Дополнение к конспект по биомеханике
план-конспект занятия на тему

Иванова Екатерина Александровна

 

Биомеханика (от греч. «био» - жизнь и «механика» - орудие) возникла на стыке двух наук – биологии и механики. Таким образом, предметом биомеханики является изучение механического движения живых самоорганизующихся систем и, прежде всего, человека. Под самоорганизующейся системой понимают систему, обладающую способностью улучшать свою организацию, то есть совокупность связей между большим числом структурных элементов, определяющих функционирование системы в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biomekhanik1.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Биомеханика (от греч. «био» - жизнь и «механика» - орудие) возникла на стыке двух наук – биологии и механики. Таким образом, предметом биомеханики является изучение механического движения живых самоорганизующихся систем и, прежде всего, человека. Под самоорганизующейся системой понимают систему, обладающую способностью улучшать свою организацию, то есть совокупность связей между большим числом структурных элементов, определяющих функционирование системы в целом.

Рассмотрим биологические и механические явления в живых системах. Движения человека подчиняются всем законам и закономерностям, которые определяют на Земле движение любого материального тела – это и закон всемирного тяготения, и законы Ньютона, законы гидроаэромеханики, колебательные и волновые явления и т. д. Движения человека, как правило, очень сложны, поскольку его двигательный аппарат представляет собой механическую систему, состоящую из более чем 200 костей и нескольких сотен сухожилий, число мышц, обслуживающих движения, более 600. Всё это необходимо для того, чтобы обеспечить чисто механическое перемещение человека во внешней среде.

Работа мышц – это биологический процесс, при котором мышечные волокна должны быть активированы, чтобы они могли выполнить механическую работу по перемещению звеньев тела. Чтобы совершить работу, необходимо затратить энергию. В организме человека – это результат биохимических реакций. С механической точки зрения человек представляет собой систему, обладающую внутренним источником энергии, биологическим по происхождению. Чтобы мышцы сократились в необходимой последовательности и с определёнными усилиями и в результате создали требуемый механический эффект движения, ими надо управлять, что делают головной мозг и нервная система, функционирование которых имеет биологическую природу.

В каждом движении присутствуют ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Исполнительная часть – это и есть механическое движение, которое изучают в биомеханике. Но оно всегда определяется психической и физиологической деятельностью мозга, обеспечивающей не только непосредственное управление движением, но и также ориентировочную и контрольную части двигательного действия по системам внутренней биологической обратной связи.

Спортивная биомеханика изучает двигательные действия человека при выполнении им спортивных упражнений. Спортивная биомеханика изучает движения человека в процессе выполнения физических упражнений. Это необходимо для обеспечения роста спортивных результатов вплоть до рекордного для конкретного спортсмена или определённого вида спорта. Биомеханические исследования выявляют помогающие или препятствующие факторы при совершенствовании в движениях; разработки новых видов инвентаря, тренажёров, спортивных снарядов и оборудования; предупреждения травм.

Основными задачами спортивной биомеханики являются:

· совершенствование спортивной техники, моделирование и конструирование её наиболее рациональных вариантов;

· биомеханический контроль техники отдельных спортсменов с целью исправления ошибок и повышения уровня спортивно-технического мастерства;

· выявления биомеханических закономерностей совершенствования двигательных действий;

· разработка биомеханически целесообразных тренажёров, совершенствование спортивного инвентаря.

В спорте и физическом воспитании обучают движениям и совершенствуют двигательные возможности человека. Следовательно, спортивная биомеханика является составной частью теории и методики спортивной тренировки и физического воспитания.

Источник: Биомеханика как учебная дисциплина

Экзаменационные вопросы по «Анатомии»

 Основные этапы развития анатомии.

 Методы исследования в анатомии.

 Значение курса анатомии человека для подготовки учителей физкультуры.

П.Ф.Лесгафт – основоположник направления функциональной анатомии в России.

 Клетка как основная форма организации живого организма.

 Ткани и классификация ее видов.

 Строение костной ткани.

 Рост костей в длину и толщину.

 Формы мышц, их строение.

 Строение поперечно-полосатого мышечного волокна.

 Положение, форма и строение спинного мозга.

 Химический состав клетки.

 Влияние физических упражнений и спорта на сосудистую систему.

 Вспомогательные аппараты мышц и их функциональное значение.

 Строение ротовой полости.

 Проводящие пути центральной нервной системы.

 Проводящие пути периферической нервной системы.

 Общая характеристика нервной ткани и строение нейронов.

 Проводящие пути вегетативной нервной системы.

 Гаметогенез.

 Понятие и значение учения И.П.Павлова об анализаторах для морфологии органов чувств.

 Особенности строения органов внутренней секреции и их функциональное значение.

 Строение органов пищеварения.

 Строение и увеличивающая способность микроскопа.

 Состав, строение и функциональное значение лимфы.

 Значение органов внутренней секреции в обмене веществ и их роль в развитии организма.

 Стадии развития зародыша.

 Железы пищеварительного тракта.

 Расположение и строение почки.

 Женские половые органы.

 Суставы, общий план строения.

 

 Общая характеристика строения и развития тазового пояса и свободной нижней конечности.

 Органы кроветворения (селезенка, лимфатические узлы, костный

 Общая система кровообращения. мозг).

 Мужские половые органы.

 Строение сердца человека.

 Форменные элементы крови.

 Мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, их топография, значение и строение.

 Деление клетки.

 Кости стопы и кисти рук.

 Локализация функций различных отделов головного мозга.

 Влияние физических упражнений и спорта на строение и подвижность скелета.

 Строение щитовидной железы.

 Ферменты и гормоны.

 Классификация соединения костей (непрерывные и прерывные).

 Анатомический анализ положений и движений спортсменов (по специализациям).

 Строение органов слуха.

 Строение органов зрения.

 Кости, мышцы туловища и его функциональное значение.

 Строение и функциональное значение периферической нервной системы.

 Строение кровеносных сосудов.

 Строение органов дыхания.

 Строение кожи человека.

 Нервная система и ее роль в жизнедеятельности организма.

 Добавочные образования суставов и их функциональные значения.

 Факторы, укрепляющие сустав.

 Классификация суставов.

 Плечевой сустав. Строение костей, образующих сустав. Мышцы, участвующие в движении плеча.

 Локтевой сустав. Суставы, образующие локтевой сустав и мышцы, участвующие в движении предплечья.

 Лучезапястный сустав. Кости, образующие сустав. Мышцы, участвующие в движении кисти.

 Тазобедренный сустав. Строение костей, образующих сустав. Мышцы, участвующие в движении бедра.

 Коленный сустав. Строение костей, образующих сустав. Мышцы, участвующие в движении голени.

 Позвоночный столб. Строение и функциональное значение.

 Соединение позвоночного столба.

 Классификация мышц.

 Факторы, влияющие на подвижность в суставе.

 Мышцы, участвующие в движении туловища.

 Мышцы, образующие брюшной пресс. Функциональное значение брюшного пресса.

 Строение и функции диафрагмы.

 Общий центр тяжести тела человека. половые и возрастные особенности его местоположения.

 Виды равновесия тела человека. условия равновесия. Понятие угла устойчивости. Примеры из спортивной практики.

 Положение общего центра тяжести человека при ходьбе и беге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физиология дополнение к конспекту

Физиология (от греч. phýsis – природа и ...логия) животных и человека, наука о жизнедеятельности организмов, их отдельных систем, органов и тканей и регуляции физиологических функций. Ф. изучает...

конспект урока " Способы выражения дополнения. Прямое и косвенное дополнение"

Урок проведен в классе с детьми, имеющими достаточный уровень знаний, умений и навыков, с сформированным познавательным интересом. При разработке урока старалась учесть следующие особенности учащихся:...

Лекция по биомеханике. Влияние размеров и пропорций тела человека на его моторику

Влияние размеров и пропорций тела человека на его моторику...

Конспект урока Дополнение.Виды дополнений.

Конспект урока в 8 классе по теме : "Дополнение. Виды дополнений. Тип урока - "открытие новых знаний"....

Конспект урока по русскому языку "Дополнение. Способы выражения дополнения"

Цель: повторить основные сведения о второстепенных членах предложения, обобщить имеющиеся знания о дополнении, сформировать умение правильно определять способы выражения дополнений....

Конспект урока. Тема урока. Обособленные дополнения. Значение обособленных дополнений

Урок русского языка в 8 классеТема урока. Обособленные дополнения.  Значение обособленных дополненийЦель урока: дать понятие об обособлении дополнений, совершенствовать знания  учащихс...