рабочая программа для учеников 7 класса.
рабочая программа (7 класс) на тему

Предлагаю рабочую программу на основе авторской А.В. перышкина. Сама составляла. мучилась, столько времени потратила... Может, кому пригодится...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа97.4 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на заседании

отдельной дисциплины (физика, химия, биология)

______ Т.А. Бобкова

«   » ______ 2013 года

Согласовано

Заместитель начальника  Уссурийского суворовского военного училища

(по учебной работе)

______В. И. Билецкий

«   » ________ 2013 года

Утверждаю

Начальник Уссурийского суворовского военного училища

_________ А.Д. Рэцой

«   » ________ 2013 года

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике для 11 класса

(базовый уровень)

 

Преподаватель: Шмаровоз А.Н.,

первая квалификационная категория.

2012-2013 уч.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету физика разработана на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов  начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (в редакции приказа МО РФ от 03.06.2009 г.  № 164), согласно примерной программы основного общего (среднего) образования и авторской программы Г.Я. Мякишева (10,11 классы).

Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт последовательность изучения разделов физики с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых преподавателем в кабинете, лабораторных и практических работ, выполняемых обучающимися.

Курс построен на основе базовой программы. Преподавание ведётся по учебнику: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика – 11. − М.: Просвещение, 2011.

 Цель курса физики на ступени основного общего образования заключается в формирование системы знаний об общих физических закономерностях, законах, теориях, представлений о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях;  формировании физической, экологической и природоохранительной грамотности на основе преемственного развития знаний о физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира, наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

 Реализация цели определяется решением задач, направленных на достижение следующих результатов:

 1) личностных:

наличие системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные  позиции в деятельности, экологическую культуру, способность ставить и реализовать цели;

– устойчивая личная  мотивация  к  обучению  и  целенаправленной  познавательной  деятельности;

способность принимать и реализовать ценности здорового и безопасного образа жизни, отрицательное отношение к употреблению алкоголя,  наркотиков, курению и др.

-готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории.

2) метапредметных: 

-- использование умений различных видов познавательной

деятельности (наблюдение, эксперимент, работа с книгой,

решение проблем, знаково-символическое оперирование ин-

формацией и др.);

– умение самостоятельно определять цели деятельности; планировать и самостоятельно осуществлять ее, корректировать, используя все возможные ресурсы, выбирая успешные способы и стратегии в различных ситуациях;

– умение находить, критически оценивать, интерпретировать и тиражировать информацию, получаемую из различных источников, готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности;

– умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении различных  задач с соблюдением требований техники безопасности, гигиены, норм информационной безопасности;

– умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог, учитывая позиции других участников деятельности.

3) предметных:

-- формирование умения исследовать и анализировать разнообразные физические явления и свойства объектов, объяснять принципы работы и характеристики приборов и устройств, объяснять связь основных космических объектов с

геофизическими явлениями;

–понимание возрастающей роли физики в современной научной картине мира, в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи, превращении науки в непосредственную производительную силу общества, предназначенную для решения конкретных практических задач;

- овладение умениями применять полученные знания для изучения разнообразных физических явлений;

- овладение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;

– развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации;

– освоение и развитие разных видов деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению  в учебных и учебно-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления;

– самостоятельное планирование и проведение физических экспериментов, умение оценивать, обобщать и объяснять их результаты.

В основу курса физики положены как традиционные принципы построения учебного содержания (принципы научности, доступности, системности), так и идея, получившая свое развитие в связи с внедрением новых образовательных стандартов, — принцип метапредметности.

Метапредметность как способ формирования системного  мышления обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании учащегося. Метапредметность — принцип интеграции содержания образования, развивающий принципы генерализации и гуманитаризации.

Включение военной компоненты позволяет обеспечить военно-патриотическое воспитание и военно-профессиональную ориентацию. Интегративность структуры курса достигается привлечением и освоением следующих блоков информации:

 биология: растворы в живой и неживой природе, сила трения, обмен веществ и энергии с окружающей средой, превращения энергии, избирательная проницаемость мембран, строение человека, скелет человека – совокупность рычагов, дыхание, питание растений и человека; подготовка земли к посевам; выбор почв; теплицы; процесс круговорота воды и превращения энергии в биосфере; энергетический обмен в клетке, фотосинтез

физкультура:  использование инерции во всех видах спорта, зависимость скорости броска или разбега, дальности и высоты прыжка, попадания мяча, движение мяча по параболе, дальность и высота полёта, прыжки в длину или высоту,  прыжки в воду;

математика: перевод единиц физических величин в кратные и дольные единицы, составление пропорции, решение уравнения с одним неизвестным, окружность и её основные элементы, хорда, дуга окружности, касательная, действия со степенями; построение и чтение графиков линейных и квадратичных функций, расчет объема и  площади  геометрической фигуры нахождение среднего квадратического, действия со степенями, построение  и чтение графиков линейных и не линейных функций; обратно и прямопропорционалная зависимость.

военнное дело: расчет траектории полета снаряда , расчеты параметров движения военной техники ,деформация оружия при стрельбе, взаимодействие снаряда, пули и пороховых газов, ракеты, расчет высоты местности; двигатели внутреннего сгорания;

география: энергия рек, ветра; строительство на реках электростанций; энергосистема страны, гидроресурсы страны, их запасы и применение изменение атмосферного давления с высотой, использование барометров, определение высоты местности по барометру;

химия: понятие атома, развитие знаний о молекулах. управление свойствами, структурой и технологией обработки материалов ,энергетический выход химических реакций , масса молекул; понятия: моль,  молярная масса, относительная молекулярная масса; понятие атома; атомно-молекулярное учение; периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева (ПСХЭ) ,понятие атома, развитие знаний о молекулах химический состав атмосферы , окислительно-восстановительные реакции, понятие ковалентной связи, электролиз ,  проводимость веществ;

Астрономия: исследование агрегатных состояний вещества при изучении тел Солнечной системы,  методы определения расстояния до планет с помощью радиолокации, система «Солнце-Земля»,лунные и солнечные затмения, телескоп, изучение спектров звезд.

Формы организации образовательного процесса:

коллективные: урок, семинар, мини-конференция, лабораторная работа, практикум, проектно-исследовательская деятельность и др.;

индивидуальные: работа с различными источниками информации, выполнение индивидуальных творческих и исследовательских заданий, работа с обучающими программами за компьютером и др.

Методы обучения: деятельностные (учебная дискуссия, диалог, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, ситуационные задания и т.д.); практические (выполнение лабораторных работ экспериментального и исследовательского характера в реальном и виртуальном режиме, моделирование, др.); самостоятельная работа с литературой (обычной и электронной), цифровыми образовательными ресурсами, Internet-ресурсами и др.

Технологии обучения:

технология интегрированного обучения – через объединение (поэтапное ситуативное включение) знаний и действий из разных предметных областей обеспечивает формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, устойчивой мотивации учебной деятельности;

технология личностно-ориентированного обучения -  обеспечивает развитие личности суворовца, его творческого и интеллектуального потенциала,  формирование его ценностной ориентации в процессе обучения через реализацию принципов сотрудничества и свободы выбора, взаимное согласование процессов обучения и учения с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся;

технология проектно-исследовательской деятельности – обеспечивает формирование и развитие специфических умений и навыков: умение самостоятельно формулировать проблему и ставить задачи для ее решения; осуществлять самоанализ и рефлексию по поводу успешности своей деятельности, находить и отбирать актуальную информацию; представлять результаты работы перед аудиторией, др.

информационно-коммуникационные технологии – реализация и совершенствование умений работать с информацией (учебник, журнал, газета, виртуальные источники), использовать Internet-ресурсы, различные офисные приложения и др. для формирования информационной культуры и компьютерной грамотности.

Место предмета в учебном плане.

 Обучение физике в 11 классе (VII курс) осуществляется на уроках под руководством преподавателя, на занятиях самоподготовки, на факультативных и дополнительных занятиях. На этот предмет отводится 68 уч. ч. (2 ч/нед.) для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования.

Для реализации данной программы используется следующий учебно-методический комплект:

  1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика-11. – М., Просвещение, 2011;
  2. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2011.

Контрольно-измерительные материалы.

 Контроль осуществляется в форме контрольных, проверочных, самостоятельных работ, тестов, лабораторных работ по дидактическим материалам, зачетов.

Контрольно-измерительные материалы, направленные на изучение уровня:

  • знаний основ физики (монологический ответ, экспресс-опрос, фронтальный опрос, тестовый опрос, написание и защита сообщения по заданной теме, объяснение эксперимента);
  • приобретенных навыков самостоятельной и практической деятельности учащихся (в ходе выполнения лабораторных работ и решения задач);
  • развитых свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии.

Для закрепления и усовершенствования полученных знаний рекомендуется проводить уроки решения качественных и расчётных задач, состоятельные работы, физические и терминологические диктанты.

Контроль знаний, умений и навыков осуществляется при  проведении лабораторных, контрольных работ, семинаров, зачётных уроков, переводного и выпускного экзамена.

Используемые технические средства обучения:

  • персональный компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • интерактивная доска,
  • ноутбук.

При изучении предмета рекомендуется иллюстрировать изучаемые законы явления примерами проявления их в военной практике с целью профессиональной направленности обучения.

Задания по самоподготовке дифференцированы. Задания повышенной сложности помечены символом  «*».

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

11 класс (VI курс, 68 ч., 2 ч/нед.)

Номер, наименование разделов и тем

Всего

Теор.

Прак.

Конт.

1. Магнитное поле.

7

5

1

1

2. Электромагнитная индукция.

7

5

1

1

3. Механические колебания.

5

3

1

1

4. Электромагнитные колебания.

6

5

-

1

5. Производство и передача электроэнергии.

1

1

-

-

6. Механические волны.

3

2

-

1

7. Электромагнитные волны

5

4

-

1

8. Световые волны.

10

7

2

1

9. Элементы теории относительности.

2

2

-

-

10. Излучения и спектры.

3

2

1

-

11. Световые кванты.

4

3

-

1

12. Атомная физика.

2

2

-

-

13. Физика атомного ядра

8

7

-

1

14. Элементарные частицы.

1

1

-

-

15.Строение и эволюция Вселенной.Повторение

4

4

-

-

Итого в 11 классе (VII курс):

68

53

6

9

Поурочное планирование по физике

11 класс (VII курс, 68 ч., 2 ч/нед.)

№ п/п

Количество часов

Дата

Раздел/тема урока

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ

Межпредметная, метапредметная интеграция

Домашнее задание

7

I. Магнитное поле

ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ (продолжение)

1

1

1

02.09

Взаимодействие токов. Вектор магнитной индукции.

Магнитное взаимодействие. Магнитное поле. Способы исследования магнитного поля. Вектор магнитной индукции. (3.3.1, 3.3.2)

География

Математика

Английский язык

Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, обобщение, сравнение, систематизация.

§§ 1, 2; № 912, 838, 844

2

2

1

05.09

Закон Ампера.

Сила Ампера. Модуль силы Ампера. Направление силы Ампера. Применение закона Ампера. (3.3.3)

Информатика

Военное дело

Математика

Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, обобщение, сравнение, систематизация, выявление причинно-следственных связей.

§§ 3-5; № 841, 839*

3

3

1

09.09

Сила Лоренца.

Сила Лоренца. Модуль силы Лоренца. Направление силы Лоренца.(3.3.4).

Английский язык

Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, обобщение, сравнение, систематизация.

§ 6;№ 847, 848*

4

4

1

12.09

Лабораторная работа № 1.

«Наблюдение              действия магнитного поля на ток».

Электротехника

Математика

Умение определять цели и  задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике.

Пов. §§ 1-6

5

5

1

16.09

Магнитные свойства вещества.

Магнитная проницаемость. Магнитное поле проводника с током(3.3.2)

Радиотехника

Военное дело

Информатика

Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, обобщение, сравнение, систематизация.

§ 7,сообщения о ферромагнетиках.

6

6

1

19.09

Решение задач на расчёт характеристик  магнитного поля.

(3.3.1, 3.3.2, 3.3.3, 3.3.4)

Математика: перевод единиц физических величин в кратные и дольные единицы, действия со степенями и с векторами, решение уравнений с одним неизвестным .Умение определять цели и  задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике.

Пов. §§ 1-7; № 848, 851*

7

7

1

23.09

Контрольная работа № 1.

«Магнитное поле».

Основные вопросы темы

Математика: перевод единиц физических величин в кратные и дольные

Умение определять цели и  задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике.

Составление кроссворда или ребусов по данному разделу

7

II. Электромагнитная индукция

8

1

1

27.09

Явление электромагнитной индукции.

Открытие явления электромагнитной индукции. Магнитный поток (определение, единицы измерения в СИ). (3.4.1, 3.4.2)

Военное дело

Английский  

Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, обобщение, сравнение, систематизация.

§§ 8-9; № 914, 915

9

2

1

30.09

Закон электромагнитной индукции.  

 

Взаимодействие индукционного тока с магнитом. Правило Ленца. ЭДС индукции. Формулировка закона электромагнитной индукции. (3.4.3, 3.4.4)

Военное дело

Английский язык

Математика

§§ 10-11; № 921, 926*

10

3

1

04.10

Лабораторная работа № 2.

«Изучение явления электромагнитной индукции».

Явление электромагнитной индукции (3.4.1)

Математика: перевод единиц физических величин в кратные и дольные единицы

Умение определять цели и  задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике.

Пов. §§ 8-11

11

4

1

07.10

ЭДС индукции в движущихся проводниках.

Закон электромагнитной индукции Фарадея (3.4.3)

Информатика

Военное дело

Английский язык

Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, обобщение, сравнение, систематизация.

§§ 12-14; № 929*

12

5

1

11.10

Самоиндукция. Индуктивность.

Самоиндукция.. Индуктивность. Электромагнитное поле. (3.4.5, 3.4.6, 3.4.7)

Автоподготовка  

Военное дело

Математика

§§ 15-17; № 933, 937*

13

6

1

14.10

Решение задач на явление электромагнитной индукции.

Основные вопросы темы. (3.4.1-3.4.7)

Математика

Умение определять цели и  задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике.

Пов. §§ 8-17;

№ 938,  939*, тест.

14

7

1

18.10

Контрольная работа № 2.

«Электромагнитная индукция».

Основные вопросы темы(3.4.1-3.4.7)

Английский язык

Умение определять цели и  задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике.

Составление кроссворда или ребусов по данному разделу

5

КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ.

I. Механические колебания

15

1

1

21.10

Механические колебания.

Гармонические колебания, амплитуда и фаза колебаний, период колебаний, частота колебаний , (1.5.1, 1.5.2, 1.5.3, 1.5.4).

Математика

Черчение

Военное дело

Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, обобщение, сравнение, систематизация.

§§ 18-20; № 411, 416*

16

2

1

25.10

Характеристики гармонических колебаний.

. Свободные колебания. Вынужденные колебания.

Резонанс. (1.5.5, 1.5.6, 1.5.7).

География

Математика

Черчение

Военное дело

§§ 21-26; № 419

17

3

1

04.11

Лабораторная работа № 3.

«Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника».

  Свободные колебания, (1.5.5)

Математика

Умение определять цели и  задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике.

Пов. §§ 18-26

18

4

1

08.11

Решение задач на описание колебательного движения.

Основные вопросы темы (1.5.1 – 1.5.7)

Английский язык

Умение определять цели и  задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике.

Пов. §§ 18-26; № 420

19

5

1

11.11

Контрольная работа № 3.

«Механические колебания»

Основные вопросы темы (1.5.1-1.5.7)

Математика

Умение определять цели и  задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике.

Составление кроссворда или ребусов по данному разделу

6

II. Электромагнитные колебания

20

1

1

15.11

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания.

Виды электромагнитных колебаний.. Колебательный контур (3.5.1)

Математика 

Черчение

Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, обобщение, сравнение, систематизация.

§§ 27-29; № 945

21

2

1

18.11

Уравнение, описывающее процессы в  колебательном контуре.  

Гармонические колебания силы тока. (3.5.3)

Математика 

Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, обобщение, сравнение, систематизация.

§§ 30-31; № 949*

22

3

1

22.11

Сопротивления в цепи переменного тока.

Сила тока в цепи с резистором. Мощность в цепи с резистором. Действующее значение силы тока и напряжения. Емкостное сопротивление (определение, единицы в СИ). Индуктивное сопротивление (определение, единицы в СИ).

Электротехника

Радиотехника

Информатика  

Военное дело

Английский язык

Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, обобщение, сравнение, систематизация.

§§ 32-34; № 975, 976*

23

4

1

25.11

Закон Ома в цепи переменного тока.

Переменный ток (3.5.4)

Военное дело

 

Пов. §§ 31-34; № 979, 977-анализировать*

24

5

1

29.11

Резонанс в цепи переменного тока. Автоколебания.

Вынужденные гармонические колебания. Резонанс.(3.5.2)

Химия

Военное дело

Информатика

§§ 35-36, примеры проявления, использования (проекты*)

25

6

1

02.12

Контрольная работа № 4.

«Электромагнитные колебания».

Основные вопросы темы (3.5.1-3.5.5)

Математика

Умение определять цели и  задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике.

Составление кроссворда или ребусов по данному разделу

1

III. Производство и передача электроэнергии

26

1

1

06.12

Генерирование электроэнергии. Трансформатор

Производство. Передача и потребление электрической энергии (3.5.4)

Электротехника

Военное дело

Математика 

Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, обобщение, сравнение, систематизация.

§§ 37-41; № 985, 988*

3

IV. Механические волны

27

1

1

09.12

Механические волны.

Длина волны(1.58), период, частота колебаний (1.5.3, 1.5.4)

Математика

Военное дело 

Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, обобщение, сравнение, систематизация.

§§ 42-44; № 439, 442*

28

2

1

13.12

Звуковые волны.

Звук (1.5.9)

Музыка

Математика

Военное дело

Биология

§§ 45-47; № 448, 449, 450-устно, дать развернутые ответы

29

3

1

16.12

Контрольная работа № 5.

«Механические колебания и волны»

Основные вопросы темы (1.5.1-1.5.9)

Математика

Умение определять цели и  задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике.

Составление кроссворда или ребусов по данному разделу

5

V. Электромагнитные волны

30

1

1

20.12

Электромагнитные волны.

Электромагнитное поле.

Свойства электромагнитных волн(3.5.5, 3.5.6). Различные виды электромагнитных волн и их применение(3.5.7)

Радиосвязь

Военное дело

Английский язык 

Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, обобщение, сравнение, систематизация.

§§ 48-50; № 996, 998, 999*

31

2

1

27.12

Принцип радиосвязи.

Электромагнитное поле. Свойства электромагнитных волн(3.5.5, 3.5.6) Различные виды электромагнитных волн и их применение(3.5.7)

Радиосвязь

Математика

Информатика

Астрономия

Военное дело

ОБЖ    

§§ 51-53; сообщения о биографии Попова, Маркони; проекты о современных средствах связи.

32

3

1

13.01

Свойства электромагнитных волн.

Свойства электромагнитных волн (3.5.9)

Радиосвязь 

География 

Астрономия

Радиотехника

Электротехника

Военное дело

Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, обобщение, сравнение, систематизация.

§§ 54-58; № 1001

33

4

1

16.01

Решение задач на расчёт характеристик электромагнитной волны.  

Основные вопросы темы (3.5.1-3.5.7)

Математика

Пов. §§ 48-58; № 1003*  

34

5

1

20.01

Контрольная работа № 6.

«Электромагнитные волны».

Основные вопросы темы (3.5.1-3.5.7)

Математика

Умение определять цели и  задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике.

Составление кроссворда или ребусов по данному разделу

10

VI. Световые волны.

35

1

1

23.01

Принцип Гюйгенса. Закон отражения.  

Закон отражения света (3.6.2), прямолинейное распространение света(3.6.1)

Астрономия

Биология  

Военное дело

Черчение 

Английский язык

§§ 59-60; № 1023, 1024*

36

2

1

27.01

Закон преломления света.

Закон преломления света. Полное внутреннее отражение (3.6.4. 3.6.5)

Военное дело  

Медицина  

Черчение 

§§ 61, 62; № 1031, 1035*

37

3

1

30.01

Линзы.

Линзы. Оптическая сила линзы. Построение изображения в линзах. Оптические приборы. Глаз как оптическая система. (3.6.6,3.6.7. 3.6.8,3.6.9)

Военное дело

Биология, химия

Черчение

Математика 

§§ 63-65; № 1064*

38

4

1

03.02

Лабораторная работа № 4.

«Измерение показателя преломления стекла».

Закон преломления света. Полное внутреннее отражение (3.6.4. 3.6.5)

Математика  

Биология 

Химия

Военное дело 

Умение определять цели и  задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике.

Пов. §§ 59-65, тест.

39

5

1

07.02

Лабораторная работа № 5.

«Определение фокусного расстояния линзы».

Линзы. Оптическая сила линзы. Построение изображения в линзах(3.6.6,3.6.7. 3.6.8,3.6.9)

Математика

Умение определять цели и  задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике.

Пов. §§ 59-65, тест; № 1074*

40

6

1

10.02

Дисперсия света. Интерференция света.

Дисперсия света(3.6.13). Интерференция света(3.6.10)

Изобразительное искусство

Автодело

Военное дело

Черчение  

Астрономия

Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, обобщение, сравнение, систематизация.

§§ 66-69

41

7

1

14.02

Дифракция света.  

Дифракция света (3.6.11)

Военное дело

Черчение

Биология

Химия

Астрономия

§§ 70-72; № 1088

42

8

1

17.02

Лабораторная работа № 6.

«Измерение длины световой волны».

Дифракционная решетка(3.6.12)

 Математика

Умение определять цели и  задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике.

Пов. §§ 66-72

43

9

1

21.02

Поляризация света.

Медицина 

Автодело 

Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, обобщение, сравнение, систематизация.

§§ 73, 74; проекты о поляроидах и их применении.

44

10

1

24.02

Контрольная работа № 7.

«Световые волны».

Основные вопросы темы (3.6.1-3.6.13)

 Математика

Умение определять цели и  задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике.

Составление кроссворда или ребусов по данному разделу

2

VII. Элементы специальной теории относительности (СТО)

45

1

1

28.02

Постулаты СТО.

Инвариантность скорости света. Принцип относительности Эйнштейна.(4.1)

Математика 

Астрономия 

§§ 75-77; № 1108.

46

2

1

03.03

Элементы релятивистской динамики.

Полная энергия. Связь массы и энергии энергия покоя.(4.3,.4.2).

Английский язык

Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, обобщение, сравнение, систематизация.

§§ 78-79; № 1110*

3

VIII. Излучения и спектры.

47

1

1

07.03

Виды излучения. Спектральные аппараты.  

 Различные виды электромагнитных излучений и их применение (3.5.7)

География

Радиотехника

Электротехника   

Биология

Химия

Металлургия

Машиностроение

Атомная индустрия

Астрономия

§§ 80-85, применение в астрономии-сообщение, проект.

48

2

1

17.03

Лабораторная работа № 7.

«Наблюдение сплошного и линейчатого спектров».

Различные виды электромагнитных излучений и их применение (3.5.7)

Английский язык

Пов. §§ 80-85

49

3

1

21.03

Шкала электромагнитных излучений.

Различные виды электромагнитных излучений и их применение (3.5.7)

Биология

Медицина  

§ 86, применение в различных областях науки и техники-сообщения, проекты.

4

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА.

I. Световые кванты.

50

1

1

24.03

Фотоэффект.  

Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Закон сохранения энергии для фотоэффекта. Энергия и импульс фотона.  (5.1.1, 5.1.2, 5.1.3. 5.1.4. 5.1.5. 5.1.6. 5.1.7).

Математика

Черчение

Военное дело

Радиотехника

Электротехника

Английский язык .                          

§§ 87-90; № 1137, 1140*

51

2

1

28.03

Решение задач на законы фотоэффекта.

Основные вопросы темы (5.1.1, 5.1.2, 5.1.3. 5.1.4. 5.1.5. 5.1.6. 5.1.7).

Математика

 Умение генерировать идеи и определять средства для их реализации.

Пов. §§ 87-90; № 1139, 1141*

52

3

1

31.03

Давление света. Химическое действие света.

Астрономия

Биология

Химия

Черчение

§§ 91, 92;  биография Лебедева.

53

4

1

04.04

Контрольная работа № 8.

«Основы СТО. Квантовая физика».

Основные вопросы темы (5.1.1, 5.1.2, 5.1.3. 5.1.4. 5.1.5. 5.1.6. 5.1.7).

Математика

Умение определять цели и  задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике.

.

Составление кроссворда или ребусов по данному разделу

2

II. Атомная физика.

54

1

1

07.04

Строение атома. Опыты Резерфорда.

. Планетарная модель атома.(5.2.1)

Химия

Черчение

§ 93

55

2

1

11.04

Квантовые постулаты Бора.    

Постулаты Бора. Лазеры. (5.2.2, 5.2.4)

Черчение

Военная подготовка

Медицина, химия, биология

Астрономия

Умение генерировать идеи и определять средства для их реализации.

§§ 94-96; № 1174

8

III. Физика атомного ядра.

56

1

1

14.04

Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц.

.

История

Английский язык 

ОБЖ

Черчение

§ 97, сообщения.

57

2

1

18.04

Открытие радиоактивности. Изотопы.  

Виды радиоактивных излучений.

Свойства α-,  β- и γ-излучений. (5.3.1)

Химия

Астрономия

Математика  

§§ 98, 99, 102; проект «Меченые атомы».

58

3

1

21.04

Закон радиоактивного распада. Открытие нейтрона.

Закон радиоактивного распада.(5.3.2)

Английский язык  

Умение генерировать идеи и определять средства для их реализации.

§§ 100, 101; сообщение об открытии Чедвика на английском языке

59

4

1

25.04

Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер.

Протонно-нейтронная модель ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции на нейтронах.(5.3.3, 5.3.4, 5.3.5)

Математика  

Химия

Английский язык

Умение генерировать идеи и определять средства для их реализации.

§§ 103-105, №1208*

60

5

1

28.04

Решение задач на определение энергии связи атомных ядер и энергетического выхода ядерной реакции.

Основные вопросы темы.(5.3.3, 5.3.4, 5.3.5)

Математика

Умение генерировать идеи и определять средства для их реализации.

Пов. §§ 97-105; № 1209

61

6

1

05.05

Контрольная работа № 9.

«Физика атомного ядра».

Основные вопросы темы.(5.3.3, 5.3.4, 5.3.5)

 Математика

.

Составление кроссворда или ребусов по данному разделу

62

7

1

12.05

Деление ядер урана. Ядерный реактор.  

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер (5.3.5)

Военное дело

Черчение

Английский язык

§§ 106-109, сообщения о первом ядерном реакторе. Атомной бомбе. Бомбардировке Хиросимы и Нагасаки

63

8

1

16.05

Получение радиоактивных изотопов и их применение.

Ядерные реакции (5.3.5)

Биология

Химия

Медицина

Археология, история

Астрономия

ОБЖ

Военное дело

§§ 110-113, проект «Радиоактивные изотопы в медицине»

1

IV. Элементарные частицы.

64

1

1

19.05

Этапы развития физики элементарных частиц. Открытие позитрона. Античастицы.  

Умение генерировать идеи и определять средства для их реализации.  

§§ 114-115

4

Строение и эволюция Вселенной. Повторение.

65

1

1

23.05

Предмет и метод ы астрономии. Строение и эволюция Солнечной системы

Математика

Биология 

Химия

Астрономия

Военное дело

Черчение

§§ 116-119; рефераты, проекты, сообщения.

66

2

1

23.05

Солнце – наша звезда. Звезды и источники их энергии Галактика

Английский язык:

Умение генерировать идеи и определять средства для их реализации.

§§118-127;  рефераты, проекты, сообщения.

67

3

1

26.05

Повторение

Теория к ЕГЭ (1.1.1-3.1.1)

Умение определять цели и  задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике.

Теоретический минимум

68

4

1

30.05

Повторение.

Теория к ЕГЭ ( 3.1.1-5.3.5)

Умение определять цели и  задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике.

Теоретический минимум

        

Количество и тематика контрольных, практических, лабораторных работ.

№ контрольной работы

лабораторной работы

Тема

Дата проведения

Лабораторная работа  № 1

Наблюдение действия магнитного поля на ток.

12.09

Контрольная работа  № 1

Магнитное поле.

23.09

Контрольная работа  № 2

Электромагнитная индукция.

18.10

Контрольная работа   № 3

Механические колебания .

11.11

Контрольная работа  № 4

Электромагнитные колебания.

02.12

Контрольная работа  № 5

Механические колебания и волны

16.12

Контрольная работа  № 6

Электромагнитные волны.

20.01

Контрольная работа   № 7

Световые волны.

24.02

Контрольная работа  № 8

Основы СТО. Квантовая физика

04.04

Контрольная работа   № 9

Физика атомного ядра.

05.05

Лабораторная работа  № 2

Изучение явления электромагнитной индукции.

04.10

Лабораторная работа  № 3

Измерение ускорения с помощью маятника.

04.11

Лабораторная работа  № 4

Измерение показателя преломления стекла.

03.02

Лабораторная работа  №  5

Определение фокусного расстояния линзы.

07.02

Лабораторная работа № 6

Измерение длины волны.

17.02

Лабораторная работа  № 7

Наблюдение сплошного и линейчатого спектра.

1703

Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений среднего (полного) общего образования.

В результате изучения физики в 11 классе (VII курс) суворовец должен

ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная;
  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики; 
  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды,  
  • рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Суворовцы должны УМЕТЬ

  • Измерять силу тока и напряжение в цепях переменного тока.
  • Использовать трансформатор для преобразования токов и напряжений.
  • Определять неизвестный параметр колебательного контура, если известны значения другого его параметра и частота свободных колебаний; рассчитывать частоту свободных колебаний в колебательном контуре с известными параметрами.
  • Измерять длину световой волны.
  • Решать задачи на применение формул, связывающих длину волны с частотой и скоростью, период колебаний с циклической частотой; на применение закона преломления света.
  • Решать задачи на применение формул, связывающих энергию и импульс фотона с частотой соответствующей световой волны.
  • Вычислять красную границу фотоэффекта и энергию фотоэлектронов на основе уравнения Эйнштейна.
  • Определять продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа.
  • Рассчитывать энергетический выход ядерной реакции.
  • Определять знак заряда или направление движения элементарных частиц по их трекам на фотографиях.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ.

  1. Бурова В.А., Свиридов Ю.И. Практикум по физике в средней школе. – М., Просвещение.
  2. Внеурочная работа по физике. /Под ред. Кабардина О.Ф. − М.: Просвещение.
  3. Глазунов А.Т., Нурминский И.И., Пинский А.А. Методика преподавания физики в средней школе: Электродинамика нестационарных явлений. Квантовая физика. − М.: Просвещение.
  4. Голин Г.М. Вопросы методологии физики в средней школе. − М.: Просвещение.
  5. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. Ч. 1: Механика, молекулярная физика, основы электродинамики. /Под ред. Покровского А.А. − М.: Просвещение.
  6. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. Ч. 2: Колебания и волны. Оптика. Физика атома. /Под ред. Покровского А.А. − М.: Просвещение.
  7. Енохович А.С. Справочник по физике. − М.: Просвещение.
  8. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А. Задания для контроля знаний учащихся по физике в средней школе: Дидактический материал. − М.: Просвещение.
  9. Кабардин О.Ф., Орлов В.А.. Физика. Тесты. 10-11 классы. – М.: ДРОФА.
  10. Кабинет физики средней школы. /Под ред. Покровского А.А. − М.: Просвещение.
  11. Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. − М.: Просвещение. 
  12. Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика 11 класс. Методические материалы для учителя. /Под редакцией Орлова В.А. − М.: Илекса.
  13. Кирик Л.А., Дик Ю.И.. Физика. 10 класс. Сборник заданий и самостоятельных работ. – М: Илекса.
  14. Контроль знаний учащихся по физике. /Под ред. Разумовского В.Г., Кривошаповой Р.Ф. − М.: Просвещение.
  15. Контрольные работы по физике в VII-XI классах средней школы. /Под ред. Эвенчик Э.Е., Шамаша С.Я. − М.: Просвещение. 
  16. Коровин В.А., Степанова Г.Н. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средней (полной) школы по физике. – М.: ДРОФА.
  17. Ланина И.Я. Внеклассная работа по физике. − М.: Просвещение.
  18. Левитан Е.П. Астрономия-11. – М.: Просвещение. 
  19. Лыков В.Я. Эстетическое воспитание при обучении физике. − М.: Просвещение.
  20. Малафеев Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе. − М.: Просвещение.
  21. Межпредметные связи курса физики средней школы. /Под ред. Дика Ю.И.,   Турышева И.К. − М.: Просвещение.
  22. Мещанский В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. − М.: Просвещение.
  23. Мещанский В.Н., Савелова Е.В. История физики в средней школе. − М.: Просвещение.
  24. Мултановский В.В. Физические взаимодействия и картина мира в школьном курсе физики. − М.: Просвещение.
  25. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика-11. – М., Просвещение.
  26. Оноприенко О.В. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по физике. − М.: Просвещение.
  27. Орлов В.А., Ханнанов Н.К., Фадеев А.А. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Физика. – М.: Интеллект-Центр.
  28. Орлов В.А., Ханнанов Н.К., Никифоров Г.Г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Физика. – М.: Интеллект-Центр.
  29. Основы методики преподавания физики в средней школе. /Под ред. Разумовского В.Г., Фабриканта В.А., Перышкина А.В. − М.: Просвещение.
  30. Пеннер Д. И. Программированные задание по физике для 11 класса.
  31. Политехническое образование и профориентация учащихся в процессе преподавания физики в средней школе. /Под ред. Глазунова А.Т., Фабриканта В.А. − М.: Просвещение.
  32. Практикум по физике в средней школе. /Под ред. Бурова В.А., Дика Ю.И.. − М.: Просвещение.
  33. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. − М.: Просвещение.
  34. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10-11 классы. – М.: ДРОФА.
  35. Сауров Ю.А., Бутырский Г.А. Электродинамика: Модели уроков. − М.: Просвещение.
  36. Сауров Ю.А., Мултановский  В.В. Квантовая физика: Модели уроков. − М.: Просвещение.
  37. Сердинский В. Г. Экскурсии по физике в средней школе. − М.: Просвещение.
  38. Склерин Л.И. Дидактический материал по физике, 11 класс. – М., Просвещение.
  39. Современный урок физики в средней школе. /Под ред. Разумовского В.Г., Хижняковой Л.С. − М.: Просвещение.
  40. Турдикулов Э.А. Экологическое образование и воспитание учащихся в процессе обучения физике. − М.: Просвещение.
  41. Усова А.В., Завьялов В.В. Воспитание учащихся в процессе обучения физике.− М.: Просвещение. 
  42. Шахмаев Н.М., Шилов В.Ф. Физический эксперимент в средней школе: Механика. Молекулярная физика. Электродинамика. − М.: Просвещение.
  43. Эвенчик Э.Е. Контрольные работы по физике в VII-XI классах. – М., Просвещение.
  44. Учебное электронное издание. Интерактивный курс физики для 7-11 классов. Лаборатория Кирилл и Мефодий.
  45. Учебное электронное издание. Интерактивный курс физики для 7-11 классов. Практикум. – М., ФИЗИКОН.
  46. Учебное электронное издание. Лабораторные работы для 7-11 классов. − ДРОФА.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

  1. Батыгин В.В. Законы микромира. − М.: Просвещение.
  2. Бриллюэн Л. Новый взгляд на теорию относительности. − М.: Мир.
  3. Вайскопф В. Физика в XX столетии. − М.: Атомиздат.
  4. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое.— М.: Наука.
  5. Громов С.В. Физика: Школьные энциклопедии. – М.: ДРОФА.
  6. Данин Д. Вероятностный мир.— М.: Знание.
  7. Большая детская энциклопедия. – М.: Рус. энцикл. т-во.
  8. Броль Луи де. Революция в физике.— М.: Атомиздат.
  9. Джеммер М. Эволюция понятий квантовой механики. − М.: Наука.
  10. Друянов  Л.А. Законы  природы и  их  познание. − М.: Просвещение.
  11. Клайн Б. В поисках. Физики и квантовая теория. − М.: Атомиздат.
  12. Левитан Е.П. Астрономия-11. – М., Просвещение. 
  13. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика-11. – М., Просвещение, 2011.
  14. Мухин К.Н. Занимательная ядерная физика. − М.: Атомиздат.
  15. Пуанкаре А. О науке. − М.: Наука.
  16. Спасский Б.И. История физики. − М.: Высшая школа. − Ч. 2.
  17. Спиридонов О.П.Свет: Физика, информация, жизнь. − М.: Просвещение.
  18. Тарасов Л. В. Современная физика в средней школе. − М.: Просвещение.
  19. Физика микромира: Маленькая энциклопедия. − М.: Советская энциклопедия.
  20. Физика: Энциклопедический словарь школьника. /Сост. М.Е.Блохина и др. – М.: Цитадель.
  21. Школьникам о современной физике.  Классическая физика. Ядерная физика. /Под ред. Кресина В.З. − М.: Просвещение.
  22. Школьникам о современной физике. Акустика. Теория относительности. Биофизика. − М.: Просвещение. 
  23. Энциклопедический словарь юного физика. /Сост. В.А.Чуянов. – М.: педагогика-Пресс.
  24. Энциклопедия для детей. Техника. – М.: Аванта+. – Т. 14.
  25. Энциклопедия для детей. Физика. – М.: Аванта+. – Т. 16.
  26. Энциклопедия для детей. Астрономия. – М.: Аванта+. – Т. 8.
  27. Учебное электронное издание. Интерактивный курс физики для 7-11 классов. Лаборатория Кирилл и Мефодий.
  28. Учебное электронное издание. Лабораторные работы для 7-11 классов. – М., ДРОФА.

СПИСОК ПОСОБИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ.

  1. Гладышева Н.К. Тесты:  Физика, 10-11 кл. − М.: ДРОФА.
  2. Грибов В.А.  Единый государственный экзамен:  2004-2011: физика: репетитор. − М.:  Просвещение. 
  3. Кабардин О.Ф. Физика: тесты для школьников и поступающих в ВУЗы. − М.: Мир и образование.
  4. Кабардин О.Ф. Физика: руководство для подготовки к экзаменам. − М.: Астрель.
  5. Кабардин О.Ф. Теоретические материалы и практические задания по физике для подготовки к экзамену. − М.: Астрель, 2006.
  6. Никифоров Г.Г. Единый государственный экзамен. 2005-2011: физика: сб. заданий. − М.: Просвещение: Эксмо.
  7. Орлов В.А. Единый государственный экзамен. 2003-2011: контрольные и измерительные материалы. − М.: Просвещение.
  8. Орлов В.А. Единый государственный экзамен. 2004-2011: физика: контрольные и измерительные  материалы. − М.: Просвещение.
  9. Окслед К., Стокли К., Уэртхайм Дж. Физика: Школьный иллюстрированный справочник. – М.: РОСМЕН.
  10. Орлов В.А. Единый государственный экзамен: физика: методика подготовки. − М.: Просвещение: Эксмо.
  11. Трофимова Т.И. Физика: Основные понятия законы, формулы в схемах и таблицах. – М.: Аквариум.
  12. Тулькибаева Н.Н., Пушкарев А.Э., Драпкин М.А., Климентьев Д.В. ЕГЭ: Физика: Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ: 10-11 классы. – М.: Просвещение.
  13. Физика: Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. / Под ред. Дик Ю.И. и др. – М.: ДРОФА.
  14. Физика в таблицах. /Авт.-сост. Орлов В.А. – Стереотип.
  15. Физика в формулах. /Авт.-сост. Ильин В.А. – Стереотип.
  16. Физика: Справочник школьника. – М.: Филолог. о-во «Слово»; АСТ; Клюкс-С; Центр гуманитарн. Наук при МГУ.
  17. Учебное электронное издание. Шпоры: Физика. Лаборатория Кирилл и Мефодий.
  18. Учебное электронное издание. Физика: Подготовка к ЕГЭ. Лаборатория Кирилл и Мефодий.
  19. Учебное электронное издание. Физика: Подготовка к ЕГЭ. – М., ДРОФА.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная рабочая программа для ученика 6 класса,находящегося на домашнем обучении.

Программа рассчитана на год для индивидуальных занятий(только обязательная нагрузка)....

Индивидуальная рабочая программа для ученика 5 класса.

Программа рассчитана на год,включает в себя обязательную и самостоятельную нагрузку....

Рабочая программа с учениками 7 вида по истории 7 класс

Рабочая программа по истории с учениками 7 вида 7 класс...

Рабочая программа для учеников отнесенных к Специальной медицинской группе (5 класс)

СОДЕРЖАНИЕ         1.   Пояснительная записка.2.      Общая характеристика учебного предмета «Физическая культура...

Индивидуальная рабочая программа для ученика 9 класса

Индивидуальная рабочая программа по английскому языку для ученика 9 класса...

Рабочая программа "Талантливый ученик"

Программа для работы с одаренными детьми....

Рабочая программа 5-6 класс линия жизни к ученику Пасечник В.В

Аннотация к рабочей программе по биологии 5-6 класс1.Место учебного предмета в структуре основной образовательной программыПредмет «Биология» включён в базовую часть Федерального базисного...