Эссе "Чему учитель может научиться у своих учеников"
статья по теме

Корытко Ольга Георгиевна

Размышления о вечерней школе в исправительной колонии строгого режима, о ее буднях и праздниках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_chemu_uchitel_mozhet_nauchitsya_u_svoikh_uchenikov.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ЧЕМУ  УЧИТЕЛЬ  МОЖЕТ НАУЧИТЬСЯ  У СВОИХ  УЧЕНИКОВ?»

Эссе.

Подготовила

учитель русского языка и литературы

МОУ  ВСОШ  №4 г. Артёма

Корытко О.Г.

г. Артём

2011г.

Вечерняя щкола… Как правило,  о ней знают немного   и скорее  всего  благодаря фильмам «Весна на Заречной улице» и «Доживём до понедельника». Да, ученики в такой школе не совсем обычные: чаще всего им больше двадцати, некоторые ученицы  уже готовятся стать мамами, а  кого-то за дверью класса даже ждут супруги и дети.

Школа, в которой работаю я, ещё более необычна, таких в Приморье немного, меньше десяти.  Это школа в колонии строгого режима в посёлке Заводском.  Ученики мои -  осужденные за разные  преступления люди, в большинстве своем - рецидивисты.  

Ни один новый человек на территории зоны   не останется незамеченным.  Кто был у нас в гостях, прочувствовал это на себе.  Преподаю  в ней  уже девятый год, а как сейчас помню впечатления от первого своего рабочего дня. И всё-таки ко всему человек привыкает.     Вот и я постепенно  привыкла к тому, что в классе сидят  взрослые мужчины,   к тому,   что подавляющее количество ребят - люди с навсегда искалеченной судьбой и нарушенной психикой. Но самое парадоксальное: со временем начинаешь таких необычных учеников   по-своему любить, становишься для них и учителем, и психологом, и другом, с которым можно поделиться самым сокровенным и спросить совета.

В нашей школе есть свои традиции, которые вырабатывались годами, проверены временем и, самое главное, востребованы. Если вдруг педагоги посчитают, что пришло время  от чего-то отказаться, попробовать что-то новое, ученики тут же заявят, ЧТО им действительно интересно, а ЧТО есть  новомодное увлечение.

На протяжении последних  лет к Новому году мы ставим традиционный спектакль по мотивам повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством», только назвали его иначе: «Вечера на хуторе близ «ДВАДЦАТКИ».  В каждой новой постановке  мужские роли   исполняют разные ребята, и только педагоги  из года в год играют каждый свою,  всякий раз  придумывая что-то новое, неизбитое. Я, например, вжилась в  роли Солохи, и каждый год она получается у меня немножко другая, но не менее  смешная, лукавая и обаятельная. Всё у нас,  практически,  по Гоголю:  и Оксана,  и  Вакула, и  история их любви; Чуб, Дьяк, Голова  и  Чёрт успевают за вечер и в мешке посидеть, и на гитаре сыграть, и романс исполнить, и фокусы показать, и продемонстрировать приёмы восточных единоборств. Герои наши встречаются с Дедом Морозом и Снегурочкой; зрителям, как полноправным участникам спектакля, хотя они об этом и не догадываются, предстоит выполнить массу разных весёлых заданий. Вакуле приходится пройти немалые испытания,  чтобы добыть-таки для Оксаны заветные черевички, и он дарит ей их под  бурные аплодисменты и рёв зрителей, потому что черевички     те     непростые:   в коробке   из-под   обуви, перевязанной      нарядной   лентой,

                                        1

оказывается, лежат огромные, сорок последнего размера   кирзовые ботинки! А придумали  положить именно эти ботинки сами же ребята. Ещё в ходе репетиций от них поступает столько остроумных предложений и замечаний, что диву даешься и не знаешь иногда, как воплотить их в жизнь, вставить в спектакль и не нарушить сюжета гоголевской повести.

 Мы всегда рядом на любом мероприятии, будь то КВН, Литературное кафе, предметная неделя, Спартакиада - всегда  мы вместе, учителя и ученики, друг без друга мы никуда. Это  здорово помогает нам  в основной  нашей деятельности – обучении. Появляется какая-то особая атмосфера на уроках, отношения становятся более доверительными и менее холодными,  уходит зажатость и подозрительность, свойственная людям, отбывающим наказание и озлобленным, как правило, на весь мир. Одним словом, ребята раскрываются подчас с такой стороны, о которой ты и не подозреваешь.

Совсем недавно  пришлось и мне попробовать себя в роли  и сценариста, и режиссёра-постановщика. Маленького, но всё-таки спектакля.

Апрель 2009 года. Открытый  урок  литературы в 12 классе по повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Сразу хочу оговориться: к творчеству этого писателя, как, кстати, и к творчеству Варлама Шаламова, отношение неоднозначное. Кто-то одобряет и читает Солженицына с упоением, просит принести «Архипелаг ГУЛАГ»,  «Раковый корпус», «В круге первом». Кто-то  сразу предупреждает: «Что? Читать о лагерях и зоне? Да она мне и так надоела, да и что я могу узнать о ней нового?»  И всё  же мне удалось, я думаю, изменить мнение многих о личности и творчестве Солженицына  в лучшую сторону. И помогли мне в этом сами ребята. Каким образом? Поддержали мою идею провести не совсем обычный урок, где кроме слова учителя и беседы с учениками будет маленький спектакль.

Взяли мои ученики да  и сыграли, по сути дела,  самих себя. И как сыграли, учитывая то, что репетиций-то  практически и не было!  У каждого был только текст на нескольких страницах. И ещё огромное желание донести до зрителей мысли автора. Что касается текста, то с ним  мне пришлось поработать в течение нескольких дней, чтобы из разрозненных реплик и диалогов  получилась одна-единственная сцена, когда  Тюрин зовёт своих  бригадников пить чай и  те рассаживаются в кружок, неторопливо отхлёбывая из  кружек, рассказывают каждый о своём.

Каждый  учил свой монолог «дома», в своём отряде,  не забывая при этом, что кроме него самого  в постановке участвуют ещё несколько человек. И только однажды пришлось нам   собраться  всем  вместе,  полностью прогнать   всю сцену  и внести кое-какие поправки.

                                        2

Вот тут-то и выяснилось, что артисты мои не желают пить чай  из  обычных фарфоровых или стеклянных кружек. Подавай им  железные, на худой конец,  алюминиевые.  И ведь нашли! Сами нашли. И чайник из столовой принесли такой, о существовании  какого  я  даже не подозревала. Всё должно было  быть по-настоящему.  «А иначе  не прочувствуешь той эпохи», - сказал мне ученик, исполнявший роль Ивана Денисовича. А другой актёр, в обычной жизни стеснительный  и неуверенный в себе человек (и за что он только умудрился срок заработать!), вдруг взял да и выдал: «Я просто так  гонять чаи не буду, я что-нибудь мастерить стану!»

Пришло время готовить костюмы. Собственно, их и шить-то не надо было, всего лишь приметать кусочки белой ткани в определённом месте  на одежду, а затем нарисовать чёрным фломастером номера, какие тогда, в далёкие послевоенные,  были  у каждого зэка на шапке, телогрейке и штанах. И с этим мои ученики справились на ура, потому что зона учит их и шить, и вязать, и многому другому, чем можно заняться  с пользой для себя, чтобы не сойти с ума за годы, проведённые за колючей проволокой.

И вот, наконец, премьера. Как легко  и раскрепощенно    вели себя  ребята на репетиции, подшучивая  друг над другом,  и как тушуются   теперь на публике… А может, это только мне так кажется? Но вот,  один за другим наливая себе чай в кружки, завели меж собой разговор. И пошло, пошло… Кто-то  достал обрывок  газеты,  насыпал в неё махорки, свернул «козью ножку», «закурил», потом пустил её по кругу. И ведь ни слова об этом на репетиции  сказано не было! Ещё больше удивил меня  «тихоня»,  когда я увидела его  «на сцене» с мотком изолированной проволоки. «Для чего она ему нужна, что он  будет с ней делать?» - пронеслось у меня в голове. Действительно, он не просто так пил чай, успевая при этом откусывать кусковой сахар, он очень ловко и аккуратно  за несколько минут  оплёл  этой самой проволокой ручку кружки. Как оказалось, так испокон веков  делали все зэки, кому приходилось пить чай из металлической кружки. Просто чтобы не обжигать руки во время чаепития.

 Прозвенел звонок.  Закончился  спектакль. Пришло время анализировать, что удалось, а что нет. Конечно же, где-то  ребята  и слова подзабыли, и реплики немного перепутали, но в общем и целом понравилось всем: и зрителям, и актёрам. А  как долго ещё потом обменивались ученики  мнениями о том, кто и как сыграл свою роль, делились переживаниями. Разговоров хватило на  целую неделю.

Сколько незабываемых  впечатлений,  накопленных  за  годы  работы в колонии,  живёт в моей памяти! Сколько разных ситуаций – хороших и не очень  - пришлось пережить,

                                        3

сколько  переосмыслить, взглянуть на многие вещи другими глазами.  

Не только учитель учит своих учеников в процессе обучения и воспитания. И ученики способны научить чуткого и открытого миру педагога многим вещам: умению радоваться жизни несмотря ни на что,  умению преодолевать себя, любить всё живое и не переставать удивляться новому  и прекрасному.

Педагог учится всю свою жизнь, и это дает ему толчок к постоянному  профессиональному и внутреннему росту.  И только тот, кто способен и согласен «расти» и сам учиться у других,  порой  вопреки обстоятельствам и житейской логике,   имеет  право называться Учителем.

                                        4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - презентация "Потребитель, научись защищать свои права"

Урок с преиенением презентации по правам потребителей для старших классов, содержит основные права с разбором по ним из жизни, с вопросами мо теме и заканчивается урок игрой разбором примеров из жизни...

Проживи одну свою и тысячу жизней своих учеников – и ты проживёшь вечность…

Направления модернизации российского образования и деятельности школы, над реализацией которых работает педагог, участие в реализации методической темы школы «Методическое обеспечение подготовки учите...

Сочинение - эссе "Чему я могу научиться у своих учеников?"

Работа была представлена на конкурс сочинений эссе в рамках педагогического фестиваля " Век живи - век учись"...

От компетентного учителя к компетентному ученику. (повышение компетентности учителя, как залог повышения компетентности ученика)

От компетентного учителя к компетентному ученику. (повышение компетентности учителя биологии. как залог повышения  компетентности ученика)...

Эссе «Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно — указать дорогу…» (Р. Олдингтон)

Может быть, мои слова покажутся слишком помпезными, но я верю, что учитель выполняет на Земле особую миссию: передает молодому подрастающему поколению опыт человечества на пути познания Вселенной, на ...

Предлагаю вашему вниманию образцы карточек к зачету по геометрии в 8 классе, а также набор задач к зачету. Учитель может по своему усмотрению либо добавить в карточки задачи, либо заменить уже имеющиеся задачи на другие.

ЗачётГлавная задача зачётов – развитие самостоятельной деятельности учащихся в усвоении ими курса математики. Другими задачами зачёта являются:формирование умений учиться;выявление пробелов в зн...