Внеурочная деятельность
рабочая программа на тему

Попова Оксана Владимировна

Внеурочная деятельность по ОПК 2-3 класс.

Курс" Путешествие в православный мир" составлен на основе учебного куса " Истоки" под редакцией Камкина А.В. и

учебного курса" Русь Святая в пословицах и поговорках" под редакцией Паньковой И.И.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                 Пояснительная записка.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОСНОВАНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 « Путешествие в мир православия»

1. Международные документы.

      2.1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948г.

     2. 2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

     от16 декабря 1966г.

     2.3. Международный пакт о гражданских и политических правах от16 декабря 1966г.

     2.4. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости  и дискриминации на

           основе   религии и убеждений от 25 ноября 1981г.

      2.5.  Конвенция  ООН о правах ребёнка от 20 ноября 1989г.\статьи 12-14\

2.   Документы   РФ.  

    1.1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.

    1.2. Закон  РФ «Об образовании» от 1992г. \с последующими изменениями и дополнениями.

     1.3. Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от1992г.  \с последующими изменениями и дополнениями.

     3.   Документы   Министерства образования и науки  РФ:

3.1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России 2003 г. № 1089 от 5 марта 2004).

3.2..Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897

3.3. Письмо Министерства образования РФ от 14.06.1999 № 14-53-28 ИН\14-04 «О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений»

  1. 3.4. Письмо МО РФ №549/28-16 от 12.07.2000. \представлена информация о деятельности на территории России представителей нетрадиционных религиозных объединений, которую необходимо учитывать при организации воспитательной работы, введении религиоведческого, религиозного образования.
  2. 3.5. Письмо Министерства образования РФ от 22.10.2002 № 14-52-876 4н\16 «О примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура»
  1.  Письмо МО РФ №01-51-01-ЗИН от 13.02.2003 \комментарии к позиции министерства по вопросам введения курсов религиоведческого содержания.
  2. Приказ Министерства образования РФ № 2833  от 01.07.2003 «О предоставлении государственными и муниципальными государственными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ
  3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации.  
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.                                                
  5. Концепция включения в новое поколение госстандартов общего среднего образования учебного предмета "Православная культура" в составе новой образовательной области учебного плана "Духовно-нравственная культура".2007г.
  6. Целевая комплексная программа "Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России"2006-2010.

4.   Документы органов государственного управления Ростовской области, в т.ч.    

Документы   Министерства общего и профессионального образования Ростовской области:

4.1.Областной закон Ростовской области «О духовно-нравственном воспитании и развитии обучающихся в образовательных учреждених в Ростовской области от 15 июня 2010 г. № 4421-ЗС.

4.2. Письмо МО Ростовской области №426/13 от 4.02.2000 «О соблюдении законности во взаимодействии образовательных учреждений с религиозными организациями».

4.3. Письмо МО Ростовской области №4126/03 от 05.09. 2001 «О взаимодействии с религиозными организациями и объединениями».

4.4. Договор о сотрудничестве министерства образования Ростовской области и Ростовской епархии Русской Православной Церкви от 25.09.2001.( С последующей пролонгацией)

4.5. Письмо МО Ростовской области №5670/03 от 24.10.2002 «Об организации изучения образовательного запроса на религиоведческое образование». Аналический отчет по результатам социологического исследования образовательного запроса на религиоведческое образование».

4.6. Письмо Министерства образования Ростовской области от 13.02.2003 № 01-51-01 ЗИН «О курсах религиоведческого содержания»

4.7. Приказ МО Ростовской области от 16.06.2004 № 1343 «Об организации пилотных учреждений, реализующих программы религиоведческого образования».

4.8 Письмо Министерства образования Ростовской области от 28.09.2006  № 6823\03 «Об изучении исторических и культурных основ мировых религий»

4.9. Договор о сотрудничестве Министерства общего и профессионального  образования Ростовской области и Ростовской епархии Русской Православной Церкви от2007г.

4.10 Письмо Министерства образования Ростовской области от 15.09.2007 «Об организации конкурса им.Св.Димитрия Ростовского».

4.11. Письмо МО Ростовской области 11.09.2003 № 5426/03 «О религиоведческом, религиозном образовании в Ростовской области».

4.12. Приказ  Министерства общего и профессионального образования Ростовской области  № 1563 от 06.06.2008г. «Об организации пилотных учреждений…»

4.13 Приказ  Министерства общего и профессионального образования Ростовской области          № 2662 от 12.09.2008г.  «О духовно-нравственном развитии и воспитании подрастающего поколения».

Рабочая программа составлена на основе Программы «Путешествие в мир православия»

Программа рассчитана на 34 часа

Данный курс разработан для учащихся 2-х классов общеобразовательной школы.

В российском обществе в последнее время наметилась тенденция удаления от основ культурных традиций, корней своих предков, народной мысли,  в том числе, от пословиц и поговорок как  средоточия народной мудрости.

Все меньше людей вникают в глубочайший смысл народных изречений. Пословицы – блистательное проявление творчества народа . Многие великие люди благоговели перед мудростью и красотой, живописной изобразительной силой пословиц.

Нет области человеческого бытия, которой бы ни касались пословицы. Например ,в книге В. Даля «Пословицы русского народа» выделяется 179 рубрик: пословицы о предметах веры , о судьбе, о счастье,  о богатстве и бедности, о достатке, скупости, о бережливости, и мотовстве и т.д. Эта тематика столь же обширна , как жизнь народа. Каждая пословица с пристальным интересом рассматривает то или иное явление.

В российских энциклопедиях пословицу определяют как жанр народного - поэтического творчества, как краткое, логически законченное изречение. Но сказать так – это значит не сказать ничего, потому пословицы и поговорки русского народа – это удивительный и восхитительный по своей образности, точности мысли, выразительности средств элемент живой речи.

В.И. Даль назвал пословицу «ЦВЕТОМ НАРОДНОГО УМА», а М.А. Шолохов- «сгустком разума» и «крылатой мудростью» .Мы с детства привыкли слышать их, и сами часто используем в своей речи. В   чем же успех функционирования пословиц в языке, почему они живут в речи многие века?

Во-первых, пословицы украшают нашу речь, делают ее яркой и эмоциональной. Во-вторых. Пословицы в сконцентрированной форме выражают многовековую мудрость народа, его наблюдение над миром, окружающей природой и взаимоотношениями между людьми. Предки словно говорят с нами, отстаивая свою точку зрения на то или иное, поучая нас, делясь  жизненным опытом. В-третьих, по своему содержанию пословицы очень разнообразны. Это и сентенции, советы, пожелания; и нравоучения; и философские обобщения; и суждения, и, наконец, просто советы. В них до сих пор живет память об исторических событиях» давно минувших дней» («Злее зла честь татарская», «Незваный гость хуже татарина», « Пропал, как швед под Полтавой») и сравнительно недавних (во Время Великой Отечественной).

В связи с необходимостью решения задачи формирования патриотизма на  занятиях за основу многих из них избраны жития святых России, которые обладают уникальным культурно- нравственным и историко-патриотическим потенциалом.

Введение в содержание уроков рассказов и стихотворений отечественных авторов, использование сказок и былин должно способствовать развитию речи учащихся, обогащению и упорядочению их словаря, научит ценить силу, красоту, выразительность русского слова.

В программе нашли место уроки - праздники, объединяющие всех участников. Это создает почву для дальнейшего общения, атмосферу доверия и радости.

Отобранный материал помогает ребенку, школьнику, понять и принять идеи моральной чистоты, жертвенного служения ближним, Отечеству, понятия долга, совести, воспитывает детей чуткими к красоте и богатству русской культуры, национальной традиции.

Реальные и ожидаемые результаты:

в плане личностного развития — воспитывает чувства патриотизма, гражданственности, прочной укорененности и привязанности к своему Отечеству, малой Родине, семье;

в плане социализации — ориентирует в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, создает условия для формирования навыков сотрудничества в полиэтническом и поликультурном социуме;

в плане подготовки к профессиональному развитию развивает восприятие духовно-нравственного контекста важнейших видов человеческой деятельности, воспитывает добросовестное отношение к труду.

Курс занятий призван помочь школьнику дать правильную нравственную оценку явлениям окружающего мира, углубить его культурологические знания, а также повысить общий уровень гуманитарного образования.

Цели и задачи курса

Основная цель программы: способствовать нравственному и патриотическому воспитанию школьников через изучение отечественных пословиц и поговорок.

Для достижения данных целей предполагается решить следующие задачи:

Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры.

Помочь детям раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей Православия.

Способствовать их укоренению в детском уме и сердце.

Выработать позицию непринятия цинизма, жестокости, пошлости.

Дать детям твердые ориентиры добра в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви.

Способствовать восприятию интереса к отечественной истории.

Воспитать любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням.

Ввести детей в круг основных православных традиций, показать их тесную связь с народной жизнью, искусством, творчеством.

Способствовать изменению сферы интересов ребенка - от пустого времяпровождения и экранов телевизора и компьютера к чтению полезному, душеспасительному.

Создавать почву для возникновения между детьми дружеских отношений.

Методы и приемы

При решении главной цели курса основным приемом стало использование пословиц и поговорок русского народа. В основу каждого занятия положена пословица или поговорка, отражающая тот или иной нравственный принцип или ценность, вокруг которых строитсязанятие. Выразительность пословицы усиливается необычайной лаконичностью и четкостью оформления, поэтому она в наилучшей, наиболее выразительной и доступной детскому восприятию форме, передает основную мысль занятия. В целом  занятия имеют общую структуру, которая включает в себя:

Введение с обоснованием понятия.

Фрагмент Священного Писания.

События православного праздника или пример из жития святых.

Текст или рисунок для записи в тетради.

При таком построении  занятия необходимо по возможности более точное соответствие темы занятия , избранного за основу сюжета, художественного образа, предлагаемого в качестве наглядного пособия. Темы часто созвучны отмечаемому в ближайшее время православному празднику, что находит наибольший эмоциональный отклик у детей.

Методы по освоению курса подбираются также в соответствии с возрастными особенностями младших школьников Свойственные им эмоциональная отзывчивость, любознательность и вместе с тем способность овладевать определенным теоретическими знаниями делают начальную школу тем важным звеном, в котором возможно наиболее успешно реализовать поставленные задачи. Детям младшего школьного возраста присуще уникальное единство знаний и переживаний, которое позволяет на уроках курса одновременно

знакомить учащихся с православной культурой и традициями русского народа и осуществлять их нравственное воспитание.

Указанные особенности учащихся младшего школьного возраста определили следующие особенности методики:

использование рассказов, вызывающих яркую эмоциональную реакцию (к ним можно отнести все события Ветхого и Нового Завета, жития святых, евангельские притчи);

широкое использование наглядных пособий (картин, изображающих излагаемые события и родную природу, икон, фотографий храмов и монастырей, заочные и очные экскурсии ) для опоры на наглядно-образное мышление школьников;

использование методов беседы и анализа текста, обусловленные тем, что дети могут строить логические связи (например, детям очень хорошо удаются ответа на такие вопросы, как: «Что побудило этого человека гак поступить? К чему это привело? Что бы случилось, если бы он поступил иначе?»);

зарисовки в течение занятия и домашнее задание в форме рисунков, обеспечивающих практическую деятельность учащихся;

игровые методы, способствующие повышению интереса к занятию детей и их активизации;

большое количество устных и письменных заданий, связанных с необходимостью построения и формулирования выводов обусловлено необходимостью развития словесно-логического мышления и развития творческих способностей детей, а также тем, что выводы, сделанные ребенком самостоятельно в процессе выполнения подобных заданий, усваиваются им лучше.

Система  занятий предполагает творческие работы учащихся.

 В целях комплексного подхода, программа курса предполагает определенную работу с педагогическим коллективом и родителями по темам:

Традиции православной духовности - основа полноценного

образования воспитания российских школьников.

Об ответственности родителей за воспитание детей.

О традиционной роли женщины в обществе как хранительницы

домашнего очага и чистой нравственности.

Роль отца в семейном воспитании.

С родителями проводятся праздники: Рождественская елка; Пасха красная; Неделя святых жен-мироносиц; Кто знает Азъ да Буки, тому и книги в руки.

Программа курса (34 часа)

        1 четверть.

1  Доброе начало — полдела откачало.

2  Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

3  Жизнь дана на добрые дела.

4  Кто на Бога уповает, тот никогда не погибает.

5  Экскурсия в храм.

6  Уговор дороже денег.

7  Жить - Богу служить.

8  Тому тяжело, кто помнит зло.

        2 четверть.

9  Как аукнется, так и откликнется.

10  Ангел помогает, а бес подстрекает.

11  Повинную голову меч не сечет.

12  Чему научишься в молодости, то знаешь и в старости.

13  Не в силе Бог, но в правде.

14  Лучше без одежды, чем без надежды.

15  Рождество Христово - Ангел прилетел.

        3 четверть.

16  Рождественский праздник.

17  Не имя красит человека, а человек - имя.

18  Сам себе на радость никто не живет.

19  Ни дров, ни лучины, а живет без кручины.

20  Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.

21 Новую одежду кроят - к старой примеряют.

22  Не надобен и клад, коли у мужа с женой лад.

23  Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

24  Не все коту масленица, настал и Великий пост.

25  Совесть не повесть - в архив не сдашь.

26  Слово - серебро, а молчание - золото.

        

4 четверть.

27  Я - последняя буква в алфавите.

28  Живи смирнее - будешь всем милее.

29  Господь терпел и нам велел.

30 Пасха красная.

31  Праздник святых жен-мироносиц.

32  Кто Богу угоден, тот людям приятен.

33  Экскурсия в городской музей.

34  Экскурсия в храм.

Необходимо помнить о том, что уровень восприятия детьми тех или иных событий праздника. Евангельской истории или примера из жития святого зависит от восприятия их самим учителем и способности передать детям. Поэтому не рекомендуется такие повествования прочитывать. Лучше учителю своими словами пересказать их. Это будет способствовать эмоциональному,  отзывчивому восприятию их учащимся.

Содержание  занятий желательно связывать с церковным календарем, хотя не всегда это удалось учесть в программе.

Во время Великого поста можно рекомендовать иметь в классе плакат, на котором отмечаются названия недель поста. Это позволит следить за тем, чему учит пост, будет способствовать более живому восприятию детьми жизни Православной Церкви.

Необходимо учитывать то, что ответы детей часто могут быть неожиданными для учителя. При этом необходимо прислушиваться к ним, и использовать в качестве темы беседе на уроке.

Программа предоставляет широкие возможности для творческой деятельности педагога, как при подборе материала для урока, так и при использовании  музыкального, художественного и игрового сопровождения

                                               2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ занятия

Тема занятия

Дата

Методы

Оборудование

Литература

Первая четверть

1.

Доброе начало - полдела откачало

Рассказ, беседа, демонстрация, описание картины.

      1   Репродукция картины «Видение отроку Вафоломею».

2Иллюстрация «Сотворение мира»

3фрагменты худ.фильма

 « Сотворение мира»

  1. Моя первая Священная история». М.: Малыш, 1990.
  2. Золотов В. «54 картины из Священной истории Ветхого Завета». Репринтное издание. Санкт-Петербург, 1861.
  3. Ганаго Б. Детям о слове. Минск, Издательство Белорусского экзархата, 2000.

2.

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает

Рассказ, беседа, анализ стихотворения, демонстрация иллюстраций, выполнение рисунков в тетради, выполнение творческого задания.

  1. Иллюстрации: «Изгнание прародителей из рая», «Потоп», «Жертвоприношение Ноя».
  2. Напечатанные тексты

стихотворения «Слава Тебе, Господи!»

  1. Моя первая Священная история». М.: Малыш, 1990;
  2. Золотов В. «54 картины из Священной истории Ветхого Завета». Репринтное издание. Санкт-Петербург, 1861;
  3. Основы православной культуры для детей дошкольного возраста. Составитель О. К. Харитонова. Под редакцией протоиерея Виктора Дорофеева. Книга для учителя. М.: Покров, 2002.

3.

Жизнь дана на добрые дела

Игра, рассказ, беседа,

пересказ прослушанного текста, демонстрация, анализ пословиц.

1. Рисунки «Дерево жизни» и «Дерево

греха». 2. Карточки с написанными на них хорошими и плохими поступками. 3. Икона «Рождества Пресвятой Богородицы. 4. Другие православные иконы.

1. Основы православной культуры для детей дошкольного возраста. Составитель О. К. Харитонова. Под редакцией протоиерея Виктора Дорофеева. Книга для учителя. М.: Покров, 2002.

4.

Кто на Бога уповает, тот никогда не погибает

Беседа, рассказ, выполнение творческих заданий, - пересказ прослушанного текста, демонстрация анализ пословиц.

1. Икона св. князя Владимира. 2. Фотографии храмов.

1. Ушинский К. Д. Родное слово. М„ 2000.

5.

Экскурсия в храм

Экскурсия

6.

Уговор дороже денег

Игра, выполнение опережающего задания, беседа, рассказ, рисование в тетради, выполнение творческих заданий, описание картины, анализ пословиц.

1. Икона св. пророка Моисея; 2. Иллюстрация: «Скрижали Завета»

  1. Золотов В. «54 картины из Священной истории Ветхого Завета». Репринтное издание. Санкт- Петербург, 1861;
  2. Афанасьев В. Выше неба голубого. Православные стихи для детей.

3. Небесный подарок для русских детей. М.: Русская Миссия. 2000.

7.

Жить - Богу служить

Игра, выполнение творческого задания,

рассказ, беседа, пересказ текста, анализ стихотворения, работа с текстом; описание картины.

  1. Иллюстрации «Нагорная проповедь», «Хождение по водам», любого чуда исцеления.
  2. Икона «Благословение детей».
  3. Евангелие.
  4. Напечатанные тексты: «Учение Спасителя», «Гордый тополек и смиренная вишенка».
  1. Детская Библия. М.: Столица, 1990.
  2. Моя первая Священная история». М.: Малыш, 1990.

8.

Тому тяжело, кто помнит зло

Рассказ, беседа, выполнение творческого задания; анализ пословиц, чтение по ролям.

1. Напечатанные тексты рассказа «Семьдесят раз по семь» и содержания молитвы «Отче наш».

  1. Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры. Книга для учителя. М.: Первое сентября, 2001.
  2. Православный мир. - М.: Круг чтения, 2002.
  3. Основы православной культуры для детей дошкольного возраста. Составитель О. К. Харитонова. Под редакцией протоиерея Виктора Дорофеева. Книга для учителя. М.: Покров. 2002.

9.

Как аукнется,

так и откликнется

Рассказ, беседа, анализ рассказа, выполнение творческих заданий.

1. Свечечка. Областная детская православная газета. № 5-6. 2003.

10.

Ангел помогает, а бес подстрекает

Рассказ, беседа, игра, выполнение творческих заданий; демонстрация; анализ пословиц.

  1.  1 Иконы Архангела Михаила, Ангела- Хранителя.

2Рисунки с изображениями ангелов.

  1. Напечатанные тексты стихотворения «Ангел- Хранитель».
  1. Афанасьев В. Выше неба голубого. Православные стихи для детей.
  2. Твой Ангел-Хранитель. М.: Отчий дом, 2000.

11.

Повинную голову меч не сечет

Рассказ, беседа, игра, анализ картины, выполнение творческих заданий; анализ пословиц.

1. Репродукция картины «Возвращение блудного сына».

  1. Ушинский К. Д. Родное слово. М.: 2000.
  2. Моя первая Священная история. М. Малыш, 1990.

12.

Чему научишься В МОЛОДОСТИ, то

знаешь в староста

Рассказ, беседа, выполнение творческих заданий; анализ пословиц, просмотр и обсуждение фрагментов худ. Фильма «Жизнь И Христа»

  1. Икона «Введение во Храм Пресвятой Богородицы».
  2. Напечатанные тексты стихотворения «Ростомер для девочек»
  1. В. Афанасьев Выше неба голубого. Православные стихи для детей.
  2. Основы православной культуры для детей дошкольного возраста. Составитель О. К. Харитонова. Под редакцией протоиерея Виктора Дорофеева. Книга для учителя. М.: Покров, 2002.
  3. Моя первая Священная история. М.: Малыш, 1990.
  4. Рутенин Иоанн. Златокудрый инок. М.: Паломник, 1999.

13.

Не в силе Бог, но в правде

Игра, рассказ, беседа,

анализ картины, анализ стихотворения,

выполнение творческих заданий; демонстрация, анализ пословиц.

  1. Икона св. Александра Невского;
  2. Репродукция картины В. Серова «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища»
  3. Рисунки с изображением русской природы
  4. Лист ватмана с нарисованной березой, над которой написано: «Русь Святая».
  1. Журнал «Русский дом», 2002, № 4
  2. Снегирев Г. Я. Я живу в России. М.: Отчий дом, 2000.
  3. «Моя первая Русская история». М. Малыш, 1990.
  4. Рутенин Иоанн. Златокудрый инок. М.: Паломник, 1999.

14.

Лучше без одежды, чем без надежды

Беседа, рассказ, выполнение рисунков в тетради.

1. Тексты стихотворения «В храме».

  1. В. Афанасьев Выше неба голубого. Православные стихи для детей.
  2. Ганаго Б. Детям о слове. Минск, Издательство Белорусского экзархата, 2000.

15.

Рождество христово - Ангел прилетел

Рассказ, беседа, игра,

выполнение творческого задания; зарисовки в тетради.

1. Икона праздника; 2. Тексты с рождественскими стихотворениями.

1. Основы православной культуры для детей дошкольного возраста. Составитель О. К. Харитонова. Под редакцией протоиерея Виктора Дорофеева. Книга для учителя. М.: Покров. 2002.

2. Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры. Книга для учителя. М.: Первое сентября, 2001.

16.

Рождественский праздник

Еловые ветви, украшения для них, звезды из фольги, костюмы для детей.

17.

Не имя красит человека, а человек имя

Рассказ, беседа, выполнение творческого задания; демонстрация, анализ пословицы.

1 Икона праздника.

2 Икона «Троица».

3 Рисунки «Освящение воды в источнике», «Крещение ребенка».

4 Тексты рассказа «Олины именины».

  1 Священник Андрей Лоргус, священник Михаил Дудко. Книга о Церкви. М.: Паломник, 2000.

  2 Основы православной культуры для детей дошкольного возраста. Составитель О. К. Харитонова. Под редакцией протоиерея Виктора Дорофеева. Книга для учителя. М.: Покров, 2002.

 3 Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры. Книга для учителя. М.: Первое сентября, 2001.

4 Закон Божий М., 1991.

18.

Сам себе на радость никто не живет

Рассказ, беседа, выполнение творческих заданий, рисунков, анализ стихотворения; анализ пословиц.

1. Магнитофон, запись песни «Если добрый ты...».

2Иллюстрации, на которых изображены

чудеса Господа Иисуса Христа.

  1. Тексты рассказа

«Зло».

  1. Твой Ангел-Хранитель. М.: Отчий дом, 2000.
  2. Рутенин Иоанн. Златокудрый инок. М.: Паломник, 1999
  3. Ушинский К. Д. Родное слово. М., 2000.

19.

Ни дров, ни лучины, а живет без кручины

Рассказ, беседа, выполнение рисунков в тетради.

1. Рисунок с изображением вечера в крестьянской избе при лучине.

1. Ганаго Б. Детям о вере. Минск, Издательство Белорусского экзархата, 2000.

20.

Нет друга, так ищи, а нашел, так береги

Рассказ, беседа, выполнение творческого задания, рисунков в тетради, анализ пословиц.

1. Магнитофон, запись песни о дружбе. 2. Репродукция картины «Три богатыря». 3. Икона святого Ильи Муромца.

1. Основы православной культуры для детей дошкольного возраста. Составитель О. К. Харитонова. Под редакцией протоиерея Виктора Дорофеева. Книга для учителя. М.: Покров, 2002.

21.

Новую одежду кроят - к старой примеряют

Рассказ, беседа, работа с текстом стихотворения, пересказ текста, выполнение творческого задания.

1. Икона праздника. 2. Тексты стихотворения «Бегство в Египет».

  1. Основы православной культуры для детей дошкольного возраста. Составитель О. К. Харитонова. Под редакцией протоиерея Виктора Дорофеева. Книга для учителя. М.: Покров, 2002.
  2. Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры. Книга для учителя. М.: Первое сентября, 2001.

22.

Не нужен и клад, коль у мужа и жены лад

Анализ текста, составление плана текста, рассказ, беседа, анализ пословиц, демонстрация, выполнение творческих заданий.

  1. Икона св. князей Петра и Февронии.
  2. Тексты с житием Святых Петра и

Февронии.

  1. Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры. Книга для учителя. М.: Первое сентября, 2001.
  2. Свечечка. Областная детская православная газета. № 7. 2003.

23.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

Игра, рассказ, беседа,

выполнение творческих заданий.

Ящик с лежащими в нем инструментами или рисунками, их изображающими.

  1. Православный мир. - М.: Круг чтения, 2002
  2. Шишков А. С. Много гостинцев детям. Собрание рассказов и стихов. Санкт- Петербург, 2000.

24.

Не все коту масленица, настал и Великий пост

Рассказ, беседа, игра,

■ выполнение творческого задания.

1. Репродукции картин Б.М. Кустодиева «Масленица» и «Балаганы».

1. Шишков А. С. Много гостинцев детям. Собрание рассказов и стихов. Санкт- Петербург, 2000.

2. Плакат «Лестница Великого поста».

                        

25.

Совесть не повесть - в архив не сдашь

Рассказ, беседа, выполнение творческих заданий, рисунков в терадях.

1. Рисунок с изображением исповеди ребенка.

  1. Ушинский К. Д. Детский мир и хрестоматия. С.-Пб., Комета, 1994.
  2. Православный мир. - М.: Круг чтения, 00"?

26.

Слово серебро, а молчание - золото

Рассказ, ролевая игра,

беседа, анализ пословиц, выполнение творческого задания.

1. Искусственный или живой большой цветок.

1. Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры. Книга для учителя. М.: Первое сентября, 2001.

27.

Я - последняя буква в алфавите

Рассказ, беседа, выполнение творческих заданий.

Тексты рассказа «Приветливый щенок».

  1. Священник Андрей Лоргус, священник Михаил Дудко: «Книга о Церкви». М.: Паломник. 2000.
  2. «Незабудка». Рассказы и стихи. М.: Отчий дом. 2000.
  3. Ушинский К. Д. «Родное слово». М.: Православное Издательство «Лествица». 2000.
  4. Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры. Книга для учителя. М.: Первое сентября, 2001.
  5. Православный мир. - М.: Круг чтения, 2002.

»

6. Ганаго Б. Детям о душе. Минск, Издательство Белорусского экзархата, 2000.

28.

Живи смирнее - будешь всем милее

Рассказ, беседа, анализ пословиц, изготовление открыток, выполнение творческого задания.

  1. 1Икона праздника.

2  Рисунок, изображающий чудо Воскрешения Лазаря.

 3 Напечатанные тексты рассказа «Царский Сын».

 4 Для детей: альбомные листы, краски, кисточки.

1 Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры. Книга для учителя. М.: Первое сентября, 2001.

2 Основы православной культуры для детей дошкольного возраста. Составитель О. К. Харитонова. Под редакцией протоиерея Виктора Дорофеева. Книга для учителя. М.: Покров, 2002.

29.

Господь терпел и нам велел.

(Страстная седмица)

Рассказ, беседа, анализ рассказа, анализ пословиц, демонстрация.

 1Иконы

 2 «Распятие Господа Иисуса Христа», «Снятие со Креста». «Положение во гроб».

 3Напечатанные тексты стихотворения «У подножия Креста».

  1. Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры. Книга для учителя. М.: Первое сентября, 2001.
  2. Основы православной культуры для детей дошкольного возраста. Составитель О. К. Харитонова. Под редакцией протоиерея Виктора Дорофеева. Книга для учителя. М.: Покров, 2002.
  3. Православный мир,-М.: Круг чтения, 2002.

30.

Пасха красная

(Светлая седмица)

I вариант: рассказ, праздничный концерт. II вариант: экскурсия.

I вариант: икона праздника, украшения для зала (класса).

  1. Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры. Книга для учителя. М.: Первое сентября, 2001.
  2. Основы православной культуры для детей дошкольного возраста. Составитель О. К. Харитонова. Под редакцией протоиерея Виктора Дорофеева. Книга для учителя. М.: Покров, 2002.

31.

Праздник «Святые жены- Миронсицы»

(Неделя святых жен- Миронос иц)

Праздничный концерт

Украшения для зала (класса), цветы.

1. Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры. Книга для учителя. М.: Первое сентября, 2001.

32.

Кто Богу угоден, тот людям приятен

Подведение итогов.

Прослушивание аудиокассеты/чтение рассказа

Аудиокассета с житием

Святителя Николая, магнитофон/ текст из кн. «Закон Божий»

1. Закон Божий в 5 томах. Книга 1 «О православной вере». М./ИМКА-ПРЕСС, ПАРИЖ, 1991

33.

В город музей

Экскурсия

Экскурсия

     34.

Экскурсия в xрам

Экскурсия



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОСНОВАНИЕ

Образовательного курса внеурочной деятельности «Путешествие в мир православия»

1. Международные документы.

      2.1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948г.

     2. 2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

     от16 декабря 1966г.

     2.3. Международный пакт о гражданских и политических правах от16 декабря 1966г.

     2.4. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости  и дискриминации на основе   религии и убеждений от 25 ноября 1981г.

      2.5.  Конвенция  ООН о правах ребёнка от 20 ноября 1989г.\ст. 12-14\

2.   Документы   РФ.  

    1.1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.

    1.2. Закон  РФ «Об образовании» от 1992г. \с последующими изменениями и дополнениями.

     1.3. Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от1992г.  \с последующими изменениями и дополнениями.

     3.   Документы   Министерства образования и науки  РФ:

3.1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России 2003 г. № 1089 от 5 марта 2004).

3.2..Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897

3.3. Письмо Министерства образования РФ от 14.06.1999 № 14-53-28 ИН\14-04 «О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений»

  1. 3.4. Письмо МО РФ №549/28-16 от 12.07.2000. \представлена информация о деятельности на территории России представителей нетрадиционных религиозных объединений, которую необходимо учитывать при организации воспитательной работы, введении религиоведческого, религиозного образования.
  2. 3.5. Письмо Министерства образования РФ от 22.10.2002 № 14-52-876 4н\16 «О примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура»
  1.  Письмо МО РФ №01-51-01-ЗИН от 13.02.2003 \комментарии к позиции министерства по вопросам введения курсов религиоведческого содержания.
  2. Приказ Министерства образования РФ № 2833  от 01.07.2003 «О предоставлении государственными и муниципальными государственными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ
  3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации.  
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.                                                
  5. Концепция включения в новое поколение госстандартов общего среднего образования учебного предмета "Православная культура" в составе новой образовательной области учебного плана "Духовно-нравственная культура".2007г.
  6. Целевая комплексная программа "Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России"2006-2010.

4.   Документы органов государственного управления Ростовской области, в т.ч.    

Документы   Министерства общего и профессионального образования Ростовской области:

4.1.Областной закон Ростовской области «О духовно-нравственном воспитании и развитии обучающихся в образовательных учреждених в Ростовской области от 15 июня 2010 г. № 4421-ЗС.

4.2. Письмо МО Ростовской области №426/13 от 4.02.2000 «О соблюдении законности во взаимодействии образовательных учреждений с религиозными организациями».

4.3. Письмо МО Ростовской области №4126/03 от 05.09. 2001 «О взаимодействии с религиозными организациями и объединениями».

4.4. Договор о сотрудничестве министерства образования Ростовской области и Ростовской епархии Русской Православной Церкви от 25.09.2001.( С последующей пролонгацией)

4.5. Письмо МО Ростовской области №5670/03 от 24.10.2002 «Об организации изучения образовательного запроса на религиоведческое образование». Аналический отчет по результатам социологического исследования образовательного запроса на религиоведческое образование».

4.6. Письмо Министерства образования Ростовской области от 13.02.2003 № 01-51-01 ЗИН «О курсах религиоведческого содержания»

4.7. Приказ МО Ростовской области от 16.06.2004 № 1343 «Об организации пилотных учреждений, реализующих программы религиоведческого образования».

4.8 Письмо Министерства образования Ростовской области от 28.09.2006  № 6823\03 «Об изучении исторических и культурных основ мировых религий»

4.9. Договор о сотрудничестве Министерства общего и профессионального  образования Ростовской области и Ростовской епархии Русской Православной Церкви от2007г.

4.10 Письмо Министерства образования Ростовской области от 15.09.2007 «Об организации конкурса им.Св.Димитрия Ростовского».

4.11. Письмо МО Ростовской области 11.09.2003 № 5426/03 «О религиоведческом, религиозном образовании в Ростовской области».

4.12. Приказ  Министерства общего и профессионального образования Ростовской области  № 1563 от 06.06.2008г. «Об организации пилотных учреждений…»

4.13 Приказ  Министерства общего и профессионального образования Ростовской области          № 2662 от 12.09.2008г.  «О духовно-нравственном развитии и воспитании подрастающего поколения».

Рабочая программа рассчитана на изучение православной культуры и составлена на основе Программы « Путешествие в мир православия»

     Данный курс разработан для учащихся 3-х классов общеобразовательной школы.

   Программа рассчитана на 34 часа

 В современной России подрастающее поколение особенно нуждается в формировании нравственных ориентиров. Сделать это можно только на фундаменте традиционной для Отечества православной культуры. При знакомстве с традициями, благочестивым укладом жизни православного народа у детей постепенно формируется тот нравственный идеал, который складывался веками и к которому должен стремиться каждый русский человек. И чем раньше произойдет встреча ребенка с этическими и эстетическими ценностями своего народа, тем быстрее будет его духовное возрастание.

     Программа исходит из признания приоритета устойчивых духовно-нравственных ценностей в качестве важнейшей отечественной традиции, лежащей в основе преемственности поколений.

Программа духовно-нравственного воспитания представляет собой приоритетное направление в развитии единого образовательного пространства. Ее стратегической целью является преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать духовный и социокультурный опыт Отечества. Духовно-нравственное воспитание позволит придать образовательной системе новое качество, признанное раскрыть человеческие ресурсы ради социально-экономического, общественного и духовно-культурного развития социума.

Реальные и ожидаемые результаты:

в плане личностного развития — воспитывает чувства патриотизма, гражданственности, прочной укорененности и привязанности к своему Отечеству, малой Родине, семье;

в плане социализации — ориентирует в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, создает условия для формирования навыков сотрудничества в полиэтническом и поликультурном социуме;

в плане подготовки к профессиональному развитию развивает восприятие духовно-нравственного контекста важнейших видов человеческой деятельности, воспитывает добросовестное отношение к труду.

Курс занятий призван помочь школьнику дать правильную нравственную оценку явлениям окружающего мира, углубить его культурологические знания, а также повысить общий уровень гуманитарного образования.

     

Концептуальные стратегические (образовательные и общекультурные) и психолого-адаптационные задачи курса:

—        изучение православной религиозной традиции;

—        изучение истории христианства;

—        изучение православной этики;

—        знакомство с агиографией;

—        ознакомление с особенностями церковного искусства;

—        изучение устроения православного храма;

—        ознакомление с особенностями православного богослужения;

        

        

—        формирование целостного восприятия мира;

—        воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

—        формирование культуры общения;

—        предупреждение возможных тупиков личностного развития;

—        воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;

—        выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;

—        предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;

—        воспитание патриотизма;

—        формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;

—        духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;

—        приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;

—        расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;

—        возрождение православных основ семьи;

—        пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;

—        творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;

—        формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.

Главными целями общеобразовательного кура внеурочной деятельности « Путешествие в мир православия» являются:

1  Воспитание чувства ответственности за преемственность социокультурного опыта.

2  Достижение значимых социокультурных результатов.

3  Освоение единого понятийного аппарата, управленческих и коммуникативных навыков.

Условия реализации программы и основные методические рекомендации

Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:

—        учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и православный духовный опыт русского и других народов России;

—        педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;

—        педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодёжи;

—        необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);

—        необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности;

—        учитель организует занятия по традиционным моделям при соответствии типа занятия  его целям и задачам;

—        используются разнообразные методы и приёмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании;

—        основное усвоение учебного материала достигается на занятии под контролем учителя;

—        теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев.

Обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:

•        приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;

•        единства образовательного и воспитательного процессов;

•        рефлексивного обучения;

•        принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.

Предпочтительные методы обучения: 1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же занятия; 2) комментированное чтение; 3) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; 4) сократическое занятие; 5) короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала; 6) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением (на этом же уроке) и творческим заданием; 7) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; 8) работа с текстами, картами, составление кроссвордов.

Программа развивает восприятие основных категорий жизненного пути человека, соединяет в единое целое жизненный путь поколений.

Программой курса предусмотрено присоединение ученика и его семьи через совместную деятельность к единым социокультурным ценностям. Все участники активного воспитательного процесса выходят на структурирование прошлого, настоящего и будущего в социальном развитии ,на осмысление жизненно важной необходимости преемственности положительного опыта, преемственности традиций.

« Воспитание на социокультурном опыте» направлено на развитие чувства ответственности благополучие семьи, за продолжение рода, чувства любви к родному очагу и родной природе.

Содержательные линии 34 часа.

1-4   Моя семья. Родной очаг (имя ,семья ,род ,дом)  4ч

5-7   Мой род. Родной очаг ( деревня, город).

         Родные просторы (нива   и поле)                         3ч

8-11  Родной очаг. Родные просторы (лес, река)         4ч

12-15 Путь- дорога. Родные просторы ( море-океан ,путь-дорога) 4ч

16-17 С любовью к родным просторам. Труд земной (сев и жатва) 2ч

18-21 Труд- дело чести. Труд земной (братья меньшие,  мастера-плотники,  

          кузнецы-умельцы)                        4ч

22-24 Труд души.

                Труд земной (кузнецы-умельцы, ярмарка ,слово, сказка)  3ч                

25-29 Истоки Великой Победы .Труд души (песня ,праздник,)5ч

30-34 Храм. Труд души (книга ,икона ) 5ч

БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД.

Имя, Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатка. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм. Согласие. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля. Течение времен и. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Ловкость. Своевременность. Терпение. Преображение. Задушевность. Мудрость. Труд души. Тайна. Надежда.

Тематическое планирование.

Номер

занятия

Дата

Тема занятия

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся / результат

1-3

Моя семья.

Родной очаг( имя, семья, род).

1  Разговор о семье.

 Размышление над пословицами (стр4)

2 Беседа по рассказам Осеевой «Сыновья»(стр5) и Лопатиной»Бабушкины руки»(стр14)

3  Размышление над вопросами сказки»Царевна-лягушка»(стр 6-12)Худ.фильм.

Уметь  поддерживать беседу на заданную тему. Воспитывать чувство ответственности за свою семью.

4

Моя семья.

Родной очаг(дом)

- Активное занятие»Что я могу сделать в настоящее время для того, чтобы моя семья была крепкой и счастливой?»

- Работа над страницей

Первой книги «Моя семья»(стр 15)

Структурировать прошлое, настоящее и будущее в развитии семьи. Развитие способности анализировать информацию.

5-6

Мой род.

Родной очаг(деревня,город)

1 Рассказ о том ,чем интересен род.

2Размышление над пословицей(стр 18) и вопросами к русской народной сказке «Иван-Крестьянский сын» (19-26)Книга 1

Воспитание ответственности за продолжение рода.

7

Мой род.

Родные просторы(нива и поле)

 

-  Размышление над вопросами  к рассказу Е Пермяка «Дедушкин характер»(стр 27-31) Книга1

-  Работа в микрогруппах «Традиции рода»

Развитие общения класса.

8-9

Родной очаг.

Родные просторы (лес)

1 Разговор о родном очаге. Размышление над пословицами(стр3)Беседа по русской народной сказке « Снегурочка»(стр5-11)Книга

2Каким наш дом был в прошлом?Презентация.

Воспитание чувства любви к родному очагу.

10-11

Родной очаг.

Родные просторы(река)

1.Беседа «За что я люблю свой дом?»

-  Работа в паре «Родной очаг»(стр 30)Книга

 - Работа в микрогруппе « Строим дом»

2 Малая родина(экскурсия в городской музей)

Социокультурное наполнение категории «Дом»

Развитие практического навыков подготовки к дороге.

12-14

 

Путь-дорога.

Родные просторы (море-океан,путь-дорога)

1 О том, как ставят цели перед началом пути.

2 Размышление над пословицами(стр 4)

3  Беседа по русской народной сказке «Финист..»(стр 5-16) Книга 3 Худ.фильм

Социокультурное наполнение категории « Путь-дорога»

Воспитание бережного отношения к природе.

15

Путь-дорога.

Родные просторы(путь-дорога)

-  Чтение стихотворения Н Рубцова «Хлеб»(стр17) и С Есенина « Пороша»(стр 18) Книга 3

 - Работа в микрогруппах «Путь-дорога»(стр 19, 20)

Социокультурное наполнение категории « Путь-дорога»

Воспитание бережного отношения к природе.

16

С любовью к родным просторам.

Труд земной( сев и жатва)

1 Размышление над пословицами(стр 22)

2Беседа по сказке Н Абрамцевой « День рождения старой ели»(стр 23-26) Работа в паре (стр29-30)Книга3

Уметь связно высказываться по данной теме.

17

С любовью к родным просторам.

Труд земной( сев и жатва)

- Чтение стихотворения( стр 27-28)

-  Работа в микрогруппах «Будущее леса»

-  Работа над страницей Первой книги « С любовью к родным просторам»(стр 31) (экскурсия в лес)

Уметь связно высказываться по данной теме.

18-20

Труд-дело чести.

Труд земной (братья меньшие, мастера-плотники)

1 Работа с пословицами.

2-3 Беседа по сказке « Морозко»(стр 5-9) Худ. фильм и рассказу Е Пермяка «Пичугин мост»(стр 13-14) Книга 4

Воспитание трудолюбия и взаимопомощи в труде.

21

Труд- дело чести.

Труд земной (кузнецы-умельцы)

-  Работа в четверке « Труд- дело чести»(стр 16)Книга4

-  Работа над страницей 1 Книги» Труд- дело чести»(стр 15)

Социокультурное наполнение категории «Труд земной»

22-23

Труд души.

Труд земной(кузнецы-умельцы,ярмарка)

1 Размышление над пословицами(стр18)

   Беседа по сказке «Семилетка»(стр 19-24)

2 Беседа по сказке «Крошечка-Хаврошечка» (стр24-27) Книга4

Воспитание доброжелательности на семейных традициях.

24

Труд души.

Слово.Сказка.

- Работа над страницей 1 Книги «Труд души»(стр31)

-  Ресурсный круг « Праздник»

Социокультурное наполнение категории «Праздник»

25-26

Истоки Великой Победы.

Песня.

1 Беседа о Куликовской битве(стр5-10) Книга5 Презентация.

2 Чтение рассказа о Дмитрии Донском (стр 11-14)Фрагменты худ.фильма «Дмитрий Донской»

Осмысление духовно-нравственного контекста праздника Победы

27-29

Истоки Великой Победы.

Праздник.

1 Рассказ учителя об иконе Донской Божьей Матери по произведению И Шмелева « Лето господне»(стр17-21)

2 Рассказ учителя о танковой колонне имени Дмитрия Донского.

3 Работа над страницей 1 Книги «Истоки Великой Победы»( экскурсия по местам боевой славы)

Осмысление значения победы в Куликовой битве для победы в Вов. Воспитание патриотизма и любви к Родине.

30-32

Храм.

Кника.Икона.

1 Рассказ учителя о храмах и монастырях.Презентация.

 2 Экскурсия в храм.

Знать устройство храма.

33-34

Храм

1Работа в микрогруппах « Моя дорога жизни»

2 Как построить храм в душе?

Осмысление значения Храма в жизни человека.



Предварительный просмотр:

Программа       внеурочной     деятельности

                            по ОПК

 «Путешествие в мир                                  православия»,

составлена на основе учебного курса   А.В.Камкина « Истоки»

 и учебного курса «Русь Святая в пословицах и поговорках» И.И.Паньковой.

              Пояснительная записка.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОСНОВАНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Путешествие в мир православия»

1. Международные документы.

      2.1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948г.

     2. 2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

     от16 декабря 1966г.

     2.3. Международный пакт о гражданских и политических правах от16 декабря 1966г.

     2.4. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости  и дискриминации на

           основе   религии и убеждений от 25 ноября 1981г.

      2.5.  Конвенция  ООН о правах ребёнка от 20 ноября 1989г.\статьи 12-14\

2.   Документы   РФ.  

    1.1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.

    1.2. Закон  РФ «Об образовании» от 1992г. \с последующими изменениями и дополнениями.

     1.3. Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от1992г.  \с последующими изменениями и дополнениями.

     3.   Документы   Министерства образования и науки  РФ:

3.1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России 2003 г. № 1089 от 5 марта 2004).

3.2..Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897

3.3. Письмо Министерства образования РФ от 14.06.1999 № 14-53-28 ИН\14-04 «О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений»

  1. 3.4. Письмо МО РФ №549/28-16 от 12.07.2000. \представлена информация о деятельности на территории России представителей нетрадиционных религиозных объединений, которую необходимо учитывать при организации воспитательной работы, введении религиоведческого, религиозного образования.
  2. 3.5. Письмо Министерства образования РФ от 22.10.2002 № 14-52-876 4н\16 «О примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура»
  1.  Письмо МО РФ №01-51-01-ЗИН от 13.02.2003 \комментарии к позиции министерства по вопросам введения курсов религиоведческого содержания.
  2. Приказ Министерства образования РФ № 2833  от 01.07.2003 «О предоставлении государственными и муниципальными государственными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ
  3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации.  
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.                                                
  5. Концепция включения в новое поколение госстандартов общего среднего образования учебного предмета "Православная культура" в составе новой образовательной области учебного плана "Духовно-нравственная культура".2007г.
  6. Целевая комплексная программа "Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России"2006-2010.

4.   Документы органов государственного управления Ростовской области, в т.ч.    

Документы   Министерства общего и профессионального образования Ростовской области:

4.1.Областной закон Ростовской области «О духовно-нравственном воспитании и развитии обучающихся в образовательных учреждених в Ростовской области от 15 июня 2010 г. № 4421-ЗС.

4.2. Письмо МО Ростовской области №426/13 от 4.02.2000 «О соблюдении законности во взаимодействии образовательных учреждений с религиозными организациями».

4.3. Письмо МО Ростовской области №4126/03 от 05.09. 2001 «О взаимодействии с религиозными организациями и объединениями».

4.4. Договор о сотрудничестве министерства образования Ростовской области и Ростовской епархии Русской Православной Церкви от 25.09.2001.( С последующей пролонгацией)

4.5. Письмо МО Ростовской области №5670/03 от 24.10.2002 «Об организации изучения образовательного запроса на религиоведческое образование». Аналический отчет по результатам социологического исследования образовательного запроса на религиоведческое образование».

4.6. Письмо Министерства образования Ростовской области от 13.02.2003 № 01-51-01 ЗИН «О курсах религиоведческого содержания»

4.7. Приказ МО Ростовской области от 16.06.2004 № 1343 «Об организации пилотных учреждений, реализующих программы религиоведческого образования».

4.8 Письмо Министерства образования Ростовской области от 28.09.2006  № 6823\03 «Об изучении исторических и культурных основ мировых религий»

4.9. Договор о сотрудничестве Министерства общего и профессионального  образования Ростовской области и Ростовской епархии Русской Православной Церкви от2007г.

4.10 Письмо Министерства образования Ростовской области от 15.09.2007 «Об организации конкурса им.Св.Димитрия Ростовского».

4.11. Письмо МО Ростовской области 11.09.2003 № 5426/03 «О религиоведческом, религиозном образовании в Ростовской области».

4.12. Приказ  Министерства общего и профессионального образования Ростовской области  № 1563 от 06.06.2008г. «Об организации пилотных учреждений…»

4.13 Приказ  Министерства общего и профессионального образования Ростовской области          № 2662 от 12.09.2008г.  «О духовно-нравственном развитии и воспитании подрастающего поколения».

Огромный интерес педагогов, учёных и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.

К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.

Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и художественно-изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символических образов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.

Курс «Путешествие в мир православия» построен с учётом обозначенных выше проблем современной российской действительности и призван способствовать их решению, используя возможности государственных (светских) школ обычного типа и учреждений повышенного уровня образования.

Предлагаемый курс предназначен для преподавания в государственных и муниципальных школах, лицеях и гимназиях с 2 по 3 класс.

Полный курс рассчитан на 2  года обучения по 1 часу в неделю.

Концептуальные стратегические (образовательные и общекультурные) и психолого-адаптационные задачи курса:

—        изучение православной религиозной традиции;

—        изучение истории христианства;

—        изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;

—        изучение православной этики;

—        ознакомление с православным календарём;

—        знакомство с агиографией;

—        ознакомление с особенностями церковного искусства;

—        изучение устроения православного храма;

—        ознакомление с особенностями православного богослужения;

—        ознакомление с древними религиями, включая в общих чертах славянскую мифологию;

—        ознакомление с основными видами православного богослужения;

—        формирование целостного восприятия мира;

—        воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

—        формирование культуры общения;

—        предупреждение возможных тупиков личностного развития;

—        воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;

—        выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;

—        предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;

—        воспитание патриотизма;

—        формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;

—        духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;

—        приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;

—        расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;

—        оказание помощи в успешной социализации в отечественной культуре;

—        возрождение православных основ семьи;

—        пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;

—        творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;

—        формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.

Краткая характеристика структуры программы

Программа построена по принципу постепенного усложнения учебного материала с учётом возрастных особенностей учащихся.

Условия реализации программы и основные методические рекомендации

Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:

—        учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и православный духовный опыт русского и других народов России;

—        педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;

—        педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодёжи;

—        необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);

—        необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности;

—        учитель организует уроки по традиционным моделям при соответствии типа урока его целям и задачам;

—        используются разнообразные методы и приёмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании;

—        основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя;

—        теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев.

При обучении детей по программе «Путешествие в мир православия» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:

•        приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;

•        единства образовательного и воспитательного процессов;

•        рефлексивного обучения;

•        принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.

Предпочтительные методы обучения: 1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же занятия; 2) комментированное чтение; 3) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; 4) сократическое занятие; 5) короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала; 6) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением (на этом же уроке) и творческим заданием; 7) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; 8) работа с текстами, картами, составление кроссвордов.

Знания, умения и навыки,

которыми должен овладеть школьник по окончании курса

По окончании изучения курса «Путешествие в мир православия» предполагается получение школьниками историко-культурологических и наиболее общих богословских знаний в области славянской мифологии, православного богослужения, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, овладение богословской терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией.

Учащиеся должны знать содержание некоторых глав Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета, уметь читать и понимать церковнославянские тексты, хорошо знать историю, значение и традиции православных праздников.

Оценка результатов изучения курса

Уровень и степень освоения знаний контролируются, прежде всего, в ходе занятия путём устного опроса, обсуждения темы.

   Учебными целями курса являются:

  1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к ценностям отечественной культуры;
  2. воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека, воспитание здорового образа жизни;
  3. формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с  исторически сложившимися православными культурными традициями, с жизнью выдающихся православных подвижников;
  4. знакомство с образным языком православного  изобразительного искусства и архитектуры;
  5. освоение знаний о классическом искусстве, ознакомление с выдающимися произведениями художественной культуры, отражающей православные христианские ценности;
  6. воспитание культуры восприятия духовного православного наследия через произведения литературы, изобразительного и музыкального искусства;
  7. формирование устойчивого интереса к  искусству, художественным и музыкальным традициям, опирающимся на православные эстетические идеалы в контексте достижений мировой культуры;
  8. Знакомство с богатым православным культурным наследием Донского края, готовность участвовать в межкультурном диалоге народов, населявших и населяющих Донскую землю – Ростовскую область.

Курс состоит из двух тематических блоков-модулей:

  1. «Путешествие в мир православия»-2 класс (34 часа).
  2. «Путешествие в мир православия»-3 класс (34 часа)

      При планировании учебного процесса преподаватель может сам определить оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов.

 

                СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

   2 класс   (34 часа)

        1 четверть.

1  Доброе начало — полдела откачало.

2  Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

3  Жизнь дана на добрые дела.

4  Кто на Бога уповает, тот никогда не погибает.

5  Экскурсия в храм.

6  Уговор дороже денег.

7  Жить - Богу служить.

8  Тому тяжело, кто помнит зло.

        2 четверть.

9  Как аукнется, так и откликнется.

10  Ангел помогает, а бес подстрекает.

11  Повинную голову меч не сечет.

12  Чему научишься в молодости, то знаешь и в старости.

13  Не в силе Бог, но в правде.

14  Лучше без одежды, чем без надежды.

15  Рождество Христово - Ангел прилетел.

        3 четверть.

16  Рождественский праздник.

17  Не имя красит человека, а человек - имя.

18  Сам себе на радость никто не живет.

19  Ни дров, ни лучины, а живет без кручины.

20  Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.

21 Новую одежду кроят - к старой примеряют.

22  Не надобен и клад, коли у мужа с женой лад.

23  Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

24  Не все коту масленица, настал и Великий пост.

25  Совесть не повесть - в архив не сдашь.

26  Слово - серебро, а молчание - золото.

        

4 четверть.

27  Я - последняя буква в алфавите.

28  Живи смирнее - будешь всем милее.

29  Господь терпел и нам велел.

30 Пасха красная.

31  Праздник святых жен-мироносиц.

32  Кто Богу угоден, тот людям приятен.

33  Экскурсия в городской музей.

34  Экскурсия в храм.

        3 класс ( 34 часа)

1-4   Моя семья. Родной очаг (имя ,семья ,род ,дом)  4ч

5-7   Мой род. Родной очаг ( деревня, город).

         Родные просторы (нива   и поле)                         3ч

8-11  Родной очаг. Родные просторы (лес, река)         4ч

12-15 Путь- дорога. Родные просторы ( море-океан ,путь-дорога) 4ч

16-17 С любовью к родным просторам. Труд земной (сев и жатва) 2ч

18-21 Труд- дело чести. Труд земной (братья меньшие,  мастера-плотники,  

          кузнецы-умельцы)                        4ч

22-24 Труд души.

                Труд земной (кузнецы-умельцы, ярмарка ,слово, сказка)  3ч                

25-29 Истоки Великой Победы .Труд души (песня ,праздник,)5ч

30-34 Храм. Труд души (книга ,икона ) 5ч

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Азбука христианства: словарь-справочник. / Сост. Удовенко А. — М.: Наука, 1997.
  2. Архимандрит Никифор. Иллюстрированная полная популярная Библейская энциклопедия. — М., 1990.
  3. Архимандрит Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах Церкви: В 3 т. — Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1996.
  4. Батчелор Мэри. Открывая Библию. Пер. с англ. — Российское Библейское общество, 1998.
  5. Бахметева А. И. История Церкви для детей. — Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994.
  6. Библейские места в Иерусалиме. — М.: Вече, 2001.
  7. Библейская энциклопедия: Путеводитель по Библии. Пер. с англ. — Российское Библейское общество, 1995.
  8. Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. — М., 1994.
  9. Василиадис Н. Библия и археология. – Афины – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003.
  10. Евсеева Л., Комашко Н., Красилин М. и др. История иконописи. — М.: АРТ-БМБ, 2002.
  11. Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 2-3 класса «Истоки» 2010
  12. Отцы и учители церкви III века. Антология. — М., 1996.
  13. Панькова И.И.Русь Святая в пословицах и поговорках-Ростов-наДону,2008
  14. Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста: В 12 т. — М., 1991.
  15. Полный православный богословский энциклопедический словарь. — М., 1992.
  16. По Святой Земле. В помощь паломникам. — М.: Международный православно-просветительский центр при Московской Патриархии, 2004.
  17. По следам Христа. — Израиль.
  18. Свенцицкая И. Первые христиане и Римская империя. — М.: Вече, 2003.
  19. Святая Земля: исторический путеводитель. — М.: Третье тысячелетие, 2000.
  20. Тальберг Н. История христианской церкви. — М., 1991.
  21. Творения древних отцов-подвижников. — Мартис, 1997.
  22. Творение иже во святых отца нашего Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры». — М. — Ростов-на-Дону, 1992.
  23. Толковая Библия. — Стокгольм, 1988.
  24. Цаферис Василиос. Путеводитель православного христианства по местам паломничества Святой Земли. — Израиль.
  25. Яковлев А. И. Лекции по истории Христианской Церкви. — М.: Восточный университет, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...