Урок ОРКСЭ "Нравственный поступок"
план-конспект урока по теме

Фаизова Маргарита Рифовна

Конспект урока с презентацией и раздаточным материалом

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_orkse_nravastvennyy_postupok.zip2.21 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по основам религиозных культур и светской этики

(Модуль «Светская этика») в 5 классе по теме

«Нравственный поступок»

Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть

Гельвеций

Цели:

- способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добрых делах.

- раскрыть на конкретных примерах понятие «нравственный поступок»;

- способствовать развитию у детей чувства самооценки, умения правильно оценивать свои поступки.

Основные термины и понятия: Поступок.Нравственный поступок. Мотив.Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат.

Задачи:

 - развивать самостоятельность и оригинальность мышления;

- формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;    

- учить прогнозированию последствий своих поступков;

- развивать готовность к социальному взаимодействию.

Ход урока

Слайд 1

I. Организационный момент

II. Эпиграфом к уроку я взяла слова Гельвеция «Люди не рождаются, а становятся  теми, кто они есть». Изо дня в день, совершая различные поступки, человек становится тем, кто он есть на самом деле. Значит, тема будет звучать так(щелчок): «нравственный поступок».  Запись в тетради.

Нравственность(мораль, добронравие, добродетель) – система норм и ценностей, которые регулируют поведение человека –  на доске. (антонимы безнравственность, аморальность, злонравие, порок)

Слайд 2– Сегодня на уроке мы поговорим с вами о поступках людей, а поступки (действия) мы совершаем каждый день, поэтому разберёмся, что же такое нравственный поступок. По нашим поступкам люди судят о нас как о личности.

Слайд 3 – Как вы понимаете слово поступок? (ответы)  Поступок – это действие

- Какие действия совершают люди на картинках? (ответы)

- Нас интересует поступок с этической точки зрения. (Чтение на стр. 40)

Любой поступок – это действие, но только то  действие называют нравственным, когда его совершают по собственной воле, т.е. делают свой выбор, основываясь на нравственные принципы.  (Дети приводят свои конкретные примеры, обосновывая его.)

Слайд 4 – Прочитайте высказывания великих людей, живших в разные века и  в разных странах.

- Ж.Ж.Руссо(18 век, французский писатель): Человек от природы добр, и надо только не мешать развитию этого врождённого добронравия. (Хорошее поведение)

- Аристотель: Не для того мы рассуждаем, что такое добродетель (нравственность), а для того, чтобы быть хорошими людьми.

 Как вы понимаете эти выражения?

Слайд 5 Чтение  текста «Пахарь и крот» (Пахарь пахал землю. Вылез из своей норы Крот и удивился: вспахано уже большое поле, а Пахарь всё пашет и пашет. Решил Крот посмотреть, сколько земли вспахал Человек. Пошёл Крот по вспаханному полю. Шёл до самого вечера, а до конца поля не дошёл. Вернулся в нору. Утром вылез из норы, сел на дороге, ждёт Пахаря с плугом, чтобы спросить его:

— Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать ещё?

Пахарь отвечает:

— Я пашу не только себе, но и людям.

Удивился Крот:

— Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою нору себе, и каждый Крот роет нору тоже себе.

— Но ведь вы же кроты,  а мы — люди, — ответил Пахарь и начал новую борозду.)

- Какой можно сделать вывод? (Только человек может, в отличие от животного, добровольно, осознанно совершатьнравственный поступок(действие)  не только для пользы себе, но и для пользы других людей)

Слайд 6  Прочитайте статью в пособии и заполните схему нравственного поступка (его пяти компонентов). Схема у каждого ученика

Слайд 7 Мотив, цель, средства.

(мотив – как поступить, повод к действию: нет деревьев – надо посадить; стоит пожилой человек – надо уступить место; тонут люди – надо спасти.)

Только добровольный поступок говорит о его нравственности.

Слайд 8  Результат – то, ради чего действовал человек. Результат может быть разный

Слайд 9 Расскажите о поступках. Какие это поступки (Нравственные и безнравственные, ибо человек ведет себя, основываясь на моральные принципы, соответствуя моральным нормам или не соответствуя им).(нравственный поступок, т.е. совершаемый добровольно, основанный на принципах морали)

Слайд 10.  Чтение стихотворения «Ёжик» О.Высоцкой

Серёжа очень нелюдим.

 Ох, как подружиться с ним?

 А может быть, напрасный труд?

 Его не зря Ежом зовут.

 Девчонки просят: – Ёжик,

 Дай перочинный ножик!

 А Коля крикнет всех смеша:

 – Не уколитесь об Ежа!

 Но Ёж как будто глух и нем –

 Сидит, не говорит ни с кем.

 – Серёжа, взять в кино билет?

 А он сердито буркнет: – Нет.

 – А на коньках пойдёшь кататься?

 – Нет, мама будет волноваться.

 Но вот в начале декабря

 Узнали о Еже,

 Что у него совсем не зря

 Так плохо на душе,

 Что мама у него больна,

 С постели не встаёт она.

 И Ёжик ходит за обедом

 И топит печь вдвоем с соседом.

 Он должен в комнате прибрать,

 А иногда и постирать.

 Конечно, трудно одному

 Приходится Серёже,

 Решил Алёша: «Мы ему

Все вместе-ка поможем!»

 Друзья стучатся у дверей:

 – Открой, Серёжа, поскорей!

 Мы в нашем переулке тебе купили булки.

 – И сахар взяли заодно!

 – А здесь, в пакетике, пшено!

 Давай готовить ужин! –

 Серёжа был сконфужен.

 Уж не казался он ежом,

 Он стал совсем не колкий,

 Скорей за чайником пошёл.

 Достал посуду с полки.

 Теперь хотел бы он дружить,

 Пожалуй, с целым светом!..

Когда кому-то трудно жить,

Должны мы знать об этом.

- Обсуждение ситуации:

Как вы относитесь к поведению детей вначале? (Равнодушны)

- А к предложению Алеши? Чем оно было вызвано?

- Что чувствовали все в финале стихотворения (Радость, счастье)

- Ребята, какими качествами должен обладать человек, чтобы совершать нравственные поступки? (Доброта, сочувствие, сопереживание,  желание помочь другому, внимание к человеку, долг,уважение, сила воли, любовь к ближнему как к самому себе)

Достаточно ли для развития личности развитие одного из этих качеств? (Нужны все для гармоничного развития личности)

 – Какие качества несовместимы в человеке? (добро-зло, сочувствие-равнодушие, дружба – ненависть, любовь-зависть)

- Какие качества помогают человеку быть счастливым?

Слайд 11Какие из этих действий (поступков) нравственные? (нравственный поступок, т.е. совершаемый добровольно, основанный на принципах морали)

- Человек всегда вправе выбрать, как ему поступить. К сожалению, не все задумываются о последствиях своих поступков, поэтому мы говорим, что совершаются хорошие и плохие поступки. Надо уметь это понимать, чтобы в жизни не ошибиться.

Слайд 12Перед вами по два листа бумаги. Запишите в каждом из них хорошие и плохие поступки, совершаемые людьми.

(нравственный поступок, т.е. совершаемый добровольно, основанный на принципах морали)

Слайд 13 Как вы понимаете пословицу

«Посей поступок – пожнёшь привычку;

Посей привычку – пожнёшь добродетель или порок;

Посей добродетель или порок – пожнёшь характер;

Посей характер – пожнёшь судьбу».

И тогда о тебе скажут порядочный ты человек или непорядочный.

Слайд 14 Ступени порядочности

Слайд 15 Поступок в этике – это только нравственный поступок, т.е. совершаемый добровольно, основанный на принципах морали. Разобрали признаки нравственного поступка.

Слайд 16Как бы жизнь не летела-

 Дней своих не жалей,

 Делай доброе дело

 Ради счастья людей.

 Чтобы сердце горело,

 А не тлело во мгле

 Делай доброе дело-

 Тем живём на земле.

А. Лесных

Слайд 17 Мир – он разный, что-то в устройстве общества порой бывает дурно, и хотелось бы это изменить. Как это сделать? Вот что по этому поводу сказал Л.Толстой: «Если ты видишь, что устройство общества дурно, и хочешь исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то, чтобы люди стали лучше. А для того, чтобы люди стали лучше, в твоей власти только одно: Самому стать лучше»

Домашнее задание: Рассказать о хороших поступках литературных героев из тех книг, которые вы читали. Если затрудняетесь, сходите в нашу библиотеку и Ирина Анатольевна даст вам такие книги. Она знает о нашем с вами уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе "Поступок немого Герасима: вызов или смирение?"с описанием УУД

Данный урок завершает изучение рассказа И.С.Тургенева "Муму" и нацелен на обучение критическому мышлению и развитие творческих способностей учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ "Нравственный поступок"

материал содержит подробный конспект урока с таблицами, описанием игры, притчу...

Материалы к уроку обществознания в 6 классе по теме "Поведение и поступок" УМК "Алгоритм успеха "

В материалы к уроку вошли: технологическая карта с описанием планируемых результатов, раздаточный материал "Миф о Прометее", небольшая презентация к уроку, страницы из рабочей тетради к курсу общество...

Интегрированный урок литературы в 7 классе "Жестокие игры: поступок и его последствия"

На уроке учащиеся учатся сравнительно-сопоставительному анализу фрагментов, получают этико-правовые знания, пополняют этико-правовой словарь, высказывают свою нравственную позицию...

Конспект урока. Интегрированный урок литературы и права на тему: "Жестокие игры: поступок и его последствия".

Данный урок создает условия для сравнительно-сопоставительного анализа и правового комментария трех ранее изученных фрагментов "Жестокие игры". Урок позволяет сформировать общие этико-правовые знания ...

Технологическая карта урока по обществознанию. 6 класс . Поведение и поступок.

Цель урока: способствовать формированию представлений о деятельности как о типе поведения., свойственном только человеку и его отличительных особенностях....

КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: «Поступок непрактичного человека в праздничную ночь». Проблема милосердия, всепрощения, справедливости. Анализ эпизода главы 24 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Конспект урока в 11 классе составлен с использованием технологической карты. Может послужить опорой для обучения анализу эпизода любого эпического произведения.Поможет учителю рационально распределить...