урок литературы в 11 классе на тему "Философско - этическиеческие проблемы "ершалаимских глав"романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" и их евангельская основа
план-конспект урока (литература, 11 класс) по теме

Сергеева Ольга Владимировна

 

Данная работа была представлена на «Ярмарку инноваций в образовании-2010».  по гуманитарному направлению. Тема урока: «Философско-этические проблемы «ершалаимских» глав романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».

Программа: Программа общеобразовательных учреждений. 5-11 класс (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной, 11-ое издание, Москва, «Просвещение»-2009 год.

Учебник: Русская литература 20-говека. Учебник для 11 класса. В 2-х частях. Под редакцией В.П.Журавлева, Москва, «Просвещение»-2009 год.

Раздел: Литература 30-х годов 20-говека.

Количество часов в неделю: 3 часа.

Количество часов в год: 102 часа.

Программа по литературе под редакцией В.Я.Коровиной (базовый уровень) предполагает на изучение творчества М.А.Булгакова отвести 5 учебных часов. Предлагаются на выбор романы «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита». Как правило, учащиеся выбирают последний. Имея возможность варьировать программное содержание, я распределила его следующим образом:

1.    Вступительный. Интеллигенция начала 20-го века. Проблема писательского выбора. Булгаков и власть. История создания романа «Мастер и Маргарита». Булгаков о Доме и Боге.

2.    Философско-этические проблемы «ершалаимских» глав романа. Евангельская основа романа. Композиция, жанр.

3.    Тема любви в романе «Мастер и Маргарита»

4.    Сатира в «московских» главах романа.

5.    Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и в пьесе «Дни Турбиных».

     Таким образом, все программное содержание логично организуется, а яркость «любовных» и «московских» глав изначально не заслоняет  главного, серьезнейшего содержания «ершалаимских».

Характеристика класса

     В данном 11 классе я работаю вот уже седьмой год (с 5-го класса), поэтому могу сказать: «Это мои дети». В классе 14 учащихся. Состав в социальном плане крайне неоднороден: есть дети предпринимателей (3), а есть ребята из семей бывших работников совхоза имени Тельмана(5), семьи военнослужащих(2), работников сферы обслуживания(4). Несмотря на социальную неоднородность, отношения между ребятами давно уже сложились дружеские, отношения взаимопонимания и взаимовыручки. У учащихся прекрасные отношения с учителями-предметниками. В класс всегда приятно входить, потому что испытываешь удовольствие от общения с ребятами, которые понимают тебя с полуслова. Большинство учащихся испытывает потребность в знаниях и имеют сильную установку на обучение.

 Неоднороден класс и по уровню развития: 5 учеников класса обладают высоким уровнем развития, активны и инициативны на каждом уроке; 6 учеников среднего уровня развития интеллекта; 3 ученика с трудом преодолевают школьную программу и требуют к себе неусыпного внимания (могут не выполнить домашнюю работу, прогулять).

Этапы урока, методики, применяемые на уроке

     Методики, приемы и средства обучения на уроке отобраны с учетом темы, целей урока, возможностей учителя и учащихся, с учетом учебно-методической базы кабинета.

     По дидактической цели данный урок может быть признан комбинированным. Комбинированность достигается широким перечнем методических приемов, логично ведущих к решению поставленных целей:

лекция учителя, реализация индивидуальных сообщений, исследовательская работа в группах с сопоставительной таблицей (активная форма обучения), эвристическая беседа, коллективный просмотр видеофрагмента и его обсуждение, комментарий учителя, выразительное чтение и чтение в лицах, коллективное прослушивание фонограммы песни. В урок включена коллективная, индивидуальная и групповая деятельность учащихся. Урок интегрированный, т.к. очевидно прослеживается связь с историей, географией (географические карты словаря-справочника), живописью, музыкой, киноискусством. Урок проблемно-развивающий, отвечающий на вопрос: « Что объединяет роман, признанный православной церковью еретическим, с Евангелие?» Каждый этап урока, логично вплетаясь в общий ход, ведет учащихся к осознанию истин, озвученных в заключительном слове и в духовной песне. Идея, лежащая в основе «ершалаимских» глав и проповедуемая православием, и есть то открытие, которое делают учащиеся.

Коммуникативный, исследовательский и дискуссионный принципы, осуществленные на данном уроке, позволяют говорить о нем как об уроке, направленном на развивающее обучение. На уроке осуществлялся контроль и учет знаний, учащиеся показали высокую активность (каждый ученик оценен), осуществлялся индивидуальный и дифференцированный подход. В ходе урока были реализованы все целевые установки.

 

Использованная на уроке аппаратура

Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран)

Электронный словарь-справочник читателя романа с приложением (конспекты уроков по творчеству М.А.Булгакова, презентация к уроку, картины Н.Н.Ге, фрагмент «Суд Пилата» из фильма Джона Хеймана «Иисус», духовная песня иерея Олега Скобля «Что ты дремлешь, душа?»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе по теме

 

«Философско-этические проблемы «ершалаимских» глав романа

Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»

Учитель – Сергеева Ольга Владимировна


Урок  литературы в 11 классе.

Михаил Афанасьевич Булгаков  «Мастер и Маргарита». (вариант 2)

Тема: Философско-этические проблемы «ершалаимских» глав романа «Мастер и Маргарита»  и их евангельская основа. 

Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить с композиционными и стилистическими особенностями романа;
  • показать исторические и евангельские основы романа, углубить представление учащихся об основах литературного творчества, о способности писателя переосмыслить библейский текст, не совершая нравственных ошибок;

Развивающие:

  • развитие  мыслительных способностей учащихся, умений находить, осваивать новую информацию, сопоставлять факты и явления, обобщать и делать самостоятельные выводы; овладение культурой ведения дискуссий;

Воспитательные:

  • воспитание нравственных отношений между людьми, понимания ценности человеческой личности и ответственности человека перед Богом и совестью за каждый свой шаг.

Методические приёмы:

лекция учителя; реализация индивидуальных сообщений; исследовательская работа в группах с сопоставительной таблицей; лекция учителя с элементами беседы; коллективный просмотр фрагмента видеофильма; беседа по содержанию романа; выразительное чтение в лицах; комментарий учителя; выразительное чтение эпизода; слово учителя; коллективное прослушивание песни.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование; презентация к уроку; cловарь - справочник читателя романа; выставка «Библейские мотивы в живописи»; электронный словарь-справочник с приложениями (смотри стр. 13); опорный конспект и сопоставительная таблица (раздаточный материал)

Ход урока.

  1. Лекция учителя «Композиция романа. Три мира одного романа». Фронтальная беседа, направленная на выявление уровня восприятия романа.

Слайд № 1(портрет М.Булгакова)

-Итак, роман, задуманный зимой 28-29 года, вставки к которому Булгаков диктовал жене в феврале 1940 г., за 3 недели до смерти, впервые был напечатан только в журнале «Москва» №11 в 1966 и в № 1 в 1967 году, т.е.27 лет спустя после ухода из жизни автора.

Слайд № 2 (даты)

Сегодня мы попробуем с вами хоть немного приблизиться к постижению «невозможного» романа, сделав акцент в нашей работе на «ершалаимских главах».

Слайд № 3 (тема урока )

- Чем, по-вашему, интересна композиция романа «Мастер и Маргарита»?

-Композиция сложна: присутствует хорошо известный нам приём «роман в романе», равноправно существуют 3 сюжетные линии: (Слайд № 4)

  • историческая (Понтий Пилат и Иешуа)
  • сатирическая (Воланд и К° и москвичи)
  • любовная (Мастер и Маргарита)

Эти линии сливаются в финале воедино, несмотря даже на стилевые различия, ибо в центре романа всё равно стоит тема Творца. Мастера.

Всего 32 главы с эпилогом, причём те 4 главы, которые рассказывают историю П.П. и Иешуа и показывают всего один день (пятницу перед Пасхой), мастерски вплетены в повествование: сначала это рассказ Воланда (гл.2), потом сон Иванушки (гл.16), затем главы романа Мастера, которые читает Маргарита (гл.25,26).) Но как бы там ни было, мы знаем, что «ершалаимские главы» - это роман Мастера, роман, вызвавший странные улыбочки у чиновников от литературы.

План по «ершалаимским главам» мог бы выглядеть так:

Гл.2 – Рассказ Воланда  Слайд № 5

Суд Пилата над Иешуа Га-Ноцри. Разговор с Каифой

Гл. 16 – Сон Ивана Бездомного

                                            Слайд № 6

Казнь на Лысой горе. Левий Матвий свидетель казни

Гл.25 – Маргарита читает Слайд № 7

Пилат дает задание Афранию относительно Иуды

Гл.26 – Маргарита читает Слайд № 8

Тоска Пилата. Доклад Афрания. Разговор Пилата с Левием Матвием

Интересно, что действие и исторических, и современных событий приходится именно на Страстную неделю. Воланд со свитой появляется в среду, а в ночь на Святое Воскресенье, на Пасху, отбывает из Москвы. События же "ершалаимских глав", как уже говорилось, укладываются в пятницу на Страстной неделе. В году так много дней, а здесь - прямое наложение!

Трудно также не заметить сходность описания 2-х городов, разделённых тысячами километров и почти 2000 лет.

«Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами базары, караван-сараи, переулки, пруды... Пропал Ершалаим - великий город, как будто не существовал на свете». А теперь другое описание: «Эта тьма, пришедшая с запада, накрыла громадный город. Исчезли мосты, дворцы. Всё пропало, как будто этого никогда не было на свете».

Детали, ритм, интонация фраз совпадают.

     «Вечные символы», силы природы: солнце, луна, гроза, туча, молния - присутствуют при описании как Ершалаима в день казни Иешуа, так и Москвы в последний день пребывания в ней Воланда и Мастера. Причём хронологически одинаково и в Ершалаиме, и в Москве они сменяют друг друга: утреннее солнце, послеобеденные тучи, предвечерняя молния, гроза.Это не может быть случайностью. Множество подобных параллелей связывают Ершалаим 30-х г. I века нашей эры и Москву 30-х г. XX века.Слайд № 9 (схема)

Таким образом, сюжет «ершалаимских глав» романа опирается на Евангелие.

  1. Реализация индивидуального сообщения «Евангелие и евангелисты». Санчес Ирина. Слайд № 10 (евангелисты)

     3. Групповая работа-исследование текста с таблицей. Сопоставление фактов, данных в «ершалаимских» главах, со Святым Писанием.

- В какой мере «ершалаимкие главы» повторяют Святое Писание? Попробуем сопоставить некоторые факты.


Вопрос

к сравнительному анализу

Библия.

Иисус Христос.

М. Булгаков.

Иешуа Га-Ноцри.

  1. Возраст

33

27

2. Происхождение

Знает и любит мать Марию, верит в божественное происхождение. Отца небесного зовёт Своим Отцом.

Не помнит хорошо; отец – сириец.

3. Кто?

Бог, Царь, Сын Божий

Нищий бродячий философ нижайшего происхождения

4. Ученики

12 апостолов

Левий Матвей, неточно записывающий слова учителя.

5. Известность

Народ ждёт его в городе и бурно приветствует при входе.

Никто его не знает и не приветствует.

6. Вход в Иерусалим

Въезжает на осле; с ним его ученики.

Входит пешком один через Сузские ворота (Золотые).

7. Характер проповедничества

Смотри Нагорную проповедь.

Только одно нравственное положение: «Все люди добры».

8. Иуда. Кто он?

Один из учеников.

Не ученик, Иешуа знакомится с ним возле храма.

9. Арест Иисуса происходит (где? когда?)

В Гефсиманском саду сразу после молитвы у подножия Елеонской (Масличной) горы.

В гостях у Иуды, где Иешуа по просьбе Иуды высказывает свои взгляды на государственную власть.

10. После смерти тело хоронит

Иосиф из Аримафеи с разрешения Пилата взял тело и положил в новом гробу, высеченном в скале, привалив камнем.

Тело похищает Левий Матвей и придаёт земле.

11. Судьба Иуды

Вернул 30 серебряников, пошёл и удавился.

Убит по приказанию П.П., который так хочет успокоить совесть.

12. Отношение к предстоящей смерти

Предначертана смерть на кресте во имя искупления грехов человечества

Боится, просит Пилата отпустить его.

13. Личность, определяющая сюжет

Иисус Христос

П.П. – личность, скрепляющая ершалаимские главы

Заслушивание результатов исследований. Вывод.

- Что доказали мы данным сопоставлением? (переосмысление библейского текста, ибо в концепции булгаковского романа особое значение имеет образ Понтия Пилата).

  1. Реализация индивидуального сообщения «Понтий Пилат. Историческая справка». Гасымов Сейран. Слайд №11.

5. Лекция учителя с элементом беседы.

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром 14 числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

- Какой образ видится нам при чтении этой первой фразы? (человек, наделённый властью, не лишённый государственной мудрости, вызывающий трепет, уважение).

- Совсем по-другому звучит следующая фраза:«Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и все теперь предвещало нехороший день, так как запах начал преследовать прокуратора с рассвета».Что дает она для понимания характера Пилата? (Пропадает ореол значительности, подчёркиваются земные слабости, приземляя героя)

-Вот так на протяжении всего романа в образе Пилата будут соединяться величественные черты сильного и умного правителя и признаки человеческой слабости, из которых самым ярким будет самая скрываемая ото всех - трусость перед более высокой властью.

-Прежде чем обратиться ко 2ой главе романа, давайте вспомним первоисточник-Евангелие:

Первосвященник Кайфа отослал Иисуса к римскому наместнику в Иудее - Понтию Пилату: только тот имел право вынести смертный приговор. (Мф. 27: 3,5).

Призвав Иисуса, Пилат спросил его, что он сделал. Иисус ответил Пилату знаменитыми словами: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего». «Что есть истина?» (Ин. 18: 37-38) -спросил Пилат, не понимая, что истина перед ним.

Пилат не нашел никакой вины Иисуса и хотел Его отпустить. И жена его просила не причинять вреда Праведнику. В праздник еврейской Пасхи Пилат по обычаю мог отпустить одного из осуждённых на казнь. Но народ потребовал отпустить разбойника Варавву и осудить Иисуса. «Иудеи же кричали, если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царём,  противник кесарю» (Ин. 19:12). Услышав эти слова, Пилат испугался.

Он обратился к иудейскому пароду:

«Какое же зло сделал Он?» Но они ещё сильнее кричали, да будет распят! <...> Пилат <...> взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы, И отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:24-25). Была пятница. В этот день предали Христа на распятье.

- Заостряется ли в Евангелии вина Пилата? (нет, она переносится на народ иудейский).

6. Коллективный просмотр видеофрагмента «Суд Пилата над Иисусом». Беседа.

- Подтвердилось ли и сейчас высказанное вами мнение о том, что Пилат не хотел отдавать приказ о казни «Праведника Сего»? Как это выразилось в фрагменте?

7. Беседа по содержанию 2ой главы романа.

Обратимся к тексту гл. 2 «Понтий Пилат», проследим же теперь за поведением главного героя романа Мастера в сцене допроса.

- Какие слова Иешуа следует считать завязкой беседы? («Добрый человек»)

- Какую «новость» о людях узнаёт Пилат от Иешуа? («Злых людей нет на свете».)

8. Выразительное чтение в лицах фрагмента 2-ой главы романа: «А теперь скажи мне…и первый, кто об этом позаботится, буду я» (Василенко Антон, Пасынков Андрей, Федоров Андрей)

9. Комментарий учителя.

- Посмотрите, как библейский сюжет «пророс» в романе, как Булгаков интерпретирует его:

Евангелие от Иоанна:

Иисус у Анны (тестя Каифы)

«Анна спросил об учениках и об учении.

Иисус: - Я говорил явно миру. Я учил в синагоге и в храме и тайно не говорил ничего. Спроси их, они знают, что говорил.

Тогда   служитель   ударил   Иисуса   по   щеке,   сказав: «Так отвечаешь ты первосвященнику!»

Иисус: - Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьёшь Меня?»

Евангелие от Иоанна:

Иисус: «Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.

Пилат: - Что есть истина?

И вышел опять к иудеям». 

10. Беседа по содержанию 2ой главы романа.

-Высокие обязанности прокуратора заставляют Пилата, мучающегося мигренью, вести допрос.В чем Синедрион обвиняет Иешуа? (подстрекательство к разрушению ершалаимского храма)

- Что на это отвечает Иешуа? («рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины»; вера слепа, от веры к истине - такова история человечества.)

- Как же Иешуа отвечает на вопрос о том, что такое истина? И как нам понять его слова?

11. Выразительное чтение в лицах эпизода «Что есть истина?»: «Истина прежде всего в том…и тут говорящий позволил себе улыбнуться».

(Кудрявцев Алексей, Парфенов Андрей. Антипова Ирина)

-Истина - человеческое понятие, конкретное, она исходит от человека и замыкается на нем → истина то, что со - страдание избавляет от страдания.

-Многие живописцы не раз обращались к евангельским сюжетам. Картина же Николая Николаевича Гё носит название «Что есть истина?» И мы не можем с вами сейчас пройти мимо этого факта.

12. Реализация индивидуального сообщения «Николай Николаевич Гё  и его картина «Что есть истина?». Ветлина Маргарита. Слайд № 12. 

13. Комментарий учителя. Кто всем управляет?-Вспомним разговор между Берлиозом, Бездомным и Воландом (1 глава) о том, кто управляет «всем вообще распорядком на земле». Вспомним пошловатую фразу о кирпиче, который «ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится».

Во 2 главе Пилат предлагает Иешуа поклясться.

«- Ну, хотя бы жизнью твоей, ею клясться самое время, т.к. она висит на волоске, знай это.

- Не думаешь ли ты, что ты её подвесил, игемон? Если это так, ты очень ошибаешься.

Пилат вздрогнул и ответил сквозь зубы:

- Я могу перерезать этот волосок.

- И в этом ты ошибаешься, - светло улыбаясь и заслоняясь рукой от солнца, возразил арестант, - согласись, что перерезать волосок уже наверно может лишь тот, кто подвесил?»

Евангелие от Иоанна:

П.- Откуда ты?

Иисус не ответил.

П.- Мне ли не отвечаешь? Не знаешь, что я имею власть распять Тебя?

Иисус: - Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

Евангелие от Луки:

П.- Я исследовал и не нашёл вины в Нем, Ирод также. Ничего не найдено в Нем достойного смерти. Наказав, отпущу.

- Смерть Ему! Отпусти Варавву!

П. возвысил голос, желая отпустить Иисуса.

- Распни Его!

П.- Какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нашёл в Нем. Итак, наказав Его, отпущу.

- Распни Его!

«Они продолжали с великим  криком требовать,  чтобы он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их. ...Иисуса предал в их волю».

14. Беседа по содержанию 2ой главы романа.

- Итак, рушить храм подсудимый не собирается. Обвинение снято.

«В светлой теперь и легкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова: игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа, по кличке Га-Ноцри, и состава преступления в нем не нашел». Но мечты Пилата рушатся доносом Иуды из Кириафа.В чем состоял донос Иуды? («власть есть насилие», «Закон об оскорблении величества ...»)

-Какие детали очень психологично передают состояние Пилата после прочтения доноса?

-Чей портрет представляется Пилату после прочтения доноса Иуды? Чем примечательна эта личность? (император Тиберий)

- Как Пилат пытается на допросе спасти Иешуа?

- Почему Иешуа не понимает его попыток?

- «Мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!...», потом: «Погибли !...» И какая- то совсем нелепая среди них о каком- то бессмертии, причем бессмертие почему-то вызвало нестерпимую тоску». Почему «бессмертие», почему «тоска»?

- Почему к концу допроса Пилат сбивается на крик «страшным голосом»?

- Зачем Пилату нужна была встреча с Каифой? (последняя попытка спасти)

- Почему    же    Пилат,    желая    спасти    арестованного,    всё    же приговаривает его к смерти? (страх перед вышестоящим, страх потерять комфорт, карьеру)

- Вот и получается, что бесстрашный на поле боя всадник Золотое копьё на самом деле трус. И он будет наказан за своё малодушие, за то, что пошёл из страха против своей совести. Он попытается задобрить совесть, расправившись с Иудой. Но это не поможет. «Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то», «бессмертие» и «тоска», бессонница и тревога - это его бремя.

Булгаков уверен: трусость, подобная трусости Пилата, есть главная причина социальных подлостей на земле.

Совесть - это внутренний компас человека, его моральный суд над собой, оценка своих поступков. Совесть - искупление вины и возможность внутреннего очищения через страдание, через раскаяние. Может   быть,    именно   раскаяние,   пришедшее   к   Пилату, подарило сон, радостный и спокойный.

15. Выразительное чтение. Сон Пилата (гл. 26): «Лишь только прокуратор…сейчас же помянут и тебя!»( Потапенко Ольга.) Слайд № 13.

16. Слово учителя. Обобщение по «ершалаимским» главам романа.

-В романе, творчески переосмысливающем евангельский сюжет, тем не менее, заложены вечные ценности, вечные христианские истины.

«Ершалаимские главы» не входят в противоречие с Библией, утверждая:

Не зло, а добро. Не вера, а истина. Не власть, а свобода.

И само прощение Пилата в последней главе романа есть исполнение христианской заповеди о человечности и милосердии.

17. Реализация индивидуального задания. Выразительное чтение эпизода «Освобождение Пилата»: «Маргарита скоро разглядела…по лунной дороге стремительно побежал и он»( Лукьянова Елена) Слайд № 14.

-Человек ответственен за каждый свой поступок, особенно человек, наделённый властью. Прислушивайтесь к голосу совести, живите по её законам, не допуская малодушия. Ибо душа должна быть не малой, но большой. И она не должна спать - подрёмывать. Она должна «работать».

18. Прослушивание духовной песни иерея Олега Скобля «Что ты дремлешь, душа?»

Литература, использованная учителем при подготовке к уроку:

  1. М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита». Избранные сочинения, том второй, Москва, «Литература», 2000г.
  2. Библия, Российское Библейское Общество, Москва, 2000г. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия.
  3. Библейская энциклопедия1990г.- 2-ое издание, репринтное, «Свято-Троицкая Сергиева Лавра»
  4. Б.В.Соколов «Булгаковская энциклопедия», Москва, «Миф», 1996г.
  5. Школьная энциклопедия. История Древнего мира. Москва, «Олма-пресс Образование», 2003г.
  6. Черкезова М.В.»Библейские мотивы в русской литературе. Дидактические материалы», «Литература в школе»- 1997, № 2.
  7. Л.Яновская «Творческий путь Михаила Булгакова», Москва, 1983г.
  8. В.Лакшин «Роман Булгакова «Мастер и Маргарита», «Новый мир»- 1968г. №6.
  9.  Л.Волынский «Лицо времени. Книга о русских художниках», Москва, «Детская литература», 1971г.

   


Материалы по методическому обеспечению педагогических образовательных технологий урока литературы в 11 классе                           по теме «Философско-этические проблемы романа                                   М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

  1. Опорный конспект урока (раздаточный материал):

Тема урока: «Философско-этические проблемы «ершалаимских» глав романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»

«Мастер и Маргарита» - зима 1928-1929 года – февраль 1940 года.

Первое издание – журнал «Москва» № 11-1966 год, № 1-1967 год.

Композиция «роман в романе».

Сюжетные линии

        

Историческая        сатирическая        любовная

«ершалаимская»                    Воланд и К в Москве        Мастер и Маргарита

(Пилат и Иешуа)        30-х годов

План «ершалаимских» глав романа

Глава 2. Рассказ Воланда

Суд Пилата над Иешуа га-Ноцри. Разговор с Каифой. Принятие решения.

Глава 16. Сон Ивана Бездомного

Казнь на Лысой горе. Левий Матвей - свидетель казни.

Глава 25. Маргарита читает

Пилат дает задание Афранию, начальнику тайной службы, относительно Иуды из Кириафа.

Глава 26. Маргарита читает

Тоска Пилата. Доклад Афрания. Разговор Пилата с Левием Матвеем.

Параллелизм «ершалаимских» и «московских» глав:

  • Во времени (Страстная неделя)
  • В описании пространства (Ершалаим – Москва)
  • В проявлении «вечных символов» природы

Взаимосвязь «ершалаимских» и «московских» глав         романа:


Три сюжетные линии – три мира – триады героев

Древний ершалаимский мир

Мир Воланда

(связка)

Современный московский мир

Функция героя

Пилат

Воланд

Пр. Стравинский

тиран

Афраний

Коровьев-Фагот

Врач Федор Васильевич

1-ый помощник

Марк Крысобой

Азазелло

Арчибальд Арчибальдович

помощник

Банга

Бегемот

Тузбубен

животные

Низа (агент Афрания)

Гелла

Наташа

служанки

Евангелие – греч. «благовестие»

Евангелисты: Матвей, Марк, Лука, Иоан

Понтий Пилат – римский прокуратор Палестины (Иудеи) в 26-37 годах 1-го века, ставленник Сеяна, фаворита императора Тиберия.

        31 г.

Р.Х.        10 г.        14 г.        20 г.        26 г.        

        Сеян                33 г.        37 г.

               «черное время»

                для Пилата

        Правление Тиберия

        Пилат-прокуратор

        

                               Казнь Сеяна Тиберием          

Николай Николаевич Ге  «Что есть Истина?» (1890) – Третьяковская галерея.

  • «Добрый человек…»
  • «Что есть истина?»
  • «Власть есть насилие»
  • «Каждому будет дано по его вере»

«Два предмета исполняют меня величайшим благоговением и изумлением: звездное небо вверху меня и совесть, или нравственный закон, внутри меня».

                                         Иммануил Кант.

  1.  Электронная версия словаря-справочника читателя «ершалаимских» глав романа «Мастер и Маргарита». Описание пособия.

     Словарь-справочник содержит толкования 28 слов, требующих разъяснения при чтении романа. Кроме того, в пособии даны достаточно подробные статьи, рассказывающие об  исторических деятелях, чья роль в романе очень значительна (Пилат, Тиберий, Антипа-Ирод). Даны также разъяснения географического плана и приведены фрагменты географических карт (Галилея, г.Гамала, Иерусалим). Большое внимание уделено в пособии словам и понятиям, связанным с христианством (Евангелие, евангелисты, Пасха, пасхальное яйцо, Страстная неделя). Использование  

данного словаря-справочника и в печатном, и в электронном виде значительно облегчит труд преподавателя.

В качестве приложения к словарю-справочнику даны

  • Конспекты первых трех уроков по творчеству М.А.Булгакова
  • Презентация урока с портретами автора и обложкой романа
  • Репродукции картин Н.Н.Ге на религиозные сюжеты и репродукция картины «Что есть истина?» с кратким анализом.
  • Видеофрагмент «Суд Пилата» из фильма Джона Хеймана «Иисус».
  • Духовная песня иерея Олега  Скобля «Что ты дремлешь, душа?»

Все материалы помогут учителю донести до ребят высочайший философский и духовный потенциал, заложенный автором в его «невозможном» романе.

  1. Сопоставительная таблица для исследования фактов текста романа и сравнения их с Евангелие:

Вопрос

к сравнительному анализу

Библия.

Иисус Христос.

М. Булгаков.

Иешуа Га-Ноцри.

  1. Возраст

33

2. Происхождение

Знает и любит мать Марию, верит в божественное происхождение. Отца небесного зовёт Своим Отцом.

3. Кто?

Бог, Царь, Сын Божий

4. Ученики

12 апостолов

5. Известность

Народ ждёт его в городе и бурно приветствует при входе.

6. Вход в Иерусалим

Въезжает на осле; с ним его ученики.

7.Характер проповедничества

Смотри Нагорную проповедь.

8. Иуда. Кто он?

Один из учеников.

9. Арест Иисуса происходит (где? когда?)

В Гефсиманском саду сразу после молитвы у подножия Елеонской (Масличной) горы.

10. После смерти тело хоронит

Иосиф из Аримафеи с разрешения Пилата взял тело и положил в новом гробу, высеченном в скале, привалив камнем.

11. Судьба Иуды

Вернул 30 серебряников, пошёл и удавился.

12. Отношение к предстоящей смерти

Предначертана смерть на кресте во имя искупления грехов человечества

13. Личность, определяющая сюжет

Иисус Христос

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы на тему "Загадки образа Печорина в главах "Бэла" и "Максим Максимыч"

Урок-размышление на тему "Загадки образа Печорина в главах "Бэла" и "Максим Максимыч". На уроке использованы фрагменты телесериала "Печорин" (2006 г.), элементы техн...

Урок литературы. 6 класс. Тема: Незабываемый мир детства и отрочества. Лев Николаевич Толстой «Отрочество», глава 2, «Гроза».

Методическая разработка урока литературы по теме: "Незабываемый мир детства. Лев Николаевич Толстой "Отрочество" , глава 2, "Гроза"...

Урок в 10 классе «Бородинское сражение как композиционный центр романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»

                    Данный урок является интегрированным и рассчитан на 2 учебных часа, он помогает совместить анализ исторических событий и вн...

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"

Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...