Методика проведения музыкальных игр
учебно-методическое пособие по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Если мы будем наблюдать детство, мы увидим, что первыми источниками незаинтересованного ребенка являются – сначала песня, а затем игра.
Раньше всего на утеху и радость человеку является музыка, сопровождающая его и дальше на всем жизненном пути, успокаивающая его в минуты печали, облагораживающая все его существо и приближающая его ко всему человечеству, говоря общим для всех, не переводимым на слова и в то же время для общепонятным для всех языком. Младенец в колыбели, не понимающий еще слов матери, успокаивается под ее песню и в первые месяцы своего существования сам старается ее воспроизвести, баюкая себя. С этих пор у него уже является потребность в песне.
На руках у матери грудной ребенок, слыша музыку, хлопает ручками и подпрыгивает, притопывая ножками, у него уже является потребность в песне.
За песней идет второй спутник ребенка – игра. Как только он начинает яснее сознавать все, что его окружает, у него появляется желание все, что он видит и слышит, воспроизводить, он начинает играть почти беспрерывно, и игра является неисчерпаемым источником его незаинтересованной радости. В игре он постоянно перевоплощается, живо переживая все это своей творческой фантазией.
Сплетая игру с песней, ребенок находит свою стихию. Для игры ребенок берет материал из окружающей среды. Если материал этот красив, интересен, то и игры будут хороши, если же кругом одни будни жизни, то и игры будут будничными.
Конечно, при наличии богатой творческой фантазии у ребенка и при художественных наклонностях может и будничный материал переработаться во что-нибудь более красивое, но и в большинстве случаев некрасивая среда порождает некрасивая среда порождает некрасивые игры.
Играя, ребенок все время двигается, жестикулирует, мимирует, перевоплощаясь, то в одно, то в другое существо, выражая в своих жестах все переживания воображаемых им существ. Его мимика и движения большею частью являются явным копированием действительности, совершенно реальным, и иногда до такой степени, что ребенок делается прямо-таки до смешного похож на тех, кого он изображает.
Итак, мы видим, что игра является воспроизведением жизни реальной, музыка же – сколок жизни в идеале. Соединив то и другое и преподнося это детям, мы удовлетворим их потребности изображать жизнь, перевоплощаться и в то же время благодаря музыке, сопровождающей игру, будем показывать им жизнь в идеале, освещая ее красивые стороны.
Музыка, действуя на человека, как на взрослого, так и на маленького, порождает в нем разнообразные эмоции, эмоции же могут выразиться в жесте, который она смягчает и регулирует.
В то же время жесты и мимика лица обратно действуют на настроение, на всю психику человека. Так, если человек в гневе позволит себе сжать кулаки и поднять их на объект своего гнева, он этим жестом разъяряет себя еще больше.
Таким образом музыка, действуя непосредственно на человека, как бы диктует ему жесты, жесты же, в свою очередь, действуют на его психику.
Если мы дадим детям некрасивую, банальную музыку, то в игре всем жестам дадим некрасивое направление.
Пусть ребенок в игре своей будет жить красивой жизнью, тогда с младенчества в нем заложится привычка и потребность к красоте, отвлекающей от будничных переживаний: ссор, обид, зависти, злобы и всего, что портит жизнь.
Ведь мелодия так нежно, красиво звучит, а гармония в музыке рисует нам ту гармонию, то согласие, которое должно быть в человечестве.
Музыкальные подвижные игры включают в себя все основные виды музыкальной деятельности детей. Тема работы очень актуальна, так как дети через игру легче усваивают материал, чем при обычной работе с музыкальным материалом.
ИСТОЧНИКИ ВЫБОРА материала для музыкальных игр
Для того чтобы игра и песня внесли истинную красоту в детскую жизнь, мы должны найти чистый источник, из которого ребенок будет брать материал для своей игры.
Таким источником является красивая музыка.
Но что такое красивая музыка? Одному нравится одно, другому другое. На чей же вкус выбирать песни с играми для детей?
Такие вопросы часто приходится слышать. Ввиду трудности разрешения этого вопроса каждому на свой вкус и усмотрение, чтобы не впасть в ошибки при выборе песен для игр, самое безопасное – придерживаться следующего правила: давать музыку для инсценировки из произведений первоклассных композиторов, как русских, так и иностранных, оцененных историей, или, если это современники, то они должны быть специалистами высокой категории, с опытом работы в дошкольных учреждениях.
Надо сказать, что далеко не всякая песня, как бы она ни подходила по своему содержанию детям, может быть разыграна. Нужно, конечно, в каждом случае тщательно разобраться в том, может ли песня быть претворена в игру, в жесты.
Если в песне содержание слишком отвлеченное от жизни или сложное для постановки, которая, будучи упрощена, многое потеряет, то ясно, что такая песня игре не подлежит. То есть нужно уметь выбирать материал в соответствии с возрастом детей.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР
Играя, ребенок живет в мире фантазии, на фоне окружающей его действительности он беспрерывно что-то творит. Музыка, сама по себе, создает неясные представления, перерабатываемые творческой фантазией воспринимающего ее слушателя. Таким образом, мы все время наблюдаем, что как игра, так и музыка развивают творческую фантазию ребенка.
Если мы будем пассивно имитировать жесты в игре и не используем музыку как высший стимул для красивого выявления переживаемого в мире, мы совершенно парализуем детскую фантазию.
Если взрослый человек будет навязывать ребенку свои движения, то у ребенка эти жесты окажутся искусственными и часто даже очень некрасивыми.
Жесты взрослого человека отличаются от жестов ребенка из-за различия восприятия, пропорций тела. То, что у ребенка выглядит очень мило, у взрослого окажется смешным. Если ребенок будет переживать свою игру сам, всем существом, выявляя свою активность в мимике и жестах, а музыка, если ребенок умело будет подведен под ее обаяние, облагородит и украсит его жесты.
Воспитывать детей в художественной музыке надо своевременно и как можно раньше. Ребенок с неверно направленным с младенчества вкусом будет в силу закона привычки любить и понимать только плохую музыку и оставаться глухим к хорошей. В подобном случае приходится терпеливо перевоспитывать ребенка, т. е. постепенно отучать от плохой музыки и приучать к хорошей, тогда только, по прошествии известного периода времени, можно начать ждать выявления свободных, красивых жестов. Причем надо не забывать, что совершенства в исполнении маленьких детей, даже одаренных от природы, мы ни в коем случае не должны требовать.
Задача наша должна сводиться к тому, чтобы, пробудив художественный вкус в сфере музыки, развивать с помощью нее музыкальность у ребенка.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ С ПЕНИЕМ
Выбрав подходящую для детей песню, руководитель старается заинтересовать детей, как ее текстовым содержанием, так и музыкой. Для этого используются различные приемы: наглядный (показ картин, игрушка и др.), слуховой(стихотворение, проигрывание музыки и др.), и др.
Если занимаются старшие группы, то говорится несколько слов о композиторе, кратко и понятно обрисовывается характер музыки. Песня тут же пропевается и проигрывается. Текст разъясняется так, что детям становится ясно все происходящее в песне действие.
Разучивается текст не в зубрежку, а так, чтобы детям все представилось последовательно в картинах, как бы движущихся на экране перед мысленным взором детей. Вместе с ассоциацией текста с музыкой во время пропевания это приводит к чрезвычайно быстрому и прочному усвоению текста, и, к тому же придает жизнь всему исполнению как со стороны музыкальной, так и в драматизации. Хорошо, если, к тому же, внушить детям симпатию к героям, о которых поется и кого дети будут изображать, тогда это отразится в исполнении - даст детям эстетические переживания.
Разучив текст так, что дети все картины в последовательности мысленно себе представляют, руководитель предлагает детям наметить план игры; она напоминает им, где происходит действие, в комнате ли, в поле ли, в лесу или еще где-нибудь, как это видно из слов песни. Затем намечается место, где игра развернется; обсуждается, какая обстановка, какие предметы могут понадобиться для игры, а может быть, все предметы просто мысленно себе представим и сговоримся, сразу ли все играющие будут на месте, или же кто-то придет потом.
Весь план намечается примерно и может видоизменяться сколько угодно, но что-то основное, устанавливающее сразу некоторый порядок в игре, большею частью остается. Тут же совместно с руководителем дети распределяют роли играющих.
Далее руководитель указывает детям на характерные, типичные черты тех существ, людей или зверей, о которых поется. Например, если говорится о котике, то вспоминается, какой он: он маленький, шерстка у него мягкая, лапки бархатные, выступает он осторожно, грациозно, не слышно, крадучись, но бегает быстро, стремительно. Если существа, о которых идет речь, малоизвестны или забыты, кроме словесных объяснений нужно принести детям картинки с их изображением.
Нужно следить за тем, чтобы дети, не подражая другим, проявляли себя, подчиняясь правилам игры. Каждый удачный жест надо поощрять.
Если ребенок грубо, слишком реально или неосмысленно играет, она словесно его корректирует, обращая к музыке, предлагает выявлять в игре несоответствие характеру музыки (если музыка мягкая, нежная, то и движения должны быть такими же, и наоборот). Поправки вносить нужно изредка, не нарушая хода игры, не надоедая детям и ни в каком случае не показывая, как именно нужно играть.
Резюмируя все сказанное, роль руководителя определяется следующим: предоставляя детям самостоятельное творчество под музыку, руководитель оставляет за собой право разъяснять, направлять игру и словесно корректировать ее, предоставляя верховную роль музыке, подводя детей под обаяние ее.
Наиболее активные роли руководитель предлагает старшим, развитым детям, являющимся вожаками, инициаторами игр. За общим порядком фигур, как направление круга и т. д., следит руководитель, поправляя неправильности, указывая на них детям. Постепенно эту роль он до некоторой степени слагает и приучает к этому то одного, то другого ребенка.
В играх, где требуется быстрое движение, должны петь дети, не участвующие в нем, так как пение при сильном беге вредно для детей.
Когда игра под музыку, являясь продуктом коллективного творчества детей, выливается в определенную и приятную для детей форму, она может повторяться по их желанию с теми же жестами и может даже копироваться с детей детьми же сколько угодно. В то же время дети могут создавать варианты игры, которые, если будут удачны, могут быть использованы как неутомительное, но красивое и дисциплинированное развлечение для детей. Проводя уже отлившиеся в форму игры, дети могут быть совершенно предоставлены себе без всякого вмешательства взрослых. Здесь сама игра несет за собою порядок, который оздаравливающе действует на детей. Младшие, наблюдая за старшими, мало-помалу заинтересовываются играми и копируют их.
Игры с пением, или, что одно и то же, музыкальные инсценировки, могут проводиться в обычной обстановке, а также на фоне декорированных уголков и в соответствующих костюмах, и могут украсить любой детский праздник без особых репетиций, утомительных для детей.
РАЗНОВИДНОСТИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ВОЗРАСТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ПРИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
1. Народные игры с хороводами.
Они являются богатым материалом для музыкальных инсценировок, представляя собою естественное сочетание игры с песней. Русские хороводы представляют собою плясовые игры-песни; в них музыка и драматизация связаны неразрывно. Для маленьких детей выбираются самые легкие песенки, заучивающиеся сами собой, чтобы не обременять их двумя действиями: игрой и песней. Можно сначала спеть самим, а дети будут инсценировать, затем подхватывать песню по мере запоминания.
Со старшими дошкольниками вполне можно использовать для игр не только одноголосные, но и двухголосные песни. Но вводить их надо умело, применяя облегчающие приемы, когда сначала разучивается нижний голос, а потом верхний, и поначалу нужно помогать в пении взрослому.
- Игры под пение.
Проводятся с детьми от года до двух-трех лет, т. к. дети в данном возрасте часто еще не могут спеть песню сами. Ребенок легко вовлекается в игровые ситуации, испытывает при этом удовольствие понимает многие игровые действия (пожалеть кошечку, покормить птичку), меняют игровые действия под двухчастную музыку контрастного характера(сначала спят, потом пляшут, догоняют и т. д.), проявляют потребность в звучании музыки во время игр.
- Игры с пением.
Эти игры предназначены для детей от двух лет, и в них также входят и игры –хороводы, описанные ранее. Дети уже могут эмоционально исполнять элементарные движения, стараются передавать характерные особенности игровых персонажей, а в старшем возрасте и изменять образ в связи со сменой средств музыкальной выразительности.
- Игры под инструментальную музыку.
Игры также проводятся с младшего возраста, но в них желательно использовать инструмент, т. к. детям трудно запомнить сложный мотив, и педагог в этом помогает.
- Танцевальные игры.
Эти игры проводятся только в старших группах, т. к. в них нужна большая сосредоточенность и внимание, чего невозможно достичь в младших группах. Они учат ориентировке в пространстве, развивают память и внимание, воображение и фантазию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мы выяснили, что музыкальные подвижные игры взаимосвязаны со всеми видами музыкальной деятельности ребенка. Они помогают развить эмоциональность и образность восприятия музыки, т. к. дети учатся воспринимать музыку, слушать и передавать в движении разнообразные чувства. Тем самым они учатся более тонко чувствовать эмоциональную настроенность произведения. Игры также развивают чувство ритма, ведь без предварительной подготовительных упражнений, направленных на освоение необходимых двигательных, танцевальных навыков, игра не получится. Также музыкальные игры развивают мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память, т. к. перед игрой нужно прослушать произведение или песню, запомнить форму, содержание, правильно, грамотно спеть песню, а в соответствии с музыкой и исполнить игровые действия. Игры учат петь, передавая чувства ребенка. Помимо всего сказанного, музыкальные игры неотрывно связаны с театрализованной деятельностью, потому - что в игре нужно передавать тот или иной игровой образ, показать характер персонажа игры. То есть, для того, чтобы играть, ребенку необходимо охватить в своем развитии все виды деятельности. А так как любая учеба, как нам известно, лучше всего усваивается в игре, то и ребенку легче всего воспринимать материал через игру, где он одновременно учится чему-то и развлекается без насилия над собой и своей личностью. Также, музыкальные игры воспитывают у детей эстетику. Действуя на творческую фантазию ребенка, музыка пробуждает драматические способности, давая им красивое направление. В музыкальных играх, как коллективных, закладывается начало к развитию социального чувства у детей, учит порядку подчинения каждого в отдельности, одновременно пробуждает чувство общественности.
Таким образом, мы видим, что такие важные элементы – игра, музыка и движения – приучают детей создавать общий порядок, стройную согласованность действий. Проводя музыкальные подвижные игры, мы не только даем детям приятное развлечение, но в то же время закладываем фундамент общего музыкального развития, и развития эстетических и социальных чувств.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
КАРТОТЕКА ИГР
Для детей младшего возраста (2-4 г.):
1. Игра с цветами. 19. Хитрый кот.
См. Приложение 3 - № 2. См. Приложение 3 - № 12.
2. Научились мы ходить! 20. Зайки и волк.
3. Веселый мишка. См. Приложение 3 - № 13.
4. Мишутка пляшет. 21. Зайчики и волк.
- 5. Тепловоз. См. Приложение 3 - № 14.
6. Велосипед. 22. Поиграем в прятки.
7. Погуляем. См. Приложение 3 - № 17.
8. Карусели. 23. Прятки.
9. Мишка на санках. 24. Кошка и котята.
10. Покатаем Машеньку. 25. Игра в прятки.
11. Трамвай. 26. Зайка мой серый
Игры 2-11: См. Приложение 4 - 27. Воротики.
- № 13. 28. Помирились.
12. Игра в снежки. 29. Помирились.
См. Приложение 3 - № 3. 30. Сорока.
13. Озорные овощи. 31. Поиграем.
См. Приложение 3 - №1. 32. Возьмем мишку на прогулку.
14. Идет мишка (песня-игра). 33. Мишка пришел с прогулки.
См. Приложение 3 - №4. 34. Догони зайчика.
15. Козлятки и волк. 35. Мячик.
См. Приложение 3 – № 5. 36. Птичка маленькая.
16. Игра с погремушкой. 37. Игра с зайчиком.
См. Приложение 3 - № 7. 38. Прилетела птичка.
17. Мячик. 39. Игра с мишкой возле елки.
См. Приложение 3 - № 9. 40. Игра с колокольчиком.
18. Грибочки. 41. Мяч.
См. Приложение 3 – №10. 42. Игра с погремушкой.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. А. Е. Чибрикова – Луговская. Ритмика. Ходьба – упражнения – игры - танцы. Методическое пособие для воспитателей, музыкальных руководителей детского сада и учителей начальной школы. Москва. Издательский дом «Дрофа», 1998.
2. Ветлугина Н. А. И др. Музыкальные занятия в детском саду: Из опыта работы. Пособие для воспитателя и муз. руководителя. – М.: Просвещение. 1984.
3. Вихарева Г. Ф. Веселинка. Методическое пособие – СПб.: «Детство – пресс», 2002.
4. Вихарева Г. Ф. Песенка, звени! Методическое пособие. – СПб.: «Детство-пресс», 1999.
5. Г. Вихарева. Дом наш родной. Изд-во «Композитор». СПб, 2003.
6. Доломанова Н. Н. Подвижные игры с песнями в детском саду. Хороводы, инсценировки. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
7. Журнал «Колокольчик» № 2, № 6 - 1997, № 7, 10, 11 - 1998, № 12 – 1999, № 21, № 23 – 2001, № 26 – 2002, № 31 – 2004.
8. Журнал «Музыкальная палитра». ООО «Редакция журнала «Музыкальная палитра». № 5 – 2004.
9. Зарецкая Н. В. Веселая карусель: Игры, танцы, упражнения для детей младшего возраста(2-4). – М.: АРКТИ, 2004.
10. И. Каплунова, И. Новоскольцева Серия «Ладушки». Игры, аттракционы, сюрпризы. Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. Издательство «Композитор» (Санкт-петербург),1999.
11. И. Каплунова, И. Новоскольцева. Серия «Ладушки». Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста (младшая группа, средняя группа, старшая группа, подготовительная группа). Издательство «Композитор» (Санкт-Петербург), 1999.
12. Костина Э. П. Камертон. Программа музыкального развития и воспитания ребенка до трех лет в условиях общественного воспитания и семьи. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999.
13. Макшанцева Е. Д. Детские забавы: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сад. – М.: Просвещение, 1991.
14. Михайлова М. А., Воронова Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения: В помощь музыкальным руководителям, воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
15. Музыка и движение: (Упражнения, игры, и пляски для детей 5-6 лет). Из опыта работы муз. руководителей детских садов/ Авт. - сост.: С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. – М.:Просвещение, 1983.
16. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду: Кн. Для воспитателя и муз. руководителя дет. сада./ Сост. Е. П. Раевская др. – М.: Просвещение, 1991.
Мы поем, играем и танцуем./ Сост. С. И. Чешева. – М.: «Музыка» 1976.
17. Музыка в детском саду. Первая младшая группа. Песни игры, пьесы./ Сост. Н. Ветлугина, И. Дзержинская, Л. Комиссарова. Москва «Музыка»,1990.
18. Назарова А. Г. Играть любят все! Практический материал. Санкт-Петербург. 1994.
19. Н. Ветлугина, И. Дзержинская, Л. Комиссарова. Музыка в детском саду (средняя группа). М., «Музыка», 1997.
20. Осенняя пора./ Сост. И. Г. Смирнова. «Колокольчик». СПб., 1996.
Т. А. Шорыгина, А. С. Петрова. Зимние праздники. Сборник сценариев. М.: Гном – Пресс, 1999.
21. Праздник нашей мамы./ Сост. Л. Волкова. М. «Музыка», 1985.
22. Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004.
23. Р. Ю. Киркос, И. А. Постоева. Цикл «Детские Праздники». Новогодняя сказка - новогодние сценарии для подготовительной группы детского сада. Изд – во «Композитор» (Санкт-Петербург), 2003.
24. Сауко Т. Н., Буренина А. И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. СПб., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для проведения контрольного занятия с кадетами 2 курса. ТЕМА: Организация и методика проведения контрольного занятия в подтягивании на перекладине и в беге на 100 м
Каждый командир обязан знать, систематически проверять, анализировать и оценивать физическую подготовленность подчиненных, состояние физической подготовки в подразделениях. Про...
Методика проведения занятий для приобретения и развития слуха,ритма, музыкальной памяти и чтения с листа у учащихся фортепианного отделения детской школы искусств
Методы развития слуха, ритма. ладового мышления, музыкальной памяти и навыков чтения с листа....
Методика проведения вариантов урока-игры при проведении обобщающего повторения по отдельным темам школьного курса истории России
Варианты урока-игры при проведении повторительно-обобщающих уроков...
Методика проведения мониторинга музыкального развития детей в ДОУ
В данной разработке указаны основные виды мониторинговой деятельности для выявления музыкального развития ребенка в ДОУ....
«Методика проведения самоподготовки. Формы и методы проведения самоподготовки.»
Основными причинами неуспеваемости, больших пробелов в знаниях учащихся, поступающих в учреждение являются в основном социально-бытовые причины: неблагополучные условия жизни. Недостойное поведение ро...
«Методика использования музыкально-дидактических пособий и игр в различных видах музыкальной деятельности у дошкольников».
Методика использования музыкально-дидактических пособий и игр в различных видах музыкальной деятельности у дошкольников...
Методика проведения подвижных игр и методика проведения специальных коррекционных занятий (ЛФК) с умственно отсталыми школьниками
Методика проведения подвижных игр и методика проведения специальных коррекционных занятий (ЛФК) с умственно отсталыми школьниками...