ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (рекомендации к составлению)
учебно-методический материал по теме

Борискова Наталья Ивановна

Для организации четкой педагогической деятельности каждый учитель в своем портфеле должен иметь как минимум две вещи: поурочное планирование тем и план-конспекты уроков. Ниже даны укрупненные рекомендации по составлению таких конспектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_rekomendatsii_k_sostovleniyu.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА

(рекомендации к составлению)

Для организации четкой педагогической деятельности каждый учитель в своем портфеле должен иметь как минимум две вещи: поурочное планирование тем и план-конспекты уроков. Ниже даны укрупненные рекомендации по составлению таких конспектов.

План-конспект урока, как правило, состоит из следующих рубрик :

ТЕМА : название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования.

УРОК № ../.. : порядковый номер урока и его название выписываете из Вашего поурочного планирования.

ТИП УРОКА : определяете сами, исходя из целей и задач проводимого урока. Могут быть - комбинированный урок, урок закрепления изучаемого материала, урок повторения пройденного материала, урок обобщения и систематизации новых знаний и др.

ВИД УРОКА: должен быть согласован с типом урока. Урок может быть традиционным, лабораторной работой, учебной лекцией, семинаром и проч.

ЦЕЛЬ УРОКА : ставите ее сами, желательно конкретно. Это заранее предусмотренный результат, который должен быть достигнут в конце урока Вами и Вашими учениками. Как правило имеет образовательный характер.

ЗАДАЧИ УРОКА : выбранную Вами вышеназванную цель достигаете путем совместного решения общеизвестных дидактических задач: образовательной, развивающей и воспитательной. Кратко приводите содержание поставленных перед собой задач.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА :отражаете этапы, которые обязательно должны быть проработаны на уроке, даже если он складывается трудно и, может быть, не так, как задумывалось: не пошел эксперимент, скомкана проверка домашнего задания и др. Без отработки этих этапов урок заканчивать не рекомендуется.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ : здесь перечисляете оборудование и приборы для  демонстраций, лабораторных работ и практикумов (мензурки, линейки, весы, динамометры и пр.).Сюда же включаете список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке (диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, ЭВМ, телекамеру и т.д.). Разрешается включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).

ПЛАН УРОКА : пишете в краткой форме по планируемым этапам урока, часто  представляется в конспектах в виде таблиц следующего содержания:

№ п/п

Этап урока

Приемы и методы

Время, мин

1

2

3

4

1

2

ХОД УРОКА - основная часть Вашего план-конспекта. Здесь  в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока и покажите всю процедуру Вашего взаимодействия с учениками от звонка до звонка. Кроме этого укажите те материалы, которыми Вы пользуетесь на уроке, включая учебники, задачники, сборники тестов, различную дополнительную литературу по экспериментальным заданиям, демонстрационным и лабораторным работам. Как правило этот раздел в конспекте также представляется в виде таблицы:

№ этапа

Работа учителя, ссылки

Работа ученика, ссылки

1

2

3

1

2

В перечень этапов, рассматриваемых в ходе урока, обычно входят следующие:  

    - организационный этап,

        - этап проверки домашнего задания,

        - этап контроля и всесторонней проверки знаний,

        - этап подготовки к усвоению нового материала,

        - этап усвоения новых знаний,

        - этап закрепления новых знаний,

        - этап первичной проверки понимания нового материала,

        - этап повторения пройденного материала,

        - этап обобщения и систематизации новых знаний,

        - этап информации о домашнем задании.

В каждом этапе могут быть выделены учебные моменты, например: активизация умственной деятельности учащихся, мотивация перехода к новому материалу, актуализация (или повторение) нового материала, демонстрация опытов, перечень вопросов к классу, самостоятельная работа детей с чертежами и рисунками, записи определений в рабочих тетрадях, знакомство с материалом по учебникам и пр.

Слово “ссылки” в таблице означает, что свое изложение каждого этапа надо сопроводить номерами демонстрационных экспериментов, учебников и  других литературных источников. Эти номера Вы проставляете во второй и третьей колонках таблицы после текста в полном соответствии с теми номерами, которые Вы присвоили своим чертежам и литературе в двух последующих  разделах конспекта: РИСУНКИ... и ЛИТЕРАТУРА.

РИСУНКИ И СХЕМЫ ДЕМОНСТРАЦИЙ : в этот раздел Вы помещаете схемы установок демонстрационных экспериментов, лабораторных работ и практикумов, принципиальные схемы электрических цепей, чертежи к рассматриваемым задачам - все, что помогает Вам быстро восстановить в памяти экспериментальную часть урока и ход решения основных задач. Все рисунки и схемы должны быть пронумерованы в определенной временной последовательности (рис.1, рис.2,...). Именно на эту нумерацию следует ссылаться при включении, например, нескольких демонстраций в этап раздела ХОД УРОКА.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ : здесь  перечисляете все учебники, задачники, дидактические материалы, книги для внеклассного чтения которыми Вы и дети пользовались при проведении урока. Включенные в раздел источники информации должны быть пронумерованы по порядку, потом к этим номерам Вы прибегаете по тексту план-конспекта там где это необходимо. Не стесняйтесь вносить в этот список свой рабочий конспект, поурочное планирование, свои план-конспекты других уроков и ссылаться на них в соответствующих местах разделов. В тексте ссылки на литературу проставляйте в квадратных скобках [1,3].

Подпись УЧИТЕЛЯ : в конце конспекта Вы ставите свою фамилию и расписываетесь. Без этого неясно- кто по этому конспекту работает, кто несет ответственность за написанное.

Использованная литература: http://schoolinfo.spb.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление план – конспекта урока физической культуры.

Материал в помощь учителю, для составления развернутого плана урока по физической культуре...

Схема составления плана-конспекта урока

в помощь молодому учителю...

Методические рекомендации к составлению плана – конспекта урока с использованием ЭОР

План-конспект урока должен включать в себя ЭОР, размещенные в федеральных коллекциях: ФЦИОР www.fcior.edu.ru и ЕК ЦОР school-collection.edu.ru, при этом, их использование должно быть обосновано....

План-конспект урока по профильному труду 6 класс. Тема урока: «Ориентирование в задании по чертежу. Разбор чертежа. Составление плана работ изготовления скамейки».

Изучение  план изготовления скамейки, научить самостоятельно изготавливать скамейку по плану;  Развитие моторики рук, глазомер, связную речь, развить образную память, логическое мышление; Ко...

План - конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Урок развития речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Данный урок предназначен для учащихся коррекционной школы. Урок развития речи. Цели урока:Образовательная. Развитие умения составлять связный рассказ по серии картин.  Коррекционно &nda...

План - конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Урок развития речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Данный урок предназначен для учащихся коррекционной школы. Урок развития речи. Цели урока:Образовательная. Развитие умения составлять связный рассказ по серии картин.  Коррекционно &nda...

План - конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Урок развития речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Данный урок развития речи предназначен для учащихся коррекционной школы. Цели урока:Образовательная. Развитие умения составлять связный рассказ по серии картин.  Коррекционно – ра...