Как написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс) по теме

Крипочина Ольга Сергеевна

Памятка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                             Памятка        

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Вступление (введение)

Целью вступления является подготовка читателя к восприятию написанного вами текста.

При написании вступления можно использовать следующие приемы:

  • Небольшое обобщение в котором необходимо показать, что тема сочинения-рассуждения актуальна. Например:
  1. Глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, связанных с жизнью и деятельностью человека. Вот почему он занимает второе место по частоте употребления после имени существительного.
  2. В своей речи мы постоянно используем местоимения. По частоте употребления они занимают третье место после имён существительных и глаголов.
  • Цепь вопросительных предложений, которые помогут зафиксировать внимание на ключевых понятиях и сделать плавный переход к основной части сочинения. Например:
  1. Почему писатель А. Югов считает, что «глагол – это самая живая часть речи»? В чём заключается значение глагола в предложении и в тексте? Почему по частоте употребления он занимает второе место после существительного?
  2. Почему в речи мы употребляем местоимения? Разве нет им альтернативы среди других частей речи? Разве нельзя без них обойтись?
  • Цитата в качестве зачина. Цитированный фрагмент не должен быть большим, а главное – он должен иметь прямое отношение к теме.
  1. «Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «перелива красок» настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета», - так писал о местоимениях известный лингвист А. А, Реформатский.
  2. «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка», - таково мнение писателя А, Югова, и, на мой взгляд, оно является правильным.

Помните, что вступление должно быть небольшим.

Основная часть

При написании основной части надо помнить, что вы пишите сочинение-рассуждение и что существует три вида рассуждений.

Рассуждение-доказательство имеет целью доказать истинность или ложность главного утверждения тезиса.

Основными языковыми средствами оформления рассуждения-доказательства являются:

  • Вводные слова: во-первых, во-вторых, например, итак, таким образом, следовательно;
  • Союзы: так что, поскольку, так как, если;
  • Речевые обороты: предположим, что…; допустим что…; об этом свидетельствует…, это позволяет предположить.

Рассуждение – объяснение имеет целью объяснить содержание тезиса. В нём нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса, поскольку заранее известно, что главное утверждение истинно.

Для обеспечения логической связи между предложениями моно использовать:

  • Слова-организаторы логических связей: потому что,, поэтому, вот почему;
  • Слова, резюмирующие высказывание: это объясняется тем, что…; это зависит от…; это является следствием того, что;
  • Вводные слова: например, таким образом.

Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, указать причинно-следственные отношения. Рассуждение-размышление строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В отличие от рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения, оно содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих друг друга.

Основными языковыми средствами оформления рассуждения – размышления являются:

  • Вводные слова: по-моему, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно;
  • Речевые обороты: я могу с уверенностью сказать, что…; я полагаю, что…; попытаемся разобраться…; можно сравнить; я согласна с тем, что.

Все названные виды рассуждений имеют общую схему построения:

Подведение к вопросу →тезис →доказательство тезиса → выводы.

Подведение к вопросу обычно реализуется во вступлении. Здесь же может быть приведён и тезис. Но чаще тезис даётся в основной части.

Тезис – это то, что доказывается или объясняется.

В основной части обязательно приводятся аргументы.

Аргументы – это доказательства, доводы, объяснения, обоснования, которые приводятся в поддержку тезиса.

Для связи тезиса и доказательства обычно используются следующие словосочетания:  докажем это, это можно доказать так, это можно доказать следующим образом, это объясняется следующим, доказательством служит, об этом свидетельствует.

 Выводы приводятся в заключении сочинения – рассуждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Как написать сочинение-рассуждение" (в помощь 9-класснику)

Данная презентация поможет 9-класснику написать сочинение-рассуждение (С2.2.)...

Методическая работа: "Как самостоятельно написать сочинение-рассуждение по литературе"

В этой работе, я кратко представила свой опыт в обучении школьников написаню сочинения - рассуждения....

Рабочая программа элективного курса "Как написать сочинение - рассуждение на государственном экзамене(русский язык)" 11 класс

Данная рабочая  программа рассчитана на 34 часа и адресована учащимся 11класса, сдающим ЕГЭ по русскому языку.Реализация данной программы  предусматривает  использование  личностно...

Опорный конспект"как написать сочинение-рассуждение" 9-11 классы

Данная опорная схема позволяет быстро и эффэктивно объяснять учащимся  требования к написанию сочинения-рассудения по литературе в старших классах (9-11-х классах)...

ПАМЯТКА Как написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

ПАМЯТКАКак написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему...

Презентация. Готовимся к ОГЭ по русскому языку. Как написать сочинение - рассуждение на заданную тему.

В презентации представлен материал  "Готовимся  к написанию  сочинения  ОГЭ 15.2. "   Даны рекомендации, как написать вступление, основную часть,...