«Инновационные подходы в образовательном процессе»
статья по теме

 

Котарев А.И.,

учитель физической культуры

  

В условиях демократизации общества, образование, всё больше приобретая характер открытой системы, имеет возможность вариативного пути развития.

В последние годы, в связи с реформой системы образования в нашей стране, активно обсуждаются вопросы о соотношении инноваций и традиций в образовании. С одной стороны, необходимость и неизбежность взаимосвязи инноваций и традиций в развитии педагогики ни у кого не вызывает сомнения, с другой стороны, на практике, сбалансированность этих социокультурных феноменов нарушается или в одну, или в другую сторону. Несомненно, что инновации и традиции должны рассматриваться как два полюса мира образования.                                                                                                     Важнейшая черта современного обучения – его направленность на то, чтобы готовить учащегося не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации перемен. Создавать новое – это и есть инновация. Т.о., образование по своей сути уже является инновацией.  

Существование традиций невозможно без внедрения инноваций. Чтобы это доказать нужно всего лишь вспомнить поговорку «Все новое это хорошо забытое старое». А если говорить об образовательном процессе, то можно сказать, что все старое, когда-то было новым и те методы формы и подходы к образованию,  которые когда-то были инновационными, теперь стали традиционными. Отсюда можно сделать вывод о том, что не стремясь внедрять инновации мы не получим традиций, которые будут олицетворением всего самого лучшего, что накоплено в системе образования за многие годы.

В различных источниках СМИ и методической литературы мы часто встречаем следующие высказывания: «В условиях быстро меняющегося мира и формирования нового стиля жизни образовательная система страны должна адекватно реагировать на запросы общества и экономики, внедряя инновации и сохраняя все то ценное, что было наработано не одним поколением русских и советских ученых и педагогов.»

Однако, система образования некогда самой читающей страны в мире сегодня весьма далека от совершенства, от требований и новых задач, стоящих перед государством. И мы задаем себе вопрос – не слишком ли в последние несколько десятков лет педагоги увлекались традиционным обучением и воспитанием и не стремились экспериментировать, внедрять что-то новое, что не заметили, насколько сильно изменилась жизнь вокруг нас и наших учеников, а вместе с ней и социальный заказ, стоящий перед образованием в настоящее время.

 Государство в свою очередь заинтересовалось проблемами образования и решило взять на себя активацию образовательных процессов, с целью повышения эффективности образования и воспитания в целом.  Новые требования и задачи образования  отражены в Концепции модернизации

образования Российской Федерации. Естественно, что модернизировать всю систему образования за короткий срок не удастся, так как  эффективность каждой образовательной инновации должна быть неоднократно проверена в педагогической практике. В то время как традиционные методики в настоящее время являются тем столпом, на котором держится процесс обучения и воспитания. Именно поэтому в Концепции модернизации Российского образования так же декларируется сохранение лучших традиций

отечественного образования. Такая позиция соответствует двойственности самого образовательного процесса, включающего в себя одновременно:

 преодоление и сохранение,

 деятельную активность и созерцание,

 новизну и традиционализм.

Я думаю, что в учебном процессе должно быть определённое, выверенное соотношение "старого и нового", традиционного и инновационного, укореняющего знания - и "зовущего вперёд".             

Целью работы педагогов становится не просто обеспечение учебно-воспитательного процесса, но комплексное психологическое сопровождение ребенка на всем протяжении обучения, то есть система профессиональной деятельности, направленная на создание психолого-педагогических, социально-психологических условий для успешного обучения ребенка. При этом необходимо учитывать отличия инновационного образовательного пространства от традиционного учебного процесса.   Инновационные методы образования ориентированы не на формирование какого-то определенного типа личности, а на развитие природной индивидуальности каждого ребенка, его творческих способностей, общеобразовательной подготовки, профессионального самоопределения и социальной адаптированности к новым условиям жизни.

С этим направлением связана разработка моделей обучения как организации учебно-поисковой, исследовательской деятельности, обучения как организации учебно-игровой, моделирующей деятельности, обучения как организации активного обмена мнениями, творческой дискуссии. По своему основному смыслу понятие "инновация" относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан. И здесь профессиональная   деятельность делает акцент на   подготовке педагогов к работе по инновационным технологиям, так как нередко при переходе школы в режим инновационной работы педагоги оказываются неготовыми к подобным преобразованиям.                                                       Сущность инновационного обучения заключается в создании условий, при которых в процессе обучения ребенок становится его субъектом, т.е. обучается ради самоизменения, когда развитие его из побочного и случайного результата превращается в главную задачу, как для учителя, так и для самого ученика. В связи с этим необходимо найти в педагогическом процессе такие психологические или психолого-педагогические условия, которые могли бы в максимальной степени способствовать проявлению самостоятельности и активности учащихся, а также продвижению в их интеллектуальном и личностном развитии.     

Сегодня связь между современным, качественным образованием, духовно-нравственным, патриотическим воспитанием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на динамичный и устойчивый путь развития, жизненно важно создать и сохранить баланс традиции и инновации в образовании.

Литература

1.  Батышев С. Я. Профессиональная педагогика. М.: Изд.«Эгвес». 2006. – 287с.

2.  Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2008. - 304 с. – (Серия «Учебник нового века»)

3.  Боровкова Т. И., Морев И. А. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2007. – 150 с.

4.  Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.-480с.

5.  Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.

6.  Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12.

7.  Михайленко О.И. Общая педагогика. Уч. пособие для студ. пед. спец.- Издат. КБГУ им. Х.М. Бербекова. - Нальчик. - 2008. - 487с.

8.  Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А., Основы профессионально-педагогической деятельности, Уч. изд., М.: Изд-во «Мастерство», 2008.- 307с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon innovatsionnye_podkhody_v_obrazovatelnom_protsesse.pdf301.41 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в образовательном процессе

Текст выступления на заседании педагогического совета с целью обмена опытом по теме "Использование инновационных технологий в образовательном процессе" (на уроках русского языка, литературы, при орган...

статья на тему «Инновационные технологии в образовательном процессе. Концентрированное обучение в процессе преподавания татарского языка»

Материалы данной статьи могут быть использованы не только учителями татарского языка и литературы, так как в статье дано определение  понятия «педагогическая технология», раскрыты причины их появ...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИННОВАЦИОННОМУ ПОДХОДУ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ ПРИ МОДЕЛИРОВАНИИ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ.

Актуальность данной темы вижу не в том, чтобы создать какие-то «рецепты для учителя», а в том, чтобы дать примеры моделирования педагогических ситуаций, способных стимулировать собственную...

Статья «Инновационный подход к образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26186604","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л. Е.Глушак Т.К.Лапутько Ю.Н.Инновационный подход к образовательной деятельностиоб...

Статья «Инновационный подход к образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26187419","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л. Е.Глушак Т.К.Лапутько Ю.Н. Инновационный подход к образовательной деятельн...