Программа хореографического кружка "Танцевальный серпантин-I"
рабочая программа по теме

Кныш Наталья Владимировна

Рабочая программа по хореографии "Танцевальный серпантин-I"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

Творческого объединения

«ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ СЕРПАНТИН»

Реализация программы: 4 года

Возраст 8 -11лет

Руководитель:   Кныш Н. В.

Педагог дополнительного образования

Мещерино – 2012г.

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Социально – экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объем усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребенка к жизни, его психологическая и социальная адаптация.

Только умственное развитие детей, их интеллектуальное обогащение не обеспечивает всестороннего развития личности. Для достижения гармонии в развитии ребенка не меньше внимания  необходимо уделять его нравственному и физическому совершенствованию, нельзя оставлять без внимания и развитие эмоциональной сферы личности. В этом и состоит актуальность данной программы.

Хореография – средство эстетического воспитания широкого профиля, ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Решая те же задачи эстетического развития и воспитания детей, что и музыка, танец дает возможность физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов. В процессе занятий дигательные навыки постепенно совершенствуются, улучшается их качество, движения становятся более свободными, ритмичными, координированными, пластичными, у детей вырабатывается активное торможение в связи с остановкой в музыке или переходе с одного движения на другое.

Так как занятия хореографией осуществляются под музыку, необходимо обратить особое внимае на качество ее исполнения. Высокохудожественная музыка воспитывает хороший вкус, расширяет музыкальный кругозор детей. Поэтому следует уделять  огомное внимание работы педагога с музыкальным материалом.

Процесс обучения хореографическому ирскусству в основном построенна реализации дидактических принципов: сознательности и активности, наглядности, доступности и систематичности.

Принцип сознательности и активности предусматривает сознательное отношение к занятиям, воспитание у детей заинтерисованности в овладевании движений. Преподаватель должен стремиться: точно и доступно формулировать музыкально-двигательную задачу, учитывая особенности и возраст детей.

Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений.

Используются различные приемы наглядности: прослушивание музыкальных произведений с дальнейшим разбором его по частям, демонстрация упражнений, словесный разбор средств музыкальной выразительности в сочетании с  описанием техники исполнения движений; изучение схем, рисунков, наглядных пособий и т. д.

Принцип доступности требует постановки задач перед воспитанниками, соответствующих их силам, постепенно повышая трудносать осваиваемого материала и соблюдения в обучении элементарных правил: от известного к неизвестному, от простого к сложному.

Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования музыкально-двигательных навыков, чередования работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности у детей.

В работе занятий по хореографии применяются традиционные методыобучения: использования слова, наглядное восприятие и практическое.

Программа хореографического кружка основана на опыте работы в данном учреждении и рассчитана на четыре года обучения. В  Мещеринской СОШ №2 занятия хореографией проводятся с 1998 года. За это время выработалась целая система проведения занятий данным видом искусства. Программа рассчитана на детей начальной школы (9-11 лет), так как дети в этом возрасте более подвижны, менее загружены  в школе и легко обучаемы хореографическим навыкам в связи с особенностями физического развития организма.

Разработав данную программу, я учла две основные проблемы, с которыми пришлось столкнуться в процессе обучения:

  1. ограничение во времени (2 часа в неделю);
  2. привлечение к занятиям учащихся без учета их способностей и физических возможностей.

Стремясь к максимальной эффективности занятий в условиях ограниченного времени, мною был осуществлен  строгий отбор содержания материала. Основными критериями отбора танцевальной лексики послужили возрастные физиологические и психологические  особенности детей и уровень влияния этих движений на формирование правильной осанки, развитие координации, воспитание художественно-эстетического вкуса, формирование основ индивидуальной танцевальной культуры на разных этапах обучения.

При организации учебной деятельности работы учащихся в кружке, мною была поставлена

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ:

 развитие ребёнка и детского коллектива через создание особой среды формирования  общих культурных интересов и совместной деятельности детей, формирование национального самосознания и высоких духовных качеств ребёнка, формирование творческих способностей детей.

 ЗАДАЧИ:

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ.

1. Развитие художественного вкуса.

2. Формирование интереса детей к фольклору, чувства уважения традиций народа.

3. Формирование и развитие детского коллектива.

4.Воспитание таких черт характера, как: самокритичность, самоконтроль, целеустремленность.

ОБУЧАЮЩАЯ.

 1. В процессе обучения, у учащихся формируются музыкальность, ритмичность; развиваются танцевальные способности: знание позиций ног и положения рук, элементов народно – сценического танца.

  1. Ребята изучают разные по характеру и манере исполнения стили и направления в хореографии.

 РАЗВИВАЮЩАЯ.

 1.  Развиваются физические способности:

-         сила ног,

-         пластичность рук,

-         гибкость тела,

-         эластичность мышц и подвижность суставов.

 2.  Развиваются: внимание, память, воображение.                                                                            

  Формирование оценочной деятельности у детей в танцевальном объединении происходит по двум направлениям. Во - первых, благодаря изучению творчества Мастеров, во - вторых, в сопоставлении с тем, как изменились результаты, прежние и настоящие. У нас не принято сравнивать и сопоставлять «талантливость» работы ровесников. Это может вызвать негативное явление - потерю стремления ребенка подняться в своих знаниях и умениях на более высокую ступень. На мой, взгляд соперничество и конкуренция внутри детского коллектива, губительны, так как вместо творчества начинается работа ради первенства, ради успеха. Еще одной из «экспертных оценок» являются выступления на концертах, участие в районных и областных конкурсах. Так же одним из критериев оценки деятельности воспитанников является сам учитель, который может дать правильную оценку деятельности ребят.

  Активное участие ребята принимают в стенах родной школы, с момента основания которой сложились определенные традиции. Каждый год в нашей школе проводится ряд мероприятий: «День учителя», ребята из начальной школы готовят праздничную программу для своих мам, приуроченную ко Дню матери, Новогодний бал, Международный женский День, встреча с выпускниками нашей школы, а также выпускной  начальной школы и Последний звонок, Парад кружков.  Здесь ребята не только демонстрируют свое умение и навыки в танцах, но и показывают черновой вариант занятия, где становится понятно, что хореография, это не только искусство, но и нелегкий физический труд. Помимо устоявших традиций ребята сами участвуют  в разработке мероприятий, так, например, в том году в школе удачно стартовал «Конкурс красоты», где приняли участие девушки среднего и старшего звена. В этом году впервые в школе проводился конкурс «Сказка странствий», где, ребята, изучая выбранную ими страну для преставления, изучили не только географию и быт той страны, но и местный фольклор, куда также входят особенности хореографии, изучаемого объекта.

 Очень полюбились ребятам клубные часы, которые регулярно проводятся внутри коллектива. Здесь мы разговариваем о своих успехах, обсуждаем танцевальный репертуар, делимся своими впечатлениями, полученными от просмотра видеороликов с чемпионата мира по хореографическому искусству. Беседуя с детьми об увиденном, будь то конкурс, фестиваль или концерт, у детей вырабатывается способность улавливать красоту, полученные впечатления учат их сравнивать, сопоставлять, вызывают желание поделиться своими соображениями с взрослыми и ровесниками. Так же очень полюбились детям мини дискотеки, которые проводятся регулярно. Все это и отличает данную программу от общепринятых стандартов.

В кружке так же уделяется огромное внимание тесному сотрудничеству с родителями учащихся, которые сопереживают, помогают в производстве костюмов, в которых дети осуществляют концертную деятельность, а так же активно посещают выступления своих детей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1. Основной задачей  обучения является усвоение навыков координации движений, музыкальности.

2. По окончанию обучения дети должны правильно передавать характер музыкального произведения в движении (веселый, грустный, лирический, героический и т. д.). Владеть основными хореографическими упражнениями.  Уметь исполнять ритмические комплексы упражнений под музыку.

3.  Иметь актерские навыки, уметь правильно читать хореографическую лексику.

4. Уметь точно передавать характер исполняемых движений.

5. Активно принимать участие в концертной деятельности.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

 Двигательные задачи:

1.Усвоение навыков координации движений, танцевальности, музыкальности.

2. В конце этого года дети должны знать лексику изучаемых разделов(танцевальных жанров), четко передавать характер исполняемых движений.

Музыкальные задачи:

1.Педагог должен ознакомить детей с длительностями (четверти, восьмые, шестнадцатые, половинные).

2.Работа над передачей в движении характера музыки, темпа, динамики проводится в тесном единстве. На занятиях учитываются и другие компоненты музыкального языка: мелодическая линия, ладовая, регистровая окраска.

№п/п

                          Тема

Общее    Теория Практика

  кол-во

 часов    

  1

Вводный инструктаж по ТБ и ПБ. Элементы классического танца.

  2

Элементы детского эстрадного танца.

    18       -           18

  3

Партерная гимнастика, прыжки, вращения.

    10       1           9

  4

Элементы бального танца.

    10       1           9

  5

Элементы русского танца.

    10       2           8

  6

Прыжки с предметами.

      6       -            6

  7

Занятия по актерскому мастерству.

      6       1           5

  8

Пластические этюды.

      4       -            4

  9

Клубный час.

      4       2           2

Всего:

     68      7           61

В конце учебного года провести открытое занятие.

                             


  ВТОРОЙ  ГОД  ОБУЧЕНИЯ.

ЗАДАЧИ:

Двигательные задачи:

1 .Усложнение танцевальных комбинаций.

2. Развитие артистичности.

3.К концу учебного года дети должны уметь правильно вытягивать стопу, держать корпус, выпрямлять колени, сопровождать движения поворотами головы там где это требуется.

Музыкальные задачи:

Определять количество частей, фраз, характер музыки, динамические оттенки, уметь определять сильную долю.

 № п/п

                          Тема

Общее   Теория Практика

Кол-во

часов

      1

Партерная гимнастика, прыжки, вращения.

      12     -           12

      2

Элементы классического танца.

      12     3            9

      3

Элементы бального танца.

      10     -           10

      4

Элементы русского танца.

      14     2          12

      5

Элементы детского эстрадного танца.

      12     -           12

      6

Занятия по актерскому мастерству.

       2      -            2

      7

Пластические этюды.

       2      -            2

      8

Прыжки с предметами.

       2      -            2

      9

Клубный час.

       2      1           1

Всего:

      68     6           62

В конце года провести открытый урок.\

Принять участие в ежегодном районном конкурсе в рамках фестиваля «Родники культуры».

                                   


 ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

ЗАДАЧИ:

1. Вводится новое направление в разминку « детский фитнес ».

2. Изучение нового танцевального направления «Хип-хоп». Дети должны технически правильно исполнять движения этого направления.

 №п/п

                            Тема

Общее  Теория Практика

кол-во

часов

    1

Фитнес для детей.

     12      2           10

    2

Элементы классического танца.

     10      2            8

    3

Элементы детского эстрадного танца.

     10      -            10

    4

Элементы танца «Хип-хоп».

     16      2           14

    5

Занятия по актерскому мастерству.

      6       -            6

    6

Пластические этюды.

      6       -            6

    7

Прыжки с предметами.

      4       -            4

    8

Клубный час.

      4      2            2

Всего:

     68     8            60

Провести семинар для педагогов.

Провести класс-мастер.

Участие в районных хореографических конукурсах.

                           


ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

ЗАДАЧИ:

1 Вводится новое направление «Джаз-данс». Важно умение соединения классического танца с элементами современного танца.

2. По окончанию этого года ученики должны синхронно и хаотично двигаться по площадке в зависимости от того, где и как нужно двигаться.

3. Знать, что такое рисунок танца.

№ п/п

                             Тема

Общее  теория практика

кол-во

 часов

    1

Элементы классического танца.

    16        4          12

    2

Элементы современного танца.

    16        2          14

    3

Элементы танца «Хип-хоп».

    20        2          18

    4

Партерная гимнастика, прыжки, вращения.

    12        -           12

    5

Клубный час.

     4         2           2

Всего:

     68       10        58

Провести открытое занятие.

Провести контрольный урок.

Участие ув райнных и областных конкурсах.


Методическое обеспичение.

Формы подведения этогов:

  1. Контрольный урок.
  2. Открытое занятие для педагогов и родителей.
  3.  Проведение семинаров.
  4.  Проведение класс-мастера.
  5.  Участие в концертной деятельности.
  6. Участие в районных, областных конкурсах

Формы занятий по темам:

По всем занятиям проводится смешанный  тип деятельности, что предусмотренно законами хореографии.

Организация учебно-воспитательного процесса:

  1. Наличие просторного помещения.
  2. Оснащение необходимым оборудованием (тренажный станок, спорт инвентарь, музыкальное сопровождение).
  3. Музыкальный материал (если есть наличие концертмейстера –это ноты, если музыкальный центр – это диски).
  4. Костюмерная.
  5. Наличие концертных  костюмов.

                     СПИСО К  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Плаксина –Кныш Н. В.Авторская  программа по ритмике для общеобразовательных школ Тула -1998.

2.Анисимова В. В. Предупреждение нарушений осанки у детей.-М., 1959

3. Ефименко Н. Н. Театр  физического развития и оздоровления  детей дошкольного и младшего школьного возраста.

4. Козырева О. В. Упражнения с большими ортопедическими мячами Обруч. -2000. -№1.

5.Колтановский А. П. 400 упражнений с палками и стулом.-М., 1983.

6. Кузнечикова С . Нейройога воспитание и развитие ребенка с пользой для здоровья.-Санкт-Петербург. 2010.

7. Мотыля\вская Р. Е. Норма и поталогия в спорте.- М.., 1982.

8.Мухина В. С. Детская психология .- М., 1999.

Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление  в условиях детского сада, школы Под ред. Г. Н. Сердюковской.-М., 1994.

9.Старокоская В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет .-М., 1994.

10. Транквиллитати А. Н. Восстановить здоровье.-М., 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебного предмета" Музыкальный инструмент. Фортепиано"( Вариативная часть программы "Хореографическое творчество"/ФГТ)

Программа создана для учащихся отделения "Хореографическое творчество". Срок обучения: 7 лет. Занятия: 1 час в неделю....

Программа художественной направленности Хореографическая группа "Серпантин"

    Образовательная программа разработана на основе типовой «Музыка» и рассчитана на три года обучения: на первом году обучения целесообразно проводить уроки с использован...

Программа "Эстрадный вокал "Серпантин" начальная"

Данная программа имеет художественную направленность, предназначена для учащихся 7-18 лет, рассчитана на два года обучения.В основе программы лежит система воспитания детского и подросткового певческо...

Программа "Эстрадный вокал "Серпантин" начальная"

Данная программа имеет художественную направленность, предназначена для учащихся 7-18 лет, рассчитана на два года обучения.В основе программы лежит система воспитания детского и подросткового певческо...

Сценарий юбилейного концерта хореографического коллектива "Серпантин"

Данный сценанрий был написан в связи с юбилеем хореографического коллектива "Серпантин", который был создан в 2012 году....