Игры и упражнения для развития толерантности
учебно-методический материал (5 класс) по теме

Жерлицына Инна Васильевна

Серия игр, упражнений для развития толерантности на уроках православной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_i_uprazhneniya_na_razvitie_tolerantnosti.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 3 – Серия игр, упражнений для развития толерантности на уроках православной культуры

Игровая экспресс-диагностика «Проявляешь ли ты толерантность?»

По материалам газеты «ДОГ»

 

Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, помогать друг другу, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.

 

Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько «б» получилось.

1. Для того, чтобы не было войны...

а) Нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!

б) Нужно понимать, почему они происходят.

2. В школе говорят о героях, проявивших толерантность...

а) Это тебя не интересует.

б) Ты хочешь узнать об этих героях.

3. Ты противостоишь насилию...

а) Насилием.

б) Ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать НЕТ.

4. Один товарищ тебя предал...

а) Ты мстишь ему.

б) Ты пытаешься объясниться с ним.

5. Когда говорят о детях, пострадавших от войны...

а) Ты об этом услышал и забыл.

б) Ты ищешь возможность для того, чтобы проявить с ними солидарность.

6. Ты не согласен с кем-то...

а) Ты не даешь ему говорить.

б) Ты все-таки слушаешь его.

7. В классе ты уже ответил...

а) Тебе хочется отвечать еще.

б) Ты предоставляешь возможность другим ответить.

8. Тебе предлагают переписываться с каким-нибудь иностранцем...

а) Ты не испытываешь ни потребности переписываться, ни потребности делиться мечтами.

б) Ты хочешь переписываться, чтобы поделиться с ним своими мечтами.

 

Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответственным и солидарным, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.

Если у тебя от 3 до 7 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с нетолерантностью.

Если у тебя менее 3 «б»: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий.

Упражнения-миниатюры для развития толерантности

Упражнение «Ручки»

объединиться по парам (объединение задает учитель)

удерживаю ручки только указательными пальцами выполнять указания учителя:

сесть,  встать, присесть на одной ноге и т.д.

на следующем этапе это же упражнение выполняется  в тройках, четверках и т.д.

Упражнение «Меняются те, …»

В течение урока учитель говорит:  «Прошу поменяться местами тех, кто…»

Варианты:

- сейчас смотрел в окно

- у кого нет ко мне вопросов. И т.д.

Упражнение «Я плюс ты наоборот»

Заполнить табличку

Имя и фамилия ученика в классе

Что у нас общего

Что нас отличает

  1. Напиши пожелание хорошему человеку

Упражнение «Молекулы»

Все встают и начинают хаотично передвигаться по классу. По команде учителя необходимо объединиться в группы по одному, двое  и т.д.

Упражнение «Ворота пожеланий»

по принципу игры «Ручеек»

Каждому кто идет через импровизированные ворота нужно сказать какое-нибудь пожелание.

Упражнение «Правила урока»

 На нашем уроке действуют правила:

  1. Уважительное отношение  друг к другу;
  2. Когда один говорит остальные молчат (уважение к говорящему);
  3. Нет правильного и неправильного мнения, есть мнение говорящего.
  4. Обращение друг к другу по именам.

Упражнение  «Поздоровайся локтями».

Время: 3 мин.

  1. Ученики стоят в кругу.
  2. Предложите всем рассчитаться на «один – четыре» и сделать следующее:
  • каждый «номер первый» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;
  • каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
  • каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку – на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в сторону;
  • каждый «номер четвертый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в сторону).
  1. Скажите участникам, что на выполнение задания им дается только 1 минута. За это время они должны поздороваться  как можно большим числом  учеников класса, просто   коснувшись друг друга локтями.
  2. Через 1 минуту соберите участников в четыре подгруппы так, чтобы вместе оказались соответственно все первые, вторые, третьи и четвертые номера. Пусть участники поприветствуют друг друга внутри своей подгруппы.

Эта смешная игра ломает привычные стереотипы приветствия и способствует установлению контакта между участниками.

Упражнение «Воображаемый мяч».

Соглашение с инициативой других.

Время: 5 мин.

Подготовка:  Ученики    свободно стоят в кругу.

1. Ознакомление учеников с целями упражнения. Объяснение, что это типичная командная игра, успех которой зависит от того, насколько игроки смогут сосредоточиться, настроиться на других, поддерживать чужую инициативу и проявить собственную активность.

2. Из учеников назначается игрок № 1. Дается следующая инструкция: «Чтобы начать игру, игрок № 1 перебрасывает кому-нибудь воображаемый мяч. Так как настоящего мяча у нас нет, игрок № 1 должен представить, о каком мяче идет речь. Вес, размер, форма и материал мяча подскажут, как его нужно кидать и ловить. Игрок № 1 должен назвать имя того, кому будет кидать мяч, и сказать, о каком мяче идет речь». Например: игрок № 1 встречается глазами с игроком № 2, произносит его имя и говорит перед броском: « Футбольный мяч» или «Шарик для пинг-понга»

3. Второй игрок ловит мяч так, как если бы он был настоящим, и готовится бросать (передавать) сам. Он должен изменить вид предмета. Может быть, у второго игрока появится желание покатить игроку № 3 шар для боулинга или же бросить легкий надувной шарик.

4. Когда игроки бросают или ловят мяч, они должны задействовать все свое тело. Вид мяча определяет, как мы движемся, действуем и реагируем. Группа играет примерно 5 минут.

Упражнение «Я тоже».

 Наблюдение за собой и другими. Время: 5 мин.

1.  Ученики класса  произвольно  стоят  в кругу. В центре комнаты должно оставаться свободное место. Там встает первый доброволец, он будет ведущим в данной игре.

2. Ведущий внимательно наблюдает за сидящими вокруг него людьми. Он должен какую-то присущую некоторым игрокам (и бросающуюся в глаза) общую деталь, но не называть ее вслух, а произнести лишь имена людей, к которым она относится, и попросить их встать рядом с собой.

3. Оставшиеся    участники должны определить, что же сходное есть во всех вызванных в середину круга людях.

4. Тот, кто догадывается первым, становится новым ведущим и выходит на середину. Все остальные садятся обратно на пол.

Примечание: сначала общей чертой может быть какая-то характерная деталь внешности игрока: элемент одежды, цвет глаз, волос и т. д. Постепенно принцип отбора может усложняться: в центр комнаты выходят только женщины, только смешливые игроки, только те, чье имя содержит определенную гласную и т. д.

Упражнение «Передача ритма».

 Настройка на группу.

1.  Учащиеся стоят в тесном круге.

2. Участники легко держат друг друга за руки.

3. Каждый один раз сжимает руку своего соседа справа.

4. Дается инструкция: «Сжатые руки – сигнал, который мы будем использовать в упражнении.  Упражнение  начинается, когда я пожму руку своего соседа справа. Когда он почувствует пожатие, то должен передать направо своему соседу. Так рукопожатие проходит слева направо по кругу, пока не вернется ко мне. В первый раз мы можем работать медленно и спокойно. Вы можете не торопиться передавать рукопожатие дальше».

5. Когда первый раунд завершен, можно предложить участникам закрыть глаза и играть так дальше. От раунда к раунду темп слегка ускоряется.

6. В заключении участники должны сильно сжать руки обоим своим соседям и потом открыть глаза.

Вариант: можно вслед за первым рукопожатием отправить второе. Это побудит группу еще больше сконцентрироваться.

Упражнение «Круг доверия»

Уважительное отношение к другим.

1. Группа выстраивается в большой круг. Участникам предлагается закрыть глаза, а руки держать на уровне груди ладонями наружу.

2. Участники должны одновременно медленно перейти с одной стороны круга на другую. Совершенно очевидно, что в середине круга возникнет порядочная толкотня, но если каждый сориентируется в ситуации, то сможет выполнить задание. Сначала продвижение возможно только в медленном темпе.

3. Когда группа учеников успешно справится с заданием,  в следующий раз можно  повторить  упражнение, попытавшись двигаться немного быстрее. Чем быстрее они идут, тем осторожнее приходится быть. Участники должны быть предельно внимательны, чтобы никто не ушел домой в синяках.

 Примечание: это упражнение доказывает, что по жизни можно идти по-разному (вовсе не обязательно во что бы то ни стало пробиваться, расталкивая всех на своем пути), что люди, к которым вы проявили бережное отношение, скорее всего, отнесутся к вам также, что не обязательно стремиться быть быстрее и лучше остальных.

Упражнение «Картина»

Умение прислушиваться к своим ощущениям и настраиваться на другого. Время: 2-3 мин.

1.  Ученики  делятся на пары. Партнеры самостоятельно решают, кто из них будет А, а кто – Б. в первом раунде Б становится за А и пальцем «рисует» на его спине отдельные буквы. Игрок А должен угадывать их. При этом глаза А закрыты. Желательно также, чтобы на игроках не было толстых жакетов или пуловеров.

2. Если А с легкостью отгадывает буквы, игрок Б может писать простые слова и даже короткие фразы. Игроку А необходимо сконцентрироваться. Он может попросить партнера, чтобы тот, когда слово заканчивается нажимал чуть сильнее. На выполнение задания отводится 2-3 минуты.

Варианты: можно заранее подготовить карточки с буквами, словами, геометрическими фигурами, которые будут даваться «художникам». Упражнение  можно провести, разделив класс на равные команды. Каждая получает задание восстановить и озвучить краткую фразу. Которая по одному слову «записывается» на спинах игроков.

Упражнение «Мир без тебя»
Учитель.  
Представьте, что  у  меня есть волшебные гигантские очки, которые помогают увидеть в человеке только хорошее, даже то, что он иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки, выйду в центр круга и посмотрю через стекла очков на кого-нибудь из вас: Мир без тебя, (имя ребенка), был бы неинтересен, потому что ты... А теперь ты, (ИМЯ ребенка), примерь волшебные очки, посмотри на ребят и постарайся увидеть в ком-нибудь как можно больше хорошего, может быть даже то, чего раньше не замечал. 
Так каждый ученик примеривает очки.

Упражнение «Завершение урока»
 Учитель.   Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу... другой человек есть радость для тебя... Окружающий мир есть радость для тебя... Ты всегда радость для другого... Береги себя и другого береги... Уважай, люби всё, что есть на земле, — это чудо! И каждый человек — это чудо!

Упражнение «Похвались соседом»
Учитель.  
Сегодня мы будем хвалиться, хвастаться своим соседом (соседкой) справа. Посмотрите внимательно на своего соседа или соседку. Подумайте, какой он (она), что умеет делать, что у него (у нее) хорошо получается. Я начну: Мой сосед справа, Дима, — самый замечательный сосед на свете. Он умеет рассказывать увлекательные истории. Мне очень повезло с соседом!” Теперь очередь Димы хвастаться своим соседом.

Упражнение «Железнодорожный состав» 

Учитель.  Представьте себе, что мы железнодорожный состав, мы  и есть одно целое,  от нашего единства зависит результат нашей работы. Если одно из звеньев выпадает, движение «паровоза» приостанавливается — работа   осложняется.

Упражнение «Ветер в ивах»
Это упражнение   проводится, если ребят, уже более или менее доверяющих друг другу. Семь-восемь человек образуют тесный круг, соприкасаясь плечами. Водящий становится в центре круга, закрывает глаза и падает вперед или назад, задача играющих — не просто подхватить человека, но и осторожно передавать его из рук в руки по кругу.
Проводя упражнение, учитель должен быть, уверен, что все ребята адекватно оценивают степень опасности падения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук

Эти занятия и упражнения помогут родителям занять ребенка дома полезным и нужным делом, а также подготовить руку к письму в игровой занимательной форме. ...

Игры и упражнения для развития речевого дыхания.

Для выработки сильной, направленной воздушной струи, необходимой для постановки звуков, рекомендую выполнять следующие упражнения....

Играем вместе "Игры, игровые упражнения для развития речи детей дошкольников в домашних условиях"

игры, игровые упражнения на развитие мелкой моторики и закрепление различных речевых навыков...

Мастер-класс для родителей на тему: "Игры и упражнения на развитие межполушарных связей как средство развития интеллекта ребенка"

В данном конспекте представлены кинезиологические упражнения с подробным описанием и зарисовкой, которые будут интересны и полезны как родителям так и педагогам воспитанников....

Упражнения на развитие толерантности

Так что же такое толерантность? Чувствовать, думать, любить, как другие, сердцем умея понять солидарность. ...