Патриотическое воспитание в процессе становления личности ребёнка
статья по теме

Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период - в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. О различных технологиях и методах, которые воспитатель может воспользоваться в своей работе пойдёт речь в данной статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx676.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

общеобразовательная школа-интернат

основного общего образования

Выступление на ШМО воспитателей

Тема: «Патриотическое воспитание в процессе становления личности ребёнка

Выступление подготовила:

Воспитатель второй

квалификационной категории

Кузьмина Екатерина Владимировна

г.о. Жуковский

2013г

Патриотическое воспитание в процессе становления личности ребёнка.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: "Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями".

В "Лекциях о воспитании детей" А.С. Макаренко говорил: "Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг перед коллективом, и значит перед Родиной, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и

творческой волей".

Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период - в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Необходимо воспитывать, начиная уже с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность, гордость за свою страну и уважительное отношение

к ее истории.

Но следует обратить внимание на то, что патриотическое воспитание младших школьников должно строиться, учитывая возрастные психологические особенности детей. Конечно, психологические особенности - это не догма и у каждого ребенка будет своя степень зрелости в восприятии патриотизма, зависящая от предшествующего психического развития детей, от их готовности к чуткому отклику на воспитательную деятельность взрослых.

Какие же технологии и формы работы может использовать воспитатель, решая эту задачу?

Технологии:

1. Знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества;

2. Знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором;

3. Организация экскурсий в музеи и места русской славы;

4. Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории народа, знание истории;

5. Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное

добывание знаний по истории родины;

6. Проектная деятельность.

Клубные часы

Воспитывать патриотическое качество помогает уже самый первый клубный час, с которого воспитатели  начинают учебный год. Цель этих занятий - вызвать у детей интерес к родной стране, дать им самые первые представления о родном крае, о стране, в которой они живут, познакомить их с понятиями "Родина", «Отечество», "гражданин", "государство", с государственными символами - флагом, гербом и гимном, дать некоторое представление о правах и обязанностях граждан. На таких занятиях  дети знакомятся с важными историческими событиями, героями страны.

Естественным дополнением к этому служат картины родной природы, репродукции полотен русских живописцев. При этом активно используются возможности компьютерной техники.

Мероприятия, посвящённые важным историческим датам.

Одним из примеров можно привести торжественную линейку, посвященную

Дню Победы и возложение цветов к Вечному огню. Это мероприятие стало

традиционным для нашей школы.

Беседы, диспуты, викторины, деловые игры, классные часы.

Патриотическое воспитание младших школьников начинается с верной дружбы и чувства товарищества. Поэтому воспитатели в начальной школе проводят нравственные беседы  по таким темам, как «Что такое хорошо и что такое плохо», «Ответственность», «Планета дружбы» и др.

Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, с

ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, в связи с этим проводятся мероприятия , посвященные Дню матери.

Так же необходимо проводить беседы, которые раскрывают традиции

русской культуры, знакомят с фольклором, так как средства духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры, и т.д.) играют более существенную роль в гармоническом развитии личности младшего школьника. Еще одна из причин использование фольклора для патриотического воспитания младших школьников это то, что фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор

всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою

воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно- воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.

В связи с этим воспитатели в  начальной школе на своих занятиях  активно используют пословицы, загадки, сказки, песни, во время прогулки разучивают и играют с детьми в русские народные игры. А также проводят различные внеклассные мероприятия, на  которых дети получают теоретические знания о прошлом своей Родины и эмоциональное удовольствие от подвижной деятельности.

К таким внеклассным мероприятиям мы можем отнести праздники Масленица, Святки.  Эти  мероприятия  приоткрывают  дверцу в интереснейший мир истории России. Ученики узнают, какие праздники отмечаются с 1 по 19 января (Новый год, Рождество христово, Святки, Крещение); какие обряды проводились, что такое колядки, кто такие ряженные, Овсей и Таусень. Ребята играют  в разные игры («Нарядись-обрядись», Заплети косу», «Золотые ворота»), отгадывают  загадки.

Исследовательская деятельность.

В апреле каждого учебного года в нашей школе проходит научно-практическая конференция, на которой ученики начальной школы представляют и защищают свои проекты, это:

1. «Улицы нашего города»

2. «Героическое прошлое нашей Родины»

3. «Народная мудрость о здоровье»

4. «Хлеб – всему голова»

5. «Как родилась игрушка»

и многие другие достойные и интересные проекты.

Коллективные дела.

Это различные гуманитарные акции (помощь детскому дому);

встречи с фронтовиками. Беседы о тех далеких событиях способствуют

взаимопониманию между поколениями, формируют патриотические чувства.

Смотры-конкурсы, выставки, соревнования.

Основной упор в воспитательном процессе младших школьников делается на следующую психологическую особенность этого возраста - это их моторная активность, выражающаяся в неспособности долгое время сидеть неподвижно и в огромном желании участвовать в подвижных играх и действиях. В связи с этим воспитателю в своей работе по патриотическому воспитанию можно использовать различные соревнования, смотры, конкурсы.

В прошлом учебном году в нашей школе проходил конкурс смотра и песни, выставка «Боевой листок», посвященные празднику День защитника Отечества.

Ребята приняли активное участие, узнали много нового о тех, кто защищает нашу Родину, как становилась наша армия.

Экскурсии, поездки, походы.

Экскурсионные прогулки и туристические походы позволяют учащимся лучше узнать свой край.

Так, например, музей-заповедник «Коломенское», музей сказки «Жили-были», музей игрушки «Забавушка» знакомят с традициями и обычаями русского народа, фольклором. Политехнический музей предлагает ребятам проследить техническое развитие страны. В музеях учащиеся знакомятся не только с историей, но и с современным искусством.

Очень любят младшие ученики школы выезд на эколого-краеведческую экспедицию… Ведь трудно воспитать любовь к Родине, не пробудив у

ребенка любовь к деревьям, цветам, а картины родной природы в равной степени формируют у детей чувство к родному краю.

Трудовые дела.

В нашей школе это, безусловно, субботник. В первом классе дети знакомятся с историей возникновения этого мероприятия, приучаются к труду, в них

воспитывается уважение к чужому труду. Нельзя не упомянуть и дежурство по классу. Обязанности, которые выполняет дежурный, позволяют воспитывать в детях чувство ответственности, взаимопомощи.

Перечисленные технологии и формы работы по патриотическому воспитанию детей, как мы видим, уже используются в нашей школе. Они позволяют почувствовать ребенку радость познания, приобрести умение трудиться, научиться любить близких, беречь природу, приобрести уверенность в своих способностях и возможностях, а самое главное получить социальный опыт. Ведь социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт будет постоянно определять его действия и поступки.

Подводя итог, мы можем сказать, что патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми, что и делают воспитатели  в нашей школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формы и методы патриотического воспитания как условие становления социально-ответственной личности»

Авторы:Гичко Кристина СергеевнаПономарева Инесса АнатольевнаПатриотизм - важнейшая составляющая отечественной культурно-педагогической традиции.Становление гражданского общества и правового государств...

Методическая разработка: «Как прекрасен этот мир!!!» Роль эстетического воспитания в процессе становления личности».

Методическая разработка:«Как прекрасен этот мир!!!» Роль эстетического воспитания в процессе становления личности»....

Программа Инновационного подхода в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности обучающегося.

Cовременный период развития российского образования – это время серьезных перемен, в том числе в содержании образовательного процесса, внеурочной деятельности, управлении образовательным учрежде...

Программа Инновационного подхода в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности обучающегося.

Cовременный период развития российского образования – это время серьезных перемен, в том числе в содержании образовательного процесса, внеурочной деятельности, управлении образовательным у...

Программа Инновационного подхода в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности обучающегося.

В Законе «Об образовании», ФГОС, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы: А.Я. Данилюк, А.М. Кандаков и др.) особое внимание обращено на фо...

Гражданско-патриотическое воспитание как средство становления личности в условиях сельской школы

Доклад на семинаре на тему "Гражданско-патриотическое воспитание как средство  становления личности в условиях сельской школы"...