Главные вкладки

    Методическая разработка открытого урока "Фортепианные упражнения как средство формирования и развития техники учащегося"
    методическая разработка по теме

    Тер-Аванесова Ирина Константиновна

    Методическая разработка открытого урока содержит дополнительный материал для технического развития учащихся в классе  специального фортепиано и направлена на развитие у учащихся навыков самостоятельного контроля, оценки и коррекции учебной деятельности,  активное включение технического арсенала фортепианных упражнений в повседневную работу учащихся на уроках и  в период самоподготовки, приобретение различных пианистических навыков, развитие внимания и активноо слухового контроля. В разработке есть краткие вводная и заключительная части, представлен практический раздел работы на уроке с учениками первого и четвертого классов и список используемой литературы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razrabotka_otkrytogo_uroka.doc60.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Белгородская область

    Белгородский район

    Муниципальное образовательное учреждение

    дополнительного образования детей

    Северная детская школа искусств

    МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА

    ОТКРЫТОГО УРОКА

    Фортепианные упражнения как средство

    формирования и развития техники учащегося

                                       

     Тер – Аванесова Ирина Константиновна

    преподаватель по классу специального фортепиано

         

    2013 год  п. Северный

    Тема урока:

    «Фортепианные упражнения как средство    формирования и                 развития техники учащихся»

    Цели урока:

    - развитие у обучающихся навыков самостоятельного контроля,  оценки и  коррекции учебной деятельности;

    - формирование системного подхода в работе над упражнениями.

    Задачи урока:

    - приобретение и закрепление различных пианистических навыков;

    - развитие внимания и активного слухового контроля.

    План урока:

    1.Введение в историю и практическое значение темы.  

    2.Организационный момент:

      - психологическая настройка;

      - подготовительные упражнения

    3. Работа  над практической частью с ученицей 1 класса:

      - звукоизвлечение;

      - скороговорки;

      - боковые движения;

      - пятипальцевая позиция;

      - подкладывание 1-го пальца

      - исполнение инструктивных этюдов

      4. Работа над практической частью с ученицей 4 класса:    

      - упражнения Ш. Ганона;

      - упражнения И. Штепановой – Курцовой

      - исполнение инструктивных этюдов

      5. Заключение.

     

    Введение

                                                      «В помощь технике  следует привлекать «дух».

                                                       Одухотворенные пальцы способны  творить  

                                                        чудеса».                                                                      

                                          «Следите за походкой рук. Не позволяйте

                                                        им идти «вразвалку».

    Н. Перельман

         Роль технических упражнений в обучении пианиста на разных этапах развития фортепианного исполнительства была неодинаковой. В XVIII веке она была еще незначительной, поскольку фортепианная механика была еще несовершенной, а потому технические возможности исполнителя были весьма ограниченны. В XIX веке с расцветом исполнительского искусства и культом виртуозности возросло количество инструктивной литературы, и, прежде всего, упражнений. Наиболее интенсивное развитие жанра фортепианного упражнения приходится на XIX и начало XX веков. Однако значительные сборники упражнений и школы, опубликованные в первой половине XX века (Сафонов, Бузони, Корто и др.), уже не были так, как раньше, востребованы новыми поколениями пианистов. Основной идеей технической работы стало единство техники и музыкальной выразительности, и работа непосредственно над самим художественным произведением стала основным средством технического совершенствования (Г. Г. Нейгауз). Технические упражнения заменили простейшие подготовительные упражнения начального периода обучения, технические формулы в виде гамм, аккордов и арпеджио, и виртуозные этюды и пьесы.

         Растущие требования к развитию виртуозности предполагают обращение к более интенсивным методам работы над техникой, как новым и неопробованным, так и частичное возвращение к старым и полузабытым. Именно таким старым, проверенным практикой, но сегодня недостаточно используемым и по существу полузабытым методом и является работа над фортепианными упражнениями.

         Обосновывая необходимость использовать специальные технические упражнения для воспитания техники, Я. И. Мильштейн приводит следующие доводы в пользу применения упражнений: «то, что не нужно для одних (чаще всего высокоодаренных в техническом отношении) пианистов, может оказаться полезным для других»; это «великолепный материал для “разыгрывания” рук»; «некоторые технические навыки удобнее и легче развивать на специально предназначенных для этой цели упражнениях, чем на концертных пьесах»;

         Под фортепианным упражнением понимается краткая музыкальная композиция дидактической направленности, имеющая своей целью выработку или закрепление определенного пианистического навыка; такая дидактическая композиция, как правило, бывает лишена целостности; при повторениях исполняется либо от одного и того же звука с небольшими перерывами, либо подряд в виде секвенции от разных ступеней лада или в разных тональностях; иногда она может быть связана одновременно с несколькими исполнительскими задачами.

         Все фортепианные упражнения условно могут быть разделены на три части: (1) упражнения, являющиеся частью фортепианной школы, в которой обычно затрагиваются и иные задачи обучения; (2) технические упражнения, объединенные в самостоятельные сборники, не связанные с иными задачами обучения; (3) упражнения, не объединенные автором в сборник, поскольку создание их носило «случайный» характер (упражнения в эскизных тетрадях Бетховена, вспомогательные упражнения к изучению этюдов у Шумана и др.).

         В работе с учащимися детских музыкальных школ и школ искусств в классе специального фортепиано могут быть использованы практически все виды вышеприведенных упражнений для разных возрастных категорий детей.

            Практическая работа с ученицей первого класса.

            Психологическую настройку и подготовку к организации правильных игровых движений начинающих  удобно начинать с упражнений  А. Шмидт – Шкловской.

    Гимнастика: 

    Упражнения  А. Шмидт – Шкловской  №№ 3, 4, 5, 13,14

     1. №3 Поворот вытянутых вперед рук  ладонями вверх – ребром – ладонями      вниз. При поворотах хорошо ощущается работа мышц плечевой кости.

     2. № 4 Активная супинация и пронация. Движения имитируют ввинчивание и вывинчивание лампочки, запирание и отпирание двери ключом.

    3. № 5 Супинация и пронация свободно опущенных рук. Такие движения, особенно супинационный поворот, хорошо освобождают руки.

    4. № 13 Круговые движения 1-го пальца. Следите, чтобы палец работал легко, без натяжения, а мышцы между основаниями 1-го -2-го пальцев оставались мягкими. Палец в суставе не сгибать и не напрягать кисть.

    5. № 14  Упражнение для ощущения подвижности первого пальца:

    а) «катаем» воображаемые  шарики 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами;

    б)  слегка прижимаем подушечки 2-5 пальцев к первому, как бы ощупывая их.

         После психологической настройки и двигательной подготовки переходим к упражнениям с непосредственным звукоизвлечением.

         Звукоизвлечение:

    Упражнения  А. Шмидт – Шкловской №№ 2, 4, 6, 7

    1.  № 2  Подвижное легкое staccato исполняется упругой легкой рукой, как бы «посыпая», близко к клавиатуре. Кисть и предплечье составляют единое целое. Играть секвенциями по полутонам.

     2.  № 4 «Веселая дуга». Дуговые скачки на октаву вверх и вниз. Играть каждым пальцем по очереди, каждой рукой отдельно. Рука легкая, упругая как мяч.

     3.  № 6 Дуговые движения из «руки в руку» по всей клавиатуре всеми пальцами по очереди, чередуя руки на черных и белых клавишах, как бы вкладывая ладонь в клавиатуру. Руки работают как весы.

     4.  № 7 Круговые движения руки. Играть  каждым пальцем по очереди на 1 и 2 октавы на круговом движении всей руки. На скачок вверх – движение от себя веерообразным раскрытием всех пальцев. Обратное движение – к себе; все пальцы при этом собираются, приходя в исходное положение. Выполнять упражнение плавно и непрерывно, без толчков. Движения сначала мелкие; с увеличением интервалов круги увеличиваются.    

     5. «Танец кузнечика». Поступенное движение  по белым клавишам в среднем регистре квинтами вверх и вниз: чередование квинт на staccato и tenuto.

     6. «Танец мишки». Поступенное движение по белым клавишам в низком регистре квинтами вверх и вниз: повторяющаяся квинта staccato, следующая -  tenuto.

     7. «Трезвучия».  Перенос мажорного или минорного трезвучия через октаву с прямой педалью каждой рукой отдельно. Можно варьировать упражнение с чередованием рук и   с исполнением двумя руками.  

     

         В качестве разгрузочной паузы и для смены видов деятельности  на уроке с начинающими полезно применять скороговорки. При прорабатывании скороговорок выделяем два направления. Прежде всего, уделяем особое внимание четкости произношения каждого слова, что призвано способствовать формированию у ученика контроля над ясностью артикуляции. Кроме того, необходимо добиваться выразительного, интонационно устремленного произношения всей фразы и её частей. Для этого можно предложить ученику самостоятельно разделить фразу скороговорки на смысловые части, найти в каждой части главную смысловую точку и произнести фразу с верной интонационной выразительностью. Такая работа закладывает фундамент грамотной фразировки, осмысления построения музыкальной мысли и умения ученика самостоятельно расставить смысловые акценты при исполнении музыкального произведения в целом.

    Скороговорки:

    1. Заумного зайку //зовут Зазнайка.

    2. Мороз мост мостил, //мостил, не вымостил.
    3. У киски в миске//сливки скисли.
    4. Во мраке раки //шумят в драке.

    5. На окошке крошку мошку//ловко лапой ловит кошка.

    6. Вы малину мыли ли?//Мыли, но не мылили!

    7. Зимним утром от мороза //на заре звенят березы.

    8. Идут бобры в сыры боры,//бобры добры, бобры бодры.

    Боковые движения:

    1. Восходящее и нисходящее движение по терциям:

    одной парой пальцев (1-3) и тремя парами пальцев (1-3; 2-4; 3-5).

       Применение и закрепление навыка:  К. Черни – Г. Гермер Этюды № 5,6

    2. Восходящее и нисходящее движение  по три ноты в Ре мажоре

      Гаммобразные движения:   

     1. Ш. Ганон упражнение  «Лесенка» - исполнение с  подтекстовкой:

                 Скок, сорока, скок, сорока, слепа с ока, крива с бока

     Применение и закрепление навыка: К.  Черни – Г. Гермер Этюды №1,2


     2.  Гаммовые  позиции– 1-3,1-4 –терция и кварта.

     Применение и закрепление навыка:  В. Моцарт «Волынка»

         Практическая работа с обучающейся четвертого класса.

    1. Ш. Ганон, пять вариантов упражнения «Танкист» -  

        проработка по элементам;

    2. И. Штепанова–Курцова -  вариативные упражнения.

        Удвоение, триоли, трели:

        а) от ноты

        б) в  гаммообразном движении

        в) в  арпеджированном движении

    3. Форшлаговые варианты проработки.

    4. Серия № 1 упр. № 1 с метрономом –legato espressivo.

    5. Упражнение на развитие навыка исполнения полиритма – два на три  разным туше со сменой группировки между руками в тональности До мажор.

          Применение и закрепление навыков: К. Черни – Г. Гермер Этюд ч. 1 № 29

    Заключение.

               Работа над фортепианными упражнениями позволяет не только эффективно вырабатывать обобщенные технические навыки, но также способствует пониманию и овладению оптимальными методами работы над пьесами. Исследование разнообразных сборников упражнений и фортепианных школ, созданных за весь период существования фортепианного искусства, показывает, что фортепианные упражнения как система обучения являются очень эффективным методом формирования исполнительских навыков и умений. Поэтому чрезвычайно важно обратить внимание современных пианистов и педагогов на возможность оптимизации технической работы с применением системы специальных фортепианных упражнений, а также повышения надежности выработанных навыков и умений.

    К старому нужно уметь возвращаться вновь.

    Литература

         1. Гальперин П. Я. Формирование знаний и умений на основе теории

             поэтапного усвоения умственных действий. – М., 1968

     2. Йозефи Р.  Школа виртуозной фортепианной игры. – М., 1962

     3. Коган Г. М. Работа пианиста. – М., 1979

     4.  Коган Г. У врат мастерства. – М., 1961;

     5.  Корто А. Рациональные принципы  фортепианной техники. – М., 1966  

    6. Куликова Е. Психологические особенности формирования навыков

          и умения у пианиста, Томск, «Вестник ТГУ», 2009

    7. Куликова Е.Фортепианное упражнение как жанр и метод работы,

    СПб, 2009

         8. Николаев А. А. Работа над этюдами и упражнениями М,1955  

         9. Николаев А. А. Очерки по истории фортепианной педагогики и

             теории пианизма. – М., 1980

         10. Савшинский С. И. Работа пианиста над техникой. – Л., 1968

         11. Таузиг К. Ежедневные упражнения для фортепиано. – М., 1962

         12.Терентьева Н. А. Зарубежные и инструктивные этюды и    

              упражнения первой половины XIX века для фортепиано, Л., 1974      

         13.  Шмидт – Шкловская  А. О воспитании пианистических навыков

         14. Штепанова – Курцова И. Фортепианная техника, Киев, МУ, 1986

         15. Щапов А. П. Опыт анализа фортепианной техники в ее

               зависимости  от механических факторов. – М., 1931

          16.  Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство. – М., 1969

          17. Фортепиано через личностное творчество, Белгород, 1998


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Спартанский полис" для учащихся 5 классов.

     Урок по типу комбинированный, в форме беседы, с использованием технологии дифференцированного обучения....

    «Проектная деятельность как средство формирования и развития компетентностей учащихся на уроках истории и обществознания".

    Материал раскрывает возможности проектной технологии в процессе формирования и развития социальных компетентностей подростка....

    Методическая разработка "Использование социальных сетей как средства формирования общей культуры и их влияние на здоровье учащихся"

    Данная методическая разработка представляет собой презентацию по теме "Использование социальных сетей как средства  формирования общей культуры и их влияние на здоровье учащихся", поднимает пробл...

    Методическая разработка открытого занятия «Музыкально-ритмические упражнения как средство развития физических данных и творческих возможностей детей»

    Методическая разработка открытого занятия. Тема «Музыкально-ритмические упражнения как средство развития физических данных и творческих возможностей детей» (ритмопластика). Форма занятия к...

    Методическая разработка по теме «Создание условий для формирования и развития коммуникативных качеств»

    Методическая разработка  по теме«Создание условий для формирования и развития коммуникативных качеств»...