Эссе "Душу за печальные глаза…"
материал на тему

Данное эссе было представлено на Всероссийский конкурс педагоического мастерства, за что получен сертификат участника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proskurnina_n.a._esse.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе.

Душу за печальные глаза…

Немного солнца, немного облаков…

В кабинете литературы достаточно светло и уютно, для того чтобы начать разговор о несчастном «маленьком человеке» Н. В. Гоголя. Имя Акакий Акакиевич вызывает смешок у девятиклассников, но ненадолго. Современные дети долго не удивляются. Привыкшие к бесконечному потоку всевозможной информации, они снисходительно относятся к такой мелочи, как имя странного человечка, героя повести «Шинель».

9а - обычный класс обычной общеобразовательной школы. Ребята в меру дружны, иногда ссорятся, но класс не проблемный. Такие ученические коллективы любят учителя: в них интересно и быстро проходят уроки, уходишь с них с чувством выполненного долга - «дал все, что мог».

  Вот и сейчас почти все дружненько обсуждают  «счастье» Акакия Акакиевича, наконец-то получившего свою заветную шинель.

  Девочки жалеют героя и согласны с его радостью. А вот Боря - самый шустрый из этого класса - нет. Мол, что это за счастье, подумаешь – шинель приобрел, слишком мелко…

Кто-то из ребят поддерживает его, кто-то нет.

Мне радостно, потому что дети рассуждают, спорят, отстаивают свою точку зрения. Что же еще надо учителю?!

  А Наташа молчит. Сидит за первой партой и молчит… Отвечает только тогда, когда конкретно ей задан вопрос. Но обсуждать с классом не хочет. Может быть, и хочет, но что-то мешает? И всегда почему-то в стороне… И за партой сидит одна. Уже четверть заканчивается, а я за это время ни разу не видела ее болтающей с одноклассницами. Что это - бойкот?

  Поговорив с классным руководителем, выясняю - нет. Конфликта нет. « Просто она нелюдимая,- говорит руководитель.- Она всегда была такой».

  Сегодня на уроке Наташа все-таки заговорила: «Все имеют право на счастье. Он не виноват, что он таким родился». Она поднимает голову, и я вижу ее раскосые глаза, серые, глубокие и до ужаса печальные.

Откуда у пятнадцатилетней девочки столько печали? Но звенит звонок, в классе становится шумно, с трудом выслушивают домашнее задание (их перемена, надо бежать в столовую). Наташа даже из-за парты не вышла. Я на минуту задерживаюсь, спрашиваю, все ли в порядке. Короткое - да. А потом иду и ругаю себя за то, что не сумела уловить момент, где-то упустила. Но за этим классом следуют другие, звонки  отмеряют наше рабочее время. День заканчивается как всегда: планы, тетради.

И вот через неделю, уютно устроившись в кресле (мое любимое место для проверки сочинений), я читаю «опусы» моих девятиклассников. И серьезно, и наивно, и смешно - все есть в них. Горжусь, когда пишут умненькие, искренние фразы мои отличники, смеюсь над  « корявостью» моих троечников. По большому счету - это ли не минуты маленького счастья…

  Вот и тетрадь Наташи. Посмотрим, что написала эта таинственная девочка. Две минуты хватило мне, чтобы прочитать ее послание. Вот именно - послание, потому что это было не сочинение. Я закрыла тетрадь, посидела минуту – другую,  потом снова открыла.

«Надежда  Александровна, мне хочется умереть…». От этой самой первой фразы у меня дрожат руки,  строчки прыгают. Заставляю себя успокоиться и лихорадочно думаю. Что, что я могу ей ответить? Понимаю - это крик души.

Она пишет, что доведена до отчаяния. Дома постоянные скандалы: недавно пришел из тюрьмы брат, который там провел большую часть своей жизни. Мать постоянно его опекает, следит, чтобы он не пил, не влезал в драки, но это повторяется почти каждый вечер. Убежать ей некуда. Старшая сестра на грани развода, у нее утешения не найдешь. Отца у Наташи нет - он умер три года назад, но счастливых воспоминаний девочке он тоже не оставил: вечно был пьян.

  Я представила ее, совсем девчонку, забившуюся в уголке дивана, ждущую, когда закончится очередная ругань. Она жалеет маму, но помочь ей ничем не может. А маме не до Наташи. Тихая, без проблем – вот и хорошо. Не понимает мама, что, спасая одного, может потерять другого.

Казалось бы, сколько у нас таких семей, одинаково несчастных, а дети везде разные. Будь Наташа почерствее душой, может быть, не так остро воспринимала происходящее дома. Но на болоте выросла кувшинка, очень хрупкая, чуть порань – и нет цветка.

«А еще я некрасивая, у меня косые глаза. И поэтому меня в классе не любят!» - заканчивает она.

  Перечитала еще и еще раз. Ну, давай, - говорю себе, - учительница литературы, анализируй, помогай девочке. На кону ни много ни мало – детская жизнь. И никаких мыслей. Паника, сплошная паника. Какие слова подобрать, что сказать, чтобы выбросила эта девочка страшные мысли о самоубийстве из головы?

И литература сейчас мало чем может помочь. Не могу же я сказать ей: почитай такого-то автора и все поймешь. Литературой она пробудилась, захотелось выговориться – и это уже ценно. Все- таки, Гоголь, ты велик!

  И все же я начинаю писать как ученица сочинение.

«Когда-то мне было так же плохо, как и тебе…»  И честно, откровенно написала ей все, что было в моей жизни: пьющий отец, скандалы, нежелание жить в этой атмосфере. Как я заменяла действительность книгами, от которых не могла оторваться часами. Я нашла другой мир и страстное желание изменить жизнь. Поэтому поступила в пединститут, а затем уехала работать на Дальний Восток. Преодолела все, что судьба подкидывала, но я шла по своему пути, который наметила. Почти все плохое забылось, и я редко оглядываюсь назад.

«Мы, как бы сказал Маугли, одной крови, Наташа! Жизнь нам дала испытание: наши души тоньше и чище той среды, в которой мы живем. Их и нужно сохранить. Главное – не сдавайся. Я рядом!»

Так далеко за полночь я закончила писать свой ответ.

На следующий урок с нетерпением ждала, когда Наташа это прочитает. Вдруг я  не сумела правильно выразить то, что хотела. А она  могла и не подпустить к своему сердцу мои чувства.

Не поднимая головы, Наташа притянула к себе тетрадь. Ребята обсуждали отметки. Кто-то возмущался «тройкой», кто-то счастливо хихикал своей «пятерке». А она, моя ученица с первой парты, молчала. Я долго на нее не смотрела, но все же взглянула и увидела устремленные на меня раскосые глаза и слезы, тихие, чуть заметные.

  Прошло двенадцать лет, и на торжественной линейке 1 сентября ко мне подошла красивая женщина с маленьким мальчиком за руку. Лица малыша из-за огромного букета не было видно. Это Наташа привела в нашу школу своего сынишку.

Я знала ее судьбу: она сумела стать сильной, не сломалась, не ушла в себя. Снова посадили ее брата, сестра одинока, мама так и живет судьбой своего непутевого сына. А Наташа закончила школу, поступила в училище и стала первоклассным модельером, вышла замуж за хорошего человека.

  Первые годы после школы Наташа дарила мне в мой день рождения алые маки. Глядя на них, сердце мое всегда наполнялось необыкновенной радостью.

- Мой Дима будет учиться у Вас, когда перейдет в пятый класс, - сказала она.

- Дима, подари букет Надежде Александровне. Это моя учительница!

Я наклонилась, чтобы принять букет из тоненьких ручек мальчика, и в этот момент из-за цветов на меня посмотрели серые раскосые глаза моего будущего ученика Димы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок памяти ""Я думаю,что все люди братья" по произведениям А.Приставкина "Ночевала тучка золотая"и Т.Манджиевой "Когда изгнанником печальным".

урок,посвящённый Дню Памяти и Скорби (28 декабря -выселение калмыцкого народа по указу Сталина).  Урок по повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая", с использованием национально-...

Урок внеклассного чтения в 8 классе «Печальная «Улыбка» Рея Брэдбери»

На интегрированном уроке (литература и изобразительное искусство) рассматривается идейно-художественное своеобразие рассказа Р.Брэдбери «Улыбка» в контексте раздела «Какой ценой?» УМК «Вокруг теб...

Методическая разработка "Наша память, как эхо, печальна, Наша память, как песня, горда

Краткая аннотацияИдеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. Умы  нынешнего поколения  заполняются, во-первых, мощным потоком западных «ценностей», пропагандирующи...

«Война – жесточе нету слова. Война - печальней нету слова».

Интегрированный урок по повести К.Воробьева "Убиты под Москвой" был подготовлен и проведен в 9 классе во время методической декады, посвященной битве под Москвой. Он сопровождается показом презентации...

"Печально я гляжу на наше поколенье..." урок литературы в 10 классе

"Печально я гляжу на наше поколенье..." урок литературы в 10  классе (урок - обобщение)...

"Печальный, прощальный последний звонок" праздник Последнего звонка для учеников 11 класса

"Печальный, прощальный последний звонок" праздник Последнего звонка для учеников 11 класса. Сценарий выполнен в традиционной форме, его основу составляют стихи и поздравления в адрес учителей и родите...