логопедическое занятие в 7 классе школы V вида по теме "Употребление относительных прилагательных в роли качественных"
план-конспект занятия (7 класс) по теме

Публикация содержит план-конспект логопедического группового занятия по теме  "Употребление относительных прилагательных в роли качественных" и приложений, где помещён практический материал (карточки), полностью готовый к использованию. Данный материал можно также использовать в работе со лабоуспевающими учащимися 6 класса масовой школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskoe_zanyatie_7_klass.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования г. Москвы

Южное окружное управление образования.

ГБОУ СКОШ V вида № 573

План-конспект открытого подгруппового

логопедического занятия в 8 классе

по теме

«Употребление в речи относительных прилагательных в роли качественных».

Учитель-логопед:

Сафонова О. А.

Общность дефекта:

нарушение письма и чтения,

 обусловленное общим  недоразвитием речи.

 


Цель занятия: совершенствовать умение употреблять в речи относительные прилагательные в прямом значении и в значении качественных.

Задачи:

коррекционно-развивающие:

  • совершенствовать навыки осмысленного чтения;
  • продолжать учить анализировать лексическое значение слова;
  • актуализировать умение выделять прилагательные в словосочетаниях и предложениях;

воспитательные:

  • закреплять навыки контроля и самоконтроля;
  • развивать умение работать в паре;
  • продолжать формировать умение слушать ответы одноклассников;

здоровьесберегающие:

  • создание комфортного психологического климата на занятии;
  • чередование различных форм и видов работы.

Оборудование: карточки на каждого обучающегося; карточки со словами  «качественное имя прилагательное», «относительное имя прилагательное» на каждого обучающегося.


Приложение.

Карточка №1.

Укажите, в каком значении употреблено слова КИСЛЫЙ в данных словосочетаниях: в прямом или переносном. Рядом впишите соответствующую буквы (прям., перен.). Над прилагательными укажите разряд (к – качественное, о - относительное).

        

кислое настроение

кислый крыжовник

кислый лимон

кислое выражение лица

кислая клюква

кислое яблоко

кислый вид

кислое молоко

кислая капуста

кислая улыбка

кислое тесто

Карточка №2.

Самостоятельно определите, качественным или относительным является имя прилагательное в словосочетаниях слово ХРУСТАЛЬНЫЙ.

хрустальная ваза

хрустальный ручей

хрустальная синева неба

хрустальная посуда

хрустальная коллекция

хрустальная песня жаворонка

Карточка №3.

Определите, в каком словосочетании имя прилагательное употреблено как качественное, а в каком – как относительное, написав над прилагательными буквы К  (качественное), О (относительное).

хлебный квас – хлебный год

 воздушная походка – воздушные массы

зеркальная гладь пруда – зеркальная фабрика

 весенняя непогода – весеннее настроение

каменные обломки – каменное сердце

музыкальный инструмент – музыкальная натура

сердечное поздравление – сердечные сосуды

железная руда – железная воля

Карточка №4.

Прочитайте предложения.

        Двор окружен был крепкой и непомерно толстой деревянной решёткой.

        С лицом сосредоточенным и серьёзным, опираясь на палку, прямой, несколько деревянной походкой пожилой джентльмен, доктор Ф. Г. Колокольчиков шагал по песчаной аллее.

  1. Качественным или относительным является прилагательное ДЕРЕВЯННЫЙ  в первом предложении? Почему?
  2. В прямом или переносном значении употреблено это прилагательное во втором предложении?  Качественное оно или относительное? Как это доказать?

Этапы занятия.

Задачи.

Деятельность педагога.

Деятельность учащихся.

1. Организационный.

(1  минута)

Настроить учащихся на работу, активизировать основные психические функции.

Проверяет готовность учащихся к занятию.


Готовятся к занятию.

2. Ориентировочный.

(5 минут)

Формировать умение учащихся делать логические выводы после проделанной работы.

Предлагает учащимся выполнить задание на карточке №1, формулирует тему и цель занятия.

 

Выполняют задание на карточке №1.



  3. Репродуктивно-  продуктивный.

(17 минут)

Развивать умение выполнять задание по аналогии и переносить полученные знания на похожие задания.

Предлагает выполнить самостоятельно задание по карточке №2. Коллективная проверка.


Организует коллективное выполнение задания по карточке №3, оказывает помощь.

Самостоятельно выполняют задание по карточке №2. По очереди зачитывают получившиеся ответы, анализируют, выбирают правильный.

Совместно выполняют задание по карточке №3, сопровождая свои действия объяснениями.

4. Физминутка.

(1 минута)

Снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Дает инструкцию выполнения упражнений.

Выполняют упражнения по инструкции педагога.

5. Продуктивно-творческий.

(5 минут)

Закрепить навык осмысленного чтения и умение учащихся определять лексическое значение слова в контексте. Развивать умение работать с многоступенчатой инструкцией.

Предлагает выполнить самостоятельно задание по карточке №4. Коллективная проверка.

Самостоятельно выполняют задание по карточке №4. По очереди зачитывают получившиеся ответы, анализируют, выбирают правильный.

6. Итог занятия.

(1 минута)

Систематизировать полученные на занятии знания и умения.

Логопед просит учащихся рассказать, с какими прилагательными производилась работа. Оценивает работу учащихся на занятии  (оценка носит стимулирующий характер).

По памяти рассказывают о том, какие упражнения выполнялись на занятии и для чего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие в коррекционной школе VIII вида на тему : "Гласные и согласные звуки"

Дифференциация гласных и согласных звуков в процессе коррекции нарушений письменной речи важна для преодоления нарушений фонематического анализа и синтеза. Использование игровых приемов на занятии пре...

Логопедическое занятие в коррекционной школе VIII вида на тему : "Автоматизация звука С в словах"

Целью занятия является умение правильно произносить согласные звуки.  Задачи: закрепление умения правильно произносить звук С изолированно и в слогах, формирование умения произносить звук С в словах, ...

Рабочая программа логопедических занятий в коррекционной школе 8 вида

Рабочие программы на каждый класс, тематическое планирование по четвертям....

ктп логопедических занятий в коррекционной школе 8 вида 2 класс

Календарно -тематическое планирование логопедических занятий для 2 класса составлено на основе пособия Л.Е. Шевченко Планирование работы учителя - логопеда в коррекционной школе 8 вида...

ктп логопедических занятий в коррекционной школе 8 вида 5 класс

календарно-тематическое планирование логопедических занятий в 5 классе коррекционной школы 8 вида...

Конспект урока по русскому языку 5 класс школа 8 вида на тему "Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода"

Конспект урока по русскому языку 5 класс школа 8 вида на тему "Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода"...