Социальный проект "Осторожно, дети!"
проект по теме

Татьяна Владимировна Харченко

Социальный проект "Осторожно, дети!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ostorozhno_deti.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность

        Трудные дети – категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии.

        Сегодняшняя жизнь для многих кажется нелегкой: куча проблем и обязанностей, которые приходится постоянно решать, и на воспитание ребенка не хватает времени. Родители в повседневных делах демонстрируют свои проблемы детям, а они в свою очередь начинают думать, что виноваты во всех бедах, в итоге чего, замыкаются в себе, появляется нервозность, изменяется психика.

        Сохраняющийся уровень криминогенности  в подростковой среде, число детей, находящихся в зоне внимания правоохранительных органов, требует постоянного поиска, распространения и апробации новых подходов в отношении несовершеннолетних, новых технологий социального сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

        По состоянию на 1 октября 2012 года общее  количество обучающихся в Марьяновском районе составляет 3175 человек. Из них 127 детей стоят на внутришкольном учете и 30 – на учете в РОВД.  Вместе с тем сохраняется тенденция роста повторной  преступности среди несовершеннолетних. По данным НИИ Генеральной прокуратуры РФ, учащиеся повысили свою криминальную активность в двух направлениях: во-первых, в наркобизнесе, в котором – в последние два года стали участвовать в 3,3 раза больше молодых людей. Во-вторых, при совершении тяжких, преимущественно насильственных преступлений: прирост числа учащихся, совершивших тяжкие преступления, составляет около 40%.

        Ежегодно растет число несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, попадающих в сферу внимания правоохранительных органов, состоящих на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних. Их число увеличилось в 2009 году на 6,3%.

        Если все это раньше было характерно только для неблагополучных семей, в которых родители  являются алкоголиками или находятся в местах заключения, то теперь эта проблема благополучных и обеспеченных семей.

        К сожалению, медицинские специалисты не в состоянии только медикаментозными методами воздействовать на «трудных» детей, изменить их поведение, сделать «удобными» для взрослых. Детям агрессивным, гиперактивным, тревожным, леворуким и другим, которых родители и педагоги называют трудными, нужны, прежде всего, понимание и помощь взрослых, единое образовательное и воспитательное пространство, воспринимаемое ими как безопасное.

        Решением данной проблемы, помимо семьи, должны заниматься как правоохранительные органы, так и образовательные учреждения.

        Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав занимается подростками, которые уже совершили противоправные действия и имеющие официальный документ закрепления факта, послужившие основанием для вмешательства.

        Именно по этому в настоящее время назрела необходимость реализации комплексного подхода к воспитанию и обучению детей с привлечением специалистов РОВД, прокуратуры, наркологом, психологом, Комиссии по делам несовершеннолетних, представителей церкви.

        Вышесказанное позволяет выявить ряд противоречий:

  1. С одной стороны, формирование эффективной адаптации «трудных» детей в обществе является приоритетным направлением деятельности школ и учреждений дополнительного образования, с другой стороны коллектив, в основном, формально подходит к решению этой проблемы.
  2. С одной стороны, в образовательных учреждениях Марьяновского района имеются возможности расширения деятельности, направленной на формирование эффективной адаптации «трудных» детей в обществе, с другой стороны, отмечается недостаточный уровень осознанности данной проблемы педагогами.
  3. С одной стороны, подростки стремятся выйти их под опеки и контроля взрослых, активно приобретают социальный опыт, с другой стороны столкновение конфликтами создает не безопасную  для их жизни ситуацию, которую они не могут решить самостоятельно.

Данные противоречия позволили обозначить проблему создания модульной сетевой программы «Осторожно, дети!». Особенности данной программы в том, что:

  1. Школьники сами выступают в роли педагога, тьютора при реализации проекта.
  2. Школьники включены в проектную деятельность по разработке занятий для сверстников в форме имитационного моделирования жизненных ситуаций.
  3. Развитие сотрудничества образовательных учреждений Марьяновского района в сфере защиты прав несовершеннолетних,  профилактики асоциальных явлений в подростковой среде.

Цель проекта:

        Содействие формированию эффективной адаптации детей из семей, находящихся в социально-опасном положении к жизни в обществе.

Задачи:

  1. Включить школьников к совместной деятельности по разработке и реализации модульной сетевой программы «Осторожно, дети!».
  2. Выявить проблемы сверстников из семей, находящихся в социально-опасном положении.
  3. Разработать модульную сетевую программу «Осторожно, дети!» на основе полученных данных.
  4. Внедрить новые формы сетевого взаимодействия, направленные на организацию индивидуальной  профилактической работы с детьми их семей, находящихся в социально-опасном положении.

Содержание и этапы реализации проекта

По статистике в наше  время трудных детей относят к возрастному периоду 7-12 лет. Подростки, чаще всего, теряют доверительный уровень отношений со старшими и родителями. Они, как правило, погружены в свой собственный мир. Любой взрослый, независимо от намерений, с которыми он вмешивается в «детские проблемы» - чужой, т.к. не знает тех законов и правил, которые доминируют в этом мире. А между тем, именно в данной среде воспроизводятся и создаются функции и статусы будущей личности.

        Количество «трудных» детей или детей с особенностями поведения и развития – гиперактивных, агрессивных, тревожных, замкнутых – растет день ото дня, а с ними растут и проблемы, семейные и учебно-воспитательные.

        На увеличение количества числа «трудных» детей влияют такие факторы, как неблагоприятная  экология, низкий социальный уровень жизни, хронические болезни, вредные привычки, нервно-психические потрясения матери во время беременности, но в большей степени – это следствие неправильного воспитания дома, в саду и школе. В результате дети, их родители, воспитатели, учителя находятся в состоянии постоянного стресса, что отражается на успеваемости детей в школе, ухудшается качество работы учителей, что влияет на настроение родителей. Это также приводит к снижению иммунитета и росту числа хронических заболеваний у всех вышеперечисленных групп.

        Отсутствие взаимопонимания между членами семья ведет к росту межличностных конфликтов, к увеличению числа разводов, что, в свою очередь, пагубно отражается на детях. Их  поведение становится еще больше неадекватным.  Патологические черты характера обостряются, возникает замкнутый круг.

        Нередко у «трудных» детей начинают появляться проблемы с родителями, учителями, сверстниками. Они не могут себя вести спокойно, постоянно суетятся, ищут себе какое-нибудь занятие, из-за невнимательности не могут на чем-то сосредоточиться, их действия необдуманны, что вызывает у взрослых раздражительность. В итоге взрослые прибегают к наказанию: повышение голоса на ребенка, жесткое наказание за его поступок, а в некоторых случаях применение физической силы. Если еще  ребенок становится свидетелем ссор родителей, у которых расходятся мнения по воспитанию детей, то это может вызвать у ребенка депрессию или нервный срыв. Все чаще в последнее время стала наблюдаться такая тенденция, когда ребенок уходит из дома родителей, начинает жить на улице, а в итоге чего: начинают заниматься попрошайничеством, воровством, вести бродячий образ жизни; узнают что такое алкоголь; пробуют многие виды наркотиков.

        Включение в деятельность по разработке содержания Выездной Школы самих детей и передача полученных в данной работе знаний учащимися является наиболее эффективным инструментом по адаптации детей из семей, находящихся в социально-опасном положении.

        Предложенная модель взаимодействия подростков «Подросток – обучающий» - «Подростку – обучающему» обеспечивает их успешную социализацию, способствуют развитию культуры отношений в социальной среде,  потребности в социальных отношениях.

        Предлагаемые модули проекта:

Модуль № 1.  Для успешной реализации проекта на первом этапе инициативной  группой школьников совместно с педагогами ЦДТ и специалистами РОВД, прокуратуры, Комитета  по делам несовершеннолетних,  наркологом, психологом, представителя церкви разрабатывается модульная сетевая программа «Осторожно, дети!».

        Инициативная группа школьников создается из числа воспитанников Центра детского творчества.

        На втором этапе рамках реализации данного проекта инициативной группой планируется проведение:

- социологического опроса, анкетирования, интервью с детьми по выявлению интересов и актуальных для молодежи проблем  в семье. Будут задействованы ученики 1-11 классов школ р.п. Марьяновка;

- социологического опроса, анкетирования, интервью  с лидерами детских общественных объединений, принимающих участие в проведении районного мероприятия «Учеба актива»;

- интервью с учителями, родителями, представителями сельского социума по проблеме адаптации детей из семей, находящихся в социально-опасном положении к жизни в обществе.

        На этапе реализации проекта у ребят инициативной группы планируется организовать занятия-тренинги с привлечением специалистов:

- психолог по теме «Формирование умения бесконфликтного общения детей из семей, находящихся в социально-опасном положении со сверстниками, взрослыми людьми»;

- инспектор по делам несовершеннолетних по теме «Правильное поведение в ситуациях, связанных с угрозой личной безопасности»;

- помощник прокурора по теме «Защита прав и свобод личности ребенка»;

- представители РОВД по теме «Необходимые знания и умения правильного поведения в экстремальных ситуациях»;

- нарколог по теме «Проблема наркомании, СПИДа среди подростков».

        На каждом этапе проекта планируется подготовка презентационных материалов – будут выпущены видеофильмы о проблемах трудных детей и путях их решения. Журналисты из инициативной группы 2-3 человека на протяжении реализации проекта принимают участие в сборе материалов, делают снимки и фотографии в газету, пишут очерки. Выпускают газету «Безопасность» тиражом 30 экземпляров, распространяют их по школам и учреждениям поселка.

        Реализацию проекта «Осторожно, дети!» планируется осуществить в виде двух моделей:

        

Модель № 1.        Инициативная группа привлекает детей школ р.п. Марьяновка (МОУ «Марьяновская СОШ №1», МОУ «Марьяновская СОШ  №2») и  проводит с ними тематические занятия по адаптации детей с особенностями поведения в обществе  на базе Центра детского творчества.

        Модель № 2. _        Тематические занятия по адаптации детей с особенностями поведения в обществе проводятся на базе учреждений Марьяновского района (МОУ СОШ №3, «Орловская СОШ», «Васильевская ООШ», «Степнинская СОШ», «Шараповская СОШ», «Боголюбовская СОШ», «Москаленская СОШ», «Конезаводская СОШ», «Заринская СОШ»). В ходе  проведения занятий школьники инициативной группы делятся на 3 команды, (работы команд курируют руководитель проекта), каждая из которых работает со школьниками (10-12 человек).

        После проведения каждого занятия предполагается анкетирование участников, с целью определения сильных и слабых сторон проведенного инициативной группой мероприятия.

        На пятом этапе будет проведен круглый стол «Проблема адаптации детей из семей, находящихся в социально-опасном положении и пути их решения», в котором примет участие не менее 20 человек: общественность, представители власти, РОВД, Комитет по делам несовершеннолетних, прокуратура, руководители образовательных учреждений, нарколог, психолог.

        Модуль № 2.  В наше трудное и суетное время, мы  стремимся обеспечить своих детей материальными благами, накормить и одеть их не хуже чем окружающие. А до воспитания не доходит черед, не хватает времени. Кто же заполнит эту вакансию? Улица? Школа? Телевизор? На улице ребенок видит беззаконие и безнравственность, в школе бессилие и порой нежелание педагогов  его учить, по телевизору насилие и жестокость. Неискушенный детский ум решает, что все в жизни можно и должно купить, главное сила и жестокость, благородство и скромность – раритет средневековых  романов.

        Слова чужого человека, а тем более церковнослужителя могут положительно повлиять на ум ребенка. На данном этапе этого модуля предлагается проведение занятий с привлечением служителей церкви. Планируется показ видеофильмов, беседы с батюшкой Марьяновского храма, посещение церкви.

        Главной целью данного модуля является духовно-нравственное воспитание личности ребенка.

План реализации проекта

Наименование мероприятия

Сроки исполнения мероприятия

Перечень исполнителей

Создание инициативной группы школьников

Сентябрь

Методист по детскому движению

Проведение социологического опроса, анкетирования, интервью с детьми по выявлению интересов и актуальных для молодежи проблем в семье.

Сентябрь – октябрь

Методист по детскому движению + инициативная группа школьников

Проведение социологического опроса, анкетирования, интервью с лидерами общественных объединений, принимающих участие в районном мероприятии «Учеба актива».

Ноябрь, февраль, май

Методист по детскому движению + инициативная группа школьников

Проведение интервью с учителями, родителями, представителями сельского социума по проблеме адаптации детей из семей, находящихся в социально-опасном положении к жизни в обществе.

Октябрь

Методист по детскому движению + инициативная группа школьников

Проведение занятий-тренингов с привлечением специалистов:

- психолог по теме «Формирование умения бесконфликтного общения детей из семей, находящихся в социально-опасном положении со сверстниками, взрослыми людьми».

- инспектор по делам несовершеннолетних по теме «Правильное поведение в ситуациях, связанных с угрозой личной безопасности».

- представители РОВД по теме «Необходимые знания и умения правильного поведения в экстремальных ситуациях».

- нарколог по теме «Проблема СПИДа среди подростков».

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Психолог, инспектор по делам несовершеннолетних, помощник прокурора, представитель РОВД, нарколог.

Подготовка презентационных материалов.

Март, апрель

Методист по детскому движению + инициативная группа школьников

Выпуск газеты «Безопасность».

Февраль, март, апрель, май

Методист по детскому движению + инициативная группа школьников

Составление тематики занятий «Осторожно, дети!».

Декабрь

Методист по детскому движению + инициативная группа школьников

Проведение Выездной Школы

Февраль, март, апрель, май

Методист по детскому движению + инициативная группа школьников

Тематические занятия с привлечением церкви.

Февраль, март, апрель

Церковь

Ресурсное обеспечение

Кадровое обеспечение:

- педагоги ЦДТ;

- родители;

- психолог ЦДТ;

- учителя школ;

- представители социума;

- представители РОВД;

- представители прокуратуры;

- нарколог;

- представители церкви.

Управление проектом осуществляет координатор проекта – методист ЦДТ. Результаты работы обсуждаются на педагогических советах школ, с которыми сотрудничают воспитанники данного объединения.

Материально-техническое обеспечение:

- аудитории ЦДТ;

- компьютерный класс ЦДТ;

- видеокамера;

- фотоаппарат;

- мультимедиа.

Ожидаемые результаты

  • Пресечение и уменьшение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений и антиобщественных поступков.
  • Сокращение числа повторных преступлений и правонарушений, совершенных несовершеннолетними.
  • Продолжение реализации модульной сетевой программы «Осторожно, дети!».

Финансирование проекта «Осторожно, дети!» идет за счет средств Администрации Марьяновского района и МУ ДОД «Марьяновский Центр детского творчества».

Для реализации проекта «Осторожно, дети!» будет создан Координационный Совет, в состав которого войдут представители Комитета по делам несовершеннолетних, РОВД, нарколог, психолог, прокурор, представители церкви. Координационный Совет контролирует сроки и полноту реализации данного проекта. Итоги работы Координационного Совета будут представлены на итоговом заседании круглого стола «Проблема адаптации детей из семей, находящихся в социально-опасном положении и пути их решения» в мае 2010 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение к миру социальной действительности детей, воспитывающихся в условиях социально-реабилитационного центра

Приобщение ребенка к миру социальной действительности – одна из сложных и в то же время важнейших проблем. В 21 веке человек  должен быть уверен  в себе, мобилен, коммуникабелен.  Проце...

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

"Социальное партнерство, как условие развития социальной уверенности детей дошкольного возраста"

Итоги работы районной эксперементальной площадки на тему: "Социальное партнерство, как условие развития социальной уверенности детей дошкольного возраста"....

Социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, через вовлечение в объединения по интересам в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

В народе говорят: «Всё начинается с детства». Это не просто фраза, ставшая крылатой, это проверенная веками мудрость. В детстве – истоки личности, определение жизненной судьбы ...

Проект "Дети учат детей". Практика наставничества "Развитие социальной коммуникативности детей через ролевые игры"

Материал содержмит  диагностику динамики влияния ролевых игр на психологическое развитие учащихся, а также примеры ролевых игр для развития социальной коммуникации у детей....

Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями (для специалистов, работающих с детьми и подростками с ограниченными возможностями)

Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями предназначены для педагогов и руководителей учреждений соци...