« ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ »
статья по теме

В статье рассказывается о  некоторых видах применения ИКТ в школе, о целях использования ИКТ на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_portal.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

« ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОМПЬЮТЕРНЫХ  ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ »

           Одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает широкое использование информационных технологий обучения.

      Цель современного урока – это формирование образного мышления и ярких представлений о предмете. Большие возможности для ее реализации заложены в использовании компьютера в  школе.

Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет: 1) эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся; 2) сделать этот процесс    интересным  за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся,   сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров; 3) осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность; 4)  свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у учащихся потребности в поисковых действиях; 5) индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы.

 Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, способных: самостоятельно критически мыслить;грамотно работать с информацией; гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик активно участвует в процессе.

Цели использования компьютера на уроках следующие:  формирование компьютерной грамотности; развитие самостоятельной работы учащихся на уроке; реализация индивидуального, личностно-ориентированного подхода.

  Применение ИКТ на уроках   дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, коммуникативный , творческий,   коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся. К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся: 1)электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью

компьютера и мультимедийного проектора, 2) электронные энциклопедии и справочники,3) интерактивные доски, 4) тренажеры и программы тестирования,

4)образовательные ресурсы Интернета,5) DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, 5) интерактивные конференции и конкурсы, 6) материалы для дистанционного обучения.

         На уроках  в школе  чаще всего используются   два вида информационных технологий: презентации и слайд-шоу. Они позволяют наглядно и доступно объяснить детям материал.

Презентация является информационным обеспечением фронтальной работы учителя с классом и состоит из слайдов. Основные формы данной информации – текст, рисунки, чертежи. Формы и место использования презентации на уроке зависят от содержания этого урока, от цели, которая ставится на уроке. При изучении нового материала использование презентации позволяет иллюстрировать учебный материал. При проведении устных упражнений презентация даёт возможность оперативно предъявлять задания. Учебная презентация может представлять собой конспект урока. В этом случае она состоит из основных составляющих традиционного урока: указывается тема, цель, план работы на уроке, ключевые понятия, домашнее задание

На уроках также  используются электронные приложения разного вида:

иллюстрации и демонстрации  аудио - видеоряда; приложения, сочетающие в себе и иллюстративный материал, и постановку проблемных вопросов с последующей проверкой  в виде тестов, кроссвордов, головоломок; разработки серии уроков по теме.

  Одним из преимуществ использования ИКТ является резкое увеличение времени самостоятельной работы. Такой процесс обучения позволяет развивать мышление, активизировать мыслительные процессы. Работа будет творческой, если в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи вновь добываемых знаний.

    Современная школа с ее проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обучения более результативным. Как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знанию.

 При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера. Также необходимо исключать такую структуру процесса обучения, как стопроцентное сидение учеников у компьютера.  Нужны разнообразные формы учебной деятельности: это и фронтальная работа по актуализации знаний, и групповая или парная работа  учащихся по овладению конкретными учебными умениями, и дидактические игры, и работа консультационной службы . Все они должны быть скомпонованы таким образом, чтобы компьютер становился не самоцелью, а лишь логическим и очень эффективным дополнением к учебному процессу.

 Список используемой и рекомендуемой   литературы:

  1. Селевко Г.К. Современные педагогические технологии: Учебное пособие.

М.: Народное образование, 1998. 256 с.

  1. «Большая российская энциклопедия». – 2002
  2. http://ru.wikipedia.org 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных технологий при обучении английскому языку в условиях школы - интерната VI вида

Применение информационных технологий при обучении английскому языку в условиях школы - интерната VI вида...

Применение информационных технологий при обучении студентов 1 курса

Данная работа рассказывает об использовании информационных технологий в  работе преподавателей ЦК ОГ и ЕНД,...

Применение информационных технологий при обучении студентов 1 курса

Данная работа рассказывает об использовании информационных технологий в  работе преподавателей ЦК ОГ и ЕНД,...

Применение информационных технологий при обучении студентов 1 курса

Данная работа рассказывает об использовании информационных технологий в  работе преподавателей ЦК ОГ и ЕНД,...

Применение информационных технологий при обучении студентов 1 курса

Данная работа рассказывает об использовании информационных технологий в  работе преподавателей ЦК ОГ и ЕНД,...

Применение информационных технологий в обучении иностранному языку

Применение информационных технологий  в обучении иностранному языку...