Психологический портрет моего любимого учителя математики.
материал по теме

Понарьина Евгения Валентиновна

Предварительный просмотр:

        

Тема: Психологический портрет моего любимого учителя математики.

        


”Скажи мне, и я забуду.

                                  Покажи мне, и, может быть, я запомню.

                                                        Сделай меня соучастником, и я пойму.”

                                                               

                                                                                                          Г. Драйден

Кто - нибудь посчитал, на сколько тяжела роль учителя в современном обществе? Я думаю, мало людей понимают это. Многие воспринимают обучение в школе как должное. Но пробовали ли они поставить себя на место учителя? Ведь как много требований предъявляется к личности современного педагога.

Учитель должен быть, прежде всего, хорошим организатором, профессионалом, владеть педагогической методикой, обладать определенным объемом специальных теоретических знаний, набором практических умений и навыков.

Как организатор учитель должен: уметь сплотить детей, дать им почувствовать свою нужность в общем деле. При этом от него требуется высокая компетентность, умение правильно наладить контроль за работой. Кроме того, очень важно для учителя владение актерским мастерством, куда входят и гибкий выразительный голос, и мимика, жесты, которыми учитель выражает свое отношение, волю, требования и чувства к детям, к их поступкам. Педагог, если можно так выразиться, сам себе актер, режиссер, сочинитель и оратор. Но актерское мастерство не приходит само по себе, ему надо учиться, его нужно совершенствовать. Учитель должен быть уравновешенным и строгим, уступчивым и требовательным, невозмутимым и жизнерадостным.

Сложность учительского труда состоит в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом ребенке. Для этого учителю требуются чуткость и внимательность.

Я думаю, что моя первая учительница математики Ивакина Валентина Андреевна была для меня именно таким учителем, о котором можно только мечтать.  

Готовясь к будущей профессии, я решила узнать, что представляет сейчас система среднего образования в нашей стране?

 Первое, что я спросила у Валентины Андреевны: в чем секрет вашего успеха?

--Главное-это тщательная подготовка к уроку: осмысление цели, задач, содержания, структуры и хода урока вплоть до деятельности учащихся. Далее, применение различных методов воздействия на учащихся, в том числе, метод убеждения, который предполагает логическое доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего.

--Какова структура вашего урока?

--Я считаю, что урок-это спектакль, и если его правильно организовать, то спектакль получится, а нет-на премьере ”освищут” или уйдут со второго действия (ученики разбалуются или заснут).

Что же советует практическая режиссура?

Правило первое: на уроке заниматься делом, не пытаться выяснить взаимоотношения с учениками, это совершенно безнадежное дело, борьба все равно будет неравной - выиграют ученики, их много!

Правило второе: хороший актер должен обладать умением ”удерживать внимание” зрителя. Для мгновенного привлечения внимания можно сделать что-то неожиданное. А один из способов удержать внимание ученика-это работа в быстром темпе.

Третье правило. На учителя, как и на актера, устремлены глаза многих людей, и далеко не все они светятся доброжелательностью и симпатией. Для актера есть только одно действенное средство справиться со страхом публичного выступления: в актерских терминах это называется ”вера в предлагаемые обстоятельства”. Актер должен так вжиться в образ, поверить в правду вымысла, что все посторонние мысли должны отступить перед главной задачей: поверить в своего героя, понять логику его поступков и убедить зрителя в правдивости придуманного образа.

Четвертое правило: урок не должен превращаться в театр одного актера-учителя. Театр-искусство коллективное. Нужно дать возможность детям поиграть интересные роли в процессе общения на уроке.

Пятое правило: работать над выразительностью речи. Как это сделать? В первую очередь - разнообразить задачи, с которыми учитель обращается к детям. Чаще всего педагоги ”объясняют” и ”спрашивают”-- это основные рабочие инструменты. Но мир словесных действий огромен и разнообразен.

Шестое и последнее: в абсолютно каждом ребенке увидеть личность, не унизить, не оскорбить, а наоборот, поддержать, помочь, а если получится, то при этом еще чему-то научить. Иными словами: ”Люби самого ребенка, а не свои педагогические достижения”.

-Какова ваша методика обучения теоремам, задачам, определениям?

-Я стараюсь сотрудничать с учениками. Вначале я формулирую условия теоремы или задачи и даю возможность подумать над ее решением самостоятельно. Далее мы вместе выслушиваем возможные варианты доказательства, выбираем наиболее рациональное решение и закрепляем полученные знания на примерах.

Надо отметить, что урок в школе -- это не просто время решения задач и выполнения заданий, это, прежде всего, урок качества их выполнения за определенный срок. Учитель именно на уроке обучает тому, как надо терпеливо, ответственно выполнять любое задание, в срок и аккуратно его оформлять и предъявлять на проверку.

Некоторые учителя фронтально работают с группой учащихся, исключая из поля своих забот слабых, медлительных, неактивных, не давая им никакого задания и не вовлекая в коллективную деятельность. Следовательно, им просто не дали урока. Кроме плохой отметки они ”заработали” привычку ничего не делать, ни за что не отвечать и лениться.

 В связи с этим, я спросила у своей учительницы, какова ее методика работы с одаренными детьми и с отстающими? Валентина Андреевна ответила, что ученики и уроки даны учителям для их совершенствования и работы над собой. Вот почему так называемые ”хорошие” и ”плохие” ученики нужны им равно одинаково для возвышения себя и своих возможностей. Валентина Андреевна всегда старается относиться к слабым и сильным ученикам одинаково, не выделяя их интеллектуальных способностей на общих занятиях. А для более продуктивной работы с одаренными детьми, она проводит факультативные занятия, на которых разбираются более сложные задачи и предлагаются для ознакомления более сложные учебные материалы. Для отстающих так же организуются дополнительные занятия, где Валентина Андреевна индивидуально работает с каждым учеником, объясняя непонятые из общей программы примеры.

Далее мне бы хотелось разобраться с особенностями современного образования, с нововведениями. И, прежде всего, хотелось бы понять, что такое предпрофильное и профильное образование.

Я выяснила, что профильное обучение- это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней школьной ступени более индивидуализированным, отвечающим их реальным запросам и ориентациям, способный обеспечить осознанный выбор будущего направления своей профессиональной деятельности. Задачи профилизации - создать такие условия в школах, чтобы каждый ученик нашел себя; подготовить выпускников к поступлению в высшее учебное заведение.

Выбрать предпочтительную сферу деятельности учащиеся, как правило, должны к окончанию 9-го класса. После этого ученик может пойти разными путями. Либо он будет непосредственно получать конкретную специальность, заканчивая при этом полный цикл общего среднего образования, либо пойдет учиться в тот или иной профильный класс общеобразовательной школы, лицей, гимназию и будет там получать углубленное среднее образование, ориентируясь на последующее поступление в вуз соответствующего направления.

Еще одним новшеством в системе образования стал единый государственный экзамен и централизованное тестирование. Валентина Андреевна отметила достоинства и недостатки централизованного тестирования.

К достоинствам можно отнести возможность четкого определения объективности получаемой оценки. При машинной проверке исключаются многие споры по поводу правильности ответа. В математике это могут быть споры по поводу окончательного представления ответа в виде математического выражения, числа с определенной точностью округления, законченности доказательства и др. При тесте нужно четко выбрать один нужный ответ -- А, B, C, D- из имеющихся и сделать отметку в карточке.

 Другим достоинством теста можно считать большой охват материала. Поскольку сама система предполагает сравнительно быстрый ответ, то можно включить в тест большое число вопросов по всем разделам учебного курса. Это позволяет использовать значительное количество аналогичных задач в различной формулировке, которые не будут вызывать недоумения по поводу их повторения.

Подобный экзамен имеет и слабые стороны. Во-первых, в тест нельзя включить определенные задачи, которые очень важны как в прикладном, так и в методическом плане. В первую очередь сюда относятся доказательства теорем и различных утверждений.

 Во-вторых, при тесте нельзя проверить способность самостоятельно решать сформулированный вопрос и владение математической символикой. Например, предлагается не найти непосредственно решение квадратного уравнения, используя формулу Виета, а лишь проверить пары чисел. Или предлагается не построить график функции по формуле, а выбрать правильную картинку из имеющихся, используя еще при этом таблицу значений. Таким образом, отношение  к системе проведения экзамена в виде теста неоднозначное.

Наконец, последний вопрос Валентине Андреевне: ”Что вы можете посоветовать ученикам, которые захотят стать учителями?”

-Перестаньте оценивать свою жизнь в терминах количества  - прожитые годы, завоеванные награды, полученные повышения. Вместо этого посмотрите на качество вашей жизни. И помните, что школа – это творческий организм. Поддерживайте инициативу своих учеников и будьте соучастником их начинаний.

Я с детства хотела стать учителем математики. Но только сейчас, учась на 4 курсе университета, я по-другому стала оценивать, какая это ответственность - быть учителем!

Ведь обязанность школы - воспитать человека, который умеет быть счастливым и давать счастье другим. Счастливые люди – вот, пожалуй, самое важное общественное достояние. Не так ли? А счастливым может быть только тот, в ком не угасло, не прошло детство.  “И это все в меня запало и лишь потом во мне очнулось”, - сказал поэт. Что ”запало” в душу детям? Как это ”очнется” потом, во взрослой жизни? Вот о чем, по-моему, педагоги постоянно спрашивают себя.

Учитель щедро учит нас тому,

Что очень нужно будет в жизни:

Терпенью, чтенью, счету и письму

И верности родной Отчизне.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души…

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологический портрет учителя профессионала».

В любой  школе есть учителя, способные   к профессиональному и личностному росту. Именно они помогают своим воспитанникам  пр...

ОПРОСНИК «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ / РОДИТЕЛЯ» (Г.В.РЕЗАПКИНА)

Опросник «Психологический портрет учителя/родителя» позволяет увидеть приоритетные ценности, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль преподавания/воспитания, уровень субъективного контроля учи...

Психологический портрет учителя, готового к осуществлению профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО.

В данной статье  перечислены умения, которыми должен владеть учитель, подготовленный к осуществлению профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО. Материал можно использовать на М...

Психологический портрет учителя XXI века

Сочинение-эссе на тему "Психологический портрет учителя XXI века...

Психологический портрет учителя

Тест позволяющий определить: приоритетные ценности учителя; психоэмоциональное состояние; самооценку; стиль преподавания....

Игра - конкурс "Любимые книги моего детства.Учителя - ученикам!"

Показать обучающимся книги прошлых лет, которые любили читать их учителя. Попытаться в ходе конкурса определить, кто чем увлекался....