Создание условий для формирования и развития ключевых компетентностей на уроках информатики и ИКТ.
статья по информатике и икт по теме

Уроки информатики и ИКТ – как эффективное средство формирования и развития ключевых компетентностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Концепция152.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

Модернизация системы образования в России нацелена на приведение результатов ее деятельности в соответствие с запросами государства, общества и личности, сформировавшихся в ситуации либерализации экономики и демократических  преобразований, происходящих в стране. Рассматривая систему образования региона как ресурс его социально-экономического развития, а образование гражданина – как основание его социальной и профессиональной успешности, следует существенно изменить цели общего образования.

Изменения, происходящие в последнее десятилетие в технологиях производства, экономических и социальных отношениях, обусловили качественно новые требования к кадровому ресурсу. Конкурентоспособность на современном рынке труда во многом зависит от способности работника приобретать и развивать умения, навыки, которые могут применяться или трансформироваться применительно к целому ряду ситуаций. Сегодня успешная профессиональная и социальная карьера невозможна без готовности осваивать новые технологии, принципиальная смена которых происходит примерно раз в пять лет, адаптироваться к иным условиям труда, решать новые профессиональные задачи.

Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические познания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда, сегодня устарела. Образование должно быть нацелено на формирование у выпускника ключевых компетентностей, которые являются ответом системы образования на требования работодателей.

Ключевые компетентности как результат общего образования означают готовность эффективно соорганизовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.

В настоящее время Россия переживает базисные изменения социально-экономической ситуации, суть которых в формировании рыночных отношений в экономике.

Соответственно, принципиально меняются цели образования. Теоретические, по сути, и энциклопедические по широте знания, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, теперь становятся средством. Другими словами, отечественная школа нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию.

Компетентность – непосредственный результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором (меню) способов деятельности. Поскольку освоить деятельность (в отличие от действия) через подражание невозможно, учащийся начинает управлять своей деятельностью, используя (интегрируя) различные результаты образования (знания, умения, навыки), формируя собственный ресурсный пакет, необходимый для формирования компетенции.

Сегодня в Самарской области на основе анализа запросов работодателей выделены шесть ключевых компетентностей:

  • готовность к разрешению проблем,
  • технологическая компетентность,
  • готовность к самообразованию,
  • готовность к использованию информационных ресурсов,
  • готовность к социальному взаимодействию,
  • коммуникативная компетентность.

Чем же компетенция отличается от других результатов образования?

Знание – «информация, присвоенная человеком».

Умение – «подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно, быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершенствуясь и автоматизируясь, превращаются в навыки».

Навыки – «действия, выполняемые автоматически».

Элементы функциональной грамотности – «присвоенные алгоритмы, позволяющие человеку быть адекватным социальной ситуации».

             Таким образом, мы вплотную подошли к проблеме проектирования компетентностного обучения, т.е. основного средства реализации на практике компетентностного подхода, в частности на уроках информатики и ИКТ.  Проблемный вопрос обозначаем следующим образом:

-  Является ли урок информатики и ИКТ  тем уроком, где наиболее эффективно формируются и развиваются  ключевые компетентности?

-  Можно ли  считать  предмет ИКТ  интегрированным предметом, связующим звеном для формирования и развития  ключевых компетенций  в общеобразовательной  школе.

Исходя из вышесказанного, я сформулировала основной тезис своей работы: Уроки информатики и ИКТ – как эффективное средство формирования и развития ключевых компетентностей.

Цель своей деятельности я формулирую следующим образом:

Создание условий для формирования и развития ключевых компетентностей  на уроках информатики и ИКТ.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Использовать различные методики обучения на уроках.
  2. Создать условия для проявления успешности учеников (организация участия обучающихся  в различных конкурсах, фестивалях, олимпиадах).
  3. Создать условия для применения и использования  ИКТ в различных  предметных областях в урочное и внеурочное время.

Решение данных задач осуществляется по следующим направлениям:

  1. технологическое;
  2. эстетическое;
  3. здоровьесохранение.

Технологическое направление.

Проектный метод.

             Работа над проектом по информатике и ИКТ требует от учащихся не только умения ориентироваться в объеме информации по предмету, но и проявления творческих способностей, наличие воображения, умения синтезировать полученную информацию и придавать «конечному продукту» проекта соответствующую форму, адекватную смыслу изучаемого предмета. И именно на уроках информатики проектный метод является одним из наиболее эффективных методов обучения, интегрирующим знания из различных образовательных областей.

Используя в своей педагогической практике проектный метод,  я   планирую  работу по проекту  в несколько этапов.
На первом, организационно-подготовительном  этапе определяется тема проекта, отбираются необходимые источники информации, составляется своеобразная маршрутная карта реализации проекта. На этом же этапе формируется творческая группа, определяемая по принципу интереса к проблеме. Чтобы добиться ожидаемого результата, преподавателю необходимо уже на первом этапе подключить к определению содержания и структуры проекта самих школьников. Чувство вовлеченности в постановку проблемы и определение общих путей реализации цели делают эту работу личностно важной. Это способствует формированию мотивации работы над проектом, переносимой на решение всех связанных с ним учебных задач.
На втором, аналитическом этапе выстраивается образ индивидуальной организации исследовательской работы на основе анализа и творческой переработки полученной информации. 

На третьем, практическом этапе, осуществляется сбор, анализ, обобщение информации из различных источников и идет оформление  результатов деятельности. Фиксация результатов этой работы может осуществляться в различных формах (компьютерная обработка данных, фото- и видеосъемка и т.п.).

На четвертом, презентационном этапе осуществляется защита проекта в форме, соответствующей содержанию проекта (презентация видеофильма, мультфильма, мультимедиа-шоу, проведение виртуальной экскурсии и т.д.).

На пятом, контрольном, оценочном этапе происходит экспертная оценка проекта и  самооценка проектной деятельности. Очень значимым является разработка критериев проектной деятельности учащихся. Она может варьироваться, в зависимости от типа проекта и возраста учащихся.

Осуществляемый при этом рефлексивный самоанализ не менее значим, чем приобретение детьми конкретных знаний и умений, требуемых учебным планом.

Участвуя в проектной деятельности, школьники демонстрируют:

  • знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения);
  • владение компьютерной грамотностью для поиска, обработки и редактирования информации, умение работать с аудиовизуальной и мультимедиатехникой;
  • владение коммуникативными навыками;
  • умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.

Результаты творческой деятельности ребят могут быть использованы учителями тех предметов, по которым учащиеся разрабатывали проект, как иллюстративный, наглядный материал к урокам. Такими проектами можно назвать уже созданные моими учениками  работы: «Роль классической музыки в современном обществе» (используется на уроках музыки и МХК),  «Парабола» (используется на уроках математики), «Литература серебряного века» (на уроках литературы) и др.  Работа над проектами стимулирует творческую, познавательную деятельность учащихся, делает изучаемый материал личностно значимым. Создание компьютерных презентаций, анимационных фильмов, видеофильмов способствует развитию эстетической, общекультурной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной  компетенций.

Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. В более широком смысле слова она формируется как ответ на вызов XXI века, то есть  как компетенция, которой «должны быть оснащены молодые европейцы». Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.  

Блочно-модульный метод.

Модуль - это логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений учащихся. Идеи модульного обучения особенно активно разрабатывались такими замечательными учеными, как И. Прокопенко, П.А. Юцявичене, Н.Д. Никандоровым, И.Б. Марцинковским. Само содержание  курса информатики и ИКТ состоит из логически завершенных тематических модулей – блоков.

Достоинства модульного обучения:

- цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого ученика;

- разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками;

- задается индивидуальный темп учебной деятельности;

- поэтапный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения;

- достигается определенная «технологизация» обучения.

На мой взгляд, блочно-модульный метод позволяет упростить систему восприятия, усвоения, запоминания и закрепления изучаемой информации.

Личностно-ориентированный подход.

Сегодня каждое образовательное учреждение нацелено на развитие личности ребенка, что невозможно без формирования у школьника устойчивой мотивации к приобретению нового знания, стремления к самореализации, личностному росту. Кроме информационных технологий, которыми каждый учитель информатики владеет в совершенстве, мой выбор сделан в пользу технологий, основанных на личностной ориентации педагогического процесса, личностно-ориентированного развивающего обучения. Специфика  предмета информатика и ИКТ  такова, что  у некоторых учащихся овладение предметом вызывает объективные сложности, другие же, наоборот, приходят на урок уже подготовленными и функционально грамотными. Поэтому при разработке урока я учитываю не только возрастные особенности учащихся, но и уровень овладения ими ИК-технологиями, привлекаю личный опыт учеников при изучении нового материала. Также важно в ходе учебного занятия создать ситуации успеха для каждого ученика, особенно для того ребенка, которому информатика дается с трудом.                                                Часто педагог забывает о том, что ученик – это человек со своими взглядами, желаниями, настроением, темпераментом, возможностями и способностями. Поэтому возникают проблемы: учитель тщательно готовиться к уроку, планирует различные виды деятельности, кажется, продумывает все до мелочей, а урок не удается! Почему? Возможно потому, что школьник является для него объектом педагогического воздействия. Ученик должен выучить теоретический материал, должен овладеть набором умений и навыков, должен подготовить реферат, должен, должен… За ученика все решили, ему не предоставили выбора, у него нет мотивации к обучению, отсутствует связь собственного опыта с материалом и так далее. Думаю, что на уроке необходимо стимулировать школьников к высказыванию своих мыслей, пусть они будут плохо сформулированы, даже неверны; создавать атмосферу творчества и личной заинтересованности каждого учащегося; совместно с учениками планировать учебную и внеурочную деятельность; давать ребятам возможность делать свой самостоятельный выбор. Только в этом случае ребенок становится субъектом образовательного процесса.

Исходя из требований и критериев урока с личностно-ориентированной направленностью, была разработана табличная модель урока информатики.

Табличная модель личностно-ориентированного урока информатики

Элемент урока

Средства, методы, формы и приемы, способствующие развитию личности ребенка

1

Раскрытие субъектного опыта

Групповое интервью, свободная эвристическая беседа, диалог, дискуссия

2

Совместное планирование деятельности

Выбор учащимися форм работы

3

Введение нового материала

Через лидера, исследовательскую деятельность, создание проблемной ситуации, организацию самостоятельной работы по опорной и справочной литературе, блоковая подача нового материала

4

Закрепление

Самостоятельная работа с выбором уровня сложности с учетом индивидуальных способностей и активности учащихся, творческие задания по выбору, практическая работа на персональном компьютере с выбором уровня сложности, проблемные задания групповые или индивидуальные, проектная деятельность индивидуальная или групповая

5

Рефлексия урока

Оценка урока учащимися в форме интервью, беседы, теста, анкеты

6

Итоговый и промежуточный контроль

Разноуровневые контрольные работы, творческие проекты, создание собственных мультимедийных презентаций и ученических сайтов, создание формальных информационных моделей в текстовом редакторе, практические контрольные работы на компьютере, тестовые контрольные работы, само- и взаимоконтроль, индивидуальные исследовательские работы

7

Подведение итогов

Самооценка, аргументированная оценка, личностная (качественная) оценка

8

Домашнее задание

Творческие задания, индивидуальные задания, выбор заданий, “опережающие” задания

Представленная модель урока не является строго определенной, она мобильна, её можно доработать, доопределить, добавив какие-либо новые компоненты урока и формы организации деятельности, любое структурное звено можно безболезненно удалить, заменить другим. На основе таблицы проектируется каждый урок информатики, прогнозируются возможные педагогические ситуации, ищется ответ на вопрос “как организовать процесс приобретения знаний для отдельного ученика”.

Творчество, созидание, самостоятельность и исследовательская деятельность – главные рычаги развития и становления личности.

На уроках информатики практически все темы изучаются на базе знаний других школьных предметов: истории, экономики, русского языка, литературы, ИЗО и МХК, географии, физкультуры и т.д. ограничений нет. Например, при изучении темы «Списки в Word, выбор маркера, автозамена» используются данные по биологии. При изучении Excel моделируются задачи по экономике, физике, математике. Изучение Access происходит на базе данных, взятых из литературы, экономики. Знакомство с приемами создания презентации в среде Power Point проходит при использовании материала по истории или географии и т.д. Обязательной итоговой практической работой учеников по теме из курса информационных технологий является самостоятельная работа (в среде Power Point, HTML, Access, Word) на любую тему из курса школьной программы.

Дифференцированный подход.

Одним из направлений,  рассматриваемых в Концепции развития школьного математического образования, является дифференциация и дифференцированное обучение.

Дифференциация – организация учебного процесса с учетом доминирующих особенностей групп учащихся. Под дифференцированным обучением понимается  создание относительно стабильных или временных учебных  групп,  различающихся  по  тем  или  иным признакам:  по содержанию и форме обучения,  по уровню учебных требований,  по интересам и  др.  Разбиение  на группы  производится  на основе добровольного выбора учащихся. Дифференциация способствует более полному учету индивидуальных запросов  учащихся,  развитию  их  интересов  и  способностей, достижению целей образования (триединство целей).  В  условиях дифференцированного  обучения  учащийся реализует право выбора обучения в соответствии со  своими  склонностями.  Данная система обучения предоставляет каждому ученику, овладевающему некоторым минимумом общеобразовательной подготовки,  возможность адаптации в постоянно изменяющихся условиях,  право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.

В обучении  информатике и ИКТ дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой этого учебного предмета. Информатика  объективно  является  одной  из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих школьников.  В  то  же время  имеется  большое  число  учащихся  с  явно  выраженными способностями к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса учащимися весьма велик. Поэтому ведущий прием дифференциации - так  называемая "уровневая дифференциация", проявляющаяся  в  дифференцировании заданий - постоянном дополнении заданий "для всех" (т.е. ориентированных на базовой для данной группы уровня подготовки) индивидуальными заданиями для каждого.

Мультимедийная технология обучения.

ИК-технологии дают переход на качественно иной уровень передачи информации. Мультимедиа позволяет создать средства обучения с широкими интерактивными возможностями. Компьютерной программе передается часть функций, выполняемых педагогом в ходе учебного процесса, что может принести ученику гораздо больше пользы, чем получение информации из книги. Мультимедиа-технологии, как наиболее эффективное и многофункциональное средство, интегрирующее в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, может обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Мультимедийные средства позволяют развивать у обучающихся образное мышление и эмоциональную память.  Благодаря комплексу мультимедийных возможностей компьютера и большому разнообразию приобретенных для медиатеки кабинета образовательных CD-дисков, работа по созданию уроков с применением новых информационных технологий становится увлекательной и для меня, учителя. Диски содержат большое количество информации по предмету, делая процесс обучения ещё более эффективным и увлекательным для моих учеников. Поэтому я, при изучении нового материала, а так же контроле знаний часто использую  мультимедийные средства.

Проблемное обучение.

По мнению выдающегося ученого и педагога М. И. Махмутова, общими функциями проблемного обучения являются:

1) усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности;

2)  развитие интеллекта учащихся, их творческой активности;

3) формирования такого мышления, которое развивает личность учащегося путем вскрытия внутренних противоречий, приводящих к скачкообразному переходу из одного качества в другое;

4) формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

Выделяются четыре уровня проблемного обучения:

  1. обычной несамостоятельной активности;
  2. полусамостоятельной активности;
  3. самостоятельной (продуктивной) активности;
  4. творческой активности.

Перевод учащегося с первого на более высокий уровень является результатом проблемного обучения и одновременно процессом управления их учебно-познавательной деятельностью.

Функции проблемного обучения включают в себя следующее:

-     воспитание навыков творческого усвоения знаний;

-     воспитание навыков творческого применения знаний;

-     формирование и накопление опыта творческой деятельности

- формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей личности.

Каждая из указанных функций осуществляется мною в разнообразной практической и теоретической деятельности учащихся. Например, при изучении темы «Технология обработки числовой информации» ученик выполняет работу четко по алгоритму, составленному учителем (что соответствует 1-му уровню проблемного обучения). На этапе выполнения итоговой работы по данной теме учащимся предлагаются неформализованные задачи, решение которых требует от них творческого воображения, логического анализа и открытия нового способа решения (что соответствует 4-му уровню проблемного обучения). Данная технология гарантирует воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, избирательного отношения к информации.

Эстетическое направление.

Все мы понимаем, что будущее России во многом зависит от сохранения и обогащения ее культуры. В связи с этим необходимо осознать, что приобщение к культуре общества, освоение ее личностью  - важнейшие задачи на пути социализации подрастающей личности и получения  качественного образования.  Приобщение современного школьника к мировой художественной культуре происходит в условиях огромного информационного пространства. Современный ребенок живет в качественно новых условиях, в мире электронной культуры. Подавляющее большинство подростков, блуждая в огромном информационном потоке, попадают зачастую под влияние информации, выходящей за рамки морали. Дети не будут ждать, когда мы познакомим их с информационным многообразием. И пока с миром компьютеров связаны интересы многих подростков, именно этот ресурс необходимо использовать для активизации образовательной работы и формирования креативности в новых условиях. Используя увлекательные для молодого поколения ИК-технологии, можно обеспечивать эффективность развития  у учащихся креативности. И именно перед школой и, в частности, перед учителем информатики стоит важнейшая задача увлечь, направить пытливый ум ребенка, нейтрализовать негативные явления информационных технологий.  Этот интерес, увлечение   компьютерными технологиями  необходимо использовать для внедрения медиаобразования  в процесс  эстетического воспитания школьников. Нашей школой с 1981 года одним из направлений работы было выбрано эстетическое и творческое развитие личности учащихся.

На уроках информатики по теме «Технология обработки графической информации» происходит совершенствование эмоциональной сферы учащихся, средствами ИКТ формируются художественные интересы, вкусы, потребности.

Здоровьесохранение.

Бытует мнение, что понятия компьютер и здоровье несовместимы. Я считаю, что при правильном подходе к проблеме сохранения здоровья на уроках информатики, здоровье учащихся можно сохранить.

Главными составляющими сохранения здоровья школьников на уроках информатики являются:

  • формирование положительного отношения к знаниям, навыкам, практическим действиям, направленным на сохранение здоровья;
  • формирование навыков поиска нужной информации для создания собственных стратегий сохранения и укрепления здоровья;

В своей работе в организацию урока я включаю элементы оздоровительной направленности (физкультминутки, дыхательная гимнастика), провожу беседы  на тему сохранения здоровья при работе на компьютере.  Физкультминутки составляются из найденного учащимися 7-х классов материала при выполнении проекта «Моё здоровье».

Упражнения при утомлении.

Эффект: расслабление тела, снятие нервного напряжения, восстановление нормального ритма дыхания.

  • Медленно опустить подбородок на грудь и оставаться в таком положении 5 с. Проделать 5-10 раз.
  • Откинуться на спинку кресла, положить руки на бедра, закрыть глаза, расслабиться и посидеть так 10-15 с.
  • Выпрямить спину, тело расслабить, мягко прикрыть глаза. Медленно наклонять голову вперед, назад, вправо, влево.
  • Сидя прямо с опущенными руками, резко напрячь мышцы всего тела. Затем быстро полностью расслабиться, опустить голову, закрыть глаза. Посидеть так 10-15 с. Проделать упражнение 2-4 раза.
  • Сесть удобно, слегка расставив ноги. Руки положить на середину живота. Закрыть глаза и глубоко вздохнуть через нос. Задержать дыхание (насколько возможно). Медленно выдохнуть через рот (полностью). Проделать упражнение 4 раза (если не возникнет головокружение).

Упражнения для глаз.

  • Закрыть глаза, расслабить мышцы лба. Медленно с напряжением сместить глазные яблоки в крайне левое положение, через 1-2 с так же перевести взгляд вправо. Проделать 10 раз. Следить за тем, чтобы веки не подрагивали. Не щуриться.

Эффект: расслабление и укрепление глазных мышц, избавление от боли в глазах.

  • Моргать в течении 1-2 мин.
  • с напряжением закрывать на 3-5 с попеременно один и другой глаз.
  • В течении 10 с несколько раз сильно зажмуриться.
  • В течении 10 с менять направление взгляда: прямо, вправо, влево, вверх, вниз.
  • Потереть ладони одну о другую, чтобы появилось ощущение тепла. Прикрыть ладонями глаза, скрестив пальцы в центре лба. Полностью исключить доступ света. На глаза и веки не нажимать. Расслабиться, дышать свободно. Побыть в таком положении 2 мин.

Эффект: химическое восстановление рецепторов глаз, расслабление глазных мышц, улучшение кровообращения в зрительно аппарате, избавление от ощущения усталости глаз.

Примерный комплекс упражнений для глаз:

 1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4. Затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогично проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.
4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
После 10-15 минут непрерывной работы за ПК необходимо делать перерыв для проведения физкультминутки и упражнений для глаз.

Упражнения для головы и шеи.

  • Помассировать лицо, чтобы снять напряжение лицевых мышц.
  • Надавливая пальцами на затылок в течении 10 с делать вращательные движения вправо, затем влево.

Эффект: расслабление мышц шее и лица.

  • Закрыть глаза и сделать глубокий вдох. На выдохе медленно опустить подбородок, расслабить шею и плечи. Снова глубокий вдох, медленное круговое движение головой влево и выдох. Проделать 3 раза влево, затем 3 раза вправо.

Эффект: расслабление мышц головы, шеи и плечевого пояса.

Упражнения для рук.

  • В положении сидя или стоя расположить руки перед лицом. Ладони наружу, пальцы выпрямлены. Напрячь ладони и запястья. Собрать пальцы в кулаки, быстро загибая их один за другим (начинать с мизинцев). Большие пальцы окажутся сверху. Сильно сжатые кулаки повернуть так, чтобы они "посмотрели" друг на друга. Движение - только в запястьях, локти не подвижны. Разжать кулаки, расслабить кисти. Проделать упражнение еще несколько раз.

Эффект: снятие напряжения в кистях и запястьях.

  • В положении сидя или стоя опустить руки вдоль тела. Расслабить их. Сделать глубокий вдох и на медленном выдохе в течение 10-15 с слегка потрясти руками. Проделать так несколько раз.

Эффект: избавление от усталости рук.

  • Сцепить пальцы, соединить ладони и приподнять локти. Поворачивать кисти то пальцами внутрь (к груди), то наружу. Проделать несколько раз, затем опустить руки и потрясти расслабленными кистями.
  • Пощелкать пальцами обеих рук, перемещая большой палец поочередно на все другие пальцы.
  • Широко расставить пальцы напрячь кисти на 5-7 с, затем сильно сжать пальцы в кулаки на 5-7 с, после чего разжать кулаки и потрясти расслабленными кистями. Проделать упражнение несколько раз.

Упражнения для туловища.

Эффект: расслабление мышц, распрямление позвоночника, улучшение кровообращения.

  • Встать прямо, слегка расставить ноги. Поднять руки вверх, подняться на носки и потянуться. Опуститься, руки вдоль туловища, расслабиться. Проделать 3-5 раз.
  • Поднять плечи как можно выше и плавно отвести их назад, затем медленно выставить вперед. Проделать 15 раз.
  • Стоя нагнуться, приложить ладони к ногам позади колен. Втянуть живот и напрячь спину на 5-6 с. Выпрямиться и расслабиться. Проделать упражнение 3-5 раз.
  • Встать прямо, ноги на ширине плеч. Развести руки в стороны на уровне плеч. Как можно больше повернуть туловище вправо, затем влево. Проделать так 10-20 раз.
  • Ноги на ширине плеч, слегка расслаблены и согнуты в коленях. Делая глубокий вдох, расслабиться. На выдохе поднять руки вверх, тянуть их к потолку. Ощутить напряжение в мышцах пальцев рук, плеч, спины и снова - глубокий вдох.
    На выдохе наклониться вперед и коснуться руками пола перед носками туфель. Опустить голову, расслабиться. Вдох - и на выдохе выпрямиться. Проделать упражнение 3 раза.

Для профилактики зрительного и общего утомления при работе за компьютером необходимо проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполнятся стоя или сидя, отвернувшись от экрана монитора, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Регулярное проведение зарядки для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

Психологическое сопровождение начинается с первой минуты урока. Поэтому начало урока играет немаловажную роль.

Настрой на позитивную волну, правильно выбранная громкость голоса, выдерживание паузы, растягивание гласных, переход на шёпот – некоторые приёмы микрокоррекции поведения и состояния  учеников, а вовремя произнесённая шутка, улыбка могут сотворить чудо.

       Важным на уроке является правильно выбранный темпо – ритм, зависящий от физического и психического состояния учащихся, степень насыщенности урока. Смена различных видов деятельности, использование наглядных средств обучения, творческий характер урока приводят к преобладанию  у  учащихся позитивных, эмоциональных реакций, получение школьниками удовольствия от процесса обучения.

Заключение

  • готовность к разрешению проблем,
  • технологическая компетентность,
  • готовность к самообразованию,
  • готовность к использованию информационных ресурсов,
  • готовность к социальному взаимодействию,
  • коммуникативная компетентность.


Приложение 2

Требования к содержанию тестов для внешней оценки
уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся
(информационная и коммуникационная комп.)

Уровень/

подуровень

Объект деятельности

(источник информации)

Деятельность по извлечению и первичной систематизации искомой информации

Деятельность по обработке искомой информации

Уровень 1

1

Один источник, простой, содержащий информацию, касающуюся только заданной темы.

Ученик извлекает информацию по одному заданному основанию.

Ученик излагает информацию, касающуюся вопроса задания.

2

Два источника, простых, содержащих прямую избыточную информацию по теме (двум темам).

Ученик извлекает и систематизирует информацию по двум заданным основаниям.

Ученик воспроизводит информацию в соответствии с заданием.

Уровень 2

1

Один источник, сложный, содержащий прямую информацию по теме (двум темам).

Ученик извлекает информацию по двум и более заданным основаниям, располагая эти основания по степени важности (главное - второстепенное).

Ученик воспроизводит информацию и предпринимает попытку объяснения порядка следования оснований.

2

Два источника, сложных, содержащих прямую информацию по двум темам, при этом одна информация  конкретизирует другую.

Ученик извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям (двум и более) в соответствии с заданием.

Ученик воспроизводит информацию и обосновывает предложенные им основания.

Уровень 3

1

Два и более источников, простых и сложных, содержат прямую и косвенную информацию по двум и более темам, в которых одна информация дополняет другую.

Ученик самостоятельно формулирует основания, исходя из характера полученного задания, ранжирует их  и извлекает искомую информацию.

Ученик представляет информацию в виде связного текста (где возможно), объясняя логику выбора и ранжирования оснований.

Объем текста 150-180 слов.

2

Два и более источников, простых и сложных, содержат прямую и косвенную информацию по двум и более темам, в которых заключена противоречивая информация.

Ученик извлекает информацию по заданным основаниям, систематизирует ее в рамках сложной заданной структуры, указывая на обнаруженные противоречия.

Ученик представляет информацию в виде связного текста (где возможно), указывая на суть противоречия.

Объем текста 150-180 слов.

Уровень 4

1

Два и более источников, простых и сложных, содержат прямую и косвенную информацию по двум и более темам, при этом одна информация пересекается с другой.

Ученик извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы, систематизирует информацию в рамках самостоятельно избранной/ предписанной сложной структуры.

Ученик представляет в виде связного текста информацию, содержащую выводы, на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления собственного опыта и полученной информации.

Объем текста 180-200 слов.

2

Два и более источников, простых и сложных, содержат прямую и косвенную информацию по двум и более темам, при этом одна информация противопоставлена другой.

Ученик извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы, систематизирует информацию в рамках самостоятельно избранной/ предписанной сложной структуры, аргументируя собственную позицию.

Ученик представляет в виде связного текста информацию, содержащую вывод, сделанный на основе информации, подтвержденный собственной аргументацией или данными, полученными в результате обработки информации.

Объем текста 180-200 слов.

        

Формирование компетентностей – это не смена содержания, а смена технологий обучения. Это другое построение уроков, другое устройство жизни школы. Таким образом, можно решить одну из основных задач, которую выдвигает концепция модернизации российского образования — реализовать модель компетентностного подхода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание условий для формирования учебных универсальных действий на уроках».

В современной школе каждый учитель, планируя предстоящий урок, продумывает, как увязать содержание урока и формирование комплекса универсальных учебных действий. Это предполагает формирование и освоен...

Методическое пособие "Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Методическая разработка направлена на формирование и развитие учебно-познавательных компетенций обучающихся; создание условий для формирования компетенций обучающихся; создание условий для развития и ...

Повышение роли учебно-методического кабинета «Основ безопасности жизнедеятельности» в создании условий для формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся.

Повышение роли учебно-методического кабинета «Основ безопасности жизнедеятельности»  в создании условий для формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся....

Методическая разработка по теме «Создание условий для формирования и развития коммуникативных качеств»

Методическая разработка  по теме«Создание условий для формирования и развития коммуникативных качеств»...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ФГОС.

В мировой практике ведутся поиски способов организации самостоятельной деятельности учащихся, предусматривающие вовлечение каждого ученика в активную познавательную деятельность, так как каждый выпуск...

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ

О компетентностном подходе в обучении. Рассматриваются основные ключевые компетентности. Роль учителя в создании условий для формирования у обучающихся ключевых компетентностей ....