КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: «Поступок непрактичного человека в праздничную ночь». Проблема милосердия, всепрощения, справедливости. Анализ эпизода главы 24 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Ната Николаевна Петрова

Конспект урока в 11 классе составлен с использованием технологической карты. Может послужить опорой для обучения анализу эпизода любого эпического произведения.Поможет учителю рационально распределить время на уроке.Окажет помощь при подготовке обучающихся к итоговому сочинению по литературе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования»

        Кафедра филологических дисциплин и методики их преподавания

Контрольная работа по методике преподавания  литературы:

«Конспект урока в 11 классе по анализу эпизода главы 24 романа М.А. Булгакова « Мастер и Маргарита»

Работу выполнила: Петрова Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы МОУ СШ № 6

Центрального района Волгограда,1кв. категория.

Работу проверила: Фокина Ольга Анатольевна,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры филологических  дисциплин и методики их

преподавания.

                                                  Волгоград  2017 г.

                                                          КОНСПЕКТ  УРОКА

Тема урока«Поступок непрактичного человека в праздничную ночь».

Проблема милосердия, всепрощения, справедливости.

Анализ эпизода  главы 24 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

 Этапы урока,

время

Планируемый

результат

Универсальные

учебные действия,

предметные

 учебные действия

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Методы и приёмы

Организационный момент

( 2 мин.)

Цель: настроить обучающихся на усвоение материала урока.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Предметные УД

Формируем умение выявлять сущность, особенности объектов.

Формируем умение слушать и понимать других.

Целеполагание как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что ещё неизвестно.

Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Формируем умение работать с планом анализа эпизода и умение активно  пользо-ваться  им на уроке; работа с эпиграфом.

1. Вступительное слово учителя о том, что при жизни писателя было много отрицательных критических отзывов. Лишь Ахматова сразу дала  восторженную оценку.

2.Чтение эпиграфа к уроку.

 «Он гений» А.А. Ахматова. 

На уроке используется мультимедийная  презентация (слайд с эпиграфом).  

2. Объявление темы урока (слайд с темой урока)

3. Учитель предлагает обучающимся  подумать о правильности оценки, которую дала А.Ахматова творчеству Булгакова на примере 24 главы романа, но высказаться об этом предлагается в конце урока.

Слушают вступительное слово  учителя.

 

Слушают эпиграф к уроку и пытаются определённым образом его оценить.

Запись числа и темы урока.

Первичное осмысление темы и вопроса, заданного учителем.

Словесный

Наглядный

Словесный

Частично-

поисковый

Опрос учащихся по заданно-му на дом материа-лу.  (Должна быть прочита-на глава 24)

 ( 8 мин.)

Цель: проверить домашнюю подготовку учащихся, которая поможет усвоению нового материала.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Предметные УД

Формируем умение извлекать информацию из текста. Формируем умение слушать и понимать других. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Формируем умение использовать знания о литературном портрете; видеть языковые особенности текста Булгакова при описании  Воланда и Маргариты.

1. Учащимся предлагается вспомнить  главных героев эпизода (сообщения  готовились дома).

2. Учитель просит учащихся записывать в тетради ту информацию, которая им ещё недостаточно известна (слайды с изображением Маргариты и Воланда).

3. Учитель предлагает учащимся понаблюдать за героями в этой главе и решить: изменится ли их отношение к этим героям. Оценят ли ученики их по- новому?

Обучающиеся готовятся к выступлению и выступают с сообщениями (по 24 главе) «Цитатный портрет Маргариты», «Цитатный портрет Воланда», «Поведение свиты Воланда»  

 Остальные учащиеся делают  записи в тетрадях. Обучающиеся вспоминают образы Маргариты и Воланда и дают им свою оценку.

Обучающиеся включаются в обсуждениеи отмечают, какие изменения происходят с этими героями романа?

Сообщения

Репродуктив-

ный

Беседа

Работа над новым материа-лом    (анали-зом эпизода)

(20 мин.)

Цель: используя анализ текста, определить место эпизода в романе; увидеть, как в данном эпизоде раскрываются образы Воланда и Маргариты.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Предметные УД

Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Формируем  умение слушать и понимать других; формируем умение  оформлять свои мысли в устной форме.

Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом текста,

Формируем умение высказывать своё отношение к  героям, выражать свои эмоции.

Формируем  умение  анализировать отдельный эпизод произведения, видеть роль эпизода в композиции всего романа.

 

 

 

 

1. Учитель просит учащихся  обратить внимание на тему урока и выделить в теме ключевые слова        (милосердие, всепрощение, справедливость)

2. Учитель предлагает вспомнить, какие писатели обращались к теме милосердия, всепрощения, справедливости.

3.Учитель предлагает объяснить причины, которые заставляют писателей обращаться к этой теме.

 4.Учитель обращает внимание учащихся на слайд, где даны лексические значения этих слов, имена писателей и названия их произведений.

 5. Вопрос: Кого из героев романа, написанного Мастером, напоминает Маргарита в своем стремлении спасти возлюбленного? Как вернет она свою любовь?

6. Маргарита в последний раз виделась с Мастером перед его арестом. Много месяцев она не знает, что с ним. «Ах, право, дьяволу я бы заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!» И оказывается, подручный дьявола тут как тут. За сведения о Мастере она должна расплатиться присутствием на балу у сатаны. С достоинством вынесет Маргарита страшную ночь. Но Мастера нет. Спросить о нем она не может. «Только бы выбраться отсюда, а там уж я дойду до реки и утоплюсь».  Вопрос:

 -Почему Маргарита не видит для себя другого выхода, чем утопиться?

7.Учитель предлагает обратиться к экранизации В.Бортко и посмотреть фрагмент фильма ( 5 минут).

 8.Учитель предлагает понаблюдать за действиями главных героев эпизода – Маргариты и Воланда.  

9.Учитель предлагает отметить особенности речи ( глаголы говорения) Воланда и Маргариты, промаркировав слова, характеризующие эти особенности. Затем попробовать составить сравнительную таблицу.

10.Учитель помогает обучающимся сделать вывод : суховатость тона Воланда вызвана тем, что Маргарина оказывается вне норм бесовской компании. К тому же «гордая женщина ничего не просит для себя и хочет лишь избавить Фриду от нескончаемой пытки. Воланд поражён мужеством и достоинством Маргариты. «Мы вас испытывали…»

11.Вопрос:  Почему именно Фрида достойна избавления? Как объясняет это сама М, и как видит это автор?

Кто спасает Фриду? А кто - Мастера?

12.Учитель предлагает поработать с раздаточным материалом, на котором записаны два высказывания. Кому они принадлежат? В чём их принципиальное различие?

13. «Я о милосердии говорю. Иногда совершенно неожиданно и коварно оно пролезает в самые узенькие щёлки». Как  можно понять эти слова Воланда?

Обучающиеся находят ключевые слова и пытаются объяснить свой выбор.

Обучающиеся приводят примеры литературных произведений, авторы которых обращаются к теме милосердия. («Капитанская дочка», «Герой нашего времени», «Гроза»,«  Поединок», «Гранатовый браслет»)

Обучающиеся дают ответ на поставленный вопрос и доказывают свою точку зрения. Возможно, обучающиеся, предваряя текст слайда, сами дадут лексические значения этих слов.

Обучающиеся, размышляя, пытаются ответить на вопрос:  Маргарита сейчас так же бескорыстна, отважна, как и Левий Матвей, пытавшийся спасти  Иешуа. Люди сделали все,  чтобы  разлучить возлюбленных, а вернуть Мастера поможет Маргари-  те нечистая сила.

Обучающиеся приходят к выводу о том, что образ Маргариты в той или иной степени похож на образ Бога. Она нравственно чиста и абсолютно искренна.

Но она простой человек со своими слабостями и ошибками.

Обучающиеся понимают, что Маргарита, продав душу дьяволу, чувствует себя обманутой Воландом, а жить без Мастера она не может и не хочет.

Обучающиеся следят за действием по тексту романа, маркируя слова и выражения.

Воланд : « спросил вежливо, но суховато; улыбнулся вежливо и равнодушно; вдруг повелительно сказал; гулко и страшно прокричал; продолжал, смягчая свой голос; отвечал, понимающе улыбаясь; заговорил, усмехнувшись; пробормотал; заговорил»

Маргарита: «робко сказала; совсем смутившись, повторила; чуть слышно сказала; с гордостью ответила; вздохнула и сказала; изумилась; с силой ответила; тихо спросила; пронзительно крикнула; сказала и поднялась; сказала и лицо её исказилось судорогой»

Отмечаем приём градации: восходящей – у Маргариты, нисходящей - у Воланда.

Обучающиеся записывают вывод в тетради.

Обучающиеся находят ответы в тексте.  

Маргарита говорит, что опрометчиво пообещала Фриде избавление , и если та будет обманута, то М. «не будет иметь покоя всю жизнь».

Автор считает, что только Фрида искренне раскаивается в содеянном, но только Маргарита понимает это: она не Бог, а человек и видит души грешные, но живые (чувство стыда у Фриды). Фриду спасает Маргарита, а Мастера – Воланд.

1 высказывание: «Никогда и ничего не просите!...»

2 высказывание: «Стучите - и вам откроют, просите – и дано вам будет»

1 –цитата из романа, слова принадлежат Воланду, это зеркальное отражение слов Христа(2).Они (2)подразумевают свободу выбора перед лицом высших сил: ты не только просишь о чём-то, но и готов отвечать за последствия. Воланд же предлагает молча ждать и терпеть. Свобода В. не оставляет нам выбора. Свобода есть только у него. А людям он предлагает вместо неё гордость ( «гордая женщина»), права на которую кончатся, когда будет его воля. (Конечно, такой вывод ученики смогут сделать только под руководством учителя !)

Обучающиеся формулируют в тетрадях ответ, состоящий из 2-3 предложений. По желанию несколько ответов зачитываются вслух.

Записывается общий вывод: Воланд предостерегает Маргариту от  милосердия, но « не желая наживаться…» требует , чтобы Маргарита высказала желание для себя. Таким образом, побеждает здесь не жестокая справедливость Воланда, а человечность Маргариты и Иещуа. Союз с нечистой силой заключён, чтобы вернуть Мастера и его роман к жизни. Это не честолюбивый мотив, а путь любви и милосердия.

Частично-

поисковый

Приём

«Ключевых

слов»

Беседа

Беседа

Частично-

поисковый

Частично-

поисковый

 

Метод «Ключевых Слов»

Выразитель-ное чтение

Частично- поисковый

Беседа

Беседа

Рассказ

Беседа

Беседа

Частично-

Поисковый

Беседа

Частично-

поисковый

Работа с текстом

Презентация

слайдов

Составление таблицы «Речевая характеристика персонажей»

Закрепление учебного материала

( 8 мин.)

Цель: проверка усвоения учащимися темы урока.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Предметные УД

Формируем   умение на основе анализа объектов делать выводы.

Формируем умение слушать и понимать других.

Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом текста.

Формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Формировать умение делать выводы, уметь вычленять главное, аргументированно доказывать точку зрения, используя страницы романа.

Усвоить механизм анализа эпизода.

1.Используя информацию  на слайде, учитель предлагает охарактеризовать данный эпизод с разных сторон.

      Слайд: Роль эпизода в тексте:

А) Характерологическая Эпизод  раскрывает характер героя, его  мировоззрение.

Б) Психологическая

Эпизод раскрывает душевное состояние персонажа.

В) Поворотная

Эпизод показывает новый поворот в отношениях героев.

Г) Оценочная Автор даёт характеристику персонажа или события

2.Используя информацию  на слайде,  учитель предлагает охарактеризовать эпизод как сюжетную часть.

Слайд:

Эпизод как часть сюжета:

А) Экспозиция

Б) Завязка

В) Развитие действия

Г) Кульминация
Д) Падение действия

Е) Развязка

Ж) Эпилог

3.Учитель  предлагает учащимся вновь вернуться к эпиграфу и подумать: Как вам понравилась глава, согласны ли вы со словами Ахматовой. Учитель  для создания эмоционального настроя предлагает посмотреть ролик с арией Градского из рок - оперы   «Мастер и Маргарита».

Обучающиеся анализируют роль эпизода в тексте как психологическую и поворотную, потому что именно в нём особенно ярко раскрывается психологическое состояние героини ,и после этого эпизода происходит главное событие- вызволение Мастера.

Обучающиеся анализируют место эпизода в тексте как падение действия и подготовку к развязке – спасению Мастера.

Обучающиеся отвечают на постав- ленный вопрос учителя и вместе с учителем подводят итог урока: Булгаков в небольшом эпизоде сумел заставить читателя задуматься о многих вопросах бытия и смысле жизни. По мнению  А.А. Ахматовой, « это гениально». Автор в уста Воланда вкладывает слова: «Все будет правильно, на этом построен мир».

У романа не получилось бы такого финала, у людей так и не открылись бы глаза на правду, они не смогли бы осознать все убожество быта, в который не может проникнуть свет настоящей любви и подлинного добра, если бы не жестокая справедливость Воланда и милосердие Маргариты и Иешуа.

 Главное: в мире всегда должно сохраняться равновесие между милосердием и справедливостью.

Беседа

Частично-

поисковый

Метод

Эвристического исследования

Задание на  дом

( 2 мин.)

Цель:

Проверить уровень готовности написать сочинение по Творчеству М.А. Булгакова.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Предметные УД

Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Формируем  умение слушать и понимать других.

Формируем  умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Данный вид домашнего  задания дает представление об усвоении материала.

Учитель  предлагает ученикам домашнее сочинение по анализу трёх эпизодов (на выбор). План написания сочинения- анализа эпизода есть у каждого обучающегося.

Можно предложить альтернативные, более простые темы.  

Обучающиеся записывают домашнее задание : написать сочинение-анализ эпизода или на другую тему.

Беседа

Метод Сравнения версий

Репродуктивный

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам литературы по изучению романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Презентация содержит иллюстративный материал к урокам по изучению романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"....

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ на тему: «История создания, жанровое и композиционное своеобразие, система образов романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Цель: познакомить учащихся с историей создания романа, его жанровой          спецификой, сюжетно-композиционным своеобразием, принципом...

урок литературы в 11 классе на тему "Философско - этическиеческие проблемы "ершалаимских глав"романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" и их евангельская основа

Данная работа была представлена на «Ярмарку инноваций в образовании-2010».  по гуманитарному направлению. Тема урока: «Философско-этические проблемы «ершалаимских» глав романа Михаила Афана...

Конспект открытого урока по литературе на тему : "Нравственно–философские проблемы романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков (в режиме «метода проекта»,  два часа) Технологии:  проектной деятельности, здоровьесберегающие, игровые, ИКТ (презентация),...

ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ: «ТРАГИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ ГЕРОЕВ РОМАНА М.А. БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"»

Урок литературы в 11 классе по роману М.А. Булгакова, на котором учащиеся имеют возможность провести глубокий анализ художественного текста, исследовать историю любви главных героев, уяснить нравствен...