Воспитательная система класса
методическая разработка (10 класс) по теме

«Мое будущее – в моих руках».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_sistema_klassnogo_kollektiva.doc74.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya1_2.ppt1.61 МБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная система классного коллектива.

 «Мое будущее – в моих руках».

Шаяхметова Надежда Евгеньевна  учитель биологии 

Классный руководитель 10 В класса

 МБОУ « СОШ № 2 им. А. И. Исаевой»

Введение.

Немало можно добиться строгостью, многого – любовью,
но больше всего знанием дела и справедливостью,
невзирая на лица.

И.Гете.

В играх детей нередко возникает вопрос: кто самый главный? Как правило, дети заинтересованно и оживленно начинают искать на него ответ и, конечно, вскоре находят. Давайте последуем примеру детей и зададим себе такой вопрос: "А кто самый главный человек в школе?" "Однозначно, директор", – ответило бы большинство из нас. Но всё ли так однозначно, если поиском ответа на этот вопрос занят родитель? Ведь из его уст можно услышать и другой ответ: "Для меня самый главный человек в школе – это классный руководитель," – скажет он и обоснует свою точку зрения десятком аргументов. И, слушая, невольно убеждаешься в его правоте, ведь в плоскости отношений "ребенок – школа" или "семья – школа" нет более ' важной персоны, чем  классный  руководитель.

Как хочется встретиться с таким классным руководителем, который при первой и последующих встречах с тобой скажет: "А вы знаете, какие замечательные дети в нашем классе!" "А у этих замечательных детей, вероятно, и замечательные родители," – моментально рождается в родительском сознании продолжение произнесенной учителем фразы.

Как хочется встретиться с таким классным руководителем, который сразу может рассказать практически все об успехах и неудачах твоего ребенка в школьной жизни! Как хочется встретиться с таким классным руководителем, который сможет увидеть, понять и принять особенности твоего ребенка, помочь ему стать самим собой, избежать конфликтов со своим внутренним "я" и с окружающими его людьми!

Классное руководство – профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном коллективе, созданий условий для самореализации личности обучающихся, его успешной социализации в обществе. Однако следует заметить, что классному руководителю сейчас приходится нелегко. В сложный период масштабных политических и социально-экономических преобразований в Российском государстве и обществе нам крайне трудно вести целенаправленную и эффективную воспитательную работу с учащимися. В эпоху перемен учителям очень важно занять правильную гражданскую и педагогическую позицию, верно определить целевые ориентации в своей жизни и педагогической деятельности, не ошибиться в выборе принципов, направлений, форм и способов собственного бытия и построения жизнедеятельности в школьном и классном сообществе.

Только системный подход может стать эффективным средством обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя.

Но проблема в том, чтобы найти наиболее эффективные формы и методы для осуществления системного образования и воспитания в среднем и старшем звене. Для решения этой проблемы педагог ставит цель воспитательной системы – поэтапное создание условий для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения. Строить воспитательную систему нужно, опираясь на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную.

Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса должна быть направлена на то, чтобы учащийся в течении многих лет мог развить личностные качества, соответствующие сформированным педагогом, учениками и родителями образу выпускника школы.

1. Понятие и сущность воспитательной системы.

Что же такое воспитательная система класса? Из каких элементов и компонентов она состоит?

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. Основных компонентов системного образования пять. Это можно представить в виде таблицы.(табл.1)

Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса

Компоненты воспитательной системы

Составные части (элементы компонентов)

I. Индивидно-групповой компонент.

1. Классный руководитель.
2. Учащиеся класса.
3. Родители учащихся.
4. Педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.

II. Ценностно-ориентационный компонент.

1. Цели и задачи воспитания.
2. Перспективы жизнедеятельности классного сообщества.
3. Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.

III. Функционально-деятельностный компонент.

1. Системообразующий  вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения.
2. Основные функции воспитательной системы.
3. Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.

IV. Пространственно-временной компонент.

1. Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда.
2. Связь и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых.
3. Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения.
4. Этапы становления и развития воспитательной системы.

V. Диагностико-аналитический компонент.

1. Критерии эффективности воспитательной системы.
2. Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы.
3. Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.

Наличие у классного руководителя представлений о сущности и компонентах воспитательной системы класса позволяет ему более осознанно и результативно осуществлять деятельность по моделированию и построение системы воспитания учащихся в классном коллективе.

2. Моделирование воспитательной системы класса.

Построение воспитательной системы класса начинается с моделирования. В науке под моделированием принято понимать метод познавательной или практической деятельности, с помощью которого конструируется аналог-заменитель отображаемого либо создаваемого объекта, явления или процесса с целью получения новой информации или преобразования какого-либо фрагмента социальной и природной деятельности. Трудно вообразить построение эффективной воспитательной системы образовательного учреждения или его структурного подразделения без ранее сформированных о ней модельных представлений.

Моделирование воспитательной системы класса – это процесс взаимодействия классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями по формированию целостного коллективного представления о важнейших качествах и компонентах воспитательной системы, об основных ее системообразующих факторах и связях, о путях, этапах и способах ее построения.

Главную роль в разработке модели воспитательной системы, несомненно, играет классный руководитель. Именно он является инициатором и организатором совместной деятельности по формированию модельных представлений, и от его профессиональной компетентности зависит педагогическая целесообразность создаваемой модели воспитательной системы. Успешность моделирования находится в прямой зависимости от активности участия в данном процессе учащихся класса.

В ходе моей педагогической работы  мной определены формы, методы и приемы, который  можно использовать в деятельности по созданию модели воспитательной системы класса. (табл.2)

Основные направления деятельности

Задачи деятельности

Средства реализации задач

Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе.

1. Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива.

2. Определить уровень сфомированности класса, состояние в нем деловых и межличностных отношений.

3. Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности.

4. Определить эффективность учебно-воспитательного процесса.

1. Анкетирование, игры, методики для исследования мотивов участия школьников в деятельности и для определения общественной активности учащихся. Составление карты интересов и увлечений учащихся класса.

2. Мастерские общения.

3. Тестирование сформированности коллектива, состояние межличностных отношений с помощью бесед.

Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества.

1. Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем.

2. Определить место и роль класса в воспитательной системе школы.

3. Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формировании классного коллектива.

1. Организационно-  деятельностные   игры. Кл .час “ Класс, в котором я хотел бы учится”

2. Конкурс “Мой класс сегодня и завтра”

Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребенка.

1. Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.

2. Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества.

1.  экскурсии, поездки на базы отдыха.

2.  Любые формы коллективной деятельности.

3. Концептуальная модель воспитательной системы класса.

Ученик не сосуд, который надо наполнить,
а факел, который надо зажечь.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Сущность воспитания можно обнаружить там, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где педагог руководствуется сознательными намерениями. Действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану (например: план воспитательной работы на учебный год) в соответствии с поставленными задачами.

Этапы развития воспитательной системы.

Цели и задачи воспитания будут решаться системно на каждой ступени взросления и социализации человека, начиная с первого года школьной жизни.
Мне хорошо известно, что гораздо проще найти свою нишу в воспитательном пространстве, если будут поставлены не только цель, задачи, принципы и основные направления, формы и способы построения жизнедеятельности и воспитательного процесса в общественном коллективе, но и правильно будут определены этапы этого процесса.
Для успешного развития воспитательной системы класса я выделила четыре этапа:

  • Первый этап – этап проектирования системы ;
  • Второй этап – этап становления системы ;
  • Третий этап – этап стабильного функционирования системы ;
  • Четвёртый этап – этап обобщения результатов  класса.

Мой педагогический стаж скоро будет 25 лет, и всегда я была классным руководителем.

В 2011-2012 учебном году из пяти 9-х классов было создано три 10-х, и в одном  из них я стала классным руководителем. У части детей я была классным руководителем в  9 классе. Главной своей целью в 10 классе я поставила – сплочение и дружба в  коллективе, так как учащиеся были собраны из четырех  9 классов и из МБОУ « СОШ № 1». Я знала, что дети лучше всего сближаются в неформальной обстановке, и поэтому сразу же мы провели классный час “Давайте познакомимся”,и в сентябре был « Осенний марафон» где обучающиеся стояли ответственные на разных станциях. и в конце мероприятия была полевая  кухня где детей корми кашей, пиццей и соком.

Аналитические основы.

В 10 «В» классе обучаются 17 человек, из них 8 девочек и 9 мальчиков. Возраст учащихся 15-16 лет. При формировании 10-гo класса 6 человек остались из 9 а класса, из  9 б класс-2 человека ,из 9 в -2 человека , из 9 г класса-3 человека и из первой школы -4 человека.
12 учеников живут в полных семьях, 5 - в неполных семьях.

Цель воспитательной работы – сплочение классного коллектива и дружба между обучающимися , а также подготовить обучающихся к осознанному профессиональному самоопределению.

Положительный результат будет тогда, когда процесс обучения и воспитания будет проводиться в системе.

Направление воспитательной работы: 

  • Художественно-эстетическое (“День знаний”, “День самоуправления”, “День матери”, участие в предметных декадах, “Веселый новый год”, “День Святого Валентина”,  “Самая обаятельная и привлекательная”, “День смеха”, “Прощай школа”); 
  • Гражданско - патриотическое (,военные сборы,  классные часы, День Победы.) 
  • Спортивно-оздоровительное  (анкетирование, антинаркотические акции, беседы, кл.часы с привлечением специалистов ,акции “За здоровый образ жизни”,  дни здоровья); 
  • Профессионально-трудовое ( по профориентации “Сотвори себя сам”, классные часы с привлечением специалистов, посещение омского колледжа , беседы с преподавателями вузов, экскурсии на предприятия города). 

Задачи воспитательной работы в 10-11 классе. 

  • Сформировать классный  коллектив;
  • Совершенствование нравственных качеств;
  • Подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению.

Результативность системы.

 Ожидаемый и прогнозируемый  результат:

- физически и психически здоровая личность;

- социально активная;

- нравственно здоровая;

- стремящаяся к самообразованию, самосовершенствованию;

- готовая к самореализации;

- с чувством собственного достоинства;

- отсутствие правонарушений.

Добиться таких результатов помогут различные формы работы с учащимися:

  • беседы и лекции;
  • разнообразные классные часы;
  • совместные с родителями мероприятия;
  • деловые и ролевые игры, викторины, конкурсы;
  • встречи с интересными людьми;
  • занятия-практикумы;
  • тестирование, анкетирование;
  • психологические тренинги;
  • КТД.

Работа с детьми «группы риска»

Особого внимания требуют к себе учащиеся, которых называют трудными. Ни один ребенок, который приходит в школу, не хочет быть в их числе. Трудными дети становятся, в первую очередь, в результате семейного воспитания. Плохие, враждебные взаимоотношения в семьях, разводы родителей, манипулирование детьми,  перебрасывание ребенка из одной семейной ситуации в другую - все это приводит к тому, что ребенок становится трудным.

Киямов  Раиль, Кузнецов Сергей, Богданов Виктор.

Результативность:

Проблема успешности детей волнует всех участников образовательного процесса, потому что обучающиеся не всегда могут справиться с трудностями, возникающими в процессе обучения самостоятельно. Поэтому всегда есть связь : учитель-ученик-родитель. 

Свою задачу как   педагога я вижу в  создании  условий  для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку.  Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано природой. Ребенок – росток человеческий. В нем изначально заложено неуёмное стремление к развитию. Цель становящейся личности – утвердить свое уникальное «Я», выявить свое неповторимое предназначение, а цель педагога помочь ему в этом. И при этом важно добиться между учителем и учеником доверительных, взаимообогащающих отношений и только тогда будет результат, ведь как сказал великий Гёте:

 «Учатся у тех, кого любят. Чтобы изменять других, их надо любить».

Заключение.

Наши дети – это наша старость.
Правильное воспитание –
это наша счастливая старость,
плохое воспитание - это наше будущее горе,
это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми,
перед всей страной.

А.С. Макаренко

Список литературы:

1. Степанов Е.Н. Классному руководителю о воспитательной системе класса. -М.: Центр “Педагогический поиск”, 2001.-160с.
2. Угольникова Е.Ю. Качество, эффективность, результат воспитательного процесса. Критерии и инструментарий оценки (лекции с курсов ПК), Оханск, апрель, 2005 .
3. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1998 .
4. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. 4-ое изд., дополн. -М.:ЦГЛ,2002.
 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)

система воспитательной работы в классе (5-11)...

Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"

Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...

Воспитательная система класса "Городок" для учащихся 5-7 классов

Принимая модную и широко рекламируемую философию – каждый за себя, потеряв моральные ориентиры, общество заряжается энергией разрушения. В настоящее  время, когда практические не существует...

Воспитательная система класса "Воспитание - только творчески"(5-9 классы)

Программа воспитания охватывает пять лет школьной жизни (с 5 по 9 класс).Рассматриваются различные направления  воспитания детей, а также взаимодействие с родителями, профориентация, психодиагнос...

Воспитательная система класса "Технология сотрудничества"(10-11 классы)

Программа воспитания охватывает два года  школьной жизни (10 и 11  классы).Рассматриваются психолого-педагогические основы воспитания старшеклассников, основные этапы организации воспитатель...

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...