные;

    ∙• • • • • невещественные (функциональные).

    К вещественным орудиям труда относятся:

    −• • • • • ручные и механизированные инструменты;

    −• • • • • машины (механизмы);

    −• • • • • автоматы и автоматические средства;

    −• • • • • приборы и измерительные устройства;

    Люди борются не с любым ручным трудом, а с тяжелым, требующим не искусности, а силовых затрат. Если мышечные усилия человека заменить техническими приспособлениями, например электродвигателем, то получается механизированный инструмент.

    Профессии с ручным трудом: ювелир-гравер, пчеловод, врач-ветеринар, штукатур, пианист, хирург, скульптор и др.

    Технические устройства, полностью или частично заменяющие человека по способам преобразования материалов, распределению энергии или информации называются машинами (механизмами). Как правило машины имеют ручное управление, поэтому их действия зависят от человека.

    Профессии с преимущественно механизированным трудом: водитель автомобиля, тракторист-машинист, токарь, фрезеровщик, машинист подъемного крана и др.

    Строго говоря, провести различие между машиной и механизированным инструментом трудно. Во многих случаях одно в другое переходит постепенно. Например, электродрель - инструмент, а сверлильный станок - машина.

     

    Ребята, как вы думаете, бытовая швейная машинка без электродвигателя относится к машине или к механизированному инструменту? (Правильный ответ: Относится к машине, поскольку согласованным движением своих частей сама производит шов.)

     

    Автоматические средства труда, это такие средства, которые, будучи приведенными в движение, выполняют определенную работу без вмешательства человека, т.е. на определенных этапах трудового процесса они полностью заменяют человека, автоматически управляя процессом производства.

    Профессии с автоматическими средствами труда: аппаратчик выращивания дрожжей, оператор ЭВМ, оператор автоматической газовой защиты, механик радионавигационной системы и др.

    Приборы и устройства - это отдельная группа средств труда. Они предназначены для усиления познавательных функций человека в работе.

    Профессии, где приборы и устройства выступают в качестве ведущих: лаборант, телеграфист, радист-оператор, оператор телевидения.

    Невещественные средства обычно называют функциональными, так как они связаны с проявлением человеческих функций, таких как речь, жесты, мимика. Особенность их состоит в том, что эти средства труда руками не потрогаешь и глазами не увидишь.

    Функциональные орудия труда довольно разнообразны, что обусловлено богатством “красок” внутреннего мира человека, и составляют большую группу психологических признаков профессиональной деятельности, в которую входят:

    −• • • • • внутренние, функциональные органы чувств, физиологические органы человека (профессии: агроном, летчик, лесовод, врач-стоматолог, дегустатор);

    −• • • • • речь простая (профессии: билетный кассир, художник гример, машинист сцены, регистратор медицинский);

    −• • • • • речь выразительная, эмоциональная (профессии: артист-дрессировщик животных, диктор-информатор, артист-вокалист, артист драмы, учитель, экскурсовод);

    −• • • • • речь деловая, письменная (профессии: инженер-технолог, прокурор, редактор, нотариус, переводчик, суфлер, социолог);

    −• • • • • поведение в простых формах проявления - на уровне мимики, жестов (профессии: инспектор ГИБДД-регулировщик, дирижер, сурдопереводчик, комментатор, стропальщик);

    −• • • • •  поведение в сложных формах проявления, когда задействованы все мышечные системы организма (профессии:  жокей, артист балета, береговой матрос-спасатель, каскадер, носильщик);

    −• • • • • поведение деловое, беспристрастное, внешне абсолютно незаметное (профессии: дипломат, посол по особым поручениям, министр, народный депутат, народный судья);

    −• • • • • сложные интеллектуальные средства, используемые для решения практических и теоретических задач (профессии: капитан флота, главный специалист, программист, профессор кафедры).

     

    4.       Проблемность трудовых ситуаций.

    Принято различать три уровня проблемности трудовых ситуаций:

    ∙• • • • • низкий - работа четкая, определенная правилами, инструкциями, алгоритмами (профессии: дозаторщик комбикормов, контролер сбербанка, чертежник, артист балета, пианист, санитарка, оператор ЭВМ);

    ∙• • • • • средний- работа в основном четко определена, но встречаются ситуации, требующие нестандартных решений (профессии: агроном-почвовед, адвокат, врач-педиатр, оперуполномоченный уголовного розыска, старший бухгалтер, портной );

    ∙• • • • • высокий- в работе часто встречаются сложные ситуации, требующие активного поиска и нестандартного подхода (профессии: взрывник, летчик-испытатель, врач-реаниматор, авиадиспетчер, дрессировщик хищных зверей).

     

    5.       Коллективность трудового процесса.

    В зависимости от специфики организации труда различают две его разновидности:

    ∙• • • • • индивидуализированный труд (профессии: водитель автомобиля, учитель, закройщик, ювелир);

    ∙• • • • • коллективный труд (профессии: агроном-овощевод, зооинженер, бортрадист, сталевар, следователь).

     

    6.       Самостоятельность в профессиональной деятельности.

    Обычно выделяют три уровня самостоятельности

    ∙• • • • • низкая, представляющая в основном труд исполнителя(профессии: билетный кассир, маляр, машинистка, санитарка);

    ∙• • • • • средняя, требующая самоорганизации (профессии: фармацевт, бармен, водитель автомобиля, врач-хирург, кондитер, продавец, прокурор);

    ∙• • • • • высокая, направленная на организацию других людей (профессии: администратор, заведующий канцелярией, начальник аэропорта, руководитель бригады, менеджер).

     

    Ребята, приведите свои примеры профессий с низким, средним и высоким уровнями самостоятельности.

     

    7.       Особенности деловых контактов.

    Деловые контакты отличаются:

    ∙• • • • • по количеству:

    −• • • • • немногочисленные контакты (профессии: слесарь КИП, водитель трамвая, живописец, киномеханик, кулинар, оператор ЭВМ);

    −• • • • • многочисленные (профессии: логопед, учитель, дежурный по вокзалу, психолог, следователь).

    ∙• • • • • по типу партнера:

    −• • • • • с посетителями, клиентами;

    −• • • • • с сотрудниками по работе;

    −• • • • • с группой людей, аудиторией слушателей.

    ∙• • • • • по степени постоянства группы партнеров:

    −• • • • • с одними и теми же лицами;

    −• • • • • с меняющимся кругом лиц;

    −• • • • • с растениями, животными, микроорганизмами.

     

    8.       Ответственность в профессиональной деятельности.

    Как психологический признак труда ответственность может быть:

    ∙• • • • • повышенная материальная и моральная (профессии: кладовщик, огранщик бриллиантов, сторож, кассир, адвокат, учитель);

    ∙• • • • • за жизнь и здоровье людей, сохранность растений и животных (профессии: садовник, агроном, пилот, водитель автобуса, лоцман);

    ∙• • • • • средняя (обычная) ответственность, не связанная с каким-то непоправимым последствием для окружающих, не требующая принятия каких-либо нестандартных решений (профессии: машинистка, лаборант, полотер, артист оркестра).

     

    9.       Условия  профессионального труда.

    Все условия труда можно разделить на виды:

    ∙• • • • • обычные микроклиматические:

    −• • • • • бытовые, в помещении;

    −• • • • • на открытом воздухе.

    ∙• • • • • необычные, вызывающие психофизиологическую напряженность:

    −• • • • • риск для жизни;

    −• • • • • сложные аварийные ситуации;

    −• • • • • общение с правонарушителями, психически больными и т.п.;

    −• • • • • четко заданный ритм и темп;

    −• • • • • физические нагрузки, длительное пребывание в одном положении;

    −• • • • • ночные смены;

    −• • • • • специфические условия: температура, влажность, химическая вредность, шум и др.

     

    Ребята, попробуйте самостоятельно привести примеры профессий на каждый вид условий труда.

     

    Анализ профессий

    Итак, мы ознакомились со всеми 53-мя психологическими признаками труда и убедились, что они характеризуют профессиональную деятельность достаточно многогранно и широко. Теперь мы можем грамотно и глубоко, а главное, по существу анализировать любой вид профессионального труда, опираясь на эти психологические признаки.

    Спрашивается, а зачем его анализировать? Дело в том, что через анализ каждый будет искать свою сферу профессионального труда, свою область, где бы смогли приложить свои силы и полностью реализоваться.

    Здесь, естественно, может возникнуть вопрос: как же можно проанализировать профессию, если, кроме названия, о ней больше ничего не знаешь? Оказывается для этих целей служат словесные описания профессий, называемые профессиограммами.

    Профессиограмма - это характеристика профессии, в которой описаны ее особенности, содержание и характер труда. Она является информационным источником, необходимым для ознакомления с профессией.

    Профессиограмма включает:

    −• • • • • общие сведения о профессии;

    −• • • • • характеристику процесса труда;

    −• • • • • санитарно-гигиенические условия труда;

    −• • • • • психологические требования профессии к человеку;

    −• • • • • пути получения профессии.

    Некоторым учащимся было дано домашнее задание самостоятельно написать профессиограмму одного из своих родителей. Давайте послушаем их.

     

    Комментарий профессиограмм, подготовленных учащимися, учителем.

     

    А можно ли дать более короткое, чем профессиограмма, но по-прежнему достаточно полное описание профессии. Оказывается можно, если каждому психологическому признаку труда поставить в соответствие определенную букву. При этом вся характеристика профессии может уложиться в одну строку. Полученная последовательность букв, соответствующая описанию профессии, называется формулой профессии. К примеру, формулы профессий бухгалтера и врача хирурга следующие:

    Бухгалтер - П1, ПУ, АЛ, ИН, ИС, К4, МТ, Б, Н4(Н6), З.

    Врач-хирург - Г(П1), Р(А), ИН, ОС, К3, ЖЗ, Б, Н2(Н5,Н6), Ч.

    Если даже трудовая деятельность настолько разнообразна, что по данному обобщенному признаку она характеризуется с разных сторон, то все же ведущим, основным будет оставаться какой-либо один признак, а все остальные будут только дополнять его, играть второстепенную роль в работе, и в формуле будут стоять в скобках.

     

    Теперь попробуем провести анализ профессии, пользуясь профессиограммой, подготовленной одним из учащихся и психологическими признаками.

     

    Коллективная работа учащихся с помощью учителя по анализу профессии.

     

    А сейчас, ребята, попробуйте без профессиограммы записать формулу профессий учителя и продавца, которые вы хорошо представляете по личным наблюдениям.

     

    Учитель - Г(П,П2), Ф7(Ф2), Н, ИН(К), О, К5, МР(ЖЗ), Б(ОВ), Н4(Н2,Н6), Ч.

    Продавец - П3, Р(ПУ), АН, ИН, ОС, К3, МТ, Б, Н4(Н3,Н5), Ч.

    Сравним ваши формулы между собой и с формулами этих профессий. Они могут полностью не совпасть. Это отражает тот факт, что каждый из вас видит одну и ту же профессию по-разному. Возможно, ваши знания данной профессиональной деятельности недостаточно полны или в какой-то мере искажены.

     

    Коллективная работа учащихся с помощью учителя по выяснению истинной формулы анализируемой профессии.

     

    А теперь, попробуйте написать формулу “своей” профессии. Но только имейте ввиду, это будет формула не конкретной профессии, которую вы, может быть, уже выбрали, а формула, написанная исходя из ваших желаний, интересов, возможностей (на основе самооценки).

     

    Самостоятельная работа учащихся по написанию “своей” формулы.

     

    Ребята, в “вашей” формуле укладывается целый веер профессий, отвечающих вашим склонностям.

    Какой в результате получается набор признаков?

    Может ли он отражать какую-либо конкретную профессию?

    Подходят ли интересующие вас профессии под эти формулы?

    Подумайте над этими вопросами. Мы их обсудим на следующем занятии.

     

    III.    Подведение итогов занятия

    Ребята, освоив материал этой темы, вы овладели методикой анализа профессионального труда. Эта методика должна стать вашим ориентиром в поисках “своей” профессии и необходимым условием вашего профессионального самоопределения.

      ftp.elhoschool.

    В заключение оценка работы учащихся на занятии.

    Благодаря универсальному благоуханию, аромат духов черный афганец подойдет и для дневного использования, и для романтического свидания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом

    Пути успешного решения проблем преемственности в 5 классе, диагностическая контрольная работа....

    Преемственность в обучении математике между начальной и основной школой.

    Реферат по теме "Преемственность между начальной и основной школрй". В реферате рассмотрена система уроков развивающего обучения, проводимых в 5-6-м классах, обучаемых по сис теме Эльконина -давыдова....

    Преемственность в обучении математики между начальной и основной школой.

    В своей статье хотелось затронуть вопросы преемственности в изучении математики между начальной и основной школой....

    "Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом"

    Преподавание математики в школе - сложный, многогранный, противоречивый педагогический процесс. Его закономерности раскрываются на основе объективных связей, существующих между образованием, развитием...

    Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом

    Данный материал представляет собой сообщение на методическом объединении учителей математики по данной теме ( из личного опыта)....

    Преемственность в обучении математике между начальной и основной школой в условиях реализации ФГОС.

    Преемственность -  связь между различными этапами или ступенями           развития, сущность которой сост...

    Преемственность математического образования между начальной школой и 5-6 классами основной школы в условиях реализации ФГОС

    Данное выступление содержит все моменты отражающие основные проблемы при переходе из начальной школы в основную  и как работать над этими проблемами , чтобы повысить успеваемость учащихся (доклад...