Технологическая карта урока математики в 3 классе «Формула пути».
план-конспект урока по математике по теме

Захарова Любовь Вячеславовна

Данный конспект разработан по программе Л.Г.Петерсон

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_urok_matematiki_3_klass.docx61.32 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ "Средняя  общеобразовательная  школа № 4 имени Героя Советского Союза В.П.Трубаченко  г. Вольска Саратовской области"

Технологическая карта урока математики в 3 классе



«Формула пути»

Подготовила учитель начальных классов

Захарова Любовь Вячеславовна

г. Вольск

 2016


Предмет:  Математика   

Класс:  3       

Учебник (УМК):  «Перспектива», Математика Л.Г. Петерсон .3 класс

Тема урока: Формула работы

Основные цели:

1) познакомить с графической моделью движения на числовом луче;

2) ввести буквенные обозначения s, v, t , построить формулу пути, на основе взаимосвязи между компонентами умножения вывести формулы нахождения скорости и времени;

3) формировать умение применять формулы для решения задач на движение.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

1.Создать положительный эмоциональный настрой на учебную деятельность.

2.Перечислить необходимые учебные принадлежности.

1.Настраиваются на учебную деятельность.

2.Проверяют наличие учебных принадлежностей.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

1.Учитель предлагает вычислить наиболее удобным способом и ответы записать в тетради:

56+……+56

      10 раз

420-287+287

(964+80)-764

-Что интересного вы заметили ?

2.Продолжите ряд на 2 числа.

3.Математический диктант.

  • Одна сторона прямоугольника 140 см, а другая-100 см. Чему равна его площадь ?
  • Найдите сторон квадрата с периметром 280 м.
  • При делении некоторого числа на 420 получилось частное 2 и остаток 60. Какое число делили ?
  • Поезд проехал 560 км за 7 ч. Какова его скорость ?

При проверке правильности выполнения задания учитель выставляет карточки с формулами (П-1), которые использовались для их решения.

-Какую задачу вы не смогли решить?

 

Выполняют вычисления.

-Все числа круглые, трехзначные, кратные 7, уменьшаются на 140 и т.д.

Учащиеся записывают ответы через запятую в тетради.

-Последнюю.

При проверке последнего задания у учащихся возникает затруднение , т.к. формула пути еще не изучалась.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

3. Постановка учебной задачи.

  • Что делать, когда у человека возникает затруднение?

  • Какое задание вам надо было выполнить?

  • Что вы не смогли найти?

  • Какое еще затруднение возникло?

  • Почему вы не воспользовались формулами, которые у вас уже есть?

  • Какие величины характеризуют движение ?

  • Можете ли вы записать формулу , связывающую эти величины ?

  • Сформулируйте цель вашей дальнейшей работы.

-Сформулируйте тему урока.

- Надо остановиться и подумать, почему мы не смогли выполнить задание.

-Нам надо было решить задачу при помощи формулы.

  • Мы не смогли найти, какой путь прошел поезд.

-Задачу надо было решить при помощи формулы, а у нас нет  формулы для нахождения пути.

-В этих формулах другие величины, нам они не подходят.

-Скорость, время, расстояние.

Вероятно, дети не смогут выполнить это задание.

-Построить формулу пути, связывающую величины скорость, время, расстояние, и научиться использовать ее для решения задач на движение.

-Формула пути.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные- самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические -  формулирование проблемы

4. Построение проекта выхода из затруднения

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

  • Что вам помогает решить задачу? Схема и таблица вам помогут построить формулу. Но схема к задачам на движение будет другого вида. Давайте разберемся (П-2).
  • Рассмотрите схему движения аэросаней. Что обозначает стрелка?
  • В математике принято говорить – направление движения.
  • Что показывает величина 45 км/ч?

Учитель вывешивает слово «скорость» (П-3).

  • Объясните смысл, что значит 45 км/ч.

  • Как вы думаете, где на схеме отмечено путь или расстояние, пройденное аэросанями?

Вывешивается слово «расстояние» (П-4).

  •  Как на схеме обозначено движение аэросаней за 1 час?

Вывешивается слово «время»

(П-5).

-Закончено ли обозначение движения аэросаней?

  • Рассмотрите таблицу. Прикрепите буквы в соответствии с их общепринятым обозначением на доске.

Учитель держит в руках карточки с буквами (s, v, t). 

-Обратите внимание все буквы прописные (строчные). Их нельзя путать с заглавными буквами, которые обозначают площадь и объем.

  • Проговорите запись на доске. (Буквой s обозначается расстояние (путь), буквой v - скорость, t обозначает время).
  • Какой план работы вы можете предложить по достижению цели.

План фиксируется на доске.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

- Схема, формула, таблица.

- Куда движутся аэросани.

-Скорость движения аэросаней.

-Аэросани движутся со скоростью 45 км/ч.

- Путь отмечен на числовом луче.

- Движение аэросаней за 1 час обозначено дугой.

-Нет.

Прикрепляют буквы в соответствии с их общепринятым обозначением на доске.

Дети прикрепляют их на доску.

Проговаривание.

-1. Закончить изображение движения на числовом луче. 2. Заполнить таблицу. 3. Записать формулу для решения данной задачи. 4. Построить общую формулу.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Реализация построенного проекта

  • Я предлагаю вам работу в группах. Каждая группа должна представить общую формулу пути и вывесить результат своей работы на доску. На работу вам отводится 5 минут.

Во время работы учитель, если есть необходимость, направляет детей на правильное решение. Результат работы групп (П-6).

  • Сравните результаты своей работы.
  • Прочитайте формулу.

  • Используя правило нахождения неизвестного множителя и вашу новую формулу, какую величину еще вы сможете найти и как?

-Как проверить правильность построенной формулы.

  • Проверьте.

  • Что вы можете сказать о своей работе?

  • У вас осталось не законченное дело, какое?

  • Кто готов объяснить решение задачи?

  • Вы справились с затруднением?  

  • Достигнуты цели урока?

- Дети фиксируют формулы пути

(П-7).

Читают формулу пути.

-Мы можем найти скорость, для этого надо расстояние разделить на время можем найти время.

Ученик записывает на доске или учитель вывешивает на доску: v = s : t; t = s : v.

- Посмотреть в учебник.

Дети прочитывают правило в учебнике.

- Мы построили правильно формулу пути

- Мы не решили задачу для пробного действия.

-В задаче надо найти какой путь прошел автомобиль.  Пользуюсь формулой: чтобы найти путь, надо скорость автомобиля - 70 км/ч умножить на время его движения 7 ч. Получается: 490 км расстояние, которое прошел автомобиль.)

-Да.

-Не все, мы ещё не научились решать задачи на формулу пути.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

  • Для тренировки предлагаю вам решить 4 (а) стр. 5.
  • Как называется формула?
  • Что обозначает каждая буква?

  •  -Посмотрите внимательно на числа в заполненной вами таблице. Какая из величин выражена наибольшим числом?
  •  -Почему?
  • Какие единицы измерения вы использовали для обозначения пути.

Подписывает  на доске .

Для обозначения скорости (…), времени? (…)

 5 (а, б) стр. 112.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

- Формула пути.

Хором. (s – расстояние или пройденный путь,  v  - …) Учащиеся проговаривают и по одному заполняют таблицы.

•        Известна v –скорость 5 м/с и t – время 9 с. Надо найти s - расстояние. По формуле пути, чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время 5 ∙ 9 = 45. Ответ: расстояние равно 45 километров.

•        Известно s – расстояние 48 км и t – время 6 ч. Надо найти v - скорость. По формуле пути, чтобы найти скорость надо путь разделить на время 48 : 6 = 8. Ответ: скорость равна 8 км/ч.

•        Известно s – путь 21 м и  v – скорость 7 м/мин. Надо найти t – время. По формуле пути, чтобы найти время надо расстояние разделить  на скорость 21 : 7 = 3. Ответ: время равно 3 минуты.

- Расстояние.

-Эта величина находится действием умножения.

-Километры и метры

Дети решают в парах, с проверкой по образцу .При проверке комментируется решение задач

 (П-8).

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний.

  • Вы готовы поработать самостоятельно и проверить знания, которые вы сегодня открыли?

Учитель предлагает решить задачу № 5(в), стр. 5.

  • Проверьте себя по эталону для самопроверки и зафиксируйте результат проверки при помощи знаков «+» или «?».

  • Что вы использовали при выполнении задания?
  • Кто допустил ошибки при выполнении задания? (…)
  • В чем причина?
  • У кого все верно?

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

-(…)

Учащиеся выполняют самостоятельную работу, по окончании которой проверяют себя по эталону для самопроверки

 (П-9.)

Проверка проводится по этапам, обосновывая каждый шаг в решении.

- Таблицу и формулу.

Анализируют свою работу.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

8.Включение в систему знаний и повторение.

 10 (в, г), стр. 6.

Проверка проводится фронтально.

 13 (а), стр. 113.

Проверка проводится фронтально.

Задание выполняется самостоятельно, один ученик работает за крылом доски.

Задание выполняется самостоятельно, один ученик работает за крылом доски.

9. Рефлексия деятельности (итог урока)

  • Какую формулу вы сегодня вывели?  
  • Вы достигли цели?
  • Какие величины вы можете находить по этой формуле?
  • Какая из величин выражается наибольшим числом?
  • Как найти расстояние?
  • Какой буквой обозначено в формуле расстояние? Напишите в воздухе.
  • Какой буквой обозначена скорость?  Напишите в воздухе.
  • Как ее найти?
  • Какой буквой обозначено время? (…) Напишите в воздухе.
  • Как его найти?
  • Что вам помогло выйти из затруднения?
  • Кто хорошо разобрался в теме урока?
  • Проанализируйте свою деятельность, используя таблицу (П-10).

Пишут в воздухе формулы.

Анализируют свою деятельность.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование

Приложение

1. Карточки с пронумерованными формулами:

               

                

2.

3.

 

4.        

 

5.

 

6.

            45 км/ч

         

 

          0            45           90           135          180           225

Напишите формулу, выражающую зависимость пройденного расстояния  s от времени t.

Время (t ч)

1

2

3

4

t

 Расстояние (s км)

45

90

135

180

45  t

   v = 45 км/ч

    s =  45  t  

7.

8.

s

v

t

   ?

8 км/ч

4 ч

8*4=32 (км)

Ответ : 32 км проедет всадник.

s

v

t

 120 км

?

2 ч

120:2=60 (км\ч)

Ответ: скорость голубя 60 км\ч.

9.

s

v

t

360 км

6 м/с

?

360:6=60 (с)

Ответ : за 60 с пчела долетит до улья.


10.

Утверждения

Поставь знак «+» или «?»

1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я знаю, как найти расстояние

4) Я знаю, как найти скорость

5) Я знаю, как найти время

6) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики: 3 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме "Уравнение". Тип урока: объяснение нового материала....

Технологическая карта урока математики: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Единицы длины. Решение задач на движение по данному чертежу". Тип урока: повторение материала....

технологическая карта урока математики 6 класс

Урок "Признаки делимости на 3, на 9"...

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Шаблон технологической карты урока математики 2 класс.

Шаблон технологической карты урока математики во 2 классе с УУД на каждый этап урока. Тема урока: "Уравнение."  УМК "Школа России". Учебник  М.И.Моро. Используя шаблон, учитель может добавля...

Технологическая карта урока математики 5 класса и презентация к нему

Тема урока: "Правильные и неправильные дроби"...

технологическая карта урока математики 5 класс

карта разработана в соответствии с требования ФГОС 5 класс учебник Л.Г.Петерсон...