Программа элективного курса «Мастерство публичного выступления»
рабочая программа (9 класс) на тему

 

Курс  является подготовительным для прохождения профильного курса

«Риторика». Риторика как предмет языкового цикла призван  формировать у учащихся культуру публичной речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon el._kurs_masterstvo_publichnogo_vystupleniya.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

Программа элективного курса

«Мастерство публичного выступления»

Автор: Коновалова Светлана Борисовна,

учитель русского языка и литературы

Пояснительная записка

             Курс  является подготовительным для прохождения профильного курса

«Риторика». Риторика как предмет языкового цикла призван  формировать у учащихся культуру публичной речи.                                        

Предпрофильный курс состоит из двух модулей по 8 часов и предусматривает возможность успешного владения словом как средством выражения позиции человека, пользоваться оптимальной формой подготовленной речи, которая эффективно воздействует на аудиторию в соответствии с поставленной оратором задачей.

Курсы должны помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, определить реальную возможность в освоении профессии, где необходима публичная речь.

На практических и семинарских занятиях учащиеся будут повышать информационную и формировать языковую компетентности.

          На лекционных, семинарских и практических занятиях учащиеся постигают основные роды и жанры публичного выступления на 3 уровнях: замысла, содержания, композиции,

связанные с психологией, педагогикой и логикой в работе пропагандиста, преподавателя, адвоката, политика и других специальностей.

          Курс сформирует начальные умения и навыки красноречия, ведения дискуссии и полемики, разовьёт  языковые компетенции.

Предполагаются способы представления знаний:

*лабораторно-практические работы,

*семинарские занятия с элементами лекций,

*собеседования,

*участие в дискуссии,

*рейтинговые оценки,

*защита заданий и проектов.

Адресат: учащиеся 9 классов

Количество часов: 18

Актуальность: Курс предусматривает возможность успешно владеть устным словом как средством выражения позиции человека, пользоваться оптимальной формой  подготовленной речи, которая эффективно воздействует на аудиторию в соответствии с поставленной оратором задачей.

Основная цель предпрофильного курса:

-сформировать начальные навыки и умения владеть материалом выступления, собой и своим поведением.

Основными задачами предпрофильного курса являются:

-психологически поддержать молодёжь, готовую к формированию навыков ораторского искусства;

-помочь получить начальные знания по «Риторике»;

-способствовать освоению первичных навыков ведения дискуссии и полемики;

-дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха.

Применяемые технологии: исследовательская деятельность учащихся, проблемное обучение, ИКТ-технологии.

Содержание работы

На каком содержательном материале

На материале книги Поля Л. Сопера «Основы искусства речи», «Риторика» под редакцией Т. Ладыженской

Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса

Практическая направленность курса, новизна и глубина тем отличает курс от базового, например: «Речь перед микрофоном», «Образцы речей».

Какими учебными и вспомогательными

материалами обеспечены

Есть  книга Поля Л. Сопера «Основы искусства речи», Д.Карнеги « Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей»,

« Риторика» 5, 11 класс под редакцией Т. Ладыженской.

Какие виды деятельности возможны

Возможны виды деятельности:

  • анализ  речей ораторов;
  • составление алгоритмов ведения полемики;
  • устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;
  • написание эссе, рефератов;
  • составление схем, слайдов, проектов;
  • работа с источниками;
  • речь перед микрофоном и др.

Какие виды работ могут выполняться

Выполняются любые 3 из названных выше

Какова доля самостоятельности ученика

Учащиеся могут выбирать объект изучения

( личность оратора, речь оратора),

вид отчётных работ из предложенного перечня,

литературу, по которой они будут готовить сообщения, работы.

Каковы критерии успешности (конкретные требования)

Ученик получает зачёт (оценка не ниже «4») при условии выполнения не менее 3 обязательных работ, представленных в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к оформлению.

 Дополнительные баллы выставляются за любые из названных дополнительных условий:

Инициативно качественно выполненное задание,                                                                                помимо обязательных;

использование Интернет - технологий;

инициативная публичная презентация своей работы в школе или за её пределами (конкурс,смотр, публикация и т. п.)

Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса

Анкетирование на  первом и последнем  занятиях. Собеседование в процессе работы после выполнения

 каждого вида обязательных работ. Самостоятельность в  выборе деятельности.

Какова форма итоговой отчётности

Итоговый семинар с сопутствующей вставкой

работ (выступлений).

Тематический план 1 модуля

Основы речи

№ п/п

Тема

Содержание

Количество часов

Виды деятельности

1

Риторика.

Родина

Красноречия

Введение в предмет.

Выбор темы, цели,

материала

2

Лекция-1ч.

 Практическое занятие-1ч.

2

Теория и практика ораторского искусства  

Доклад, лекция, речь. Методика подготовки речи. Работа над конспектом.

3

Лекция- 1ч.

Практическое занятие-  2ч.

3

Язык и речь. Культура ораторской речи

Языковая норма. Культурная речь.

2

Лекция- 1ч.

Практическое занятие- 1ч.

4

Основы речи

Доклад и обсуждение

1

Семинар – 1ч.

Итого:

8 часов

        

Тематический план 2 модуля
Искусство публичного выступления

№ п/п

Тема

Содержание

Количество часов

Виды деятельности

1

Теория и практика ораторского искусства

Внешний облик оратора: поза, внешность, жесты, манеры

1

Лекция

2

Техника речи

Дыхание, дикция, голос: тембр, вы-

сота,  звучность,

темп

2

Лекция-1ч. Практическое занятие – 1ч.

3

Произношение и артикуляция

Орфоэпические нормы, ударение, пауза

1

Практическое занятие – 1ч.

4

Речь. Роды, виды, жанры

План и доводы. Информационная

И агитационная

Речь

2

Лекция-1ч. Практическое занятие – 1ч.

5

Семинар

Дискуссия и полемика

2

Семинар – 2ч.

Итого:

8 часов

Результативный блок.

После прохождения первого модуля учащиеся должны знать:

-языковые нормы;

-основные качества речи,

   уметь:

                 -выбирать тему для выступления;

                   -составлять план, тезисы доклада;

              -работать над конспектом;

                 -владеть устным словом как средством выражения своей  позиции;

                 -воздействовать на аудиторию в соответствии с поставленной  задачей;

     -подбирать наглядные пособия, технические средства, справочную литературу.

    После прохождения второго модуля должны  знать:

                 -роды и жанры публичного выступления на трёх уровнях:

                  замысла, содержания, композиции;

                 -основы ораторского искусства;

                 -технику речи,

      уметь:

                 -вести дискуссию;

                 -защищать выполненные проекты;

                 -писать рефераты, эссе;

                 -составлять алгоритм полемики.

Содержание программы

1 модуль        

Урок 1.

        Риторика. Введение в предмет. Материал взять из книги Поля Л. Сопера

« Основы искусства речи». Анкетирование (даётся анкета каждому ученику.) Знакомство с перспективами овладения необходимыми навыками и умениями.

Уроки 2-4.

        Лекция и практические занятия. Конспект. Доклад. Речь. Методика подготовки. Общие сведения  о приёмах подготовки и произнесения публичной

речи. (Источник тот же, что и на 1 уроке и журнал «Русский язык и литература в школе» №-№ 2-3 , 1993 год.)

ЗАДАНИЕ: подготовьте небольшое устное выступление, выбирайте тему, которая связана с темой школы, с вашим личным опытом. В этом случае вы сможете получить информацию у учителей, в школьной библиотеке или из других источников. Тема должна быть интересной и для выступающего, и для слушателей: «О жизни после жизни», «Летающие тарелки», «Бермудский треугольник», «Ясновидение», «Астрология». Неизученность тем (беспроигрышных), посвящённых спорным явлениям, вызывает интерес и удерживает внимание слушателей.

Выступления.

Спонтанные дискуссии создают обстановку живого общения.

Оценивание по критериям:

*интересна ли тема для аудитории, подходит ли она докладчику;

*удачно ли композиционное построение выступления;

*свободно ли выступающий владел материалом;

*был ли контакт с аудиторией, чем это объясняется;

*владеет ли выступающий техникой речи (сила голоса, темп речи, дикция);

*положительное в речи и её недостатки;

*общее впечатление от выступления. 20-25 минут отводится на выступления.

Теория и практика ораторского искусства.

  1. Подготовка речи. Определяем тему, вид (красноречие академическое, социально-политическое, судебное, социально-бытовое или духовное), целевую установку речи, её название. Оценить состав слушателей, обстановку. Составить рабочий план. Отобрать фактический и теоретический материал. Поработать с источниками, составить библиографию.

Методика чтения книг. Ведение записей (конспект, тезисы, план).

Работа над языком и стилем речи,  композиционно-логическое расположение

Её частей (начало, введение, главная часть, заключение).

  1. Репетиция. Внутренний и внешний монолог. Орфоэпические нормы ораторской речи.
  2. Выступление (чтение текста, воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов, свободная импровизация, ведение полемики, ответы на вопросы.
  3. Анализ своего выступления: достоинства и недостатки.

5 урок.

Выступления и их оценка.

6-8 уроки.

Культура ораторской речи. Лекция, практическое занятие, семинар.

Русский литературный язык. Понятие культуры речи. Орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические нормы речи. Чистота речи,

точность речи, логичность речи. Понятие стилистической ошибки. Богатство русского языка.

Модуль 2.

Урок № 1.

 Теория и практика ораторского искусства. Повторение сведений прошлого  курса.

Лекция «Внешний облик оратора: внешность, поза, манеры, жесты». Материал взять из книги Поля Л. Сопера « Основы искусства речи».

Урок № 2-4.

Техника речи. Дыхание, дикция, голос: Звучность, темп, высота, тембр. Лекция и практические занятия.

 Основные сведения. Дикция, её совершенствование. Скороговорки. Подвижное ударение в формах слов различных частей речи. Особенности дыхания при публичном выступлении. Логическое ударение и пауза. Умение ими пользоваться в публичном выступлении. Интонация выступления. Артикуляция.

 Благозвучие речи. Звукопись. Ритм речи. Работа над произносительной  стороной публичного выступления. Примерная деятельность учителя и учащихся.

 Орфоэпические упражнения. Работа с орфоэпическими словарями. Упражнения в смене пауз и логических ударений и наблюдения над изменением смысла сообщения в зависимости от места паузы и ударения.

 Выразительное чтение  стихотворений и прозаических текстов разных стилей. (Материал взять из учебника « На подступах к риторике» для 8-10 классов).

Урок № 5-6.

 Речь. Роды, виды, жанры. План и доводы. Информационная и агитационная речь. Лекция и практическое занятие.

Монолог и диалог как основные формы речевого общения. ( Материал взять из книги  

А.К. Михальской «Основы риторики», 10-11 классы, методические рекомендации, издательство «Дрофа»).

Схема оратория.

Внимание. Интерес. Начало (вступление). Введение: привлечение внимания-удивить, похвалить аудиторию; вызвать интерес-загадка (назвать тему, предмет речи, проблемный вопрос; если нужно, то тезис).

 Желание. Середина (аргументы или сведения, развитие мысли). Ответ на поставленный вопрос по пунктам, с переходами от одного к другому.

 Действие. Конец (заключение, обобщение). Общий вывод: повторить тему и проблемный вопрос, дать ответ, дать ответ в одной фразе (тезис). Похвала. Призыв. Благодарность. Предложить задать вопросы, ответить, снова поблагодарить.

Роды и виды ораторской речи.

 Сферы коммуникации и ораторская речь.

Академическое красноречие, социально-политическое, судебное, социально-бытовое, духовное. (Смотреть журнал «Русский язык и литература в школе»), № 2, 1993 г.

Подготовка к семинару по пройденным темам.

Урок № 7-8.

Семинар. Дискуссия и полемика. Логическая связь фактов, мыслей, положений публичного выступления, его подчинённость доказательству главной идеи и реализации цели убедить слушателей. Всесторонне знание предмета, рассмотрение его в развитии, проверка утверждений практикой, конкретность истины.

 Методы логического мышления: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и др.

Доказательство, его структура. Тезис, доводы, вывод. Требования, предъявляемые к аргументации (факты, цифры, статистические данные, научные аргументы, ссылки на авторитеты). Вопросы для семинара можно взять из методички «Планы семинарских, практических занятий по курсу « Мастерство публичного выступления», Новосибирск,1989г.

Литература

1.  Р. Аванесов. Русское литературное произношение, М. «Просвещение», 1984.

2.   К. Горбачевич. Нормы современного русского литературного языка, -М. 1989,

«Просвещение».

3.  Журналы «Русский язык и литература в школе», №-№ 2-3, 1993 г.

4. Мастерство публичного выступления http://technologia.firmsite.ru/index.ipj?clsid=3795239278-6953-16397-191&method=getArticle&id=60272&rubric_id=31586

5.  Л.Павлова. Спор, дискуссия, полемика, М.1991, «Просвещение».

6. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи, М. 1992, «Прогресс-Академия».

Приложение

План семинара по теме «Основы речи. Дискуссия и полемика».

Вопросы для собеседования.

  1. Понятие языка и речи. Нормы речи.
  2. Что такое дискуссия и какова её цель?
  3. Какие качества определяют успех оратора-полемиста?
  4. Основные элементы структуры спора.
  5. Какова сущность и структура опровержения как логической операции?

Диспут.

Проведите диспут на актуальную тему. Проанализируйте выступления:

  1. Удачна ли была композиция выступления?
  2. Насколько определённо и кратко был сформулирован тезис в каждом выступлении?
  3. Не изменился ли он в ходе выступления?
  4. Достаточно ли приведено аргументов, насколько они убедительны?
  5. Как выступавшие воздействовали на разум и чувства слушателей?
  6. Насколько выразительной и действенной была заключительная часть выступления?
  7. Как выступавшие учитывали специфику аудитории, её реакцию и другие условия выступления?
  8. К какому выводу пришли участники диспута?
  9. Как вы оцениваете проведённый диспут?

Упражнения на импровизацию (решение ситуативных задач).

Литература.

Алексеев М.Н. Во всеоружии аргументов. - М.: «Знание», 1986.

Берков В.Ф. Аргументация в выступлении лектора. – Минск, Высшая школа, 1986.

Ерастов Н.П. Сочетание требований логики и психологии в лекции.- М.: «Знание», 1980.

Упражнения.

1. Объясните, что общего в содержании приведённых пословиц и в чём их различие:

« Тише едешь -дальше будешь»; «Поспешишь - людей насмешишь»; «Семь раз отмерь - один раз отрежь».

«Как аукнется - так и откликнется»; «Каков привет, таков и ответ».

2. Как вы понимаете выражение: «Дорогу осилит идущий»? Докажите его правильность прямым и косвенным путём. Аналогично ли выражение « Под лежачий камень вода не течёт»?

3. Работа с периодической печатью. Прочитайте короткую речь известного современного оратора (политического деятеля, учёного, творческого работника и т. д.).

1)Выделите:

-основной тезис;

-выражения, уточняющие, поясняющие, развивающие тезис.

2)Проанализируйте приведённые аргументы.

3)Найдите слова, в которых заключён окончательный вывод, сопоставьте его с тезисом.

4. Анализ средств выразительности в тексте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по литературе "Тайны словесного мастерства"

Содержит программу курса,обоснование целей и задач, а также тематическое планирование...

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Совершенствование мастерства публичных выступлений с использованием технологии "Дебаты" на уроках английского языка

В статье даются практические рекомендации по организации дебатов на уроках английского языка в старших классах, алгоритм действий учителя и учащихся, примеры языковых конструкций  для применения ...

Программа элективного курса по русскому языку в 10 классе «Секреты мастерства. Обучение написанию сочинения»

На современном этапе развития образования основная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить адекватное языковое развитие обучающихся, помочь сформировать умения и навыки грамотного...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...

Программа элективного курса по русскому языку для 10-11 классов "Сочинение. Законы мастерства"

Программа элективного курса по русскому языку для 10-11 классов "Сочинение. Законы мастерства"...