доклад"Игра в трудовой деятельности"
учебно-методический материал по теме

Медведева Татьяна Анатольевна

применение дидактических игр на уроках труда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon medvedeva.igra_v_trudovoy_deyatelnosti.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат №20

Роль игры в трудовом обучении.

(доклад)

                                                                 Учитель: Медведева Т.А.

г. Сызрань

   

Трудовое обучение и трудовое воспитание в коррекционной школе представляют собой единую систему.

I этап – трудовое обучение в 1 – 3 классах.

II этап – общетехнический труд в 4 классе.

III этап – профессиональное трудовое обучение в 5 – 9 классах.

Трудовое воспитание осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время в процессе занятий общественно-полезным и производительным трудом, самообслуживанием, во время кружковой работы.

Включение игры в процессе занятий по конструированию и ручному труду не случайно. Начиная играть, ребёнок всегда что-то придумывает, сооружает. У ребёнка, сделавшего на уроках поделку, обязательно возникает желание поиграть с ней.

Нужно не отчуждать ребёнка от продукта его труда. Найдите место, где будут храниться сделанные детьми изделия. Поделки из бумаги и природного материала ребёнок может забирать домой, украшать ими комнату, играть в любое время. Использование сделанных своими руками поделок, изделий в игре повышает у детей интерес к их изготовлению, побуждает детей добиваться лучшего качества работы.

Поэтому, процесс обучения труду нужно построить таким образом, чтобы удовлетворить насущную потребность ребёнка, обеспечить связь с игрой, открывая ребёнку привлекательную перспективу – поиграть продуктом своего труда.

На каждом конкретном уроке связь с игрой выражена по-разному. Особое место на уроках принадлежит игровой мотивации, которая позволяет не только избежать постановки задачи в категоричной форме («Дети, сегодня будем делать…»), но и побуждает к практическому действию, вызывает желание прийти на помощь, выручить сказочных героев, сделать изделия в подарок близким людям или малышам, даёт возможность находиться в действительности, заполненной игрой.

На занятиях нужно задать правильную мотивацию. В начале нужно создать ситуацию необходимости изготовления того или иного изделия, поделки. Например, можно рассказать, что у нас в кабинете (школе) хотят поселиться гномы (лесные человечки). Ребята получают от них письма и посылки с просьбой что-то сделать. Просьба гномов и становится заданием на уроке.

В тех случаях, когда у детей ещё не сформированы навыки работы с инструментами, когда сам характер трудового процесса незнаком детям, а ясного указания не дано детям, преобладающей является игровая, а не трудовая деятельность.

Не владея практическими приёмами работы инструментами: молотком, напильником, ножницами, кистью, материалом (бумагой, деревом, картоном) дети, получив материал, в силу своей активности стремятся действовать. Действия эти по своему содержанию носят игровой характер: стучат по верстаку, раскладывают и катают гвозди и т.д.

Условность действий в игре свидетельствует о способности ребёнка этого возраста обобщать явления, вообразить в одном предмете другой, что важно для развития игровой деятельности. Однако игровое отношение к орудиям и предметам труда, допустимо в известных пределах на начальных стадиях развития трудовой деятельности.

Например, чтобы научить детей работать ножницами, используют такой методический приём: детям предлагают резать «лапшу», т.е. нарезать ножницами полоски бумаги. Несколько раз повторяемое движение даёт свои результаты – дети усваивают навык резания.

Таким образом, освоение навыка протекает при многократном повторении одних и тех же движений. Таким упражнениям нужно предавать игровой характер, вносить в них игровое содержание. Благодаря этому упражнения выступают для ребёнка не как простая тренировка, а как действия мотивированные потребностями игры.

Игра, включенная в содержание трудового процесса, придаёт известное значение результату, он становится ещё более значимым.

Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляют одну из важнейших сторон трудового воспитания школьников. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания. Изготовление игрушек в большей степени, чем другие виды труда, прокладывают первые пути к политехническому образованию.

Ручной труд развивает конструктивные способности, полезные практические навыки ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за неё, справиться с ней, умении оценить  свои возможности, стремление выполнять работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее и пр.).

Так же рекомендуется коллективная форма работы – это, например, изготовление макетов для уроков географии, истории, природоведения, СБО, макеты по сказкам. Например, для игры «Обувной магазин» дети могут сделать босоножки, туфельки, сапожки, коробки для обуви.

На уроках столярного дела можно изготовить лото, шашки для игр во внеурочное время. Каждый делает свою работу, затем дети вместе выбирают лучшие работы. Это будет объективная оценка и своей работы, и работы товарищей. Справедливость оценки подтверждается учителем.

Трудясь над созданием общей игрушки, полезного предмета, дети привыкают работать коллективно: сговариваться в начале работы, распределять обязанности, работать дружно, помогать друг другу, согласовывать действия, выбор материалов, способы работы.

Совместный творческий труд способствует укреплению дружбы детей. Педагогу следует иметь ввиду развитие инициативы и самостоятельности всех участников, наблюдая за тем, чтобы более смелый ребёнок не подавлял замысла более робкого, внимательно наблюдать за теми детьми, кто работает медленнее и не успевают одновременно со всеми выполнять задание.

        Не стесняйтесь принимать на себя разные роли, играть с детьми. Часто мы считаем, что, играя с детьми, они тем самым роняют свой авторитет. Это необоснованные опасения. Всегда надо помнить, что только взрослый может подарить ребёнку счастливый мир игры и сказки, а значит, сделать его пребывание на уроке интересным и радостным.

Попытайтесь, заинтересовано и непринуждённо играть с детьми, тогда вы станете самым добрым и близким для них человеком.

Литература:

  1. Корчинова О.В. «Декоративно – прикладное творчество в

                детских дошкольных учреждениях».

  1. Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. «Обучение детей школьного возраста конструированию и ручному труду».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Формирование духовно – нравственного развития школьника в трудовой деятельности»

Доклад«Формирование духовно – нравственного развития школьника в трудовой деятельности»...

ДОКЛАД Воспитание у дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности.

ДОКЛАДВоспитание у дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности....

Формирование у учащихся школы 8 вида с ДЦП морально-психологической готовности к различным видам трудовой деятельности через трудовую деятельность.

Наиболее значимое для целей адаптации детей с интеллектуальным и физическим недоразвитием является трудовое воспитание. Формируются трудовые навыки напротяжении всего учебного процесса....

КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И НАВЫКОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОЙ НА УРОКАХ трудового обучения по профилю «Штукатурно - малярное дело»

В материале освещаются вопросы связанные с развитием познавательной деятельности на урока профессионально-трудового обучения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью....

Доклад "Формирование у обучающихся устойчивых осознанных мотивов в трудовой деятельности"

В докладе раскрываются пути формирования у обучающихся на уроках профессионально трудового обучения устойчивых осознанных мотивов к труду....

ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНЕТОВ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ.

Одним из главных направлений обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к дальнейшей общественной жизни. Эту возможность дают уроки профессионально – трудового ...