ОБЩЕНИЕ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ, РУКОВОДСТВО
учебно-методический материал на тему
Общение и коммуникативность занимают важное место среди всех профессиональных качеств руководителя художественного коллектива, они способствуют созданию атмосферы взаимопонимания между руководителем и участниками оркестра, повышая тем самым эффективность работы. Способность к общению у руководителя коллектива является одним из главных компонентов не только общей, но и специальной подготовки. От этих навыков зависит и морально-психологический климат в коллективе, и уровень его социально-художественной деятельности и готовность участников выполнить намеченное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchenie_pedagogicheskoe_vozdeystvie_rukovodstvo.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств р. п. Романовка»
Романовского района Саратовской области
Методическая работа на тему:
ОБЩЕНИЕ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ, РУКОВОДСТВО.
Составитель: преподаватель
МУДО «Детская школа искусств
р. п. Романовка»
Черненко Юлия Константиновна
р. п. Романовка 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение………………………………………………………………………….3 Общение – понятие, функция, виды…………………………………………....4 Особенности педагогического руководства…………………………………...8
Учитель и ученик………………………………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………………11
Список литературы……………………………………………………………...12
Введение
Исторические корни человеческого общения – в необходимости понять друг друга и, благодаря такому взаимопониманию, успешно взаимодействовать, решать общие практические задачи. Общение – это не только взаимодействие, но и в большинстве своих форм это, прежде всего определенные сопряженные шаги его участников.
Общение – важнейшее из понятий, характеризующих мир людей. Мир, в который попадает ребенок с момента своего рождения и в котором протекает вся его жизнь. С рождения до смерти человек погружен в символическое пространство отношений и разнообразных взаимодействий с другими людьми. Эти взаимодействия чрезвычайно многолики по своим целям, формам и условиям протекания. Так, люди могут взаимодействовать в парах или малых группах непосредственно или опосредованно – через средства связи, массовой коммуникации, различные виды искусства. Вступать в социальный контакт могут отдельные люди и целые народы, эмоционально-личностный, деловой, социально-формальный характер и т. д.
Общение – чрезвычайно важная характеристика мира людей. Оно – механизм развития их отношений, форма существования этих отношений и способ существования важнейших аспектов психического мира отдельного человека.
Общение и коммуникативность занимают важное место среди всех профессиональных качеств руководителя художественного коллектива, они способствуют созданию атмосферы взаимопонимания между руководителем и участниками оркестра, повышая тем самым эффективность работы. Способность к общению у руководителя коллектива является одним из главных компонентов не только общей, но и специальной подготовки. От этих навыков зависит и морально-психологический климат в коллективе, и уровень его социально-художественной деятельности и готовность участников выполнить намеченное.
Педагогическое общение в рамках оркестрового класса предполагает специфическую форму – дирижерское общение. Успех дирижера обеспечивается не только музыкальным дарованием, специальной подготовкой, которая сама по себе представляет сложный синтез разных элементов, но и всей его культурой, интеллектуальным развитием, разносторонней одаренностью и эрудицией, настойчивой систематической работой над собой.
«Значительным музыкантом может быть только человек с большим духовным, интеллектуальным и эмоциональным содержанием. Музыка есть средство общения между людьми. Чтобы говорить музыкой, нужно не только владеть этим «языком», но и иметь, что сказать. Мало того, даже и для того, чтобы понимать музыкальную речь во всей ее содержательности, нужно иметь достаточный запас знаний, выходящих за пределы самой музыки, достаточный жизненный и культурный опыт».
Общение – понятие, функции, виды.
Общение - это универсальная реальность бытия человека, порождаемая и поддерживаемая разнообразными формами человеческих отношений. В этой реальности формируются и развиваются как различные виды социальных отношений, так и психологические особенности отдельного человека.
Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:
коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;
интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждение собеседника;
перцептивная сторона включает в себя процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
К средствам общения относятся:
1. язык – система слов, выражений правил их соединения в определенные высказывания, используемые для общения;
2. интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе;
3. мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы;
4. жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, то есть иметь закрепленные за ними значения; или экспрессивными, то есть служить для большей выразительности речи;
5. расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, степени доверия.
Значительный вклад в развитие «общения» как понятия гуманитарной социальной психологии внесли отечественные мыслители XX в. М.М.Бахтин и А.А.Ухтомский. Для них общение в своей особой форме, которую Бахтин называл «диалогом», а Ухтомский – «доминантой на собеседнике», являлось формой развития и существования неповторимой индивидуальности каждого человека.
Будучи органически связанным и с жизнью общества в целом, и с непосредственными контактами людей, и с внутренней духовной жизнью человека, общение многообразно по своим функциям.
Функция первая. Общение является формой существования и проявления человеческой сущности. Истинно человеческое проявляется в нас именно в процессе общения и благодаря ему. «Только в общении, во взаимодействии человека с человеком раскрывается «человек в человеке», как для других, так и для себя».
Функция вторая. Общение выполняет в коллективной деятельности людей коммуникативно-связующую роль. Общение – важнейшее условие успеха коллективной деятельности. И эта функция, несомненно, ценима людьми. В Ветхом Завете есть миф, повествующий о том, что было, когда общение не смогло достойно выполнить коммуникативную функцию. Это миф о Вавилонской башне.
Когда нет возможности договориться – нет общей деятельности. Зато есть кое-что другое – страх. Мы часто опасаемся того, чего не понимаем.
Функция третья. Общение представляет собой важнейшую жизненную потребность человека, условие его благополучного индивидуального существования. Общение выступает как важнейшее условие формирования и изменения психического облика человека. Отношение ребенка к миру и самому себе в значительной степени определяется его общением с взрослым. Постепенно внешние формы взаимодействия ребенка и взрослого трансформируются во внутренние психические функции и процессы, а также в самостоятельную произвольную внешнюю деятельность ребенка.
Функция четвертая. Общение играет психотерапевтическую, подтверждающую роль в жизни человека любого возраста. «Подтверждение «я» со стороны другого и постоянная потребность в нем – это и есть те факторы, которые делают человеческое общение чем-то существенно большим, нежели простой информационный обмен».
Многообразие функций неизбежно влечет за собой разнообразие видов. Классифицировать общение, учитывая его сложность и многообразность, можно до бесконечности.
Отношения, на которые социальные нормы и правила оказывают невыраженное, косвенное влияние можно охарактеризовать как непосредственные, контактные, а тип общения, их создающего, - межличностным типом общения. Отношения, строго опосредованные социальными требованиями и ожиданиями, - дискантные, опосредованные. Они реализуются в ролевом общении. Вступая в межличностное общение, люди ориентированы на свои внутренние цели и ценности. Их отношение к партнеру формируется «здесь и сейчас», в ходе контакта, на основе демонстрируемого им поведения и взглядов.
Само содержание общения, его формы могут гибко меняться и приспосабливаться к тому образу партнера, который формируется в процессе контакта. Конечно, на такое общение тоже влияют ожидания, имеющие в отношении другого у каждого партнера, но их достаточно легко изменить, пристроить к реальному поведению. Общение будет стремиться к продолжению, если формирует у партнеров взаимную симпатию. И достаточно мало причин его продолжать будет у тех партнеров, которые начали испытывать эмоциональную неприязнь друг к другу. Таким образом, межличностное общение предоставляет своим участникам значительную свободу в выборе «режима» общения, в принятии решения о его продолжении или прекращении.
Эмоциональные отношения пронизывают всю систему человеческих взаимодействий, часто накладывают отпечаток на деловые, ролевые отношения. Ролевое общение помогает людям создавать и поддерживать отношения, построенные на деловых, формально-социальных контактах, которыми так изобилуют современное общество. Оно обеспечивает коммуникацию в таких социальных тандемах, как «руководитель – подчиненный», «покупатель – продавец», «педагог – учащийся» и других. В ролевом общении человек не свободен в выборе стратегии своего поведения, восприятии партнера и самовосприятии. Он лишается определенной спонтанности своих реакций. Каждый человек вносит в свои социальные роли уникальность и неповторимость. В ролевом общении человек реализует себя как член общества, определенной группы.
Особенности педагогического руководства.
В данном случае под педагогическим руководством понимается в широком смысле управление различной групповой активностью учащихся, как в процессе учебной деятельности, так и вне нее.
Мерой влияния педагога – руководителя на группу учащихся является его авторитет. Авторитет педагога – сложное составное понятие. Можно говорить о двух его составляющих: авторитете роли учителя и авторитете его личности.
В дальнейшем авторитет личности руководителя начинает падать. Авторитет личности руководителя становится решающим, для учащихся принципиально важно отношение педагога к ним, его умение общаться, его эрудиция и профессиональная компетентность, этические качества.
Перечислим ряд психологических факторов, существенно влияющих на успешность педагогического руководства. Обсуждение феномена руководства показало, что наиболее значимым является стиль руководства, выбранный формальным лидером. В отношении педагога необходимо отметить, что эффективной для него является именно кооперативная модель руководства. При авторитарном управлении чрезвычайно велико количество враждебных, доминантных проявлений, неконструктивной критики. При демократическом преобладают отношения сотрудничества и поддержки. В этих группах чаще всего формируется чувство «мы». При этом готовность к некритическому подчинению руководителю была значительно выше в авторитарных группах. Авторитарная и демократическая группы различаются и по структурным характеристикам. Выдвижение лидеров у учащихся при жестком управлении чрезвычайно затруднено, а спонтанные микрогруппы неустойчивы. Напротив, при демократическом управлении микрогруппы возникали сами собой, если этого требовала задача, и могли успешно функционировать без воздействий руководителя. Такой стиль способствует проявлению индивидуальности учащихся и выявлению лидеров.
Таким образом, стиль руководства педагога должен обеспечивать реализацию основных функций управления группой, преимущественно в духе кооперативной модели управления. Чем успешнее педагог – руководитель реализует эти функции, тем продуктивнее стиль его руководства.
Отметим и ряд личностных качеств, наличие которых существенно для успешного педагогического руководства. Это те черты личности, которые способствуют в целом успешному общению с учащимися: общительность, направленность на других, склонность к сотрудничеству, эмоциональная восприимчивость (эмпатия), тактичность, терпимость, эмоциональная устойчивость, гибкость в усвоении новых социальных ролей, артистизм. Интересно, что успешнее работают те педагоги-руководители, которые не имеют ярко выраженного стремления к лидерству. Важны и такие личностные особенности, которые обусловлены спецификой педагогического труда: высокая интеллектуальная гибкость, критичность и быстрота мышления, способность к импровизации, самокритичность, самостоятельность, инициативность.
Кроме того, для успешной управленческой деятельности педагог должен обладать хорошими навыками и социально-перцептивного, и социально-рефлексивного анализа, то есть уметь адекватно оценивать отношения к группе учащихся и чувствовать отношение к себе с их стороны.
Отметим и еще один фактор – удовлетворенность собственной деятельностью. Естественно, что лучше работает тот человек, который высоко оценивает свои результаты.
Учитель и ученик
Музыка, как и многие другие виды искусства в своей основе владение тонкими технологиями передается от одного поколения к другому при помощи учителя.
Часто именно через любовь ученика к учителю приходит и любовь к тому предмету, который он преподает. И многие хорошие учителя имеют некоторые общие черты:
- учитель занимает в процессе обучения как бы промежуточное место между учеником и изучаемым предметом.
- имеет определенные достижения в своей области (однако сами по себе глубокие знания не могут автоматически сделать их обладателя хорошим учителем).
- умение одно и то же знание предлагать учащимся по-разному в зависимости от уровня их подготовки, психологических особенностей.
- понимать, что-то, что кажется учителю очевидным, ученику может быть не понятно.
- коммуникативные и организаторские способности.
Центр образовательного процесса – ребенок, и задача школы - предоставить ему самые широкие возможности для успешного освоения выбранной образовательной программы. Одним из главных принципов современной методики преподавания является недопустимость психологического давления на ученика: «В педагогике не должно быть насилия». С точки зрения преподавания – авторитарный подход неприемлем. Это может отбить у детей желание учиться. Важно наладить психологический контакт с учащимися, не делая скоропалительных выводов, изменить подход, временно ослабить требования… и др.
Принципиальное значение имеет «личностное общение» преподавателя с учениками. Важно, чтобы между педагогом и учеником не было дистанции, т.к. настоящая, продуктивная работа возможно лишь тогда, когда существует взаимное уважение к друг к другу.
Участливое отношение педагога к ребенку не ограничивается только занятиями музыкой: учитель должен быть внимательным ко всем сторонам жизни учащегося, суметь помочь своему воспитаннику. У ученика должно быть полное доверие к учителю, что является не маловажным фактором во взаимоотношениях между учащимися и педагогом.
Заключение
Межличностное общение представляет собой универсальную реальность бытия человека, порождаемую и поддерживаемую разнообразными формами человеческих отношений. В этой реальности формируются и развиваются как различные виды социальных отношений, так и психологические особенности отдельного человека.
В жизни отдельного человека и человеческого сообщества общение выполняет сущностно важные функции: формирование и проявление истинно человеческих свойств и возможностей, коммуникативная поддержка совместной деятельности, сохранение психологического и физического благополучия человека.
В процессе общения обмен информацией приводит к ее развитию и изменению, превращению в общее смысловое поле партнеров. Возникновение общего информационно-смыслового пространства не обеспечивает автоматически взаимопонимания между партнерами, так как на коммуникативный процесс, его эффективность влияет целый ряд специфических психологических механизмов и феноменов.
Список литературы
- Андреева Г.М. Социальная психология. М.,2001.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.,1963.
- Битянова М.Р. Социальная психология. М.,2001.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.,1982.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.,1976.
- Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.,1987.
- Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. Ростов-на-Дону, 2002.
- Маклаков А.Г. Общая психология. С-Пб., 2000.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Власть, влияние, лидер/ Социальная психология. М.,1999.
- Немов Р.С. Психологические условия и критерии эффективности работы коллектива. М.,1982.
- Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л.,1979.
- Общение и развитие психики/ Сборник научных трудов. М.,1988.
- Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М.,1982.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.,1997.
- Подласый И.П. Педагогика в 2-х кн. М.,1999.
- Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. Екатеринбург, 1999.
- Кузьмин Е.С., Волков И.П. Руководитель и коллектив. Л.,1974.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации педагогам. Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками. Основные методы педагогического воздействия в отношении воспитанников детских домов и школ-интернатов."
Данный методический материал предназначен для повышения уровня образования и квалификации педагогов, расширения профессиональной компетенции, раскрытия их творческих возможностей....
Методы педагогического воздействия.
Выступление на педагогическом совете....
Методы педагогического воздействия в диаграммах.
Презентация. Выступление на педсовете....
Приемы педагогического воздействия на "трудных школьников"
Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между учителем и учениками, вызывает у учителя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой....
Формы и методы работы с родителями с целью усиления педагогического воздействия на ребенка
В данной разработке речь идёт о формах и методах работы с родителямис целью усиления педагогического воздействия на ребенка , даны рекомендации по проведению родительских собраний....
Работа с детьми группы риска, основания выделения в группу. Социально-педагогическое воздействие.
1. Введение, 2. Специфика социально-педагогического исследования детей «группы риска», 3. Взаимодействие социального педагога с детьми «группы риска» , 4. Те...
родительское собрание "Способы общения и методы педагогического воздействия на ребёнка в семье"
родительское собрание...