Методическая разработка по теме «Создание условий для формирования и развития коммуникативных качеств»
методическая разработка по технологии на тему

Методическая разработка  по теме

«Создание условий для формирования и развития коммуникативных качеств»

                                                                                 Автор: Емельянцева Ирина Борисовна, учитель технологии

МБОУ  ООШ №1 г.Слюдянка

 

 

Речь-удивительно сильное средство,

но нужно много ума, чтобы пользоваться им.

Георг Гегель

 

 

Создание условий для формирования и развития коммуникативных качеств-важнейшая задача современной системы образования. Решить эту задачу можно, только получив возможность создавать в среде обитания ребёнка ситуаций, требующих от детей самостоятельного, осознанного выбора вида действия и уровня деятельности, ценностей и целей, мотивов и способов поведения, круга общения, требующих творческого проявления как групповых, так и индивидуальных коммуникативных навыков.

Компетенция – совокупная характеристика знаний, умений и навыков, формируемых в процессе обучения, проявляемых как способность и готовность личности к самостоятельности выборочным и проектировочным действиям при решении различных поведенческих и действенно-практических задач.

Формирование данной компетенции является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет свои профессиональные и личные планы. Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности человека, и к успешной жизни в целом.

Работая с детьми, мы можем отметить и рост познавательных интересов, и качество обучения детей, но в то же время следует заметить, что учащиеся не всегда могут ясно и точно выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для их развития. Многие дети испытывают проблемы и страхи.

 

 

Коммуникативные  умения

Сделать это мне……

Тяжело

Легко

Говорить перед классом, группой

 

 

Сделать сообщение на основе опорного конспекта или ключевых слов

 

 

Отвечать у доски

 

 

Не обращаться к учителю за разъяснением и уточнением

 

 

Сообща работать в группе

 

 

Излагать материал последовательно и не потерять нить рассуждений

 

 

 

Сегодня результатом образования – должно быть воспитание и развитие свободной, образованной, творческой личности, способной жить в современном мире, готовой к саморазвитию как в своих собственных, так и в интересах общества.

Для развития коммуникативной компетенции необходимо:

ü Определить её понятие и структуру, а также определить содержание на разных возрастных этапах;

ü Применять системный подход, обеспечить взаимодействие различных субъектов;

ü В целях достижения полноценного результата выбрать методы, направления, технологии и техники развития компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает владение всеми видами речевого поведения; включает систему коммуникативных умений, среди которых главными являются умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам, ситуациям.

Коммуникативная компетенция – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными  социальными ролями и многое другое. 

Коммуникативная компетентность – это целостная система, совокупность четырех групп характеристик.

В структуре выделяются следующие компоненты:

·        Когнитивный – образует знания о стороне общения, о личностных качествах, способствующих общению, об эмоциях и чувствах, сопровождающих его. Дети учатся общению, наблюдая за поведением  близких ему людей, подражая их примеру, что происходит неосознанно.

·        Личностный компонент образует особенности личности, вступающей в общение, которое естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации.

База коммуникативных отношений

Негативная сторона

Уверенность в себе, оптимизм, доброжелательность, уважение к людям, справедливость, честность, эмоциональная стабильность.

Застенчивость, отчуждённость,  эгоистичность, заносчивость, тревожность, агрессивность, конфликтность.

У детей эти качества заложены, но возможны изменения.

·        Эмоциональный компонент – создание и поддержание позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляция, умения не только реагировать на изменения состояния партнёра, но и предвосхищать его. Это важно, именно эмоциональный фон создаёт ощущение психологически приятного или неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения.

·        Поведенческий компонент – образует коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетенции. Коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное поведение.

Указанные компоненты предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждой в остальных.

Это означает:

o   Содержание отдельного компонента «раскрывается» через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них;

o   Все компоненты должны быть включены в работу;

o   Более эффективным считается занятие, обеспечивающее развитие ребёнка по всем или многим обозначенным направлениям

Возможности, способствующие развитию коммуникативной компетенции огромны.

Главные условия:

 

1Компетентность учителя

2 Урок, занятие

3Учитель-учебник

Речь учителя, формы и методы, способствующие развитию ребёнка.

Учить общаться можем на своих уроках или занятиях.

Формы общения:

Монолог

Диалог

1.рассказывать, пересказывать, отвечать на вопросы, задавать вопросы

2.выступать с готовой заранее речью или неподготовленной речью

3. делать сообщения

4.высказывать своё мнение, защищать и доказывать его, опровергая чужое.

1.все формы учебного диалога (беседа учителя и ученика, беседа в парах, в группах)

2.дискуссии, споры

3.ролевые и деловые игры

4.учебные исследования и учебные проекты

5.выступления в качестве ведущего.

 

Умение слышать и слушать.

 

Этапы коммуникативной компетенции учащихся:

1этап:

 

2 этап

3 этап

- ответ на вопрос (исчерпывающий ответ);

- задавать вопросы, следя за темой;

- делать сообщения.

- простота и чёткость высказывания;

- отработка умения, сделать своё высказывание понятным каждому;

- умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание;

- вступать в контакт с другими.

- умение вести беседу в паре, в группе;

- умение вести конструктивный  диалог;

- умение участвовать в дискуссии;

- участвовать в конференциях, играх.

 

Следует сказать, что мир вокруг современных детей настолько подвижен, мобилен, интерактивен, что иногда традиционные формы урока становятся настоящим барьером между учителем и учеником. И только воспитательные мероприятия помогают успешно решать задачи современного образования, способствуют формированию духовно богатой, всесторонне развитой личности.  

Формирование коммуникативной компетенции – непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности ученика и учителя. Быть компетентным означает – умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт.

 

Литература:

1.Баранова С.П. Педагогика - М., 2006.

2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 3.Волегжанина И.С. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции Омск: 2010.

4 Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога. М., 2007.
5  Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=790035
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sozdanie_usloviy.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка  по теме

«Создание условий для формирования и развития коммуникативных качеств»

        Автор: Емельянцева Ирина Борисовна, учитель технологии

МБОУ  ООШ №1 г.Слюдянка

Речь-удивительно сильное средство,

но нужно много ума, чтобы пользоваться им.

Георг Гегель

Создание условий для формирования и развития коммуникативных качеств-важнейшая задача современной системы образования. Решить эту задачу можно, только получив возможность создавать в среде обитания ребёнка ситуаций, требующих от детей самостоятельного, осознанного выбора вида действия и уровня деятельности, ценностей и целей, мотивов и способов поведения, круга общения, требующих творческого проявления как групповых, так и индивидуальных коммуникативных навыков.

Компетенция – совокупная характеристика знаний, умений и навыков, формируемых в процессе обучения, проявляемых как способность и готовность личности к самостоятельности выборочным и проектировочным действиям при решении различных поведенческих и действенно-практических задач.

Формирование данной компетенции является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет свои профессиональные и личные планы. Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности человека, и к успешной жизни в целом.

Работая с детьми, мы можем отметить и рост познавательных интересов, и качество обучения детей, но в то же время следует заметить, что учащиеся не всегда могут ясно и точно выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для их развития. Многие дети испытывают проблемы и страхи.

Коммуникативные  умения

Сделать это мне……

Тяжело

Легко

Говорить перед классом, группой

Сделать сообщение на основе опорного конспекта или ключевых слов

Отвечать у доски

Не обращаться к учителю за разъяснением и уточнением

Сообща работать в группе

Излагать материал последовательно и не потерять нить рассуждений

Сегодня результатом образования – должно быть воспитание и развитие свободной, образованной, творческой личности, способной жить в современном мире, готовой к саморазвитию как в своих собственных, так и в интересах общества.

Для развития коммуникативной компетенции необходимо:

  • Определить её понятие и структуру, а также определить содержание на разных возрастных этапах;
  • Применять системный подход, обеспечить взаимодействие различных субъектов;
  • В целях достижения полноценного результата выбрать методы, направления, технологии и техники развития компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает владение всеми видами речевого поведения; включает систему коммуникативных умений, среди которых главными являются умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам, ситуациям.

Коммуникативная компетенция – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными  социальными ролями и многое другое.  

Коммуникативная компетентность – это целостная система, совокупность четырех групп характеристик.

В структуре выделяются следующие компоненты:

  • Когнитивный – образует знания о стороне общения, о личностных качествах, способствующих общению, об эмоциях и чувствах, сопровождающих его. Дети учатся общению, наблюдая за поведением  близких ему людей, подражая их примеру, что происходит неосознанно.
  • Личностный компонент образует особенности личности, вступающей в общение, которое естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации.

База коммуникативных отношений

Негативная сторона

Уверенность в себе, оптимизм, доброжелательность, уважение к людям, справедливость, честность, эмоциональная стабильность.

Застенчивость, отчуждённость,  эгоистичность, заносчивость, тревожность, агрессивность, конфликтность.

У детей эти качества заложены, но возможны изменения.

  • Эмоциональный компонент – создание и поддержание позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляция, умения не только реагировать на изменения состояния партнёра, но и предвосхищать его. Это важно, именно эмоциональный фон создаёт ощущение психологически приятного или неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения.
  • Поведенческий компонент – образует коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетенции. Коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное поведение.

Указанные компоненты предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждой в остальных.

Это означает:

  • Содержание отдельного компонента «раскрывается» через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них;
  • Все компоненты должны быть включены в работу;
  • Более эффективным считается занятие, обеспечивающее развитие ребёнка по всем или многим обозначенным направлениям

Возможности, способствующие развитию коммуникативной компетенции огромны.

Главные условия:

1Компетентность учителя

2 Урок, занятие

3Учитель-учебник

Речь учителя, формы и методы, способствующие развитию ребёнка.

Учить общаться можем на своих уроках или занятиях. 

Формы общения:

Монолог

Диалог

1.рассказывать, пересказывать, отвечать на вопросы, задавать вопросы

2.выступать с готовой заранее речью или неподготовленной речью

3. делать сообщения

4.высказывать своё мнение, защищать и доказывать его, опровергая чужое.

1.все формы учебного диалога (беседа учителя и ученика, беседа в парах, в группах)

2.дискуссии, споры

3.ролевые и деловые игры

4.учебные исследования и учебные проекты

5.выступления в качестве ведущего.

Умение слышать и слушать.

Этапы коммуникативной компетенции учащихся:

1этап:

2 этап

3 этап

- ответ на вопрос (исчерпывающий ответ);

- задавать вопросы, следя за темой;

- делать сообщения.

- простота и чёткость высказывания;

- отработка умения, сделать своё высказывание понятным каждому;

- умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание;

- вступать в контакт с другими.

- умение вести беседу в паре, в группе;

- умение вести конструктивный  диалог;

- умение участвовать в дискуссии;

- участвовать в конференциях, играх.

Следует сказать, что мир вокруг современных детей настолько подвижен, мобилен, интерактивен, что иногда традиционные формы урока становятся настоящим барьером между учителем и учеником. И только воспитательные мероприятия помогают успешно решать задачи современного образования, способствуют формированию духовно богатой, всесторонне развитой личности.  

Формирование коммуникативной компетенции – непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности ученика и учителя. Быть компетентным означает – умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт.

Литература:

1.Баранова С.П. Педагогика - М., 2006.

2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 3.Волегжанина И.С. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции Омск: 2010.

4 Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога. М., 2007.
5  Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=790035


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Создание условий для формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка в средней и старшей школе с применением коммуникативной технологии "Дебаты""

В данном материале раскрывается роль и значение коммуникативных универсальных учебных дейсвиях в свете внедрения новых государственных образовательных стандартов.Дается характериста коммуникативных УУ...

Создание условий для формирования и развития ключевых компетентностей на уроках информатики и ИКТ.

Уроки информатики и ИКТ – как эффективное средство формирования и развития ключевых компетентностей....

Методическое пособие "Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Методическая разработка направлена на формирование и развитие учебно-познавательных компетенций обучающихся; создание условий для формирования компетенций обучающихся; создание условий для развития и ...

Повышение роли учебно-методического кабинета «Основ безопасности жизнедеятельности» в создании условий для формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся.

Повышение роли учебно-методического кабинета «Основ безопасности жизнедеятельности»  в создании условий для формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся....

Создание условий в семье для развития моральных качеств у детей с ОВЗ

В концепции модернизации российского образования в условиях нового федерального образовательного стандарта сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников: формирование гражданской ответственнос...