Приложение
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Геращенко Елена Валериевна

Урок русского языка 8кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Приложение41.5 КБ

Предварительный просмотр:


 

 ПРИЛОЖЕНИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРИЛОЖЕНИИ

 

Цель: дать понятие о приложении как особой форме определения

1.               Словарная работа.

Диктант

Пейзаж,ландшафт, трамвай, троллейбус, решение, постановление, пьеса, артист, актер, иллюстрированный.

II.              Синтаксический разбор предложений.

 На той стороне реки, заросшей ольхой и черёмухой, видны были вытащенные на берег лодки (А. Фадеев).

III.              Новый материал.

1.               Анализ примеров:

Попрыгунья-стрекоза лето красное пропела (И. Крылов). В классе мы читали о попрыгунье-стрекозе и трудолюбивом муравье.

1)      Определите, каким членом предложения является слово стрекоза в обоих примерах.

2)  Чем выражено это определение?

3)  При изменении падежа главного слова стрекоза меняется падеж определения попрыгунья. Что это за способ связи?

 

2.  Вывод. Что называется приложением, сообщает учитель или учащиеся формулируют сами после прочтения § 18 учебника.

3.      Когда при одиночном приложении ставится дефис?

Анализ примеров: Москва-река, река Москва, Иван-царевич, царевич Иван.

Вывод. Когда ставится дефис при приложении, выраженном именем собственным, сообщает учитель или учащиеся формулируют сами.

4.       Чтение § 18.

IV.              Тренировочные упражнения.

1. Нередко кто из вас затрудняется определить, какое из двух написанных через дефис существительных является приложением. А это не так

 

уж и трудно. Вспомним, что приложение дает предмету другое название, подчеркивает какие-то его особенности. Замените это слово обычным согласованным определением: лётчик-испытатель- лётчик, испытывающий самолет; чудо-богатырь чудесный богатырь. Приложение будет испытатель, чудо.

А теперь потренируемся. Словосочетания с определениями преобразуем в приложения:

1.      Рабочий нефтяной промышленности. 2. Строитель, специалист по бетону. 3. Художник, сам научившийся живописи. 4. Красивая Волга. 5. Злая западня. 6. Рыба, похожая на меч. 7. Гигантские суда.

2.      От приложений необходимо отличать:

1) Сложные слова (изба-читальня). 

2) Сочетания-синонимы (друг-приятель).

 3) Сочетания-антонимы (купля-продажа).

 4) Фразеологические сочетания (хлеб-соль).

Поставьте нужную цифру (1, 2, 3, 4) к каждой группе слов, используя предоставленные сведения.

Приложения обозначьте цифрой «5».

Ответ  для  учителя:

1)      Грусть-тоска, сила-удаль, друзья-приятели

2)  Летчик-космонавт, дом-музей

3)  Город-герой, девочки-подростки .

4)  Прием-выдача, вход-выход

5)  Руки-ноги, трын-трава .

3.               Диктант «Проверяю себя»
Проставьте недостающие знаки препинания, и дефис при приложении:

1.  В низовьях Енисея ловили перемётами красную рыбу, наживляя на
узы такие лакомые кусочки подкопчённых вьюнов, что дурило осетрище
хватает их с почти голыми крючками. 2. В студёный осенний денёк вышел
Игнатий на Енисей поставил перемет самолов. 3. Царь рыба резко вертанулась громыхнула и черно поднявшимся ворохом воды ударило рыбака по
голове давнуло на уши полоснуло по сердцу.

В. Астафьев

4.      Упр. 163.

5.      Поставьте слова, данные в скобках, в нужной форме и дайте этому объяснение.

/. Лодка быстро двигалась по реке (Шексна).

2.      Из озера (Байкал) вытекает только одна река.

3.      Мой друг живет в городе (Волгоград).

6. Запишите под диктовку. Объясните постановку дефиса.

/. Расступись, о старец-море, дай приют моей волне (М. Лермонтов). 2. И вот идет сама волшебница-зима (А. С. Пушкин). 3. Поэт Некрасов свое детство провел на берегу реки Волги. 4. Няня рассказывала сказку про братца Иванушку и сестрицу Аленушку. 5. Я смотрю на его веселое лицо и вспоминаю бабушкины сказки по Ивана-царевича и Иванушку-дурачка (А. М. Горький).

V. Задание на дом:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение с лексическими играми к УМК Enjoy English 2 Биболетова М.З.

Предлагаю упражнения, разработанные в течение семи лет и подобранные для формирования лексических навыков у третьеклассников  и четвероклассников, занимающихся по учебно-методическому комплекту...

Разработка и внедрение в учебный процесс общеобразовательной школы мультимедиа-приложения по фитнесу.

Аннотация. Разработка и внедрение в учебный процесс общеобразовательной  школы мультимедиа-приложения  по  фитнесу, позволяющего усовершенс...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Приложение как особый вид определения. Дефис при приложении.

Надеюсь, данная разработка поможет моим коллегам....

Открытый урок русского языка ."Правописание приставок пре-, при- " в 6 классе Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3

Конспект урока открытия новых знаний "Правописание приставок пре-, при-" 6 класс. Для отработки навыков правописания приставок используются  следующие  задания : создание самоинстр...

План-конспект открытого урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых». Приложение. Презентация к уроку, которую можно использовать и для внеурочной дея-тельности. Приложение. Применение здоровьезберегающих технологий, физкультминуток

Содержание:План-конспект урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых»Приложение №1 – материал для самостоятельного изучения по теме.Приложение №2 - физкультурные м...