Музицирование.Аккомпанемент 6 -7 классы.
рабочая программа по теме

Паршина Наталия Анатольевна

Рабочая программа по музицированию составлена для учащихся 6 -7 классов детских школ искусств. Предлагаемый материал помогает учащимся более полно изучить основы музицирования в детской школе искусств. Музицирование предполагает: чтение с листа,транспонирование, аккомпанемент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon parshina_muzicirovanie_6-7_kl.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Детская школа искусств им. Г.Ф. Пономаренко 

муниципального образования город Краснодар

ОБСУЖДЕНО        СОГЛАСОВАНО        УТВЕРЖДЕНО

На заседании МО        Решением   МС        Решением Педагогического

протокол №___        протокол №___        совета протокол №___

от «___» __________ 2012 г.        от «___»__________ 2012 г.        от «___»__________ 2012 г.

Заведующий МО        Заместитель директора        Председатель

_________________        ___________Н.В. Кулясова        ___________В.А. Ковалева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

фортепианного отделения

Название программы:                                МУЗИЦИРОВАНИЕ

                        (6-7 классы)

                                                                  (семилетняя форма обучения)

Вид программы:                        рабочая (модифицированная)

Ступень обучения:                        основная

Количество часов по программе:        72 часа

Возраст обучающихся:                        11(13)-13(15) лет

Срок реализации программы:                2 года

Преподаватель-составитель:                Н.А. Паршина

Программа разработана на основе:                  Типовой программы «Музыкальный инструмент. Фортепиано» для детских музыкальных школ, составители : А. Алексеев, А. Богатова, Е.Орлова, утверждённая  Министерством культуры 1991 г.Авторизованной программы « Аккомпанемент»  преподавателя фортепианного отделения  Глуховой С.А. с. Янтиково  Чувашской республики «Янтиковская  детская школа искусств».

Пояснительная записка

Настоящая программа разработана с целью систематизации процесса воспитания творческой инициативы и активной музыкальной деятельности учащихся. Музицирование предполагает: аккомпанемент (вводится с шестого класса), чтение с листа, транспонирование.

Музицирование использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях  в классе по специальности, составляет единый комплекс со специальным инструментом  «Фортепиано», а также предметами музыкально-теоретического цикла.

Актуальность этой образовательной программы состоит в том, что юный музыкант имеет возможность применять и совершенствовать навыки ансамблевой игры, полученные в дуэте с педагогом на начальном этапе обучения, и далее, навыки ансамблевой игры, полученные в фортепианном дуэте со сверстниками, а на следующем этапе обучения - в дуэте с другим инструментом или вокалистом, аккомпанируя солисту, приобретая начальные концертмейстерские навыки.

Аккомпанемент – одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, познакомиться с лучшими образцами вокальной и инструментальной музыки.

Воспитать художественный вкус и чувство стиля ,а главное – развить умение слушать и создавать единый художественный образ произведения вместе с иллюстратором.

Создание программы продиктовано необходимостью более широкого развития профессиональных исполнительских навыков учащихся, в том числе и как аккомпаниаторов.

Опыт работы показал, что подобная форма способствует расширению музыкального кругозора детей, обогащению их духовного мировоззрения, развитию художественного вкуса, а главное – повышает их интерес к фортепиано как универсальному инструменту.

Чтение с листа не является основным, ведущим предметом комплекса музыкальных дисциплин данной образовательной программы, однако имеет важное значение как один из факторов, стимулирующих стремление учащихся к музицированию.  О пользе чтения с листа в музыкальной педагогике известно с давних пор. Чтение с листа открывает самые благоприятные возможности для всестороннего развития и широкого ознакомления учащихся с музыкальной литературой. Чтение с листа способствует расширению обще -музыкального кругозора учащихся, формированию у них представлений о разнообразии жанров, видов, форм музыкального искусства, способствует формированию исполнительской самостоятельности.

Транспонирование является продолжением подбора по слуху знакомых мелодий от разных звуков, активизирует слух ученика и координацию движений на фортепиано. Уже на первых уроках,  начиная с подбора простейших мелодий ученик приобретает первые опыты транспонирования. К восьмому классу уровень задач усложняется, ученик учится транспонировать аккомпанементы камерно-вокальных произведений, т.к. навыки транспонирования необходимы пианисту -концертмейстеру, поскольку в вокальных классах часто возникает необходимость подбора тональности, наиболее удобной для голоса солиста.

Цель программы

1. приобщение учащихся к «живому» музицированию, развитие у них музыкальных способностей и понимания музыки.

2. выработка стремления к самостоятельному мышлению и проявлению собственной инициативы.

3. наиболее широкое освещение видов музыкальной деятельности посредством музыкального контакта с инструментом.

Задачи программы

!. облегчение  процесса первоначального освоения музыкального произведения на занятиях по музыкальному инструменту, используя навыки чтения с листа и транспонирования.

2. воспитание и формирование практических навыков аккомпанирования, ансамблевой слаженности, развитие навыков коллективного музицирования.

3. расширение общего музыкального кругозора, создание возможностей для самостоятельного «общения» с музыкальным произведением.

4. воспитание чувства стиля и художественного вкуса.

Программа рассчитана на два года обучения в ДШИ- с шестого  по седьмой класс.

Основной формой учебной и воспитательной работы считается урок, проводимый в форме индивидуального занятия преподавателя с учеником , а также игра с иллюстратором, концертные выступления. Уроки проводятся 1 раз в неделю, в учебном году-36 рабочих недель, время проведения урока – 40 минут.

Возраст детей, участвующих в программе 11(13) – 13(15) лет.

Ожидаемые результаты:

1. уметь применять и совершенствовать исполнительские навыки и теоретические знания, полученные на уроках по музыкальному  инструменту и других предметах;

2. иметь навыки самостоятельного разбора новых произведений, навыки чтения с листа и транспонирования;

3. уметь слушать музыку, исполняемую ансамблем в целом, согласовывать свою партию с партией партнёра.

4. уметь исполнять свою партию грамотно, следуя замыслу композитора;

5. применять все знания и умения для воплощения музыкально-художественного образа с учётом специфики звучания и характерных особенностей солирующих инструментов, знание специфики аккомпанирования вокалистам, струнно-щипковым инструментам, духовым и ударным инструментам;

6. общая музыкальная эрудиция, из которой рождается чувство меры, стиля и вкуса.

Вся работа  над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика. Репертуарный план требуется составлять на каждое полугодие. В течение года изучить 4-6 произведений  (ансамбль или аккомпанемент), в том числе в порядке ознакомления. Главный критерий подбора произведений – индивидуальный подход к способностям и возможностям каждого ученика на основе  дифференцированного определения объёма и сложности учебных задач, темпа развития и методов работы.

При выставлении оценки за выступление учитывается грамотное исполнение своей партии, яркость созданного музыкально – художественного образа, качество исполненного произведения в ансамбле. Применяется пятибалльная система оценок

Контроль успеваемости учащихся проводится в форме зачётов и контрольных уроков, на которых ученик должен исполнить 1-2  аккомпанемента. Проверка чтения с листа проводится на технических зачётах один раз в год, где главным критерием является грамотное и достаточно беглое исполнение незнакомого нотного текста учеником (уровень сложности - на 1-2 класса ниже).

По окончанию учебной четверти преподаватель на основании учёта знаний выставляет итоговую оценку успеваемости. Выступления на конкурсах, фестивалях, концертах и т. д. зачитывается как сдача контрольного уроках.

Условия реализации программы:

1. наличие специального класса;

2. инструмент – фортепиано;

3. инструмент солирующий или вокалист ( иллюстратор );

4. нотная литература;

5. аудио-магнитофон;

6. СД - проигрыватель;

7. диски, аудио - кассеты;

8. метроном.

Учебно-тематический план

Первый  год обучения (6 класс).

Содержание и виды работ.

Общее количество часов.

В т.ч. теоретические занятия.

В ч.ч. практические занятия.

1.

Чтение с листа.

3

1

2

2.

Транспонирование.

3

1

2

3.

Работа над произведениями (аккомпанемент фортепиано с другим инструментом).

22

2

20

4.

Исполнение произведений под собственное сопровождение (пение песен и романсов).

4

1

3

5.

Теоретические понятия, слушание аудиозаписей.

2

2

6.

Контрольно-зачётные мероприятия.

2

2

Итого

36

7

29

Второй  год обучения (7 класс).

Содержание и виды работ.

Общее количество часов.

В т.ч. теоретические занятия.

В ч.ч. практические занятия.

1.

Чтение с листа.

3

1

2

2.

Транспонирование.

3

1

2

3.

Работа над произведениями (аккомпанемент фортепиано с другим инструментом).

22

2

20

4.

Исполнение произведений под собственное сопровождение (пение песен и романсов).

4

1

3

5.

Теоретические понятия, слушание аудиозаписей.

2

2

6.

Контрольно-зачётные мероприятия.

2

2

Итого

36

7

29

Содержание изучаемого курса

Программа состоит из теоретической и практической частей, взаимно-дополняющих друг друга.

Теоретическая часть программы с первых месяцев обучения предполагает приучать учащегося перед исполнением незнакомой пьесы определить её текст, определить метроритм, ладо-тональность, характер мелодического и гармонического развития, общие контуры формы, темп; постараться себе представить все эти элементы целостно, в развитии, как единый поток звучащей музыки. Следует знакомить учащегося с автором, эпохой, содержанием, формой и стилем данного произведения.

Практическая часть занятия строится с учётом возрастных особенностей детей. Изучаемый материал должен соответствовать технической подготовке и музыкальному развитию ученика. Большое значение имеет работа над качеством звучания, осмысливанием музыкальных построений, выразительностью исполнения. Для этого надо внимание ученика постоянно обращать на то, чтобы он слушал свою игру, замечал недостатки в своём исполнении. От этого зависит результат и эффективность его работы.

Первый  год обучения  ( 6 класс).

1.Чтение с листа произведений разных жанров. За урок 4-5 произведений.

2.Транспонирование несложных пьес.

3.Развитие первоначальных навыков аккомпанемента.

-дать учащемуся сведения об инструменте, которому ему предстоит аккомпанировать. Это сведения о специфики инструмента, тембровой окраске, динамике голоса, тесситуре;

-особое внимание необходимо уделять изменениям в темпе, синхронности исполнения, динамики, штрихов;

-индивидуальная работа над партией аккомпанемента;

-работа с солистом над созданием художественного образа.

В течение года учащимся рекомендуется пройти 4-5 разнохарактерных произведений различных жанров и различных видов фактуры.

Ожидаемые результаты:

-умение самостоятельно разбирать нотный текст, бегло читать с листа; умение  читать различную фактуру, выделять главное и различать технические моменты (арпеджио, гаммы, аккорды);

-знание специфики инструментального исполнительства;

-умение  подчиняться творческой воле солиста, быть с ним единым музыкальным целым;

-любовь к концертмейстерскому исполнительству и общая музыкальная эрудиция, из которой рождается чувство меры, стиля и вкуса.

Второй год обучения (7 класс).

1.Чтение с листа произведений разных жанров. За урок 4-5 произведений.

2.Транспонирование.

3. Индивидуальная работа над партией аккомпанемента. Разучивание фортепианной партии: отработка трудностей, применение различных пианистических приёмов, подбор удобной аппликатуры, « держание» темпа, выразительность динамики, точная фразировка, педализация.

4.Работа с солистом над созданием музыкально-художественного  образа. Эта работа предполагает безупречное владение  партией солиста, умение слушать партнёра при совместном  музицировании.

5.Работа над концертным исполнением репертуара. В течение учебного года учащимся рекомендуется пройти 4-5 разнохарактерных произведений разных жанров и различных видов фактуры.

Ожидаемые результаты:

-умение самостоятельно разбирать нотный текст, различать разнообразную фактуру произведений

-уметь транспонировать несложные аккомпанементы камерно - вокальных произведений на интервал большой и малой секунды;

-уметь аккомпанировать солистам (певцам и инструменталистам), слышать мельчайшие детали партии солиста, соизмерять звучность фортепиано с возможностями солирующего инструмента и художественным замыслом солиста;

-приобщение учащихся к лучшим образцам классической музыки, приобретение навыков музицирования, развитие общей музыкальной эрудиции.

Музыкальный материал для чтения с листа:

1. «Музыкальная мозаика» 5 -6  классы, в. 4, сост. С. А. Барсукова, изд. «Феникс», 2006 г.

2. «Первая встреча с музыкой», сост. А. Артоболевская, «Российское музыкальное издательство».

3. «В музыку с радостью», сост. О.Геталова, И. Визная, изд. «Композитор» г. Санкт-Петербург. 2003 г.

4. «Чтение с листа  6-7  классы», сост. И. М. Рябов, С. И. Рябов, изд. «Украина», г. Киев.

5. «Сборник пьес для фортепиано» 5 -6  классы, сост. С. Барсукова, изд. «Феникс»,2007 г.

6. « Чтение с листа  5 -6  классы» ,сост. И. М. Рябов, С.И.Рябов, изд. «Украина», г. Киев.

7. «Сборник пьес для фортепиано» 5-6 классы, сост. Барсукова, изд. « Феникс»,2002 г.

8. «Детский альбом», сост. В.А. Коровин, изд. «Феникс»,2007г.

 Примерный репертуарный список.

Первый  год обучения. Аккомпанемент.

Вокал:

А. Гурилёв «Матушка голубушка».

А. Варламов « На заре ты её не буди».

М. Глинка «Жаворонок».

А. Алябьев «Соловей».

П. Чайковский «Мой Лизочек».

Инструментальная музыка:

Н. Бакланова «Романс» ре минор (скрипка).

Й. Гайдн «Анданте» соль мажор (скрипка).

М. Глинка «Мазурка» (скрипка)

П. Чайковский «Сентиментальный вальс». (скрипка).

М. Глинка «Испанская песня» (виолончель).

Р. Мартини «Гавот» (кларнет).

Д. Шостакович «Гавот» (саксофон).

Г. Фрескобальди «Куранта». (флейта).

Второй  год обучения. Аккомпанемент.

Вокал:

А. Варламов «Красный сарафан».

М. Глинка «Не искушай меня без нужды».

А. Гурилёв «Вам не понять моей печали».

А. Петров «Ноктюрн».

Р. Шуман «Совёнок».

Инструментальная музыка:

А. Багиров «Романс» (скрипка).

А. Комаровский  «Концерт № 3»(скрипка).

О. Ридинг  «Концертино»  ре мажор (скрипка).

М. Глинка  «Ноктюрн» (домра).

П. Чайковский «Декабрь» (домра).

А. Алябьев «Соловей» (кларнет).

Э. Григ «Странник» (кларнет).

Р. Шуман «Мелодия» (флейта).

Второй  год обучения. Аккомпанемент.

Вокал:

М. Балакирев «Грузинская песня».

М. Глинка «Я помню чудное мгновенье».

М. Мусоргский «Колыбельная».

С. Рахманинов «В молчанье ночи тайной».

П. Чайковский « Забыть так скоро».

П.Чайковский «Хотел бы в единое слово».

Инструментальная музыка:

Г. Глюк «Мелодия» (скрипка).

А. Дворжак «Славянские танцы» (скрипка).

А. Глиэр «Романс» (скрипка).

С. Рахманинов «Романс» (скрипка).

А. Арутюнян «Экспромт» (виолончель).

Н.Раков «Поэма» (виолончель).

С. Рахманинов «Элегия» (виолончель).

Ц. Кюи «Кантабиле (виолончель)

Ф. Мендельсон «Адажио» (кларнет).

К. Сен-Санс «Лебедь» (кларнет).

Ф. Шуберт «Романс» (кларнет).

Репертуарная литература:

  1.  «Хрестоматия для скрипки и фортепиано» 2-3 классы, изд. «Музыка» г. Москва. 1986 г.
  2. «Хрестоматия для скрипки и фортепиано» 4-5 классы, изд. «Музыка» г. Москва 1984г.
  3. «Юный скрипач», изд. «Феникс»   г. Ростов на Дону. 1997г.
  4.  «Пьесы зарубежных композиторов для виолончели и фортепиано», изд. «Музыка» г. Москва. 1965г.
  5.  «Хрестоматия для виолончели и фортепиано», изд. «Музыка» г. Москва.1990 г.
  6.  «Альбом популярных пьес для флейты и фортепиано», изд. «Музыка» г. Москва 1996г.
  7.  «Любимые романсы», изд. «Феникс», г. Ростов на Дону. 2005 г

.

Методическая литература:

  1. Ф. Брянская. «Формирование и развитие навыка чтения с листа в первые годы обучения пианиста».
  2. Э. Тургенева. «О некоторых вопросах развития творческих способностей учащихся в классе  фортепиано».
  3. Т. Воскресенская. «О мастерстве ансамблиста».
  4. Т. Воскресенская. «Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента».
  5. А. Готлиб. «Первые уроки фортепианного ансамбля».
  6. Е. Сорокина. «Фортепианный дуэт».
  7. А. Люблинский. «Теория и практика аккомпанемента».
  8. Е Шендерович. «В концертмейстерском классе».
  9. И. Гофман. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре».
  10. Г. Нейгауз. «Об искусстве фортепианной игры».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочая программа музыкальной школы, фортепианного отделения. Музицирование. Аккомпанемент 8 класс.

Аккомпанемент – одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, позн...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая образовательная программа "Коллективное музицирование" (аккомпанемент). Срок обучения 2 года

Рабочая образовательная программа "Коллективное музицирование" (аккомпанемент). Срок обучения  2 года...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....