Главные вкладки

    КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: «Поступок непрактичного человека в праздничную ночь». Проблема милосердия, всепрощения, справедливости. Анализ эпизода главы 24 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
    план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

    Ната Николаевна Петрова

    Конспект урока в 11 классе составлен с использованием технологической карты. Может послужить опорой для обучения анализу эпизода любого эпического произведения.Поможет учителю рационально распределить время на уроке.Окажет помощь при подготовке обучающихся к итоговому сочинению по литературе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования»

            Кафедра филологических дисциплин и методики их преподавания

    Контрольная работа по методике преподавания  литературы:

    «Конспект урока в 11 классе по анализу эпизода главы 24 романа М.А. Булгакова « Мастер и Маргарита»

    Работу выполнила: Петрова Наталья Николаевна,

    учитель русского языка и литературы МОУ СШ № 6

    Центрального района Волгограда,1кв. категория.

    Работу проверила: Фокина Ольга Анатольевна,

    кандидат педагогических наук,

    доцент кафедры филологических  дисциплин и методики их

    преподавания.

                                                      Волгоград  2017 г.

                                                              КОНСПЕКТ  УРОКА

    Тема урока«Поступок непрактичного человека в праздничную ночь».

    Проблема милосердия, всепрощения, справедливости.

    Анализ эпизода  главы 24 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

     Этапы урока,

    время

    Планируемый

    результат

    Универсальные

    учебные действия,

    предметные

     учебные действия

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающегося

    Методы и приёмы

    Организационный момент

    ( 2 мин.)

    Цель: настроить обучающихся на усвоение материала урока.

    Познавательные УУД

    Коммуникативные УУД

    Регулятивные УУД

    Личностные УУД

    Предметные УД

    Формируем умение выявлять сущность, особенности объектов.

    Формируем умение слушать и понимать других.

    Целеполагание как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что ещё неизвестно.

    Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Формируем умение работать с планом анализа эпизода и умение активно  пользо-ваться  им на уроке; работа с эпиграфом.

    1. Вступительное слово учителя о том, что при жизни писателя было много отрицательных критических отзывов. Лишь Ахматова сразу дала  восторженную оценку.

    2.Чтение эпиграфа к уроку.

     «Он гений» А.А. Ахматова. 

    На уроке используется мультимедийная  презентация (слайд с эпиграфом).  

    2. Объявление темы урока (слайд с темой урока)

    3. Учитель предлагает обучающимся  подумать о правильности оценки, которую дала А.Ахматова творчеству Булгакова на примере 24 главы романа, но высказаться об этом предлагается в конце урока.

    Слушают вступительное слово  учителя.

     

    Слушают эпиграф к уроку и пытаются определённым образом его оценить.

    Запись числа и темы урока.

    Первичное осмысление темы и вопроса, заданного учителем.

    Словесный

    Наглядный

    Словесный

    Частично-

    поисковый

    Опрос учащихся по заданно-му на дом материа-лу.  (Должна быть прочита-на глава 24)

     ( 8 мин.)

    Цель: проверить домашнюю подготовку учащихся, которая поможет усвоению нового материала.

    Познавательные УУД

    Коммуникативные УУД

    Регулятивные УУД

    Личностные УУД

    Предметные УД

    Формируем умение извлекать информацию из текста. Формируем умение слушать и понимать других. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Формируем умение использовать знания о литературном портрете; видеть языковые особенности текста Булгакова при описании  Воланда и Маргариты.

    1. Учащимся предлагается вспомнить  главных героев эпизода (сообщения  готовились дома).

    2. Учитель просит учащихся записывать в тетради ту информацию, которая им ещё недостаточно известна (слайды с изображением Маргариты и Воланда).

    3. Учитель предлагает учащимся понаблюдать за героями в этой главе и решить: изменится ли их отношение к этим героям. Оценят ли ученики их по- новому?

    Обучающиеся готовятся к выступлению и выступают с сообщениями (по 24 главе) «Цитатный портрет Маргариты», «Цитатный портрет Воланда», «Поведение свиты Воланда»  

     Остальные учащиеся делают  записи в тетрадях. Обучающиеся вспоминают образы Маргариты и Воланда и дают им свою оценку.

    Обучающиеся включаются в обсуждениеи отмечают, какие изменения происходят с этими героями романа?

    Сообщения

    Репродуктив-

    ный

    Беседа

    Работа над новым материа-лом    (анали-зом эпизода)

    (20 мин.)

    Цель: используя анализ текста, определить место эпизода в романе; увидеть, как в данном эпизоде раскрываются образы Воланда и Маргариты.

    Познавательные УУД

    Коммуникативные УУД

    Регулятивные УУД

    Личностные УУД

    Предметные УД

    Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

    Формируем  умение слушать и понимать других; формируем умение  оформлять свои мысли в устной форме.

    Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом текста,

    Формируем умение высказывать своё отношение к  героям, выражать свои эмоции.

    Формируем  умение  анализировать отдельный эпизод произведения, видеть роль эпизода в композиции всего романа.

     

     

     

     

    1. Учитель просит учащихся  обратить внимание на тему урока и выделить в теме ключевые слова        (милосердие, всепрощение, справедливость)

    2. Учитель предлагает вспомнить, какие писатели обращались к теме милосердия, всепрощения, справедливости.

    3.Учитель предлагает объяснить причины, которые заставляют писателей обращаться к этой теме.

     4.Учитель обращает внимание учащихся на слайд, где даны лексические значения этих слов, имена писателей и названия их произведений.

     5. Вопрос: Кого из героев романа, написанного Мастером, напоминает Маргарита в своем стремлении спасти возлюбленного? Как вернет она свою любовь?

    6. Маргарита в последний раз виделась с Мастером перед его арестом. Много месяцев она не знает, что с ним. «Ах, право, дьяволу я бы заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!» И оказывается, подручный дьявола тут как тут. За сведения о Мастере она должна расплатиться присутствием на балу у сатаны. С достоинством вынесет Маргарита страшную ночь. Но Мастера нет. Спросить о нем она не может. «Только бы выбраться отсюда, а там уж я дойду до реки и утоплюсь».  Вопрос:

     -Почему Маргарита не видит для себя другого выхода, чем утопиться?

    7.Учитель предлагает обратиться к экранизации В.Бортко и посмотреть фрагмент фильма ( 5 минут).

     8.Учитель предлагает понаблюдать за действиями главных героев эпизода – Маргариты и Воланда.  

    9.Учитель предлагает отметить особенности речи ( глаголы говорения) Воланда и Маргариты, промаркировав слова, характеризующие эти особенности. Затем попробовать составить сравнительную таблицу.

    10.Учитель помогает обучающимся сделать вывод : суховатость тона Воланда вызвана тем, что Маргарина оказывается вне норм бесовской компании. К тому же «гордая женщина ничего не просит для себя и хочет лишь избавить Фриду от нескончаемой пытки. Воланд поражён мужеством и достоинством Маргариты. «Мы вас испытывали…»

    11.Вопрос:  Почему именно Фрида достойна избавления? Как объясняет это сама М, и как видит это автор?

    Кто спасает Фриду? А кто - Мастера?

    12.Учитель предлагает поработать с раздаточным материалом, на котором записаны два высказывания. Кому они принадлежат? В чём их принципиальное различие?

    13. «Я о милосердии говорю. Иногда совершенно неожиданно и коварно оно пролезает в самые узенькие щёлки». Как  можно понять эти слова Воланда?

    Обучающиеся находят ключевые слова и пытаются объяснить свой выбор.

    Обучающиеся приводят примеры литературных произведений, авторы которых обращаются к теме милосердия. («Капитанская дочка», «Герой нашего времени», «Гроза»,«  Поединок», «Гранатовый браслет»)

    Обучающиеся дают ответ на поставленный вопрос и доказывают свою точку зрения. Возможно, обучающиеся, предваряя текст слайда, сами дадут лексические значения этих слов.

    Обучающиеся, размышляя, пытаются ответить на вопрос:  Маргарита сейчас так же бескорыстна, отважна, как и Левий Матвей, пытавшийся спасти  Иешуа. Люди сделали все,  чтобы  разлучить возлюбленных, а вернуть Мастера поможет Маргари-  те нечистая сила.

    Обучающиеся приходят к выводу о том, что образ Маргариты в той или иной степени похож на образ Бога. Она нравственно чиста и абсолютно искренна.

    Но она простой человек со своими слабостями и ошибками.

    Обучающиеся понимают, что Маргарита, продав душу дьяволу, чувствует себя обманутой Воландом, а жить без Мастера она не может и не хочет.

    Обучающиеся следят за действием по тексту романа, маркируя слова и выражения.

    Воланд : « спросил вежливо, но суховато; улыбнулся вежливо и равнодушно; вдруг повелительно сказал; гулко и страшно прокричал; продолжал, смягчая свой голос; отвечал, понимающе улыбаясь; заговорил, усмехнувшись; пробормотал; заговорил»

    Маргарита: «робко сказала; совсем смутившись, повторила; чуть слышно сказала; с гордостью ответила; вздохнула и сказала; изумилась; с силой ответила; тихо спросила; пронзительно крикнула; сказала и поднялась; сказала и лицо её исказилось судорогой»

    Отмечаем приём градации: восходящей – у Маргариты, нисходящей - у Воланда.

    Обучающиеся записывают вывод в тетради.

    Обучающиеся находят ответы в тексте.  

    Маргарита говорит, что опрометчиво пообещала Фриде избавление , и если та будет обманута, то М. «не будет иметь покоя всю жизнь».

    Автор считает, что только Фрида искренне раскаивается в содеянном, но только Маргарита понимает это: она не Бог, а человек и видит души грешные, но живые (чувство стыда у Фриды). Фриду спасает Маргарита, а Мастера – Воланд.

    1 высказывание: «Никогда и ничего не просите!...»

    2 высказывание: «Стучите - и вам откроют, просите – и дано вам будет»

    1 –цитата из романа, слова принадлежат Воланду, это зеркальное отражение слов Христа(2).Они (2)подразумевают свободу выбора перед лицом высших сил: ты не только просишь о чём-то, но и готов отвечать за последствия. Воланд же предлагает молча ждать и терпеть. Свобода В. не оставляет нам выбора. Свобода есть только у него. А людям он предлагает вместо неё гордость ( «гордая женщина»), права на которую кончатся, когда будет его воля. (Конечно, такой вывод ученики смогут сделать только под руководством учителя !)

    Обучающиеся формулируют в тетрадях ответ, состоящий из 2-3 предложений. По желанию несколько ответов зачитываются вслух.

    Записывается общий вывод: Воланд предостерегает Маргариту от  милосердия, но « не желая наживаться…» требует , чтобы Маргарита высказала желание для себя. Таким образом, побеждает здесь не жестокая справедливость Воланда, а человечность Маргариты и Иещуа. Союз с нечистой силой заключён, чтобы вернуть Мастера и его роман к жизни. Это не честолюбивый мотив, а путь любви и милосердия.

    Частично-

    поисковый

    Приём

    «Ключевых

    слов»

    Беседа

    Беседа

    Частично-

    поисковый

    Частично-

    поисковый

     

    Метод «Ключевых Слов»

    Выразитель-ное чтение

    Частично- поисковый

    Беседа

    Беседа

    Рассказ

    Беседа

    Беседа

    Частично-

    Поисковый

    Беседа

    Частично-

    поисковый

    Работа с текстом

    Презентация

    слайдов

    Составление таблицы «Речевая характеристика персонажей»

    Закрепление учебного материала

    ( 8 мин.)

    Цель: проверка усвоения учащимися темы урока.

    Познавательные УУД

    Коммуникативные УУД

    Регулятивные УУД

    Личностные УУД

    Предметные УД

    Формируем   умение на основе анализа объектов делать выводы.

    Формируем умение слушать и понимать других.

    Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом текста.

    Формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

    Формировать умение делать выводы, уметь вычленять главное, аргументированно доказывать точку зрения, используя страницы романа.

    Усвоить механизм анализа эпизода.

    1.Используя информацию  на слайде, учитель предлагает охарактеризовать данный эпизод с разных сторон.

          Слайд: Роль эпизода в тексте:

    А) Характерологическая Эпизод  раскрывает характер героя, его  мировоззрение.

    Б) Психологическая

    Эпизод раскрывает душевное состояние персонажа.

    В) Поворотная

    Эпизод показывает новый поворот в отношениях героев.

    Г) Оценочная Автор даёт характеристику персонажа или события

    2.Используя информацию  на слайде,  учитель предлагает охарактеризовать эпизод как сюжетную часть.

    Слайд:

    Эпизод как часть сюжета:

    А) Экспозиция

    Б) Завязка

    В) Развитие действия

    Г) Кульминация
    Д) Падение действия

    Е) Развязка

    Ж) Эпилог

    3.Учитель  предлагает учащимся вновь вернуться к эпиграфу и подумать: Как вам понравилась глава, согласны ли вы со словами Ахматовой. Учитель  для создания эмоционального настроя предлагает посмотреть ролик с арией Градского из рок - оперы   «Мастер и Маргарита».

    Обучающиеся анализируют роль эпизода в тексте как психологическую и поворотную, потому что именно в нём особенно ярко раскрывается психологическое состояние героини ,и после этого эпизода происходит главное событие- вызволение Мастера.

    Обучающиеся анализируют место эпизода в тексте как падение действия и подготовку к развязке – спасению Мастера.

    Обучающиеся отвечают на постав- ленный вопрос учителя и вместе с учителем подводят итог урока: Булгаков в небольшом эпизоде сумел заставить читателя задуматься о многих вопросах бытия и смысле жизни. По мнению  А.А. Ахматовой, « это гениально». Автор в уста Воланда вкладывает слова: «Все будет правильно, на этом построен мир».

    У романа не получилось бы такого финала, у людей так и не открылись бы глаза на правду, они не смогли бы осознать все убожество быта, в который не может проникнуть свет настоящей любви и подлинного добра, если бы не жестокая справедливость Воланда и милосердие Маргариты и Иешуа.

     Главное: в мире всегда должно сохраняться равновесие между милосердием и справедливостью.

    Беседа

    Частично-

    поисковый

    Метод

    Эвристического исследования

    Задание на  дом

    ( 2 мин.)

    Цель:

    Проверить уровень готовности написать сочинение по Творчеству М.А. Булгакова.

    Познавательные УУД

    Коммуникативные УУД

    Регулятивные УУД

    Личностные УУД

    Предметные УД

    Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

    Формируем  умение слушать и понимать других.

    Формируем  умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Данный вид домашнего  задания дает представление об усвоении материала.

    Учитель  предлагает ученикам домашнее сочинение по анализу трёх эпизодов (на выбор). План написания сочинения- анализа эпизода есть у каждого обучающегося.

    Можно предложить альтернативные, более простые темы.  

    Обучающиеся записывают домашнее задание : написать сочинение-анализ эпизода или на другую тему.

    Беседа

    Метод Сравнения версий

    Репродуктивный

      


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к урокам литературы по изучению романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

    Презентация содержит иллюстративный материал к урокам по изучению романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"....

    УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ на тему: «История создания, жанровое и композиционное своеобразие, система образов романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

    Цель: познакомить учащихся с историей создания романа, его жанровой          спецификой, сюжетно-композиционным своеобразием, принципом...

    урок литературы в 11 классе на тему "Философско - этическиеческие проблемы "ершалаимских глав"романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" и их евангельская основа

    Данная работа была представлена на «Ярмарку инноваций в образовании-2010».  по гуманитарному направлению. Тема урока: «Философско-этические проблемы «ершалаимских» глав романа Михаила Афана...

    Конспект открытого урока по литературе на тему : "Нравственно–философские проблемы романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

    Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков (в режиме «метода проекта»,  два часа) Технологии:  проектной деятельности, здоровьесберегающие, игровые, ИКТ (презентация),...

    ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ: «ТРАГИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ ГЕРОЕВ РОМАНА М.А. БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"»

    Урок литературы в 11 классе по роману М.А. Булгакова, на котором учащиеся имеют возможность провести глубокий анализ художественного текста, исследовать историю любви главных героев, уяснить нравствен...