ХРАНИМ ПАМЯТЬ...
материал по теме

статья в "Вестник образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hranim_pamyat.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

ХРАНИМ ПАМЯТЬ…

Школьные музеи Одинцовского муниципального района.

Основная задача деятельности любого образовательного учреждения - воспитание подрастающего поколения. В этом процессе важнейшим составляющим является формирование и развитие патриотических чувств. Без этого нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Музейная деятельность - один из способов формирования и развития патриотизма. Школьные музеи – это действительно хранилища истинных ценностей и традиций, центры гражданско-патриотического, нравственного и эстетического воспитания, а также дополнительного образования детей. В современном понимании музей – это одновременно и хранилище ценностей, и исследовательский институт, и образовательное учреждение; это место информационного обмена представителей разных поколений, профессий, территорий, традиций и т.д.; это место, где занимаются собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников истории; это место развития материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельности. В школьных музеях проходят встречи с местными жителями – ветеранами войны и труда, организуются тематические экскурсии, уроки мужества, выставки, классные часы, вечера, дискуссии и др. На базе школьных музеев успешно действуют многочисленные детские объединения по интересам: кружки, клубы, секции. Как правило, вокруг музеев формируется и школьный взрослый актив, создаются органы самоуправления, советы музеев, советы содействия, секции, рабочие группы.

Школьные музеи существовали во многих российских гимназиях ещё в XIX веке. С развитием школьного краеведения в 20-е гг. XX века в России началось массовое создание школьных музеев. Наибольшее развитие этот процесс получил во 2-й половине 50-х годов и особенно в 70-е годы прошлого столетия. В разные периоды истории школьные музеи переживали подъёмы и спады - «то их признавали главнейшим резервом для развития государственной музейной сети, то боролись с ними как с рассадниками отжившей идеологии».

В настоящее время, по данным Центра детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования и науки РФ, в стране насчитывается порядка 4780 школьных музеев, работающих в учреждениях основного и дополнительного образования учащихся. В 4097 образовательных учреждений Московской области в настоящее время функционирует 555 школьных музеев, то есть школьный музей есть в каждой 12-й школе.

В Одинцовском муниципальном районе из 48 образовательных учреждений в 25 действуют 28 музеев - эти музеи прошли паспортизацию и получили свидетельство Министерства образования Московской области о присвоении им звания «Школьный музей». Это один из лучших показателей в Московской области. Есть в районе музеи, давно активно и плодотворно работающие, но пока не зарегистрированные – в Шараповской, Горковской, Кубинской школе № 2. Готовятся документы на регистрацию недавно созданных музеев: музея «Кристалл» в Дубковской СОШ «Дружба», музея «Родники» в гимназии ОГИ, историко-краеведческого музея в школе № 5. Проводится сбор и систематизация экспонатов в лицее № 10 и Часцовской школе. Большинство музеев – историко-краеведческие, в их экспозициях отражены и культура и быт наших предков, и история школы, и жизнь знаменитых выпускников, и пионерская и комсомольская работа в школе, и рассказы об учителях, в каждой школе есть стенды или уголки Боевой славы. Есть музеи военно-патриотической направленности – их в нашем районе шесть, они тесно сотрудничают с известными в районе поисковыми отрядами – «Китежъ», «Вымпел», «Илья Муромец». Два музея – «Непокорённые» и «Подранки» посвящены малолетним узникам фашистских концлагерей. В них собраны самые различные экспонаты: книги и воспоминания самих узников, где они рассказывают об ужасах фашистских застенков, фотографии, письма. Часть предметов передают в музеи сами ветераны, а некоторые экспонаты (роба и обувь, которую выдавали узникам) ребята сделали своими руками по аналогии с вещами того времени. Тесную связь с живущими в Одинцово ветеранами поддерживают активисты школьных музеев. Это и шефская помощь, и организация подписки на газету «Судьба», и организация встреч с ветеранами, проведение мероприятий, посвящённых памятным датам.

Уникальный музей игры и игрушки есть в нашей Лесногородской школе. Он был создан в 1978 преподавателем истории Григорьевой Лидией Ивановной, которая до сих пор руководит его работой. Из почти двух тысяч экспонатов более 1500 – подлинные! Это и самодельные игрушки, и игрушки народных промыслов, и народные игры «от Пушкина до наших дней», и куклы разных народов, и авторские работы мастеров игрушки, и экспонаты с археологических раскопок (новгородские «бабки» XIII века!). Ребята ездят в поисковые экспедиции, проводят игровые народные праздники – Святки, Колядования, Красная горка, Корчун, Троица и использованием традиционного игрового инвентаря (кубари, свайки, бабки, шаркунки, гурчалки, закидушки и др.). проводят выездные и «выносные» («Игровой волшебный чемоданчик» - в класс) экскурсии, экскурсии- представления.

Есть среди школьных музеев нашего района музей, который мог возникнуть только у нас – это школьный литературный музей имени А.С.Пушкина. Село Захарово известно всем пушкинистам, а ученики Захаровской школы во главе с учителем литературы Л.И.Поляковой и старшей пионервожатой Аней Максимовой ещё в 1976 создали замечательный музей, которым руководит теперь учитель русского языка и литературы Анна Ивановна Максимова, удостоенная президентского гранта за проект «Активизация образовательной деятельности учеников и развитие их творческих способностей на основе пушкинских традиций – в урочной и внеклассной работе». Реализация этого проекта успешно осуществляется педагогом и членами школьного актива в том числе и благодаря работе в школьном музее.

В Асаковской школе вот уже более 20 лет работает музей Охраны природы, основателем и бессменным руководителем которого является учитель экологии, педагог-организатор воспитательной работы Ясонова Ольга Владимировна. Её воспитанники, члены экологической дружины старшеклассников и экологического клуба «Муравейник» не только занимаются природоохранной, просветительской и пропагандистской деятельностью, организовывая и активно участвуя в различных экологических акциях, экскурсиях, конкурсах и выставках, но и занимаются научно-исследовательской деятельностью. Они неоднократно становились победителями областных и всероссийских научно-практических конференций, конкурсов проектно-исследовательских работ («Портфолио», «Первые шаги в науку», «Природа встречает друзей» и др.).

Самый «старый» школьный музей – музей Акуловской школы. Музей Боевой славы Акуловской средней общеобразовательной школы в 2012 году отмечает свою 46-ю годовщину. На протяжении всего периода существования музей посещало большое число интересных людей, среди которых - родственники Харена Нариманьяна, старшего сержанта, командира поста Воздушного наблюдения оповещения и связи, совершившего подвиг близ деревни Акулово, ветераны 32 Краснознаменной стрелковой дивизии, славный боевой путь которой проходил в наших местах, и многие другие. Отзывы гостей хранятся в специальной книге, первая запись в которой датируется 21 октября 1967 года.

Среди «старых» музеев – музей «История Большевязёмской гимназии» (основан в 1989 году, в экспозиции свыше 8 тысяч экспонатов), «Музей боевой и трудовой славы выпускников и учителей гимназии № 7» (основан в 1985 году), музей Боевой славы Васильевской школы (основан в 1972 году), школьный музей Боевой славы

4 Артиллерийского Корпуса Прорыва РВГК (основан в 1977 году), историко-краеведческий школьный музей села Назарьево (основан в 1980) - есть и совсем «новые»:

только за последние 5 лет открыли свои двери музеи в Старогородковской, Мало-Вязёмской школе, Кубинской школе № 1, Голицынских школах № 1 и № 2 , Немчиновском лицее, школе № 16, историко-краеведческий музей в Лесногородской школе, музеи спортивной славы в гимназии № 7 и в Барвихинской школе.

Однако рост числа школьных музеев хоть и является хорошим показателям деятельности по музейной работе, но не отражает в полной мере качества этой работы. Обучающие семинары, консультации, методическая помощь, оказываемая и начинающим, и более опытным руководителям становились явно недостаточными в возросшей потребности получения информации для руководителей школьных музеев. Назрела необходимость обмена опытом, идеями, новыми формами работы. Поэтому традиционными стали ежегодные семинары руководителей школьных музеев, которые проводились в Одинцовском лицее № 2, Перхушковской, Жаворонковской, Голицынской школе № 2, Кубинской школе № 1, Немчиновском лицее. Вот уже третий год на эти семинары приезжают не только руководители школьных музеев, но и ребята – юные экскурсоводы, поисковики, члены актива школьного музея. В этом году семинар «Работа школьного музея в гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании школьников» проходил в Назарьевской школе. Для руководителей школьных музеев была проведена экскурсия в храм Святой Троицы в селе Назарьево, представлена выставка «Школа – вчера и сегодня», юные экскурсоводы познакомили с экспонатами школьного музея, которых собрано уже свыше двух с половиной тысяч! По итогам семинара составлено письмо-обращение к администрации Назарьевского сельского округа о рассмотрении возможности предоставления помещения для демонстрации и хранения этих экспонатов. Трудности с помещением для школьных музеев испытывают многие школы, но это не единственная проблема. Непросто найти человека, способного возглавить школьный музей, человека ответственного, неравнодушного, знающего и любящего свой край. Как правило, руководителями школьных музеев становятся преподаватели, давно работающие в школе. Однако среди руководителей школьных музеев нашего района есть немало и молодых педагогов.

Исследовательская деятельность школьных музеев отражается в конкурсных работах. Вот уже три года подряд школьные музеи нашего района становятся финалистами областного конкурса «Мой музей» (это школьные музеи гимназии № 13, гимназии № 7, СОШ № 16, Лесногородской, Асаковской, Захаровской школы). В 2012 году исследовательская работа Коноплёвой Татьяны из Асаковской школы и коллективная работа актива школьного музея гимназии № 13 заняли 3 место в областном конкурсе «Мой музей». Результаты работы школьных музеев очевидны. Не так очевидна другая, наиболее важная и значимая её часть. Ребята, отдающие всё свободное время работе в музее, занимающиеся поисковой, просветительской и исследовательской деятельностью в своём музее, становятся действительно настоящими патриотами своей малой Родины, и как следствие – настоящими гражданами своей Отчизны.

Самойлова О.И.,

методист по музейной работе и краеведению, педагог дополнительного образования

филиала Одинцовского Центра эстетического воспитания

24 мая 2013года

Для публикации в «Вестнике образования»

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ПРАВЕДНИКАМ ЧУЖДЫ МАВЗОЛЕИ. ЧЕЛОВЕК ЛИШЬ ПАМЯТЬЮ ХРАНИМ» / «Память о Холокосте – путь к толерантности» /

Материал очень сложный  и трудный в эмоционально-психологическом плане. Однако в современном полиэтническом обществе важно говорить с молодым поколением о толерантности через призму исторических ...

Классный час "Улицы Новосибирска хранят память о героях - сибиряках"

Название улиц Новосибирска хранят память о героях - сибиряках, которые завоевали мир на нашей земле. Для того, чтобы помнили, необходимо рассказать об этом. Данный материал позволяет вспомнить и сохра...

Сочинение, посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, ученицы 9Б класса МКОУ «СОШ №7» Леоновой Сарры Моя семья хранит память.

Текст отображается некоректно в онлайн режиме,чтобы посмотреть оригинал текста в нормальном виде ,скачайте фаил Word Office....

Разработка сценария музыкальной гостиной «Храните память о великом»

Организация праздника для ветеранов ВОВ, приобщение подрастающего поколения к чествованию победителей фашизма, патриотическое воспитание молодежи....

беседа-игра "Храним память о великом поморе"

В игровой форме освежить знания детей о М.В.Ломоносове.,...

Презентация "Мы День Победы любим с детства — Парад, цветы, военный марш. Храните память в вашем сердце О тех, кто жизнь отдал за нас"

Презентация посвящена участнику  Великой Отечественной войны Рогозину Петру Егоровичу....

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 79-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады «Город хранит память о героях в названиях своих улиц…»

Сценарий литературно-музыкальной композиции,  посвященной 79-й  годовщине   полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады «Город хранит память о героях в названиях св...