Проект «Искусство и компьютерные технологии»
проект на тему


   Мы представляем проект, который был реализован в Ивантеевской школе искусств в этом учебном году и получил название «Искусство и компьютерные технологии». Проект имеет учебно-творческую направленность, поскольку основным видом деятельности было выполнение заданий по сочинению мелодий и подбору аккомпанемента в рамках предмета «сольфеджио». 

 

Презентация к проекту

Использована музыка:

1.Колыбельная

2. Кукушкин вальс

3. Летняя поляна

4. Озорница

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Кудряшова Елена Николаевна, Сечина Марина Александровна

Саратовская область

С.Ивантеевка

МОУДОД «Детская школа искусств»

Тема: «Использование компьютерных технологий в ДШИ»

Основной вопрос: «Нужен ли компьютер в школе искусств»

Проблемный вопрос:

 «В раскрытии каких тем сольфеджио компьютер может помочь учителю и ученику?»

«Какие компьютерные программы могут помочь в выполнении заданий по сольфеджио?»

Дидактические цели:

- формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности

- развитие навыков аналитического мышления в работе с большим объемом информации

- развитие коммуникативных навыков внутри рабочей группы

Методические задачи:

- развитие творческих навыков на уроках сольфеджио

- расширение представлений об основных приемах сочинения мелодии и ее гармонизации

- знакомство с программой Sibelius; использование приобретенных навыков при оформлении творческих работ

- закрепление навыков работы в Power Point для представления результатов своих исследований

Творческое название проекта:

«Искусство и компьютерные технологии»

Самостоятельные исследования учащихся по группам:

Компьютерщики – компьютерные программы для печатания нотного текста и создания презентаций;

Композиторы – сочинение песен, сравнение и анализ творческих работ, отбор для создания сборника;

Художники – создание иллюстраций к песням, критическая оценка соответствия сочиненных песен и иллюстраций.

Предметная область: сольфеджио

Возраст учащихся: 4 – 7 классы

Оформление результатов проекта: презентация (итоговая)

Компьютерщики – информационный бюллетень

Композиторы – презентация

Художники – фотоальбом

Краткая аннотация проекта:

Мы представляем проект, который был реализован в Ивантеевской школе искусств в этом учебном году и получил название «Искусство и компьютерные технологии». Проект имеет учебно-творческую направленность, поскольку основным видом деятельности было выполнение заданий по сочинению мелодий и подбору аккомпанемента в рамках предмета «сольфеджио».

Слайд 2

В процессе обсуждения плана мероприятий, появилась идея создать сборник творческих работ учащихся, который будет содержать иллюстрации к сочинениям детей.

Были сформулированы цель и задачи проекта.

Слайд 3

Итак, цель нашего проекта: выяснить, какие виды современных компьютерных технологий возможно использовать в учебном процессе детской школы искусств.

Задачи:

  1. создание мотивации к обучению
  2. стимулирование познавательной деятельности учащихся
  3. развитие коммуникативных навыков
  4. создание условий для творческой самореализации детей

Для воплощения идеи проекта (создание сборника) были привлечены преподаватели и ученики отделения  изобразительного искусства. Для реализации проекта была выбрана форма презентации с концертом, в котором его участники представляли результаты своей деятельности. Сочиненные песни разучивали учащиеся отделения хорового пения. Никаких ограничений по возрасту сделано не было, поэтому активно выполняли задания учащиеся с 3 по 7 класс.

Слайд 4

Для работы над проектом было создано несколько групп по интересам: «Композиторы», «Компьютерщики», «Художники», «Исполнители (вокалисты, пианисты)».

Слайд 5

Группа «Композиторы».

Сочинением «композиторы» занимались в рамках учебного процесса, по программе курса «Сольфеджио». В данный курс включены элементы музыкального творчества, такие как: подбор на инструменте выученных песен и мелодий; сочинение мелодии на ограниченное количество звуков; запись мелодий, подобранных на фортепиано; запись выученных мелодий; сочинение попевок на заданный аккомпанемент и т.п.

Слайд 6

Чтобы определиться с идеей и замыслом будущего сочинения - на уроках отводилось время для обсуждения  просмотренных фильмов, выставок, прослушанной музыки или прочитанного литературного произведения. Выбранный сюжет предлагалось охарактеризовать соответствующим настроением и выразительными средствами: ладом, динамикой, темпом, ритмом,  музыкальной формой.

Если будущее произведение - это песня на готовый текст, то после чтения стихотворения, обращалось  внимание на ясность и простоту рифмы, на совпадение ритмики во всех строфах по количеству шагов-долей и по ударениям, находилась  смысловая кульминация.

Слайд 7

В случае написания мелодии с определенными национальными чертами (например, восточный колорит), так же определялся  стиль, особенности ритмики и ладового наклонения.

Слайд 8 («Колыбельная»)

Учащиеся старших классов пробовали свои силы в написании танцевальной музыки, с соблюдением жанровых особенностей вальса, польки, менуэта и др.

Творческие задания для учащихся 5 класса включали в себя досочинение нижнего голоса к предлагаемой мелодии, аккомпанемента к известной пьесе, сочинение мелодии на готовый аккомпанемент или заданный ритм и т.д.

Слайд 9 («Кукушкин вальс», полька «Озорница»)

После того, как каждый ученик выбрал желаемое направление, отводилось время на домашнюю самостоятельную работу. Результат этой работы прослушивался  и обсуждался на общих и индивидуальных занятиях. Учащиеся группы предлагали свои варианты развития мелодия, выбирали из них оптимальный. После завершения работы материалы были переданы группе «компьютерщиков» для набора текста.

Слайд 10

Группа «Компьютерщики».

 Принять участие в работе этой группы пожелали учащиеся, которые имели навыки владения компьютером. Перед нами стаяла задача выбора программы для набора нотного текста.

Слайд 11

Никто из ребят не был знаком с такими программами, следовательно,  их нужно было не только найти, изучить, но и освоить. Свой выбор «компьютерщики» остановили на программе Sibelius, по нашему мнению,  наиболее понятной и удобной. Но, все-таки была одна сложность.

Слайд 12

Она состояла в том, что набирать предстояло нотный текст разного формата: для вокальной и инструментальной музыки. В процессе работы участники группы не только получали новые знания, но и помогали друг другу справляться с возникающими трудностями.

Слайд 13

Кроме работы с программой Sibelius, нам предстояло оформить отчет о результатах деятельности группы «Композиторов» в форме презентации и группы «Художников» в виде фотоальбома. Этот вид деятельности не вызвал никаких затруднений, поскольку программа PowerPoint для создания презентаций знакома нам по выполнению заданий для общеобразовательной школы, а создавать текстовые документы умеют даже начинающие пользователи компьютера.

Слайд 14

Группа «Художники».

Работа в группе «Художники» проходила параллельно с работой группы «Компьютерщиков». Сочинения ребят из группы «композиторов», были исполнены для юных художников, согласившихся принять участие в проекте.

Слайд 15

 Учащиеся отделения изобразительного искусства, прослушав пьесы и песни, выбрали понравившиеся музыкальные миниатюры для иллюстрирования. При этом, ученики объясняли свой выбор, рассказывая, что им особенно понравилось в музыке. За время создания своих работ художники и музыканты неоднократно встречались для того, чтобы уточнить некоторые детали сюжетов своих музыкальных и изобразительных «картин». После того как работа над иллюстрациями была завершена, преподаватели отделения организовали просмотр и обсуждение результатов. Во время просмотра была проведена музыкально-художественная викторина. Она заключалась в том, чтобы  приглашенные дети, не участвовавшие в проекте, во время слушания сочинений «композиторов» выбрали соответствующий рисунок. После этого стало ясно, какие иллюстрации наиболее точно передающие характер и содержание музыкальных миниатюр. Утвержденные для будущего сборника иллюстрации были отсканированы и сданы в «редакционный отдел».

Слайды 16,17

Группа «Исполнители (вокалисты, пианисты)».

Слайды 18,19

Одновременно с художниками к работе подключились «Исполнители». Им также было предоставлено право самостоятельного выбора сочинений для разучивания. Несколько пианистов из числа «композиторов» пожелали самостоятельно исполнить свои сочинения. Когда «композиторы» слушали свои сочинения в исполнении других детей, то в некоторых случаях у них появлялось желание внести изменения в мелодию или аккорды сопровождения, добавить какой-либо штрих или динамику. Это показало   заинтересованность учащихся  в результатах своей работы, их творческую активности.

На одном из классных собраний участники группы «Исполнители» выступили с концертом. Первыми слушателями были все участники проекта. Аккомпанировали солистам, исполняющим сочиненные песни, учащиеся-пианисты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Окончание работы над проектом включало в себя два этапа: оформление отчетов работы групп и подготовка защиты проекта. Каждая группа выбрала для себя определенную форму отчета: «Композиторы» и «Исполнители» -  презентацию,  «компьютерщики» - информационный бюллетень, «художники» - фотоальбом.

Слайды 20, 21

В период реализации проекта систематически велась фото-  и видеосъемка, фиксировавшая деятельность учащихся на разных этапах (в том числе и рабочие моменты). Фотографии и видеоролики помогли нам подготовить  отчетные материалы, сделать их информационно насыщенными и интересными.

Защита проекта состояла из двух частей – презентации и концерта. Творческая инициатива учащихся проявилась и в подходе к подготовке концерта. Было решено сочинить историю, музыкальными иллюстрациями к которой станут пьесы и песни, вошедшие в сборник. Защита проекта проходила в актовом зале. В числе приглашенных  присутствовали учащиеся и преподаватели различных отделений, родители, представители администрации школы. «Финальным аккордом» стало представление сборника творческих работ учащихся школы, страницы которого вы видите на экране.

Слайды 22 – 25

Слайд 26 («Летняя поляна»)

В заключении было проведено итоговое тестирование, позволившее проконтролировать качество усвоения знаний через исследовательскую форму работы.

Результатом проведения этого мероприятия стала уверенность учащихся в том, что компьютерные технологии могут активно использоваться в учебном процессе школы искусств. Таким образом, был получен ответ на основополагающий вопрос проекта.

Слайд 27

Анализ различных этапов работы над реализацией проекта позволяет сделать вывод, что этот вид деятельности стимулирует познавательную деятельность учащихся, создает дополнительную мотивацию к обучению, развивает коммуникативные навыки учащихся, способность к критическому анализу достигнутых результатов, а также способен создать творческую атмосферу и сплоченность коллектива нашей школы.

Этапы и стоки проведения:

Выбор темы проекта – 1час

Выбор творческого названия – 1 неделя

Формирование групп – 1 неделя

Обсуждение плана работы в группах – 3 часа

Творческая работа «композиторов» - 1 четверть

Освоение компьютерной программы – 4 часа

Подготовка иллюстраций художниками – 1 полугодие

создание презентации «композиторами» - 2 часа

Оформление фотоальбома «художниками» - 1 час

Подготовка информационного бюллетеня «компьютерщиками» - 2 часа

Защита полученных результатов

Представление итогового продукта: сборник песен

Программно-техническое обеспечение:

Компьютеры

Видеокамера

Фотокамера

Доступ к Интернету

Принтер

Сканер

Проекционная система


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Применение информационных компьютерных технологий на уроках биологии.

В данном проекте рассматривается массовое внедрение в школы цифровых образовательных ресурсов с использованием их на уроках биологии в разных формах ( фильмы, презентации, кроссворды и т.д.)...

Использование новых педагогических технологий на уроках изобразительного искусства "Компьютерные технологии".

В работе представлены компьютерные технологии, применяемые на уроках изобразительного искусства, указываются положительные моменты использования ИКТ, приемуществом которых является гибкость....

Современные образовательные технологии в проекте «Искусство через IT технологии»

В работе рассмотрены основные требования к работе фотографа...

Проект: «Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДО»

Цель проекта: Формирование и развитие у детей полноценной речевой деятельности в результате оптимизации коррекционного процесса средствами ИКТ....