Конспект занятия "Хорошие манеры"
план-конспект занятия (8 класс) на тему

Крупеник Людмила Васильевна

По личностному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_krupenik_l.v.docx30.98 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ

ТАМА: «ХОРОШИЕ МАНЕРЫ»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8,9 КЛАССОВ

Разработал: воспитатель

Крупеник Людмила Васильевна

"Хорошие манеры"

Цель: сформировать у школьников эстическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям.

Форма проведения: обучающая игра.

Учет возрастных особенностей: учащиеся 8,9 классов.

Наглядность: оформление эпиграфов.

Эпиграфы на плакате: 

"Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований" (Р.Эмерсон)

"Воспитание мужчины и женщины проверяется тем, как они ведут себя во время ссоры" (Бернанд Шоу)

I. Вступительное слово воспитателя.

"Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости" - так писал наш великий поэт А.С.Пушкин. Ясно, что это утверждение в равной мере относится и к внешней культуре человека.

Современный этикет наследует обычаи и традиции всех времен и народов. Ведь стремление вести себя по определенным правилам уходит в глубь тысячелетий. Слово "этикет"  французского происхождения. На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище Король-солнце и необычайно любившего пышность, гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек - "этикет" и произошло слово "этикет". Этикет состоит из правил, которые охватывают поведение в общественных местах, формы общения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе. Понятие этикета менялось в разные эпохи, как менялись исторические ситуации, в которых оказывались люди. Многие, наверное, слышали о русской открытости, немецком педантизме, восточном гостеприимстве, японской вежливости или английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета, ставшие нормами поведения. Каждая нация, обладающая собственной неповторимостью, вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Скандинавты, например, первыми ввели в этикет правило предоставлять самые почетные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям. У них для произнесения тостов имелись тщательно разработанные правила. За нарушение этикета назначались штрафы. Мы в нашей игре также введем штрафы за нарушения правил поведения, а в конце игры увидим, кто окажется злостным штрафником. К нарушителям дисциплины мы будем привязывать ленточки. Предлагаю самые важные правила поведения записывать в памятку воспитанного человека. (Рекомендуется оформить "Свод правил воспитанного человека", в которой будут записаны главные выводы, и в конце у каждого будет такая памятка.)

"Здоров ли ваш скот?" Эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов говорят: "Я тебя вижу". В Китае спрашивают: "Ели вы сегодня?" И все это означает одно и то же. А как звучит это по-русски? Мы говорим: "Здравствуйте", т.е. желаем нашему знакомому здоровья. Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклоняется от приветствия или не отвечает на него.

Выразительно читает Саша Б.:

Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем не знакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто "здравствуйте", больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь!

Вы поздоровались и на "капельку радостней сделалась жизнь". А ведь вы иногда, ребята, прокричите или пробурчите что-то на ходу - не то "дрпсь", не то "брысь".

II. Конкурс знатоков этикета.

  1. Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший)
  2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да)
  3. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? (Да, можно просто кивнуть)
  4. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, в скверике, через который ходите в школу. Но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (Да)
  5. А кстати, кто подает первым руку, старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот? (Руку первым протягивает старший младшему и первой подает руку девушка, женщина, начальник - подчиненному)

Вот видите, ребята, мнения ваши расходятся. Одним кажется, что лучше поступить так, а другим иначе. Французы говорят: "Первым здоровается тот, кто вежливее". Будете следовать этому простому правилу - никогда не ошибетесь. И я предлагаю записать это в нашу памятку.

III. Комментарий воспитателя.

Если совсем недавно вы и не подозревали о существовании некоторых проблем. Многие из них решали родители. И гостей принимали, и подарки вашим друзьям подбирали, и одевали вас по своему усмотрению. Но сейчас вы изменились, повзрослели - изменилось и отношение к вам окружающих, повысились требования. Теперь уже никого не умиляет размазанная по вашим щекам каша и никого не радует через чур веселый, а точнее, чересчур громкий смех в транспорте. Что прощалось малышу - уже не прощается таким, как вы. Одна девочка, которой сделали замечание, что она слишком неестественно и громко смеется, обиженно сказала: "Мое поведение - мое личное дело!" Что ж, это правильно. Но только в одном-единственном случае: когда человек как Робинзон, живет на необитаемом острове. Мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки небезразличны окружающим.

Есть забавная история о происхождении хороших манер. Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу - так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с края, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину - то они кололи друг друга иголками, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. Словом, все как у людей. Потом все же договорились. Погрелся в середине - иди на край. И снова жди своей очереди. Так какое же следующее золотое правило поведения мы запишем в нашу памятку воспитанного человека? (Уступайте друг другу)

Правила этикета очень разумны. Они требуют от нас: "Делай так, а не иначе". Конечно, когда мальчик идет с девочкой по узкой дорожке, ему следует пропустить ее вперед. Но если дорога незнакома, а идти страшновато, да еще и корова стоит впереди, что подсказывает здравый смысл и понятие о мужском благородстве?

Или вы позвонили кому-то по телефону - первым делом поздоровайтесь и сразу назовите себя. Разумно? Очень: вашему собеседнику не придется ломать голову над тем, с кем он разговаривает. Или вы идете обедать - вымойте руки, иначе с пищей в организм попадет инфекция. Подобных доказательств можно привести много. Давайте попробуем вместе. Я начну, а вы продолжайте:

  • тарелку с супом не следует наклонять ни к себе, ни от себя, потому что...;
  • навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как...;
  • не перебивайте говорящего товарища или взрослого. Во-первых, в этом проявляется неуважение к нему, а во-вторых...;
  • размахивать изо всех сил руками, рассказывая о чем-нибудь, не стоит, так как вы можете при этом...

Человек может обойтись без многого - но не без человека! Жизнь на каждом шагу подтверждает эти слова. Вот и знаменитый французский врач Ален Бомбар доказал, что одинокий человек в океане мог бы продержаться после кораблекрушения не меньше месяца, но обычно умирает на третьи сутки. И эта смерть не столько от истощения, сколько от ужаса оторванности от всех и вся. Именно поэтому человек так ценит друга. Но тот, кто хочет иметь друзей, должен научиться дружить! А значит, не конфликтовать по мелочам.

В психологии есть такой забавный пример: человек - это дробь, числитель которой означает, на сколько человек сам себя оценивает, а знаменатель - на сколько его оценивают окружающие. Чем больше числитель и меньше знаменатель, тем неустойчивее эта цифровая конструкция и тем скорее она потеряет устойчивость, опрокинется. (По желанию приглашаются один или несколько учеников) На листке напишите три положительных и три отрицательных качества. (Когда все желающие выскажутся, воспитатель вслух называет качества, отмеченные подростком. Воспитанник  сравнивает самооценку с оценкой, которой дала группа).

Вот видите, человек как бы посмотрел на себя со стороны, оценил свои нравственные качества. А как мы выглядим внешне? Какое производим впечатление? Подумайте, нет ли у вас каких-нибудь дурных привычек, которые раздражают окружающих:

  • грызете ли вы ногти, не хлюпаете ли носом;
  • не размахиваете ли вы руками так, что ваши собеседники с большим трудом уворачиваются, чтобы не быть задетыми;
  • не раскачиваетесь ли вы на стуле; не разваливаетесь ли вы на кресле;
  • не используете ли вы ноготь мизинца в качестве зубочистки;
  • не чистите ли вы ботинки о штанину брюк;
  • не хлопаете ли дверью?

Если вы не делаете этого, значит, у вас не так уж много дурных привычек. А если дурные привычки все же есть, постарайтесь от них избавиться, а главное - избавить от них окружающих.

Игра "Зеркало".

Один из вас, самый смелый, встанет перед группой, окажется как бы перед зеркалом. А ребята поочередно будут повторять его фразы, слова-паразиты, которые чаще других слов он употребляет, продемонстрируют его походку, движения, какие-то привычки. Вот и посмотрели на себя со стороны. а что бы мы записали в нашу памятку? (Следите за собой всегда и везде. помните, вы среди людей)

Комментарий воспитателя.

Обезьяны в стаде всегда борются за первенство. Кто самый главный? Кто самый сильный и умный?

Однажды молодому шимпанзе удалось стать лидером. И очень даже легко и просто. Он запугивал других членов стада ударами палки по пустой канистре из-под бензина. Но как только экспериментаторы отняли у него канистру, в группе установились прежние отношения. И никому не было дела до выскочки.

Согласитесь, что такие экземпляры встречаются не только среди шимпанзе. Народная мудрость гласит: "Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой".

Конкурс лучшего рассказчика.

Расскажите короткую веселую историю, произошедшую с вами или вашими друзьями, близкими, или особенно понравившийся анекдот.

Комментарий воспитателя.

Кто-то смог продемонстрировать драгоценное чувство юмора. а у кого-то оно еще плохо развито.

Какое золотое правило мы могли бы записать? (учись смеяться над собой)

Предполагаемые результаты.

Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря и вы будете честно оценивать себя. Но здесь всегда будет опасность ошибки. Многое лучше видно со стороны, поэтому важно знать, что думают о вас другие. Есть игра, в которую играют даже взрослые солидные люди: составляют перечень каких-либо качеств, а затем ставят себе за это качество отметки, и другие ему ставят. Потом сравнивают результаты. Попробуйте и вы. Например, возьмите перечень: вежливость, хорошие манеры, культура речи, гостеприимство, осанка и походка, чувство юмора, воспитанность. Поставьте себе по этим "предметам" оценки. Посмотрите, что получится и сделайте выводы.

У древнегреческого писателя Лукиана спросили: "У кого ты учился благовоспитанности?" - "У невоспитанных, - ответил он - я избегал делать то, что делают они".

Стих. Выразительно читает Нина З.

Здравствуйте!

Валентина Черняева

Утром проснулся малыш-поросёнок.
«Здравствуйте! Здравствуйте!» — слышит, спросонок.
Здравствуйте! Здравствуйте? Что это значит?
Здравствуйте — будьте здоровы, иначе.

И поросёнку понравилось слово.
Он повторял слово снова и снова:

«Здравствуйте, куры, петух и коровы!
Будьте всегда веселы и здоровы.
Будьте здоровы и обаятельны,
Будьте здоровы всегда, обязательно!

Здравствуйте, кони и мамы-лошадки!
Пусть с вами будет всегда всё в порядке.
Здравствуйте, гуси, и здравствуйте, утки!
Я вас прошу не хворать ни минутки.

Солнышко, здравствуй! И здравствуйте, тучи,
Вы в облака превращайтесь-ка лучше.
Плакать не нужно осенним дождём,
В качестве душа в жару мы вас ждём.

Здравствуй, Земля, и здравствуйте, люди!
Здравствуйте! Здравствуйте! Счастливы будем!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Этикет. Манеры поведения"

Урок на тему "Этикет. Манеры поведения" нетрадиционный, который проходит по типу «ролевой игры».  Я считаю, что такого рода мероприятие способствует дос...

Из опыта работы И.Н. Мясниковой. Конспект урока "Хорошие манеры", 6 класс.

Конспект урока по английскому языку для 6 класса по УМК Биболетовой М.З. "Enjoy English. 5-6 класс"....

Конспект открытого урока "Хорошие манеры"

Цели деятельности педагога:- создать условия для введения новых лексических единиц, отработки умения понимать на слух полностью текст, построенный на знакомом языковом материале, овладения навыками го...

Конспект беседы во 2-3 классах "Хорошие манеры"

Цель: познакомить детей с правилами этикета....

Дистанционный урок русского родного языка. Урок хороших манер. Манера речи-этика и этикет.

Отдыхаем и учимся! Предложен к просмотру веселый видеоурок хороших манер....

Конспект учебного занятия "Жанры русского народного танца: движения и манера исполнения"

Конспект учебного занятия "Жанры русского народного танца: движения и манера исполнения"...

Конспект урока ОДНКНР по теме: "Хорошие манеры"

Конспект урока ОДНКНР по теме: "Хорошие манеры" разработан для 5 класса с учетом системно-деятельностного подхода....