Методическая разработка. Классный час по теме "Мы все патриоты России".
методическая разработка (7 класс) по теме

Даннчый классный час был проведен в 7 классе. Учащиеся в курсе общетвознания познакомились с понятиями "патриотизм" и "толеантность".Споры о содержании понятий и их  трансформации в недавних событиях в различных городах нашей страны обнаружили, что понятия эти сталкиваются в неком противоречии: учащиеся их воспринимают,  как антонимы. Помочь разобраться в понятиях и явлениях, кооторые они обозначают - цель данного мероприятия.

Выступления учащихся на классном часе и презентацию я размещаю в проекте "Алые паруса".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мы  все  патриоты России! Классный час.

Классный час.

Тема: Мы все  патриоты России!

Пояснительная записка.

    Микрорайон нашей школы традиционно был многонациональным. Завод всегда нуждался в рабочей силе, а в нашем районе ее всегда не хватало. В годы экстенсивного развития страны вырос не только завод, но и микрорайон.

  В краеведческих книгах советского времени мы находим сведения о том, что в нашем районе проживали люди 17 национальностей. И все они были гражданами одной страны – СССР,  и на территории нашего района было ни одного факта ссор и вражды на национальной почве.

  В настоящее время в рабочей силе нуждаются сразу несколько предприятий, особенно завод «Веко», рабочие которого проживают не только в общежитии на территории завода, но и в микрорайоне.  

   В школу приходят дети разных национальностей, родители тех, кто не имеет Российского гражданства.   Некоторые дети не знают русского языка или знают на разговорном уровне.  

   Помочь детям, прибывшим из ближнего зарубежья интегрироваться в наш класс, в школьный коллектив, а школьным «старичкам»  принять всех новеньких в своем классе – моя задача как социального педагога.

   С этой целью провожу индивидуальную работу, работу в группах, классах и участвую в школьных мероприятиях.

   Предлагаемая разработка классного часа была создана для проведения в 7-а классе. В этом классе обучаются дети 6 национальностей, граждане 4 стран.

   В курсе обществознания в шестом  классе ребята изучали тему «Что значит быть  патриотом».  В первом приближении ребята выяснили, что такое «патриотизм».

   Горячие споры вызвала проблема - кто может считать себя патриотом и кто имеет право называть себя патриотом.

  На данном классном часе, который проходил 15.11.2013  г.,  мы рассмотрели проблему глубже: может ли быть  патриотом России не россиянин? И как всем нам стать патриотами России, независимо от того, родились мы в России  или корнями уходим в иные страны.

   Интеграции детей иностранных граждан как проблема, на мой взгляд, существует не только в нашем городе, и существует она наряду с

другой  - с  трансформацией понятий «патриотизм», «патриот».  Понятие «толерантность»  при этом многими воспринимается как антоним патриотизма.

   Попытаться  убедить учащихся в том, что  понятия патриотизм и толерантность  имеют иное  содержанием, они вполне совместимы,  а  для современного человека необходимы не только знания и представления об этих явлениях, но и набор личностных характеристик, обнаруживающих воспитание   внутреннюю культуру гражданина и человека, можно в течение одного занятия. На мой взгляд, сталкивая понятия,  демонстрируя их совместимость в задачах недалекой перспективы учащихся, педагог может получить результат понимания следующих ключевых моментов:

  • Исторически служение России не было закрыто для людей разного родоплеменного происхождения.
  • В настоящее время патриотизм сохраняет свое наполнение: это – служение России.  И патриотом может быть любой человек, который служит  России, кто трудится во благо нашей страны.
  • Наш мир требует от нас толерантности, основанной на золотом правиле нравственности.

   Занятие продолжается  45 минут.

  В нем выделено три блока, практически равнозначных (не более 15 мин.).

  Применяются следующие формы работы:

  1. Выступления учащихся по данному вопросу, расширяющие представления одноклассников.
  2. Дискуссия в первом блоке, групповая работа (или парами) во втором и третьем  блоке, связанном с изучением нового понятия.
  3. Фронтальная работа учащихся: выводы по изучаемому вопросу и предлагаемые варианты решения проблем, обнаруженных на занятии по теме.

   На каждом этапе возникает необходимость рефлексии: насколько учащиеся разделяют точку зрения, прозвучавшую  в выводах. Учащиеся отражают  свое отношение маркером на карточке, которая выдается перед началом занятия. Цвет по выбору учащегося и по настроению.

Классный час.

Тема: Мы все патриоты России!

Возраст учащихся: 7 класс (12-13 лет).

Место проведения: мультимедийный  кабинет МБОУ СОШ №7.

Цель:  расширение представления  учащихся о понятии «патриотизм»,  введение понятия «толерантность», раскрытие исторических корней этих двух понятий и явлений общественной жизни.

Образовательная:

  1. Помочь учащимся понять, почему нам  важно рассматривать  самих себя и тех, кто живет с нами рядом,   с разных позиций, но самыми важными критериями отношения к окружающим  может  и должна быть «полезность» (польза,  вклад, который вносит человек  во благо нашей страны, нашего города и класса).
  2. Объяснить ученикам, почему понятия трансформируются до неузнаваемости и разрушают конкретных людей и все сообщество.

Развивающая:

  1. Обогащение  словарного запаса учащихся (патриотизм, толерантность).
  2. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение в дискуссии, владеть собой, уважать чужое мнение.

Воспитательная:

  1. Воспитывать положительную динамику  отношений  учащихся к самим себе, друзьям, одноклассникам, всем, кто живет рядом.

Оборудование: раздаточный материал (карточки разных цветов и карточка с тремя квадратиками для раскрашивания как способа высказать свое мнение, настроение по теме), магнитная доска, мультимедийное оборудование, маркеры.

План:

  1. Что означают понятия  патриотизм,  и кто такой  патриот.
  2. Могут ли быть патриотами не россияне, которые трудятся и живут в России, и что для этого нужно?
  3. Все мы – патриоты!
  1. Организационный момент. Классный руководитель  7-а класса представляет учащимся  гостей  -  социального педагога и юных юристов (учащиеся, которые занимаются в кружке «Юный юрист»).

Социальный педагог:  Ребята!  На уроках обществознания мы начали изучение темы «Что значит быть патриотом».  Разгорелись споры:  кто такие патриоты, все ли мы можем считать себя патриотами – все, кто сегодня живет в России, трудится и учится.

 Поиски ответа на вопросы провели сразу несколько учащихся. Сегодня мы познакомимся с работами некоторых из них.

Обсуждается тема занятия, активизирую внимание ребят на слове «все»: Все, кто …прославил Россию? кто защищает ее во время войны и  все? кто сегодня родился и живет в России?

(Ребята соглашаются со многими положениями, добавляют свои аргументы: а кто-то прославил страну достижениями спортивными, в  науке и ИКТ.  Русский балет!)

Предполагаю, что таких областей, где можно проявить себя в служении и прославлении Родины,  много. Но все ли из нас готовы служить Родине?  Все ли мы готовы стать патриотами?

Учащимся предлагается сформулировать цели нашего классного часа:

Ребята! На этот и другие вопросы мы сегодня с вами постараемся ответить. А, как вы думаете, что мы узнаем, чему научимся, чем обогатимся (какие новые качества души появятся у нас).

Учащиеся  высказывают точки зрения:

  • Узнаем, что такое патриотизм и патриоты.
  • Кто может считать себя патриотом.
  • Что поможет нам определить, кто из нас патриот, а кто нет.
  • Кто такие –все: все мы? Все ли мы патриоты России? И что для этого нужно.

Еще раз обращаю внимание на тему урока и ставлю проблему: действительно,  все ли мы  патриоты нашей страны и все ли могут стать патриотами России.

Вопрос 1. Что такое  «патриотизм» и как толкуют понятие «патриот» словари и учебники? (записано на доске).

Слово предоставляется учащимся, которые провели исследование по этому вопросу. (Сопровождается ученической  презентацией).

Учащиеся рассказывают о том, что, начав изучение словаря В.И. Даля, они обнаружили очень понятные толкования, которые остаются современными и сегодня. Это «любитель своего отечества, отчизник, отчизнолюб».

Далее ребята рассказывают о самом Дале:

Ученик 1: Путеводной звездой нашей работы является Владимир Иванович Даль. Совершенно нерусский русский человек. Будучи корнями из Скандинавии, этот человек совершил высший духовный подвиг служения России, дав миру словарь, который так и называют – словарь Даля.

Ученик 2. Личность Даля подсказала нам тему совершенно иного исследования: мы  планировали изучить различные представления о патриотизме по словарям и учебникам, а оказались в мире книг, написанных о людях, которые послужили России, стали полезными для нее.

   Ребята задают вопрос одноклассникам об известных исторических личностях, с которыми те уже познакомились в курсе истории:

Князья Новгородские и Киевские  Рюрик, Олег и Игорь,  княгиня Ольга – корнями из Скандинавии,

Илья Муромец – мурома,

Кирилл и Мефодий пришли из иных славянских земель,

Иных история помнит по тем именам, которые им дали на Руси: Максим и Феофан Грек  -  художники. Архитекторы Московского кремля – итальянцы по происхождению.

Россия особенно приросла иностранцами  в годы Петра Великого.

Они служили России, остались в ее истории, и мы сегодня даже не предполагаем, что все эти люди были по происхождению не россиянами!

Делаем вывод о том, что понятия патриотизм и патриот  не предполагает связи с местом рождения человека.

  • Патриот, тот, кто приносит пользу России, ее народу.

Патриотизм – это служение (хорошая работа, успешная учеба, победы в спорте и т.п.) России, своей родине, а также России как своей второй Родине!

(Все ли согласны с нашими общими выводами: отметьте на карточках, которые мы вам  выдали,  для рефлексии, свое отношение - для этого нам нужны маркеры, а цвет – по вашему деланию и настроению).

Вопрос 2.  Могут ли быть патриотами не россияне, которые трудятся и живут в России? Что для этого нужно?

 Социальный педагог: Ребята! У нас есть второй вопрос, который мы должны сегодня обсудить (записано на доске).

Активизирую учащихся:  А кого из наших современников, известных людей, вы могли бы уже сейчас назвать патриотами своей второй родины России?

Ребята называют: Жерар Депардье,  который хочет сыграть роль Распутина, а далее затрудняются. Мальчики охотно приводят  имена российских спортсменов – иностранцев по происхождению, И  тут возникает предполагаемая дискуссия: многие из спортсменов приехали в Россию, чтобы побольше заработать.

И многие простые рабочие также приехали в Россию на заработки, чтобы устроить свою жизнь,  и их не интересует наша страна.

(Дискуссия продолжается и моя задача направить ее в русло беседы о толерантности).

Социальный педагог: Ребята! Я не могу не согласиться с вами в том, что  большинство приезжающих сегодня в Россию – это люди, которые ищут работу, которые не могут реализоваться у себя на родине.

Я согласна, что некоторые из них, не найдя себя и в России, совершают преступления, ведут антиобщественной образ жизни, создают группировки.

Наш президент Владимир Владимирович Путин выразил  обеспокоенность происходящим в нашей стране из-за того, что приехавшие к нам не могут и даже не хотят интегрироваться в наше сообщество.

А недавно все мы узнали в интернете или по телевидению о том, что происходит в Москве. Совершивший преступление на родине, в Азербайджане, нанес ножевой удар человеку, как ему показалось, спровоцировавшего его на конфликт. Таких эпизодов не мало. Давайте задумаемся – почему?

(Учащиеся высказывают различные, в основном «бытовые»  точки зрения, спорят: потому что у нас никого не наказывают, потому что «они приехали сюда нас завоевать»,  «да люди приехали работать, а это – преступники…не путайте!»)

Делаем вывод: Большинство людей приезжают в Россию, чтобы здесь работать, жить, создавать семьи и воспитывать детей. И каждый имеет право внести свой посильный вклад в современное развитие России, служить России и стать ее патриотом.

Рефлексия (маркерами отмечаем второй квадратик – наше отношение к выводу).

Вопрос 3. Что значит – «все мы»?  

Социальный педагог: Ребята! На уроке обществознания мы уже знакомились с Декларацией прав человека. Слово юным юристам.

 (Юные юристы  кратко рассказывают о правах человека, в том числе о праве  выбора места жительства).

Делаем вывод: Международные документы о правах человека декларируют право человека жить там, где «он может пригодиться», где ему более комфортно.

Навожу ребят на мысль -  в комфортности нуждаются все: те, кто приезжает в другую страну хочет, чтобы его приняли в свое сообщество коренные жители таким, как он есть, каким он уже сформировался, с его представлениями о мире, о себе самом,  о семье, о родине и служении отечеству.

Коренные жители, граждане страны,  хотят, чтобы мир, в котором живут они,  также не разрушался, не вытеснялись ценности и традиции, которые бытовали на этой земле тысячелетиями.

Как же нам сделать наш мир, нашу страну комфортной для всех? Знакомство с новым понятием.

Слово предоставляется  учащимся, по предварительному заданию изучавшие некоторые понятия, с которыми познакомят всех.

Ученик 1:  Мы познакомились с некоторыми понятиями.

Толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.
Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться  с чужим мнением.
Ученик 2: Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.
У вас на столах карточки, которые мы подготовили. На них  даны определения
толерантности разных народов мира.

 Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?
С карточек белого цвета дети зачитывают:

  • Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)
  • Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
  • Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
  • Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)

Ученик 1: что общего в этих определениях?
Высказываются предположения: умение жить в мире и согласии со всем миром.

Ученик 2: Правильно. Это можно отнести и к тому миру, в котором живем мы с вами, - к России.
Ученик 1: Ребята, а что значит быть толерантным? 

Постараемся ответить на этот вопрос.
У вас на столах лежат карточки жёлтого цвета, на них записаны высказывания. Ваша задача: прочитать высказывание, подумать и соотнести с соответствующей заповедью.
Дети зачитывают предложенные высказывания и соотносят с Библейской заповедью.

Упражнения на закрепление понятия «толерантность»:

а) соотнесение высказывания с заповедью;

  • «Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения» - (возлюби ближнего своего) 
  • «Гнев -  страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия» - (не убий)
  • «Не делай другому того, от чего больно тебе» - (золотое правило нравственности)
  • «Ничто притворное не может быть продолжительным» - (не лги)
  • «Любовь к родителям - основа всех добродетелей» - (почитай отца своего и матерь свою)
  • Воровство порождает лень и жадность - (не кради).

Социальный педагог: сделаем выводы.

Учащиеся называют:  (можно правильные записать на доске, чтобы все видели и могли использовать при дальнейшей работе).

  • Уважать (любить)  других людей. Своих родителей.
  • Не злиться. Не завидовать, не красть. Не врать.
  • Быть добрым, терпимым.
  • Сострадать. Проявлять милосердие.

Это и есть – быть терпимым, толерантным.

Социальный педагог:  Ребята, мы с вами сами догадались, что же всем нам поможет в важной проблеме комфортности для всех, и это толерантность.

А какими качествами обладает толерантный человек? (Ребята, используя только что названные параметры, выстраивают характеристику толерантного человека).

  • Тот, кто любит и уважает других людей.
  • Не злится, не завидует, не крадет и не врет, то есть честный человек.-
  • Добрый и терпимый.
  • Умеющий сострадать.

(Также записать на доске).

Социальный педагог:  Ребята! А как вы думаете,   помогут ли эти черты всем нам найти свое место в нашем развивающемся обществе? Найти место для своего служения Отечеству, то есть стать патриотами?

Учащиеся последовательно обсуждают  параметры характеристики и приходят к мнению: да. (Приводят аргументы)

Социальный педагог: А все ли мы такие – толерантные?

Ученики высказывают мнения, сомнения. Говорят о своих конфликтах, ссорах, как трудно уважать других, а особенно трудно, когда задевают (обижают) тебя.

Делаем вывод: что всем нам надо поработать над собой. Научиться управлять своими эмоциями.

И всегда будем помнить главное правило нравственности: не делай другому того, что не хотел бы делали (говорили) тебе.

Заключительно слово: Уважай других, чтобы уважали тебя. Это должно стать правилом для всех нас. Это  - ключ к успеху для всех нас. Если мы выбираем путь служения России (Россия - наша Родина или мы хотим, чтобы она стала для нас второй родиной), давайте будем помнить о том, что у нас есть золотой ключик – золотое правило нравственности.

   Сегодня наше служение России - успешная учеба. Сегодня мы должны  постигать науки. И в школе, уже сейчас мы должны научиться жить в мире,  который откроется за порогом школы.

  Давайте еще раз повторим, что же нам всем поможет  в нашем желании служить России.

Обращаемся к записи на доске и редактируем ее в следующем алгоритме:

  • Уважать (любить)  других людей. Своих родителей. – УВАЖЕНИЕ И ЛЮБОВЬ К ДРУГИМ.
  • Не злиться. Не завидовать, не красть. Не врать. – ЧЕСТНОТЬ И ОТРЫТОСТЬ.
  • Быть добрым, терпимым. ДОБРОТА И ТЕРПЕНИЕ.
  • Сострадать. Проявлять милосердие. – СОСТРАДАНИЕ И МИЛОСЕРДИЕ.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

  Социальный педагог: и нам остается сделать общий  вывод обо всем, что сегодня узнали  и подтвердить нашу гипотезу:  «Мы все  – патриоты»?

 Учащиеся приходят к мнению, что:

  • Все, независимо  от рождения, кто сегодня служит России, приносит пользу, прославляет ее, и кто скромно трудится, внося свою лепту,
  • Все, кто обладает важными  современными качествами, главное обозначение которых  толерантность,
  • Все готовы, кто готовы  руководствоваться в жизни золотым правилом нравственности,

Патриоты России.

Предлагается заключительная рефлексия по занятию (в карточках).

Ребята также  могут сказать одно слово или фразу (можно приводить поговорки, девизы, др. крылатые выражения)   о занятии, которые обозначили бы все то, что мы узнали.

Ученики называют: толерантность, патриотизм, золотое правило нравственности,  что посеешь, то пожнешь, возлюби своего ближнего…

Классный руководитель обобщает занятие, высказывает свои  пожелания ребятам, напоминает девиз одного из отрядов нашей школы – когда мы едины, мы непобедимы.

Благодарит гостей, а гости обещают еще и еще раз быть в классе, где так много любознательных и толерантных ребят.

Гонышкова О.Г.,   социальный педагог

 и учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №7 г. Киржача.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему «Я – гражданин России».

Данную разработку можно использовать при проведении классного часа или внеклассного мероприятия.Цели: сформировать представление о Конституции РФ, изучить основные разделы Конституции, познакомиться с...

Методическая разработка классного часа Тема: «Государственные символы России»

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИСРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ОМСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТОРГОВЛИ, ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»...

Методическая разработка классного часа «И будет помнить вся Россия…»

  Целых 200 лет отделяет уже нас от потрясающих и славных событий Отечественной войны. Настала двухсотлетняя годовщина славного года, настал великий исторический праздник на Руси. Достойно...

Методическая разработка внеклассного спортивного мероприятия «Я гражданин, патриот и спортсмен России!»

Допризывная подготовка и подготовка к защите Отечества является важнейшей целью военно-патриотического воспитания молодежи. Методическая разработка по проведению военно-спортивного мероприятия «...

Методическое пособие по патриотическому воспитанию учащихся «Растим патриотов России»

Презентация "Катюша" содержит иллюстрации, схемы, наглядные материалы по патриотическому воспитанию учащихся вокального ансамбля. В простой наглядной форме раскрываются цели и задачи патриот...

Методическая разработка классного часа на тему: «Что значит быть патриотом?»

Методическая разработка классного часа на тему: «Что значит быть патриотом?»Тема: «Что значит быть патриотом?»Цель: создать условия для осознания и усвоения учащимися нравствен...