Компетентностно – деятельностный подход в обучении физике. Использование инновационных технологий в образовательном процессе.
статья на тему

Ванина Любовь Владимировна

Современные педагогические технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_pedagogicheskaya_initsiativa.doc310.5 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностно – деятельностный подход в обучении физике. Использование инновационных технологий в образовательном процессе.

Из опыта работы учителя физики

МБОУ Волчковская СОШ

Ваниной Любови Владимировны

         Вся история обучения в нашей школе строилась на коллективных методах обучения. Проблемам индивидуализации обучения учащихся стали уделять внимание только в последнее время в связи с переходом на профильное обучение, а также в связи с проектной деятельностью учащихся. Это привело к возможности построения «индивидуальной траектории обучения» отдельного ученика. Однако мы ставим перед учениками слишком большие задачи, чем перегружаем их, особенно в связи с уменьшением количества часов на изучение предметов естественно-математического цикла. Все это приводит к тому, что при изучении физики все сводится к изучению физических законов и явлений, учащиеся заучивают их формулировки и методы решения типовых задач. Роль понятийного механизма познания сводится к минимуму, физика, как наука, описывающая окружающий мир, исчезает. Большинство учащихся не способны связать и описать явлений среды обитания. Багаж знаний, даже соответствующий стандартам обучения, перестает активно работать. Положение может быть улучшено при развитии креативной деятельности учащихся над предметом. Под этим стоит понимать активное и творческое применение полученных знаний, если процесс обучения станет деятельностным.

Для построения практико-ориентированного образования необходим новый, деятельностно-компетентностный подход в отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков, опыта практической деятельности. Образование не может быть практико-ориентированным без приобретения опыта деятельности, уровень которого более точно определяется методами компетентностного подхода. Вектор общеизвестного в дидактике деятельностного подхода направлен к организации процесса обучения, технологиям практико-ориентированного образования, где весь процесс обучения приобретает деятельностный характер. А компетентностный подход ориентирован, прежде всего, на достижение определенных результатов, приобретение значимых компетенций. Овладение же компетенциями невозможно без приобретения опыта деятельности, т.е. компетенции и деятельность неразрывно связаны между собой. Компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессиональной деятельности. В этих условиях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс учения/научения, т.е. в процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей.

Компетентностный подход в образовании рассматривается в настоящее время как способ построения новой образовательной парадигмы. Именно в этой сфере страны, стремящиеся построить систему высшего образования по Болонскому типу, рассматривают компетентности как основные критерии подготовленности будущего специалиста к современным быстро изменяющимся условиям труда.

В рамках общего образования говорят обычно о коммуникативной, социально-правовой, межличностной и других ключевых компетенциях. А.В. Хуторской предлагает трёхуровневую иерархию компетенций школьников:

– ключевые компетенции, которые относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

– общепредметные компетенции, которые относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей;

– предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим компетенциям, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

         В системе общего образования под опытом деятельности подразумевается в большей степени опыт учебно-познавательной деятельности. А само приобретение опыта осуществляется в рамках традиционной дидактической триады «Знания – умения – навыки» путем формирования у учащихся практических умений и навыков. В системе общего и профессионального образования в рамках деятельностно-компетентностного подхода опыт деятельности приобретает новый смысл. Опыт деятельности является внутренним условием движения личности к цели, он выступает как готовность личности к определенным действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков. Он включает в себя, кроме учебно-познавательной деятельности, опыт оценочных, профессионально и социально значимых видов деятельности. Опыт деятельности приобретает статус дидактической единицы. Таким образом, при деятельностно-компетентностном подходе традиционная триада дополняется новой дидактической единицей:

Знания — Умения — Навыки — Опыт деятельности

        Для реализации компетентностного подхода в образовании необходимо руководствоваться философией конструктивизма, в основе которой лежат следующие положения:

1.         Знания нельзя давать в готовом виде, можно лишь создавать педагогические условия для самоконструирования и самовозрастания знаний учащихся.

2.         Мотивация обучения через включение учащихся в поиск, исследование и решение значимых проблем, прежде всего проблем из окружающей их действительности, решение которых непосредственно связано с реальной ситуацией из жизни школы, района, города.

3.         Проектирование содержания обучения с опорой на обобщенные концепции, системные знания и интегративные умения.

4.         Стимулирование умственной деятельности учащихся, поощрение высказываний, предположений, гипотез и догадок, организация общения и обмена мнениями учащимися.

5.         Преподаватель – не урокодатель, а консультант, тьютор, координатор проблемно-ориентированной исследовательской познавательной деятельности, он создает условия, поддерживает инициативу (учит классифицировать, обосновывать, прогнозировать). Учебный предмет не является самоцелью, а средством развития личности.

Проанализировав на примере своей педагогической деятельности  основные составляющие образовательного процесса – цели, содержание, технологии, поделюсь опытом формирования у детей способов организации собственной деятельности, а также интегральных информационных и коммуникативных способностей.

   Цель настоящей работы заключается в том, чтобы выявить особенности  реализации компетентностного подхода при обучении физике, предложить авторский метод практической реализации компетентностного подхода при обучении физике в школе.

          Поставленная цель предполагает решение следующей  задачи:

          На практическом примере показать реализацию компетентностного  подхода в своей педагогической деятельности через:

а) использование информационных технологий в обучении, ресурсов Интернета.

б) организацию проектной деятельности

Таким образом, важнейшие задачи, которые решает современный педагог в свете новой парадигмы образования, заключаются в том, чтобы научить учащихся ориентироваться в разноречивом потоке информации, вовлечь учащихся в проблемно-ориентированную исследовательскую познавательную деятельность и придать процессу обучения практическую направленность.

Актуальность. Приоритетным направлением системы образования должен быть поиск возможностей, обеспечивающих развитие личности, способной быть не просто носителем и транслятором знаний, но и его активным, самоорганизующимся субъектом. Саморазвитие, самопроектирование, компетентность, конкурентоспособность личности – это приоритеты, которые становятся основой новой парадигмы образования.

Осмысление проблем: изучение большого объёма сложной научной информации в сжатые сроки из-за сокращения количества часов, отводимых на её изучение; изучаемый материал слабо связан с повседневным опытом и познавательным интересом учащихся; невысокие результаты ЕГЭ по физике. Выявили основные противоречия между:

  • требованиями к новому качеству образования выпускника, его умениям получать и применять знания на практике и несовершенством традиционных технологий обучения;
  • растущей нагрузкой на учащихся, связанной с увеличением объема научной информации по каждому предмету и современными рамками классно-урочной системы;
  • потребностью общества в специалистах, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности, общей культуры и конкурентоспособности, и невозможностью формирования основ этих качеств в рамках традиционной системы образования;
  • стремлением ученика к творческому саморазвитию, самопроектированию и недостаточным использованием возможностей образовательного процесса для формирования этих навыков учащихся.

Новизна опыта. Новизна опыта заключается

  • в адаптации авторских приемов обучения с использованием технологии проектной деятельности, с применением ИКТ из образовательных ресурсов Интернета к классно-урочной форме организации учебного процесса;
  • апробации приемов по формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации;
  • разработке дидактических заданий для формирования и развития навыков самостоятельной познавательной деятельности для разных этапов урока (повторения и закрепления изученного, для уроков разного типа, для базового и профильного уровней обучения физики).

Использование информационных технологий в обучении, ресурсов Интернета.

Компьютер не просто шедевр современной высокой технологии – это дверь, уже сейчас широко открывшая  дорогу к мировой информации это устройство просто провоцирующее и учителя, и ученика на творчество и новаторство, дающее возможность перейти к креативным формам обучения. Повышение эффективности образования невозможно без создания инновационных форм обучения учащихся. В связи с этим большое внимание сегодня уделяется созидательной деятельности учащихся. Самостоятельная работа учащихся с компьютером,  работа над самим информационным объектом, использование материалов различных СД, ресурсов Интернета, некоторых программ и утилит позволит им за короткое время создавать собственные работы (эссе). именно короткие, ибо многие учителя видят в проектной деятельности учащихся очень большие задачи, перегружают детей. Правильнее было бы руководствоваться тем, что малые дела приведут к большим результатам. Одна–две странички самостоятельной работы учащегося ценнее многостраничного иллюстрированного реферата «скачанного» из Интернета.

В старшей школе можно использовать интегрированные уроки информатики и физики. Именно это и предполагает проект профильной школы. В Интернете также существует много программных продуктов, которые могут быть использованы учителями – предметниками при поведении современных уроков с применением новых информационных технологий. Подобные уроки позволяют повысить мотивацию ученика в изучении предметов естественно-математического цикла, активизировать их познавательную деятельность, формировать общее мировоззрение на современном научном уровне.

Направление 1: «Уроки физики»

Блок №1

Мультимедийные сценарии уроков»

Блок №2

Компьютерные демонстрации

Блок №3

Компьютерная лаборатория

Блок №4

Проверка знаний на уроке

Блок №5

Применение интерактивной доски

Направление 2: «Внеурочная деятельность»

Блок №6

Творческие задания

Блок №7

Домашние лабораторные работы

Блок №8

Моделирование физических процессов

Блок №9

Создание тестов

Блок №10

Проектная деятельность

Используемые мною направления КТ в учебном и воспитательном процессе можно представить в виде двух направлений, содержащих основные блоки:
Направление 1

Блок  №1.  Мультимедийные  сценарии  уроков.  Такие  сценарии  представляют  собой мультимедийные  конспекты  урока,  содержащие  краткий  текст,  основные  формулы, чертежи, рисунки, видеофрагменты, анимации. Обычно такие сценарии подготавливаются в  форме  мультимедийных  презентаций    с  использованием  программы  Power  Point  из пакета  Microsoft  Оffice.  Значительную  часть  таких  материалов  готовлю  самостоятельно при  активном  участии  учеников.  Среди  этих  материалов  есть  цифровые  фотографии, видеозаписи и анимации физических явлений. Это могут быть отсканированные схемы и рисунки  из  обычных  научных,  учебных  или  энциклопедических  изданий.  При  этом обеспечивается покадровая подача материала, поддержка технологий вставки и внедрения объектов  (рисунков,  видео,  аудио,  диаграмм,  формул  и  др.),  поддержка  технологии гиперссылок,  анимация  любого  элемента,  распространение  презентации  в  Интернете  в реальном  времени.  Опыт  показывает,  что  мультимедийные  сценарии  уроков  по сравнению с другими средствами обучения обладают следующими преимуществами:

  содержат  емкий  материал  в  компактной  форме,  что  позволяет  обучающимся

быстро воспринять и усвоить полученную информацию;

  представляют  собой  открытую  систему,  что  дает  возможность  расширять,

дополнять и обновлять содержащуюся в них  информацию, как текстовую, так и графическую;

  удобны  в  использовании  и  хранении  (может  быть  записаны  на  компактном носителе  информации,  например,  СД)  и  не  займут  много  места  в  помещении класса;

  позволяют  при  наличии  проектора  и  проекционного  экрана  демонстрировать материал  одновременно  всем  обучающимся,  что  не  оказывают  такого  вредного воздействия, как работа непосредственно перед экраном монитора;

  позволяют  сделать  занятие  более  динамичным,  дают  возможность  ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом при помощи компьютера

По  сравнению  с  традиционной  формой  ведения  урока,  заставляющей  учителя постоянно  обращаться  к  мелу  и  доске,  использование  таких  сценариев  высвобождает большое  количество  времени,  которое  можно  употребить  для дополнительного  объяснения  материала  или  выполнения практической  работы.  Сценарии  применяются  как  при изложении  нового  материала,  так  и  при  повторении пройденного.

  Блок №2. Компьютерные демонстрации. Для демонстрации я  использую  несколько  типов  материалов.  В  основном  это  короткие  видеофильмы  и анимации  различных  физических  процессов,  фотографии  и  наглядные  схематические рисунки.  Традиционными  источниками  демонстрационных  материалов  могут  служить имеющиеся  в  продаже  мультимедийные  диски  (учебные  курсы  и  энциклопедии), материалы в сети Интернет, собственные разработки и разработки учеников.

Блок №3. Компьютерная лаборатория. Физика - наука экспериментальная. Изучение физики  трудно  представить  без  лабораторных  работ.  К  сожалению,  оснащение физического кабинета не всегда позволяет провести программные лабораторные работы, не позволяет вовсе ввести новые работы, требующие более сложного оборудования. На помощь  приходит  персональный  компьютер,  который  позволяет  проводить  достаточно сложные  лабораторные  работы.  В  них  ученик  может  по  своему  усмотрению  изменять исходные  параметры  опытов,  наблюдать,  как  изменяется  в  результате  само  явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.


     Блок  №4.  Проверка  знаний  на  уроке.  Для  контроля  знаний  на  уроке  помимо традиционных  контрольно-измерительных  материалов  я  использую  специально составленные  мультимедийные  презентации,  компьютерные  тесты  и  компьютерные тренажеры.  Тренажёры  и  часть  тестов  использую  из  электронных  приложений  к  уроку (Линия  учебно-методических  комплектов  «Сферы»  по  физике  для  7-11  классов, виртуальная школа  Кирилла и Мефодия по физике для  7-11 классов и др.). Использую тесты, созданные мной по основным темам курса физики 7-11 класса в тестовой оболочке «Редактор тестов».  Презентации  - опросы  могут  быть  построены  разным  образом.  Во-первых,  они  могут  содержать вопросы-задачи,  адресованные  ученикам.  Также  в  такие  презентации  могут  быть включены  материалы,  отображающие  ключевые  эксперименты  пройденной  темы  или демонстрирующие  изученное  физическое  явление.  Практика  использования  таких программ показывает: применение компьютера позволяет значительно экономить время, результаты проверки получаются более объективными, позволяющими проанализировать степень  усвоения  и  объема  знаний  учащихся,  а  так  же  повышается  мотивация  за  счет новизны деятельности.
       Блок  №5.  Применение  интерактивной  доски.    Интерактивная  доска  (ИД)  –  это новейшее  техническое  средство  обучения,  объединяющее  в  себе  все  преимущества современных компьютерных технологий. ИД не только соответствует способу восприятия информации  поколения  современных  школьников,  но  и  позволяет  учителю  создать ситуацию успеха для любого ученика, не зависимо от его уровня знаний и умений. Использование ИД не только усиливает наглядность изложенного материала, делает урок живым  и  увлекательным,  но  и  повышает  заинтересованность  учащихся,  позволяет улучшить  запоминание  учебного  материала.  ИД  открывает  широкий  диапазон  для педагогического поиска учителя, моделирования им проблемных учебных ситуаций.

     В практике обучения использую не только встроенные возможности ИД, но и следующие формы работы.

      Активные презентации. Работая с презентацией в режиме ИД Interwrite Workspace, по ходу изложения материала, вносим в презентацию необходимые метки, записи, рисунки, выделяем, подчеркиваем главное.

        Активные модели. Открыв модель явления, процесса из какого-либо мультимедийного пособия (МП), управляем ею в режиме ИД: вносим изменения, останавливаем в нужный момент, повторяем нужные моменты, выделяем цветом главные элементы, предполагаем дальнейшее развитие событий и т.д.

Пример:

  Открыть учебник физика – 11 класс;
Запустить анимацию построения изображения в плоском зеркале;

  Остановить после построения отражённых лучей;

  При помощи функции ИД «Линии» построить изображение в плоском зеркале;

  Проверить правильность построения, запустив модель с диска;
Направление 2

Блок  №6.  Творческое  задание.  Творческие  задания  выполняются  учениками  7-8 классов в процессе осваивания ими основ информационных технологий:

  написать электронное письмо с вложенной таблицей, включающей название хотя бы пяти физических величин и приборов для их измерения;

  написать  электронный доклад по изученной теме;

  описать  проявления  различных  процессов  в  окружающем  их  мире.  Описание разрешается  проводить  любым  интересным  им  электронным  способом.  Многие учащиеся уже могут выполнить данное задание с применением программы Power Point.

Ученикам  9-11-го  класса  предлагается  широкий  набор  тем,  связанных  с  различными физическими явлениями и устройствами.  

Блок  №7.  Домашние  лабораторные  работы.    Большой  популярностью  у  детей пользуются  домашние  лабораторные  работы,  которые  можно  разделить  на исследовательские и работы по созданию самодельных физических приборов. Описания работ и рекомендации по их выполнению ученики, как правило, получают от учителя в электронном  виде,  иногда  они  рассылаются  по  электронной  почте.  Результаты обсуждаются  на  уроке,  в  случае  необходимости  проводятся  измерения  параметров созданных устройств.

Блок №8. Моделирование физических процессов.

Ученикам,  которые  особенно  увлекаются  КТ  предлагается  анимировать  физический процесс.

     Блок  №9.  Создание  тестов  в  программе  Microsoft  Excel  .  После  изучения соответствующей  темы  на  уроках  информатики,  учащиеся  старших  классов    создают тесты  по  изученным  разделам  физики.  Накоплен  материал  по  темам  «Механическое движение», «Законы Ньютона», «Колебания и волны», «Электрический ток»  и т.д.

     Блок  №10.  Проектная  деятельность.  Важным  направлением  организации внеурочной  деятельности  является  проектная  деятельность  учеников,  т.е.  выполнение долговременных  трудоемких  творческих  заданий,  требующих  от  учеников самостоятельной  и  глубокой  проработки  материала.  Использование  информационных технологий создает самые благоприятные  условия для организации такой деятельности. Над  проектом  работает  обычно  один  ученик  или  небольшая  группа  (2-3  человека), конечным  результатом  проекта  является  создание  тематического  сайта  или мультимедийного диска.  

     Ежегодно в конце года обучающиеся 10-х и 11-х классов защищают проекты по физике по выбранной теме. В ходе работы они более глубоко изучают предмет физики в результате самостоятельной работы с использованием современных информационных источников, вовлекаются в исследовательскую работу, которая реализуется в ходе выполнения физического эксперимента, результаты которого они отображают в своем проекте.  

     Ежегодно в конце 2-го полугодия обучающиеся 11-х классов защищают проекты по астрономии. В результате такой деятельности школьники приобретают глубокие знания о строении и эволюции Вселенной, строении Солнечной системы, физической природе планет и звёзд.

Есть ли жизнь на других планетах?(Приложение № 1 )

Лауреаты Нобелевской премии из России. 11 класс

Исследование поведения тела, погруженного в жидкость. 7 класс  и др.

Проектную деятельность можно отнести к проблемно- ориентированной исследовательской познавательной деятельности. Учитель выступает при этом в роли координатора и консультанта, учит поддерживать инициативу, обосновывать, и прогнозировать.

Результативность.

  Учитель физики, математики, информатики   МБОУ Волчковская СОШ  Ванина Любовь Владимировна проводит большую работу по профессиональному самоопределению обучающихся. Многие выпускники школы закончили и продолжают обучение в учебных заведениях с техническим уклоном (МГУ им. Ломоносова, ТГТУ, ТГУ им. Державина и др.):  Зайцев С., Дроздов С., Ванин С., Ретунский А., Балабанов С. И др.

 

Рост интереса к предмету физика в разных классах за три года.

 

   

Доля обучающихся 11 класса, проходивших итоговую аттестацию по предмету.

  Результаты преподавания физики с 2009 по 2012 год.

   

Библиография:

 

1) Асмолов А.Г. Психологическая стратегия воспитания личности - альфа и омега  социальной компетентности педагога. - М.,2008.                                                                                           

2) Бермус А.Г. Модернизация образования: философия, политика, культура. - М., 2008.

3) Гребенюк О.С. Педагогические технологии и инновации. http://www.pedlib.ru

4) Гретченко А.И., Гретченко А.А. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. - М., 2009.

5) Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М., 2002.

6) Павленко Н.Н. Педагогическая культура как сущностная характеристика профессиональной деятельности преподавателя. - Краснодар, 2004.

7) Чудковский В.Э. Профессиональное становление и профессиональный смысл жизни учителя.- М.: ГОУ Педагогическая академия, 2008.

8) Ядалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к  практико-ориентированному образованию. Интернет-журнал «Эйдос», 2007, 15 января.http://www.eidos.ru/joural/2007/0115-2/htm/.

9) Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М., 2000

10)  http://school-40.tomsk.ru/files/img/file/uchitel/bolshakova_1.pdf

11) http://festival.1september.ru/articles/512728/

12) http://wiki.pskovedu.ru/index.php/%D0%98%D0%9A%D0%A2_%D0%BD%D0%B0_%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%85_%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B8

Приложение 1. Проект « Есть ли жизнь на других планетах?» 10-11 классы.

Урок – защита индивидуальных проектных заданий по теме «Есть ли жизнь на других планетах?»

Раздел программы: «Компьютерные презентации», «Астрофизика».

Тема урока: «Защита индивидуальных проектных заданий».

Тип урока:  интегрированный: информатика, физика.

Вид: урок – защита индивидуальных заданий.

Технология: игровая технология.

Время проведения: последний урок по теме «Компьютерные презентации», «Планеты Солнечной системы».

Оборудование: компьютерный класс, интерактивная доска.

Цели урока:

1. Учебная – проверить умения и навыки учащихся по применению программного  

    продукта PowerPoint в реальной жизни; изучить физические условия планет Солнечной системы;

2. Развивающая - развитие логического мышления, расширение кругозора;

3. Воспитательная – развивать познавательный  интерес, творческую активность

   учащихся, коммуникативность, экологическую культуру, умения пользоваться дополнительной литературой, Интернетом.

Подготовительный этап.

За четыре  урока до защиты проектов ученики получили следующее задание – спроектировать презентацию с применением программы PowerPoint по теме «Есть ли жизнь на других планетах?» Конкретную тематику проекта учащиеся выбирали в зависимости от собственных интересов и возможностей. Количество учащихся, работающих над одним проектом не должно превышать двух человек. В течение трёх уроков они работали в классе над проектом, который должны сдать на последнем занятии.

План урока.

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Выступление учащихся с сообщением о программе презентации.
  3. Презентация проектов:

       1. Земля (Демидов Александр);

   2. Луна (Хохлова Валерия, Чернова Любовь);

            3. Внутренние планеты Солнечной системы (Морозова Ксения);

   4. Марс и Сатурн (Кулешов Максим);

   5. Юпитер и спутники (Кудинова Ирина, Магомалиева Динара);

   6. Уран, Нептун, Плутон (Морозова Ирина, Черкасова Кристина).

  1. Работа экспертных групп.
  2. Подведение итогов работы экспертных групп.
  3. Подведение итогов урока.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! У вас сегодня очень ответственный урок – вы должны показать, чему научились на уроках информатики за четыре занятия, изучая программу PowerPoint.  Для этого каждый из вас выбрал тему своей зачётной работы. Вы сами определяли тематику, форму, содержание и сегодня мы посмотрим, что у вас получилось. Но перед тем как вы начнёте свою работу, давайте ещё раз вспомним о той интереснейшей программе, которую вы использовали для создания своих проектов.

2. Выступление учащегося с сообщением.

            Программа PowerPoint появилась на рынке как программа организации презентаций с помощью слайдов. Современная версия программы является инструментом, с помощью которого можно не только создавать классические слайды для проектора, но также строить электронные презентации с мультимедийными эффектами. Развитие средств демонстрации идёт в направлении чисто электронных презентаций, в рамках которых слайды автоматически или под управлением докладчика показываются на большом мониторе. Благодаря появлению  проекторов компьютерного изображения на большие экраны презентации приобретают всё большую популярность. В связи с этим современная версия программы PowerPoint в основном ориентирована на создание экранных презентаций с включением всех возможностей мультимедиа и компьютерных сетей, включая Интернет.

В программе PowerPoint используется несколько режимов представления слайдов. Каждый из этих режимов имеет свой набор инструментов и ориентирован на выполнение определённых действий.

Один из основных режимов работы программы PowerPoint – это режим слайдов. В этом режиме создаются, корректируются слайды, на которых можно разместить  текст, графику или создать диаграммы.

Предусмотрен и другой режим – сортировщика слайдов, используемый для определения последовательности появления слайдов на экране. Данный режим, кроме прочего, предоставляет возможность выбора эффектов появления слайдов, т.е. определяет способ и скорость замещения одного слайда другим в процессе презентации.

Просмотреть процесс прохождения презентации можно в режиме показа слайдов.

Для удобства докладчика можно использовать режим страниц с заметками, в котором видны заранее подготовленные заметки к каждому слайду. Заметки оказывают большую помощь во время доклада или презентации, позволяя докладчику не держать всю нужную информацию у себя в памяти.

Всю структуру презентации можно подготовить, просмотреть или настроить в режиме структуры. Этот режим используется для подготовки заголовков и текста слайдов, а также выбора дизайна оформления.

Для того чтобы во время просмотра презентации,  аудитория не потеряла интерес, необходимо использовать кроме текста, различные иллюстрации. Сделать презентацию привлекательной помогут яркие рисунки и графики, пробуждающие интерес у зрителя.

Программа PowerPoint поможет также вам создать практически любые диаграммы. На диаграммах читателю с первого взгляда становится ясно то, что трудно описать словами: развитие инфляции, рост потребления банков, снижение прибылей фирмы и т. д.

При создании презентации следует уделять внимание не только содержанию доклада, но и оформлению каждого слайда, чтобы поддерживать постоянное внимание зрителей. Существуют ряд общих для слайдов приёмов, делающих их выразительными и привлекательными. Испытанное средство, позволяющее украсить слайды – цветовой фон. Вы можете использовать именно  тот цвет, который отвечает вашим требованиям, или установить градиентные варианты заливки, или использовать шаблоны оформления, предусмотренные программой PowerPoint. Кроме установки цветового фона, на слайде можно поместить рисунок, который послужит ему фоном.

Если, вы считаете, что презентация ещё не имеет завершённой формы, попытайтесь поработать над её общим дизайном. В данном случае речь идёт о придании картинкам слайдов на экране некоторого стилевого единства, например, единого фона, общности шрифтовых атрибутов, гармоничности палитры выделяющих цветов.

Когда работа по дизайну завершена, следует продумать,  как будет осуществляться переход между слайдами. Переход слайдов можно организовать автоматически, под управлением пользователя, а также использовать управляющие кнопки или гиперссылки.

На завершающем этапе остаётся только озвучить  свою презентацию красивой мелодией, а может быть и собственной речью и её смело можно использовать  и в рекламе, и при выступлениях на конференциях и совещаниях, они могут также использоваться и на уроках в процессе объяснения материала учителем или докладов учащихся.

********************

1.Техническая экспертная группа – проверит работоспособность

презентации,  наличие и использование в ней  анимации и спецэффектов.

2. Экспертная группа по дизайну – оценит оформления, красочность

презентации.

3. Экспертная группа по графике – оценит использование и размещение в презентации графических объектов.

4. Экспертная группа по сортировке слайдов – посмотрит как

осуществляются переходы между слайдами.

5. Экспертная группа по аудио/видео эффектам – оценит звуковое

оформление презентации.

6.Экспертная группа  по реализациии цели проекта – оценит, как была реализована цель проекта.

Назва-ние
презентации

Выполнили
презентацию

Оценка

Техни-ческая
группа

Группа по
дизайну

Группа по

графи-ке

Группа по сорти-ровке

Группа по аудио/видео

Группа по реализа-ции цели проекта

итого

Каждая экспертная группа выставляет свою оценку (максимальная оценка 5 баллов) напротив просмотренной презентации.  

4. Подведение итогов работы экспертных групп.

Учитель подсчитывает общие баллы, и определяет,  какая презентация является лучшей. Выставляет оценки за презентации.

  1. Подведение итогов урока.

Подведём итоги нашей работы. Мы просмотрели много разных проектов. Вы показали высокий уровень знаний  по владению информационными технологиями и не менее низкий по астрофизике.  Много очень интересных презентаций. Хочется отметить, что никто из учеников не отнёсся к работе равнодушно, и если у кого- то не всё получилось – не огорчайтесь! Дорогу осилит идущий! Удачи вам! До свидания.

        

Приложение №2 Урок с использованием ИД «Последовательности». 9 класс.

«Числовые последовательности»

Тип урока: урок обобщающего повторения и систематизации знаний.

Цели:

повторить формулы для арифметической и геометрической прогрессий. Использовать полученные теоретические знания для решения задач; развивать интерес к предмету,

послушать сообщения учеников об исторических сведениях о прогрессиях;

осуществить контроль знаний с помощью тестов в форме ГИА.

Ход урока:

I .Организационный момент.

СЛАЙД 1

– Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем те знания, которые получили во время изучения темы «Числовые последовательности». Используя сухой, но точный язык математики покажем необходимость изучения ее для решения задач практического содержания

Эпиграф урока.

Начался XXI век.

Куда стремится человек?

Изучены и космос, и моря,

Строенье звёзд и вся Земля.

Но математиков зовёт

Известный лозунг:

“Прогрессио – движение вперёд”.

2. Актуализация знаний.

1) Повторить определения прогрессий.

2) Работа с формулами на интерактивной доске

СЛАЙД  2-3

Вопросы к формулам

1.Сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии.

2.Формула n-го члена арифметической прогрессии.

3.Сумма n-первых членов арифметической прогрессии.

4.Сумма n-первых членов геометрической прогрессии.

5.Формула n-го члена геометрической прогрессии.

6.Знаменатель геометрической прогрессии.

7.Разность арифметической прогрессии.

Формулы.

 

3. Проверка домашнего задания.

Сообщаются краткие исторические сведения, приготовленные учащимися.

СЛАЙД 4

Последовательности (сообщение)

Фундаментальную роль числа в природе определил еще Пифагор своим утверждением "Все есть число". Поэтому математика являлась одной из основ религии последователей Пифагора (пифагорейского союза). Пифагорейцы считали, что бог Дионис положил число в основу мировой организации, в основу порядка; оно отражало единство мира, его начало, а мир представлял собой множество, состоящее из противоположностей. То, что приводит противоположности к единству, и есть гармония. Гармония является божественной и заключается в числовых соотношениях.

Слово «прогрессия» латинского происхождения (progressio), буквально означает «движение вперед» ( как и слово «прогресс») и встречается впервые у римского автора Боэция (V-VI вв.).

Прогрессии известны издавна, а потому нельзя сказать, кто их открыл. Ведь и натуральный ряд – это арифметическая прогрессия. Во время раскопок в Египте был найден папирус, который датируется 2000 г. до н.э., но и его было переписано из другого, еще более раннего, отнесенного к ІІІ тысячелетию до н.э. Ученые расшифровали текст папируса, содержание некоторых задач дает возможность отнести их к задачам на прогрессии.

В вавилонских текстах рассказывается о том, что увеличение освещенной части лунного диска на протяжении первых пяти дней происходит по закону геометрической прогрессии со знаменателем 2, а в следующие десять дней – по закону арифметической прогрессии с разностью 16.

Задачи на прогрессии встречаются в одной из древнейших памяток права – «Русской правде», составленной при Киевском князе Ярославе Мудром (ХІ ст.). В этом документе есть статья, посвященная вычислению приплода от 22 овец за 12 лет при условии, что каждая овца ежегодно приносит одну овцу и два барана. Так же содержатся сведения о приплоде от пчел за определенный промежуток времени, о количестве зерна, собранного на определенном участке земли и др. Эти задачи не имели хозяйственного значения, а были результатом развития интереса к математике и математическому содержанию данных задач.

СЛАЙД 5

О том, как давно была известная геометрическая прогрессия, свидетельствует и легенда об истории изобретения шахмат. Изобретатель шахмат, ученый Сета, попросил в награду у индийского царя Сирама за свое изобретение столько пшеничных зерен, сколько их получится, если на первую клеточку шахматной доски положить одно зерно, на вторую – два, на третью- четыре, т.е. чтобы число зерен все время удваивалось. Рассказывают, что индийский царь Сирам рассмеялся, услышав, какую награду попросил у него изобретатель шахмат.

Сколько зёрен должен был получить изобретатель шахмат?

S64 = 264 – 1 = 18 446 744 073 709 551 615.

18 квинтильонов 446 квадрильонов 744 триллиона 73 миллиарда (биллиона) 709 миллионов 551 тысяча 615.

Современники сказали бы так:

S64 = 1, 84• 1019 – стандартный вид данного числа.

Если бы царю удалось засеять пшеницей площадь всей поверхности Земли, считая и моря, и океаны, и пустыни, и Арктику с Антарктикой, и получить удовлетворительный урожай, то за пять лет он смог бы рассчитаться с просителем. Такое количество зерен пшеницы можно собрать лишь с площади в 2000 раз большей поверхности Земли. Это превосходит количество пшеницы, собранной человечеством до нашего времени.

Чтобы разместить это зерно в амбаре, то его размеры будут: высота 4 м, ширина 10м, длина будет 30 000 000км- вдвое больше, чем расстояние от Земли до Солнца

Практическая часть урока.

1.Задача. Задача из папируса Райнда

СЛАЙД 6

Папирус Ахмеса (древнеегипетское учебное руководство по арифметике и геометрии периода Среднего царства, переписанное ок. 1650 до н. э. писцом по имени Ахмес на свиток папируса длиной 5,25 м. и шириной 33 см.) был обнаружен в 1858 и часто называется папирусом Райнда по имени его первого владельца. В 1870 папирус был расшифрован, переведён и издан. Ныне большая часть рукописи находится в Британском музее в Лондоне, а вторая часть — в Нью-Йорке.

Папирус Ахмеса включает условия и решения 84 задач и является наиболее полным египетским задачником, дошедшим до наших дней.

Задача из папируса Райнда звучит так:

«У семи лиц по семи кошек; каждая кошка съедает по семи мышей, каждая мышь съедает по семи колосьев, из каждого колоса может вырасти по семь мер ячменя. Как велики числа этого ряда и их сумма?»

Решение задачи выполняется в тетрадях и на доске.

Людей всего 7, кошек 72=49, они съедают 73=343 мыши, которые съедают всего 74=2401 колосьев, из них вырастает 75=16807 мер ячменя. В сумме эти числа дают 19 607.

СЛАЙД 7

2.Задача (решают самостоятельно)

Применение прогрессий в биологии и медицине.

В благоприятных условиях бактерии размножаются так, что на протяжении одной минуты одна из них делится на две. Указать количество бактерий, рожденных одной бактерией за 7 минут. (проверка задачи о бактериях)

Решение задачи о бактериях дает результат равный 127.

Решение задачи объясняет возникновение эпидемий.

СЛАЙД 8

3.Задача

Курс воздушных ванн начинает с 15 минут в первый день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 10 мин. Сколько дней следует принимать воздушные ванны в указанном режиме, чтобы достичь их максимальной продолжительности 1ч 45 мин? Ответ: 10 дней

4.Задача

Как известно из медицинской статистики, одна выкуренная сигарета сокращает жизнь человека на 10 минут. Вычислите, сколько сигарет в среднем сократят жизнь человека на 1 день. (144 сигареты).

5. Индивидуальная работа. (Тестирование проводится на компьютерах)

В этом году вы сдаёте свой экзамен по алгебре в форме тестов ГИА. Следующий тест позволит проверить вашу готовность к нему по теме “Прогрессии”. (Текст теста по вариантам).

Вариант 1.

1. (аn ) – арифметическая прогрессия, а1 =10; d = – 0,1. Найди а4.

1) 9,7; 2) 97; 3) –97; 4) 10,3; 5) –10,3.

2. В геометрической прогрессии b1; b2; 4; 8;…. Найди b1.

1) – 4; 2) 1; 3) 1/4; 4) 1/8; 5) – 1.

3. (bn) – геометрическая прогрессия. Найди b6 , если b1 = 4; q = 1/2

1)– 1/8; 2) 1,25; 3) 1/8; 4)12,5; 5) – 1,25.

4. Найди сумму бесконечной геометрической прогрессии 12;6;…

1) 6; 2) – 12; 3) –24; 4) 24; 5) 12.

5. Представь в виде обыкновенной дроби число 0, (1).

1) 9; 2) 11/9; 3) -1/9; 4) – 9; 5) 1/9.

6. Найди сумму 100 – первых членов последовательности (x n ), если x n =2n +1.

1)10200; 2) 20400; 3)1200; 4) 102; 5) 1020.

7. Найди S4 , (bn) – геометрическая прогрессия и b1 = 1, q = 3.

1) 81; 2) 40; 3) 80; 4) –80; 5) – 40.

Код ответов 1234542

СЛАЙД 9

6. Домашнее задание – творческое:

составить 3 задачи по теме “Прогрессии” и их решения оформить на альбомном листе.

7. Подведение итогов.

Итак, сегодня мы в нестандартных заданиях обобщили и систематизировали знания и умения, приобретённые при изучении прогрессий, , поработали с формулами, встретились с занимательной математикой, услышали исторические факты, решили задачу и написали тест.

Урок сегодня завершён,

Но каждый должен знать:

Познание, упорство, труд

К прогрессу в жизни приведут.

8. Выставление оценок.

За работу с формулами и тестом каждый учащийся получает оценки в журнал. Дополнительные оценки получают те, кто был активен на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в образовательном процессе

Текст выступления на заседании педагогического совета с целью обмена опытом по теме "Использование инновационных технологий в образовательном процессе" (на уроках русского языка, литературы, при орган...

Методическая разработка на тему: Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования

Методическая разработка на тему: Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования...

Использование инновационных технологий в образовательном процессе

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий позволит преподавателю отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки ...

"Интегративно - дифференцированный подход в обучении физики - современная инновационная идея развития образовательного пространства"

При традиционном подходе к образовательному процессу по предмету "Физика", который ориентирован на формирование определенной системы знаний, умений и навыков не всегда дает возможность...

План самообразования на тему «Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования»

План самообразования на тему «Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования»...