И говорят названья улиц о войне
план-конспект занятия по теме

Титова Наталья Сергеевна

Предлагаемый конспект занятия по нравственно - патриотическому воспитанию поможет в сохранении и развитии чувства гордости за свою Родину, сопричастности поколений к истории Отечества, воспитании уважения к подвигам героев, увековечении памяти советских воинов и знаменательных событий военной истории нашей огромной страны. Никто не забыт и ничто не забыто! И народ бережно хранит и свято чтит память обо всех не вернувшихся с войны. Пройдись по улицам с героическими названиями, и они о многом вам расскажут. И говорят названья улиц о войне…!  Только их нужно уметь слушать.

Данное занятие разработано и рекомендовано воспитателям специальной – коррекционной школы – интерната, т.к. адаптировано для детей с умственной недостаточностью. Возраст 13 – 18 лет.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i_govoryat_nazvanya_ulits_o_voyne.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого мероприятия

Военно-патриотическая литературная композиция

 «...И ГОВОРЯТ НАЗВАНЬЯ УЛИЦ О ВОЙНЕ»

Воспитатель:

Титова Н.С.

                                                                      Санкт-Петербург

                2010 г.

28.04.2010 г.

Группа: возраст смешанный

Форма проведения:

Военно-патриотическая, литературная композиция                        

Цели: 

Воспитание у детей чувства глубокого уважения и благодарности к ратному подвигу участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Воспитание благодарной памяти о простых советских людях, победившим фашизм, чувства гордости за свою страну.

Задачи:

Научить быть внимательными к знаменательным датам, т.е. к празднику День Победы.

Знать улицы, названные в честь героев и событий В. О. войны Красногвардейского района.

Уметь сохранить и передать свои знания последующему поколению.

Предварительная работа:

  1. Пешеходная экскурсия по улицам Красногвардейского района: Дегтярёва, Молдагуловой, Синявинской, Потапова.
  2. Автобусная экскурсия на мемориал «Синявинские высоты»
  3. Посещение библиотеки:
  1. Прослушивание стихов, чтение книг, рассматривание иллюстраций о войне.
  2. Просмотр военных фильмов.
  3. Подбор стихов, текстов для сообщений и цитаты из различных источников (историческая справка).
  4. Подбор в сети интернет и последующий просмотр документальных материалов, связанных с названием улиц.

Подготовка:

  1. Заучивание стихов и кратких сообщений по теме.
  2. Оформление стенда наглядным материалом в группе.
  3. Фотографии с экскурсий.

Оборудование:

  1. Ноутбук.
  2. Мультимедийная установка.
  3. Экран.
  4. Магнитная доска.
  5. Магнитофон.
  6. Диск с песнями о войне.
  7. Фотоаппарат.
  8. Флэш-карта.

                                                                            ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Дети, сегодняшнее наше занятие посвящено приближающемуся торжественному майскому празднику - ДНЮ ПОБЕДЫ в ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-45 годов.

4 года боёв, разрухи, голода и горя от потери близких пережил наш народ, выстоял и победил в смертельной схватке с фашизмом.

АХ, КАКИЕ РЕБЯТА

ЗА ТЕБЯ ЛЕНИНГРАД,

ВСТАЛИ ГРУДЬЮ КОГДА-ТО

И ВОКРУГ ТЕБЯ СПЯТ!

/А. ЧЕПУРОВ

Когда говорят: «Помни войну!» - это значит  - не забывай окопы из рыжей, оплывшей глины, вздыбившуюся от взрывов землю и небо, столь непохожее на теперешнее, мирное. Когда говорят:   «Помни войну!»- это значит – вечная память всем тем, кто так и не услышал самого последнего салюта, а таких  20 миллионов. А те, кого она не коснулась, кто родился после войны, должны навеки  сохранить память обо всех солдатах  Великой Отечественной - известных и неизвестных.

САЖАЙТЕ  БЕРЁЗЫ,

И КЛЁНЫ, И ВЯЗЫ.

ОНИ НАМ РАССКАЖУТ

О СМЕЛЫХ РАССКАЗЫ…!

/М. ДУДИН

И народ бережно хранит и чтит память о не вернувшихся с войны. На выжженной боями Ленинградской земле, на рубежах, где осенью 1941 года  был остановлен враг, теперь зеленеют рощи и сады. Среди них памятные знаки - обелиски, стелы, памятники.  А в  нашем городе  раскинулись цветущие парки, аллеи, созданы мемориальные комплексы и названы площади, проспекты и  множество улиц в их честь.        

ПРОЙДУСЬ ПО УЛОЧКАМ В ВЕЧЕРНЕЙ ТИШИНЕ,

ОНИ ВСЕ РЯДОМ – ЗДЕСЬ, ПОД БОКОМ.

И ГОВОРЯТ НАЗВАНЬЯ УЛИЦ О ВОЙНЕ,

О МУЖЕСТВЕ, О ГЕРОИЗМЕ ПАВШИХ И ЕЩЁ О МНОГОМ.

НАЗВАНЬЯ УЛИЦ – СКРОМНЫЕ ТАБЛИЧКИ,

ОНИ КАК ВЕСТОЧКИ С ТОЙ ОГНЕННОЙ ПОРЫ

И ПАМЯТИ СВЯЩЕННЫЕ СТРАНИЧКИ,

И ОТГОЛОСОК ПРИСНОПАМЯТНОЙ ВОЙНЫ.

/Н.ТИТОВА

(всем присутствующим предлагается совершить мысленную экскурсию по улицам, о которых далее расскажут дети, используя наглядный материал и фотоснимки).

Зарина: улица ДЕГТЯРЁВА <Рисунок 1>.        

                                                

А ДЕВУШКА С ЛИЦОМ ЗАИНДЕВЕЛЫМ,

УПРЯМО СТИСНУВ ПОЧЕРНЕВШИЙ РОТ,

ЗАВЁРНУТОЕ В ОДЕЯЛО ТЕЛО

НА ОХТТИНСКОЕ КЛАДБИЩЕ ВЕЗЁТ.

/О.БЕРГОЛЬЦ

Историческая справка: На Большеохтинском  Георгиевском кладбище много могил датируемых блокадными годами, есть братские захоронения воинов Красносельской дивизии, могилы Героев Советского Союза. Всю войну действовал храм  Св. Николая.

В годы ВОВ были развёрнуты госпитали  в школах №144 Большеохтинский пр. 44, № 141 пр. Металлистов 3, бывшее здание богадельни Елисеевых, ныне Гидрометеорологический университет и в других местах. Работала поликлиника  на Шепетовской ул. 16. Весной 1942 года возобновились сеансы в кинотеатре « Огонёк» на Большеохтинском пр. Единственная из всех на Большой Охте работала всю блокаду школа № 148,сегодня ДТТ Панфилова 23.

Лена: улица А.МОЛДАГУЛОВОЙ <Рисунок 2>

Историческая  справка: В годы блокады продолжал работу Охтинский детский приют на ул. Гурдиной (ныне Молдагуловой д.6).Наш научно - методический центр.

Настя О: улица СИНЯВИНСКАЯ <Рисунок 3>

Вера: улица ПОТАПОВА <Рисунок 4>

Историческая справка: Охта – Пороховые были прифронтовыми районами города. Здесь не было боевых действий, однако, район ожесточённо обстреливался. 29 марта 1942 года при обстреле была уничтожена железнодорожная станция Ржевка.

Зимой 1943 года бомбовым ударом была разрушена центральная Охтинская плотина. Через Большую Охту, Пороховые, и Ржевку проходила «Дорога жизни» - единственная стратегическая транспортная магистраль, связывающая с сентября 1941 г. по март 1943 г. блокадный Ленинград со страной. По этой дороге в осаждённый город были доставлены сотни тысяч тонн продовольствия, медикаментов и боеприпасов, по этой же дороге было вывезено на «большую землю» более миллиона изнеможённых ленинградцев. На углу Большеохтинского проспекта и шоссе Революции находился её первый регулировочный пункт. Действовала всю войну и Ириновская линия железной дороги. Эвакуация населения проводилась не с Финляндского вокзала, а со станций Пискарёвка и Ржевка.В память об этой дороге на всём её протяжении установлены мемориальные столбы.  7 февраля 1943 года первый поезд прорвал кольцо блокады, сжимающее Ленинград. Железнодорожный путь, поставленный на деревянные сваи, прямо через Неву, дал возможность пустить поезд по Синявинским высотам, через болота, которые находились под непрекращающимся обстрелом. Во многом именно благодаря этой дороге, стала возможна год спустя, операция Советской армии по полному снятию блокады Ленинграда. На Октябрьской железной дороге уже 15 лет традиционно торжественно отмечают эту дату.

Стихотворение, посвящённое герою Советского Союза Зинаиде Самсоновой.

Настя К: Ю. ДРУНИНА «ЗИНКА»

Заключительная часть:

Мы в неоплатном долгу перед всеми солдатами Великой Отечественной войны, и теми, кто остался на полях сражений, и теми, кто вернулся домой. Но годы идут и уходят из жизни герои. Тают ряды ветеранов, и пока они живы, спешите делать им добро.

                        Я ПРИЗЫВАЮ ЛЮДИ! ПОМНИТЬ НАДО!

                        ВСЕХ ТЕХ, КТО ГОЛОВЫ СЛОЖИЛ.

                        НА ПОДСТУПАХ К РОДНОМУ ЛЕНИНГРАДУ

                        ПОГИБ, ЧТОБ ТЫ НА СВЕТЕ ЖИЛ!

                                                        /Н.ТИТОВА

Используемая литература:

  1. Атлас. Красногвардейский р-он.
  2. «Классные часы». Из-во «Ростов-на-Дону», 2007
  3. «Не ради славы» (воспоминания ветеранов ВОВ к 50-литею Победы». СПб, 1995
  4. Поляков Г.Г. «Морской курсантский батальон». Из-во: «Лениздат», 1985
  5. Подборка стихов о войне (Чепуров А.,Дудин М., Бергольц О., Шубин П., Титова Н.)
  6. «Электричка», журнал, №3 (19.02.2010). Рубрика «Памятные даты» (Первый поезд блокадного Ленинграда).

АННОТАЦИЯ

… И ГОВОРЯТ НАЗВАНЬЯ УЛИЦ О ВОЙНЕ

 

У ВРЕМЕНИ ЕСТЬ СВОЯ ПАМЯТЬ - ИСТОРИЯ. И ПОТОМУ МИР  НИКОГДА НЕ ЗАБЫВАЕТ О ТРАГЕДИЯХ, ПОТРЯСАВШИХ ПЛАНЕТУ В РАЗНЫЕ ЭПОХИ, В ТОМ ЧИСЛЕ И О ЖЕСТОКИХ ВОЙНАХ, УНОСИВШИХ МИЛЛИОНЫ ЖИЗНЕЙ, РАЗРУШАВШИХ ВЕЛИКИЕ ЦЕННОСТИ, СОЗДАННЫЕ ЧЕЛОВЕКОМ. Прошло более полувека, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её  до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить. Пусть  не оскудеет и не прервётся с годами наша память. И народ бережно хранит и чтит память о не вернувшихся с войны. На выжженной боями Ленинградской земле, на рубежах, где осенью 1941 года  был остановлен враг, теперь зеленеют рощи и сады. Среди них памятные знаки - обелиски, стелы, памятники.  А в  нашем городе  раскинулись цветущие парки, аллеи, созданы мемориальные комплексы и названы площади, проспекты и  множество улиц в их честь.        

Предлагаемый конспект занятия по нравственно - патриотическому воспитанию поможет в сохранении и развитии чувства гордости за свою Родину, сопричастности поколений к истории Отечества, воспитании уважения к подвигам героев, увековечении памяти советских воинов и знаменательных событий военной истории нашей огромной страны. Никто не забыт и ничто не забыто! И народ бережно хранит и свято чтит память обо всех не вернувшихся с войны. Пройдись по улицам с героическими названиями, и они о многом вам расскажут. И говорят названья улиц о войне…!  Только их нужно уметь слушать.

Данное занятие разработано и рекомендовано воспитателям специальной – коррекционной школы – интерната, т.к. адаптировано для детей с умственной недостаточностью. Возраст 13 – 18 лет.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Откуда пошли названия улиц родной станицы"

"Откуда пошли названия улиц родной станицы"...

Исследовательская работа "Имена героев войны в названиях улиц поселка Кунья"

Каждая улица является частичкой истории. В названиях улиц отражаются основные события страны, города или поселка. Героические события Великой Отечественной войны также оставили свой след в названиях у...

В названиях улиц Энгельса - герои Великой Отечественной войны

Дорогой ценой далась людям Победа в Великой Отечественной войне, многих своих сыновей потеряла Родина. Город Энгельс имеет своих героев, память о которых смогли увековечить люди, назвав их именами ули...

Виртуальная экскурсия"Имена Героев Великой Отечественной войны в названии улиц республики Бурятия"

Мы слышим эти фамилии каждый день, проезжая мимо в маршрутках. Мы видим названия улиц в рекламных буклетах, в адресах фирм и организаций, но в этом быстром режиме повседневной жизни мало кто задумывае...

Герои Великой Отечественной войны в названиях улиц села Якшур-Бодья

Научно-исследовательская работа посвящена истории Героев Великой Отечественной войны, в чью честь впоследствии названы улицы села Якшур-Бодья....

Реферат на тему: История ВОв в названии улиц г. Ессентуки. «Улица имени Овчинникова Н.Т.»

Имена Героев Советского Союза-ессентучан присвоят трём улицам в квартале индивидуальной жилой застройки в районе улицы Никольская. В годы войны это высокое звание получили 11 ессентучан. По иници...