Элективный курс «Основы правовых знаний» для 11 классов.
методическая разработка на тему

Казакова Людмила Михайловна

Введение данного курса продиктовано логикой развития российского общества и предполагаемой российскому образованию стратегией модернизации. В последние годы страна вступила на путь формирования правового государства и становления гражданского общества. Успехи на этом пути зависят не только от совершенствования законодательства и  модернизации правовых отношений, но и от готовности личности жить в новых условиях, т.е. от правовой культуры граждан. Именно школа может помочь в решении этих задач, т.к. воспитание свободных и ответственных граждан  её основное предназначение. Основная цель предлагаемого курса  «Основы правовых знаний» - формирование у обучающихся навыков правовой культуры в рамках гражданско-правовой компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_11_kl.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Элективный курс

 «Основы правовых знаний» для 11 классов.

Автор:

Казакова Людмила Михайловна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ № 1» г. Горнозаводска

Пояснительная записка.

     Введение данного курса продиктовано логикой развития российского общества и предполагаемой российскому образованию стратегией модернизации. В последние годы страна вступила на путь формирования правового государства и становления гражданского общества. Успехи на этом пути зависят не только от совершенствования законодательства и  модернизации правовых отношений, но и от готовности личности жить в новых условиях, т.е. от правовой культуры граждан. Именно школа может помочь в решении этих задач, т.к. воспитание свободных и ответственных граждан  её основное предназначение.

      Основная цель предлагаемого курса  «Основы правовых знаний» - формирование у обучающихся навыков правовой культуры в рамках гражданско-правовой компетентности.

Задачи:

  • создать условия для реализации  интереса учащихся к выбранному предмету;
  • способствовать формированию у обучающихся элементов правовой культуры, мировоззрения гражданина демократического государства
  • формировать базовые (начальные) знания для ориентации в мире юридических профессий;

включать детей в самостоятельный поиск информации по ключевым вопросам курса.

Принципы отбора содержания учебного материала данного курса:

  • доступность для обучающихся основной школы;
  • учёт индивидуальных особенностей и общего развития обучающихся;
  • профессиональная пропедевтика и создание мотивации на изучение правовых дисциплин в будущем.

    Логика курса предусматривает последовательное рассмотрение теоретического материала: от общих выводов к частным, и постепенное включение обучающихся в решение практических ситуаций.

    Ведущей целью юридического образования является – формирование правовой культуры.

     В научном определении «правовая культура»  выделяются объективные компоненты: норма права, правоотношения, правовые убеждения  и субъективная сторона – правовая культура личности и общества.

    Знание своих прав и свобод, умение их реализовать, защитить, чёткое понимание единства личной свободы и ответственности, способность разрешать споры и конфликты правовыми способами – вот что в настоящее время составляет основу правовой культуры личности.

    Правовая культура самих обучающихся являет собой сложное психологическое, личностное образование, представляющее совокупность устойчивых характеристик правосознания и деятельности (поведения) на основе правовых норм.

   Следовательно, задача правового образования – самостоятельной формы сознания – формирование правосознания как совокупности представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву, правовым явлениям в общественной жизни.

     Задачами отдельных уроков, содержащих правовые знания, могут быть:

  • формирование собственно правовых знаний и знаний о способах деятельности в правовой  сфере, отношения к праву как  социальной ценности
  • организация усвоения навыков положительного правового поведения,  т.к. в настоящее время сохраняется и традиционная задача правового образования, профилактика правонарушений несовершеннолетних.

В правовом обучении школьников можно выделить три этапа:

1. пропедевтический

2. общеправовой

3. профильный

    По окончании изучения курса обучающиеся приобретают практические знания по основным разделам административного, уголовного, гражданского права. Оценкой и критерием результативности будет служить успешное решение учебных задач в ходе правоведческого практикума.

1. Пропедевтический этап

- формирование навыков нормативной культуры как основополагающего условия формирования правовой культуры личности. Основная идея содержания обучения состоит в том, что человек должен высоко оценивать  

 жизнь по правилам. На этом этапе обучающиеся усваивают представление о социальной норме, видах норм, о границах своей свободы и о степени своей ответственности, учатся применять эти элементарные знания на практике.

2. Общеправовой этап

-этап базового образования школьников, которое представляется общеправовой подготовкой выпускников средней (полной) школы. Обучающиеся изучают систематический курс, дающий представление об отраслях права.

3. Профильный этап

- это, как правило, школьный компонент учебного плана, в рамках которого обучающиеся подробно знакомятся с особенностями деятельности адвокатов, юрисконсультов, судей и других представителей юридических профессий.

     Критерии успешности, предполагаемый результат

  • увеличится количество участников и победителей олимпиад, количество обучающихся, участвующих в социальных инициативах
  • полное прохождение программного курса с выполнением всех заданий
  • активность обучающихся и творческий подход ( в дискуссиях и выполнении дополнительных заданий).

Программа элективного курса «Основы правовых знаний» адаптированная, разработана  на основе материалов  Хорошенковой  А.В. по основам права.

     Программа рассчитана на 34 часа для обучающихся 10, 11 классов.

Учебный план

№ темы

Тема

Кол-во часов

Введение. Основные проблемные вопросы                                  1 час

1

Социальные нормы и их многообразие.

Нормы права.

Мораль и право.

1

1

1

2

Государство

Право

Закон

1

1

1

3

Конституция - основной  закон   государства

Конституционный  вопрос в  России. Практикум по Конституции 1993г.

2

2

4

Права человека. История и философия прав человека.

1

5

Право на жизнь.

1

6

Право и справедливость. Юридическое равенство.

2

7

Правовой статус гражданина Российской Федерации.

Гражданин и государство. Гражданство

2

2

8

Права детей.

Право и дети.

1

1

9

Права ребёнка в Российском законодательстве.

Права ребёнка по Гражданскому кодексу.

Права ребёнка по Семейному кодексу.

Права ребёнка по Трудовому кодексу.

Законы школы, Устав школы

1

1

1

1

1

10

Юридическая ответственность несовершеннолетних

2

11

Как защитить свои права?

2

12

Юридическая помощь (практикум).

2

13

Правовая культура.

1

14

Итоговый обобщающий урок

1

15

Итоговая аттестация по курсу

1

Итого

34

Учебно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Содержание

Формы

1

Введение в курс

1.Роль правил в жизни человека.

2.Знакомство с основными содержательными линиями курса.

3.Практическая направленность курса.

4.Критерии успешности

Лекция,

диалог,

сбор информации.

Наши ожидания от курса.

Дискуссия «Можно ли жить без правил».

Тема 1(3 часа)

1

Социальные нормы и их многообразие

Мини-лекция, примеры социальных норм

2

Что такое право

Роль права в жизни общества

3

Право и мораль

Составление сравнительной таблицы  «Право и мораль»

Тема 2 (3 часа)

1

Происхождение государства, права, их взаимосвязь

Беседа «Почему законы стали необходимы»

2

Право. Закон.

Теории происхождения государства и права

3

Отрасли права и их взаимосвязь.

Практическое занятие

Составление таблицы « Право среди нас».

1. Мои действия за день.2.Какое право здесь было осуществлено или нарушено.3.Какая отрасль права регулирует данные отношения



Тема 3 (4 часа)

1

Конституция – основной закон государства

Лекция

2

Практическая работа с Конституцией

Основы конституционного строя

3

Конституционный вопрос в России

Лекция

4

Практическая работа с Конституцией

Работа по главам

Тема 4 (1час)

1

Права человека.

История и философия прав человека.

Понятие «Права человека».

Правовое положение человека в государстве в разные исторические периоды. История борьбы за признание прав человека.

Всеобщая Декларация.


Лекция – диалог,

Сообщения учащихся, работа с документами.

Тема 5 (1час)

1

Право на жизнь

Естественное право человека.

Право на жизнь. Жизнь и война.

Дискуссия «Смертная казнь и право на жизнь».

Знакомство с основными положениями  гуманитарного права.

Тема 6 (2 часа)

1

Право и справедливость.

Юридическое равенство.

Равенство юридическое и фактическое. Общие правила и исключения, какое достижимо и можно ли его гарантировать

Составление конспекта или тезисного плана

2

Много разных людей на планете.

Понятия «Дискриминация»,

«Апартеид», «Сегрегация», «Геноцид», равенство прав

Проблема прав человека в современной России (выбрать 1 из прав, нарушаемое в России).

Тема 7 (2 часа)

1

Правовой статус гражданина Российской Федерации. Гражданин и государство.

1.Понятие «Правовой статус».

2.Человек и гражданин, их правовой статус.

3.Соотношение прав, обязанностей и ответственности.


Беседа

Анализ главы 2 Конституции РФ

2

Гражданство

1.Понятие «гражданство».

2.Приобретение и выход из гражданства.

Работа с законом РФ « О гражданстве».

Тема 8 (1час)

1

Права детей.

Право и дети.

Понятие «Конвенция», Международные документы о правах ребёнка. История вопроса.

Сообщения обучающихся.

Работа с документами, дискуссия. Проблемы соблюдения прав ребёнка.

Тема 9 (8часов)

1

Права ребёнка в Российском законодательстве.

1.Легко ли быть ребёнком в России?

2. Права ребёнка в Российском законодательстве.

Беседа

Таблица «Мои права вокруг меня».

2

Права ребёнка по Гражданскому кодексу

1.Гражданское правоотношение.

2.Физические и юридические лица.

3.Правоспособность и дееспособность.

Решение задач.

Работа с Гражданским кодексом РФ.

3

Практическое занятие

Работа с Гражданским кодексом РФ.

4

Пава ребёнка по Семейному кодексу.

Семейный кодекс. Права и обязанности родителей и детей. Опека, попечительство, усыновление.

Решение задач.

Работа с Семейным кодексом РФ.

5

Практическое занятие

Работа с Семейным кодексом РФ

6

Права ребёнка по Трудовому кодексу

Трудовой кодекс. Рабочее время,  отпуск, льготы, трудоустройство несовершеннолетних,

трудовой контракт.

Работа с Трудовым кодексом.

7

Практическое занятие

Решение задач.

8

Устав школы, законы школы.

Беседа « Закон об образовании в РФ».

Работа с документами.

Тема 10 (2 часа)

1

Юридическая ответственность несовершеннолетних

Правомерное поведение

Дискуссия

2

Юридическая ответственность несовершеннолетних

Юридическая ответственность несовершеннолетних:

-уголовная

-административная

-гражданско – правовая

-дисциплинарная

Дискуссия «Почему дети нарушают закон»



Тема 11 (2 часа)

1

Как защитить свои права. Кто охраняет закон.

Понятие правоохранительных органов.

Суд, адвокатура, нотариат, его функции.

Беседа с работниками правоохранительных органов.

Решение проблемных ситуаций.

2

Полиция – друг или враг?

Полиция, её подразделения. Необходимость сотрудничества с полицией. Как вести себя, если вас задержит полиция.

Мини- лекция, дискуссия, практикум.

Тема 12 (2часа)

1

Юридическая помощь (практикум).

Условия и порядок обращения за юридической помощью.

Беседа.

Разбор ситуаций.

2

Юридическая помощь (практикум).

Юридическая помощь

Игра «На приёме у юриста».

Досудебные правомерные  способы разрешения конфликта.

Тема 13 (1час)

1

Правовая культура.

Содержание правовой культуры. Зачем нужна правовая культура.

Беседа, дискуссия.

Подготовка к итоговой аттестации.

                  Тема 14 (1час)

1

Итоговый обобщающий урок

Итоговая аттестация

Тест, решение заданий.

Рефлексия.

Список   использованной   литературы.

  1. Конституция РФ, 1993.
  2. Основы   государства  и  права,   учебное   пособие  под   редакцией  О.Е  Кутафина М.,  2004 г.
  3. Основы   права.  Элективный   курс    по   изучению  правовых   дисциплин.   А. В.  Хорошенкова  «Панорама»   2006 г.
  4. Е.А. Певцова «Мир права  вокруг нас» М.1999.
  5. Преподавание   истории   в  школе .    1997/8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Основы русского искусства" для 9 класса

Презентация элективного курса "Основы русского искусства" для 9 класса...

Элективный курс Основы менеджмента для 10-11 класса

Элективный курс "Основы менеджмента" предназначен для обучающихся 10-11 классов социально-экономического профиля. Материал курса основан на методическом пособии "Основы менеджмента"...

Программа элективного курса "Основы редактирования" для учащихся 11 класса социально-гуманитарного профиля.

Элективный курс "Основы редактирования" создан в поддержку профильного изучения русского языка в 11 классе социально-гуманитарного профиля....

Презентация программы элективного курса "ОСНОВЫ ФИТОДИЗАЙНА" для обучающихся 9 класса

Программа предпрофильного курса "ОСНОВЫ ФИТОДИЗАЙНА" разработана в соответствии с задачами модернизации образования, основными положениями Концепции профильного обучения, а также с учетом с учет...

Календарно-тематическое планирование по элективному курсу «Основы издательской деятельности» для 8 классов

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, опубликованного в сборнике программ для общеобразовательных учреждений «Ин...

Рабочая программа элективного курса "Основы картографии и топографии" 7 класс

Рабочая программа элективного курса "Основы картографии и топографии"  7 класс....