"Формирование певческих навыков средствами релятивной сольмизации"
проект по теме

Данные проект представляет собой авторскую разработку по формированию певческих навыков детей подготовительной группы, расчитанный на 1 учебный год. Подробно разработан план работы с детьми, воспитателями и родителями в этой области.

Значимость данного проекта заключается в том, что дети, обучаемые пению, по принципу релятивной сольмизации получат хорошую базовую  музыкальную подготовку, которая благотворно повлияет на эстетическое и нравственное воспитание, а также поможет в дальнейшем получить хорошие результаты при дальнейшем обучении музыкальной деятельности.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование певческих навыков у детей

старшего дошкольного возраста средствами релятивной сольмизации

Автор проекта

Абатина Ксения Николаевна

Место работы:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида

«Детский сад № 25 «Жемчужинка»

г. Йошкар-Олы

Должность:

музыкальный руководитель

База экспериментальной работы:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеобразовательного вида «Детский сад № 55 «Елочка»

г. Йошкар-Ола ул. Добролюбова 88а

подготовительная группа «Теремок»

Актуальность темы:

Песня – яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация.

Процесс обучения пению требует от ребенка большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать свое пение с пением других, прислушиваться к исполняемой мелодии на фортепиано, сопоставлять различный характер музыкальных фраз, предложений, оценивать качество исполнения песни.

Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.

В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

Следует отметить еще одну важную особенность пения – его доступность. Этому виду музыкального искусства обучают в яслях, детском саду, в школе, в многочисленных кружках, студиях, хорах, ансамблях.

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития.

В связи с этим данная тема остается  актуальной и в настоящее время.

Цель:

Формирование певческих навыков у детей

старшего дошкольного возраста

Задачи:

  1. развитие ритмического чувства
  2. развитие координации между слухом и голосом
  3. повышение музыкальной культуры детей
  4. развитие интонации
  5. развитие артикуляционного аппарата

Объекты исследования:

дети подготовительной  группы «Теремок»

Предмет исследования:

певческие возможности детей

Значимость

Значимость данного проекта заключается в том, что дети, обучаемые пению, по принципу релятивной сольмизации получат хорошую базовую  музыкальную подготовку, которая благотворно повлияет на эстетическое и нравственное воспитание, а также поможет в дальнейшем получить хорошие результаты при дальнейшем обучении музыкальной деятельности.

Новизна темы

Новизна темы заключается в том, что я отхожу от стандартных средств обучения детей музыки, используемые в этом возрасте, таких как различные детские игры. Я их, конечно, сохраню, но они не будут ведущими. Главным и новым здесь будет то, что весь процесс обучения будет строиться на основных понятиях и средствах релятивной сольмизации музыки.

Ожидаемые результаты:

Метод релятивной сольмизации музыки в процессе обучения  позволит добиться высоких и профессионально-грамотных результатов. Дети научаться хорошо чувствовать ритмические рисунки, в результате этого выполняемые ими ритмические и физические упражнения будут слаженными и выразительными. Также воспитанники овладеют чистой интонацией, в результате чего будет развито умение координировать воспроизводимые звуки.  В целом, повыситься музыкальный уровень детей.

Этапы проекта и план мероприятий:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Ожидаемые результаты

Ответ

ственный

Отмет

ка о выпол

нении

Середина августа – октябрь 2010 года

1.Изучение теоретических основ и методической литературы, связанной с темой «Релятивная сольмизация музыки».

16.08. – 24.08.

2010

Расширение знаний о методике релятивной сольмизации

Абатина К.Н.

Выпол

нено

2.Подготовка материалов для консультаций родителям о значении сольмизации в развитии музыкальности детей.

24.08 – 31.08.

2010

Выпол

нено

3.Подготовка материалов для консультаций педагогам о ручных знаках, их значении и применении во время занятий по музыкальному воспитанию.

01.09. – 08.09.

2010


Выпол

нено

4.Изготовление наглядного пособия «Ручные знаки».

09.09. – 16.09. 2010

Наличие необходимого наглядного материала для дальнейшего обучения детей

Выпол

нено

5.Изготовление пособия «Музыкальные лесенки».

17.09. – 24.09.

2010

Выпол

нено

6.Изготовление пособия «Детская клавиатура».

27.09. – 01.10.

2010

Выпол

нено

7.Изготовление дидактической игры

«Волшебные пуговицы».

04.10. – 11.10.

2010

Выпол

нено

8.Изготовление дидактической игры «Нотки в домике».

12.10. – 19.10.

2010

Выпол

нено

9.Изготовление пособия «Длина звуков».

20.10. – 29.10.

2010

Выпол

нено

Основной этап ноябрь 2010 – апрель 2011

1. Знакомство детей с обозначениями нот на нотоносце на примере гаммы «до мажор». Знакомство детей с названиями каждой ноты. Начинаем с ноты «до». На каждом занятии прибавляем новую ноту.

Ноябрь

2010 года

После изучения нот и их фиксации, дети смело показывают карточки необходимых нот.

Абатина К.Н

Выпол

нено

2. Знакомство детей с длительностями звуков. На первых занятиях знакомим с четвертной длительностью, обозначая ее образно звуком «та». На последующих занятиях дети знакомятся с восьмой длительностью. Ее мы обозначаем звуком – «ти».  Далее дети по карточкам учатся хлопать  простые ритмические рисунки, при этом проговаривая слога, например: ♪♪♪♪ /ти-ти-ти-ти/.







 

Декабрь 2010 года

Дети овладевают простыми ритмическими знаниями, которые совершенствуют ритмический слух.

Выпол

нено

3.После того, как дети овладели нотной и ритмической грамотой, мы переходим к музыкальной лесенке. В ходе этого периода, мы знакомим детей с тем, что каждый звук имеет свою ступень или высоту. Закрепляем знания о том, что 1, 3, 5 ступени самые основные.  Далее, с помощью лесенки, мы поем ноты и карандашом показываем каждую пропеваемую ступень. Дети должны усвоить, что у каждой ноты своя ступень. После того как это будет усвоено, детям будут предложены схематические рисунки простых мелодий. Дети учатся пропевать ноты по карточкам, показывая при этом ступень на лесенке.












Январь –

15.02.

2011

Дети овладевают мелодико-интонационными знаниями

Абатина К.Н

Выпол

нено

4. После того, как основные знания получены, переходим к знакомству с ручными знаками. На каждом занятии изучаете 1 знак. Я объясняю, что каждый знак обозначает определенную ступень и определенную ноту в гамме. После того, как каждый знак усвоен и дети сами умеют их показывать, мы поем гамму с показом знаков. Далее я рукой показываю простые мелодии, а дети учатся петь нотами соответствующих знаков. Впоследствии при использовании песни по показу руки, дети умеют правильно и чисто интонировать.



16.02 – 30.03.

2011

При пении по показу руки, дети должны уметь правильно и чисто интонировать.

Абатина К.Н

Выпол

нено

5.После того, как все знания по сольмизации получены, мы учимся писать легкие музыкальные диктанты. Я играю простые мелодии в «до мажоре», а дети по памяти выкладывают их на пуговицах.

Апрель

2011 года

В результате развивается внутренний слух.

Абатина К.Н

Выпол

нено

Заключительный этап: май 2011 года

1.Диагностика по следующим критериям: музыкальная память, ритмический слух, интонационный слух, певческое исполнение, координация между голосом и слухом.

01.05 –

16.05.

2011

Средний балл должен быть не менее 2,3; так как принципы сольмизации очень развивают музыкальные способности детей.

Абатина К.Н

Выпол

нено

2.Анализ данных диагностики, оформление документации, распечатка сравнительных диаграмм.

17.05 –

22.05. 2011

3. Подготовка материала к родительскому собранию на тему: «Влияние релятивной сольмизации на развитие музыкальных данных детей. Наши достижения».

Послед

няя неделя мая

Оглашаются итоги проекта «Формирова-

ние певческих навыков по принципам сольмизации».

Абатина К.Н

Выпол

нено

Формы и пути реализации:

Сроки

Дети

Ноябрь

2010 года

1.Путешествие в Нотоландию»  - тематические занятия на ознакомление нот (7 занятий).

Конец ноября 2010

2.«Узнай нотку» - развлечение на закрепление нотных знаков.

Декабрь 2010 года

3.«Ти-ти-та» - тематические занятия на ознакомление длительностей (7 занятий).

Конец декабря 2010

4. «Едет, едет паровоз» - развлечение на закрепление четверной и восьмой длительности.

Январь –

15.02.

2011

5.«Лесенка-чудесенка» - тематические занятия на формирование внутритональной ориентации (11 занятий).

15 февраля 2011

6.«Мы пойдем на гору» - развлечение на закрепление ступеней.

16.02 – 30.03.

2011

7.«Раз, два» - тематические занятия на ознакомление ручных знаков (11 занятий).

Конец марта 2011

8.«Волшебные руки» - развлечение на закрепление знаний о ручных знаках.

Апрель

2011 года

9.«Музыкальный диктант» - тематические занятия на получение элементарных навыков по написанию музыкальных диктантов.

Конец апреля - май

10.«Музыкальный мир» - итоговое тематическое занятие на весь изученный материал.




Сроки

Воспитатели

Ноябрь 2010

1.Консультация «Нотная грамота»

2.«Узнай нотку» - развлечение на закрепление нотных знаков.

Декабрь 2010

1.Консультация «Простые ритмы»

2.«Едет, едет паровоз» - развлечение на закрепление четверной и восьмой ноты.

Январь 2011

Консультация «Ступенная гамма»

Февраль 2011

Консультация «Что такое ручные знаки»

Март 2011

1.Консультация «Значение сольмизации в детском саду»

2.«Волшебные руки» - развлечение на закрепление знаний о ручных знаках.

Апрель 2011

1.Беседа «Чему научились наши дети»

2.«Музыкальный мир» - итоговое тематическое занятие на весь изученный материал.

Май 2011

Подведение итогов о проекте «Сольмизация музыки»

Сроки

Родители

Ноябрь 2010

Консультация «Нотная грамота»

Декабрь 2010

Консультация «Простые ритмы»

Январь 2011

Консультация «Ступенная гамма»

Февраль 2011

Анкетирование «Что такое ручные знаки»

Март 2011

Консультация «Значение сольмизации в детском саду»

Апрель 2011

Анкетирвоние «Чему научились наши дети»

Май 2011

Обсуждение итогов на собрании по проекту «Сольмизация музыки»

Бюджет:

№ п/п

Наименование

Назначение

Компьютер

Подготовка документов

Оргтехника

Подготовка документов

Музыкальный центр

Для воспроизведения и прослушивания музыкальных произведений

Концтовары:

  1. бумага для принтера


  1. тетради


  1. нотные тетради


  1. карандаши, ручки, ластик


  1. скоросшиватели и файлы


Для распечатывания документов


Для ведения различных журналов


Для фиксации знаков сольмизации


Для ведения записей


Для оформления документации

Книги, методическая литература

Для получения новых знаний в области музыкального и педагогического образования

Использование образовательных ресурсов Интернета

Для ознакомления и обмена опытом с педагогами из других регионов нашей страны и мира в целом

Список используемой литературы:

  1. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой на основе сольмизации. – М.: Музыкапроф, 2007. – 99с.
  2. Вахромеев В. Элементарная теория музыки книга. – М., 1987. – 356с.
  3. Виноградов Г., Красовская Е. Занимательная теория музыки. – СПб.: Питер, 2008. – 456с.
  4. Воронова И.А. В музыку с радостью. – СПб.: Питер, 2004. – 155с.        
  5. Губинская Р.В. По ступенькам музыкальных знаний. Учебное пособие по сольфеджио для учащихся подготовительных групп и первых классов. – М.: Моспедуниверситет, 2006. – 553с.
  6. Кончалавская Н. Нотная азбука. – Киев: Музична Украiна, 1984. –  97с.
  7. Королькова И. Самые азы музыкального развития крохе музыканту. – Ростов н/Д.: Дрофа, 2005. – 55с.
  8. Куклина И.Н. Веселые нотки. – Чебоксары, 2001. – 344с.
  9. Ларионова Г.П. Я учу нотную грамоту. 4-6 лет. – СПб.: Питер, 2007. – 122с.
  10. Риман Г.Музыкальный словарь Римана. – М.: Си ЭТС, 2004. – 144с.
  11. Семченко Р. Сольфеджио. - СПб: Владос пресс, 2004. – 162с.
  12. Драченко Ю. Сольмизация музыки в ручных знаках. – М.: Музыка, 1988. – 670с.
  13. Хереско Л. Музыкальные картинки про ручные знаки. – М.: Детям, 2005. – 44с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование певческих навыков как средство музыкального воспитания

Развитие певческих навыков:-Хоровое пение в школе;-Двухголосное пение;-Примеры распевок....

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки  певческого  голоса ребенка–дошкольника – одна из наибо...

Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста

Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков  у учащихся  младшего и среднего возраста...

"Вокальные упражнения как средство формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста"

Данный материал является обобщением опыта по теме: "Вокальные упражнения как средство формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста"...

Эффективность игровой деятельности как средство формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Использование системы специальных упражнений и различных  игр с детьми - позволяет добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста....

Формирование певческих навыков: Певческое дыхание

Формирование певческих навыков: Певческое дыхание...

«Работа над певческим дыхание. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков»

Наглядный показ  приемов укрепления певческого дыхания, вокальные упражнения (распевки) с помощью которых разогреваются мышцы и голосовой аппарат, отрабатываются вокально-технические навыки, кото...