Комфортность на уроке.
материал по теме

Кропотова Галина Павловна

 

«Комфортность – это условие жизни, прибывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют».

                                                                        

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komfortnost_na_uroke.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Комфортность – это условие жизни, прибывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют».

                                                                        (С.И.Ожегов)

  Здоровье обучающихся, его социально – психологическая адаптация, развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Исследованиями установлено  непосредственное влияние  на формирование здоровья обучающихся условий внутришкольной среды, одной из которых является комфорт. От того , насколько комфортно ему в школе, зависит качество образования и психологическое здоровье обучающихся. В настоящее время большое количество обучающихся испытывают неустойчивое, дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение ими школьных требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками. Это особенно видно в работе с обучающимися вечерней школы. Решение этой проблемы вижу в достижении обучающимися комфорта во время учебного процесса как состояния и качественной характеристики их деятельности. Существуют три структурные  составляющие данного понятия. Комфортность:     *  Психологическая

*  Интеллектуальная

* Физическая

Психологическая комфортность- это такое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности , которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые обучающимися, находящимися в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться. Составляя конспект урока, я всегда знаю, для кого я это делаю, учитываю возрастные и индивидуальные возможности  обучающихся. Считаю, что источником психологической комфортности является:

  • положительное эмоциональное состояние как обучающихся так и учителя;
  • доброжелательное отношение между  учителем и обучающимися.

Как добиться психологической комфортности на уроке?

  •  использую в своей работе просьбы, а не требования;
  • использую методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;
  • использую компромиссные решения спорных вопросов ,  а не открытую или скрытую конфронтацию;
  •  не допускаю стрессообразующих ситуаций;
  • использую на уроках методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, поговорка, афоризм с комментариями).

Принцип психологической комфортности является ведущим , т.к он предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе  атмосферы толерантности.

Интеллектуальная комфортность – это удовлетворенность обучающихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации. Хорошо известно, что в подавляющем большинстве только 25-30%  обучающихся успешно усваивают наиболее трудные предметы: математику, физику, химию. Остальные либо лучше справляются с гуманитарными предметами, либо плохо успевают почти по всем предметам. Фундаментальная человеческая потребность в самоутверждении заставляет обучающихся занижать ценность школьных знаний , любознательности, старательности, исполнительности, что связано с образом хорошего ученика и хорошей успеваемости.

 Как добиться интеллектуальной комфортности на уроке ?

  • использую смену  видов учебной  деятельности на уроке;
  • использую  методы,  способствующие активизации и творчеству самовыражения самих обучающихся;
  •   наличие внешней мотивации  (оценка, поддержка);
  • стимулирую внутреннюю мотивацию обучающихся ( стремление больше узнать, радость от  активности, интерес к изучаемому материалу);
  • создаю ситуацию успеха на уроке  (необходимо постоянное поощрение интеллектуальных способностей обучающихся);
  • оценка должна помогать учебе, а не мешать учиться.

Физическая комфортность обучающихся – это соответствие его  телесными, соматическими потребностями и предметно –пространственными условиями внутришкольной среды.

Состояние физической комфортности несет с собой чувство удовлетворенности собственной деятельностью, что ведет к индивидуальному росту каждого обучающегося.

Как добиться физической комфортности в условиях вечерней школы?

  • соблюдение питьевого режима;
  • соблюдение гигиенических условий и норм СанПина по рациональному освещению, проветриванию и температурному режиму в кабинетах.

Выводы:

  • необходимо уважать обучающихся;
  • не навреди, а ищи в них только  хорошее;
  • замечай и отмечай  малейшие успехи обучающихся;
  • ошиблась – извинись, но стараюсь не ошибаться;
  • оценивай поступок, а не личность;
  • хвали ученика в присутствии коллектива, а ругай наедине;
  • даю возможность обучающимся  ощутить веру в них.

Высокая степень напряженности, как правило, наблюдается у  обучающихся,  у которых психологическая адаптация была связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций.

                                             

                       

                   Наши успехи

   По результатам итоговой (государственной) аттестации и в связи с     достигнутыми успехами в изучении математики  мои обучающиеся 12-х классов:

  •  Халтурин Владимир
  •   Черепанов Александр

 администрацией школы были награждены грамотами.

В 2012-2013 учебном году с учеником  «Бауманского  лицея №18» Сабанцевым Александром,  научным руководителем которого я являюсь,  участвовали во Всероссийском заочном конкурсе «Познание и творчество» в номинации «Увлекательная математика (5-6кл.) . Сабанцев Александр награжден дипломом национальной образовательной программы «Интеллектуально – творческий потенциал России» , стал лауреатом Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль обеспечения ребенку комфортной эмоциональной среды на уроках изобразительного искусства

      В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения художественным занятиям принадлежит особая роль. Благоприятная адаптаци...

Комфортная психологическая атмосфера на уроке английского языка как основа успешного обучения иностранному языку

Комфортная психологическая атмосфера на уроке английского языка как основа успешного обучения иностранному языку...

“Обеспечение психологической комфортности на уроках обществознания через использование средств ИКТ и мультимедиа”

Информационно-коммуникационные технологии являются проводниками развития и распространения информационных технологии, формирующих основу информационного пространства....

Принцип психологической комфортности на уроках музыки для обучающихся с умственной отсталостью.

В основу ФГОС положен системно-деятельностный подход к обучению.-Его реализация предполагает соблюдение системы дидактических принципов. Один из принципов – это принцип  психологической ком...

Из опыта работы "Игра как фактор создания ресурсной комфортности на уроках плавания (использование нестандартных упражнений для обучения плаванию)"

Бассейн нестандартного размера 12х4.5. Тренировачный процесс в таком бассейне практически невозможен. Занятия направлены не на достижение высоких спортивных результатов, а на обучение, оздоровление и ...

Статья "Психологическая комфортность на уроке"

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка в течении 11 лет этой средой является школа, это 70...