Синдром эмоционального выгорания
материал по теме

Палагина Валентина Владимировна

Технологический прогресс, стремительно набирающий обороты с каждым днем, несомненно, облегчил жизнь современного человека. Техника помогает нам экономить время, улучшает условия жизни, а также помогает общаться. Невозможно представить свою жизнь без телевизора, телефона, компьютера, радио и т.д. Все это замечательно, но есть одно но…Человек приближаясь к технике, отдаляется от человека. Условия жизни современного человека привели к ситуации, когда многие знания и умения, которые до недавнего времени приобретались в житейском опыте, оказываются недостаточными для нормального существования в социуме. Поэтому  их формирование становится задачей образования, функции которого расширяются и видоизменяются.

    Особое место занимает формирование эмоциональной компетентности. Она включает в себя умение распознавать эмоции других людей по их внешним проявлениям, способность выражать собственные эмоции так, чтобы другие люди понимали их, а также умение управлять собственными эмоциями, справляться со стрессами.

    В число участников образовательного процесса входят не только ученики и их родители, но и учителя. Исследования показывают, что эмоциональная компетентность, как детей, так и взрослых невысока. Это связано с представлением об эмоциях как нежелательном явлении.

    Нельзя забывать, что профессию учителя можно отнести к разряду стрессогенных. Каждый руководитель это хорошо знает, так как сам «пришел» в директора из учителей – предметников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskoe_zanjatie.doc107 КБ
Office presentation icon 3_chast_.ppt1.4 МБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональная компетентность

в работе руководителя образовательного учреждения.

Цель:

  1. Познакомить руководителей с понятиями «эмоциональная компетентность», «профессиональная деформация», «синдром эмоционального выгорания», «эмоциональный интеллект».
  2. Показать важность проблемы эмоционального выгорания у педагогов.
  3. Формировать у руководителей навыки регуляции в коллективе негативных психоэмоциональных состояний.

Оборудование:

- компьютер;

- мультимедийная установка;

- слайды презентации «Эмоциональная компетентность

в работе руководителя образовательного учреждения»;

- карточки - схемы типов педагогов;

- ватман, маркеры,

- карточки- памятки.

1.Вступительное слово психолога.

    Технологический прогресс, стремительно набирающий обороты с каждым днем, несомненно, облегчил жизнь современного человека. Техника помогает нам экономить время, улучшает условия жизни, а также помогает общаться. Невозможно представить свою жизнь без телевизора, телефона, компьютера, радио и т.д. Все это замечательно, но есть одно но…Человек приближаясь к технике, отдаляется от человека. Условия жизни современного человека привели к ситуации, когда многие знания и умения, которые до недавнего времени приобретались в житейском опыте, оказываются недостаточными для нормального существования в социуме. Поэтому  их формирование становится задачей образования, функции которого расширяются и видоизменяются.

    Особое место занимает формирование эмоциональной компетентности. Она включает в себя умение распознавать эмоции других людей по их внешним проявлениям, способность выражать собственные эмоции так, чтобы другие люди понимали их, а также умение управлять собственными эмоциями, справляться со стрессами.

    В число участников образовательного процесса входят не только ученики и их родители, но и учителя. Исследования показывают, что эмоциональная компетентность, как детей, так и взрослых невысока. Это связано с представлением об эмоциях как нежелательном явлении.

    Нельзя забывать, что профессию учителя можно отнести к разряду стрессогенных. Каждый руководитель это хорошо знает, так как сам «пришел» в директора из учителей – предметников.

   

2.Слушание сказки об Учителе

   Кому как не вам, директорам школ, знать проблемы учителя. Прежде чем, перейти к рассмотрению  этих проблем предлагаю вам послушать Сказку об Учителе. Перед прослушиванием  вам вопрос:

  • Какую проблему отражает сюжет сказки?

Сказка об Учителе.

История, призванная иллюстрировать

проблему профессиональной деформации.

  • Какие чувства вызвала у вас эта сказка?

Сегодня мы рассмотрим проблему, связанную с эмоциональным выгоранием педагога и попробуем определить стратегию поведения руководителя по профилактике синдрома эмоционального выгорания у педагогических работников. Таким образом, поработаем и над формированием своей эмоциональной компетентности.

3.Лекция о профессиональной деформации педагога и синдроме эмоционального выгорания.

    Профессиональная деформация - это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность и психологическую структуру личности.

Виды профессиональной деформации.

   Адаптивная деформация – пассивное приспособление личности к конкретным условиям деятельности, в результате чего у человека формируется высокий уровень конформизма, он безоговорочно принимает принятые в учреждении модели поведения.

    Глубокий уровень деформации - у работника появляются значительные и иногда носящие ярко выраженный негативный характер изменения личностных качеств, в том числе властность, низкая эмоциональность, жесткость.

    Крайняя степень деформации (профессиональная деградация) – личность меняет нравственные ориентиры, становится профессионально несостоятельной.

    Так как личность человека достаточно целостная и устойчивая структура, то она ищет своеобразные пути защиты от деформации. Одним из способов психологической защиты и является синдром эмоционального выгорания.

«Синдром эмоционального выгорания - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты».  (Гринберг Д., 2002).

   

 Причины возникновения синдрома эмоционального выгорания.

  • Психологическая защита от профессиональной деформации
  • Несоответствие между требованиями, предъявляемыми  к работнику и его реальными возможностями

    Если для работника выполнять распоряжение начальника является делом чести, но он объективно не в состоянии этого сделать, то возникает стресс, происходит ухудшение качества работы, может произойти разрыв взаимоотношений с коллегами.

  • Несоответствие между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности в  выборе  способов и методов достижения своих  результатов и жесткой политикой администрации.
  • Отсутствие соответствующего вознаграждения за работу.

    Непризнание труда работника может привести его  к апатии, снижению у него эмоциональной вовлеченности в дела коллектива, возникновению чувства несправедливости и, соответственно к эмоциональному выгоранию.

  • Стаж работы.

    Но это бывает не всегда, все зависит от личности педагога. Многие педагоги с многолетним стажем творчески подходят к работе и полны энергии.

Типы педагогов, склонных к эмоциональному выгоранию.

  • «Педантичный».

    Его основные характеристики: добросовестность, возведенная в абсолют, чрезмерная, болезненная аккуратность, стремление в любом деле добиться образцового порядка (пусть в ущерб себе);

  • «Демонстративный».

    Такой педагог стремится первенствовать во всем, всегда быть на виду. Вместе с тем ему свойственна высокая степень истощаемости при выполнении незаметной, рутинной работы.

  • «Эмотивный».

    Его отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением, и все это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным обстоятельствам.

3.Эмоциональный интеллект в управленческой практике.

Упражнение 1

Инструкция:

    Я буду читать вам вопросы, а вы  мысленно «про себя» попытайтесь на них ответить.

  • Задумайтесь, принято ли в вашей школе выражать эмоции?
  • Если да, то, с какими событиями они связаны?
  • Если нет, почему?
  • Улыбаются ли ваши ученики и педагоги?
  • С чем, как правило, связаны эти улыбки?
  • Как реагируют  люди в вашей школе на проявление грусти.

    Припомните по одному случаю, когда ваше состояние вы характеризовали, как «хочется работать!» или «не очень хочется работать!»

  • Какие эмоции вы проявляли в первом случае?
  • Какие  эмоции во втором случае?

    Эти два состояния зависят от эмоций, которые мы проявляем, и нашего отношения к ситуации.

    Эмоциональный интеллект- способность эффективно управлять собой и своими отношениями: сегодня это считается важным умением руководителя.

(Дж. Шермерон, Д.Хант, Р.Осборн «Организационное поведение»)

    В понятии эмоциональный интеллект выделяют пять составляющих:

  • Самоосознанность (понимание себя).
  • Саморегуляция (эффективное взаимодействие с самим собой).
  • Мотивация (стимул к труду).
  • Эмпатия  (понимание других людей).
  • Коммуникабельность (эффективное взаимодействие с другими).

    Каждый из компонентов имеет свои признаки (см. таблицу).

Компоненты

Признаки

Самоосознанность

Уверенность в себе, реалистическая самооценка, самоирония.

Саморегуляция

Цельность натуры и надежность, терпимое отношение к неопределенности, открытость к переменам.

Мотивация

Побуждение добиваться целей по причинам, лежащим за пределами денег и статуса, оптимизм пред лицом неудачи, преданность делу.

Эмпатия

Умение поддерживать и развивать таланты, чувствительность к личностным различиям «подчиненных».

Коммуникабельность

Умение уговаривать работников и производит изменения, способность создавать и вести команды.

    Если первые  три составляющие эмоционального интеллекта - это навыки владения собой, то эмпатия и коммуникабельность связаны со способностями управлять взаимоотношениями с другими. Эффективность управления организацией зависит часто от того,  насколько руководитель способен понять своих «подчиненных», войти с ними в контакт и наладить взаимодействие.

    Часто эмпатию считают синонимом сопереживания. Да, он предполагает в определенной степени «проникновение» в мир другого человека. Но это не означает мягкотелости, а руководителю не обязательно принимать чужие эмоции как свои и пытаться нравится всем. Эмпатия скорее означает, что руководитель учитывает чувства сотрудников в процессе принятия решений. Чтобы решение в отношении какого-либо человека оказалось продуктивным, необходимо ответить на вопросы:

  1. Кто он, что он собой представляет?
  2. Что и о чем он говорил?
  3. Зачем он приходил и говорил все это?

    Все педагоги, несомненно, имеют свою индивидуальность. Каждый руководитель это очень хорошо знает и старается к каждому найти свой ключик.

Упражнение 2

Инструкция:

    Я буду читать вам вопросы, а вы  мысленно «про себя» попытайтесь на них ответить.

  • Подумайте,  когда вы слышите фразу «они такие разные », чьи образы из числа учителей возникают в вашем воображении?
  • Чем отличаются эти педагоги друг от друга?

    В психологии  существует достаточно много типологий людей. Самой популярной является типология по темпераменту. Не менее интересна и практична типология Карла Юнга.

Таблица

«Мы такие разные» (по К.Юнгу)

Откуда человек берет информацию?

Экстраверт

(из внешнего мира- людей, вещей)

Интроверт

(из своего внутреннего мира – мнений, эмоций, впечатлений)

Легко знакомится с людьми, дружелюбен, общителен, открыто выражает свои эмоции, нуждается во взаимоотношениях, действует, потом размышляет.

Замкнут, закрыт, сосредоточен, скрывает свои эмоции, нуждается в личном пространстве.

Как человек собирает информацию?

Сенсор

Интуитивист

Прислушивается к фактам, данным поступающей информации. Для него важны закономерности.Предпочитает измеримые вещи, конкретен и практичен.

Для такого сотрудника важно начать дело с самого начала, продвигаясь, шаг за шагом, необходимы инструкции. Он замечает конкретные детали, любит устанавливать процедуры и правила, предпочитает решать практические вопросы, живет настоящим.

Учитывает возможные общие модели, перспективы, для него важны

Концептуальность, вдохновение,  фантазия.

Такой человек может включаться в дело на любом этапе он любит разнообразие и изменения. Живет будущим и нередко воспринимается окружающими как непрактичный мечтатель.

Как человек предпочитает решать проблемы?

Мыслитель

Чувствитель

Руководствуется

логикой, объективными законами, схемами. Представляет четкие, структурированные, построенные на анализе выводы. Решает головой.

Мало интересуется конкретными фактами. Руководствуется личным убеждением. Главный аргумент при принятии решении – «может быть», «мне кажется». Решает сердцем.

Как относится к внешнему миру и жизни в целом?

Решающий

Воспринимающий

Ориентирован на результат. Для него важно структурировать, управлять, планировать, решать, завершать дела. Он собран, организован, решителен, любит порядок и точные сроки. Этому человеку важно, чтобы жизнь была под контролем.

Ориентирован на процесс. Чувствует себя более комфортно, оставляя вопрос открытым. Склонен к гибкому стилю жизни и любит следовать ее течению. Предпочитает спонтанно возникающие события, к которым легко приспосабливается.

Упражнение 3

Инструкция:

    Работая в микрогруппах,  вам нужно будет составить рассказ- характеристику педагога по следующим схемам.

     Можно создать образ педагога и описать один день  из его школьной жизни, важно обратить внимание как педагог общается с коллегами, администрацией, как решает возникающие проблемы.

Экстраверт, сенсор, воспринимающий чувствитель

Интроверт, сенсор, решающий мыслитель

Экстраверт, интуитивист, воспринимающий мыслитель

Экстраверт,  интуитивист, воспринимающий чувствитель

    Данный рассказ нужно будет прочитать всем остальным участникам занятия, а они,  в свою очередь,  должны будут угадать,  к какому типу относится педагог.

Упражнение 4

Инструкция:

    Возвращаясь к проблеме эмоционального выгорания педагога, всем участникам занятия предлагаю в микрогруппах создать стратегию поведения руководителя по профилактике  синдрома эмоционального выгорания у педагогических работников

Стратегия руководителя

по профилактике синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

1.Морально- психологические поощрения учителей (словесная похвала);

 2.Профессионально- социальные поощрения учителей (письменная благодарность, предложение прохождение КПК);

3. Материальные поощрения;

4.Коллективные праздники;

5.Совместные «мозговые штурмы»;

6.Длительный годичный отпуск педагогу.

4.Итог занятия

    Обращайтесь к эмоциям людей, к сердцу, которое управляет разумом.

Менталитет россиянина отличается сентиментальностью, сочувствием, способностью на широкие проблемы души. Наши люди быстрее откликаются на благородные призывы. Иногда лучшим выходом из положения для руководителя – прямо обратиться к коллективу «глаза в глаза» с просьбой о помощи и поддержке в трудную минуту.

                                      М.Тимофеев

                             «Управление персоналом»

 

Литература

1.Александровская М. Учительские страшилки. Истории, призванные иллюстрировать проблему профессиональной деформации// Школьный психолог, 2006,№6

2.Виллюнас В.К.Психология эмоциональных явлений.-М,1976

3Руднев Е.А.Эмоциональный интеллект- парадоксы управленческого вдохновения//Директор школы, 2006,№3

Приложение

Сказка об Учителе.

История, призванная иллюстрировать

проблему профессиональной деформации.

Рождение Учителя.

    Жили – были Папа и Мама,  вскоре у них родились дети.

    Первым   родился у них Программист. Мама так радовалась - ни в сказке сказать, ни пером описать. А Папа так ликовал, что чуть не улетел на седьмое небо: его Бабушка за ноги удержала. Вторым родился Бухгалтер. И опять все очень радовались. Мама с Папой даже отправились погулять, рядом  с банком постоять, чтобы в счастье свое поверить. И Папа все твердил: «Не может быть! Не может быть!»- пока Бабушка не возмутилась: что он неверующий, какой- то? Вот и распашонка на ребеночке зелененькая – вся в долларовых узорах. Чего уж тут сомневаться?!

    Третьим родился Учитель. У него так и было на лбу написано: «Учитель!»  И Папа тоже все повторял: «Не может быть! Не может быть!» - но уже с другим  лицом, а Бабушка его не останавливала. А Мама  все смотрела на этого новенького, все вздыхала, грустно по головке гладила…

Обучение Учителя.

    Когда Учитель подрос,  его отправили бумажку получать, что он действительно Учитель, а не Бухгалтер и не Программист. Ему и так все поверили – на лбу- то написано! Но за такую надпись никто бы не стал выдавать ему зарплату. Платят только за то, что  написано в бумажке. Потому что там есть печать. Учитель тоже хотел, чтобы у него зарплата была. С зарплатой можно в магазин пойти и купить себе покушать. А Учитель, хоть и не Бухгалтер и не Программист, а иногда возьмет, да и проголодается!

    Вот и стал Учитель в специальный учительский институт ходить. Через пять лет дали ему бумажку с печатью. Учитель обрадовался и пошел в школу работать.

Работа Учителя.

    Прошло двадцать лет, много пришлось пережить бедному Учителю, хотя и были и приятные моменты в его непростой учительской жизни.

    Пришел однажды Учитель домой, в тоске от школьной жизни. Смотрит - а у него Черное пятно на потолке. Решил он (вот наивный!), что его соседка сверху затопила. Лег спать и заснул своим тоскливым учительским сном. А учительская кровать стояла как раз под Черным пятном. И снится Учителю, что зовет его кто- то страшным директорским голосом: «Вижу стопку непроверенных тетрадок! Это кто тут нарушает порядок?! Учитель вскочил среди ночи, вытащил из портфеля тетради, а сам крепко за красную ручку держится – для храбрости. Проверил все тетради и уснул себе счастливый.  

Карта-памятка

для самостоятельной работы

Эмоциональная компетентность

в работе руководителя образовательного учреждения.

  Эмоциональный интеллект- способность эффективно управлять собой и своими отношениями: сегодня это считается важным умением руководителя.

(Дж. Шермерон, Д.Хант, Р.Осборн «Организационное поведение»)

    В понятии эмоциональный интеллект выделяют пять составляющих:

  • Самоосознанность (понимание себя).
  • Саморегуляция (эффективное взаимодействие с самим собой).
  • Мотивация (стимул к труду).
  • Эмпатия  (понимание других людей).
  • Коммуникабельность (эффективное взаимодействие с другими).

   

 Каждый из компонентов имеет свои признаки (см. таблицу).

Компоненты

Признаки

Самоосознанность

Уверенность в себе, реалистическая самооценка, самоирония.

Саморегуляция

Цельность натуры и надежность, терпимое отношение к неопределенности, открытость к переменам.

Мотивация

Побуждение добиваться целей по причинам, лежащим за пределами денег и статуса, оптимизм пред лицом неудачи, преданность делу.

Эмпатия

Умение поддерживать и развивать таланты, чувствительность к личностным различиям «подчиненных».

Коммуникабельность

Умение уговаривать работников и производит изменения, способность создавать и вести команды.

    Если первые  три составляющие эмоционального интеллекта - это навыки владения собой, то эмпатия и коммуникабельность связаны со способностями управлять взаимоотношениями с другими. Эффективность управления организацией зависит часто от того,  насколько руководитель способен понять своих «подчиненных», войти с ними в контакт и наладить взаимодействие.

 В психологии  существует достаточно много типологий людей. Самой популярной является типология по темпераменту. Не менее интересна и практична типология Карла Юнга.

«Мы такие разные» (по К.Юнгу)

Откуда человек берет информацию?

Экстраверт

(из внешнего мира- людей, вещей)

Интроверт

(из своего внутреннего мира – мнений, эмоций, впечатлений)

Легко знакомится с людьми, дружелюбен, общителен, открыто выражает свои эмоции, нуждается во взаимоотношениях, действует, потом размышляет.

Замкнут, закрыт, сосредоточен, скрывает свои эмоции, нуждается в личном пространстве.

Как человек собирает информацию?

Сенсор

Интуитивист

Прислушивается к фактам, данным поступающей информации. Для него важны закономерности.Предпочитает измеримые вещи, конкретен и практичен.

Для такого сотрудника важно начать дело с самого начала, продвигаясь, шаг за шагом, необходимы инструкции. Он замечает конкретные детали, любит устанавливать процедуры и правила, предпочитает решать практические вопросы, живет настоящим.

Учитывает возможные общие модели, перспективы, для него важны

Концептуальность, вдохновение,  фантазия.

Такой человек может включаться в дело на любом этапе он любит разнообразие и изменения. Живет будущим и нередко воспринимается окружающими как непрактичный мечтатель.

Как человек предпочитает решать проблемы?

Мыслитель

Чувствитель

Руководствуется

логикой, объективными законами, схемами. Представляет четкие, структурированные, построенные на анализе выводы. Решает головой.

Мало интересуется конкретными фактами. Руководствуется личным убеждением. Главный аргумент при принятии решении – «может быть», «мне кажется». Решает сердцем.

Как относится к внешнему миру и жизни в целом?

Решающий

Воспринимающий

Ориентирован на результат. Для него важно структурировать, управлять, планировать, решать, завершать дела. Он собран, организован, решителен, любит порядок и точные сроки. Этому человеку важно, чтобы жизнь была под контролем.

Ориентирован на процесс. Чувствует себя более комфортно, оставляя вопрос открытым. Склонен к гибкому стилю жизни и любит следовать ее течению. Предпочитает спонтанно возникающие события, к которым легко приспосабливается.

Карточки к упражнению 3

Экстраверт, сенсор, воспринимающий чувствитель

Интроверт, сенсор, решающий мыслитель

Экстраверт, интуитивист, воспринимающий мыслитель

Экстраверт,  интуитивист, воспринимающий чувствитель


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Томский Институт Повышения Квалификации Работников Образования Синдром эмоционального выгорания Преподаватель ТОИПКРО Кафедры «Психологии и педагогики» Кулешова Н.В

Слайд 2

Фазы эмоционального выгорания Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и "запускающим" механизмом в формировании эмоционального выгорания. Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу). В этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. Фаза истощения. Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов.

Слайд 3

Синдром эмоционального выгорания, в управленческой деятельности Проявляется как сложный феномен, его возникновение и протекание носит неоднозначный и даже амбивалентный характер: с одной стороны, руководители подвержены высокому риску возникновения у них данного феномена, с другой - их деятельность обладает характеристиками, препятствующими развитию выгорания. Руководители сравнительно меньше подвержены эмоциональному истощению, чем представители других профессий субъект-субъектного типа. Психическое выгорание у руководителей обладает некоторой пороговой величиной, достижение которой приводит к быстрому прекращению выполнения управленческой деятельности. Психическое выгорание у руководителей обладает специфичной структурой: оно складывается' из двух симптомов — эмоциональное истощение и деперсонализация; Психическое выгорание в первую очередь сказывается на процессуальной стороне управленческой деятельности, уменьшая ее эффективность.

Слайд 4

Руководители подвержены СЭВ: с высоким уровнем личностной и ситуативной тревожности, безответственно относящиеся к работе, неумеющие или нежелающие проявлять заинтересованность окружающими людьми, испытывающие эмоциональное истощение, с тенденцией к деперсонализации личности (мятежная личность).

Слайд 5

В наибольшей степени защищенными от выгорания являются руководители: - находящиеся на более высоком уровне управления, - в возрасте до 27 лет, в возрасте от 35 до 45 лет и старше 55 лет, - имеющие детей, - готовые к нечастому изменению мест своей работы, - обладающие собственным организационным пространством, удовлетворенные содержанием своей работы, межличностными отношениями в коллективе, организацией потоков информации и степенью собственной ответственности, с низким уровнем эмоционального истощения и управленцы со средней выраженностью деперсонализации. «уверенные в себе», имеющие следующие черты: эмоциональная стабильность, интернальность, уверенная адекватность и социальная смелость, перспектива карьерного роста, выше среднего уровень мотивации.

Слайд 6

Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью: Перегрузки или недогрузки работой. Отсутствие работы, - Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации: - Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями на работе: - Факторы, связанные с деловой карьерой: - Факторы, связанные с организационной структурой и психологическим климатом: - Внеорганизационные источники стрессов (друзья, семья, родственники и т.д.)

Слайд 7

Типы личности, которым угрожает СЭВ "педантичный", характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе )

Слайд 8

Типы личности, которым угрожает СЭВ "демонстративный", стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы

Слайд 9

Типы личности, которым угрожает СЭВ "эмотивный", состоящий из впечатлительных и чувствительный людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.

Слайд 10

Синдром эмоционального выгорания имеет следующие проявления чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам); негативное самовосприятии в профессиональном плане (ощущение недостатка чувства профессионального мастерства).

Слайд 12

Тест: Диагностика профессионального выгорания (Н.К.Смирнов Инструкция Ответьте на вопросы, используя следующие варианты ответов: «да», «нет», «трудно сказать». 1. Вы считаете себя высококвалифицированным специалистом? 2. Вы занимаете нынешнюю должность дольше двух, но не более пяти лет? 3. Вы живете один (одна)? 4. У вас нет никакого хобби? 5. Когда вы поступали на эту работу, она вам очень нравилась? 6. Вы никогда не думали о перемене специальности? 7. Вы почти или полностью удовлетворены своим уровнем доходов? 8. В вашем окружении нет людей, являющихся для вас хорошей эмоциональной поддержкой? Анализ результатов Начислите себе по 2 балла за каждый ответ «да» и по 1 баллу за ответ «трудно сказать». Если в сумме вы набрали более 10 баллов, у вас достаточно высок риск в ближайшие годы начать «выгорать»

Слайд 13

Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением.

Слайд 14

стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе; не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Слайд 15

ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА длительный сон вкусная еда общение с природой и животными баня, массаж, движение, танцы музыка

Слайд 16

САМОРЕГУЛЯЦИЯ - смех, улыбка, юмор; – размышления о хорошем, приятном; – различные движения типа потягивания, расслабления мышц; – наблюдение за пейзажем за окном; – рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей; – мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее); – «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; – вдыхание свежего воздуха; – чтение стихов; – высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Слайд 17

ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ – УЛЫБКА!!! Если ты подаришь кому-то радость, жизнь подарит тебе счастье .

Слайд 18

БАНК СПОСОБОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ I. Способы, связанные с управлением дыханием . Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Слайд 19

БАНК СПОСОБОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением . Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза; – дышите глубоко и медленно; – пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот); – постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе; – прочувствуйте это напряжение; – резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе; – сделайте так несколько раз. В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести. Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости и пр.).

Слайд 20

БАНК СПОСОБОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ III. Способы, связанные с воздействием слова Известно, что «слово может убить, слово может спасти». В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!» – Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.

Слайд 21

IV. Способы, связанные с использованием образов Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации. – Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте: 1) зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес); 2) слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка); 3) ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).

Слайд 22

Выводы Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги. Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений.

Слайд 23

Выводы Не залезайте в "долгосрочный кредит" ваших внутренних резервов и возможностей. Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами в не меньшей степени нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего здоровья и психоэмоционального ресурса.

Слайд 24

Выводы Помните: главный принцип любой помощи заключается в том, что поделиться с другим человеком можно только тем, чем сам располагаешь!

Слайд 25

Прививка от апатии расходуйте свой энергорезерв аккуратно. Уходя с работы, оставьте и мысли о ней на завтра.

Слайд 26

Прививка от апатии Избавляйтесь от тревоги, научитесь контролировать эмоции. На любой работе есть факторы, на которые вы повлиять не можете. Воспринимайте все внешние раздражители, как погоду. Ведь на дождь и ветер обижаться глупо.

Слайд 27

Прививка от апатии Умеренность во всём: в радости и в печали.

Слайд 28

Прививка от апатии Сделайте рабочее место максимально удобным. Приятные мелочи помогут отвлечься от рутины и заставят подумать о хорошем.

Слайд 29

Прививка от апатии Чтобы не возненавидеть работу, нужно периодически делать перерывы. В выходные – забудьте о работе!

Слайд 30

Прививка от апатии Смените обстановку. Запишитесь на фитнес, танцы, курсы.

Слайд 31

Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей. Конечно, несчастья близких, общественные катастрофы, неудачи в работе, собственные промахи не могут не расстраивать человека. Но не следует считать такие неудачи непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет — и суда нет, как говорят в народе.

Слайд 32

Спасибо за внимание! Пусть в этот год исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года! Пусть снежинки, тая на ладошках, дарят надежду на изменения к лучшему! Пусть свечи, которые вы зажгли в праздничный вечер поддерживают огонь приятных эмоций все 365 дней года, а их тепло согревает сердца и души, день за днем даря улыбки! Всего вам большого и светлого...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синдром эмоционального выгорания, профессиональные навыки поведения в эмоционально напряженных ситуациях.

Выступление для педагогического совета или методической комиссии по проблеме возникновения конфликтов. В работе рассматриваются способы поведения при возникновении конфликтных ситуаций, а так же возмо...

Тренинг для педагогов."Синдром эмоционального выгорания педагога: факторы риска и способы профилактики».

Приняв участие в данном занятии педагоги получат информацию о причинах и признаках эмоционального выгорания, смогут познакомиться с приемами улучшения своего эмоционального состояния, упражнениями на ...

Синдром эмоционального выгорания

Синдром эмоционального выгорания...

Презентация к семинару "Синдром эмоционального выгорания у преподавателей"

Каждая профессия предъявляет свои требования к человеку. В процессе трудовой деятельности происходит усиление каких-то черт личности человека (авторитарности у педагога, пунктуальности у машинис...

Презентация к семинару "Синдром эмоционального выгорания у преподавателей"

Каждая профессия предъявляет свои требования к человеку. В процессе трудовой деятельности происходит усиление каких-то черт личности человека (авторитарности у педагога, пунктуальности у машинис...

Что такое синдром эмоционального выгорания?

ЧТО ТАКОЕ СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ?2.слайд Эмоциональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностны...

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (СЭВ)

ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК  ВЫГОРЕЛ  ОДНАЖДЫ, ВОССТАНОВИТЬ  РЕСУРС  ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО, ФИЗИЧЕСКОГО, ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ОЧЕНЬ  СЛОЖНО, А БЫВАЕТ, ЧТО  НЕВОЗМОЖНО !  Я  ВАМ ...