Гражданско-патриотическое воспитание как средство становления личности в условиях сельской школы
статья

Доклад на семинаре на тему "Гражданско-патриотическое воспитание как средство  становления личности в условиях сельской школы"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКОУ Михайловская ООШ Гражданско-патриотическое воспитание как средство становления личности в условиях сельской школы

Слайд 2

Цель и задачи работы по гражданско-патриотическому воспитанию. Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач: • формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого учащегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству; • утверждать в сознании и чувствах воспитанников патриотические ценности, взгляды и убеждения, воспитывать уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края; • привлекать учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

Слайд 3

ПАТРИОТ (от греческого «земляк, соотечественник») - это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, действующий во имя Родины.

Слайд 4

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины

Слайд 19

Антон Семёнович Макаренко когда-то сказал: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги». Так вот мы – педагоги и должны сделать все, чтобы наши дети и внуки гордились своим званием «ГРАЖДАНИН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».



Предварительный просмотр:

 Муниципальное образовательное учреждение

Михайловская основная общеобразовательная школа

«Гражданско-патриотическое воспитание как средство как средство становления личности в условиях сельской школы»

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Цель и задачи работы по гражданско-патриотическому воспитанию.

Цель:создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:  

  • формировать эффективную работу по  патриотическому воспитанию, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого учащегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

    • утверждать в сознании и чувствах воспитанников патриотические ценности, взгляды и убеждения, воспитывать уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

    • привлекать учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

Согласно толковым словарям, патриот (от греческого «земляк, соотечественник») - это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, действующий во имя Родины.

     Особая значимость патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 гг.»

    В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания:

* это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

По мнению Л.С. Выгодского, патриотизм включает в себя:

 чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

 уважительное отношение к языку своего народа;

 заботу об интересах Родины;

 осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства,свободы и независимости (защита Отечества);

 проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

 гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

 гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

 уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

 ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

 гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.  

Деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию включена в воспитательную систему нашего образовательного учреждения и является частью её образовательной среды, реализуется через интеграцию урочной и внеурочной деятельности (уроки, кружки, внеклассные и внешкольные мероприятия, коллективно-творческие дела). В школе действует программа по патриотическому воспитанию «Я гражданин своей страны» Цель программы: воспитание гражданина, любящего свою Родину, преданного своему Отечеству, человека высокой культуры и нравственности.

В школе функционирует детская школьная организация «Наше время» и с 2014 года патриотический клуб «Юность». Сейчас мы расскажем о традициях нашей и школы и значимых мероприятиях, которые проводятся в рамках гражданско-патриотического воспитания.

Традиционно в школе проводятся мероприятия, посвящённые празднованию Дню победы. Каждый год учащиеся школы активно принимают участие в различных акциях: «Георгиевская ленточка», «Лес Победы», «Чистый памятник», «Поздравим ветеранов и тружеников тыла».

В преддверии празднования 70-летия Победы в ВОВ  на территории школы около Обелиска славы учащимися школы в рамках всероссийской акции «Лес Победы» совместно с работниками Вичугского лесничества была посажена аллея из сосен и поставлена памятная доска в честь 70-летия Победы в ВОВ и в память об участниках ВОВ - работниках Вичугского лесничества. Наша школа тесно сотрудничает с областным государственным казенным учреждением «Вичугское лесничество». Регулярно проводятся совместные мероприятия: экологические субботники по посадке саженцев деревьев, установка скворечников для птиц совместные мероприятия в рамках акции «Всероссийский день посадки леса»  На территории школы и за её пределами учащимися нашей школы посажены аллеи из сосен, берёз.

За Михайловской школой закреплено два Обелиска славы. Один находится на территории школы другой на территории села Михайловское. Члены детской школьной организации «Наше время» следят за благоустройством территорий прилегающих к обелискам и за состоянием самих обелисков.  Около обелиска в селе Михайловское силами обучающихся была полностью заменена изгородь вокруг памятника, сами обелиски поддерживаются в хорошем состоянии.

В рамках празднования Дня Победы в Великой отечественной войне в школе традиционно проводятся торжественные линейки, посвящённые памяти погибшим в Великой Отечественной войне.  Учащиеся регулярно участвуют в торжественном митинге, посвящённом Дню Победы в Великой Отечественной войне.  Детская школьная организация  «Наше время» принимает активное участие в акции «Бессмертный полк». Ребятами собран большой материал о своих близких и родных, участниках  ВОВ.

Традиционными в нашей школе стали концерты, посвящённые праздникам День Победы, День защитника Отечества, День матери, Международный женский день, День учителя. В концертах задействованы все учащиеся школы. Не все обладают вокальными и артистичными данными, но это не главное. Выступая на сцене, дети раскрепощаются, перестают стесняться и уже более уверенно ведут себя перед большим количеством  людей.

В феврале 2015 года в школе состоялось торжественное мероприятие с вручением памятных медалей к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне ветеранам и труженикам тыла. Воспитанники ДШО подготовили своими силами праздничный концерт для ветеранов и тружеников тыла. С этим же концертом учащиеся выступали на вручении памятных медалей к 70-летию Победы в ВОВ в соседнем населённом пункте деревня Юдинка.

Учащиеся школы  занимаются краеведческой работой. Силами обучающихся     собран материал о ветеранах войны,  На районных краеведческих чтениях была представлена   работа на тему «Герои-родниковцы. Наумов Михаил Кузьмич», о родниковце - участнике Великой Отечественной войны и заняла 2 место.

Члены детской школьной организации принимают активное участие в добровольческой акции «Свет в окне», оказывают помощь труженикам тыла и пожилым людям. В рамках акции "Весенняя неделя добра" в школе организуются различные акции: "Книжный доктор" - ребята своими силами производят ремонт книг в школьной библиотеке и библиотеке сельского дома культуры. В рамках акции  «Забота» и «Милосердие" организуется сбор  детских игрушек и книг для воспитанников дошкольной группы детского сада. В рамках Недели добра проводятся акции "Чистый памятник", "Чистый двор", "Очистим планету от мусора".

Традиционно в школе проходит месячник оборонно-массовой работы по патриотическому воспитанию. В рамках месячника проводятся различные мероприятия. Уроки мужества, конкурсная программа «А ну-ка, мальчики!», спортивная игра «Зарница», тематические классные часы, спортивные соревнования.

Учащиеся школы участвуют в проекте "Путешествие по губернии". В рамках проекта ребята побывали в городе Иваново в Ивановском государственном историко-краеведческом музее имени Д.Г. Бурылина, посетили Государственный музей Палехского искусства в Палехе, музей валенка в городе Кинешма, основанный династией Соколовых. Посетили Родниковский музей, где ребята познакомились с историей города, узнали о развитии текстильной промышленности в Родниковском районе.

Совместно с учащимися Филисовской школы наши учащиеся совершили поездку в город Чкаловск с посещением мемориального музея лётчика-испытателя Валерия Чкалова, центра ремёсел, «музея скоростей» и посещением собора Пресвятой Богородицы в селе Катунки, в город Суздаль Владимирской области, в программе экскурсии ребята побывали на территории Суздальского Кремля, посетили Спасо-Евфимьев монастырь и провели обзорную экскурсию по городу.  

В школе активно ведётся активная работа по пропаганде здорового образа жизни: проводятся беседы по здоровому образу жизни,  классные часы, соревнования, конкурсы рисунков, различные акции. Большое внимание уделяется спортивным мероприятиям. Мероприятия спортивно-патриотического направления способствуют развитию силы, ловкости, выносливости, воспитанию воли к достижению победы, самоутверждения, состязательности, необходимости ведения здорового образа жизни, готовности к защите Родины. Охват обучающихся  в мероприятиях стопроцентный.  Учащиеся школы принимают активное участие в выполнении испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». В прошлом году  двое учащихся школы получили бронзовые знаки отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

     Эффективным  методом реализации целей патриотического воспитания является проведение школьных праздников. Подобные мероприятия мобилизуют творческие способности педагога, учащихся и их родителей, позволяют им углубиться в историю и понять глубинную суть известных праздников, уходящих своими корнями в глубокую древность, приобщиться к национальной культуре.

В школе проводятся традиционных школьные  мероприятия: День знаний,  День пожилых людей, День учителя, Дни русской культуры, Осенний бал, День матери, месячник «Мир молодёжи против наркотиков!», акция «Здоровым-быто здорово», Новогодние праздники, месячник оборонно-массовой работы, Масленица, Международный женский день, Вахта Памяти,  Последний звонок, Выпускной бал  и другие. Традиционно на праздники в школе силами учащихся проводятся праздничные концерты с приглашением учителей и родителей.

Большое внимание уделяется правовому просвещению  обучающихся.  В школе проводятся различные мероприятия правовой направленности: Всероссийский день помощи детям, Дни правовых знаний, Дни профилактики с привлечением сотрудников полиции, сотрудников ОПДН, инспекторов ГИБДД, классные часы, уроки-викторины и другие мероприятия правовой направленности.

Обучающие школы активно участвуют и в районных мероприятиях.  Патриотический клуб «Юность»  активно участвует во всех мероприятиях патриотической направленности, которые организуются на районном уровне. И достойно представляет нашу школу.  Большого выбора талантливых и одарённых обучающихся  в школе  нет, но наша задача найти и развить в каждом ребёнке пусть не талант, а способность поверить в себя, в свои силы и возможности. Многие деревенские дети отличаются скромностью и застенчивостью, что в наше время не всегда есть хорошо.  Ребёнок  должен  быть  активным, целеустремлённым и добиваться поставленной цели. Все мероприятия, которые проходят в школе охватывают  всех обучающихся в школе. И когда мы собираем команду на районные соревнования особого выбора у нас тоже нет. Но школу мы представляем на мероприятиях достойно и на уровне городских школ. Хочу рассказать о некоторых наших достижениях. На протяжении нескольких лет наша команда занимает призовые места в слёте юных инспекторов движения «Безопасное колесо».  Два раза наша школа защищала честь района на областном слёте, в 2014 году команда заняла 4 место в области из 23 команд.  Так же наши учащиеся занимают призовые места и на региональных конкурсах: 1 место на региональном этапе юных фотолюбителей «Юность России», грамота Ивановского областного центра развития дополнительного образования детей за участие в областном фотоконкурсе «Мир глазами юных. Наследники Великой Победы» за работу «Труженики тыла», 3 место в областном дистанционном конкурсе компьютерных проектов, созданных школьниками за работу «Календарь 2015 «Памятные и знаменательные даты Великой Отечественной войны», 1 и 2 место в региональном этапе Всероссийского конкурса «Семейный альбом». Традиционно воспитанники творческого объединения «Рукоделие» занимают призовые места в районной выставке декоративно-прикладного творчества. Конечно для некоторых школ это не такие большие достижения, но для наших двадцати пяти учащихся это результат воспитательной работы, которая проводится в нашей школе. И я думаю по этим результатам можно с уверенностью сказать, что воспитательная работа в школе проводиться в системе.

В проекте «Национальной доктрины  образования в Российской Федерации» говорится, что «…система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость…»

Задача, стоящая перед нами, педагогами, весьма сложная и ответственная. Каждый учитель в школе должен пересмотреть как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному школьнику чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности России; любовь к ней; защиту Родины, как в мирное, так и в военное время.
    Антон Семёнович Макаренко когда-то сказал: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги». Так вот мы – педагоги и должны сделать все, чтобы наши дети и внуки гордились своим званием «ГРАЖДАНИН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация личности школьника в условиях сельской школы.

Статья на Поволжскую научно-практическую конференцию педагогических работников сельских образовательных учрежденийпо теме:  «Воспитание тружеников села ХХI века в условиях модернизации естественн...

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС в условиях сельской школы.

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним о...

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС в условиях сельской школы.

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним о...

Воспитание личности в условиях сельской школы

В статье рассматриваются особенности воспитания детей, проживающих в сельской местности....