Открытый урок в 10 классе на тему "Морфемика. Словотворчество в поэзии"
методическая разработка (11 класс) по теме

Аухадеева Мунира Мухаметвакиловна

 

  Это урок обобщающего  повторения , цели которого обобщить изученное о морфемной структуре слов в русском языке,  закрепить умение определять способ словообразования,  познакомить с изобразительными ресурсами русского словообразования,  введение термина  окказионализм, способствовать  развитию словообразовательного мышления, включить учащихся в процесс словотворчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  Морфемика.  «Словотворчество в поэзии»

Тип урока:  обобщающее повторение .

Цели урока: 1. 1) Обобщить изученное о морфемной структуре слов в русском языке;

2) закрепить умение определять способ словообразования;

3) познакомить с изобразительными ресурсами русского словообразования;

4) введение термина  окказионализм;

2. Способствовать  развитию словообразовательного мышления.

3. включить учащихся в процесс словотворчества.

Человек, прислушивающийся к значимости в слове корня,

приставки,  заинтересовывается строением языка,

положением слова в речи, предложении. Про такого

человека говорят, что знает язык до корня.

Н. Асеев

  1. Слово учителя.

- Сегодня мы вспомним,  по каким законам в русском языке образуются новые слова. Приглашаю  вас в мастерскую поэтов.

На этом уроке мы попытаемся увидеть, как интересно поэты используют морфемы в своём творчестве, попытаемся понять, как и для  чего они создают новые слова.

- «Словотворчество в поэзии» - такова тема нашего урока. Словотворчество… Как образовано это слово?

Словотворчество -  слово + творить, то есть  сложением основ.

- В науке индивидуально-авторские слова, созданные по хорошо известным словообразовательным  моделям, называются  окказионализмами.

Окказионализм (лат. случайный)- индивидуально-авторские слова, созданные по законам русского словообразования ( летёж, глазята, утреет и др.)

- Как создаются окказионализмы, авторские слова? В течение урока мы пройдём пути  создания индивидуально-авторских слов.( записать подзаголовком)

  1. Чтение. Беседа.

- Сейчас я прочту удивительное стихотворение М. Цветаевой, посвящённое поэту Б. Пастернаку. Вслушайтесь в его звучание.

Рас-стояние: версты, мили…

Нас рас-ставили, рас-садили,

Чтобы тихо себя  вели,

По двум разным концам земли.

Рас-стояние: версты, дали…

Нас расклеили, распаяли,

В две руки развели. Распяв,

И не знали, что это – сплав

Вдохновений и сухожилий…

Не рассорили – расслоили,

Расслоили …

                        стена да ров.

Расселили нас, как орлов –

Заговорщиков: версты, дали…

Не расстроили – растеряли.

По трущобам земных широт

Рассовали нас, как сирот.

Который уж – ну который – март?!

Разбили нас – как колоду карт!

- Каким чувством наполнено стихотворение?

Трагическая разъединенность двух людей, горечь, безнадёжность.

- С помощью каких языковых средств передаётся это чувство разъединенности?

 

  С помощью  существительных и глаголов  с приставками  раз-(рас-):

рас-ставили, рас-садили, рас-стояние, расклеили, распаяли.

Повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели, привлекает внимание к значению морфемы слова.

 Приставка усиливает ощущение разрыва, разъединения, движения в разные стороны.

  - Посмотрите, как необычно записан поэтессой этот текст. Принято ли так членить  в современном русском языке основу слова расстояние?

Этим словом Цветаева передает бездну горя, страшную больутраты.

И для того, чтобы подчеркнуть её, выразить и донести до читателя, она

обращается  к графическому средству: отрывает приставку,

как бы показывая тем самым авторское неприятие  той части слова,

которая несёт значение утраты, разъединения, деления на части,

движения в разные стороны.

- Графический отрыв приставки от слова подчеркивает, выделяет словообразовательное ( морфемное) значение рас- (раз-).

Итак, первый путь создания индивидуально-авторского слова -  нарочитое членение слов : рас-стояние, рас-ставили, рас-садили.( записать в тетради)

-  Продолжаем работу по выявлению возможностей словотворчества. Послушайте следующие строки  А.Твардовского:

Администратор – гению под стать!

Велел печевладельцев обеспечить,

Что означает : печи поломать.

- Что значит слово обеспечить в общепринятом смысле? Проверим по словарю.

Обеспечить – 1. Предоставить достаточные материальные средства к жизни. 2. Снабдить чем-либо в нужном количестве. 3. Сделать реально выполнимым. 4. (устар.) оградить, охранить.

- Как переосмысливает это слово автор стихов?

Обеспечить –ломать печи.

Обес- - лишение чего-либо.

Обессилить (-еть), обесславить,

обезболить, обезопасить,

 обесчестить. 

- Создаётся ложная омонимия, основанная на сходстве слов в звуковом отношении при различении значений.

Итак, записываем: 2. Ложная омонимия, основанная на сходстве слов в звуковом отношении при различии значений: обеспечить – лишить печи.

- Найдите окказионализм в отрывке из стихотворения С.Есенина. Как он образован?

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Кленёночек маленький матки

Зелёное вымя сосёт.

Поэт придумывает новое слово кленёночек,

используя старые, хорошо знакомые морфемы,

соединяя их  между собой обычными для данного языка способами :

кленёночек- кленёнок – клён;

котёночек- котёнок – кот

- - енок- вносит значение « маленький», а также «детёныша» ( зайчонок, медвежонок и т.д.), а –ек- передает ласковое, нежное к нему отношение ( котёночек, поросёноче и т.д.)

- Какой образ рождается в результате словотворчества поэта?

В поэтическом восприятии С.Есенина кленёночек

это не просто маленькое дерево, а живое существо, детёныш клёна.

- Найдите в стихотворении слова, которые подтверждают нашу догадку.

Существительное кленёночек имеет определение маленький; 

у него есть мать. Кроме того, поэт прибегает к олицетворению:

кленёночек сосёт.

Итак, третий путь создания индивидуально- авторских слов – создание новых слов по известным словообразовательным моделям : кленёночек – котеночек, зимарь- январь.

- Найдите окказионализмы в стихотворении С.Есенина.

Слишком я любил на этом свете

Всё, что душу облекает  в плоть.

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь.

Окказионализм водь имеет значение отвлечённого признака.

 - Что вы знаете об этом способе словообразования в русском  языке? Является ли  он  продуктивным?

Подобные окказионализмы созданы по такой  известной

 словообразовательной модели: синь-синий;

высь – высокий

- безаффиксальный способ, от прилагательного;

Березь – берёза;

Цветь цвет;

Водь – вода

- от существительного, безаффиксный способ.

- Если вы полистаете томик стихов Сергея Есенина, то обнаружите много подобных  слов. Поэт очень любит этот приём создания образа. Итак, какие же пути создания индивидуально-авторских слов мы встретили у Есенина?

 Итак,  четвертый путь – активное использование словообразовательных типов, малопродуктивных в общенародном  языке : водь, березь, цветь.

- Как они помогают в создании образа? Каким путём образованы?

Облак, как мышь,

                                  Пробежал и взмахнул

В небо огромным хвостом.

Словно яйцо, расколовшись, скользнул

 Месяц за дальним холмом.

Солнышко утром в колодезь озёр

Глянуло –

                     месяца нет…

Свесило ноги оно на бугор,

Кликнуло –

                      Месяца нет.

( С Есенин. Пропавший месяц)

Окказионализм облак  образован

от слова облако путём усечения окончания.

 С его помощью поэт создаёт яркий,

 выразительный сказочный образ облака.

Колодезь – из древнерусского языка,

осталось в диалектах.

Итак, пятый путь – усечение окончаний слов: облак.

- Очень интересно с точки зрения словообразования стихотворение А.Вознесенского. Выделите новообразованные слова поэта.

Стал Январь, не то Февраль,

Какой-то чертовый Зимарь.

Я помню только голосок

Под красным ротиком – парок

И песенку:

«Летят вдали

Красивые осенебри,

Но если наземь упадут,

Их человолки загрызут».

Окказионализмы: зимарь, осенебри, человолки.

- Почему нам понятны эти окказионализмы, хотя они не зафиксированы в словарях? Каким путём они образованы?

Данные образования имеют значение собирательности.

Зимарь – общее название всех зимних месяцев, осенебри – осенних.

Они отличаются не только корнями –зим-, -осен-,

но и суффиксами  -арь- ( январь), -ярь- ( сентябрь, октябрь),

созданными из концовок общепринятых названий месяцев.

Человолки-  слово образовано путём наложения основ.

 В результате – переплетение смыслов данных слов.

Одна основа плавно переходит в другую.

 При этом есть общая часть:

                                                                                                                                                     Чело-в-ек

                                                                                                                                                                                      В-олки

- Подобные словообразовательные шутки обладают огромной выразительностью. Кроме того , слово человолки выразило волчью, хищническую суть человека, оно образовало целое понятие данного явления, и теперь мы знаем, что есть человек, люди, а есть человолки.

Итак, шестой путь – наложение основ: человолки.

- Итак, обобщим всё, открытое нами на уроке.  Индивидуально-авторские изобретения появляются потому, что русское словообразование представляет большие  возможности для создания новых слов.

Окказионализмы, то есть авторские слова, создаются по хорошо известным словообразовательным моделям. Мы, впервые услышав или прочитав  слово, понимаем его смысл и способны оценить художественную находку автора. Следовательно, в этих новообразованиях сочетаются  общие закономерности русского словообразования с индивидуально- авторским словотворчеством.

-Итак, каковы же  пути создания индивидуально-авторских слов?

Пути создания индивидуально - авторских слов. Выводы.

  1. Нарочитое членение слов: рас-стояние, рас-ставили, рас-садили.
  2. Ложная омонимия, основанная на сходстве слов в звуковом отношении при различии значений: обеспечить – лишить печи.
  3. Создание новых слов по известным словообразовательным моделям: кленёночек- котеночек; зимарь – январь;
  4. Активное использование словообразовательных типов , малопродуктивных в общенародном языке: водь, березь, цветь.
  5. Усечение окончаний слов: облак.
  6. Наложение основ: человолки.

- Мы  видим, что словотворчество не нарушает законов языка.

Поэты, тонко чувствующие слово, ценят экспрессивные возможности окказионализмов и широко  используют этот приём  в своём творчестве. И мы, читатели, ещё раз убеждаемся в том, что возможности эти  безграничны.

Домашнее задание.

Сочините небольшую историю в прозе или в стихах с собственными индивидуально-авторскими словами.



Предварительный просмотр:

Культура речи. Нормы современного русского языка (слайд 1).

Цель урока:

  *обобщить и систематизировать знания учащихся о фонетике и орфоэпии, словообразовании, лексике, морфологии, синтаксисе как разделах лингвистики; повторить основные правила в современном русском языке.

*совершенствовать умения находить в слове  основные звуковые процессы;оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения  норм современного русского языка; совершенствовать навыки работы с различными видами словарей и учить извлекать необходимую информацию из справочной литературы и современных  источников информации.

* воспитывать в детях чувство любви к русскому языку, чувство глубокой ответственности за чистоту и правильность русской речи.

Оборудование и учебные пособия к уроку:

  • Таблица «Гласные и согласные звуки русского языка».
  • Раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы.
  • Задания демонстрационных вариантов ЕГЭ-2013.
  • У каждого учащегося на столе карточка-справочник « Особенности русского ударения и его роль в русском языке».
  • Орфоэпические и  толковые словари.
  • Презентация  к уроку.

Эпиграф: «Дивишься драгоценности  нашего языка: что ни звук, то и подарок;  все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценней самой вещи».  Н.В.Гоголь.

Ход урока.

Слово учителя. Ещё в  XIX  веке Николай  Васильевич Гоголь  заметил о русском  языке: «Дивишься драгоценности  нашего языка: что ни звук, то и подарок;  все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценней самой вещи».  Насколько был прав великий писатель, мы поймём на уроке. Главным понятием культуры речи является норма (слайд 2).

        Нормы бывают орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, морфологические, лексические, синтаксические, орфографические, пунктуационные, стилистические (слайд 3).

Сегодняшний урок предлагаю построить в виде исследования норм современного русского языка. Для этого вам придётся разделиться на 4 исследовательские школы, каждой школе присвоим имя какого – нибудь выдающегося лингвиста. Давайте вспомним, что же это такое – лингвистическая школа?

Ответ: Лингвистическая школа – это группа  исследователей языка, работающих над определенным кругом проблем языкознания и придерживающихся общих точек зрения на язык.

  1. Сообщения учащихся.

Учитель:

1-й лингвистической  школе  присвоено имя известного языковеда Ивана Александровича Бодуэна де  Куртенэ (слайд  4). Итак, почему  вы выбрали это имя, чем он знаменит?

Сообщения 1 группы:

  1. Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ - крупный русский и польский языковед. Жил с 1845 по 1929 годы.  Свою научную деятельность он начинал под руководством петербургского языковеда И.И.Срезневского. В 1874 года он был избран Казанским университетом в доценты по кафедре сравнительной грамматики  и санскрита. В 1875 году Бодуэн защитил свою докторскую диссертацию по фонетике. В конце 1875 года получил в Казанском университете звание профессора. Около него образовалась группа молодых лингвистов, положившая начало  так называемой казанской лингвистической школе. В 1897 году он стал членом – корреспондентом  Академии наук.
  2. Бодуэн де Куртенэ совершил переворот  в науке о языке: до него в лингвистике господствовало историческое направление – языки исследовались исключительно по письменным памятникам. Он же в своих работах доказал, что сущность языка -  в речевой деятельности, а значит, необходимо изучать живые языки и диалекты. Только так можно понять  механизм функционирования языка и проверить правильность лингвистических теорий.
  3. Бодуэн де Куртенэ в течение многих лет изучал разные индоевропейские языки, писал свои научные труды не только на русском и польском, но и на немецком, французском, чешском, итальянском, литовском и других языках. Работая в экспедициях, исследовавших славянские языки и диалекты, он фиксировал все их фонетические особенности. Эти исследования позволили Бодуэну де Куртенэ создать теорию фонем и фонетических чередований, изложенную в его «Опыте фонетических чередований» (1895 г.)
  4. На основе его работ возникло новое направление – экспериментальная фонетика.  Работая в Казани в 1874 – 1883 годы, учёный основал Казанскую лингвистическую школу, в рамках которой расцвел талант выдающегося учёного В.А.Богородицкого, под его непосредственным  влиянием проходило становление замечательных русских лингвистов ХХ века Л.В. Щербы и Е.Д. Поливанова. Наши казанские филологи  его не забывают, проводятся бодуэновские   чтения.

Учитель: 2-я лингвистическая школа – школа имени Льва Владимировича Щербы (слайд 5). Представьте нам его.

Сообщения учащихся:

  1. Лев Владимирович Щерба – известный русский  языковед, академик, ученик Бодуэна де Куртенэ.  Жил с 1880 по 1944 годы. Круг научных интересов Щербы чрезвычайно широк и разнообразен. Его диссертация была посвящена описанию восточно-лужицкого наречия – языка  одной славянских народностей, проживавших на территории Германии, к изучению которого он обратился по совету Бодуэна де Куртенэ. В работе Лев Владимирович с большим успехом использовал методы полевой (экспедиционной) лингвистики, что было большой редкостью в то время. Щерба не знал серболужицкого языка, поселился среди лужичан в крестьянском доме, и две осени (1907-1908 годы) выучил язык и подготовил его описание.
  2. Большое значение придавал учёный исследованиям  живой разговорной звучащей речи.  Он широко известен как фонолог и фонетист, основатель ленинградской (Петербургской) фонетической школы. Он впервые ввёл в практику лингвистического исследования экспериментальные методы. По мысли учёного , эксперимент можно проводить, прежде всего, на материале живых языков, особенно в их «звучащем виде». Наиболее известна его фонетическая работа о русских гласных звуках.
  3. Много сделал Щерба для теории и практики лексикографии и лексикологии. Его статья «О частях речи в русском языке» (1928) стала существенным вкладом в русскую грамматическую теорию, показала, что же реально скрывается за привычными для нас словами : существительное, глагол, прилагательное и т.д.
  4. Щерба был блестящим педагогом: много лет он проработал в Ленинградском, затем в Московском университетах, подготовил целую плеяду учеников, которые стали выдающимися лингвистами.

Учитель. 3-я лингвистическая школа имени Виктора Владимировича Виноградова (слайд 6). Чем обусловлен ваш выбор?

Сообщения учащихся:

  1. В.В.Виноградов – выдающийся русский  филолог –энциклопедист, жил с 1895 по  1969 года, наиболее влиятельная фигура русской  филологической науки ХХ века: он более десяти лет руководил Институтом русского языка АН СССР, возглавлял в Академии Наук  Отделение литературы и языка, создал журнал «Вопросы языкознания» и много лет  работал его главным  редактором.
  2. Научные интересы Виноградова  были чрезвычайно широки – в его лице как бы объединялись  лингвист и литературовед, что являлось большой редкостью в российской филологии  ХХ века.
  3. В 20-е годы В.В.Виноградов увлеченно и плодотворно занимался  изучением произведений художественной литературы, опубликовал ряд  выдающихся работ о языке и стиле таких писателей и поэтов, как Гоголь, Достоевский, Анна Ахматова. В.В.Виноградову  принадлежит заслуга создания двух лингвистических наук: истории   русского   литературного языка и науки о языке художественной литературы и стилистике. Перу ученого принадлежит первый полный курс русской грамматики. Велики заслуги В.В.Виноградова и в области лексикографии, лексикологии и фразеологии. Он был одним из составителей первого научного Толкового словаря русского языка под редакцией Д.Н.Ушакова (1938-1940-годы), одним из редакторов 4-томного и 17-томного академических словарей русского языка, руководил работой по составлению словаря языка А.С.Пушкина.
  4. Центральными понятиями  в научной концепции  Виноградова  были понятия слова и стиля языка.

Будучи профессором Ленинградского и Московского университетов, Московского педагогического университета, В.В.Виноградов воспитал целое поколение русских лингвистов, которое продолжает развивать идеи своего учителя.

Учитель. 4-я лингвистическая школа названа именем известного нам своим Толковым словарём Сергея Иванович Ожегова (слайд 7). Расскажите о нём.

Сообщения учащихся.

  1. Сергей Иванович Ожегов родился 22 сентября 1900 года в посёлке Каменное бывшей Тверской губернии. В 1926 году окончил филологический факультет Ленинградского университета, и по представлению своих учителей В.Виноградова и Л.Щербы был рекомендован в аспирантуру Института истории,  литератур и языков Запада и Востока.
  2. Основным объектом его научных трудов  являлась разговорная русская речь во всех её проявлениях. Он серьёзно занимался  исследованием  истории русского литературного языка, исторической грамматики, лексикологии, орфоэпии, языка русских писателей, орфографии и фразеологии.
  3. С конца 1920-х годов начал работу над составлением  «Толкового словаря русского языка» под редакцией Дмитрия Ушакова, на базе которого Ожегов создал один из самых известных и популярных словарей – однотомный «Словарь русского языка», который фиксирует современную общеупотребительную лексику, демонстрирует сочетаемость слов и типичные фразеологизмы.
  4. Сергей Иванович Ожегов был прирожденным неутомимым лексикографом, наделённым особым дарованием словарника, обладавшего тонким чутьём слова. Обладая феноменальной памятью, он знал множество бытовых, исторических, областных и сугубо специальных реалий, стоящих за лексикой русского языка.

Учитель. Эти лингвисты имели труды в разных областях языкознания. Нам сегодня тоже придётся вспомнить  нормы разных разделов науки о языке. Все школы представились, сейчас можем  начинать наши исследования.  Проверим чья же школа сильнее?

- Первый раздел нормы которого мы рассматриваем, это фонетика и орфоэпия (слайд 8).

Задание, касающееся орфоэпических норм языка: необходимо поставить ударение в словах.

  1. Фонетика и орфоэпия.

Учитель. Первый раздел, нормы которого мы рассматриваем, это фонетика и орфоэпия.

Задание,  касающееся орфоэпических норм языка. Необходимо поставить ударения в словах.

Школа Бодуэна: агЕнт, апострОф, баловАть, ветеренАрия, граждАнство, досУг, диспансЕр, зАговор, индустрИя, квартАл.

Школа Щербы:ломОть, намЕрение, нефтепровОд, опЕка, премировАть, срЕдства, танцОвщик, ходАтайство, сосредотОчение, чЕрпать.

Школа Виноградова:принялА, афЕра, балОванный, включИт, договОр, дощАтый, завИдно, звонИт, каталОг, красИвее.

Школа Ожегова:мАстерскИ, некролОг, обеспЕчЕние, оптОвый, свЁкла, столЯр, хвОя, знАмение, щавЕль, экспЕрт.(слайд 9).

  1. Морфемика (состав слова).

Разберите по составу слова:

Школа Бодуэна:  ( у-ста-нав –лив-а – ет – ся)

Школа Щербы: ( 0-конч-а     - тельн – о)

Школа Виноградова: (раз-ви-ва-я-сь)

Школа Ожегова:( со- вершен- ств-у –я-сь)

  1. Нормы словообразования.

Учитель.  С морфемикой тесно связаны  словообразовательные нормы. Следующее задание затрагивает нормы словообразования (слайд 10).

Мать мужает вместе с детьми. И благословенна мать, которая умеет вовремя отпустить руку  ребёнка и не выказывает страха, когда он делает первые шаги в жизни на своих ещё не окрепших ногах.

Вырастают дети и выбирают себе дороги, но дети никогда не идут по проторенным дорогам отцов, а продолжают их или ищут свои, новые и всегда неожиданные для матери.

Учитель. Думаю, тема текста для вас близка, поскольку здесь говорится о выборе  жизненного пути. Ведь в этом году вам придётся определиться  с выбором дальнейшего  жизненного пути.

- Найдите в этом тексте слова с чередующимися гласными. Разберите одно из них  по составу, определите способ образования.

Ответ:  слова с чередующимися гласными: вы-раст-а-ют (вырос) – приставочный способ от слова расти;  вы-бир-а-ют (выберу) – приставочный способ от слова брать.

Вывод:Словообразовательные нормы – определяют правила образования слов

  1. Лексические нормы.

Учитель. Современному человеку важно знать и  лексические нормы (сла        йд 11). Проверим, насколько вы их усвоили. Пользуясь  толковым словарём, определите значение следующих слов и составьте с ними предложения:

Школа Бодуэна:  бартер( натуральный товарообмен, при котором одна вещь меняется на другую без денежной оплаты, торговая сделка, осуществляемая по схеме «товар за товар»)

Школа Щербы: привилегия (исключительное право, личное право, преимущество, название патента, до некоторых пор использовавшееся в международном лицензионном, авторском праве, - в России до 1917 года)

Школа Виноградова: инцидент (недоразумение, неприятное происшествие, столкновение.Жильцы были частыми свидетелями неприятных инцидентов).

Школа Ожегова:примитивный ( простой, несложный по устройству, невысокий по технике исполнения, неискусно и грубо сделанный. Например: примитивный механизм)

  1. Фразеологизмы.

Учитель. Объясните  значение фразеологизмов:

Школа Бодуэна: вносить свою  лепту (помогать),  разрубить гордиев узел(решить трудную задачу)

 Школа Щербы: рыцарь без страха и упрёка(безупречный человек), со щитом или на щите (победить или умереть)

Школа Виноградова:вавилонское столпотворение(беспорядок, суматоха),  с боку припёка (посторонний)

Школа Ожегова: ахиллесова пята (уязвимое место), у чёрта на куличках ( очень далеко).

Учитель: Лексические ошибки(слайд 12)Нарушение смысловой точности слова: он упал навзничь и уткнулся лицом в землю («навзничь» – вверх лицом)

  • Нарушение соразмерности соединяемых понятий: плеяда ди-джеев (плеяда – группа выдающихся деятелей одной эпохи, одного направления)
  • Смешение паронимов: сломленная челюсть отчаянно болела
  • Лексические анахронизмы: Печорин получил путёвку на Кавказ
  • Нарушение сочетаемости слов: памятный сувенир
  • Ошибки при воспроизведении фразеологических оборотов: факир на час, играть значение, львиная часть
  1. Семантические признаки слова

Учитель. «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка» - эта фраза была придумана в 1928 году филологом Л.В.Щербой как пример искусственной фразы, в которой все корневые морфемы заменены на бессмысленные сочетания звуков. Фраза создана для иллюстрации того, что многие семантические признаки  слова можно понять  из его морфологии.

Определите частеречную принадлежность слов в предложении. Придумайте свой пример такого же синтаксического строя.

(Глокая – имя прилагательное, куздра -  имя существительное, штеко – наречие, будланула– глагол, бокра – имя существительное, и – союз, курдячит – глагол, бокренка – имя существительное)

  • Учитель:Грамматические нормы: морфологические и синтаксические нормы (слайд 13) . Морфологические нормы – это правильное образование грамматических форм, правильный выбор варианта.
  • Искажение морфологических норм ведет к грамматическим и речевымошибкам.

  1. А) Употребите имена существительные в форме именительного падежа множественного числа:

1 группа: Директор (директора)

Доктор (доктора)

Профессор ( профессора)

Сторож( сторожа)

Катер (катера)

Китель ( кителя)

Тополь (тополя)

2 группа: Ордер ( ордера)

Отпуск (отпуска)

Бухгалтер ( бухгалтеры)

Инженер ( инженеры)

Торт (торты)

Шофёр (шофёры)

Редактор ( редакторы)

б) Употребите имена существительные в форме родительного падежа множественного числа:

3 группа. апельсины(апельсинов)

помидоры (помидоров)

граммы (граммов)

носки (носков)

чулки (чулков)

ботинки (ботинок)

метры (метров)

4 группа.гектары ( гектаров)

башкиры ( башкир)

цыгане ( цыган)

оладьи (оладий)

мандарины ( мандаринов)

судьи ( судий)

блюдца ( блюдец)

Учитель: Запомните род существительных:

  • Мужской род: банкнот, толь, тюль, рельс, рояль, шампунь, жираф;
  • Женский род: бандероль, мозоль, плацкарта, туфля, тапка, манжета.

Запомните наиболее употребительные формы существительных Им.п. мн.ч.: адреса, доктора, паспорта, профессора, ордера, директора, борта, сорта, округа, тенора, паруса, поезда, сторожа Слайд 14).

Окончания существительных Р.п. мн.ч. м.р.:

Нулевое окончание побеждает у следующих групп сущ.:

▪ названия национальностей: болгар, грузин, румын, англичан, армян, турок (но: греков, узбеков, якутов, монголов, курдов);

▪названияпарныхпредметов: сапог, валенок, ботинок, брюк, погон, манжет, чулок (но: носков);

названия мер, весов, единиц измерения: несколько ампер, киловатт, вольт, рентген, герц, ом (но: граммов, килограммов, ярдов, акров);

▪ название овощей и фруктов: яблок, гранат, маслин (но: помидоров, апельсинов, лимонов, бананов, ананасов) (слайд 15).

Запомните! форма несов.вида к положить – класть, а не ложить;

▪ в литературном языке нет бесприставочного глагола ложить. Есть лишь возвратный глагол несов.видаложиться, которому соответствует форма сов.вида – лечь: ложиться спать – лечь спать;

▪ повелительное наклонение от глагола лечь:

ляг – лягте (слайд 16)

  1. Синтаксические нормы отражают правила согласования слов в словосочетании и предложении, правила управления, правила построения предложений. Синтаксические нормы касаются предложения

Пунктуационные нормы(слайд 17).

Задание: расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их постановку условными обозначениями на полях (о\ч – однородные члены, о- обращение, в\с – вводное слово, п\о – причастный оборот, д\о – деепричастный оборот, сл\п-сложное предложение)

Мужество

Мы знаем(,) что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах (,)

 И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь(,)

Не горько остаться без крова(,)

И мы сохраним тебя(,) русская речь(,)

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём(,)

И внукам дадим(,) и от плена спасём

Навеки!

(А.Ахматова)

IV. Подведение итогов урока.

- Объявление результатов игры.

- Ребята, надеюсь, что наш урок заставил вас вспомнить важнейшие разделы и нормы русского языка и углубил ваши представления о «драгоценности» языка, о которых упоминал Н.В.Гоголь.

Тестирование в формате заданий ЕГЭ.

1.В словах какого ряда количество звуков и букв совпадает?

1)вьюжная, деревня      2) купаешься, июньский

3) статуя, помощник     4) грамматика, чтобы

2. В словах какого ряда звуков больше, чем букв?

1) бурьян, только          2) ночью, юг

3)дождь, явиться          4) поющая, яростная

3.В словах какого ряда букв больше, чем звуков?

1) перебежчик, живешь        2) купаться, июльский

3) местность, юбиляр             4)разъяриться, грустная

4.В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) жизнь       2) приятель     3) степь      4) пишешь

5. В каком слове произносится гласный звук А ?

1) хоккей      2) рябит           3) часы        4)  язык

6.В какой паре слов ударение не выполняет смыслоразличительной роли?

1) ирис – ирис     2) атлас – атлас  3) искра –искры   4) клубы – клубы

7. В каком слове ударение падает на третий слог ?

1) намерение  2) начата   3) медикаменты   4) зимовщик

8. В словах какого ряда ударение падает на первый слог?

1)цемент, брала, эксперт   2) дефис, оптовый, созыв

3) статуя, свекла, поняли    4) тортов, фетиш, звонит

9. В каком слове выделенная буква обозначает твердый согласный?

 1)тембр          2) морфема      3) шинель     4) крем

10. В каком слове выделенная буква обозначает мягкий согласный?

  1) ателье       2)  кофе             3) коттедж     4) свитер

11.В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают твердые согласные?

 1) макраме, шоссе, теннис        2) модернизация, шинель, кашне

 3) кафе, кофе, гротеск                4) интеграция, дефис, деликатесы

12. В каком ряду слов буквы чнобозначают звуки шн?

  1) дачный, скворечник             2) яичница, вечный

  3) конечно, съемочный            4) скучный, конечно

Работы учащихся собираются и оцениваются после уроков. Оценки вносятся учителем в индивидуальную карточку, в которой выставляется общая оценка за урок.

5.Подведение итогов урока.

 Учитель:  Итак, сегодня на уроке мы с вами повторили разделы науки о языке, вспомнили нормы современного русского языка.

Учитель: Время нашего урока истекло. Благодарю всех за работу. Очень надеюсь, что урок был вам не только  в удовольствие, но и на пользу.

Домашнее задание будет следующее (слайд 18): учащиеся 1 группы готовят ответ на  проблемный вопрос.

*Нужно ли изучать фонетику и орфоэпию? Докажите свою точку зрения, опираясь на мнения  ученых и писателей.

Варианты ответов:

а) Орфоэпия и фонетика - важная сторона литературного языка. Известный ученый-лингвист Р.И.Аванесов считал, что «произвол в произношении почти так же недопустим, как анархия в письме. Отклонения от литературного произношения почти так же мешают языковому общению, как и неграмотное письмо.

б) С.Я.Маршак, рассматривая произведения А.С.Пушкина, писал: «При помощи звуков речи, «музыки слов, великий Пушкин достигает в своих сказках предельной выразительности: в его стихах много значат не только каждое слово, но и каждый звук, каждый гласный и согласный…»

2 группа.Русский язык – великий и могучий. Однако все течет и изменяется. И язык тоже нуждается в нашей поддержке, а может быть, даже в рекламной кампании. Вам необходимо написать рекламный текст, призывающий изучать фонетику и бережно относиться к языку (не менее 150 слов).

 3 группа.  Повторить правила на стр.396, упражнение 547.

4 – группа. Подготовить сообщение « О качествах хорошей речи», познакомившись с фрагментами работ учёных и мыслителей в упр. 549

 Тестирование в формате заданий ЕГЭ.

1.В словах какого ряда количество звуков и букв совпадает?

1)вьюжная, деревня      2) купаешься, июньский

3) статуя, помощник     4) грамматика, чтобы

2. В словах какого ряда звуков больше, чем букв?

1) бурьян, только          2) ночью, юг

3)дождь, явиться          4) поющая, яростная

3.В словах какого ряда букв больше, чем звуков?

1) перебежчик, живешь        2) купаться, июльский

3) местность, юбиляр             4)разъяриться, грустная

4.В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) жизнь       2) приятель     3) степь      4) пишешь

5. В каком слове произносится гласный звук А ?

1) хоккей      2) рябит           3) часы        4)  язык

6.В какой паре слов ударение не выполняет смыслоразличительной роли?

1) ирис – ирис     2) атлас – атлас  3) искра – искры   4) клубы – клубы

7. В каком слове ударение падает на третий слог ?

1) намерение  2) начата   3) медикаменты   4) зимовщик

8. В словах какого ряда ударение падает на первый слог?

1)цемент, брала, эксперт   2) дефис, оптовый, созыв

3) статуя, свекла, поняли    4) тортов, фетиш, звонит

9. В каком слове выделенная буква обозначает твердый согласный?

 1)тембр          2) морфема      3) шинель     4) крем

10. В каком слове выделенная буква обозначает мягкий согласный?

  1) ателье       2)  кофе             3) коттедж     4) свитер

11.В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают твердые согласные?

 1) макраме, шоссе, теннис        2) модернизация, шинель, кашне

 3) кафе, кофе, гротеск                4) интеграция, дефис, деликатесы

12. В каком ряду слов буквы чн обозначают звуки шн?

  1) дачный, скворечник             2) яичница, вечный

  3) конечно, съемочный            4) скучный, конечно



Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературе в 5 классе.

Пояснительная записка по литературе для  5  б класса

Данная рабочая программа по литературе  в 5 классе  составлена на основании следующих документов:

- Законы РФ и РТ «об образовании»

- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования  (Приказ МО РФ от 05 марта 2004г. № 1089),

- Приказ МО и Н Рт от 09.07.2012 года № 4154/12 «Об утверждении базисного учебного плана на 2012/2013 учебный год для образовательных учреждений РТ, реализующих программы  начального и основного  общего образования»

- Учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная  школа №27» на 2012 – 2013 учебный год ( утвержденного  решением педагогического совета  ( Протокол №1 от 29 августа 2012 года)

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для  образовательных учреждений РФ на изучение литературы в 5 классе отводится 7о часов. Рабочая программа предусматривает обучение литературе в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.

Рабочая программа адресована учащимся 5 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения литературных дисциплин  и разработана с учётом основных направлений общего образования:

  • Нормализация  учебной нагрузки  учащихся; устранение перегрузки , подрывающих их физическое и психическое здоровье;
  • Соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
  • Личностная ориентация содержания образования;
  • Деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
  • Усиление воспитывающего потенциала;
  • Формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
  • Обеспечение компьютерной грамотности через проведение  мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.

Данная рабочая программа направлена на реализацию основных целей:

  • Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
  • Приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
  • Подготовка к осуществлению  осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Изучение литературы  в 5 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию  и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса, образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса, устной и письменной речи учащихся;
  • Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко- литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления  об историко-литературном процессе;
  • Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект,  включающий:

Учебник В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, Литература 5 класс. М. : Просвещение, 2011

Занимательные материалы по литературе. 5 класс. Н.И.Еременко.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2007

Дидактические материалы по литературе : Шаталова О.В.5-й кл.: к учебнику В.Я.Коровиной и др. «Литература 5-й класс»/О.В. Шаталова.- М.: «Экзамен», 2008

Обернихина Г.А., Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как писать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов – СПб.: Просвещение, 2008

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

 

 Введение (1часов) 

Литература как искусство слова. Роль книги в жизни человека и общества.  

Устное народное творчество (6часов)

      Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов.  Теория литературы. Фольклор.   Сказка- вид народной прозы. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Волшебная сказка «Царевна- лягушка». Сюжет и художественный мир сказки. Герои. Народные идеалы в сказке «Царевна- лягушка».  Сказка «Иван -крестьянский сын и  чудо- юдо»- волшебная сказка героического содержания. Сказки о животных и бытовые сказки. Народная мудрость сказок.

      Древнерусская литература ( 2 часа)

Понятие о древнерусской литературе. Связь литературы с фольклором. Жанр летописи. Русское летописание. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Русская литература  18 века ( 5 часов)

М.В.Ломоносов .

Юмористическое нравоучение «Случились вместе два астронома в пиру».

Русская литература 19 века ( 25 часов)

И.А.Крылов

Жанр басни, история его развития. И.А.Крылов. Басня «Свинья под дубом». Мир басен И. А. Крылова. Басня «Волк на псарне». Мораль басен и     способы её выражения.

В.А.Жуковский

        В.А.Жуковский « Кубок». Реальное и фантастическое в балладе. Жуковский- сказочник. Сказка «Спящая царевна».

        А.С.Пушкин

    Детство и начало творческого пути. А. С. Пушкина. Стихотворение «Няне». Лирика как род литературы. Пролог к поэме «Руслан и Людмила». Фольклорные традиции в сказке Пушкина. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Утверждение высоких нравственных ценностей. Понятие о стихотворной сказке. Сопоставление  сказки «Спящая царевна» В.А.Жуковского со «Сказкой о мёртвой царевне…» А.С.Пушкина.

        А. Погорельский

Русская литературная сказка. А. Погорельский. «Черная курица, или подземные жители».    

        В.М.Гаршин

Героическое и обыденное в сказке «Attalea Prinсерs».

М.Ю.Лермонтов

 «Бородино».История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости. Стихотворение « Бородино».Образ простого солдата – защитника родины.

Н.В.Гоголь

История создания  сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Отрывок из поэмы Н.А.Некрасова«Мороз, Красный нос». Образ русской женщины. Своеобразие языка поэмы Н.А.Некрасова«Крестьянские дети».

И.С.Тургенев

История создания рассказа «Муму» .Знакомство с героями. Герасим и его окружение. Нравственное превосходство Герасима. Герасим и его окружение. Нравственное превосходство Герасима. Герасим и Муму .Осуждение крепостничества в рассказе.

А.А.Фет

«Чудные картины» А.А.Фета. Средства создания образов родной природы.

Л.Н.Толстой

Историческая основа и сюжет рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Гуманистический характер рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

А.П.Чехов

Юмористический и сатирический талант А.П.Чехова .Рассказ «Хирургия»

Русская литература 20 века ( 17 часов)

Русские поэты о Родине

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Обучение анализу лирического произведения .Стихотворение «Есть в осени первоначальной…»

В.Г.Короленко

Гуманистический смысл произведения В.Г.Короленко «В дурном обществе». Жизнь среди « серых камней». Контрасты судеб героев. Васина дорога к правде и добру .Обучение работе над сочинением.

С.А.Есенин

Поэтическое изображение родной природы в стихотворении С.А.Есенина «Я покинул родимый дом».

К.Г.Паустовский

Фольклорные мотивы в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».

П.П.Бажов

Реальность и фантастика в сказе     П.П.Бажова  «Медной горы Хозяйка».

С.Я. Маршак

Особенности жанра произведения С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

А.П.Платонов

А.П.Платонов Рассказ «Никита».  Душевный мир главного героя.

В.П.Астафьев

Автобиографичность рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро», история его создания. Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

С.Чёрный

Мир природы в рассказах С. Чёрного «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

Русские поэты о родной природе

Русские поэты  20 века о Родине и о родной природе.

Русские поэты о Великой Отечественной войне

Поэты о ВО войне. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете». А.Твардовский.»Рассказ танкиста». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков в балладе Р.Л.Стивенсона «Вересковый мед».

Зарубежная литература  ( 14 часов)

Особенности повествования  в романе Д.Дефо «Робинзон Крузо». История освоения мира человеком в романе «Робинзон Крузо». Мужество и разум как средство выживания в суровых жизненных обстоятельствах. Робинзон как вечный образ литературы. Борьба добра и зла в сказке Х.К.  Андерсена. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева». Роль природы в сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева». Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров. М. Твен. Роман «Приключения Тома Сойера». Тема дружбы и мечты в романе «Приключения Тома Сойера». Внутренний мир героев М.Твена. Джек Лондон . Повесть«Белый клык». Мир человека и мир природы в повести Д.Лондона. Гофман «Щелкунчик и крысиный король».

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

Календарно-тематическое планирование

Предмет

Класс

Всего кол-во часов

Количество

Автор учебника, год издания

Развитие речи

Уроки внеклассного чтения

Литература

70

4

4

В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Рекомендовано М О и Н  РФ, М.»Просвещение» 2012

Методическая тема на 2012 – 2013 учебный год

Городская

Школьная

Учителя

Организация деятельности методической службы образовательного учреждения в контексте ФГОС общего образования в целях повышения компетентности, профессионального роста педагогических кадров

Совершенствование методической службы как средство повышения профессиональной  компетенции в развитии ведущих учебных умений и формирование положительных поведенческих навыков учащихся в условиях введения новых стандартов

Совершенствование знаний о фонетических, лексических, словообразовательных, грамматических средствах языка для овладения искусством построения различных по стилю и жанру текстов.

Содержание

Кол.Час

              Сроки

 

                                                  Планируемые результаты

КИМ

 план

факт

           Знания

         Умения

 Общие учебные умения, навыки и способы

Введение (1часов)

1

Литература как искусство слова. Роль литературы в жизни человека.

1 ч

3.09

Познакомить со спецификой нового учебного предмета и соответствующего учебника

Дать представления о том, как устроена книга

Умение вести  беседу.

Устное народное творчество (6часов)

2

Вн/ч Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций.

1 ч

5.09

Познакомить с особенностями  фольклора

Понимать значение фольклора

Уметь выделять характерные причинно-следственные свзи

3

Сказка- вид народной прозы. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных.

1 ч

10.09

Продолжить знакомство со сказкой как фольклорным жанром

Понимать значение сказок в жизни народа

Иметь представление о том, как пересказывается текст

4

Волшебная сказка «Царевна- лягушка». Сюжет и художественный мир сказки.

1 ч

12.09

Продолжить знакомство с волшебной сказкой ,особенностями  ее художественного мира.

Обучение устному пересказу

Углубление понятия «теория»

5

Герои. Народные идеалы в сказке «Царевна- лягушка»

1 ч

17.09

Знакомство с героями волшебной сказки, отражение  в ней народных идеалов.

Умение мотивировать ответ

Уметь сравнивать и сопоставлять

6

Сказка «Иван -крестьянский сын и  чудо- юдо»- волшебная сказка героического содержания.

1 ч

29.09

Знакомство с волшебной и героической сказкой.

Развивать умения видеть жанровые признаки волшебной  и героической сказок

Умение пересказывать.

7

Сказки о животных и бытовые сказки. Народная мудрость сказок.

1 ч

24.09

Знать признаки сказок о животных и бытовых сказок

Понимать проявление в сказках представлений народа

Беседа по содержанию пересказа

Древнерусская литература ( 2 часа)

8

Понятие о древнерусской литературе. Связь литературы с фольклором. Жанр летописи.

1 ч

26.09

Познакомить с обстоятельствами возникновения  древнерусской литературы и отдельными произведениями.

Знать темы древнерусской литературы

Умение различать факт, мнение, доказательство

9

Русское летописание. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

1 ч

1.10

Дать представление о жанре летопись.

Познакомить с отрывком из «Повести временных лет»

Умение  аргументировать свое отношение к изучаемому материалу

        Русская литература  18 века ( 5 часов)

              М.В.Ломоносов ( 1 час)

10

М. В. Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случились вместе два астронома в пиру».

1 ч

3.10

Знакомство с детством ,годами учения и литературной деятельностью Ломоносова.

Знать юмористические стихотворения Ломоносова.

Обсуждение эпиграфа к уроку.

Русская литература 19 века ( 25 часов)

И.А.Крылов (2 часа)

11

Жанр басни, история его развития. И.А.Крылов. Басня «Свинья под дубом».

1 ч

8.10

Знакомство с биографией И.Крылова ,жанровыми признаками басни «Свинья под дубом.».

Осмеяние в баснях пороков: невежества,  неблагодарности, глупости, хитрости

Умение самостоятельно выполнять различные творческие работы

12

Мир басен И. А. Крылова. Басня «Волк на псарне». Мораль басен и способы её выражения.

1 ч

10.10

Понимать аллегорическое отражение исторических событий в басне

Развитие умения понимать иносказательный подтекст басен и их мораль.

Способность устно передавать содержание текста в сжатом виде

В.А.Жуковский ( 2 часа)

13

В.А.Жуковский « Кубок». Реальное и фантастическое в балладе.

15.10

Понятие о  жанре  баллады. Познакомить с историей баллады

Знать сюжет и содержание баллады

Уметь письменно передавать  содержание текста в сжатом виде

14

Жуковский- сказочник. Сказка «Спящая царевна».

1 ч

17.10

Познакомить с началом жизненной и творческой биографии В.Жуковского

Понимать роль поэта в создании жанра литературной сказки

Уметь устно передавать содержание текста в развёрнутом виде

А.С.Пушкин (6 часов)

15

Детство и начало творческого пути. А. С. Пушкина. Стихотворение «Няне».

1 ч

22.10

Знакомство с детством поэта

Понимать нравственную проблематику произведения

Уметь осознанно бегло читать

16

Лирика как род литературы. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»

24.10

Пролог как собирательная картина сюжетов, образов, событий

Знать понятия поэма, пролог

Использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)

17

Фольклорные традиции в сказке Пушкина. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

1 ч

29.10

Познакомить с истоками сказки

Показать влияние народного творчества на будущего поэта.

Владеть монологической  речью.

18

Утверждение высоких нравственных ценностей. Понятие о стихотворной сказке.

1 ч

31.10

Основные образы сказки. Знакомство с историей рождения пушкинской сказки и ее содержанием.

Понимать разницу между прозаической и стихотворной речью

Умение отвечать на вопросы

19

Сопоставление  сказки «Спящая царевна» В.А.Жуковского со «Сказкой о мёртвой царевне…» А.С.Пушкина.

1 ч

12.11

Сопоставительная характеристика центральных героев сказки.

Понимать роль художественных средств в литературных сказках.

Владеть диалогической речью.

20

Рр  Классное сочинение по теме « Мои любимые сказки А. С. Пушкина».

14.11

Знать содержание и сюжеты сказок

Уметь представлять сказочных героев

Привести аргументы  и последовательно доказывать свою точку зрения

сочинение

А. Погорельский ( 1 час)

21

Русская литературная сказка. А. Погорельский. «Черная курица, или подземные жители».    

1 ч

19.11

Знать содержание и сюжет сказки

Понимать отличие литературной сказки от народной ,основную мысль сказки

Уметь строить развёрнутые высказывания  на основе прочитанного

В.М.Гаршин ( 1час)

22

 В. М. Гаршин. Героическое и обыденное в сказке «Attalea Prinсерs».

1 ч

21.11

Знать содержание и сюжет сказки

Понимать жизнеутверждающий пафос сказки

Уметь перефразировать мысль

М.Ю.Лермонтов ( 2 часа)

23

М. Ю. Лермонтов «Бородино».История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости.

26.11

Знакомство с композицией стихотворения и особенностями повествования

Умение давать связный ответ на вопрос.

Выбор и использование выразительных средств и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей

24

Стихотворение « Бородино».Образ простого солдата – защитника родины.

28.11

Знать стихотворение наизусть

Понимать нравственную проблематику произведения

Уметь составлять план

Н.В.Гоголь ( 2 часа)

25

Н. В. Гоголь. История создания  сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

1 ч

3.12

Знакомство с детством юностью Н.В.Гоголя своеобразием его первого сборника

Умение ориентироваться в тексте

Уметь составлять тезисы

26

Своеобразие повести Н.В.Гоголя «Заколдованное место».

1 ч

5.12

Знакомство с героями и сюжетом повести ,сочетанием Реального и фантастического, трагического и комического

Мастерство Гоголя в освоении народных сюжетов

Уметь составлять конспект

Ю.М.Кольцов ( 1 час)

27

Поэтизация крестьянского труда в лирике Кольцова. Стихотворение «Песня пахаря».

10.12

Своеобразие жанра песни

Понимать значение изобразительно-выразительных  средств

Уметь подбирать аргументы

Н.А.Некрасов ( 3 часа)

28

История создания стихотворения «На Волге» Н. А. Некрасова

1 ч

12.12

Познакомить с биографией и чертами личности поэта, нашедшими отражение в стихотворении «На Волге».

Понимать сочувственный пафос нравственную проблематику стихотворения

Уметь формулировать выводы

29

Отрывок из поэмы Н.А.Некрасова«Мороз, Красный нос». Образ русской женщины.

17.12

Чтение отрывка из поэмы « Мороз, Красный нос» знакомство с поэтическим образом русской женщины.

Понимать отношение автора к героине

Уметь отражать в устной  форме результатов своей деятельности

30

Своеобразие языка поэмы Н.А.Некрасова«Крестьянские дети».

19.12

Знать содержание отрывка из поэмы

Понимать отношение автора к героям

Уметь отражать  в письменной форме результаты  своей деятельности

И.С.Тургенев ( 4 часа)

31

И.С. Тургенев. История создания рассказа «Муму» .Знакомство с героями.

1ч.

24.12

Познакомить с обстоятельствами ,  объясняющими появление рассказа.

Показать своеобразие Тургенева-повествователя.

Использовать для решения познавательных задач различные источники информации

32

Герасим и его окружение. Нравственное превосходство Герасима.

1ч.

26.12

Показать через сопоставления Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни , нравственное превосходство героя.

Понимать отношение автора к героям, характер отношений между людьми в крепостной России

Уметь строить развёрнутые высказывания  на основе прочитанного

33

Герасим и Муму .Осуждение крепостничества в рассказе.

1ч.

14.01

Продолжить сопоставительную характеристику Герасима в ситуациях «друзья» и «враги».

Развивать умение краткого пересказа текста.

Использовать для решения  коммуникативных задач различные источники информации.

34

  Р.р.  Классное сочинение «Как изменила Герасима история с Муму?».

1 ч

16.01

Знать сюжет и содержание рассказа

Уметь излагать свои мысли по заданному вопросу

Уметь составлять план и подбирать материалы

 сочинение

А.А.Фет ( 1 час)

35

«Чудные картины» А.А.Фета. Средства создания образов родной природы.

1 ч

21.01

Картины природы в стихотворениях «Весенний дождь», «Задрожали  листы, облетая…»

Обучение анализу эпического произведения,

Продолжение работы с терминами.

Л.Н.Толстой ( 3 часа)

36

 Историческая основа и сюжет рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

1 ч

23.01

Знать коротко сведения о жизни и творчестве писателя, историю создания рассказа

Понимать отношение автора к героям и их поступкам

Уметь пересказывать тест

37

Гуманистический характер рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

28.01

Знать сюжет и содержание рассказа, бессмысленность и жестокость национальной вражды

Понимать смысл рассказа, позицию автора и его отношение к героям, нравственную проблематику произведения

Уметь делать аналитический пересказ

38

Рр Классное сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

30.01

Знать сюжет и содержание рассказа

Обучение умению отбирать материал из текста для работы над темой.

Уметь составлять план и подбирать материалы по теме

сочинение

А.П.Чехов ( 1 час)

39

Юмористический и сатирический талант А.П.Чехова .Рассказ «Хирургия»

1 ч

4.02

Знакомство с биографией А.П.Чехова, знать историю создания рассказа

Понимать отношение автора к героям, юмор ситуации

Выяснять значение незнакомых слов

Русская литература 20 века ( 17 часов)

Русские поэты о Родине ( 2 часа)

40

Вн/чРусские поэты о Родине, родной природе и о себе.

1 ч

6.02

Родная природа в стихах Ф.И.Тютчева, А.Н.Плещеева ,И.С.Никитина ,А.Н. Майкова  

Развитие любви к поэзии Знать одно стихотворение наизусть

Развитие навыков выразительного и внимательного чтения

41

Р.р.  Обучение анализу лирического произведения .Стихотворение «Есть в осени первоначальной…»

1 ч

11.02

Работа над выразительным чтением и ответом по плану

Обучение выразительному чтению

Уметь самостоятельно  организовывать учебную деятельность

В.Г.Короленко (3 часа)

42

Гуманистический смысл произведения В.Г.Короленко «В дурном обществе».

1ч.

13.02

Знакомство с жизнью и личностью В.Г.Короленко

Развитие навыков выразительного чтения

Аналитический пересказ

43

Жизнь среди « серых камней». Контрасты судеб героев.

1ч.

28.02

Знать жанровые признаки повести

Понимать роль автора-рассказчика в повести

Уметь выразительно пересказывать и анализировать

44

Р.р.  Васина дорога к правде и добру .Обучение работе над сочинением.

1ч.

20.02

Знать этапы и приёмы работы над сочинением

Понимать позицию автора, его сочувственное отношение к героям

Уметь составлять план и подбирать материалы по теме

сочинение

С.А.Есенин ( 1 час)

45

Поэтическое изображение родной природы в стихотворении С.А.Есенина «Я покинул родимый дом».

1ч.

25.02

Знать  сведения о детстве и юности Есенина

Понимать лирический пафос стихотворения

Выразительно читать текст

К.Г.Паустовский ( 2 часа)

46

Фольклорные мотивы в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».

1ч.

27.02

Знать сюжет и содержание сказки

Понимать нравственную проблематику произведения

Владеть навыками контроля и оценки своей деятельности

47

Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».

4.03

Знать сюжет и содержание рассказа

Понимать роль природы в жизни человека

Осознанно определять сферы своих интересов и возможностей

        П.П.Бажов ( 1 час)

48

           

Реальность и фантастика в сказе     П.П.Бажова  «Медной горы Хозяйка».

1ч.

6.03

Знать сюжет и содержание сказа

Соотносить реальное и фантастическое в повествовании

Уметь работать с книгой

С.Я. Маршак (1 час)

49

Особенности жанра произведения С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

1ч.

11.03

Расширение знакомства с жизнью и творчеством С.Я.Маршака

Обучение анализу и чтению драматического произведения.

Уметь оценивать и сопоставлять

А.П.Платонов ( 1 час)

50

А.П.Платонов Рассказ «Никита».  Душевный мир главного героя.

1ч.

13.03

Знать сюжет и содержание рассказа «Никита»

Обучение выборочному комментированию.

Выделять эпизоды текста и составлять его план

В.П.Астафьев ( 2 часа)

51

Автобиографичность рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро», история его создания.

1ч.

18.03

Знакомство с творчеством В.П, Астафьева

Понимать как формировался характер героя

Уметь пересказывать эпизоды

52

Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

1ч.

20.03

Обучение анализу прозаического текста

Развитие навыков устного словесного  рисования

Комментированное чтение

 С.Чёрный ( 1 час)

53

Мир природы в рассказах С. Чёрного «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

1ч.

1.04

Знакомство с творчеством  Саши Черного

Понимать роль деталей, пейзажа

Уметь выделять и формулировать

Русские поэты о родной природе ( 1 час)

54

Вн/ч  Русские поэты  20 века о Родине и о родной природе.

1ч.

03.04

Обучение комплексному анализу стихотворения.

Сравнительный анализ стихотворений Д.Б. Кедрина и А.А.Прокофьева

Прослушивание ответа по плану.

Русские поэты о Великой Отечественной войне ( 2 часа)

55

Поэты о ВО войне. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете». А.Твардовский.»Рассказ танкиста».

1ч.

08.04

Жанровые особенности баллады «Рассказ танкиста»

Работа над выразительным чтением

Уметь характеризовать  и определять

56

Подвиг героя во имя сохранения традиций предков в балладе Р.Л.Стивенсона «Вересковый мед».

1ч.

10.04

Знакомство с творчеством Стивенсона (кратко).

Работа над выразительным чтением, сочетание трагического и оптимистического  в балладе

Владеть различными видами пересказа

Зарубежная литература  ( 14 часов)

57

 Особенности повествования  в романе Д.Дефо «Робинзон Крузо».

15.04

Знать сведения о жизни и творчестве Дефо

Развитие навыков самостоятельной работы с романом

Строить устные и письменные высказывания

58

История освоения мира человеком в романе «Робинзон Крузо».

17.04

Знать сюжет и содержание романа

Понимать нравственную проблематику романа

Участвовать в диалоге

59

Мужество и разум как средство выживания в суровых жизненных обстоятельствах.

22.04

Знать сюжет и содержание романа

Понимать отношение автора к героям

Понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою

60

 Робинзон как вечный образ литературы.

24.04

Знать сюжет и содержание романа

Понимать роль природы в произведении

Воспитывать духовно развитую личность

61

Борьба добра и зла в сказке Х.К.  Андерсена. «Снежная королева».

29.04

Знакомство с жизнью ,судьбой и творчеством писателя.

Развитие навыков комментированного, выразительного и аналитического чтения

Формировать гуманистическое мировоззрение

62

Реальное и фантастическое в сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева».

03.05

Знать сюжет и содержание сказки

Понимать в чём заключается истинная красота и сила

Формирование гражданское сознание

63

Роль природы в сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева».

06.05

Знать сюжет и содержание сказки

Понимать позицию автора и его отношение к героям

Обучение аналитическому чтению текста

64

Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров.

08.05

Знать сюжет и содержание сказки

Понимать нравственную проблематику произведения

Формировать чувства патриотизма, любви и уважени

65

М. Твен. Роман «Приключения Тома Сойера».

13.05

Знакомство с жизнью и творчеством М.Твена(кратко).

Обучение самостоятельной работе

Развитие творческих способностей

66

Тема дружбы и мечты в романе «Приключения Тома Сойера».

15.05

Знать сюжет и содержание романа

Понимать позицию автора и его отношение к героям

Выделять характерные причинно-следственные связи

67

Вн/ч Внутренний мир героев М.Твена.

20.05

Знать внутренний мир героев М. Твена

Понимать юмористический пафос произведения

Уметь сравнивать и сопоставлять

 68

Джек Лондон . Повесть«Белый клык».

22.05

Знакомство с жизнью и творчеством Д.Лондона.

Развитие навыков  различать факт, мнение, доказательство, гипотеза

69

Мир человека и мир природы в повести Д.Лондона.

27.05

Знать сюжет и содержание повести

Понимать позицию автора и его отношение к героям

Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы

70

 Гофман «Щелкунчик и крысиный король».

29.05

Знать сюжет и содержание сказки.

Составлять цитатный план  

Критерии и нормы оценок знаний, умений и навыков обучающихся.

Оценка сочинений.

        В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка “5” ставится за сочинение:

глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.

Отметка “4” ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка “2” ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

 

Оценка устных ответов.

        При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

·        знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

·        умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

·        понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

·        знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

·        умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

·        уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

        При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

                                        Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

Оценка творческих работ.

        Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы. Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям: - соответствие работы ученика теме и основной мысли; - полнота раскрытия тема; - правильность фактического материала; - последовательность изложения. При оценке речевого оформления учитываются: - разнообразие словарного и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число языковых ошибок и стилистических недочетов. При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них; реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка “3” ставиться, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

        При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

Источники информации и средства обучения 5 класс

Для учащихся:

Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2011.

Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2008.

Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов. - СПб.: Просвещение, 2004.

Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.

Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.

Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.

Для учителя:

Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. - М.: Просвещение, 2005.

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.

Матвеева Е.И. Литература: 5класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.

Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.

Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 5 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000.

Мультимедийные пособия.

Фонохрестоматия для учебника литературы 5 класс.

Уроки литературы в 5 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.

                                                                       

                                                                                 

График проведения уроков внеклассного чтения и уроков развития речи в 5б классе.

п/п

Название урока

Планируемые сроки

Фактические сроки

1

Классное сочинение по теме «Мои любимые сказки  А.С.Пушкина»

14.11.2012г.

2

Классное сочинение «Как изменила  Герасима  история с МУМУ?»

16.01.2012г.

3

Классное сочинение  по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

30.01.2013г.

4

Обучение анализу лирического произведения. Стихотворение «Есть в осени первоначальной…»

11.02.2013г.

5

 Васина дорога к правде и добру. Обучение работе над сочинением.

20.02.2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс по теме "Соединения алюминия"

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии....

Открытй урок 7 класс по теме "Предлоги места"

Этот урок показывает применение компьютерных технологий, проектной методики и дифференцированного подхода....

открытый урок 7 класс по теме "Правописание НЕ с причастиями"

Изучение нового материала по теме "Правописание не с причастиями" 7 класс. Мини-проекты детей о частице НЕ. Сказка о частице НЕ. работа в группах....

Открытый урок. 7 класс. Алгебра. Тема : Функция у=х2 и у=х3 и их графики.

Конспект открытого урока . Алгебра 7 класс. Тема : Функция у=х2 и у=х3 и их графики....

Разработка открытого урока 3 класс по теме "Christmas is coming"

Разработка урока предназначена для использования на итоговом уроке по теме "Рождество", учебник М. З. Биболетова...