Программа элективного курса по русскому языку для 10-11 классов "Сочинение. Законы мастерства"
методическая разработка по русскому языку (11 класс)

Боброва Ольга Ивановна

Программа элективного курса по русскому языку для 10-11 классов "Сочинение. Законы мастерства"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 2»

г. Нижневартовск

                                                                                                                                                                    Программа рассмотрена на заседании

                                                                                                                                                                                  МО учителей русского языка и литературы

                                                                                                                                                                                   (протокол № 1 от __________ 2021 г).

 «Утверждаю» ___________                                                                                                                                    Утверждена

  Директор МОУ гимназия № 2                                                                                                                               решением педагогического совета

  Т.Л.Середовских                                                                                                                                                    (протокол № 1 от _________ 2021 г).

   

   М.П.

Рабочая программа

Элективного курса по русскому языку

«Работа с текстом»

для    9Б класса

Боброва Ольга Ивановна

                                           

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Общая характеристика элективного курса «Работа с текстом»

Элективный курс «Работа с текстом» направлен на освоение учащимися навыков работы с текстом. Понимание текста требует нравственно-интеллектуальных усилий и может быть достигнуто в процессе «диалога с текстом». Сам процесс «общения» с текстом  — это учебная деятельность, когда духовно-нравственное становление личности постепенно происходит как часть самого обучения, приобретения тех знаний, умений. Процесс понимания текста, его интерпретация учеником — уже творчество.

Деятельность учащихся на основе текста развивает и мышление, и чувства (рациональное и эмоциональное), способствует воспитанию и эстетическому, и этическому, является решающим фактором формирования языковой личности. Курс призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над текстами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку обучающихся к разработке и реализации собственных текстов. Актуальность курса «Работа с текстом» определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, новизной формы сдачи экзамена по предмету, которая включает в себя и сжатое изложение, тестовые задания, и творческую работу.

Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла.

В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем).

Владение работой с текстом, умение понимать информацию во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Данный курс неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Данная программа элективного курса для IX класса разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы

 Цель курса – научить девятиклассников анализировать содержание и лингвистические компоненты текста, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст.

Задачи изучения элективного курса:

помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться более осознанно и свободно пользоваться богатствами  родного языка для передачи своих мыслей и чувств;

работать не только над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент;

соблюдать совокупность требований к правильной и хорошей речи;

развивать речевое чутьё, гибкость и смелость мышления, вызвать стремление быть вдумчивым и проницательным читателем;

формировать умение мыслить творчески, рассуждать логично, доказательно, с опорой на анализ текста художественного произведения или жизненный опыт;

формировать собственный письменный стиль каждого ребёнка;

выявлять творческие способности у каждого школьника;

помочь ребёнку преодолеть комплексы, справиться со своими коммуникативными проблемами, развивать речь, память, внимание, способствовать становлению характера, умению побороть себя и свои пороки;

помочь ученикам раскрыть красоту и богатство русского языка, показать им его многообразные возможности, приучить обучающихся вдумчиво относиться к слову и побудить к созданию собственных творческих работ.

научить применять обобщённых знаний и умений при анализе текста.

Ценностные ориентиры содержания элективного курса

Государственный экзамен в 9 классе требует от учащихся умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи и проблемы. Общая направленность экзамена заключается в проверке следующих умений и навыков:

писать изложения разных видов

читать текст и анализировать его содержание

выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка.

Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла.

В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем).

Не предусмотрено программой основной школы и формирование умения абзацного членения текста, определения главной и второстепенной информации.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации метапредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. 

Количество учебных часов

Рабочая программа в IX классе рассчитана на 34 учебных часа, в том числе на теорию – 5 часов, практику – 29 часов.

Формы организации образовательного процесса

Данная программа предусматривает проведение практических занятий, исследований, деловой игры, тренингов; организацию групповых форм работы, дифференцированного обучения, личностно-ориентированного обучения, самостоятельной работы обучающихся. На занятиях предусматривается использование:

Лекции учителя с различными видами заданий;

Составление обобщающих таблиц и схем;

Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);

Самостоятельный отбор материала;

Работа в группах;

Проведение деловых игр и практикумов;

Работа с пакетами КИМов;

Написание изложений и сочинений.

 

Виды и формы контроля

Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ, с помощью тестов, письменных работ (сжатого изложения, сочинения - рассуждения), редактирования текста. После изучения всего курса проводится итоговая контрольная работа: сжатое изложение и сочинение-рассуждение. Письменные работы оцениваются по критериям, предусмотренным для ОГЭ.

Учебно-тематический план

Раздел

Кол-во часов

Теория

Практика

 

Текст как результат речевой деятельности

6

1

5

 

Средства выразительности в тексте

4

1

3

 

Выразительное чтение текста как искусство звучащего

слова

2

-

2

 

Синтаксические и пунктуационные нормы текста

4

1

3

 

От анализа текста к изложению

9

1

8

 

Сочинение — это тоже текст

9

1

8

 

Итого

34

5

29

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Текст как результат речевой деятельности

Тема, основная мысль.

Абзац. Зачин (первое предложение). Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов.

Ключевые слова.

Взаимодействие названия (заголовка) и текста.

Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь). Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические).

Смысловая и композиционная целостность текста.

Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки.

Знать: основные правила работы с текстом. 
Уметь: различать характер заданий к тексту. 


Раздел 2. Средства выразительности в тексте

Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические, синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические, тропы, средства экспрессивного синтаксиса).

Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.

Стилистические возможности языковых средств.

Раздел 3. Выразительное чтение текста как искусство звучащего

слова

Выразительное чтение как тест на понимание текста. Тон и темп чтения. Логические паузы и ударения. Интонация текста.

Знать: основные правила выразительного чтения.

Уметь: умение выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы.


 

Раздел 4. Синтаксические и пунктуационные нормы текста
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение.

Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм. 

Знать: синтаксические и пунктуационные нормы.

Уметь: использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.

Раздел 5. От анализа текста к изложению

Виды изложений.

Способы и приёмы компрессии (сокращения) текста. Главная и второстепенная информация в тексте. Исключение второстепенной информации, подробностей, деталей, обобщение однородных явлений и фактов, сочетание исключения и обобщения. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости.

Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста

Учимся редактировать текст. Типы речевых, грамматических ошибок. Предупреждение речевых, логических, фактических ошибок.

Знать: основные требования к изложению, способы компрессии текста.

Уметь: выделять ключевые слова в тексте, применять способы компрессии текста, воспроизводить текст разных стилей с заданной степенью свёрнутости, редактировать текст.

Раздел 6. Сочинение — это тоже текст

Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

Извлечение информации из различных источников

Знать: структуру сочинения-рассуждения.

Уметь: создавать текст в письменной форме в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

Планируемый уровень подготовки обучающихся

В результате изучения элективного курса обучаемый должен знать:

основные признаки текста;

основные признаки сжатия текста;

основные приемы написания сочинений разных типов.

В результате изучения элективного курса обучаемый должен уметь:

осознанно воспринимать текст;

определять тему, проблему, основную мысль текста, авторскую позицию и точку зрения героя;

правильно и лаконично излагать содержание текста;

определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения слова, анализировать их структурно-смысловые связи;

членить текст на смысловые части, то есть определять не только его главную тему, но и микротемы;

выявлять главную и второстепенную информацию в тексте, распознавать ее на слух;

владеть различными приемами сжатия текста;

письменно передавать содержание текста в сжатом виде, используя при этом различные средства речевой выразительности;

самостоятельно создавать тексты заданных типов и стилей речи;

проводить иллюстративные аргументы из прочитанного текста, подтверждающие указанные мысли;

выполнять орфографические, пунктуационные и грамматические нормы;

свободно владеть знаниями по грамматике русского языка при решении тестовых заданий.

При выразительном чтении текста: умение выбирать тон, темп чтения,

принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности;

определять, где нужны логические ударения, паузы.

Учебно-методическое обеспечение

Федеральный компонент государственного стандарта основного среднего образования по русскому языку. – //Официальные документы в образовании, 2009, №5.

Греков В.Ф., Крючков Е.В., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы.- М., 2010.

Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»

Корчагина Е.В. Русский язык: Содержательный и языковой анализ текста: 9-й кл. – М., 2009.

Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».

ГИА – 2017: Экзамен в новой форме: Русский зык: 9-ый кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. / авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М., АСТ,2017

Русский язык. 9 класс. 52 диагностических варианта/ Н.М. Девятова, Е.Ю. Геймух. – М.: Издательство «Национальное образование», 2012. – (ГИА. Экспресс-диагностика)

Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 9 класс. «Экзамен», 2016.(Серия «Учеюно-методический комплект») 

Серия «Готовимся к экзаменам»: Тексты изложений (часть1), Тестовые задания (Часть 2).

Учебные словари

Материалы для обучения чтению.

Использование технических средств, СМИ и Интернета

Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru /.

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Работа с текстом» для 9 «В» класса

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Вид и форма контроля

Требования к уровню подготовки

 

 

 

план

факт

 

 

 

Текст как результат речевой деятельности

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка

1

 

 

 

Знать основные признаки текста. Уметь характеризовать текст по форме, виду и типу речи.

 2

Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования

1

 

 

Композиционно-содержательный анализ текста

Знать: что такое тема и основная мысль;

Уметь: определять тему, идею, проблему текста.

 3

Роль ключевых слов текста

1

 

 

Восстановление текста по ключевым словам

Знать: ключевые понятия – микротема, микротекст, абзац;

Уметь: определять микротему текста, составлять микротекст, членить текст на абзацы, восстанавливать текст по ключевым словам.

 4

Способы и средства связи между предложениями в тексте

1

 

 

Тренировочные упражнения «Моделируем текст»

Знать: виды и средства связи предложений в тексте; смысловые отношения, средства и виды связи между предложениями текста

Уметь: моделировать текст.

 5

Характер смысловых отношений между частями текста

1

 

 

Творческая работа в группах.

Составление текстов на основе данных ситуаций

Знать характер смысловых отношений между частями текста.

 6

Смысловая и композиционная целостность текста

1

 

 

Работа с текстом

Уметь определять смысловую и композиционную целостность текста.

 

Средства выразительности в тексте

 7

Особенности использования лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических средства выразительности в тексте

1

 

 

Работа с текстом

Умение проводить морфемно-словообразовательный анализ слова; определять основные способы образования слов, принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам.

 8

Специальные изобразительно-выразительные средства в тексте и их роль

1

 

 

Анализ текстов

Уметь находить изобразительно-выразительные средства в тексте и определять их роль.

 9

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой и основной мыслью текста

1

 

 

Подбор рабочего материала

Уметь делать выбор языковых средств в соответствии с темой и основной мыслью текста.

 10

Практическая работа «Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности»

1

 

 

Работа с художественным текстом

Знать порядок анализа текста. Уметь анализировать текст, находить в нем средства выразительности и определять их роль в предложении.

 

Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова

 11

Выразительное чтение как тест на понимание текста

1

 

 

Выразительное чтение текста

Знать: основные правила выразительного чтения.

 12

Логические паузы и ударения. Интонация текста

1

 

 

Работа над интонацией

Уметь выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы.

 

Синтаксические и пунктуационные нормы текста

 13

Словосочетание и предложение

1

 

 

Конструирование словосочетаний и предложений по схемам. Работа над синонимичной заменой словосочетаний

Знать функции словосочетания и предложения. Уметь определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.

 14

Функции сложного предложения в тексте

1

 

 

Тестовые задания для подготовки к ГИА

Знать особенности построения сложного предложения

 15

Пунктуация в сложном предложении текста

1

 

 

Тестовые задания для подготовки к ГИА

Знать: синтаксические и пунктуационные нормы.

Уметь строить текст в соответствии с синтаксическими и пунктуационными нормами.

 16

Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм

1

 

 

Работа с текстом

Уметь: использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.

 

От анализа текста к изложению

 17

Виды изложений

1

 

 

Задание «Подбираем заголовок к тексту»

Знать основные виды изложений. Уметь определять задачу при написании изложения в зависимости от вида изложения.

 18

Глубина и точность понимания содержания, проблематики исходного текста

1

 

 

Самостоятельная работа

Уметь определять основную мысль в тексте, выражать информацию текста в виде кратких записей.

 19

Способы и приёмы компрессии (сокращения) текста.

1

 

 

Работа с текстом

Уметь: применять языковые приёмы сжатия исходного текста: исключение, упрощение, обобщение.

 20

Главная и второстепенная информация в тексте

1

 

 

Задание «Учимся задавать вопросы к тексту»

Уметь создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;

 21

Пишем сжатое изложение

1

 

 

Сжатое изложение

Уметь: самостоятельно работать над сжатым изложением

 22

Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

1

 

 

Пересказ текста по ключевым словам

Уметь выделять ключевые слова в тексте, воспроизводить текст по ключевым словам.

 23

Соотношение микротемы и абзацного строения текста

1

 

 

Работа по выделению микротем в тексте

Уметь выделять микротемы текста.

 24

Представление об абзаце как о пунктуационном знаке

1

 

 

Работа по выделению абзацев в тексте

Знать роль абзацного членения текста. Уметь выделять в тексте абзацы.

 25

Практическая работа по предупреждению речевых, логических, фактических ошибок

1

 

 

Редактирование текста

Уметь находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида.

 

Сочинение — это тоже текст

 26

Структура сочинения-рассуждения

1

 

 

Работа над сочинением по высказыванию лингвиста

Знать: композицию рассуждения, понятие «аргумент», способы введения аргументов;

Уметь: составлять схемы рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос.

 27

Алгоритм написания сочинения – рассуждения

1

 

 

Работа над сочинением по цитате

Знать алгоритм написания сочинения – рассуждения. Уметь строить высказывание в зависимости от темы.

 28

Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении

1

 

 

Работа над языковым оформлением высказывания.

Уметь: самостоятельно работать над сочинением-рассуждением с использованием речевых клише.

29 

Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на лингвистическую тему

1

 

 

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Знать строение сочинения-рассуждения. Уметь создавать рассуждение в соответствии с заданной темой.

 30

Написание сочинения - рассуждения

1

 

 

 31

Извлечение информации из различных источников

1

 

 

Работа со справочной литературой

Уметь извлекать информацию из различных источников, строить высказывание по нескольким источникам. Уметь работать с достаточно объемной информацией.

 32

Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи

1

 

 

Сочинение-рассуждение

Уметь использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка; оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

 33

Критерии оценки сочинения-рассуждения. Итоги года

1

 

 

Оценивание собственных сочинений

Знать критерии оценивания сочинений. Уметь оценивать собственное сочинение.

 34

Итоги года

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

основного общего образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №2»

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Развитие речи. Тайны русского языка»

для 5 б,в.класса

на 2021-2022 учебный год

Учитель: Боброва О.И

г. Нижневартовск


Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  09.07.2017,Основной образовательной программы МБОУ «Гимназия №2».

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО) главной задачей в рамках перехода к новым образовательным стандартам является создание в образовательном учреждении условий для вовлечения учащихся в систему внеурочной деятельности. Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности может быть достигнуто при комплексном использовании организационных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеурочной деятельности, индивидуальных самостоятельных занятий. Программа внеурочной деятельности должна быть направлена на обеспечение потребностей обучающихся, стимулирование самостоятельности и креативности в решении учебных задач.

Цель программы  создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лексика и фразеология»; обогащение словарного запаса и формирование грамотной устной и письменной речи; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Задачи программы

Обучающие: развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; углубление знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной работе над познанием родного языка; формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка; развитие творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование коммуникативной культуры учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие: воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления; воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.

Развивающие: приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развитие умения пользоваться разнообразными словарями; обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Занятия по внеурочной деятельности ориентированы на системно-деятельностный и компетентностный подходы в образовании, основанные на проблемном, личностно ориентированном обучении, сотрудничестве учителя и ученика, опоры на жизненный опыт учащихся.

Деятельность обучающихся в рамках данной программы базируется на следующих принципах:

  • научность, связь теории и практики;
  • принцип учёта возрастных особенностей учащихся;
  • принцип связи обучения и воспитания с жизнью;
  • учёт индивидуальных особенностей учащихся;
  • принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, исследовательской) деятельности;
  • непрерывность образования и воспитания личностных качеств учащихся как механизма обеспечения полноты и цельности образовательного и воспитательного процесса.

Планируемые результаты внеурочной деятельности.

Личностные:

  1. уважение ценностей семьи, общества;
  2. любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  3. эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  4. эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  5. чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  6. интерес к чтению, ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  7. интерес к письму, созданию собственных текстов, письменной форме общения;
  8. интерес к изучению языка;
  9. осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

  1. способность извлекать информацию из разных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
  2. овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
  3. способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий;
  4. работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  5. в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  1. умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  2. умение пользоваться словарями, справочниками;
  3. умение осуществлять анализ и синтез;
  4. умение устанавливать причинно-следственные связи;
  5. умение строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  1. умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
  2. умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей и жанров с учётом замысла, адресата, ситуации общения;
  3. способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  4. способность принимать участие в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
  5. способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.

Место данного курса в базисном учебном плане.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка» предназначена для учащихся 5 классов и учитывает возрастные особенности школьников 11-12 лет. Она может быть использована как в работе с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов. Срок реализации программы – 1 год. Курс рассчитан на 40 минут. Продолжительность занятия 40 минут. Итоговой работой по окончанию курса является промежуточная аттестация, которая оценивается как «зачет» или «незачет». 

Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

Содержание программы

Раздел 1.

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.)

 Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

Для чего используют звуковые повторы в речи.

 Какова роль интонации в устной речи

Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»

В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.

Раздел 2.

Загадки русского словообразования.

( Морфемика. Словообразование. Этимология)

О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

Этимология слов. Работа со словарями

Сказочные превращения.

Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела обучающиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.

Раздел3.

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация)

Зачем нужно знать алфавит

В чём секрет правописания морфем

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

Не пером пишут – умом. Тайны письма.

 Бенефис знаний.

Проводятся исследования данных тем, обучающиеся используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.

Раздел 4

Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология)

На какие группы делится словарный состав русского языка

В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

О чём рассказывают фразеологизмы

Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.

Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.

Раздел5

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.)

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

В чём секрет глагола и его форм.

Как отличать грамматические омонимы.

Какими бывают предложения.

Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

Раздел 6

Речевой этикет.

Правила речевого этикета.

Формулы речевого этикета.

Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.

Раздел 7

Обобщающее занятие

Промежуточная аттестация..

Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник


Тематическое планирование.

Тема занятия.

Кол-во часов.

Плановые сроки прохождения.

План.

Факт.

1

Организационное занятие

1

4.09

2-3

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

2

11,18.09

4-5

Для чего используют звуковые повторы в речи.

2

25.09, 2.10

6.

Какова роль интонации в устной речи

1

9.10

7

Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»

1

16.10

8

О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

1

23.10

9

 Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов

1

6.11

10

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

1

13.11

11

Этимология слов. Работа со словарями

1

20.11

12

Сказочные превращения.

1

27.11

13

Зачем нужно знать алфавит

1

4.12

14

В чём секрет правописания морфем

1

11.12

15

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

1

18.12

16

Не пером пишут – умом. Тайны письма.

1

25.12

17

Бенефис знаний.

1

18

На какие группы делится словарный состав русского языка

1

19

В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

1

20

О чём рассказывают фразеологизмы

1

21

 Фразеология в художественных произведениях.

1

22

Лабораторная работа.

1

23

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

1

24

В чём секрет глагола и его форм.

1

25

Как отличать грамматические омонимы.

1

26-27

Какими бывают предложения.

1

28-29

Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

1

30-31

Правила речевого этикета.

2

32-33

Формулы речевого этикета.

2

34

Промежуточная аттестация.

1



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 2»

г. Нижневартовск

                                                                                                                                                                    Программа рассмотрена на заседании

                                                                                                                                                                                  МО учителей русского языка и литературы

                                                                                                                                                                                   (протокол № 1 от __________ 2021 г).

 «Утверждаю» ___________                                                                                                                                    Утверждена

  Директор МОУ гимназия № 2                                                                                                                               решением педагогического совета

  Т.Л.Середовских                                                                                                                                                    (протокол № 1 от _________ 2021 г).

   

   М.П.

Рабочая программа

Элективного курса по русскому языку

«Сочинение: законы и секреты мастерства»

для    11 класса

Учитель: Боброва Ольга Ивановна

                                           

Элективный курс по русскому языку

 «Сочинение: законы и секреты мастерства»

Пояснительная записка.

Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.

Курс «Сочинение: законы и секреты мастерства. Подготовка к ЕГЭ»  призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка.  Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Курс «Сочинение: законы и секреты мастерства. Подготовка к ЕГЭ» рассчитан на учащихся  10-11 класса как профильного, так и общеобразовательного уровня. 

Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия  позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.

Курс рассчитан на 1 час в неделю аудиторных занятий. Общий объем – 34 часа.

Цели и задачи изучения курса.

Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.

Задачи курса:

  • обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для сдачи экзамена в формате ЕГЭ;
  • подготовить учеников к тестовой части  экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ: тестам с выбором ответа (уровень А) и с открытым ответом (уровень В);
  • формировать умение создавать собственный текст о тексте (сочинение уровня С).

Ученики должны

иметь представление

о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;

знать

  • сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
  • содержание заданий ЕГЭ;

уметь

  • применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
  • оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;
  • применять приёмы сжатия текста;
  • понимать и интерпретировать текст;
  • создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
  • аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Программа

Введение

Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией   ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.

Повторение основных сведений о тексте.

Что такое текст?  Связь предложений в тексте. Стили текста: публицистический стиль. Стили текста: художественный стиль. Типы текста.

Подготовка к сочинению уровня С.

Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения.  Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.

Комплексная подготовка к ЕГЭ

Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.

Тематическое планирование

Раздел

программы

Тема

Количество часов

1. Введение

Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией   ЕГЭ.

1

2. Повторение основных сведений о тексте.

1. Что такое текст?  Связь предложений в тексте.

2. Стили текста: публицистический стиль.

3. Стили текста: художественный стиль.

4. Типы текста.

5. Зачетная  работа №1

1

1

1

1

1

3. Подготовка к сочинению уровня С.

1. Тема, идея текста.

2. Проблематика текстов. Способы формулировки проблемы текста.

3. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий).

4. Выявление и формулировка авторской позиции.

5. Аргументы, виды аргументов, способы аргументации.

6. Отработка навыков аргументации.

7. Зачетная работа №2.

8. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.

9. Практикум по написанию сочинения.

10. Анализ сочинений.

11. Зачетная работа №3.

1

3

2

2

3

4

1

2

3

2

1

4. Комплексная подготовка к ЕГЭ.

1. Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.

4

Всего 34 часа

Список  рекомендуемой литературы

1. ЕГЭ-2017. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова  – М.: Эксмо, 2017.

2. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько– М.: Интеллект-Центр, 2017.

3. Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2016

4.Нарушевич А.Г. Лекция. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Лекция №8  www.1september.ru

5. Цыбулько И.П., Александров В.Н., Гостева Ю.Н., Капинос В.Н. и др. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом. Русский язык. – ФИПИ, 2017

6. Цыбулько И.П., Александров В.Н., Гостева Ю.Н. и др. Типичные ошибки при выполении заданий Единого государственного экзамена по русскому языку- М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Элективный курс по русскому языку для 11 класса "Сочинение:законы и секреты мастерства. подготовка к ЕГЭ."

Курс «Сочинение: законы и секреты мастерства. Подготовка к ЕГЭ»  призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка.  Его главная ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах

Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся  10-11 клас...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)...

Программа элективного курса по русскому языку. 6-7 класс. "Тайны и сокровища русского языка"

Курс связан со многими разделами русского языка (лексикой, морфологией, морфемикой, фразеологией, орфографией), но предполагается новый для детей подход к изучаемым на уроках темам:  обращение к ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

     Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

Программа элективного курса по русскому языку в 10 классе «Секреты мастерства. Обучение написанию сочинения»

На современном этапе развития образования основная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить адекватное языковое развитие обучающихся, помочь сформировать умения и навыки грамотного...